Почему в разных приходах свои правила?

В храмах, как и во многих других общественных местах, должны соблюдаться определённые правила. Как, например, в библиотеке нельзя громко разговаривать и бегать, так и в храме запрещено ходить в купальниках и слишком открытой одежде, а женщинам, за некоторым исключением, нельзя заходить в алтарь. Но есть правила, которые отличаются в разных приходах – разбираемся, почему.

Казалось бы, правила должны быть общими для всех храмов, но если вы бывали на богослужениях или мероприятиях в разных приходах, то наверняка заметили, что обычаи и традиции в них могут отличаться, порой до прямо противоположных, начиная от частоты Причастия и до того, как правильно ставить свечи.

Разнообразие традиций

В одном храме богослужения идут каждый или почти каждый день, в другом – только по выходным и большим праздникам; в одном храме допускается находиться женщине в брюках и без платка, в другом – нет, а в третьем в платках приходят только замужние женщины, все остальные – с непокрытой головой. В то же время православные гречанки и жительницы Балкан, приходя в храм, и вовсе снимают платок.

Где-то на шестопсалмии гасят все свечи, а где-то оставляют по одной на каждом подсвечнике; где-то это разрешают делать детям, а в другом месте это считается баловством.

Бывая на богослужениях в разных храмах, я часто наблюдаю, как кто-то из прихожан, зная текст и напев, тихо или не очень подпевает хору. Но в храме, куда я хожу на даче, настоятель запрещает прихожанам подпевать клиросу что-то, кроме «Верую…», «Отче наш…» и «Воскресение Христово…», а один раз я попала в храм, где всю службу поют сами прихожане во главе с диаконом. Ну, а уж про разность напевов, скорости исполнения и репертуара и говорить нечего.

Отличаются и традиции подготовки к Причастию: в одних храмах маленьким детям разрешается не держать евхаристический пост, а в других – детей старше 3 лет причащают только натощак; где-то принято причащаться раз в месяц или даже реже, а где-то каждое богослужение причащается практически весь приход.

Более того, наряду с нормальными обычаями существуют и странные правила, скорее относящиеся к язычеству, нежели к православию: нельзя передавать свечи через левое плечо, нельзя чистить зубы перед Причастием и так далее – и эти суеверия тоже варьируются на разных приходах.

Но прежде чем ответить на вопрос «как так получилось?», давайте сначала убедимся, что одинаково понимаем, что такое традиции и правила.

Традиции (от лат. «передавать») – это свод норм, правил, образцов, которым руководствуется «в своём поведении довольно обширная и стабильная группа людей». Как правило, они передаются из поколения в поколение и выступают одним из регуляторов общественных отношений.
Правило – это постановление или предписание, которое устанавливает порядок чего-либо.
Здесь важно понимать, что традиции – это что-то общепринятое, но не обязательное к исполнению, а вот правила имеют более обязательный характер.

Господь в притче о мытаре и фарисее осудил последнего за самодовольство, а не за соблюдение религиозных правил. И в то же время неукоснительное следование правилам, традициям и обрядам становится греховным, если заслоняет собой главное – самого Господа. «Смыслы забываются быстро, а вот обряд переживает и века, и тысячелетия. И опыт старообрядческого раскола нас тоже ничему не научил…» (священник Павел Великанов). Ведь недаром Спаситель говорит фарисеям и всем нам, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Почему приходские традиции такие разные и откуда они вообще взялись?

Приходы можно сравнить с семьями. Совокупность этих семей составляет одно общество, государство, но при этом в каждой из них есть свои особенности, традиции, появившиеся под влиянием тех или иных людей и событий.

  • Разные источники

Возникновение и утверждение некоторых правил и традиций на приходе зависят от настоятеля или правящего архиерея. Например, подготовка к Причастию, обязательность или необязательность исповеди перед каждым Причастием и многое другое. Некоторых – от возможностей прихода: если клир состоит из одного священника, то ежедневных богослужений ждать не приходится. Некоторых – от самих прихожан.

Важную роль в формировании правил и традиций играют и общественные установки. Так, традиция покрывать голову замужним женщинам появилась под влиянием современных апостолам социальных порядков.

Некоторые традиции и вовсе выросли из совершенно бытовых потребностей прихожан. Например, изначально свечи в храме являлись необходимостью – они буквально освещали помещение. С появлением электричества необходимость использовать свечи отпала, но традиция осталась, потому что в нее был вложен уже не бытовой, а сакральный смысл: сейчас свечи являются своего рода жертвой Богу и храму, символизируют горение души, а в определенные моменты богослужения светильники зажигают для того, чтобы подчеркнуть значимость этих моментов.

Впрочем, иногда традиции создаются специально, чтобы отделиться от других похожих институтов, групп. Например, обновленцы XX века, которые изначально отличались только готовностью сотрудничать с властями, для пущей наглядности были сторонниками чтения тайных молитв, введения русского языка, перехода на новый стиль и т.д. Но предложенные ими обрядовые реформы, за редким исключением, так и не были проведены. Кстати, жительницы Юго-Восточной Европы не покрывают головы в храме как раз для того, чтобы отличаться от мусульманок.

  • Незнание

Иногда разночтения в правилах объясняются незнанием существующих постановлений и документов Поместной Церкви или их неприятием. Например, согласно Документу о Евхаристии, несоблюдение евхаристического поста детьми раннего и дошкольного возраста возможно в силу определённых причин. Поэтому если священник не допускает детей старше 3 лет к Причастию без специальной подготовки, то он либо не в курсе последних постановлений, либо осознанно их не принимает.

  • Люди тоже разные

Ещё одной существенной причиной являются различия людей между собой вообще. Нет двух абсолютно идентичных людей. Каждый человек уникален, у него свой характер, темперамент, физические и психологические особенности. Мы все родились в разных семьях, получили разное воспитание, церковный опыт, выросли в разных обществах, в которых были свои традиции, правила и особенности мировоззрения.

И вот настоятель или прихожане определяют свой стиль правил и обрядов, или «стили благочестия», как называет это явление архимандрит Савва Мажуко.

  • Наследие исторических явлений

К слову, в своей недавней статье архимандрит Савва приводит ещё одну важную причину традициональных различий – наше прошлое сословное общество. Раньше у каждого класса были свои правила и нормы поведения в храме. Например, в то время как дворяне могли сидеть во время богослужения, крестьяне стояли. Или другой пример: представительницы высших сословий приходили в храм в шляпках, а крестьянки – в платках.

Как утверждает архимандрит Савва, после упразднения сословий церковное благочестие перешло в руки крестьян. Отсюда, кстати, такое количество суеверий в «традиционном православии» – именно для крестьян было характерно наделять вещи и обряды магическими свойствами. Даже сейчас, хоть и нет уже классового общества, складывается впечатление, что это «сидит в генах».

  • Типы религиозной жизни

Разная постановка акцентов тоже порождает разнообразие традиций и правил. В этой связи интересным представляется написанный в 1937 году труд матери Марии (Скобцовой) «Типы религиозной жизни». Поскольку эти типы до сих пор актуальны, давайте кратко их рассмотрим, но не будем забывать, что не существует людей, относящихся полностью только к одному типу в любой классификации.

Синодальный тип начался со времён Синодального периода, при котором «духовная жизнь отошла куда-то на задний план, а на поверхности было официальное, государственно-признанное вероисповедание», особый религиозный тип людей, особая религиозная психология, нравственные устои, искусство и быт. В это время все поголовно крестились и венчались, а исповедовались и причащались раз в год, потому что так было положено.

Уставщический тип религиозной жизни можно охарактеризовать верой в магию не только слова, но и буквы, когда всё строго регламентировано: пост, устав, молитвенное правило, зажигание лампад и прочее.

Для эстетического типа характерно любование красотой, гармоничностью, формами и ритмами богослужения без углубления в его суть.

Следующий тип религиозной жизни – аскетический. Упражнение ради упражнения. Аскетическое умерщвление души. Упоение собственным ничтожеством и греховностью.

В евангельском типе духовной жизни важно охристовление: «Не я живу, но живет во мне Христос». В центре такой жизни стоит «жертвенная, самоотдающаяся любовь Евхаристии».

Все перечисленные выше причины возникновения различий справедливы по отношению к любым явлениям в нашей жизни. Поэтому можно было бы просто сказать: традиции приходов различаются, потому что в мире вообще существуют отличия.
Нам как наследникам всего этого багажа правил и традиций бывает сложно подстроиться под изменившийся мир, про который архимандрит Савва Мажуко написал: «Что-то случилось с нашим обществом. Оно стало расколотым. Теперь в цене личные свободы и личные ценности. Ценность рода или народа если и не исчезла вовсе, то потеснилась, уступив первые позиции интересам индивидуума, человека-атома». Какие-то приходы стоят в большей степени за традиции – и в этом плане они близки к старообрядцам, какие-то больше открыты новизне, реформам.

Как же нам относиться к этому различию правил и традиций?

Как члены семьи, так и члены Церкви – люди несовершенные, подверженные греху. К сожалению, так устроен наш мир: в нем все могут совершать ошибки, намеренные или нет. Но если эти несовершенства не противоречат учению Христа, то они должны покрываться любовью, по словам апостола: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
Когда мы приходим в гости, мы ведь не начинаем лезть к хозяевам с непрошенными советами и уж тем более не начинаем перевешивать занавески и переставлять мебель (во всяком случае, это весьма некультурно и неуважительно). Так же и в Церкви: приходя в другой храм, было бы странно начать всех ругать и говорить о том, что у них «всё не так», а «надо так». Это неприлично, странно и глупо. Не зря есть поговорка: «в чужой монастырь со своим уставом не ходят», означающая, что в любых местах следует уважать принятые там правила и нормы и придерживаться их.

Если в храм принято заходить только в юбке, значит, мы приходим в юбке или покрываем ноги специальной накидкой, которую обычно можно найти у входа. Если мы становимся постоянными прихожанами именно этого храма, то мы не меняем там правила, но соблюдаем принятые там обычаи. Согласитесь, наши попытки переделать старые традиции на новый лад вряд ли будут приветствоваться в уже состоявшейся общине.

Но есть и другая крайность, когда мы нападаем на человека, нарушившего наши правила. Это тоже странно. Нет ничего страшного в том, что женщина зашла в брюках. Возможно, она не знала, что здесь принято иначе, или у храма не поставили корзину с платками и накидками. Да, может, ей и вообще не до того – вдруг у нее горе?
Зашёл человек, претерпевший беду, в храм на Пасху и бухнулся на колени. Зачем приставать к нему и объяснять, что на Пасху так не надо делать? Не лучше ли спросить, что у него случилось и предложить помощь?

К разным людям должны предъявляться разные требования. От случайно зашедшего в храм человека, далёкого от церковной жизни, странно требовать, чтобы он заходил в храм в «правильной» одежде, или чтобы не заходил во время Евхаристического канона и т.д. К новоначальным требования уже другие, но все же странно заставлять их вычитывать все молитвенные правила и ещё каноны и акафисты сверху. К постоянным прихожанам требования могут быть более строгие. Да и то, не другие будут требовать от них исполнения всех обычаев, а сам человек к этому придёт в своё время.

С какой бы стороны мы ни оказались, мы должны смотреть только на себя, а не переделывать других людей и рассказывать, как им жить. Если мы пришли в храм, то добровольно соблюдаем принятые там правила, но не нужно заставлять других придерживаться наших традиций.

К странным явлениям в приходской жизни: различным группировкам вокруг священника, суеверным прихожанам, «невосприимчивому» к нововведениям клиру – можно относиться как к заблудшим, больным братьям. Ведь все мы – члены одной Церкви и составляем единое Тело – Христа. Как мы относимся к заболевшей части тела? Ругаем, начинаем ненавидеть и отсекаем? Нет. Мы прикладываем все усилия, чтобы ее вылечить, порой заботимся о ней больше, чем о других, а если эта часть не выздоравливает, то мы стараемся поддерживать ее, чтобы она не заболела ещё больше. Правда, иногда бывает, что эта часть, как раковая опухоль, начинает вредить всему организму, и тогда приходится ее вырезать, чтобы сохранить себе жизнь.

Думаю, здесь нам может помочь только просвещение. А пока не вижу ничего страшного в том, чтобы передать свечу через правое плечо, раз прихожанке так принципиально – лучше сохранить мир, чем объяснять во время богослужения, что это все суеверия, и продолжать принципиально передавать через левое плечо – это тоже странно.
В Апостоле есть слова: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:4). Эти слова апостола Павла означают, что мы должны уважать чужую свободу: хочет ходить в платках – пусть ходит в Господе, не хочет – пусть не ходит. Со «слабым» по вере можно быть просто «рядом, поддерживая и вдохновляя его» (священник Павел Великанов).

Мне очень понравились такие слова, которые подведут итог всему вышесказанному – «в главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь». И не будем забывать слова Христа: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин. 13:35).

АВТОР: Марина Ключарёва @marina.kluchar

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *