Сложно ли учить азбуку морзе. Как быстро научиться азбуке морзе. Как обучить ребенка азбуке

Необходимо изучить прием на слух и передачу азбуки Морзе . Телеграфная азбука образована из различных комбинаций коротких и длинных посылок: точек и тире. Длительность тире соответствует длительности трех точек, интервал между знаками в одной букве или цифре равен точке.

Интервал между буквами в слове равен трем точкам. Интервал между словами - семь точек. Изучение телеграфной азбуки является делом хотя и трудным, но вполне доступным каждому.

Изучение азбуки Морзе

Один из способов самостоятельного изучения азбуки Морзе это с помощью компьютера. В Интернете можно найти много бесплатных программ. Например, CW Code Practice Utility под DOS, CW Master, G4ILO morse generator, GenTexts, SUPER MORSE, Super Morse for Windows, LZ1FW тренировщик кода Морзе, Morse Cat, АРАК, Morse trainer, Morser, APAK-CWL, CW Beeper, АДКМ и другие.

Когда телеграф уже освоен, для наращивания скорости написаны такие программы, как OXYGEN‘99, Ultra High Speed CW Trainer. Их можно свободно скачать из Интернета.

В приведенной ниже таблице указаны напевы для букв и цифр телеграфной азбуки, которые стоит запомнить. Каждый напев начинается на соответствующею буквы, слоги с гласными буквами «О» и «А» поются протяжно, обозначая длинную посылку (тире), а все остальные коротко (точки).

Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, знаков препинания и служебных знаков приведены на рисунках 1-2. Коды знаков препинания, принятые в русском языке, которые отличаются от международных кодов, приведены на рисунке 3.

Разумеется, это только пример напевов. Вы можете использовать свои, только бы они вызывали у вас ассоциации с верными буквами. Можно записать пару аудиокассет с азбукой Морзе и прослушивать их дома самостоятельно. Конечно, в этом случае изучить телеграф будет сложнее, но при желании можно достичь всего.

Рис. 1. Знаки телеграфной азбуки для букв русского и латинского алфавитов, цифр, напевы.

Рис. 2. Знаки телеграфной азбуки для цифр, знаков препинания и служебных символов, напевы.

Рис. 3. Коды знаков препинания принятые в русском языке, отличаются от международных кодов.

Проще, объединившись с товарищем, изучить вдвоем слуховой прием и передачу ключом знаков телеграфной азбуки. Но это можно сделать и одному. При самостоятельном изучении телеграфной азбуки передача ключом и слуховой прием изучаются одновременно. Запоминаем музыкальный напев каждого знака.

После освоения знаков телеграфной азбуки проводится наращивание скорости приема и передачи. Что делается постепенно при систематических тренировках.

В эфире всегда работает много служебных и любительских радиостанций с медленной скоростью. Можно пробовать принимать из эфира отдельные буквы телеграфной передачи, хотя прием из эфира труднее, чем прием со звукового генератора или с использованием компьютерных программ.

Радиолюбителю коротковолновику необходимо знание не только русских, но латинских букв азбуки. Когда вы освоите азбуку Морзе, то, работая в эфире телеграфом, убедитесь, что это надежный и помехоустойчивый вид связи.

Если нет компьютера, то для изучения телеграфной азбуки нужно иметь телеграфный ключ, головной телефон и простой звуковой генератор.

Схема простого звукового генератора

Простую схему звукового генератора можно собрать всего на двух транзисторах показанную на рис. 4. Для удобства изготовления и повторения разработана печатная плата рис. 5. Размер печатной платы 32x28 мм. Подойдут любые германиевые или кремниевые транзисторы с n-p-n проводимостью.

Рис. 4. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Рис. 5. Вид печатной платы генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 1.

Схема приведена на рис. 6 имеет еще меньшее количество деталей.

Рис. 6. Схема генератора звуковой частоты для изучения телеграфа вариант 2.

Схему (рис. 4) на транзисторах с n-p-n проводимостью и схему (рис. 6) в дальнейшем можно использовать как тональный вызов или для самоконтроля телеграфа в трансивере.

Если в схеме (рис. 4) применить транзисторы с p-n-p проводимостью, то нужно поменять полярность источника питания. В этом варианте «плюс» источника питания будет соединен с эмиттерами транзисторов VT1, VТ2. Печатная плата остается той же.

Содержимое:

Азбука Морзе была разработана в 1844 году Сэмюэлем Ф. Б. Морзе. Прошло уже более 160 лет, а этот вид передачи сообщений все еще используется, особенно начинающими радиолюбителями. Код Морзе можно быстро передать с помощью телеграфа, а также он очень удобен для передачи сигнала бедствия (сигнала СОС) с помощью радио, зеркала или фонаря. Этим способом могут пользоваться даже люди с ограниченными возможностями общения. Но выучить азбуку Морзе не так-то просто - придется постараться так же, как и при изучении любого нового языка.

Шаги

  1. 1 Внимательно слушайте медленные записи азбуки Морзе. Вы слушаете, по сути, длинные и короткие сигналы (линии и точки соответственно). Долгие сигналы звучат дольше коротких в 3 раза. Каждая буква отделена от других небольшой паузой, а слова друг от друга более длительными (также в 3 раза).
    • Вы можете поискать или купить записи на морзянке, или воспользоваться коротковолновым передатчиком и постараться послушать их в прямом эфире. Существуют обучающие компьютерные программы, которые обычно не дорогие или даже бесплатные. Они более эффективны для тренировки, чем записи, так как с их помощью можно перевести на азбуку Морзе любой текст, что предотвратит заучивание одного текста и поможет выбрать тот метод обучения, который подходит именно вам. Никогда не считайте длинные и короткие сигналы - учите, как звучит каждая буква. Если вы используете приложение Farnsworth, то можете настроить паузу между буквами так, чтобы та звучала медленнее, чем скорость самой буквы. Выберите скорость воспроизведения букв чуть выше той, на которую вы равняетесь, и никогда не снижайте ее - уменьшайте только паузу между буквами. Таким способом изучается азбука Морзе – со скоростью по 15-25 слов в минуту или больше. Нижеследующие методы хороши, когда вы учите морзянку без расчета на использование более пяти слов в минуту, они заставят вас отбросить не правильные способы изучения кода и начать заново.
  2. 2 Найдите копию азбуки Морзе (такую, как показано в конце страницы). Вы можете использовать базовую таблицу, такую как показана справа (нажмите, чтобы увеличить) или вы можете использовать более сложный вариант, который включает в себя пунктуационные знаки, аббревиатуры, устойчивые выражения и коды. Соотнесите то, что вы услышали с буквами алфавита. Какое слово получилось? Были ли вы правы?Некоторым людям легче изучать азбуку Морзе записывая точки и линии, а затем сравнивая их с таблицей, так как показано на картинке; другие считают, что такой способ только замедляет процесс обучения. Поступайте так, как вам больше нравиться. Если вы выберете способ, который не предполагает транскрипции записанных точек и линий, то вы можете использовать таблицу произношения, которая содержит звуки сигналов азбуки Морзе, таким образом, как вы их слышите.
  3. 3 Произносите. Отрабатывайте перевод простых слов и предложений на азбуку Морзе. Вначале вы можете записать слово, затем озвучить его, но со временем вам надо постараться сразу проговаривать слово. Вот, к примеру, английское слово “cat”. Запишите его: -.-. .- - после озвучьте слово (вы можете использовать кнопки на мобильном телефоне или озвучить с помощью голоса – именно этот способ, скорее всего, поможет вам скорее освоить азбуку Морзе). Чтобы произносить азбуку Морзе, вы должны помнить, что дит произносится с коротким «и» и глухой «т». Дах – это короткий звук. На английском языке слово “cat” произноситься как «дах-ди-дах-ди ди-дах дах». Как только вы освоитесь, выберите детскую книгу и постарайтесь перевести ее текст в азбуку Морзе, без записывания букв. Запишите себя и проиграйте запись после, чтобы проверить насколько правильно вы справились.
    • Не забывайте про паузы. Каждую букву должны отделять паузы, по длине равные озвучке тире (т.е. в три раза дольше звучания точки). Каждое слово должно окружаться паузами, длина пауз - порядка 7 длин звучания точки. Чем лучше вы отработаете расстановку пауз, тем проще будет понять ваш код.
  4. 4 Начните с запоминания самых простых букв. Если говорить про английский алфавит, то буква Т, обозначается как “-”, а буква Е, записывается как “.”. Буква М пишется как “- -”, а I - “. .”. Постепенно переходите к буквам, для записи которых требуется 3-4 символа точки или черточки подряд. Затем начните заучивать комбинации точек и линий, от простых к сложным. Самые сложные комбинации оставьте на изучение в последнюю очередь. К счастью к таким относятся самые редко используемые буквы (в английском языке это - Q, Y, X, и V), поэтому, как только вы поняли принцип построения букв в азбуке Морзе, то сфокусируйтесь на наиболее часто используемых буквах в начале. Обратите внимание, что в английском буквы E и T имеют самую короткую запись, а буквы K, Z, Q, и X имеют длинную форму записи.
  5. 5 Создавайте ассоциации. Например, “п” - “пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет”. С учетом того, что в мире существует больше одного алфавита, а вы читаете эту статью на русском языке, то вам, скорее всего, интересны ассоциации, подходящие для символов русского алфавита. По этой причине мы не приводим в данном пункте варианты для латиницы. Вместо этого мы советуем вам изучить статью, обратив особое внимание на мнемоническую форму каждой буквы. Существуют мнемонические коды для запоминания азбуки Морзе, которые придуманы много лет назад; вы можете купить их или найти их в интернете.
    • Если вы любите музыку, то попробуйте выстроить ассоциации между морзянкой и мелодиями, с которыми вы знакомы. Так, симфония №5 Бетховена и ее характерное начало (да-да-да-даааа) могут встать рядом с латинской буквой “V” или римской цифрой “5”. Кстати, не правда ли, “победная” мелодия? Во время Второй Мировой вещание BBC начиналось с этих 4 нот именно из-за их ассоциации с английским словом “victory”, (победа)!
  6. 6 Получайте удовольствие от обучения . Хотите привлечь друзей в изучение? Научите их моргать по азбуке Морзе. И если, скажем, друг отведет вас на не удачное свидание вслепую, то вы можете проморгать ему “SOS”! Используйте азбуку Морзе, чтобы зашифровать свои секретные записи, или вести дневник или даже рассказывать пошлые шутки, чтобы никто кроме вас и ваших друзей этого их не понял! Отправьте кому-нибудь открытку с текстом на морзянке. Признайтесь на морзянке в любви (это очень романтично). В общем, веселитесь, делайте то, что вам нравится, используя для этого азбуку Морзе - и вы выучите ее гораздо быстрее.
  • Скачайте приложение с азбукой Морзе на свой смартфон или скачайте обучающую программу - это может быть очень полезным!
  • Практикуйтесь! Когда у вас выдается свободное время, попросите друга или члена семьи сесть с вами и послушать, как вы переводите текст в азбуку Морзе. Дайте им таблицу и попросите дешифровать ваши сообщения. Это не только поможет вам и вашему помощнику лучше понять код, но и поможет выявить ошибки или обозначить дурные привычки, которые мешают передавать код правильно, а также исправить их, чтобы предотвратить не правильное заучивание.
  • Чтобы указать на то, что вы, передавая прошлое слово, сделали ошибку , передайте 8 точек. Это даст получателю сигнала понять, что последнее слово можно вычеркнуть.
  • Не сдавайтесь! Изучение азбуки Морзе не будет простым; это также сложно, как и изучение любого нового языка. В нем есть непривычные буквы, аббревиатуры, грамматические стили и множество других аспектов, которые необходимо изучить. Не падайте духом, если вы делаете ошибки, просто продолжайте практиковаться, пока не достигнете совершенства.
  • Вслушивайтесь очень внимательно. В начале обучения слушайте сообщения азбуку Морзе на медленной скорости, пока не привыкните.
  • Изучение азбуки Морзе может быть простым , если вы используете правильные инструменты. Распечатайте и заламинируйте таблицу ниже и положите ее в кошелек. Вы быстрее запомните код, так как табличка будет у вас все время под рукой. Читайте таблицу сверху вниз. Белый – это точка, цветной - черточка. Начните с латинских букв E и T, которые являются точкой и черточкой. Идя вниз, прочитывайте каждую строку. Таким образом V – это “. . . -”. Удачи.
  • Не следует уповать на изображение, ибо вы не сможете натренировать уши с помощью зрения. Не учитесь по замедляющим методам, или вам придется переучиваться, когда понадобится научиться работать быстрее. Ваша цель - мгновенно узнавать буквы, а затем и слова целиком, а не считать точки и тире. Компьютерные программы типа Koch и Farnesworth вам в этом помогут.

Всё это достигается тренировкой. Во время связи радиолюбители обычно записывают только ту часть информации, которую им нужно сохранить, а большую часть передач воспринимают без записи, непосредственно на слух, как обычную речь. Для передачи с большими скоростями вместо простого ключа Морзе часто используют полуавтоматический или (реже) клавиатуру, однако прием ведут все равно на слух - это намного надежнее и удобнее, чем с помощью любых декодирующих устройств.

Лучше всего обучаться и тренироваться с помощью компьютера под руководством опытного радиста или радиолюбителя, но вполне можно делать это и совершенно самостоятельно. В интернете можно найти много разных учебных и тренировочных программ (для этого достаточно провести поиск, например, по ключевому слову "morse"). Попробуйте разные программы, не ленитесь внимательно изучить все те рекомендации, которые обычно к ним прилагаются.

Рукоятка может быть одинарная, общая для обоих контактов, или сдвоенная - из двух половинок, расположенных параллельно - каждая для замыкания своего контакта. С одинарной рукояткой бывает сложнее добиться четкой работы манипулятора - после нажатия в одну из сторон, возвращаясь в нейтральное положение, такая рукоятка может по инерции отклониться дальше и замкнуть противоположный контакт.

В самом примитивном виде это может быть упругая пластинка, например, кусок полотна от слесарной ножовки, одним концом прикрепленная к вертикальной стойке на горизонтальном основании (дощечке), а на другом конце имеющая небольшую плоскую рукоятку и пару контактов с обеих сторон. Таким же образом можно соорудить за полчаса из подручных материалов и вполне работоспособный сдвоенный манипулятор .

Требования к манипулятору полуавтоматического ключа во многом сходны с требованиями к простому ключу Морзе - отсутствие люфтов, хорошие контакты и очень легкий рабочий ход. Главное отличие в том, что нажатия производятся в горизонтальной плоскости поочередно большим и указательным пальцами, а физические усилия здесь намного меньше.

Типичные параметры манипулятора (ориентировочно):
1) габариты рукоятки:
-длина: 30...50 мм (по горизонтали);
-ширина: 20...35 мм (по вертикали);
-толщина: одинарной 4...8 мм, сдвоенной 10...15 мм;
-высота нижнего края над поверхностью стола: 7...15 мм;
2) горизонтальный ход (от нейтрали до контактирования в обе стороны): по 0,6...1,2 мм;
3) усилие, необходимое для контактирования: 10...15 граммов;
4) устойчивость к перегрузкам при усилиях, приложенных к рукоятке в любом направлении, не менее 3 кгс;
5) материал рукоятки: лучше всего эбонит или твердые породы дерева.

Манипулятор должен давать оператору четкое тактильное ощущение моментов контактирования. И еще, что не менее важно, - он должен быть просто красивым. Ведь он у вас будет всё время на виду.

Электронная часть ключа.

Электронная часть ключа обычно оформляется в виде отдельной от манипулятора конструкции. Часто этот узел бывает встроен прямо в передатчик. Во всех случаях нужно, чтобы ручка регулятора скорости (периода работы тактового генератора) находилась в удобном месте, так как часто приходится изменять скорость прямо во время передачи. Стандартное отношение длительностей "точек" и "тире" равно 1:3. Некоторые операторы предпочитают, чтобы "тире" формировались чуть более растянуто, длительностью до 3,3...3,5 длительности "точки", но это не рационально при высокой скорости передачи. Длительность пауз между посылками внутри каждого знака должна автоматически обеспечиваться равной длительности "точек". Эти соотношения должны сохраняться в сигналах, излучаемых в эфир, поэтому иногда приходится корректировать параметры цепей манипуляции передатчика, добиваясь, в частности, одинакового времени задержки переднего и заднего фронтов радиоимпульсов телеграфных посылок. Паузы между знаками, по длительности равные одному "тире", а между словами - двум "тире", должен выдерживать сам оператор. По мере надобности он может варьировать их в процессе передачи (можно делать паузы немного больше стандартных, но не меньше!).

Электронным ключом невозможно передавать без одновременного прослушивания передаваемых сигналов (то есть постоянно должна присутствовать обратная связь между движениями руки и выходными сигналами ключа). Поэтому при разработке электронной схемы нужно учесть, что в начале передачи очередного знака тональный сигнал самопрослушивания должен появляться не позднее, чем через 5...7 миллисекунд, считая с момента первого замыкания контактов манипулятора.

Хорошо также, если схема обеспечивает запоминание одного нажатия каждого из контактов, если оно произошло, когда еще не закончилась передача посылки, вызванной замыканием противоположного, и, по окончании передаваемой посылки, выдает после стандартной паузы посылку, соответствующую "запомненному" нажатию (так называемая "память точки"). Однако эту дополнительную автоматику лучше использовать не с самого начала тренировок, а на более позднем этапе, когда уже будет надежно достигнута скорость передачи свыше 60-80 знаков в минуту.

Где устанавливать манипулятор полуавтоматического ключа?

Манипулятор ключа должен находиться именно там, где это удобно оператору , а не наоборот. Сядьте за столом так, как Вам удобно, правую руку свободно положите пред собой локтем и всем предплечьем на стол. Кисть руки должна естественно лежать на столе, большой и указательный пальцы слегка вытянуты, а остальные слегка подобраны к ладони. Манипулятор установите на столе так, чтобы его рукоятка пришлась посредине между концами большого и указательного пальцев. В процессе тренировок уточните наиболее удобное место установки манипулятора.

В любом случае стол должен быть устойчивым, а манипулятор надежно зафиксирован на его поверхности. Чаще всего стараются сделать основание манипулятора массивным (например, из стальной или бронзовой пластины массой до 1…1,5 кг) и дополнительно прилепляют его к поверхности стола небольшими кусочками пластилина (лучше - пластичным резиноподобным герметиком, т.к. он не оставляет следов).

Как правильно работать на полуавтоматическом ключе?

В отличие от работы на простом ключе, физические усилия при работе на полуавтоматическом требуются намного меньшие. Правая рука (у левшей- соответственно, левая) должна совершенно свободно лежать на столе всем предплечьем в таком положении, которое Вам удобно. Манипуляция осуществляется не всей рукой, а только кистью, главным образом - большим и указательным пальцами. Остальные пальцы свободно лежат на столе, слегка подогнутые под ладонь. Не нужно удерживать рукоятку манипулятора всё время. В исходном положении между пальцами и рукояткой может быть небольшой зазор. Пальцы не должны быть напряжены и начинают движение немного "с размаху" только тогда, когда нужно сделать нажатие в ту или другую сторону.

Приемы работы на полуавтоматическом электронном ключе.
Кликните по миниатюре, чтобы увеличить изображение в новом окне.

Нажатием в какую сторону должны передаваться "точки", а в какую - "тире"? У механического полуавтомата для передачи серии "точек" требуется резкое нажатие с некоторым усилием, чтобы привести в действие маятниковый вибратор, а длительность каждого "тире" целиком обусловлена нажатиями контакта другим пальцем. Поэтому на виброплексе "точки" обычно предают более сильным большим пальцем, а "тире"- указательным. С электронным ключом ситуация иная - усилия нажатий в обе стороны одинаковы и невелики, а указательный палец, как более подвижный, больше подходит для передачи коротких "точек". Однако никто еще не доказал и не опроверг преимуществ или недостатков "правостороннего" или "левостороннего" движения, так что при работе на электронном ключе это не имеет существенного значения и является только делом привычки.

Когда-то некоторые радиолюбители предлагали вести передачу на полуавтоматическом ключе левой рукой. Они мотивировали свое предложение тем, что если в правой руке всегда карандаш, то можно оперативнее переходить от передачи к записи принятого, и наоборот. Предложение получило некоторое распространение лет двадцать пять назад, но ожидаемый эффект никем не был подтвержден. На практике гораздо удобнее большую часть времени левую руку держать в зоне расположения основных органов управления радиостанцией (в том числе и регулятора скорости ключа), а правой - попеременно вести записи и передавать. Многие из тех, кто ведет аппаратный журнал все еще на бумаге, а не на компьютере, и во время передачи оставляют карандаш в руке, а не кладут его на стол. Вообще, это тоже главным образом дело привычки. Когда одна из рук хорошо "обучена" передавать, то при желании легко научиться это делать и другой. Для этого приходится реверсировать подключение контактов манипулятора, чтобы "точки" и "тире" передавались одноименными пальцами другой руки (движения рук симметричны).

Методика тренировок такая же, как и на простом ключе, за исключением "разминки" - передача длинных серий "точек" и "тире" в начале тренировки здесь не требуется. Можно сразу отрабатывать передачу с небольшой скоростью отдельных букв и цифр, переходя от простых к сложным, а когда это будет освоено - к передаче различных текстов.

Что такое "ямбический ключ"?

Ямбическим ключом (iambic keyer) называют электронный ключ, отличающийся от обычного полуавтоматического только тем, что при замыкании обоих контактов манипулятора он формирует на выходе серию следующих поочередно коротких и длинных посылок. Разумеется, манипулятор такого ключа должен быть со сдвоенной рукояткой и независимо действующими правым и левым контактами.

Таким образом, чтобы, например, передать букву С (латинскую), оператору достаточно только сжать пальцами рукоятку манипулятора на нужное время, то есть сделать лишь одно движение вместо четырех, как на обычном полуавтомате. Экономия движений получается и на других знаках, где "точки" и "тире" перемежаются (например, буквы P, Q, Y, X). Однако опыт лучших радистов-скоростников не выявил какой-либо заметной разницы в результатах у приверженцев ямбического и обычного режимов работы.

Работа на ямбическом ключе несколько отличается от обычной, так что при переходе от одного к другому приходится переучиваться. До тех пор, пока не накоплен значительный опыт работы на том или ином ключе, способ передачи лучше не менять. Ямбический ключ можно использовать для передачи обычным, "неямбическим" способом, если пользоваться одинарным манипулятором или сдвоенным, но отрегулированным так, чтобы его противоположные контакты не могли замыкаться одновременно.

Литература:

Ю. Балтин. Старый друг лучше новых двух. Радиолюбитель КВ и УКВ № 2, 2000 г. стр. 4-6
Л. Орик. Вы можете принимать 150 знаков в минуту! Радиолюбитель КВ и УКВ № 7, 2000 г. стр.12-13
Ю. Балтин. Еще кое-что о "морзянке"… Радиолюбитель КВ и УКВ № 11, 2000 г. стр.4-6
С. Попов. Как я обучал жену телеграфной азбуке. Радиолюбитель КВ и УКВ № 2, 2001 г. стр. 6
Д. Шарле. Автор азбуки Морзе. Мир связи. Connect! № 4 за 2001 г. стр. 118-123

Выучить международную азбуку Морзе

План действий

Ознакомиться с предлагаемым методом, использовать предложенную схему для изучения азбуки Морзе.

Описание

Взгляните на международную азбуку Морзе:

Учить её наизусть довольно скучно; а поскольку научиться отправлять с её помощью сообщения легче, чем научиться их принимать, то лучше начинать с последнего.

Для отправителя приведенный выше список выглядит вполне логично, так как буквы в нём расположены в алфавитном порядке, но для человека, получающего сообщения, они мало пригодны.

В каком же порядке следует расположить символы так, чтобы, получив сигнал, мы могли, не теряя времени, определить, какой букве соответствует данный символ?

(Пунктуацией, цифрами и т. д. мы пренебрегаем.)

Как научиться

Как научиться быстро и просто расшифровывать сообщения, полученные с помощью азбуки Морзе?

Алфавитный порядок следует отбросить полностью. Наилучшим будет синтетическое расположение символов – от простых к сложным, причем на каждом шаге нужно делать 2 разветвления, что невозможно при нелинейном расположении символов (см. рисунок).

Получив сигнал, вы смотрите, в каком порядке точки и тире входят в данный символ. Отправляясь от места, обозначенного «Старт», вы двигаетесь вниз вдоль прямых линий, причем влево, если на очередном месте стоит точка, и вправо, если стоит тире.

Например, получив сигнал — -, вы двигаетесь последовательно: вправо вниз, влево вниз, право вниз. Таким образом, этому символу соответствует буква К.

Пауза означает, что передача этого символа закончена. При этом вы возвращаетесь немедленно в исходную точку «Старт» и ждете следующего сигнала, записав последнюю расшифрованную букву. Важно, чтобы сообщения посылал сигналы достаточно медленно, ибо в противном случае получатель неизбежно наделает много ошибок.

Пользуясь этой таблицей, мы «проходим» через наиболее часто встречающиеся буквы, добираясь до более редких, закодированных сложными символами: ведь волне очевидно, что в сообщениях чаще всего используются буквы e, t, a, I, o, n и т.п. при пользовании таблицей можно помогать себе указкой.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 56 человек(а).

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Азбука Морзе была разработана в 1844 году Сэмюэлем Ф. Б. Морзе. Прошло уже более 160 лет, а этот вид передачи сообщений все еще используется, особенно начинающими радиолюбителями. Код Морзе можно быстро передать с помощью телеграфа, а также он очень удобен для передачи сигнала бедствия (сигнала СОС) с помощью радио, зеркала или фонаря. Этим способом могут пользоваться даже люди с ограниченными возможностями общения. Но выучить азбуку Морзе не так-то просто - придется постараться так же, как и при изучении любого нового языка.

Шаги

    Внимательно слушайте медленные записи азбуки Морзе. Вы слушаете, по сути, длинные и короткие сигналы (линии и точки соответственно). Долгие сигналы звучат дольше коротких в 3 раза. Каждая буква отделена от других небольшой паузой, а слова друг от друга более длительными (также в 3 раза).

    • Вы можете поискать или купить записи на морзянке, или воспользоваться коротковолновым передатчиком и постараться послушать их в прямом эфире. Существуют обучающие компьютерные программы, которые обычно не дорогие или даже бесплатные. Они более эффективны для тренировки, чем записи, так как с их помощью можно перевести на азбуку Морзе любой текст, что предотвратит заучивание одного текста и поможет выбрать тот метод обучения, который подходит именно вам. Никогда не считайте длинные и короткие сигналы - учите, как звучит каждая буква. Если вы используете приложение Farnsworth, то можете настроить паузу между буквами так, чтобы та звучала медленнее, чем скорость самой буквы. Выберите скорость воспроизведения букв чуть выше той, на которую вы равняетесь, и никогда не снижайте ее - уменьшайте только паузу между буквами. Таким способом изучается азбука Морзе – со скоростью по 15-25 слов в минуту или больше. Нижеследующие методы хороши, когда вы учите морзянку без расчета на использование более пяти слов в минуту, они заставят вас отбросить не правильные способы изучения кода и начать заново.
  1. Найдите копию азбуки Морзе (такую, как показано в конце страницы). Вы можете использовать базовую таблицу, такую как показана справа (нажмите, чтобы увеличить) или вы можете использовать более сложный вариант, который включает в себя пунктуационные знаки, аббревиатуры, устойчивые выражения и коды. Соотнесите то, что вы услышали с буквами алфавита. Какое слово получилось? Были ли вы правы?Некоторым людям легче изучать азбуку Морзе записывая точки и линии, а затем сравнивая их с таблицей, так как показано на картинке; другие считают, что такой способ только замедляет процесс обучения. Поступайте так, как вам больше нравиться. Если вы выберете способ, который не предполагает транскрипции записанных точек и линий, то вы можете использовать таблицу произношения, которая содержит звуки сигналов азбуки Морзе, таким образом, как вы их слышите.

    Произносите. Отрабатывайте перевод простых слов и предложений на азбуку Морзе. Вначале вы можете записать слово, затем озвучить его, но со временем вам надо постараться сразу проговаривать слово. Вот, к примеру, английское слово “cat”. Запишите его: -.-. .- - после озвучьте слово (вы можете использовать кнопки на мобильном телефоне или озвучить с помощью голоса – именно этот способ, скорее всего, поможет вам скорее освоить азбуку Морзе). Чтобы произносить азбуку Морзе, вы должны помнить, что дит произносится с коротким «и» и глухой «т». Дах – это короткий звук. На английском языке слово “cat” произноситься как «дах-ди-дах-ди ди-дах дах». Как только вы освоитесь, выберите детскую книгу и постарайтесь перевести ее текст в азбуку Морзе, без записывания букв. Запишите себя и проиграйте запись после, чтобы проверить насколько правильно вы справились.

    • Не забывайте про паузы. Каждую букву должны отделять паузы, по длине равные озвучке тире (т.е. в три раза дольше звучания точки). Каждое слово должно окружаться паузами, длина пауз - порядка 7 длин звучания точки. Чем лучше вы отработаете расстановку пауз, тем проще будет понять ваш код.
  2. Начните с запоминания самых простых букв. Если говорить про английский алфавит, то буква Т, обозначается как “-”, а буква Е, записывается как “.”. Буква М пишется как “- -”, а I - “. .”. Постепенно переходите к буквам, для записи которых требуется 3-4 символа точки или черточки подряд. Затем начните заучивать комбинации точек и линий, от простых к сложным. Самые сложные комбинации оставьте на изучение в последнюю очередь. К счастью к таким относятся самые редко используемые буквы (в английском языке это - Q, Y, X, и V), поэтому, как только вы поняли принцип построения букв в азбуке Морзе, то сфокусируйтесь на наиболее часто используемых буквах в начале. Обратите внимание, что в английском буквы E и T имеют самую короткую запись, а буквы K, Z, Q, и X имеют длинную форму записи.

    Создавайте ассоциации. Например, “п” - “пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет”. С учетом того, что в мире существует больше одного алфавита, а вы читаете эту статью на русском языке, то вам, скорее всего, интересны ассоциации, подходящие для символов русского алфавита. По этой причине мы не приводим в данном пункте варианты для латиницы. Вместо этого мы советуем вам изучить статью, обратив особое внимание на мнемоническую форму каждой буквы. Существуют мнемонические коды для запоминания азбуки Морзе, которые придуманы много лет назад; вы можете купить их или найти их в интернете.

  3. Получайте удовольствие от обучения . Хотите привлечь друзей в изучение? Научите их моргать по азбуке Морзе. И если, скажем, друг отведет вас на не удачное свидание вслепую, то вы можете проморгать ему “SOS”! Используйте азбуку Морзе, чтобы зашифровать свои секретные записи, или вести дневник или даже рассказывать пошлые шутки, чтобы никто кроме вас и ваших друзей этого их не понял! Отправьте кому-нибудь открытку с текстом на морзянке. Признайтесь на морзянке в любви (это очень романтично). В общем, веселитесь, делайте то, что вам нравится, используя для этого азбуку Морзе - и вы выучите ее гораздо быстрее.

    • Скачайте приложение с азбукой Морзе на свой смартфон или скачайте обучающую программу - это может быть очень полезным!
    • Практикуйтесь! Когда у вас выдается свободное время, попросите друга или члена семьи сесть с вами и послушать, как вы переводите текст в азбуку Морзе. Дайте им таблицу и попросите дешифровать ваши сообщения. Это не только поможет вам и вашему помощнику лучше понять код, но и поможет выявить ошибки или обозначить дурные привычки, которые мешают передавать код правильно, а также исправить их, чтобы предотвратить не правильное заучивание.
    • Чтобы указать на то, что вы, передавая прошлое слово, сделали ошибку , передайте 8 точек. Это даст получателю сигнала понять, что последнее слово можно вычеркнуть.
    • Не сдавайтесь! Изучение азбуки Морзе не будет простым; это также сложно, как и изучение любого нового языка. В нем есть непривычные буквы, аббревиатуры, грамматические стили и множество других аспектов, которые необходимо изучить. Не падайте духом, если вы делаете ошибки, просто продолжайте практиковаться, пока не достигнете совершенства.
    • Вслушивайтесь очень внимательно. В начале обучения слушайте сообщения азбуку Морзе на медленной скорости, пока не привыкните.
    • Изучение азбуки Морзе может быть простым , если вы используете правильные инструменты. Распечатайте и заламинируйте таблицу ниже и положите ее в кошелек. Вы быстрее запомните код, так как табличка будет у вас все время под рукой. Читайте таблицу сверху вниз. Белый – это точка, цветной - черточка. Начните с латинских букв E и T, которые являются точкой и черточкой. Идя вниз, прочитывайте каждую строку. Таким образом V – это “. . . -”. Удачи.
    • Не следует уповать на изображение, ибо вы не сможете натренировать уши с помощью зрения. Не учитесь по замедляющим методам, или вам придется переучиваться, когда понадобится научиться работать быстрее. Ваша цель - мгновенно узнавать буквы, а затем и слова целиком, а не считать точки и тире. Компьютерные программы типа Koch и Farnesworth вам в этом помогут.