Фитр садака: его значение и правила раздачи. Кто должен давать фитр-садака и кому? Кто должен платить Фитр-садака

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пост человека остается подвешенным между небом и землей, пока он не раздаст садака аль-фитр» (Ад-Дайлями, Ибн Маджа).

Закят аль-фитр (иначе, садака аль-фитр , в переводе с арабского — милостыня разговения‎) - милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Ид аль-Фитр (Ураза-байрам).

Кто обязан выплачивать закят аль-фитр и в каком размере его выплачивают?

Выплата закят аль-фитра является обязательным деянием (ваджиб) для всех мусульман, которые имеют состояние больше, чем необходимо для обеспечения себя (а также для тех кто находится под их опекой) питанием и одеждой на праздничный день и ночь. Глава семьи выплачивает милостыню за всех членов своей семьи, которые находятся на его попечении.

Ее размер составляет 0,5 саа (около 1,75 кг) пшеницы или муки или 1 саа (около 3,5 кг) ячменя или фиников (или эквивалентная сумма в денежном выражении).

На 2017 год по России размер закят аль-фитр: от 100 — для малоимущих людей, до 500 — для обеспеченных.

Ибн Умар рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закята аль-фитр на каждого мусульманина, молодого и старого, мужчину и женщину, свободного и раба» (Бухари и Муслим).

Кому нужно раздавать закят аль-фитр?

Эту милостыню раздают тем же людям, которые имеют право на получение закята.

Если у меня есть несовершеннолетние дети, должен ли я выплачивать милостыню от их имени?

Да, вы должны это сделать. Если же у них есть какое-то свое имущество или деньги, то закят аль-фитр выплачивается оттуда.

Когда нужно выплачивать закят аль-фитр?

Закят аль-фитр можно раздавать в любой день месяца Рамадан, до дня праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам).

Ибн ‘Умар сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел выплачивать закят аль-фитр перед выходом на праздничную молитву» (Сахих аль-Бухари).

Какой крайний срок раздачи закят аль-фитр?

Эту милостыню нужно постараться раздать до праздничного намаза Ураза-Байрам.

Каково значение милостыни аль-фитр?

Таким образом нуждающимся людям дается возможность провести праздник наравне с другими, а постящиеся таким образом очищают свой пост от ошибок, которые они возможно допустили.

Ибн ‘Аббас рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязывал выплачивать закят аль-Фитр, как очищение для постящегося человека от пустых разговоров и как пропитание для неимущих» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Каким образом лучше раздать эту милостыню – лично нуждающимся людям или можно отдать в мечеть или организации, которые занимаются помощью нуждающимся?

Предпочтительно раздать садака аль-фитр лично нуждающимся людям, но можно и через мечеть или какую-то организацию. Передавая свою милостыню организации, вы тем самым, делаете их своим представителем (вакиль) по выплате садака аль-фитр. Ваша милостыня будет выплачена тогда, когда организация будет распределять собранные средства среди нуждающихся. Соответственно, какое-то неисполнение ими обязательств будет считаться, что вы не исполнили обязанности по выплате закят аль-фитр. Так что вам следует поинтересоваться относительно того, когда этот фонд или благотворительная организация будет распределять собранные средства.

Если праздник прошел, а я не раздал закят аль-фитр, что будет?

Вам нужно раскаяться в этом и раздать его как можно скорее, поскольку в хадисе сказано, что «Пост Рамазана будет находиться между землёй и небесами, и только после выплаты закят-аль-фитр он (пост) будет вознесён на небеса», т. е. закят-аль-фитр способствует принятию нашего поста.

Муслима (Аня) Кобулова

По материалам сайта Jamiatul Ulama

Вопрос: Что такое фитр-садака (разговения): кто и в каком размере должен его давать?

Ответ: Подобно закяту садака разговения является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат. Своё название садака разговения получила по той причине, что раздавать её надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамадана.

Так Пророк (мир ему) обязал раздавать в день разговения садаку в размере одного саа фиников или ячменя рабу и свободному человеку, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, повелев делать это перед выходом людей на (праздничную) молитву. (Имам аль- Бухари)

Раздача садака разговения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Раздача садака разговения обязательна для каждого свободного мусульманина, который обладает установленным минимумом денежных средств (имущества), не считая того, что необходимо ему для удовлетворения собственных неотложных потребностей, например, денег для оплаты долгов и содержания тех, кто находится у него на иждивении.

В отличие от заката наличие разума и достижение совершеннолетия не относятся к числу необходимых условий обязанности раздачи садака разговения. Так, например, если малолетние дети или люди, лишённые рассудка, располагают какими –либо средствами их опекуны должны раздать садака разговения от их имени. Если же опекуны не сделают этого, то ребёнок будет обязан сам раздать её по достижении совершеннолетия, лишённый же рассудка должен сделать это, если к нему вернётся разум.

Взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздать садака разговения не только за себя, но и за своих малолетних детей, если они не имеют собственных средств. Что же касается взрослых детей, то он обязан делать это за них лишь в том случае, если они не располагают собственными средствами или лишены разума. Если в семье нет отца, эта обязанность возлагается на главу семьи.

Муж не обязан раздавать садака разговения за свою жену, поскольку его права не распространяются на её финансовые и имущественные дела. Мусульманин не обязан также раздавать садака за своего взрослого и разумного сына, поскольку права отца над сыном после достижения последним совершеннолетия полными уже не являются. Таким образом, мусульманину следует раздавать садака разговения за каждого из тех, кого он должен содержать и на кого распространяются его права.

В качестве садака разговения каждый мусульманин может раздавать по пол саа пшеницы или муки или по одному саа фиников, ячменя или изюма.

Сообщается, что обычно в качестве закята разговения раздавали по одному саа какой-нибудь еды или по одному саа ячменя, или по одному саа сухого творога, или по одному саа изюма (Сахих аль-Бухари).

Половина саа пшеницы соответствует 2 - 2,25 кг. Ученые ханафитского мазхаба считают, что вместо пшеницы как таковой бедным можно выплачивать ее стоимость деньгами. Они обосновывают свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему факихи говорили, что в благополучное время выплачивать садаку разговения дирхемами даже лучше, чем едой, так как Пророк (мир ему)сказал: «Избавьте их от необходимости обходить (людей со своими просьбами) в этот день» (ад-Дара Кутни; Ибн Ади; аль-Хаким).

Раздача садака разговения является обязанностью, которую можно выполнять в течение всей жизни. Это можно сделать как до, так и после зари в день праздника, поскольку указания относительно саадака разговения, как и относительно закята, носит абсолютный характер. Сообщается, что Ибн Умар раздавал садака разговения тем людям, которые ее принимали. И они (сподвижники) обычно раздавали ее за день или за два до праздника разговения (Сахих аль-Бухари).

Задержка с раздачей садака разговения не избавляет человека от необходимости выполнения этой обязанности, но в этом случае награда за ее выполнения будет меньше.

Каждый может раздать садака одному или нескольким неимущим, но каждому нуждающемуся должна быть выплачена сумма одной садака разговения в полном объёме.

Право на получение садака разговения имеют те же лица, которые пользуются правом на получение материальных ценностей, собранных в качестве закята.

Муфтий Татарстана на основании решения рабочей группы Совета Улемов ДУМ РТ установил размер садака- фитр на 2013 год – при расчете по пшеничной муке – 50 руб., а по финикам и изюму 300 руб. Материально обеспеченные должны выплачивать по 300 руб., а малообеспеченные- по 50 руб. والله أعلم بالصواب.

Вопрос: Что такое садака фитр?
Ответ: В одном из священных хадисов, переданном в сборнике Абу Дауд, сообщается следующее:

فرض رسول الله صلى الله عليه و سلم زكاة الفطر طهرة للصائم من اللغو و الرفث وطعمة للمساكين، من أداها قبل الصلاة فهي زكاة مقبولة، و من أداها بعد الصلاة فهي صدقة من الصدقات٠

“Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вменил в обязанность закят-фитр, чтобы очистить постящихся от времени, проведенного впустую и пустословия, а также, чтобы накормить нуждающихся. Кто оплатит садака-фитр до (праздничного) намаза, то это будет принято от него (в полной мере), кто же оплатит после намаза, то это зачтется, как обычное пожертвование”.

Ученые ханафитского мазхаба определяют особенности садака-фитр следующим образом:

1. Подобно закяту, садака-фитр является одним из узаконенных в Исламе видов поклонения, требующих материальных затрат.
2. Свое название данный вид пожертвования (садака разговения) получил по той причине, что раздавать его надо в связи с разговением (фитр) после завершения Рамазана.
3. Данный вид пожертвования совершается в знак благодарности Аллаху за предоставленную возможность поститься в Священный месяц Рамазан.
4. Данный вид пожертвования совершается в качестве дополнения за недостатки в поклонении или за грехи, совершенные в данный месяц.
5. Также данный вид пожертвования совершается с целью порадовать малоимущих мусульман. Дабы радость праздника была общей для всех.
6. Данный вид поклонения относится к категории обязательных (ваджиб) действий.

Вопрос: С какого момента садака-фитр становится обязательной?
Ответ: Обязательным данное пожертвование становится с начала рассвета дня Праздника Разговения

Вопрос: Когда можно начинать раздавать садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр можно начинать раздавать с первого дня Рамазана. Так, что если человек совершит пожертвование с намерением на фитр-садака в первый день Рамазана, оно будет засчитано.

Вопрос: Наличие каких качеств необходимо, чтобы садака-фитр стало обязательным для мусульманина?
Ответ: Любой взрослый и дееспособный мусульманин обязан раздавать садака-фитр. Под дееспособностью, в том числе, понимается наличие необходимых материальных средств в размере равном нисабу, рассчитываемому по серебру (18000 рублей - 2018 год). Такой размер денежных средств (имущества) принимается в расчет в том случае, если это является излишком от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей и содержания тех, кто находится у него на иждивении, а также, если у него нет долгов, которые необходимо погасить.
Пример № 1: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 25000 рублей. Его долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 15000 рублей. Этих средств недостаточно, чтобы садака-фитр стало вмененным в обязанность.
Пример № 2: У мусульманина, на момент наступления срока уплаты садака-фитр, есть денежные средства в размере 30000 рублей. Долг составляет 10000 рублей. В том случае, если он вернет их, у него остается 20000 рублей. В данном случае уплата садака-фитр становится обязательной.

Вопрос: Кому выплачивается садака-фитр?
Ответ: Садака-фитр выплачивается бедным и неимущим мусульманам.

Примечание: Садака фитр не выплачивается на материальные нужды мечети или медресе.

Вопрос: Можно ли выплачивать садака-фитр своим детям?
Ответ: В данном случае будет более уместным и полезным перефразировать данный вопрос на следующий: Кому из родственников нельзя выплачивать садака-фитр? Ответом на этот вопрос будет: садака-фитр запрещено давать следующим категориям родственников:
1. Родителям, родителям родителей и далее.
2. Детям, детям детей и далее.
3. Своей семье.
Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать садак-фитр своему брату или сестре.

Вопрос: За кого, помимо себя, мусульманин обязан раздавать садака-фитр?
Ответ: Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних
детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).
Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену, родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются их имущественные дела.

Вопрос: Минимальный размер садака-фитр составляет 100 рублей, а максимальный - 600 рублей на 2018 год. С чем связана такая разница?
Ответ: Чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо произвести небольшой экскурс в историю. Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) садака-фитр раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности. Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята средняя цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 100 рублей, а максимальная - 600. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 100 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту - 600 рублей.

А Аллах знает лучше.

Разновидность милостыни, которую мусульмане жертвуют исключительно в месяц Рамазан - это садака фитр (закятуль-фитр). Основным её предназначением служит помощь нуждающимся, а также очищение от мелких прегрешений, совершённых человеком в течение Священного месяца поста.

В одном из хадисов говорится: «Милость миров Мухаммад сделал обязанностью выплату фитр-садака для очищения от скверных слов и угощения нуждающихся» (Муслим, Абу Дауд).

Статус выплаты закятуль-фитр

Относительно обязательности выплаты данной милостыни в среде богословов существуют некоторые разногласия. Учёные-ханафиты относят фитр к категории необходимых действий (ваджиб). Это означает, что за его игнорирование человеку записывается грех, но не столь тяжкий, как при нарушении обязательного предписания (фард). В свою очередь, за выплату верующему полагается награда (саваб). Согласно шафиитскому, маликитскому и ханбалитскому мазхабам, выплата фитр-садака - это сунна (желательное действо), то есть за его оставление грех не засчитывается, но человек заслуживает сурового порицания, а за выполнение - награду. Согласно шиизму, эта садака обязательна для выплаты шиитам.

Однако все эти требования предъявляются к людям, которые имеют возможность выплачивать такую милостыню. Основным показателем оценки имущества считается обладание нисабом (своеобразным прожиточным минимумом), приравненным в стоимостном эквиваленте к золоту весом 84,8 грамма. С не обладающего нисабом мусульманина обязанность уплаты милостыни фитр, как и в ситуации с , снимается. Тем не менее, это бремя в таком случае возлагается Шариатом на плечи родственников. Например, если в семье дети не в состоянии выплатить милостыню самостоятельно, то главе семьи надлежит сделать пожертвование от имени всех своих иждивенцев. Если в семье есть беременная женщина, то фитр-садака желательно выплатить и за малыша, находящегося во чреве матери. Если же в семье есть люди, которые не исповедуют ислам, то на них это финансовое обязательство не возлагается, так как она предусмотрена исключительно для мусульман. В случаях, когда доходы семьи в целом не дотягивают до прожиточного минимума, или у малоимущего человека нет родственников, отвечающих критерию достатка, то с таких людей данная обязанность полностью снимается.

Кому можно дать милостыню фитр

  • Нуждающиеся - к ним относятся люди и семьи, которые не обладают нисабом, о котором речь шла выше;
  • Обездоленные - это люди, которые испытывают некоторые финансовые трудности и находятся в бедственном положении;
  • Лица, занимающиеся сбором и распространением закята. Как правило, это сотрудники специальных фондов закят, мусульманские священнослужители и другие люди, причастные к благотворительности;
  • Новообращенные мусульмане (неофиты). Это связано с тем, чтобы такая садака могла посодействовать укреплению их имана и помочь в материальном отношении;
  • Освобождающие рабов. Данная категория уже не актуальна в наше время, но, к сожалению, в некоторых уголках нашей планеты по-прежнему присутствует рабство. Если какой-то человек стремится освободить другого из рабства, то он тоже может быть получателем милостыни фитр;
  • Должники. Здесь речь идёт о людях, «погрязших в долгах» - любая милостыня поспособствует облегчению их положения;
  • Находящиеся на пути Аллаха, под которыми подразумеваются люди, которые финансируют или же занимаются сами какими-либо богоугодными делами. Например, благотворительность, строительство колодцев в Африке, помощь сиротам и так далее;
  • Путники, то есть признанные таковыми люди, согласно .

Не следует выплачивать садака фитр своим близким родственникам (родителям, детям и т.д.), так как смысл этой милостыни заключается именно в помощи другим людям. Кроме того, желательно жертвовать её в пользу нуждающихся и малоимущих, проживающих в вашем населённом пункте, так как вы будете точно знать об их статусе.

Разрешено ли жертвовать фитр-садака иноверцам?

По данному вопросу подавляющее большинство богословов склоняется к мнению, что садака фитр дозволено выплачивать исключительно мусульманам. Иноверцам разрешено выплатить эту милостыню лишь в одном случае - если вы хотите сделать ислам привлекательным для других. Причём, это касается тех людей, которые выражают своё желание принять Религию Аллаха, либо очень близки к этому. Но, по мнению таких учёных, немусульманам дозволено жертвовать обычную милостыню. Шиитские богословы и вовсе придерживаются мнения, что получателями фитр-садака могут быть только правоверные шииты.

Величина и сроки пожертвования фитр

Размер закятуль-фитр был установлен Посланником Аллаха (с.г.в.) во втором году Хиджры. В одном хадисе, который приводит Муслим, сказано: «Пророк обязал выплачивать фитр-садака в месяц Рамазан каждому мусульманину в объёме минимум одного саа ячменя или фиников».

Саа - мера веса, используемая арабскими народами. В зависимости от страны, его размер различается, что сказалось на разногласиях среди мазхабов. По ханафитскому мазхабу один саа равняется приблизительно 3,2 кг. По мнению шафиитов - 2,2 кг. И в каждой мусульманской стране существует своя мера саа. Но для того, чтобы наверняка не ошибиться, следует учитывать большие значения, так как один саа - это минимальный порог. При этом фитр-садака не обязательно выплачивать только ячменём либо финиками - дозволено жертвовать муку, различные крупы, пшеницу, а также деньги, но всё же лучше прибегнуть к продуктам питания. Максимальный предел милостыни фитр не установлен, и поэтому верующий может выплатить любой объём, который больше одного саа.

Что касается срока, то это может быть любой день месяца Рамазан. Однако желательными считаются заключительные дни перед (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр). В Пречистой сунне содержится указание: «Пророк велел выплатить садака фитр до выхода людей на праздничный намаз» (Бухари). Исходя из этого, рекомендуют сделать пожертвование за день или два до праздника.

Если верующий по каким-либо причинам не успел выплатить милостыню в срок, то следует это сделать позднее. Однако, по мнению некоторых учёных, она уже не будет считаться садака фитр.

Размеры фитр-садака на 2019 год, установленные местными муфтиятами в России и СНГ:

Россия (Совет улемов ДУМ РФ и Совет муфтиев России) - 100 рублей для малоимущих, 300 рублей для лиц со средним достатком, 500 рублей для состоятельных лиц;

Духовное собрание мусульман РФ - базовая ставка составляет 100 руб., для мусульман среднего достатка это 300 руб. и 600 руб. - для хорошо обеспеченных лиц;

Башкортостан (ДУМ Башкирии) - 50 рублей для малоимущих, 150 рублей для лиц со средним уровнем доходов и 300 рублей для состоятельных;

Татарстан (ДУМ РТ) - базовая сумма 100 руб., а для тех, кто выплачивает закят, - 600 руб.;

Крым (ДУМК) - 230 рублей;

Адыгея и Краснодарский край - 150 рублей;

Казахстан (ДУМК) - 300 тенге.

10:10 2016

Приближается конец Рамадана и вновь открывается поле для обсуждения данной темы. Имамы в мечетях и прочие духовные деятели оповещают мусульман о минимуме в этом году, который должен быть выплачен с человека. Правда не всегда эта сумма соответствует Сунне.

В этой теме, с помощью Аллаха вы найдете ответы.

Фитр-садака: основные положения в свете Корана и Сунны Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

Садакатуль-Фитр или Закят-уль-Фитр – эти два значения приводятся в хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и в равной степени они применяются в книгах фикха. Садакат-уль-Фитр, или Закят-уль-Фитр подобен всем остальным закятам, обязательным к выплате. Это, можно сказать, одна из категорий закята, которую ученые по фикху отнесли в соответствующую главу закята.

О Садакат-уль-Фитр, или Закят-уль-Фитр имеется отдельное указание в Благородном Коране, наряду с тем, что все аяты о закяте в общей форме включают в себя и это значение. Ибн Кудама в книге аль-Мугъни говорит: «Саид ибн Мусайиб и Умар ибн Абдульазиз в отношении слов Всевышнего Аллаха: قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّى «Преуспел тот, кто очистился» (87:14).

Cказали, что речь здесь идет о Закят-уль-Фитр». Свое название Садакат-уль-Фитр получил по той причине, что раздавать его вменяется в обязанность в связи с разговением (Фитр) после завершения Рамадана.

Когда же можно выплатить Фитр-садака?

От ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что «Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел выплачивать Закят аль-Фитр до того, как люди выйдут на намаз» (передали Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизий, Ахмад, ад-Даримий). Все другие подобные тексты в этой связи, определяющие время выплаты Фитра, упоминают, подобно вышеприведенному хадису, срок до совершения праздничного намаза, или до того, как люди выйдут на праздничную молитву. Однако все эти хадисы не устанавливают время начала выплаты Фитра. Все хадисы говорят о крайнем сроке выплаты, которым является праздничная молитва. Следовательно, каждый мусульманин обязан выплатить Закят-уль-Фитр до того, как он совершит праздничную молитву. А что касается того, чтобы выплатить Фитр задолго до наступления времени праздничного намаза, либо поближе к его времени, то об этом хадисы ничего не упоминают, тем самым предоставляя мусульманину широкий выбор. Он может выплатить его непосредственно перед совершением праздничной молитвы, за два дня до нее, за неделю, или даже за месяц.

Кто должен платить Фитр-садака?

Приводится от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах): «Обязал нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), выплачивать Закят-уль-Фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман, и велел нам чтобы это было сделано до выхода людей на праздничную молитву» (передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаий, ат-Тирмизий, ибн Маджа, ад-Даримий, в том же значении).

Раздавать Фитр-садака обязан каждый мусульманин независимо от своего материального положения, возраста и пола. Все без исключения мусульмане, бедный и богатый, взрослый и молодой, мужчина и женщина, свободный и невольник, кто постился, и кто не постился – все обязаны раздать Фитр-садака. Шариатские тексты не содержат никаких исключений, либо ограничений связанных с этим общим для всех законом.

От Амра ибн Шуайба, от его отца, от деда (да будет доволен ими Аллах) приводится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил гонца в Мекку со словами: «Садакат-уль-Фитр является ваджибом для каждого мусульманина, мужчины или женщины, свободного или подневольного, молодого или взрослого в размере двух мудд пшеницы, либо в размере одного саа другой еды» (передал ат-Тирмизий и ад-Дарукъутаний).

Закят-уль-Фитр – это выплата имуществом, или расходование имущества. На муже лежит ответственность и обязанность расходования на свою жену, так же как и мужчина должен расходовать на своего несовершеннолетнего сына, так же как и на отца в преклонном возрасте. На плечи мусульманина ложится расходование имущества в адрес каждого, на кого он обязан тратиться из своей семьи, детей. В число выплат, категорий для расходования, попадает и закят-уль-Фитр. Это обязанность кормильца, невзирая на то, кто или какие категории людей находятся на его иждивении.

Зависит ли выплата фитр-садака от материального положения?

Этот вид закята считается обрядом поклонения каждого человека, и необходимость его выполнения не определяется наличием имущества, как в других видах выплат закята, чтобы можно было говорить о пределах богатства или бедности. Каждый мусульманин должен выплатить Садакат-аль-Фитр.

Тот, кто не имеет средств выплатить Закят-уль-Фитр, будет считаться неспособным к выплате, таким образом, с него спадает обязанность. В данном случае будет применим хадис пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «… Если я вам что прикажу, то исполняйте это насколько вы имеете силы» (передал аль-Бухари от Абу Хурайры). Таким образом, тот, у кого будет иметься в наличии необходимое количество имущества для выплаты Фитр-садака, будет должен выплатить его, а тот, кто не обладает таковым, ничего не должен.

Чем выплачивается Фитр-садака?

Все виды продуктов питания, упоминаемые в хадисах пригодны для этого, и самым главным из них выступают финики. Если ознакомиться с текстами, связанными с Фитр-садака, то в них упоминаются следующие виды продуктов питания: финик, ячмень, пшеница, изюм, творог, ячменная или пшеничная каша, сульт (очищенный от шелухи ячмень, в других передачах мука).

В качестве примера, передается от Абу Саид аль-Зудари (да будет доволен им Аллах): «Мы выплачивали Закят-уль-Фитр в размере одного саа еды, или саа ячменя, или саа фиников, или саа творога, либо саа изюма» (передал аль-Бухари, Муслим, ат-Тахави, ад-Даримий).

Все вышеупомянутые виды продуктов питания во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижников и последовавших после них поколений, раздавались мусульманами при выплате Закят-уль-Фитр (фитр-садака) .

Точно так же как можно выплачивать Фитр-садака всеми вышеперечисленными видами продуктов, возможна выплата в эквиваленте другими вещами, т.к. при рассмотрении текстов в этой связи наблюдается, что мусульмане первых поколений равнялись на основные, более распространенные продукты питания.

Разрешается выплата деньгами, только в том случае, когда эта стоимость будет равна эквиваленту установленным к выплате Фитр-садака продуктам питания. Недопустимым является, когда кто-то говорит о выплате суммы денег при этом, не обуславливая, или не привязываясь к вещам, установленным к выплате в качестве Фитр-садака Шариатом. Если кто-то из факихов скажет, что ныне размер, или сумма денег Фитр-садака является таким-то, это не должно приниматься и является недопустимым до тех пор, пока этот размер денег он не привяжет к стоимости вещей установленных шариатом, как пригодных для раздачи в качестве Фитр-садака.

В данном случае Абу Ханифа и его сторонники в своих выводах оказались правы, когда сказали, что выплата стоимости продуктов деньгами должна равняться одному из видов тех продуктов, на которые указал Шариат. Например, мы выплачиваем один саа финика, или один динар, в том случае если на рынке стоимость одного саа финика равна одному динару. Если рыночная стоимость одного саа фиников два динара, то выплачивается два.

Какой вид продукта берется за основу?

Здесь следует брать за основу самый распространенный и основной вид продуктов питания. Когда мы смотрим на тексты, то видим везде наличие фиников, т.к. на тот период времени они были основным видом пропитания. Равняясь на него мусульмане того времени определяли необходимое к выплате количество продуктов иными видами.

Делая выводы, в наши дни пшеница является основным продуктом питания, а не финики, поэтому при выплате Закят-уль-Фитр деньгами, либо другими ныне известными видами продуктов, необходимо привязываться именно к ней.

Смысл заключается в том, какой вид из продуктов питания является самым основным и распространенным в данное время и на данной территории.

Например, в Юго-Восточной Азии, полуостров Индостан и вокруг него, основной едой для населения является рис, а не пшеница. Следовательно, мусульманам в этих землях следует равняться на рис при выплате размера Фитр-садака.

Каков размер выплаты Фитр-садака?

Мнение большинства сподвижников и ученых фикха заключается в том, что половина саа достаточна для выплаты пшеницей Закят-уль-Фитра.

Фитр-садакъа (Закят-уль-Фитра) равен половине саа пшеницей, либо одному саа другим видам продуктов. Переводя один саа в килограммы мы получаем 2 кг 175 гр. Поделив эту цифру на четыре мы получим размер одного мудда – 543 гр. Так как Закят-уль-Фитр пшеницей составляет половину саа, или два мудда, то его размером будет 1 кг 86 гр (один килограмм, восемьдесят шесть грамм) пшеницы. Размер других продуктов будет составлять 2 кг 175гр.

Кому дается фитр-садака?

Садакат-уль-Фитр является закятом и вбирает в себя все его положения, кроме тех, которые исключаются отдельным доказательством. Обращая внимание на доказательства мы не находим упоминаний кому именно в отличие от обычного закята следовало бы его давать. Поэтому Фитр-садака платится следующим восьми категориям людей. Как об этом говорит Всевышний Аллах:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَاِبْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60).

Что касается категории таких людей как «чьи сердца хотят завоевать, и для выкупа рабов» то на сегодняшний день они отсутствуют, также те «кто занимается их сбором и распределением» – отсутствуют, после того как правление Исламом в мусульманских странах перестало существовать. Нет ни одного государства, где бы претворялся Шариат Аллаха, как это было велено Всевышним Аллахом.

Таким образом, у нас остаются «для нищих и бедных, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников», т.е. из восьми категорий только пять, кому может выплачиваться этот закят.

Пусть Аллах примет наш пост наилучшим образом, и даст возможность приблизиться к Нему.

По материалам книги «аль-Джамиъ ли ахкям ас-Сыям», автор Абу Ияс Махмуд ибн Абдуллятыф ибн Махмуд (Увайда)