Православный развод

Если в поисковой системе в строку запроса ввести слово «развод», вы получите массу рекомендаций, как развестись, узнаете всё о процедуре, разделе имущества, статистике. Вы найдете статьи вроде «10 признаков того, что вы скоро разведетесь» или даже правила хорошего тона при разводе. Большинство статей будут начинаться со слов, что развод — это ужас и катастрофа, затем, возможно, будет приведена шокирующая статистика. Но дальше в легкой и непринужденной форме вам будут предложены довольно занятные советы.

В одной из статей я увидела такие признаки приближающегося развода как необъяснимо хорошее поведение супруга, неодобрение одной стороной увлечений другой, а также ссоры из-за мелочей. Изучив ещё пару материалов на эту тему, я вдруг поняла, что по современным светским представлениям уже давным-давно должна быть в разводе, но что-то пошло не так. Провести 10 лет в браке с одним мужчиной и не планировать раздел имущества — у многих моих нецерковных знакомых это вызывает плохо скрываемое удивление. По правде сказать, мало кто из них сохранил первый брак, потому что развод в нашем обществе стал делом не только не осуждаемым, но и одобряемым, местами модным и вполне привычным. Но…

Что говорит Иисус о разводе?

О том, что сначала не было так, нам говорит Господь, отвечая на вопрос фарисеев о допустимости развода:

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19:3-9).

Позиция Господа настолько строга, что даже самые ближайшие его ученики сказанного вместить не могут: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Что говорит Церковь о разводе

Действительно, для последователей Христа единственной причиной для развода может быть прелюбодеяние супруга. 2000 лет спустя после слов Господа в Основах социальной концепции РПЦ именно они будут основанием для формулирования не менее строгой позиции Церкви по вопросу расторжения брака:

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака… Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере одному из них), и особенно детям… Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Выглядит сурово, не так ли? Но разве есть семьи, в которых не случается кризисов? Разве бывает семейная жизнь без конфликтов? Современная действительность диктует нам: если супруг не оправдал твоих высоких ожиданий — разведись с ним. Зачем предпринимать усилия и работать над отношениями? Можно просто закончить этот роман, потому что он больше не радует, и перейти к следующему. Но насколько долгой будет эта радость нового романа? И где гарантия того, что человеку, не желающему работать над отношениями и над собой, через несколько лет не захочется вновь убежать? Церковь предлагает нам вести себя в семейных конфликтах иначе и, конечно, предлагает свою помощь:

«В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод».

Такая позиция совершенно не соответствует современному взгляду на вещи. Она предполагает приложение усилий, принятие на себя ответственности за свой брак и свою семью. А это совсем не соответствует идее получения сиюминутной выгоды и удовольствия, доминирующей в светском сознании.

А если семейная жизнь превратилась в кошмар?

На сказанном выше можно было бы остановиться. Господь повелел не разводиться, и да будет так. Но человеческая природа настолько богата пороками, и довольно опасными, что их разрушительную силу игнорировать просто невозможно. Алкоголизм, наркомания, семейное насилие — это как раз те ситуации, когда развод, возможно, является меньшим злом, чем оставление страдающей стороны и детей в опасности. И Церковь не отрицает их существования и гибельных последствий. В Основах социальной концепции РПЦ есть отсылка к определению «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», принятому в 1918 году Поместным Собором. Тогда в качестве причин для развода (помимо супружеской измены) рассматривались вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. Наше время внесло в этот перечень свои коррективы. Теперь к достаточным основаниям для развода относятся также СПИД, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

Несколько слов о церковном разводе и втором браке

В любом случае развод — это катастрофа, которую нельзя устраивать по прихоти или из каприза. Это крайняя мера, которая во многом сопряжена с безопасностью для жизни и здоровья (как телесного, так и душевного) членов семьи. Если брак распадается, Церковь, как и в случае любого проявления греховной природы человека, призывает его к покаянию. И после покаяния и выполнения епитимьи допускает второй брак даже той стороне, которая была виновна в разрушении первого. Именно в связи с вступлением во второй брак возникает вопрос о так называемом «церковном разводе», который заключается в признании церковного брака утратившим силу. Если мы снова обратимся к Основам социальной концепции, то увидим, что Церковь допускает церковный развод в ситуациях, когда распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным.

Итак, развод — это грех, за которым должно следовать покаяние, и допускается он только по очень серьезным причинам. В остальных случаях Церковь призывает нас стараться сохранить брак и предлагает свою помощь в этом не всегда легком деле.

Автор: Анна Бондарчук (@anna.bondartschuk)

2 Replies to “Православный развод”

  1. Интересная статья. После прочтения захотелось ещё больше стараться над отношениями с супругом, хотя о разводе никогда не думала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *