Выведение бизнеса из тени 11 букв. Бизнес выведут из тени? Как долго вас будут преследовать «грехи прошлой жизни»

В России сегодня целых три налоговых системы: для крупного бизнеса, для малого и для тех, кто в промежутке. Преференции делятся между ними несправедливо. Нужен новый договор между бизнесом и властью, который это исправит

Налоговой стратегии нет

Сразу три новости последних недель заставляют вновь вернуться к вопросу о налоговой политике в современной России. Первый, самый свежий, — это слушания по проекту Основных направлений налоговой политики (ОННП) на 2016-2018 годы, состоявшиеся в Госдуме 2 июня 2015 года и на площадке «открытого правительства» 8 июня 2015 года. Второй, куда менее замеченный российскими СМИ, — обнародование президентской программы «100 шагов» в Казахстане. И третий, казалось бы, не имеющий никакого отношения к налоговой политике, — публикации «Открытой России» и «Коммерсанта» о том, как устроен благотворительный фонд имени Ахмата Кадырова, который, по словам журналиста, важен для Чечни не меньше, чем федеральный бюджет.

Начнем с первого. По большей части слушания в Госдуме свелись к обсуждению традиционных претензий к вынесенному на обсуждению документу — фрагментарность, отсутствие четкой стратегии, слабость в части отчета о реализации предыдущих версий ОННП, натянутость отдельных сравнений и обоснований, отсутствие прогнозируемости налогового режима и т.д. — претензий в части своей несправедливых, а в остальном — высказанных явно не по адресу. Период, когда налоговая политика формировалась преимущественно в Минфине и последовательно выполнялась правительством, закончился примерно в 2012 году. Сегодня ОНПП никак не препятствуют появлению не предусмотренных ими решений ни в выступлениях президента, ни в плане работы парламента, и усилия по их доработке до состояния согласованной стратегии просто не оправдываются. Так, без налоговой стратегии, мы и живем и будем жить дальше.

4 декабря 2014 года президент Владимир Путин озвучил вводную о неизменности налогового режима на ближайшие четыре года. Бизнес интерпретирует ее исключительно как запрет на повышение налоговой нагрузки и пытается — без особых шансов на успех — вернуться к ревизии решений 2013-2014 годов: о введении торгового сбора, о переходе к налогообложению торговой и офисной недвижимости от кадастровой стоимости, о катастрофическом для экономики знаний и инноваций решении о взимании отчислений в ФОМС со всего размера фонда оплаты труда и т.д.

Но ключевой фокус дискуссии о налоговой политике сегодня переместился в сферу межбюджетных отношений и эффективности налогового администрирования. Здесь проект Основных направлений предлагает ряд мер, среди которых — смягчение режима налоговой тайны. Органы власти регионов смогут получать часть информации о донорах региональных бюджетов, без чего им трудно будет эффективно участвовать в налоговом администрировании — например, по торговому сбору и налогу на имущество организаций. Закрепляется предложенный ранее подход к льготам малому бизнесу: дотационным регионам компенсируют доходы, выпадающие из-за таких льгот, в рамках субсидий на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Три налоговые системы

В проекте Основных направлений обозначены и подходы к корректировке, пожалуй, самого дискутируемого решения последних лет — консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), позволяющих крупнейшим холдингам «схлопывать» финансовые результаты для налоговых целей. Предложения Минфина по КГН (в частности, по обязательности включения в состав КГН всех удовлетворяющих критерию 90%-го владения предприятий группы) технически небезупречны, но в целом могут усложнить манипулирование этим инструментом. В ряде регионов возникла практика, когда региональные власти фактически воруют друг у друга налоговые базы — в обмен на пониженную ставку налога на прибыль добиваются включения в КГН расположенного на их территории предприятия группы. В результате при полном отсутствии новых инвестиций и рабочих мест совокупные поступления в консолидированный бюджет субъектов снижаются.

Но слушания показали, что среди игроков, определяющих налоговую политику, нет даже минимальной степени согласия по продлению действующего в 2015 году моратория на создание новых КГН и изменение состава старых (уже после первых слушаний Минфин скорректировал свою позицию, поддержав мораторий). А потому дискуссия продолжится уже в 2016 году.

Чего сегодня не хватает российской налоговой политике и процессу ее формирования, чтобы Основные направления выполняли свою ключевую функцию и чтобы налоговый режим был предсказуемым хотя бы на трехлетнюю перспективу? Прежде всего, нужен четкий документ либо в форме закона, либо в виде президентского нормативного акта, либо в форме ограничения права законодательной инициативы по вопросам налоговой политики всех игроков, кроме федеральной исполнительной власти. Сейчас так происходит в ряде развитых стран Европы. Сам документ должен быть результатом работы Минфина с экспертами и согласован со всеми основными игроками. Кроме того, нужно что-то сделать с тем фактом, что в стране созданы и продолжают развиваться три разных налоговых системы.

Во-первых, это налоговая система для крупнейших налогоплательщиков. Им, и только им, доступны не только существенно снижающие налоговую нагрузку возможности в рамках режима КГН, преференциальные режимы налогового администрирования (от межрегиональных инспекций и режима «налогового мониторинга» до ускоренного и упрощенного режима возмещения НДС). И одновременно именно они несут основную часть налоговой нагрузки, находясь полностью в белой зоне.

Во-вторых, это малый бизнес, которому доступны крайне льготные специальные налоговые режимы («упрощенка», патентная система налогообложения для ИП, наконец, пока еще в отдельных субъектах ЕНВД), и основная проблема которого — уровень нагрузки на фонд оплаты труда. Эти режимы вполне оправданы для реального малого бизнеса, но их активнейшим образом эксплуатируют более крупные компании, которые дробят свой бизнес и требуют сейчас повышения пороговых значений по выручке для применения спецрежимов (с нынешних 60 млн руб.).

И наконец, между ними — сужающийся пласт среднего бизнеса в светлой зоне между «крупнейшими» и «упрощенцами».

Выход в «белую зону»

Налоговая политика должна быть направлена на то, чтобы оставить спецрежимы исключительно реальному малому бизнесу — и одновременно решить проблему непомерной соцстраховой нагрузки, предоставив малым предпринимателям выбор между финансированием социальных прав или отказом от финансирования вместе с отказом от доли прав. Весь остальной бизнес — как ресурсный, так и нересурсный — следует выводить в белую зону, при этом четко обозначив перспективу снижения нагрузки (прежде всего — ставки НДС, где можно ориентироваться на действующую пока в Казахстане) в обмен на обеление. Тогда преференции, доступные крупнейшим игрокам, можно будет распространить на весь «белый» сегмент.

Дополнительные налоговые сборы должны финансировать не новые внешнеполитические аппетиты, не программу вооружений и не очередные спортивные мероприятия и стройки вселенского масштаба. Их следует использовать для снижения налоговой нагрузки на «белый» бизнес, который пока платит и за себя, и за своих собратьев пятидесяти оттенков серого, — и это должно быть продекларировано как условие нового договора власти и бизнеса на ближайшие годы: не просто стабильность, а максимально возможное снижение нагрузки в обмен на полный выход из тени.

Основные усилия сегодня нужно направить именно на эту стратегическую задачу (которую неплохо еще и закрепить и в документе соответствующего уровня). Нужно обеспечить всестороннюю поддержку и отказаться от попыток пересмотра любых инициатив, направленные на реализацию этой задачи — это и новая система электронного декларирования НДС, и дальнейшая автоматизация контрольной и аналитической деятельности налоговых органов, и массовое внедрение нового механизма контроля за достоверностью отражения выручки; последний был опробован в ходе эксперимента по онлайн-контролю за контрольно-кассовой техникой во второй половине 2014 — начале 2015 годов.

Больше ответственности

Второе стратегическое направление налоговой политики — это радикальная децентрализация налоговой системы как в части финансовых потоков, так и в части полномочий. Можно как угодно относиться к публикациям, фактам и домыслам относительно деятельности фонда Ахмата Кадырова. Но нельзя не понимать, что особое устройство финансирования фонда отражает, пусть в своеобразной форме, рост желания регионов более активно и самостоятельно собирать и использовать деньги на своей территории.

Двигаться в этом направлении следует гораздо быстрее — в том числе полноценно вовлекая субъекты федерации в администрирование, создавая региональные службы доходов (налоговые службы) — и одновременно возлагая на регионы полную ответственность за принятые ими решения по налоговой политике. Возможно, стоит даже лишать более пассивные регионы, рассчитывающие исключительно на дотации, тех полномочий, которые доступны их более активным соседям.

100 шагов

И наконец, после полутора лет работы над «деофшоризацией», пора вспомнить контекст, в котором эта задача была поставлена президентом в декабре 2013 года, и попытаться понять, насколько эта задача вообще актуальна сегодня, как ее реализация влияет на конкурентные позиции российского бизнеса в мире и внутри страны в современной экономической ситуации. Возможно, от деофшоризации в нынешнем виде стоит отказаться, радикально ее переосмыслив.

И здесь нелишне вспомнить опубликованную недавно программу переизбранного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «100 шагов», в которой подразумевается, например, создание специальных судов, доступных ограниченному набору инвесторов, с применением английского права. Не сомневаюсь, что эти предложения будут реализованы в рамках формируемого в Астане МФЦ.

Может, и нам пора вернуться к этой идее, которая, высказанная полтора года назад именно в контексте кампании по деофшоризации, с «импортом» судей и арбитров с безупречной репутацией из тех самых стран, куда так стремятся инвесторы для защиты своих интересов, и формированием в рамках российского МФЦ специальных судов или арбитражей, при предыдущих обсуждениях показалась интересной, но такой наивно-нереалистичной? Стимулировать деофшоризацию не принуждением, а созданием дома тех самых преимуществ, которые пока доступны только за рубежом. А там, глядишь, их можно будет распространить и шире.

Кирилл Никитин директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ

Теневая экономика и объем «серых» денег по-прежнему подрывают политическую и экономическую стабильность в России. Минфин оценивает теневой сектор экономики примерно в 15-20% от ВВП. «Большие суммы прячутся у нас в теневой экономике, - заявил министр финансов Антон Силуанов. - Если теневой сектор у нас где-то 15-20%, а ВВП где-то 60 трлн. рублей, то 15% - это 9 трлн.».

По его словам, совокупная налоговая нагрузка на экономику РФ составляет 35% - таким образом, из-за нелегального бизнеса российский бюджет переживает недостачу примерно в 3 трлн. рублей доходов. Министр отметил: «серые» зарплаты лишают региональные бюджеты 2 трлн. рублей, и борьба с ними включена в список задач федеральных и региональных властей, в том числе налоговиков.

При этом ранее глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов отмечал: если малый бизнес выйдет из тени, его доля в ВВП составит 40-50% против нынешних 19% - бизнес идеи в нашей стране дефицитом не являются. Если же решить вопрос с нелегальным ведением бизнеса (в нем, по оценкам министра, работают 18 млн. человек), по доле малого бизнеса в экономике Россия встанет в один ряд с развитыми странами.

Между тем, эксперты исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что размеры теневого сектора российской экономики значительно выше - он оценивается в 46% от ВВП ежегодно. По их подсчетам, с 1994 по 2011 годы из России были незаконно выведены $211,5 млрд. Это скрытые от налогов доходы, взятки, а также деньги, заработанные на торговле оружием, наркотиками и людьми.

По словам главы GFI Рэймонда Бэйкера, страна потеряла сотни миллиардов долларов, которые можно было бы инвестировать в систему здравоохранения, образования, инфраструктуру и прочие социальные сферы. Всемирный банк также отмечает: российская теневая экономика в 3,5 раза выше в сравнении с другими странами «большой семерки». При этом теневая экономика и потоки «серой» наличности уверенно растут на протяжении двух последних десятилетий из-за неэффективного политического управления и традиционного в России желания бизнесменов уйти от уплаты налогов.

Как заявил «Веку» аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко, вероятно, столь высокие показатели, полученные во время исследования GFI, объясняются несколькими факторами. «Во-первых, мне кажется, что большая часть упомянутого оттока пришлась на вторую половину 90-х - время высокой политической нестабильности, низкой прозрачности экономики и слабого потребительского доверия. Во-вторых, достаточно большим объемом теневой экономики, которая, собственно, и становится катализатором для данных потоков».

При оттоке капитала экономика теряет свободные средства, которые, при прочих равных, могли бы быть направлены на финансирование инфраструктуры государства, социальные проекты, могли стать основой для увеличения темпов роста реального располагаемого дохода населения, отмечает эксперт.

«Одно из основных условий, которое должно быть выполнено для снижения теневого оборота денежных средств, - это оптимизация налоговой системы с целью увеличения доступности для субъектов налогообложения и уменьшения физических затрат для адекватной оплаты отчислений, - говорит Сороко. - Надо продолжать работать над инвестиционным имиджем страны, улучшать микроклимат для компаний малого и среднего бизнеса».

По его словам, оценка министра финансов Силуанова, скорее всего, является слишком оптимистичной. «Думаю, что реальный объем теневого сектора экономики несколько выше - 20-25%, - полагает аналитик. - Но меры по снижению доли «тени» уже проводятся. Например, с 2014 года будут запрещены любые сделки наличными при условии, что объем сделки будет превосходить 600 тыс. рублей. С 2015 года ограничение станет еще жестче - с 300 тыс. рублей. Таким образом, увеличившаяся инвестиционная активность, скорее всего, сильно не повлияет на оборот наличности, так как практически все платежи должны быть проведены через банковские структуры. Думаю, что данные меры позитивно скажутся на наполняемости всех уровней бюджета. Возможностей для махинаций в такой ситуации становится намного меньше».

На всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую программу для стимулирования вывода малого и среднего бизнеса из тени - «Свет для гаражной экономики».

Административная и фискальная нагрузка на бизнес выросла, ситуация с теневой экономикой значительно ухудшилась из-за принятых в 2013-2014 годах правительством решений, констатировал Титов. По его словам, государство само «убивает» позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране.

Оценки теневого сектора варьируются. Всемирный банк оценивает размер теневой экономики в России в 50% ВВП, уточнила вице-президент ТПП Елена Дыбова. Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров – в 39% ВВП.

Согласно исследованию Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, доля россиян, которые за последний год хотя бы иногда работали неофициально или за зарплату в конверте, составляет около 44,8% от общего числа занятых в 2017 году. Доля тех, кто постоянно получает зарплату в конвертах, увеличилась в 2017 году с 28,8% до 31,4%.

По расчетам Министерства труда и социального развития, около 15 млн человек полностью исключены из официального сектора экономики. Скрытый фонд оплаты труда (доходы работников в неформальном секторе и серые зарплаты в официальном секторе) Росстат оценил в 10,9 трлн рублей в 2015 году (13,4% от ВВП).

В числе мер, увеличивших нагрузку на бизнес, - повышение ставок социальных страховых платежей, в результате которого более 0,5 млн индивидуальных предпринимателей снялось учета; введение налога на недвижимость для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; увеличение штрафных санкций; повышение кадастровой стоимости земли; политика высокой ключевой ставки ЦБ РФ; повышение тарифов естественных монополий.

Новые сложности для бизнеса принес и отзыв лицензий у банков со стороны ЦБ, который обернулся блокированием средств на расчетных счетах у предпринимателей. Сейчас на этот счет поступает по 60-70 обращений в день, уточнил управляющий партнёр Management Development Group Inc и омбудсмен по защите прав самозанятых граждан и микробизнеса Дмитрий Потапенко.

Титов предложил создать специальную организационно-правовую форму «индивидуальный предприниматель без права найма» с упрощенным режимом регистрации и снятия с учета (через МФЦ) и пониженными размерами взносов (платеж за патент не должен превышать 10 000 рублей в год. Упрощение режима обсуждалось с Минэкономразвития и заинтересованными ведомствами, уточнил заместитель гендиректора АО «Корпорация МСП» Максим Любомудров.

В числе мер по стимулированию вывода малого и среднего бизнеса из теневого сектора – мораторий на большинство проверок, амнистия для бизнеса и снижение в 2 раза штрафов, предусмотренные КоАП для предприятий малого и среднего бизнеса.

Программа «Свет для гаражной экономики» предлагает также пакет мер по финансовому стимулированию малого и среднего бизнеса: предоставление возвратных ссуд на начало бизнеса в 1 млн рублей под личную гарантию предпринимателя; субсидирование до 5% годовых кредитов под проектное финансирование, отмену резервирования ЦБ по целевым кредитам и использование инструментов рефинансирования под секьюритизированные пакеты кредитов в рамках системы проектного и торгового финансирования.

По словам Титова, консолидированные меры позволят к 2025 году увеличить вклад МСП в ВВП с 20% до 30%, а число создаваемых рабочих мест - с 26% (18,8 млн человек) до 45% от их общего количества, а ВВП в итоге увеличится на 2,5%.

Большинство предложенных мер не вызывает возражений и часть из них уже обсуждаются регуляторами, уточнил Любомудров. По его словам, программа представляет консолидацию предложений разных ведомств.

По расчетам ИНП РАН, в случае реализации пакета мер, в секторе МСП может быть занято до 60% россиян к 2035 году.

Кнопка помощи

Помимо стратегического плана, Титов представил на конференции и текущий функционал - специальный электронный сервис «Набат», который позволяет предпринимателям получить оперативную помощь уполномоченного в случае внеплановой проверки или обыска. Специальное мобильное приложение работает в режиме «красной кнопки» и доступно для бесплатной загрузки в AppStore.

Чтобы воспользоваться сервисом, нужно пройти предварительную регистрацию, чтобы в дальнейшем оператор колл-центра мог идентифицировать обратившегося за помощью, когда возникнет такая необходимость. Когда предприниматель запускает сервис, его просят предоставить данные о проведении проверки и проверяющих, чтобы установить ее статус (плановая, внеплановая, административное расследование, есть ли запись в реестре) и зафиксировать нарушения. Сервис позволяет защищать интересы предпринимателей, противодействовать незаконным проверкам, контролировать действия проверяющих и обеспечивает участие уполномоченного.

В числе ближайших анонсированных Титовым задач для уполномоченных было создание нового рейтинга регионов по уровню безопасности ведения бизнеса. Такой рейтинг бизнес-омбудсмен планирует смоделировать с помощью ФСО: его результаты могут стать инструментом для взаимодействия с региональными властями, поскольку он позволить оценить действия различных региональных служб и ведомств, а не только эффективность того или иного губернатора.

22 ноября в рамках X Всероссийской конференции Уполномоченных по защите прав предпринимателей эксперты обсудили как вывести российский бизнес из тени.

Борис Титов представил новую программу для стимулирования вывода малого и среднего бизнеса из тени – “Свет для гаражной экономики”. Он также заявил, что предложит использовать ее Президенту России в новом политическом сезоне. Среди главных решений программы – создание Предпринимательского кодекса, который объединит все нормативные правовые акты по мерам защиты и мерам поддержки предпринимателей.

«Несмотря на то, что нам удалось укрепить свои позиции в международных рейтингах инвестиционной привлекательности, доля теневой экономики по подсчетам Всемирного банка она остается на уровне 40% уже на протяжении 7 лет. Это обеспечивает нам недобор налогов на 3 трлн рублей в бюджет государства и стабильное четвертое место в рейтинге крупнейших теневых экономик мира после Украины, Нигерии и Азербайджана» – указал на сложившийся парадокс Общественный омбудсмен по защите предпринимателей от уголовного преследования Андрей Назаров.

Во многом сказывается противоречивая госполитика в сфере МСП, считает Борис Титов. «Государство само убивает позитивный эффект от предпринимаемых мер по улучшению инвестиционного и делового климата в стране», – заявил он.

Среди мер, которые усилили отток МСП в теневой сектор бизнес-омбудсмен назвал: повышение ставок социальных страховых платежей для ИП, массовое расторжение договоров аренды на размещение НТО, введение налога на недвижимость для предпринимателей на «упрощёнке», увеличение штрафных санкций и объема отчетности, рост числа неналоговых платежей и сборов и т.д.

Программа “Свет для гаражной экономики” в качестве мер по финансовому стимулированию малого и среднего бизнеса предлагает предоставлять возвратные ссуды на начало бизнеса в 1 млн рублей под личную гарантию предпринимателя, субсидирование до 5% годовых кредитов под проектное финансирование, отмену резервирования ЦБ по целевым кредитам и использование инструментов рефинансирования под секьюритизированные пакеты кредитов в рамках системы проектного и торгового финансирования.

По мнению Андрея Назарова, государству необходимо также пересмотреть свое отношение к предпринимателям, так как они берут на себя его функции по трудоустройству граждан, выплате зарплат, налогов и социальных пособий. «Смена вектора поможет поднять статус предпринимательства в обществе, простимулировать людей выводить свое дело из тени или открывать новый бизнес» – отметил он.

«В нашей истории уже имеются примеры, когда отношение государства к предпринимателям позволило им выступить драйвером экономического роста: в царской России купцы разных гильдий в зависимости от размера уплаченных налогов получали разные преференции в виде льгот и даже веса их голоса при принятии государственных решений», – аргументировал он.

«Что помешает использовать этот опыт сегодня, чтобы простимулировать предпринимателей выйти из тени? Данный тезис должен войти в напутствие бизнес-сообщества Президенту перед началом избирательной компании», – предложил Андрей Назаров.

По подсчетам бизнес-омбудсмена если вывести большинство малого бизнеса в легальное поле это увеличит ВВП страны на 2,5%, увеличит число создаваемых им рабочих мест с 26% до 45% (к 2025 году) и увеличит вклад МСП в ВВП страны с 20% до 30% (к 2025 году).

Штрафы за предпринимательскую деятельность без образования юрлица или регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предлагают ужесточить. Если нелегальный бизнесмен не желает выходить из тени, за это должен полагаться штраф в размере до 30 тыс. рублей. Такую инициативу подготовила группа депутатов-единороссов во главе с Владимиром Афонским (проект есть у «Известий»). Предложение уже поддержали в Минюсте и в думской фракции ЕР, при этом парламентарии рекомендовали коллегам всё же подумать о возможном снижении размера взыскания. Эксперты отмечают, что кнут без пряника работать не будет - необходимо создать условия, стимулирующие добровольный переход предпринимателей «на светлую сторону».

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях подготовили единороссы Владимир Афонский, Виктор Дзюба, Николай Петрунин и Наталия Пилюс. Они предлагают повысить существующие штрафы за ведение бизнеса без госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве юрлица - например, в форме ООО. Сейчас за это полагается взыскание от 500 рублей до 2 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.1). Согласно проекту, штраф на первый раз должен составлять от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, а в случае повторного и последующего выявления нарушения - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Нововведение призвано поставить барьер для недобросовестных предпринимателей, пояснил «Известиям» глава экспертно-консультативного совета (ЭКС) фракции «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес-сообществом Дмитрий Сазонов. ЭКС поддержал инициативу, после чего она получила одобрение координационного совета фракции. Вместе с тем оба совета рекомендовали авторам законопроекта подумать о том, чтобы снизить предлагаемый размер санкций.

Авторы законопроекта полагают, что для пресечения возможных нарушений действующих штрафов уже недостаточно. Размер этих взысканий меньше госпошлины, которая берется за регистрацию ИП и юрлица (800 рублей и 4 тыс. рублей соответственно), и штрафов для легальных бизнесменов - например, за несвоевременное предоставление данных о налогоплательщике (10 тыс. рублей). Кроме того, штрафы не повышались уже более 10 лет и за это время успели «обесцениться», говорится в пояснительной записке к документу. В этих условиях у нелегальных бизнесменов отсутствует стимул для выхода из тени, поскольку заплатить небольшой штраф - более выгодно. А потому число подобных нарушений растет. Например, в Тульской области в 2016 году было выявлено 98 случаев ведения бизнеса без госрегистрации, а за девять месяцев 2017-го - уже 128. По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2015 году суды рассмотрели более 140 тыс. дел по ст. 14.1 КоАП, а в 2017-м их было более 154 тыс. (в статистику входят также случаи предпринимательской деятельности без лицензии либо с грубым нарушением ее условий). По мнению депутатов, новшество будет способствовать росту сбора налогов и поддержит добросовестных бизнесменов, а также защитит граждан от товаров и услуг, предоставляемых «теневыми» предпринимателями.

При действующих сегодня штрафах «теневик» заплатит меньше, чем зарегистрированный предприниматель, даже если его будут привлекать к ответственности каждый месяц, отметила адвокат юргруппы «Яковлев и партнеры» Анна Бойцова. Вместе с тем регистрация ИП или юрлица добавляет обязанностей и ответственности. Однако для легализации бизнеса требуются всё же не репрессивные меры, а создание условий для добровольного перехода предпринимателей «на светлую сторону», считает она. Например, отдельный учет самозанятого населения с упрощенным порядком отчетности и пониженными платежами в бюджет или увеличение размера годового дохода, при котором предприниматель обязан платить дополнительные взносы в обязательные фонды.

Штрафы принесут желаемый результат только в случае разработки механизма идентификации самозанятых граждан, считает и член Ассоциации юристов России, адвокат Екатерина Мельник. Пока же велика вероятность введения необоснованных санкций для тех, кто иногда подрабатывает, но предпринимательской деятельности не ведет. Такое встречается довольно часто, подчеркнула она.

Для борьбы с теневым бизнесом нужно не ужесточать санкции, а создавать стимулы для развития, согласен председатель подкомитета по экономической безопасности ТПП РФ Валентин Игнатьев. По его словам, вести бизнес сегодня непросто, а нововведение лишь даст дополнительный кнут проверяющим.

Низкие штрафы играют на руку теневому бизнесу и приводят к тому, что проблема становится системной, признает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Добросовестные предприниматели проигрывают конкуренцию, потому что вынуждены закладывать в стоимость своей продукции и услуг бюрократические и налоговые издержки. Но, с другой стороны, даже при штрафах в размере 30 тыс. рублей всё равно будет прибыльнее вести бизнес подпольно, считает он. Больший эффект, по мнению эксперта, дали бы такие меры, как упрощенная система налогообложения, устранение бюрократических препон и снижение контрольно-надзорного давления.

Современные методы выявления и пресечения незаконной предпринимательской деятельности неэффективны в контексте решения задачи «обеления» хозяйствующих субъектов, поэтому предлагаемое ужесточение значительным образом не повлияет на выход предпринимателей «из тени», считает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. При этом увеличатся риски окончательно отбить у населения желание пробовать себя в каком-то деле. Единственными инструментами, которые позволят эффективно сократить теневой сектор, являются специальные меры поощрения, считает он. Целесообразно установить специальные меры, которые будут стимулировать предпринимателей к регистрации отношений с государством. Такими мерами, отметил эксперт, могут стать освобождение от налогов на определенный период и в пределах определенного уровня заработка, создание условий для льготного кредитования, а также помощь в маркетинге и поиске клиентов.