Собрать кубик рубика 2х2 схема пошаговая инструкция. Невозможное возможно, или как собрать основные модели кубика рубика. Основные этапы сборки

Как собрать кубик рубика 2х2?



Кубик Рубика 2х2 называют мини-версией известной головоломки. Собрать его проще, чем кубик стандартных размеров. Об этом вы можете узнать из статьи нашего сайта - . А в данной статье мы рассмотрим, как именно собрать кубик Рубика 2х2.

Обозначения сторон кубика

Прежде всего следует выбрать одну из сторон кубика в качестве основной. Она будет называться фронтальной (Ф/F). Остальные стороны кодируются в схемах следующим образом: Н/D - нижняя, В/U -верхняя, П/R - правая, Л/L - левая, Т/B - тыльная. Поворот на 90 градусов против часовой стрелки обозначается символом «’».

Когда все обозначения рассмотрены, можно приступить непосредственно к сборке.

Схема сборки мини-кубика Рубика

  1. Собираем нижний слой. При этом граничащие с ним элементы должны совпадать по цвету на каждой грани. Если бы вы собирали стандартный кубик Рубика, вы бы начали со сборки верхнего креста. Подробнее об этом в статье - .
  2. Собираем верхний слой. Чтобы определить его цвет, нужно посмотреть, кубиков какого цвета нет в нижней линии. Это и будет цвет верхнего слоя. Теперь вращаем верхушку до тех пор, пока один из углов не встанет на место, т. е. совпадет по цвету не только с верхушкой, но и с боковыми гранями. Последующие действия могут развиваться по двум разным сценариям: смена кубиков по диагонали (ВФПВПʼВʼФʼ) или смена соседних кубиков (ФВФʼВʼЛʼВʼЛ).
  3. Продолжаем собирать углы. Для этого производим ряд комбинаций:
    1. ПʼН2ПФН2Фʼ
    2. ФН2ФʼПʼН2П
    3. ВФПВПʼВʼФʼ
    4. В2ФВ2ФʼВʼФВʼФʼ
    5. ФВФ2ЛФЛ2ВЛВ2
    6. ФВПВʼПʼФʼВʼ2
    7. ФВФʼВФВ2ФʼВ2
    8. В2ЛʼВʼЛ2ФʼЛʼФ2ВʼФʼ

А тем, кому интересен не только процесс сборки, но и сама механика известной всему миру головоломки, может попробовать сделать кубик Рубика самостоятельно. Подробнее об этом можно прочесть в статье нашего сайта - .

Данная головоломка – это упрощённая версия обычного кубика Рубика. Называется она по разному, например, карманный кубик или мини кубик. Головоломка состоит из 8 более мелких кубиков, собранных в один большой 2х2х2 куб. Каждую грань можно вращать, меняя тем самым положение 4 маленьких кубиков на грани. Каждая из 6 граней головоломки имеет свой цвет, и каждый маленький кубик раскрашен в 3 цвета.

Мини кубик – это такой же кубик Рубика, только без центральных частей. Отсутствие центров у граней немного смущает, так как по началу тяжело понять какие грани смежные, а какие противоположные.

Мини кубик имеет более простую конструкцию, чем кубик Рубика и имеет множество обличий. Некоторые из них представлены на рисунках выше. Существуют версии в виде голов: голова Микки Мауса, голова Дарт Мола из Звёздных войн, голова Гомера Симпсона. Так же есть версии в виде моделей автомобилей, мячей, глобусов и даже звёзд. Такие головоломки меняют форму, в процессе собирания, иногда очень забавно. Отдельно стоит отметить версии головоломки в виде шаров: Dreamball, K-8 ball, Octo. Эти головоломки обладают уникальным внутренним механизмом, но собираются так же как и обычный кубик.

Другая похожая головоломка – это Pyramorphix или головоломка в виде тетраэдра или пирамидки. Эта головоломка – тот же кубик, но положение четырёх частей не имеет значения. Из-за этого собирается она немного легче, чем другие версии. Описание и решение Pyramorphix и схожей головоломки Stern будет отражено в отдельной статье.

  • Карманный кубик был запатентован Эрне Рубиком 29 марта 1983 года, .
  • Кубик Eastsheen 2x2x2 был запатентован Чен Сен Ли 28 октября 1998 года, .
  • Головоломка голова Микки Мауса была запатентована Франциско Джоса Патерманом 22 мая 1996 года, .
  • Головоломка голова Дарт Маула была запатентована Томасом Кремером 17 апреля 2001 года, .
  • K-8 ball был запатентован Салехом Худари 11 мая 2000 года, .

Количество позиций

Восемь частей, с тремя позициями, дают максимально 8! 3 8 позиций. Данное ограничение не достижимо, потому что:

  • Общее количество поворотов кубика ограничено тремя.
  • Ориентация головоломки в пространстве не важна.

Введённые ограничения оставляют 7! 3 6 = 3.674.160 позиций.

Из любой позиции головоломка может быть решена за 11 ходов (или 14 ходов, если считать половину поворота на 180 градусов за два хода).

Терминология

Так как решение головоломки потребует от вас выполнения различных манипуляций с кубиком, то для наглядности, упрощения и ознакомления введём ряд символов для описания 10 базовых движений. Все картинки кликабельны для увеличения размера.

Решение

После того, как ознакомились с терминологией, мы готовы начать собирать Карманный кубик.

Решение будет проходить в три этапа. Первым делом мы соберём верхний слой. Затем выставим углы нижнего слоя на свои места. И, наконец, соберём головоломку полностью.

Замечу, что представленное решение и вспомогательные картинки основаны на раскраске моего кубика. Поэтому, если цвета вашего кубика отличаются от представленного в решении, то вам придётся немного приспособиться.

Итак, приступим.

Верхний слой

Мы начнём со сборки красной стороны кубика. Найдите красно-сине-зелёный угол и поверните головоломку так, чтобы красная грань угла была направлена вверх так, как показано на рисунке.

Замечание: серый цвет граней или углов означает, что настоящий цвет этих граней не имеет значения для проводимого действия.

Поздравляю, вы выставили первый угол кубика =)!

Ещё одно замечание: мы считаем, что данная часть головоломки должна находиться в верхнем правом углу передней грани Карманного кубика. Дальнейшие действия по сборке верхнего слоя кубика так же используют это предположение.

Второй угол

Перед тем как мы сможем выставить второй угол, мы должны повернуть весь кубик на один поворот налево, так что бы верхнем правом углу передней грани оказалась неправильно выставленная часть головоломки. Ваш кубик должен выглядеть так:

Теперь мы можем поставить вторую часть кубика на место.

Оставляя первую решённую часть в верхнем левом углу передней грани, вращаем нижний слой кубика пока не найдём нужный нам красно-сине-жёлтый угол.

Замечание: Может случиться так, что нужный нам угол располагается в верхнем слое, а не в нижнем. В этом случае вам следует перейти к этапу «Третий угол», и в конце вернуться к этому углу в последнюю очередь.

Когда вы найдёте нужную часть, продолжайте вращать нижний слой, пока часть не окажется в нижнем правом углу передней грани, прямо под местом, где она должна стоять. В итоге состояние вашего кубика должно подойти к одной из картинок ниже. Выполните комбинацию действий под той картинкой, с которой совпал ваш кубик.

Третий угол

Перед тем, как мы сможем поставить третий угол на место, так же как и для второго угла, мы должны повернуть весь кубик в руках на одну грань на лево так, что бы в правом верхнем углу передней грани оказалась неправильно выставленная часть головоломки.

Поворачивайте нижний слой пока не найдёте нужный красно-жёлто-белый угол.

Замечание: Может случиться так, что нужная часть окажется в верхнем слое. В этом случае вам нужно перейти к этапу «Четвёртый угол» и потом вернуться к этому углу в самом конце.

Четвёртый угол

Перед тем, как мы сможем поставить четвёртый угол на место, так же как и для третьего угла, мы должны повернуть весь кубик в руках на одну грань на лево так, что бы в правом верхнем углу передней грани оказалась неправильно выставленная часть головоломки.

Поворачивайте нижний слой пока не найдёте нужный красно-бело-зелёный угол.

Замечание: Может случиться так, что нужная часть окажется в верхнем слое. В этом случае вам нужно перейти к этапу «Завершение верхнего слоя».

Завершение верхнего слоя.

К данному моменту, все или почти все части верхнего слоя находятся на своих местах и правильно сориентированы. Вы можете вернуться назад и попробовать поставить на место второй или третий угол.

Если у вас возникли затруднения с выставлением частей из-за того, что они находятся в верхнем слое, на своём месте, но её грани неправильно повёрнуты, то сравните ваш кубик с картинками ниже и выполните соответствующую последовательность действий:

Нижний слой

На данном этапе мы выставим углы нижнего слоя на свои места. Не обращайте внимания на то, что грани углов могут быть неправильно повёрнуты. Мы развернём их как надо на финальном этапе сборки.

Найдите в нижнем слое два угла с зелёными гранями. На данный момент не важно, куда направлены зелёный грани.

Если два угла с зелёными гранями находятся рядом друг с другом, то поверните нижний слой кубика так, что бы его можно было сопоставить с картинкой ниже.

Замечание: Если углы с зелёными гранями не смежные, то есть находятся по диагонали друг от друга, то перейдите к этапу «Диагональные углы» для работы с этим вариантом.

Замечание: Множество зелёных граней для нижних углов на рисунке, означает лишь, что зелёные грани углов могут быть направлены в любую сторону.

Если углы находятся на своих местах, хотя их грани и не правильно расположены, то данных этап завершён и переходим к двум другим углам.

Если же углы смежные, но находятся не на своём месте, то выполните следующую последовательность действий, чтобы поменять их местами.

Диагональный случай

Если углы с зелёными гранями находятся по диагонали друг от друга, то повернём нижний слой так, что бы нижний левый угол оказался на своём правильном месте, и выполним следующую последовательность.

Два других угла

После того как мы правильно выставили углы с зелёными гранями, давайте займёмся оставшимися двумя. Если они уже находятся на своих местах, то вам повезло, и вы можете переходить к финальной стадии решения. Если же нет, то вы должны выполнить следующую последовательность действий, что бы поменять их местами.

Финальная стадия — выставляем грани.

Поверните весь кубик так, чтобы он совпал с одним из шаблонов, представленных ниже.

Если после выполнения последовательности, ваш кубик всё ещё не собран, найдите опять подходящий шаблон и повторите последовательность действий ещё раз. В целом вам придётся повторить этот процесс не более трёх раз.

Замечание: Так как данные картинки не отображают дальнюю или левую грань, то я не отмечал наличие оранжевых граней на них. Оранжевые части могут присутствовать, а могут и не присутствовать на невидимых гранях.

Поздравляю. Вы сборали кубик! =)

Доброго времени суток! В этой статье я расскажу Вам как собрать кубик Рубика. Но не стандартный(3х3), а 2х2. Для начала можно поучиться его собирать, а потом переходить к более сложному! Итак, начнем:

Шаг 1. Сделаем верхнюю сторону белой и прилегающие к ней пары клеток - однотонными

Сначала давайте я Вам расскажу о формулах и обозначениях, которые используются для собирания кубиков Рубика:

  • Правая сторона обозначается буквой R (right)
  • Левая - L (left)
  • Верхняя - U(up)
  • Нижняя - D(down)
  • Передняя - F(front)
  • Задняя - B(back)
Все повороты обозначаются одной буквой, иногда с индексом:
  • по часовой стрелке- R(ели правую сторону крутим)
  • против часовой стрелки - R" (опять же как пример - правая сторона)
  • поворот на 180 градусов или 2 поворота - R2
Для начала давайте воспользуемся формулами R F" R" F или F" R F R" (как Вы можете заметить - формулы идентичны, только различается последовательность) Для того, чтобы сделать полностью одинаковую сторону иногда приходится данную формулу прокручивать несколько раз. У меня получилось 2 клетки я добавил с 1 прокрутке по формуле, а для последней клетки - пришлось сделать ее 3 раза!

Шаг 2. Переворачиваем и собираем желтую сторону

В результате переворота у нас может получиться 7 различный комбинаций данного кубика. Для решения всех их нам понадобится знать всего лишь 2 формулы:

1. Для сбора правого треугольника . Если брать сторону за часовой циферблат, то у нас получится одинаковый цвет с 9 часов до 6. Формула: R U" L" U R" U" L.

2. Для сбора левого треугольника (с 6 до 3 по часам). Формула: L" U R U" L U R".

Щаг 3. Собираем оставшиеся стороны


Для этого нам понадобятся расположить необходимый цвет справа вверху и вот эти формулы:

  1. левый треугольник U" правый треугольник
  2. левый треугольник U2 правый треугольник
  3. левый треугольник U правый треугольник
Когда у Вас вообще все кубики разные: поверните так кубик, чтобы 2 парные стороны смотрели влево и воспользуйтесь формулой - правый треугольник правый треугольник или правый треугольник U" правый треугольник.

Если Вы все сделали правильно, то осталось только с недостающими сторонами воспользоваться формулой R" F R" B2 R F" R" B2 R2.

Если все сделано верно, то у Вас получится вот так:

2х2х2 Corner Last Layer (CLL) - углы последнего слоя в кубике 2х2х2. CLL-алгоритмы перемещают угловые элементы последнего слоя и одновременно их ориентируют.

Таким образом, последний слой кубика 2х2х2 собирается за один шаг, что экономит время сборки. Современные чемпионы по кубику 2х2 собирают преимущественно этим методом.
Сложность этого метода составляют не столько сами алгоритмы и их заучивание, сколько распознавание попавшейся ситуации.

Как распознавать случаи:
Всего существует 42 различных случая (не считая LL-скипа, когда последний слой уже собран).
Очевидно, случаи представляют комбинацию OLL и PLL. Ориентация (OLL) распознается легко, а вот с пермутацией (PLL) сложности. Сложно определить на скорости, какой элемент с каким должен поменяться.
Поэтому для всех 42 случаев придумали отличительные признаки - в пределах одного OLL случаи распознаются по цветам ключевых наклеек.

Две ключевые наклейки могут быть:
а) одного цвета
б) противоположных цветов (например, при классической цветовой схеме противоположными являются следующие пары цветов: зеленый-синий, красный-оранжевый, желтый-белый).
в) соседних цветов (напирмер, синий-красный, зеленый-оранжевый, красный-белый и т.д.)
Для того, чтобы однозначно определить позицию, необходимо две пары ключевых наклеек, одной парой не обойтись.

Чтобы описать все позиции, я придумал следующие обозначения:
На каждой из ключевых наклеек изображена цифра и буква. Цифра означает, в какую очередь на эту пару ключевых наклеек надо смотреть. Букв может быть всего три: "О", "П" и "С", соответственно обозначают, что наклейки этой пары одинаковых, противоположных или соседних цветов.
Одна наклейка может принадлежать одновременно к двум ключевым парам.

Например, рассмотрим случай №3 (см ниже):
первым делом определяем OLL - "три по", затем смотрим на ключевые наклейки с цифрой 1. Они противоположного цвета. Потом смотрим на ключевые наклейки с цифрой 2 - они также противоположного цвета. Все, мы однозначно определили случай и знаем, какой алгоритм применять.
Примечание:
Не всегда противоположные цвета будут у вас красный и оранжевый. Они могут быть также зеленым и синим, но случай будет тот же. В общем, главное - не цвета, а их противоположность, одинаковость или соседство. Вот такая логика.

Кстати говоря, большинство нижеследующих алгоритмов не подходят для кубика 3х3, то есть углы-то они собирают, но затрагивают ребра.

Я выучил все алгоритмы примерно за неделю, еще неделя ушла на окончательное запоминание. Думаю, при желании можно выучить и быстрее.

Удачи в изучении! Антон Ростовиков.

Случаи:

Картинка (вид сверху)
Алгоритм
Описание
0
-
LL-skip.
1
R U2 R" U" R U2 L" U R" U" L
Алгоритм "Лямбда" из кубика 3х3х3. Меняет местами 2 смежных угла.
2
R U" R" U" F2 U" R U R" D R2
Алгоритм, меняющий 2 угла по диагонали.
3
F R" F" R U2 R U2 R"
4
R U" L" U R" U" L
5
U" R" U" R D" R" U R" U" R U" R
6
L" U2 L U2 L F" L" F
7
U" R" F R2 F" R U2 R" U" R2
8
R U R" U R U2 R"
9
F" L F L" U2 L" U2 L
10
L" U R U" L U L"
11
U" R U R" D R U" R U R" U R"
12
R U2 R" U2 R" F R F"
13
U R2 U R U2 R" y R U2 R" F
14
L" U" L U" L" U2 L
U" R U2 R" U" R U" R"
15
R2 U2 R U2 R2
R2 U2 R" U2 R2
16
R" U2 R y R" U R" U" R U" R
17
U" R U R" U R U L" U R" U" L
18
F R U R" U" R U R" U" R U R" U" F"
19
U" R U" R U" R" U R" F R2 F"
20
L F" L" F L" U L U L" U L
21
F U" R" F2 R U" F2 R U2 R"
22
R U2 R" U" R U R" U2 R" F R F"
23
R" F" U" F U" R U R" U R
24
F R U R" U" R U R" U" F"
25
R" U2 L" U2 R U2 R" U2 R2
26
R" U R" F U" R U F2 R2
27
F R U R" U" y" R U2 R" U2 R2
28
z" L" U2 L U L" U2 R U" L U R"
Делаем z" и получаем Лямбду левой рукой.
29
U" R2 F2 U" R" U F" R U" R
38
U" R L U2 R" U2 R U2 L" U2 R"
39
U" R U2 R" U R" F2 R F" R" F2 R
40

Если вы любите интересные головоломки, то наверняка много раз задумывались над тем, как собрать кубик Рубика 2х2. Всё верно? Тогда стоит сразу же отметить тот факт, что такую игрушку нельзя назвать стандартной в отличие от варианта 3х3. Казалось бы, такое маленькое поле? Неужели тут можно проиграть и не выполнить поставленную задачу? Увы, но это действительно так, если вы не понимаете алгоритма сборки и не умеете читать схемы. Но нельзя не отметить и тот факт, что с решением этой головоломки за несколько секунд справятся те, кто быстро и легко работает со стандартной моделью 3 на 3. Вы её ещё не освоили? Не беда! Предложенная тут пошаговая инструкция расписывает каждый шаг очень подробно, так что у вас всё непременно получится!

Вводная информация об обозначениях

Начнём собирание кубика Рубика по предложенной инструкции с небольшой вводной информации и сборки одной из сторон. Итак, для новичков очень важно уяснить термины, чтобы без труда читать формулы и следовать им. На самом деле в обозначениях разберётся даже ребёнок:

  • левая сторона обозначается как L (left);
  • правая — R (right);
  • передняя – F (front);
  • нижняя – D (down);
  • задняя - B(back);
  • верхняя - U(up).

Чаще всего каждый поворот отмечается определенной буквой. Бывает, к ней добавляется индекс. Если нам нужно выполнить действие по часовой стрелке, соответственно, придётся крутить правую сторону. Это означает, что вам встретится отметка R. Но если действие выполняется в обратном направлении, будет указано R’.

На заметку! Также стоит учитывать, что в некоторых ситуациях требуется сделать 2 поворота либо развернуть элементы на 180 градусов. В схемах такие шаги отмечаются, как пример с правой стороной, обозначением R2.

Первый шаг

Предложенная формула кубика Рубика 2х2 в осуществлении, как правило, сложностей не вызывает, хотя она и немного труднее стандартного варианта. В данном случае нужно следовать формуле кубика Рубика 2×2 следующего типа: R F’ R’ F или F’ R F R’ . По своей сути эти комбинации одинаковы, различие заключается строго в последовательности. Но нужно помнить, что иногда для формирования одинаковой стороны приходится неоднократно прокручивать головоломку по этой формуле. Вот и готова белая сторона.

Чтобы собрать весь кубик Рубика 2 на 2, нам придётся освоить дополнительные шаги к основной схеме сборки. Тут придётся собрать несколько однотонных клеток, прилегающих к белой плоскости. Чтобы получились 2 клетки, нужно добавить по формуле по 1 прокрутке. Чтобы выставить последнюю клетку, нужно ещё несколько раз пройти все шаги по данному алгоритму.

Второй шаг

Интересная и грамотная сборка кубика Рубика 2х2 подразумевает чёткую работу, которую нужно планомерно выполнять шаг за шагом. Когда будет полностью собрана плоскость белого оттенка и поставлены несколько клеток, примыкающих к ней, можно переходить к следующему шагу. При этом стоит учитывать, что после переворотов создаются различные комбинации (всего их может быть 7). Но решить такие задачи вполне реально. Для этого нужно знать только пару формул. Итак, сборка кубика Рубика 2 на 2 на данном этапе – это в первую очередь необходимость собрать треугольник в правой части. При этом игрушку можно сравнить с циферблатом обыкновенных механических часов. Тогда, получается, что наша плоскость приобретает одинаковый оттенок, начиная с 9 часов и заканчивая 6 часами. В такой комбинации кубик-рубика 2х2 «работает» схема R U’ L’ U R’ U’ L .

На этом же этапе стоит завершить формирование жёлтой стороны. Для этого потребуется произвести ряд действий, которые укладываются в формулу L’ U R U’ L U R’ для головоломки два на два. Благодаря этому нам удастся полностью выстроить левый треугольник.

Третий шаг

Итак, продолжаем собирать кубик-рубик 2х2, следуя всем инструкциям и подсказкам. Для начинающих это – отличная возможность вникнуть в суть задачи и рассмотреть её со стороны, чтобы потом никогда не допускать ошибок. Когда плоскость желтого цвета будет собрана, придётся поменять местам только 2 элемента. Как правило, эти два кубика расположены по диагональному вектору, либо вовсе стоят рядом, формируя 2 слой. Для решения такой задачи нужно использовать всего-навсего пару формул, которые хорошо знакомы тем, кто быстро собирает головоломки в стандартном исполнении.

Итак, при соседнем расположении элементов рекомендуется воспользоваться комбинацией L’ R’ U2 R U R’ U2 L U’ R U . Формула, представленная таким сочетанием, как F R U’ R’ U’ R U R’ F’ R U R’ U’ R’ F R F’ , подходит тем, кто столкнулся с построением фрагментов по диагональной линии. На фото ниже отчётливо показано, из какого положения рекомендовано производить действия по сборке головоломки.

Но иногда бывает и такое, что все разное. В такой ситуации следует перевернуть куб. Две его парные стороны должны «смотреть» влево. В данном случае прекрасно спасает формула «правый треугольник – правый треугольник либо правый треугольник — U’ – и снова правый треугольник». Наверняка вам удастся всё выполнить корректно. Тогда останется самая малость. Нужно сформировать недостающие стороны. Для этого нужно взять за основу алгоритм R’ F R’ B2 R F’ R’ B2 R2. Результат получится такой же, как на фото ниже:

На заметку! Что интересно, есть и другие оригинальные варианты сборки, которые при определенном усилии, усидчивости и безмерном желании сможет освоить даже «чайник». Среди таковых интересных решений стоит отметить комбинацию «пиф-паф». Также многим интересно собрать кубик-рубик 2 на 3. Это уж далеко не классика и даже не куб, но всё равно есть определённый шик в том, чтобы расквитаться с задачей.

Видео-инструкции

Настоящую помощь новичкам в сборке кубика Рубика со сторонами два на два окажут видео-инструкции. В них вы найдёте массу полезной информации для себя. Ведь мастера не просто виртуозно собирают головоломку, но ещё делятся своими тайнами и подсказывают, как быстрее и проще добиться желаемого результата. Познакомьтесь и вы с инструкциями в формате видео: