Традиции и суеверия

«Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15:8,9)

Существует мнение, что суеверия рождается от невежества, малограмотности людей, иными словами, не от большого ума. Скоростной мир, не переставая, поглощает всё новые и новые знания. Как-будто пытается насытиться и заполнить дыру в душе. Но люди становятся умнее, а суеверия никуда не исчезают, но множатся с новой силой. А душа стремится к Богу, к настоящему и живому. Эту дыру в сердце способен заполнить только Он.

Истоки

Но люди по-прежнему заражены магизмом. Понимаем, что не можем контролировать свою жизнь, она уходит сквозь пальцы, а контролировать очень хочется. Вот и пытаются они наполнить эту дыру разными суевериями. Считают, что они дают им чёткие указания и делают их жизнь предсказуемой и понятной. Потому что плюнуть через левое плечо намного проще, чем доверить свою жизнь Создателю. И сказать: «Да будет воля Твоя».

Само слово «суеверие» происходит от словосочетания «суетная вера». В суеверии на первый план выходит не вера как таковая, а именно житейская суета, которая только внешне связана с церковными обрядами и традициями.

Обратимся к самым истокам. До того, как Святой Владимир «крестил Русь», наши предки поклонялись языческим богам. Усваивая христианские ценности, люди очень медленно, постепенно пытались забыть языческие обряды и верования. Часто в деревнях именно быт оставался языческим. Это происходило из-за слепой приверженности традициям, а где-то из-за страха перед чем-то большим. Шло время, языческие обряды укоренились в памяти поколений, и если в сердце не возникала любовь к Живому Богу, то человек так и думал всю жизнь, что, например, рассыпанная соль – это знак предстоящей ссоры.

Кстати, если разобрать причины этого суеверия, то мы увидим, насколько оно неактуально сегодня. Дело в том, что соль на Руси стоила огромных денег. Соль на столе могли себе позволить лишь очень богатые люди. И если кто-то нечаянно или специально опрокинул солонку, то последствия могли быть самыми плачевными. И таких примеров множество. То есть суеверия — это пережитки язычества.

Когда традиция стала суеверием

При этом рядом существуют традиции: традиции церковные и традиции семейные, национальные, общечеловеческие. Они призваны сделать существование понятным, предсказуемым, помочь прийти к чему-то большему. Они наши помощники в освоении веры. Но иногда даже самые благочестивые традиции, представляющие собой огромный пласт накопленной веками человеческой мудрости, могут перерасти в суеверия или магизм. Тонкая грань. Так как же понять, где заканчивается традиция и начинается суеверие? Например, мы крестим детей для того, чтобы они родились во Христе. Но чаще всего получается, что мы делаем это лишь для того, чтобы не болели.

И здесь же обязательно булавку от сглаза приколем. Здесь же, рядом с крестом. А посещение храма на Пасху исключительно ради освящения куличей — разве это не суеверие? А купание в крещенские морозы — с кострами и гуляньем у рек?

Традиция преклонения перед мощами святых людей очень часто становится квестом по вымаливанию всего на свете. Очень хорошая традиция, которая призвана еще раз напомнить нам о великих подвижниках и попросить о чем-то действительно важном и вечном. Сколькие из нас молятся о даровании добродетелей, не отвлекаясь на мелкие житейские вопросы? А ведь почитаемые мощи — не магический способ решения всех проблем, а повод поклониться Великому подвижнику Божьему, и только потом робкая просьба помолиться о нас Богу.

А всё потому, что мы оставляем в нашей жизни лишь традиции, а Христа выносим за скобки. Мы сами благочестивые традиции превращаем в суеверия, и тогда становимся обычными язычниками.

Христос много говорил по поводу этих пустых традиций:

“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.” (Мф:23.23)

Что-то надломилось

Традиции ведь хороши сами по себе. Они, как маячки, выставлены в нашем годовом церковном круге. Как красиво описаны традиции у Шмелёва в романе «Лето Господне»!

«Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад… Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно… и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой. Он теперь с нами, близко, совсем другой, какой-то совсем уж свой».

Здесь традиция переплетается с жаркой верой людей. Читаешь и немного грустишь, появляется ощущение, что что-то живое было утеряно.

Да, оглянувшись назад, мы увидим всеобщий кризис традиции в повседневной жизни. И тому виной не только революция, когда под корень было уничтожено всё старое. Кризис веры, семейных устоев начался задолго до 1917 года. Что-то надломилось в русской душе. И одни устремили свой взгляд на запад, стали презирать свою культуру, стыдиться отцов. Другие за традициями отцов перестали видеть Живого Бога.

ИСТОЧНИК: static.wixstatic.com

«Факт, что дети, взращенные «людьми шестидесятых годов», отказываются от наследства своих отцов, от солидарности с ними и идут искать каких-то новых путей жизни…» (Василий Розанов «Почему мы отказываемся от «наследства 60-70-х годов»)

Семинаристы больше не любили Бога, их мысли заняли идеи революции. Карать и миловать хотели, забыв о Боге, Который есть Любовь. В их среде был глубокий кризис. Они прекрасно знали Букву Закона, но жить предпочитали по-другому. В священничество шли не по призванию, а потому, что так было положено. Духовный кризис охватил все слои населения. Мы утратили многие традиции, семейные ценности стали стремительно меняться. Множество связывающих ниточек, пересечений в миг оборвалось. Дерево перестало получать питание и… рухнуло.

То, что было самым ценным, утратило своё значение, всё смешалось, и пришёл хаос. Конечно, суеверия не появились именно тогда. Они существовали всегда рядом с традициями, а вот в этот переломный момент суеверия их заменили. Живого Бога запретили. Придумали множества суррогата. Предложили его людям. Настойчиво внедряли в умы человека пустую веру в светлое будущее. Но разве может оно заполнить эту дыру, жаждущую Бога!? Поэтому наши родители не передавали нам традиции церкви из уст в уста. Мы заново их вспоминаем, мы заново их взращиваем. Многое не понимаем и упрощаем. И многого уже не восстановить, связь поколений бесследно исчезла. Вытоптана раскулачиванием, репрессиями и войнами.

Но все можно изменить к лучшему. Нам просто нужно убрать из себя фарисея, забыть все приметы и путь к гадалкам и астрологам, протоптать новую дорожку в любимый храм к Богу. И тогда наша жизнь, жизнь наших ближних и целой страны начнёт меняться.

Всё возможно по воле Божьей и по нашим искренним молитвам. Просто надо жить с Ним в сердце, а уж Он всё устроит самым лучшим для нас способом.

Автор: Александра Рулёва @sasha_ruleva

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *