Церковь: отцы и дети

Мне кажется, что ситуация «разочарования в Церкви» в самых разных ее проявлениях в подоплеке своей имеет одну-единственную причину. Чересчур детская позиция, которую занимает человек, в Церковь приходящий. Позиция вечного ребенка, который должен внимать и слушаться — и только, а за непослушание будет ай-ай-ай.

Спору нет, эта позиция поддерживается и подпитывается абсолютно всей церковной традицией — «кому Церковь не мать, тому Бог не отец», «послушное чадо Церкви» и так далее. Мы обязаны Церкви послушанием, обязаны чтить и исполнять ее решения, мы ее чада, верные дети… всегда дети, вечные дети.

И тут у меня возникает сразу несколько вопросов. И на один из них я не могу найти ответ уже очень давно. Вот на этот:

Если Церковь — мать, то мы, ее чада — не она?

Ведь мать и дети — это отдельные личности и разные организмы. Мы не можем сказать «Церковь — это я» и понести полноту ответственности хотя бы за то, на что можем влиять мы сами. Потому что если Церковь — мать, а мы — дети, то мы существуем как бы по отдельности. Может быть, в любви, но по отдельности. И в этом случае, обращаясь к Церкви, я могу хотеть что-то от нее, не хотя при этом того же самого от себя.

Есть Церковь, есть дети. Дети — это мы. А кто тогда Церковь?

Все-таки христианство — это религия взрослых. Взрослых — в смысле, готовых принять на себя ответственность за свою веру и за последствия этой веры. Да, мы призваны быть как дети. Но мы не призваны быть детьми.

Взрослый, в котором сохранилось нечто прекрасно-детское — это совсем не то, что не взрослеющий годами и десятилетиями Питер Пен. Душевная чистота и ответственность не антонимы, а единственное, на мой взгляд, правильное сочетание для христианина.

И еще я никак не пойму, а кто же тогда в Церкви взрослый-то? Кто воплощает ее материнскую фигуру для всех ее чад? Кто должен взять на себя ответственность не за выполнение решений — а за их принятие? Епископат? Священники? Получается, что существует-таки каста взрослых и каста детей? Получается, из детей можно «вырасти» одним-единственным образом? Получается, плотью матери-Церкви можно стать только избранным?

Я не спорю, что нужно слушаться. Точнее, я бы сказала: прислушиваться: к традиции, к словам и мыслям тех, кто дольше нас на этом пути. Но только ли это? Слов нет, считать себя младенцем в вере и благочестиво и смиренно, но когда-то же нужно принять на себя смелость и сказать: да я вырос, и теперь отвечаю и за себя, и за других.

Теперь я — взрослый, и моя ответственность — растить других. Я — Церковь, и все упреки, которые я мог бы обратить к ней, я могу обратить к себе самому, потому что создаю ли я вокруг себя ту атмосферу, которую сам желал бы видеть в Церкви?

Я сам отвечаю перед Христом за ту часть Церкви, которая создается мной.

А с другой стороны, взрослость не по разуму может принести еще больше проблем: мало ли, чему научит тот, кто осознал себя взрослым, даже близко к этому не приблизившись.

Но, мне кажется, любой приходящий в Церковь, особенно во взрослом возрасте, должен хорошо помнить: я — взрослый. Я сам несу ответственность за то, что слышу и что принимаю из услышанного. Сам должен уметь разобраться в том, что истина — а что ложь. А для этого нужно все-таки хотеть не только потреблять манную кашу с ложечки, но и самому что-то жевать, желательно, отличая кусочек хлеба от осколка камня.

Очень хотеть лично познать Христа, чтобы отличать то, что от Христа, от того, что не от Него. Его, именно Его, как личность, как твою собственную любовь, чудную и ни с кем не сравнимую. Познать Христа, познать себя во Христе, понять, каков именно твой путь к Нему… да, на это можно положить всю жизнь и никогда не расслабиться.

Да, конечно, иногда очень хочется галчонком открыть рот и довериться, и чтоб галушки духовного познания сами в рот прыгали. Но Царствие-то Небесное силой берется.

Духовное младенчество, через которое проходят все, пришедшие ко Христу, не означает младенчество разума. Своего духовного младенца надо кормить самостоятельно. Своим разумным взрослым.

Ну, или как?

АВТОР: Дарья Сивашенкова @daria_sivashenkova , автор книги «Вот Иуда, предающий Меня»

Друзья, если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *