Вечность в повседневности

Статья с фрагментом из книги «Вечность в повседневности»

Простые правила молитвы святого праведного Алексея Мечева

Каждый день мы ищем ответы. На вопросы метафизические и бытовые, глобальные и незначительные, на сиюминутные и вечные. Время неумолимо движется вперед. Мир стремительно меняется, предлагая нам решать все новые и новые дилеммы, которые ставит перед человеком гуттаперчевая реальность постмодерна.

Но и в этом непредсказуемом мире у христиан всегда есть твердый и незыблемый ориентир — наша православная вера. Нас по-прежнему больше всего волнует один единственный вопрос — как нам следовать за Христом? Как любить? Молиться? Прощать? Жить в мире с друг с другом? Как служить Богу и людям?

Несмотря на переизбыток информации и источников, найти ответ, который ляжет на сердце, бывает непросто. Мы вновь и вновь обращаемся за мудростью и вдохновением к святым. 

Святой праведный Алексей Мечев — известный московский пастырь, которому суждено было жить и служить в трудные для Церкви революционные времена. Его называют «старцем в миру». Хотя о. Алексей был простым «белым» священником, при жизни к нему стекались тысячи верующих за советом и утешением. И в двадцать первом веке православные продолжают обращаться к наследию этого удивительного праведника, чтобы найти слова мудрости и правды, ответы на главные вопросы, которые из столетия в столетие волнуют христиан.

Сегодня мы поделимся отрывком из книги «Вечность в повседневности. Правила христианской жизни из опыта общины отца Алексея Мечева», в котором рассказывается о простых правилах молитвы, который отец Алексей завещал своим чадам.

Обновление молитвы

Отец Алексей учил, что встреча с Богом возможна на пути молитвы. Молитва, личная, домашняя и литургическая, представляет собой ключ и краеугольный камень общинной жизни. Настаивая на важности молитвы, батюшка опирался на Господа, Который дал пример Своим ученикам, и на апостола Павла, призывающего верных: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес. 5: 16–18). Отец Алексей считал, что постоянная молитва доступна каждому: «Идешь ли по улице, делаешь ли что руками, сидишь ли в вагоне — твори молитву». Сам он был великим молитвенником и умел увлечь на этот путь: «Всеобъемлющий дух молитвы воздействовал не только на верующих, но часто и на неверующих, заставляя их приобщаться к молитве». Некоторые духовные дети батюшки считали, что молитва — удел немногих избранных. Отец Алексей объяснял им: «И в миру, и в монастыре есть общение с людьми, поэтому и тут, и там надо бороться со своим Я». Он говорил, что надо научиться молиться, когда за стеной играет граммофон и танцуют, и сам он это умел: «Подвиг при телефоне, домовом комитете, при вальсе на пианино, под тяжким и незримым крестом суровых будней и вседневной молвы и суеты сиял таким же нетленным и животворным светом, как в пустыне безмолвия и без людей». Батюшка, всегда очень реалистичный в своих поучениях, напоминал своим духовным детям некоторые простые правила молитвы:

Совершать акт веры и любви, благодарить Бога 

В письме к духовной дочери он советовал: «Благодарите Господа за все прожитое Вами время и за все ниспосланные Им, Милосердным, милости. В самом деле, в Вашей жизни Вы можете усмотреть немало и хорошего, во 1-х, Милосердный Господь даровал Вам доброе сердце, а во 2-х, при помощи последнего вся Ваша жизнь, насколько мне известно, преисполнена любовью к ближним». Отец Алексей призывал своих духовных детей поддерживать друг друга постоянной молитвой и, не смущаясь испытаниями, через которые проходят все, хвалить Бога во всех обстоятельствах.

Поставить Бога в центр своих размышлений

«Старайся чаще думать о Сладчайшем Иисусе и воплощать в себе Его жизнь и учение», — напоминал батюшка диакону Владимиру. Надо стремиться выстраивать перед Богом все свои поступки и поведение в целом, надо жить в Его присутствии с утра до вечера и с вечера до утра: «Молись усердно и неопустительно. Не забывай, что ты находишься перед лицом Всеведущего Господа».

Без Христа мы не можем делать ничего: «Вдумывайся во все. Старайся в жизни своей выявлять Христа Спасителя. Прежде чем что сделать или сказать, подумай, как бы поступил или сказал в данном случае Сам Иисус Христос». Молитва дает внутренний мир: «Тебе советую, чтобы утвердиться в смирении, на утренней и вечерней молитве читать молитву Ефрема Сирина „Господи и Владыко живота моего“».

Проявлять твердость в молитвенной практике 

Молитва — дар Божий, Господь дает нам вкусить сладость молитвы, но это не отменяет необходимости трудиться и хранить верность. В Деяниях апостолов говорится, что верные постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2: 42). Другими словами, они были крепки и постоянны в молитве.

Отец Алексей говорил о ежедневном испытании совести, об усилиях, которые требуются от нас, и уверял, что стоит нам сделать лишь малый шаг, как Господь придет нам навстречу: «Все пройдет, если Вы будете читать постоянно молитву Иисусову. Молиться как-нибудь, говорит Марк Подвижник, состоит в нашей силе, а молиться чисто есть дар Божий. <…> Что сможем, то и пожертвуем Богу, <…>  и Божия сила изольется в Вашу немощную силу, и молитва сухая и рассеянная, но частая — всегдашняя, обретши навык и обратясь в натуру, соделается молитвою чистою, светлою, пламенною и достодолжною». 

Батюшка предлагал в моменты, когда вкус к молитве теряется, читать те места Священного Писания, где говорится о ней. Слово Божие учит молитве, становится главным ее источником. Батюшка настаивал на внимании и понимании: «Понуждать себя надо. Лучше меньше сказать, но сказать со смыслом. Думать надо над каждым словом, которое произносите». Вера не должна зависеть от обстоятельств. Ни успех, ни неудача в молитве не могут ее разрушить. Отец Алексей учил молиться просто, не требуя от себя того, что не можешь дать, и не впадая в безнадежность. Молитва требует смирения.

Стремиться к простым и личным отношениям с Богом

Батюшка неустанно напоминал своим духовным детям, что Христос любит каждого, что Он хочет исцелить нас от страха и эгоизма, раскрыть наши сердца, но Господь может дать новую силу любви только тогда, когда мы откроем Ему дверь, доверимся Ему, станем как дети: «Бывало, приходишь к батюшке и жалуешься ему, что молитва не выходит. А он тебе на это скажет: „Нужно быть как дитя пред Господом. Знаете, как Он это сказал в Своем Евангелии. Молиться нужно вот как он“. И батюшка покажет на своего внучка, который часто присутствовал не только на наших беседах, но даже на исповедях. „Алеша, молись!“ И ребенок становился перед иконами и крестился, как умел, а дедушка поправлял его ручонку. И удивительно было выражение лица в это время у этого ребенка. „Видишь, как он стоит, как молится?“»

Отец Алексей говорил, что можно освободиться от всякого греха, если обращаться к Пресвятой Богородице, как дитя к своей матери, и просить ее спасти от всякого зла: «Ежедневно, как матери, кайся в грехах твоих Божией Матери». Если просить Господа о спасении и приближении к Нему, такая молитва будет действенна, она позволит изгнать грех из глубин души.

Иисусова молитва 

Особое место в духовности маросейской общины занимала молитва Иисусова. Духовные дети отца Алексея получили настоящее руководство к сердечной молитве. Батюшка помогал им сконцентрироваться на личной молитве, стать исихастами, то есть людьми, стяжавшими исихию, внутренний мир и молчание, через соединение со Христом в глубине своего сердца.

Чтобы войти в молитву Иисусову, батюшка советовал «чаще думать о том, Кто для меня Иисус», и произносить слова молитвы с покаянным чувством. Тогда она защитит от всех искушений. Когда случается раздражение или волнение, появляется злое чувство против ближнего, необходимо сразу начинать чтение Иисусовой молитвы: «Если будут появляться дурные мысли, то не обращайте внимания, а старайтесь еще чаще читать молитву Иисусову, и, Бог милостив, все пройдет».

Отец Алексей говорил, что молитва Иисусова помогает победить искушения и дает чистоту, ведет к миру и спасению. В мире, переполненном страданиями, молитва в соединении с любовью и доверием позволяет жить и надеяться: «Входя в других, живя с ними, можно совсем отречься от своего я, совсем про него забыть. Вот когда мы будем иметь это и молитву, тогда мы нигде не пропадем, куда бы мы ни пришли и с кем бы мы ни встретились».

В те времена, когда торжество ненависти и насилия разрушало сердца, Иисусова молитва, непрестанно повторяемая верными, мало-помалу приносила в семьи и дружеские сообщества мир и радость Христа.

Божественная литургия

Признавая ценность личной молитвы, отец Алексей видел центр и корень христианской жизни в молитве церковной, в Таинстве Евхаристии. Любовь к Богу и стремление к встрече с ним, составляющие главное содержание любой молитвы, проявляются в желании участвовать в Божественной литургии, причащаться Святых Тайн.

Литургия как таинство приобщения к Вечности занимала в жизни батюшки особое место, и он стремился передать это отношение своим духовным детям. Для него Литургия — это школа, источник жизненной силы, необходимой для того, чтобы поступать по-христиански: «Когда ты входишь в церковь и соединяешься с молитвой святых, ты получаешь большую силу и величайшее из возможных в этой жизни утешение».

Он часто повторял: «Ходите в церковь православную, ходите в церковь как можно чаще». Ежедневная Литургия становится сердцем каждого его дня. Так жили и многие из его духовных детей, они посещали храм. <…>

Отец Алексей считал, что частое посещение богослужений и регулярное участие в Таинствах покаяния и Евхаристии — это конкретный путь к возрастанию в святости, который дает людям Церковь. Несомненно, он хотел, чтобы Маросейка стала средоточием таинственной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *