Российские саами. Загадочные саамы: почему их считают древнейшим северным народом, и зачем они кастрировали оленей зубами Саамы и их традиции


Саамская семья. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ. 72

Саамы - народ самобытной арктической культуры. В настоящее время общая численность саамов на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и Российской Федерации около 50 тысяч человек, однако российские саамы, населяющие преимущественно северо-восток Кольского полуострова, составляют лишь небольшую их часть. По данным на 1 января 2018 года, их численность в регионе – 1 599 человек [i] (0,2 % от общей численности населения Мурманской области). Территория, на которой расселяются саамы России, в административном отношении составляет Мурманскую область (бывший Кольский, а еще раньше Александровский уезд Архангельской губернии). В литературе Кольский полуостров часто называли "Русской ", а коренных жителей (саамов) именовали "лапландцами", "лопью" или "лопарями". По мнению ряда этнографов, эти названия финского или шведского происхождения. Русские исследователи Д. Островский и В. Львов писали, что "лопь" означает "край, предел", а "лопарь" - "человек, живущий на самом краю земли".

Корни происхождения саамского народа уходят в глубокую древность. Первое упоминание о саамах в исторических источниках относится к началу нашей эры и встречается у знаменитого римского историка Тацита . Однако первое подробное описание жизни и быта саамов (или лопарей, как именовал их автор сочинения) относится лишь к 1674 году. «Лаппония 1673 года, или Новое и вернейшее описание страны саамов и самого саамского народа, в котором излагается многое ещё никому неведомое о его происхождении, суевериях, колдовстве, образе жизни, обычаях, а также о природе, животных и металлах, встречающихся в Лапландии, с приложением к тому рисунков», - так называлось сочинение немецкого учёного Иоганна Шеффера. Исследование жизни северных аборигенов было заказано профессору академии Упсалы шведским правительством. Большая часть Лапландии входила тогда в одну из шведских провинций и приобрела важное значение для страны . Эта книга, написанная на латинском языке, является одной из первых печатных книг того времени . Перевод книги на русский язык был сделан лишь в XIX в., в связи с ростом интереса к саамам как жителям окраинных территорий Российской империи.

И. Шеффер Лаппония. 1673 г. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ. 237

Территориальные деления и изменения границ скандинавских государств привели к тому, что саамы проживали на территории Швеции, Дании, России. С течением времени особенности государственности сказались и на жизненном укладе саамов определённой территории. Если говорить о кольских саамах, то особенности их жизни достаточно подробно представлены в русской этнографической литературе второй половины XIX в. Классические этнографические труды М. Кастрена, С.В. Максимова, В. И. Немировича-Данченко, работы А.Я. Ефименко, основополагающий труд Н.Н. Харузина "Русские лопари" и другие работы до сих пор являются ценным источником по саамской этнографии. Этнографическая литература во многом определила формирование этнического образа коренного населения Кольского Севера (саами) в русской культуре. Этнографические очерки включают, в первую очередь, описания хозяйственно-культурного типа саамов и связанных с ним особенностей семейного быта, а также демографические данные, сведения о составе и структуре семей в XIX в. и в более ранний период, о правилах наследования, воспитании детей, семейных обрядах. [v]

Чтобы дать ответ, кто такие саамы, кратко остановимся на отдельных сторонах их жизни, главным образом на тех, которые имеют этническую специфику. Как правило, именно отличительные черты этноса становятся ключевыми в конструировании его образа.

Внешний облик

Авторы этнографических сочинений прежде всего описывали внешние отличия саамского населения от русского, которые заключались как во внешнем облике, так и в поведенческих стереотипах. Как отмечают исследователи, описания внешнего облика, представленные в этнографических сочинениях, субъективны и противоречивы, кроме того, содержат антропологические неточности . Наиболее обобщенную характеристику внешнего облика саамов даёт путешественник, этнограф В.Н. Львов:

"Трудно дать описание типичного лопаря. По большей части маленького роста, крепки, коренасты, здоровы. Голова короткая и совершенно круглая. Лицо очень широкое, расплывчатое. Кожа смуглая, тёмная, но не столько сама по себе, сколько от постоянной грязи и копоти. Уса и борода обыкновенно растут плохо, как у других финских народов. Нос широкий и короткий, часто вздёрнутый. Но бывают и выше среднего роста, с правильным овальным лицом, прямым носом, с длинной окладистой бородой"

Если этнографы второй половины XIX века предлагают читателю лишь художественное описание внешнего облика саамов, то современные исследователи дают ответ на вопрос об антропологических особенностях коренного населения Кольского Севера.

Каменские лопари // Золотарёв Д.А. Кольские лопари. Труды Лопарской Экспедиции Русского Географического Общества по антропологии лопарей и великорусов Кольского полуострова. Л., 1928. Табл. XVI

Новейшие исследования доказывают, что в генетическом отношении саамы являются уникальной группой населения Европы. Ученые, занимающиеся проблемами физической антропологии, демографии, генетики и здоровья кольских саамов, приходят к выводу о том, что, в целом, по морфологии лица саамы оказываются гораздо ближе к европеоидам, чем к монголоидам, демонстрируя уникальный лапоноидный тип. Впечатление некоторой «монголоидности» лица создается за счет приподнятости наружного угла глаза (в среднем на 1 мм выше по сравнению с русскими) и несколько большего развития мягких тканей вскуловой области. По другим чертам кольские саамы очень близки к русскому населению региона .

Основная хозяйственная деятельность

Хозяйственный уклад саамов с древнейших времен основывался на сочетании рыболовства, охоты на дикого оленя и охоты на морского зверя. В зависимости от местных природных условий и степени вовлечённости отдельных групп саамского населения в товарно-денежные отношения удельный вес различных видов промысла мог сильно варьировать. С глубокой древности существовали различия между приморскими группами, жившими за счёт морского рыболовства и прибрежной охоты на морского зверя, и обитателями тундры и тайги, хозяйство которых основывалось на охоте на северного оленя и озёрном/речном рыболовстве . Как отмечает Н.Н. Волков, характерной особенностью оленеводства кольских саамов являлся почти до конца XIX столетия (времени прихода на Кольский коми-ижемцев) так называемый вольный выпас. По сути, "вольный выпас" заключался в том, что с весны до осени олени "отпускаются на волю", и лишь осенью собираются оленеводами для зимнего наблюдения. Подобная система выпаса была основана на привычках оленей держаться из года в год в местах, известных хозяевам [x] .

Разрушение традиционной системы природопользования и хозяйственной деятельности саамов произошло в 1930-40-х гг. в ходе проведения на Кольском полуострове коллективизации. Так, в это время саамское население было объединено в одиннадцать колхозов, были созданы Понойский оленеводческий совхоз и Мурманская зональная опытная оленеводческая станция. В колхозах и совхозах практиковалась крупнотабунная система пастьбы ижемского типа, оленеводы-саамы работали совместно с коми-ижемцами и ненцами. Исследователи истории Кольского Севера отмечают, что в 1930-е годы существовало убеждение, что чем выше оседлость оленеводов, тем более организованное хозяйство они способны создать. Кроме того, причиной перехода саамов на оседлость была не только коллективизация, но и активное строительство на землях бывших погостов транспортных коммуникаций, посёлков и городов с пришлым населением.

Государственный архив Мурманской области в г. Кировске (ГОКУ ГАМО) Ф. 179. Оп. 13. Д. 590. Саами на оленьих упряжках. 1930-е гг.

В 1950-х – 60-х годах повсеместно проводилось укрупнение колхозов и посёлков. К 1970 г. большинство саамов жило в четырёх колхозах с центрами в сёлах Краснощелье, Ловозеро, Тулома и Ена. К этому времени традиционный саамский уклад хозяйства окончательно исчезает, только члены семей немногочисленных оленеводов продолжают совершать сезонные перемещения вслед за оленями. В 1990-е годы основными характеристиками социально-экономического положения коренного населения Севера становятся бедность и массовая безработица. , позволяющих в рыночных условиях реализовать интересы коренных сообществ, становится базисом для формирования новой государственной политики в отношении коренных народов .

Социальная организация саамов

Основной ячейкой социальной структуры у кольских саамов была община (сийт). Как отмечают исследователи, её главными признаками были: чёткая локализация на местности (общее зимнее поселение и общие промысловые угодья), общность хозяйственно-экономической и духовной жизни, существование определённой внутренней структуры, а также элементов общинного самосознания Постепенно термин "сиийт" был заменен на "погост", активно использовавшийся в Кольском уезде для обозначения небольших саамских поселений.

В конце XIX в. для саамов обычной была простая малая семья. К этому времени лишь в некоторых местностях сохранялись большие семьи. Как отмечают этнографы, обычно сыновья после женитьбы отделялись от отца и заводили своё хозяйство. Только если у родителей был один сын, он оставался вместе с ними до смерти. Характерной традицией было то, что нередко, прежде чем основать свое хозяйство, молодой муж должен был определённое время (иногда до года) отработать в хозяйстве у тестя. "В прошлом главой саамской семьи всегда был мужчина, но положение женщины в семье было довольно свободным", - отмечает известная исследовательница материальной культуры саамов Т.В. Лукьянченко .


Саамская семья. Посёлок Ловозеро. 1929 г. ГОКУ ГАМО. Ф. Р-428, Оп. 1. Д. 30. Л. 11.


Особенности образа жизни и быта саамов в условиях суровой северной природы и промыслового хозяйства были таковы, что семья большую часть времени проводила на своих семейных промысловых участках, вне общения с другими семьями и членами территориального объединения – погоста. Специфика этих условий определяла положение каждого из супругов в семье, их взаимоотношения, обязанности. Жена была единственной помощницей мужа, она не только выполняла необходимую работу по дому и занималась воспитанием детей, но и участвовала в промыслах (рыбной ловле, иногда даже оленеводстве), то есть в добывании основных средств существования.

Как отмечал знаток саамского быта Н.Н. Харузин, работу в семье нельзя было строго разделить на женскую и мужскую, а можно лишь говорить о работах, преимущественно исполняемых женщинами (приготовление пищи, шитьё и починка одежды, прядение шерсти и вязание, изготовление рыболовных сетей, лов мелкой рыбы в озёрах и т.д.), и работах, исполняемых преимущественно мужчинами (уход за оленями, заготовка и продажа дров, ямская повинность, лов крупной рыбы, постройка карбасов и т.д.). . Но в действительности в семье не всегда строго придерживались этих норм, и нередко можно было встретить саамскую женщину, которая ехала в лес за дровами или пасла оленей, а также и саама, занимавшегося приготовлением пищи или починкой одежды. Это также делало положение мужа и жены в семье равным .

Каждая семья имела свой родовой знак - тамгу. Тамга (клеймо) служила для обозначения имущества, а также использовалась на письме. Клеймо отца, как и имущество, наследовал младший сын в семье. Использование тамг, а также система их наследования свидетельствуют, что они служили и как семейные, и как личные знаки собственности.

В 1920-30-е гг. усилиями целой группы исследователей и собирателей был зафиксирован обширный этнографический материал по хозяйственному и семейному быту саамов. Так, внимание участников Комплексной экспедиции, организованной по инициативе Карельско-Мурманской Комиссии Русского Географического Общества в 1927 году, в состав которой входили этнографы В.В. Чарнолуский, В.К. Алымов, Я.А. Комшилов, было сосредоточено на Восточной части Кольского полуострова, на внутренних погостах и преимущественно на саамской культуре. Эти материалы отражают ситуацию первых советских десятилетий, когда быт, язык и культура саамов ещё вполне сохраняли традиционность, но уже испытывали достаточно сильное влияние новой социальной реальности. Часть материалов этой экспедиции собрана в фондах Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера ЦГП КНЦ РАН (г. Апатиты). Так, в фондах Музея хранится коллекция родовых саамских клейм, зафиксированных на карточках Мурманского губернского Архивного бюро с указанием генеалогических сведений о саамских родах, местах их проживания, биографических данных, собранных Я.А. Комшиловым.

Родовые тамги. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1074.


Кардинальные же изменения саамская семья претерпела в результате многочисленных переселений и особенно – при переводе саамов на оседлость в период коллективизации, что совпало по времени с бурным процессом урбанизации Крайнего Севера, которая сказалась на социальной и семейной организации коренного меньшинства, на языковой и культурной ситуации в целом. В настоящее время процессы глобализации и урбанизации в саамской среде носят противоречивый характер: с одной стороны, наблюдается унификация и стандартизация культуры и быта, что приводит к трансформации традиционной материально-хозяйственной жизни группы, с другой стороны, актуализируются различные формы групповой идентичности .

Традиционные саамские верования

С древности саамы были язычниками, поклонялись сейдам, от которых, как они верили, зависели успех на промысле и благополучие жизни. "На вопрос, что означает сейд, саамы дают неопределённые ответы: "Это камень такой, как будто человек", - пишет исследователь саамской культуры Н.Н. Волков . Чтобы задобрить сейдов, им приносили в жертву часть охотничьей добычи.

В середине XVI века на Кольском полуострове возникли два монастыря - Кандалакшский и . Христианизация саамов связывается с именами русских святых Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Несмотря на активную христианизацию и постройку церквей в саамских погостах, среди саамов долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением камням-сейдам. Исследователи сходятся во мнении, что для традиционных верований саамов было характерно смешение нескольких составляющих: тотемизма (белый олень с золотыми рогами - Мяндаш, которому делались жертвоприношения на особом месте), фетишизма (поклонение камням, деревьям) и анимизма (культ сейдов - духов предков, духов природы, богов). В.В. Чарнолуский отмечает, что с древними верованиями тесно слился возникший позднее шаманизм. Слава о саамских шаманах (кебунах) распространилась далеко за пределы Лапландии, они были известны как повелители погоды, властители бурь, врачеватели больных, а особенно славились как хорошие предсказатели судьбы. Ещё одной составляющей духовной культуры являлось христианство.

Одним из основных стереотипов восприятия саамов с древнейших времен являлись представления о магических способностях этого народа . Вероятнее всего, большое влияние на формирование представления о саамах как о колдунах оказали более древние тексты, такие как "Лаппония" Иоганна Шефферуса (1673) и "Калевала" Элиаса Леннрота, в которых не только жители Севера, но и северная природа наделены магическими чертами. Это только подогревало интерес к этносу со стороны исследователей и путешественников второй половины XIX века. Так, Н. Дергачёв пишет о том, что "лопари славятся колдовством до такой степени, что к ним за предсказаниями обращаются чухонцы и савалаксы из Финляндии. Одним из наиболее часто упоминаемых сюжетов, имеющим отношение к магическим способностям коренного населения, является призвание Иоанном Грозным в 1584 году чародеев из Лапландии для объяснения явления кометы .

В настоящее время традиционные языческие верования трансформировались в определённые обрядовые механизмы, используемые при проведении этнических праздников, а элементы духовной культуры активно используются в развитии этнокультурного туризма.

Саамский язык и образование

Интенсивное изучение языка кольских саамов началось в конце XIX века по инициативе Архангельской епархии, к которой тогда относился Кольский Север.

К началу XX века саамы были наименее грамотной народностью среди всего Кольского полуострова. В этнографических текстах отсутствие грамотности выступает как один из показателей малой развитости саамов. При этом одни авторы характеризуют саамов как дикарей, другие как "малый народ", нуждающийся в поддержке более развитых и цивилизованных. Главным институтом, взявшим на себя заботы по созданию школьной системы и просвещению коренного населения края в конце XIX – начале XX века, была церковь. В распространении просвещения среди коренного населения Кольского полуострова важную роль сыграло постановление Архангельского епархиального съезда духовенства от 23 января 1887 года об открытии школ грамоты среди лопарей, зырян и самоедов. Согласно архивным источникам, первой школой, учреждённой в саамском погосте в 1888 году, стала Пазрецкая церковно-приходская школа. Стоит отметить, что особенностью школы в Пазрецком погосте был сезонный характер обучения, разработанный священником этого прихода Константином Щеколдиным в соответствии с хозяйственным календарём саамов. Затем начальные церковно-приходские школы появились и в других погостах: Сонгельском, Кильдинском, Нотозерском, Ловозерском.

По инициативе Архангельской епархии в конце XIX в. началось изучение языка кольских саамов. В 1894 году была опубликована первая книга на саамском языке - «Евангелие от Матфея», а затем в следующем, 1895 году, издана «Азбука для лопарей, живущих в Кольском уезде Архангельской губернии» - первый саамский учебник. Книги получили широкое распространение по всему Кольскому Северу.

Азбука для лопарей. 1895 г. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. ОФ. 238


Работа по созданию саамской национальной письменности была продолжена уже в 1930-е гг. при содействии Комитета Севера СССР. Письменная форма развивалась на основе кильдинского диалекта, носители которого занимали большую часть центральных районов Кольского полуострова и являлись самой многочисленной группой саамов. В отличие от русского языка, саамскому присуща большая конкретность мышления. То, что в русском языке выражается, например, одним словом для всех сходных понятий, в саамском нередко требует двух и более слов в каждом конкретном случае, определяемом контекстом. На сегодняшний день с особой остротой встаёт вопрос о необходимости владения языком этнической общности как одном из условий самосохранения народа. Число носителей языка и общая численность саамского населения являются двумя разными показателями, так как многие саамы не знают родного языка и в повседневной жизни общаются только на русском. Таким образом, изучение языка в настоящий момент скорее культурная потребность, обусловленная ростом этнического самосознания, нежели насущная необходимость .

Сейчас в Мурманской области активно развивается туристическое направление, связанное с культурой кольских саамов. В презентациях саамской культуры обычно доминируют традиционные виды жилища, национальный костюм. Центром саамской культуры в настоящее время является Ловозерский район Мурманской области.

Исследования по истории и культуре саами активно проводятся в Центре гуманитарных проблем Баренц-региона Кольского научного центра Российской Академии наук (г. Апатиты). Круг научных проблем достаточно широк и включает исследования по вопросам материальной и духовной культуры, фольклора, проблемам социально-экономической истории коренного населения Кольского Севера, анализу материалов различных экспедиций на Кольский Север.

[i] Мурманской области - 80 лет. Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 2018.

Киселев А.А., Киселева Т.А. Советские саамы: история, этнография, культура. Изд.2-е, перераб. и доп. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. С. 11.

Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. Рованиеми, 1998. С. 16.

В настоящее время один из экземпяров "Лаппонии" представлен в основной экспозиции Музея-Архива изучения и освоения Европейского Севера (г. Апатиты). Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН.ОФ. 237

Волков Н.Н. Российские саамы. Историко-этнографические очерки. СПб., 1996. С. 15.Харузин Н.Н. Русские лопари: (Очерки прошлого и современного быта). М.: т-во скоропеч. А.А. Левинсон, 1890. С. 246. Сулейманова О.А., Пация Е.Я. Повседневно-бытовые аспекты адаптации саамов к городскому образу жизни // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. № 8-10 (42). 2016. С. 89-106 Казакова К.С. Первоначальное обучение детей коренного населения Кольского Севера в конце XIX - начале XX вв. // Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Том. 9. № 2-13. 2018. С. 23-30.

См. подробнее: Казакова К.С. Специфика процессов языковой и культурной коммуникации в современном саамском сообществе // Вестник Череповецкого государственного университета № 4(57). 2014. С. 50-53.

В начале марта я первый раз попал за Полярный Круг. Мы много ездили по Кольскому полуострову и Мурманской области. Кроме современных городов, музеев, предприятий, уникальной техники всегда интересно окунуться в национальный колорит и традиции местности. В Мурманской области это саамы. Они издревле кочевали с оленями по полуострову и жили в куваксах.

Практически в те далекие времена удалось попасть и мне...

Наиболее полный отчет в видеоверсии:

Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST

Итак, вот перед вами Кольский Полуостров, а мы находимся вот там, где желтое солнышко. Красная полоска начинается как раз от Мурманска.

Фото 2.

Лапландцы - один из самых таинственных народов северной Европы. Более современное его название - саамы. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы, и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы - палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но сами лапландцы имеют десять диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

Лапландцев осталось немного - около 60 тысяч человек. Больше всего саамов живет в Норвегии, меньше всего - в России. У нас их осталось около 1900 человек.

Фото 3.

Испокон веков саамы жили вольной полукочевой жизнью. До XVII века они охотились и ловили рыбу, позже занялись оленеводством, которое стало для саамов основным занятием. Женщины славились умением украшать одежду и утварь бисером. Во время кочевий лапландцы жили в остроконечных жилищах куваксах или ковас, которые покрывались оленьими шкурами (в общем чумы по нашему).

Фото 4.

Существовали и постоянные жилища: коту или башня, представлявшие собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен, и тупе, пырту - рубленный из бревен дом, в котором жили одна или две семьи. Стоянка саамов называлась погост. Со временем саамы стали жить в скандинавских домах, избах и даже в ненецких чумах.

Не далеко от саамского поселения Ловозеро есть этнографическое местечно - Самь-Сыйт. В переводе это значит «саамская деревня». Здесь хранят традиции древнего народа саами (или саами, или лопарей) — коренного народа Мурманской области, который населял Кольский полуостров, а также северную Норвегию, Швецию и Финляндию.

Фото 5.

Иван Головин, руководитель Саамской общины: "Род у меня один из самых богатых, до революции которые были, и занимался торговлей с Норвегией - ладьи туда ходили, мои предки этим занимались. Также он занимался оленеводством".

Фото 6.

И как мне показалос Ивану со своими товарищами удалось создать тут очень атмосферное место. Как только проходишь через калитку, сразу встречаешь свободно разгуливающего лося Васю.

Фото 7.

Он еще маленький, ласковый. Бегает за хозяином как собачка. На виде это хорошо видно.

Фото 8.

Вырастет больше двух метров в холке и саамы на нем будут ездить как на лошади:-) Вот примерно так:

Фото 9.

Деревенька находится в лесу, в очень живописном месте.

Фото 10.

А что это под ногами тут валяется:

Фото 11.

А-а-а-а, тут кролики под ногами бегают! Ну пошлите смотреть деревню.

Фото 12.

Нас пригласили в жилище обвешенное шкурами и Виталий Круть (оленевод, житель деревни) рассказал немного о саамах.

Фото 13.

Этот древний народ славится неторопливым бытом, созерцательностью и философским отношением к жизни. Время у саамов течет по-другому, не так, как в суетливых городах. Несмотря на попытки христианизации, лапландцы до сих пор остаются шаманистами, поклоняются культовым местам предков - «сета», где обитают духи. Сета часто становятся скалы или озера причудливой формы. Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви.

Вплоть до 50-х годов прошлого века там приносились жертвы духам. До сих пор лапландцы считают это место царством богов, сами туда не ездят и другим не советуют. Саамы считают, что в Лапландии 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо Лапландии озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами лапландцы считали, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Сами лапландцы называют свою страну Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». Название же Лапландия когда-то давно придумали скандинавы и русские. Они называли саамов «лопарями», «лапнянами» или «лопью». От этих слов и возникло название народа - лапландцы, и название страны - Лапландия.

Опять кролики под ногами...

Фото 14.

Общие сведения о народе и традициях получены. Пошли смотреть все своими глазами и проникаться атмосферой и культурой...

Фото 15.

Еще кролики...

Фото 16.

Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, без репрезентации этого аспекта «Самь-Сыйт» не обошлась бы. Каждый идол здесь имеет свое предназначение — на любовь, на счастье, на удачу, на судьбу, на здоровье — и, согласно верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед.

Нам было предложено оставить монетку богам и попросить их о желаниях и потребностях.

Фото 17

Только просили по китайской традиции не втыкать монетки в идолов, а просто класть рядом. Китайцев то очень много! Вот это я удивился встретив в Мурманской области такое количество китайских туристов.

Фото 18.

Что их тут привлекает? Самобытность? Морозы? Снег?

Идем мимо идолов.

Фото 14.

Нам уже успели расказать множество историй, как люди положив монетку и попросив решали свои проблемы, находили то, что потеряли, выздоравливали и все такое.

Фото 15.

В давние времена лапландцы занимали весь Кольский полуостров. Их численность стала сокращаться еще до революции из-за эпидемий, алкоголизма, браконьерской охоты пришлых людей на оленей, промышленного освоения земель и частичной ассимиляции. С тех пор положение их не улучшилось. За последние десять лет численность лапландцев сократилась еще на 11%.

Только 13 % из них занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Лапландцы России говорят на трех языках: это йоканьгско-саамский, на котором говорят не больше десяти человек, кильдинский саамский, который знают почти 500 человек, и колтта-саамский, который помнят 20 лаплдандцев. Колтта больше распространен в Финляндии - там на нем говорят 400 саамов.

Фото 16.

Раньше лапландцы России говорили еще и на бабинском-саамском, но теперь на нем уже никто не разговаривает. Больше всего саамов живет в селе Ловозеро, которое называют столицей русской Лапландии. В последнее время саамы предпринимают попытки самоорганизоваться, наладить быт, справится с безработицей. Налаживают культурные связи с финскими лапландцами, пытаются сохранить культуру и языки. Саамские языки преподают в нескольких школах и в техникуме.

В городах Мурманск, Апатиты, Мончегорск существуют курсы саамских языков, решается вопрос с преподаванием языка в университете в Мурманске. Мурманская государственная областная научная библиотека собирает лингвистические и справочные материалы по саамам, каждый год 22 мая проходит День саамского слова. Одно время саамы возлагали надежду на организацию туристического бизнеса, но до сих пор эта идея остается в стадии проекта.

Фото 17.

Следующее место остановки - собачки Хаски. Ну и милые же они создания!

Фото 18.

Туристы прямо не нарадуются такому душевному приему. Эти собаки от природы такие ласковые?

Фото 19.

Но все это круто выглядит конечно на природе и на просторе, а не в стенах квартиры.

Фото 20.

А многие просто готовы забрать их с собой.

Фото 21.

Фото 22.

В деревеньке есть еще песцы. Даже не знаю, для чего их тут выращивают - для развлечения туристов или для шапок.

Фото 23.

Вот еще красавец!

Фото 24.

Фото 25.

Нам выдали кусочки хлеба для кормления оленей. Я уж не знаю, то ли они настолько любят хлеб, то ли просто голодные, но они бросались на хлеб просто толпой.

Фото 26.

Как собачки подбегали и утыкались носами в поисках хлеба.

Фото 27.

То ли они еще не взрослые особи, то ли просто вид оленей тут такой мелкий - в общем я думал что олени все же как то крупнее.

Фото 28.

Вот смотрите у оленя во рту кусок хлеба.

Фото 29.

И все смотрят и смотрят...

Фото 30.

Если поднять случайно руки вверх, то олень закинет копыта тебе на плечи и будет тянуться за руками.

С такой толпой оленей кажется, что они рогами махают и тычут во все стороны. Кажется что вот вот проткнут тебя рогом. Но на самом деле у оленей в рогах много нервных окончаний и кровеносных сосудов. Олени хорошо контролируют положение своих рогов в пространстве и им не очень приятно ими куда то тыкаться и упираться. Потому Виталий просил нас небеспокоиться о рогах - никаких травм не будет.

Фото 31.

Дикого северного оленя Кольского полуострова относят к номинальному подвиду Rangifer tarandus tarandus L. - европейский северный олень. По ряду морфологических признаков они больше сближаются с европейскими лесными северными оленями, которых относят к подвиду fennicus. Это дало основание считать, что кольские олени произошли от лесных считают, что fennicus, заселивший Фенно-Скандию после окончания ледникового периода, вряд ли мог быть предком кольского оленя, поскольку тундровые олени существовал на этой территории ещё задолго до появления здесь лесных. С учётом этого довода можно прийти к заключению, что современные кольские олени появились от смешения тундровых и лесных оленей. При этом по внешнему облику эти олени, всё-таки, больше тяготеют к tarandus.

В прошлом дикий северный олень водился на Кольском полуострове в изобилии, но к 20-30-м годах XX столетия, вследствие его интенсивной добычи, он оказался на грани исчезновения и сохранился в двух очагах обитания - на западе и востоке полуострова.

Фото 32.

Домашних оленей Мурманской области относят к одному из экоти-пов ненецкой породы.

В прошлом примитивным домашним оленеводством в Фенно-Скандии и на Кольском полуострове занимались саамы. Ими была одомашнена лесная форма северного оленя. Саамы научились разводить северных оленей, по меньшей мере, 1000 лет назад, хотя, как полагают, первыми приручили этих животных на севере Европы норманны. Оленеводство саамов носило примитивный характер. Оленей в стадах было немного. В летний сезон они почти без всякой охраны находились на вольном выпасе, зимой использовались в качестве транспорта или применялись на охоте как "манные" для привлечения диких оленей.

Фото 33.

В 1887 году на Кольский полуостров в район Ловозера с Печоры переселились 4 семьи коми-ижемцев. С собой они привели 5 тыс. тундровых оленей, которых перегнали с Малоземельской тундры. Ижемские олени заметно отличались от саамских оленей более тёмным окрасом. Со временем саамские и ижемские олени перемешались и в стадах стали преобладать гибридные особи. Сейчас всё поголовье домашних северных оленей приобрело консолидированный породный состав. Основная масса домашнего оленя выпасается в центральной части Кольского полуострова севернее р. Поной и почти не заходит в область распространения дикого северного оленя.

На Крайнем Севере развитие оленеводства остановилось на отметке в 50 тысяч голов в год. Ранее максимальная численность стада приближалась к отметке 150 тысяч.

Фото 34.

А вот и исполнилась моя давняя мечта - прокатится на оленьей упряжке. На видео процесс показан подробнее.

Фото 35.

Каждый годы подбирают и тренируют оленей для езды в упряжке.

Фото 36.

Беленький вон совсем маленький - уставал больше всего. Но говорят это ничего страшного, никакого вреда животному нет.

Фото 37.

Наступило время обеда. Нам принесли суп из форельки и гуляш из оленины и чай из ягеля. Я собственно не гурман, мясо вкусное, но при случае бы не отличил от говядины.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.

Фото 43.

Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер.

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров..

А вот в столовой стояло чучело молодой россомахи. Они тут бегают в этих местах. Мало того, Виталий нам рассказал, как не так давно застрелил особо наглого медведя буквально в 400 местрах от этой столовой.

Я решил, что вечером гулять тут особо не буду.

Фото 44.

Не знаю, этого ли мишку тогда подстрелили, но я на всякий случай с ним сфоткался. Уж очень он напомнил мне "упоротого лиса" кто помнит.

Что еще тут есть из развлечений - вот огромная горка.

Фото 53.

А вот мы разбились на две команды и сейчас будет играть в игру - перетяни палку. В коричневых куртках, кстати, китайцы.

Фото 46.

Тянули, тянули... в общем наша команда проиграла. Потом еще играли в футбол шкурой, но это вы можете посмотреть на видео в начале поста.

Фото 47.

Опять кролик под ногами...

Фото 48.

Эти места упоминаются и в современной художественной литературе. В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после — до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии — «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Фото 49.

Еще кролик...

Фото 50.

А вот Василий в естественной среде обитания. Зачем мы пошли в лес и как за нами увязался Василий смотрите на видео.

Фото 51.

Природа тут просто изумительная. Я бы хотел посмотреть на все это летом, но мне сказали, что летом тут особо нечего делать и не так красиво как зимой. Это правда?

Фото 52.

Очень хотелось переночевать вот в таком вот куваксе. Там собствено все есть для этого: очаг, настилы, шкуры. Но холода стояли достаточно серьезные и мы все же не решились. Теперь вот жалею.

Фото 38.

Новечали мы вот в тех домиках на дальнем плане тепле и с банькой:-)

Фото 41.

В общем это очень интересное место. Всем, кто окажется в этих краях безмерно рекомендую.

Фото 42.

Вот такой кадр: тишина и безмятежность.

Фото 54.

Тут фотки в большом формате -

Какие ассоциации возникают у нас при упоминании о саамах? Олени, Лапландия, северное сияние, полярная ночь и, может быть, «Снежная Королева» Андерсена. Sapmi – так правильно называется страна саамов – раскинулась перед Полярным кругом к северу, до Норвежского моря на западе и до Белого – на востоке.

Сегодня cаамы живут на территории Норвегии, Швеции, Финляндии и России. «Мы – олений народ» говорят сами про себя представители этой уникальной северной народности, умудрившейся сохранить традиции предков и по сей день. 6 февраля в Финляндии отмечается национальный день саамов.


На территории Финляндии численность саамского населения составляет примерно 9 000 человек, а сохранение саамского языка и культуры, находящихся под угрозой исчезновения, обеспечивает собственный автономный парламент. Несмотря на суровые природные условия и малочисленность саамов, их культура по-прежнему сохраняется, остается невероятно богатой и даже дополняется новыми веяниями.

История саамов, коренного народа Финляндии

Чудные земли «к востоку от Солнца и к западу от Луны» из старых скандинавских сказок с древних времен были населены саамами. Первое доказательство присутствия человека на юго-востоке Финляндии относится к периоду примерно 10 500-летней давности. По мере таяния льда, начиная с побережья и продвигаясь вглубь страны, последовали тропы человека, соединяющие нынешние Россию и Норвегию.

Коренные жители Финляндии, ныне называемые саамами, происходили из этих ранних обитателей. По разным теориям, происхождение саамов восходит ко времени 4 000 или больше лет назад. Люди смогли приспособиться к суровому северному климату. Они добывали пропитание с помощью охоты, рыбалки, собирали ягоды.

К XV веку образовалось широкомасштабное развитое оленеводство. Жили в жилищах типа вигвамов. Традиционное жилище саамов называется кота. Это древний переносной лапландский чум, напоминающий жилище североамериканских индейцев, но более вертикальный. Такое жилище позволяло саамам передвигаться по безлесным сопкам Лапландии вслед за оленями. Даже в наши дни саамов называют «народом 8 сезонов» по 8 сезонам в оленеводстве: отела, клеймения, счета, кастрации, забоя и др.


Традиционный уклад жизни саамы сохраняли достаточно долго. Еще в начале прошлого века большинство из них жили в глухих деревушках, никогда не покидали пределов Лапландии и не умели говорить по-фински.

Но все изменилось во время второй мировой войны. Саамов эвакуировали на юг Финляндии, после чего молодежь захотела остаться в больших городах, а не возвращаться к образу жизни предков. Сегодня 40 % саамов живут вне Лапландии. В наши дни финны шутят, что самая большая саамская деревня – это Хельсинки.

Саамский наряд: gákti, шапка «четырех ветров» и меховые унты

Представители саамов активно подчеркивают принадлежность к своей народности. Молодежь часто дополняет свою обычную одежду частями национального костюма gákti: к нагрудной части рубашки крепится национальное украшение risku, с брюками используется национальный пояс, на шее вместо шарфика может красоваться лапландский нашейный платок silkki, а на ногах вместе с джинсами могут быть надеты лапландские башмаки sisna.

Меховые унты (nutukkaat) шьются из шкуры оленя, и в этой обуви не страшны даже самые лютые морозы. Это саамская зимняя обувь, которую носят и по сей день.


Традиционный саамский наряд называется gákti, и хотя он постоянно обновляется в соответствии с веяниями моды, традиции строго соблюдаются. У мужчин это неизменная шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. Экстравагантный головной убор имеет не менее впечатляющее название – шапка четырех ветров. Каждый угол соответствует стороне света.

По особым случаям в дополнение к шапке надеваются синие штаны и расшитая рубаха такого же цвета. У женщин головной убор менее оригинальный: обыкновенный кокошник, который к тому же мало кому идет, так что саамские женщины чаще ограничиваются ношением синего платья с яркой оторочкой и широким поясом.

Саамский язык: право на использование

В Финляндии саамы говорят на трех языках: северо-саамском, инари-саамском и колта-саамском. Во второй половине XX века много усилий было приложено для утверждения официального языкового статуса. Чаяния о праве на использование родного языка были услышаны общественностью: ныне саамские языки признаны официальными в трех северных коммунах Финляндии.

Саамы отвоевали многие гражданские права: учить родной язык, требовать переводчика в госучреждениях, если не знаешь финского, кроме того, все священники Финляндии должны уметь вести службу на языке жителей Лапландии.


Первый учебник саамского языка появился только в 70-х годах прошлого столетия, сейчас большинство учебников издается на северо-саамском языке. Он – самый распространенный.

На саамском языке в Лапландии печатаются законы, дорожные указатели, преподают в учебных заведениях и проводят службы в церквях, ведут суды. Финская телерадиокомпания Yle ведет трансляции на саамском языке. Саамы имеют свое радио и свой орган государственной власти – парламент.

Саамские языки постепенно становятся обиходными и в молодежной среде, хотя происходит это непросто: в саамских языках просто не существует всех современных слов. На саамском языке издается и классическая литература. Это, например, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Причем был издан сразу на трех саамских языках, и первый тираж разлетелся мгновенно!

Саамские песни «йойут» – древняя стихия ритма

Западным людям трудно понять традиционные саамские песни. У саамов не существовало своих музыкальных инструментов; музыкальные эмоции они выражали посредством пения. Саамские песни лишены художественных образов. Они представляют собой импровизацию с совершенно конкретным содержанием.

В песнях саамы рассказывают об охоте, природе, женитьбе, поездке в гости, оленях. На протяжении всей песни в особом ритме повторяются слова, красиво звучащие, но не имеющие прямого смысла.


Изучавший саамскую музыку В. Ю. Визе в 1911 году писал: «Я позволю себе сказать несколько слов о своеобразной манере пения лопарей. Прежде всего, в пении лопарей обращает на себя внимание непомерная вибрация, которой они поют каждую ноту. Эта вибрация настолько сильна, что иногда бывает трудно уловить определенный тон: звук все время как бы качается вверх и вниз, задевая соседние полутоны.

Вторым характерным свойством лопарского пения является постоянная смена грудных звуков горловыми; создается впечатление, как будто поющий лопарь все время срывается. Когда лопарь начинает петь, он вначале поет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тот же слог «лы-лы-лы». Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это «лы-лы-лы».

На вопрос, что это «лы-лы-лы» означает, певец отвечает, что «ничего не значит, а поется для того, чтобы разойтись». Чтобы почувствовать красоту этих песен, надо лишь на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма.

Саамский парламент: какие вопросы решают законодатели

Наверное, главное из достижений саамов – свой парламент, учрежденный в нынешней организационной форме в 1996 году. Действующий парламент является преемником предыдущего парламента, утвержденного в 1973 году. С 2012 года саамский парламент Финляндии работает в саамском культурном центре Сайос.

Саамский парламент – единственный в Финляндии орган, который имеет право выражать официальную точку зрения саамов в вопросах, которые затрагивают жизнь саамского населения этой страны. В ведении саамского парламента Финляндии находятся в первую очередь вопросы, связанные с реализацией прав саамского населения Финляндии, как одного из коренных народов, на сохранение и развитие своего языка и своей культуры.


Кроме того, парламент решает вопросы, связанные с правом саамов пользоваться своим языком в органах власти, а также с автономией, которую имеют саамы на территории саамского региона. Существует у саамов и свой флаг – сине-красный с желтой и зеленой полосами, в центре – круг, символ шаманского бубна.

Быть саамом – это как дар

Так кем же является проживающий в Финляндии саам – финном, саамом или финским саамом? Многие молодые люди – это наполовину саамы, т. е. один из родителей финн. Поэтому финская культура занимает прочное место в таких семьях. Когда растешь в семье, где присутствуют две культуры, то с детского возраста понимаешь, что это богатство, и что одна культура не мешает другой.

Cаамский этнос наиболее емко определила одна девочка школьного возраста, когда на вопрос «что значит быть саамом» ответила: «Быть саамом – это как дар».

Саамы прибыли в Финляндию первыми – и быть может, если климат начнет охлаждаться и огромные полосы льда снова покроют землю, они уйдут последними.


Саамы - малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.


Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности - псковской чуди.


Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали - Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.


Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы - именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.


Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому - их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.


Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов - блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.


Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) - суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры - высокие меховые сапоги.

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России - православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.


Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах


Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения - поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.


Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.


Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Кажется невероятной история о том, как .

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров - от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова . Саамы живут в Норвегии , России , Финляндии , Швеции , а также в Северной Америке (потомки переселенцев на Аляску) и, в небольшом количестве, на Украине . Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Общая численность саамов - от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии - около 75 тысяч человек ), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции - от 17 до 20 тысяч , в Финляндии - от 6 до 8 тысяч, в России - две тысячи человек .

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро . Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Численность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002) :

  • сельское поселение Ловозеро - 860;
    • в том числе село Ловозеро - 724;
  • посёлок городского типа Ревда - 144;
  • город Мурманск - 137.

Этнонимы

Самоназвание народа - «са́ми», «саа́ми» (sami ) - согласно одной из версий восходит к балтийскому слову *ẑeme («земля»). [ ]

Распространено устаревшее название саамов - «лапландцы», которое на самом деле несколько шире по смыслу, поскольку может означать жителей области Лапландия в целом. Его распространение в Европе связывают с викингами , которые в начале II тысячелетия находились в районе Ладожского озера , [ ] и от которых, вероятно, это название (lapp ) появляется в шведском языке в XII веке . [ ] Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp , является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других родственных языках) слову lappalainen , которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей . Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для именования саамов.

Существует гипотеза, что первым экзонимом саамов было слово finn [ ] - именно так назывался народ, близкий, по мнению некоторых учёных, к саамам, [ ] описание которого было дано в некоторых хрониках раннего Средневековья . Кроме того, в современных Швеции и Норвегии прозвища саамов lapp и finn остались тождественны, причем lapp носит более пренебрежительный оттенок. При этом жители Северной Норвегии собственно финнов называют «квены» (kvæn, kven ) .

Саамские языки

Саамские языки образуют особую подгруппу финно-угорских языков уральской языковой семьи , занимая в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках. [ ] В связи с этим некоторые учёные [кто? ] выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими [ ] [ ] .

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов, объединяемых в две группы: западную (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточную (Россия, часть Финляндии), - различия между которыми настолько велики, что взаимопонимание сильно затруднено, и финские языковеды считают их отдельными языками. Всего выделяется девять живых языков, у шести из них имеются собственные литературные формы.

В России были распространены четыре диалекта (языка): йоканьгский (терско-саамский) , кильдинский , нотозерский диалект колтта-саамского языка и бабинский (аккала) , из них последний можно считать вымершим, а остальные близки к исчезновению. [ ]

В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык получил статус официального в 1992 году , в Швеции позже - в 1999 году . [ ] В России саамские языки официального статуса не имеют.

Алфавит

Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы . [когда? ] Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года:

Aa, Bʙ, Cc, Çç, Ꞓꞓ, Dd, D̦d̦, Ʒʒ, Зз, Ee, Əə, Ff, Gg, Ģģ, Hh, Ii, Ьь, Jj, Kk, K̦k̦, Ll, L̦l̦, Mm, M̦m̦, Nn, N̦n̦, Ŋŋ, Oo, Pp, Rr, R̦r̦, Ss, Șș, Ꞩꞩ, Tt, Țț, Uu, Vv, V̦v̦, Zz, Z̦z̦, Ƶƶ.

А а Ӓ ӓ Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з Һ һ

/a/ /*a/ /b/ /v/ /g/ /d/ /je/ /jo/ /ʒ/ /z/ /ʰ/

И и Й й Ҋ ҋ Ј ј К к Л л Ӆ ӆ М м Ӎ ӎ Н н Ӊ ӊ

/i/ /j/ // /ç/ /k/ /l/ /ɬ/ /m/ /m̥/ /n/ /n̥/

Ӈ ӈ О о П п Р р Ҏ ҏ С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц

/ŋ/ /o/ /p/ /r/ /r̥/ /s/ /t/ /u/ /f/ /x/ /ʦ/

Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ыы Ь ь Ҍ ҍ Э э Ӭ ӭ Ю ю Я я

/ʧ/ /ʃ/ /ʃj/ // /ɨ/ /j/ * /e/ /*e/ /ju/ /ja/

Полумягкий знак Ҍ (на конце слов и перед следующими согласными) и буквы ӓ, ӭ обозначают полумягкость предыдущих «д», «т», «н».

Распространение саамских языков

  • Западносаамская группа
    • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
    • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
    • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
    • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
    • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
  • Восточносаамская группа
    • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
    • кеми-саамский язык † - саамы центральной финской Лапландии
    • инари-саамский язык - Финляндия
    • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
    • кильдинский саамский язык - Россия
    • колтта-саамский язык - Финляндия, Россия, Норвегия (сколт, включая нотозерский диалект в России).

Исторические сведения

Современные популяции саамов имеют чёткие гаплотипические отличия от всех ДНК доисторических охотников-собирателей Европы, а гаплогруппа U5b1b1, к которой принадлежат саами, распространилась с юга после последнего ледникового периода, что и создало заблуждение о родстве саамов и басков. Предки саамов частично пришли в Фенноскандию из Западной Европы (10–11 тыс. лет назад), кроме того наличие генов U5b1 и V у саамов в Фенноскандии говорит о их частичном происхождении от общих предков с народами Русской Арктики (наибольшая генетическая близость с якутами и другими народами Восточной Сибири) около 7,5 тыс. лет назад . Генеалогическое древо саамов имеет «эффект бутылочного горлышка », что говорит о сильно сокращавшемся в прошлом количестве прародителей саамов и их репродуктивной изоляции из-за сложных условий жизни в субарктической тундре .

Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания: южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера . Саамы были известны ещё древнегреческим (под названием finoi упоминание об этом народе встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея) и древнеримским авторам (под названием fenni ).

Традиционные промыслы саамов - домашнее оленеводство , охота и рыболовство , однако постепенно, по мере проникновения в Лапландию переселенцев, а также по мере промышленного освоения этой территории, всё меньшее число саамов занимались традиционными промыслами.

Некоторые положительные моменты, связанные с существованием саамов как самобытного народа со своей особой культурой, наблюдаются и в России: статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области , в селе Ловозеро (центре культурной жизни российских саамов) действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, осуществляет вещание Кольского саамского радио , работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов .

Культура и особенности хозяйствования

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.

У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.

С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.

Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.

В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.

Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти - традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа - традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове ; печок - верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк - зимняя одежда, сшитая мехом внутрь .

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты . С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).

Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.

Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м. и площадью 3×3 м. с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.

С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м., высотой 2 м., с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.

К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.

Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.

Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.

Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община - сийт (сыйт) (siida (сев.-саам.) syjjt (колтта-саам.) ). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.

Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.

Большие встречи саамов происходили обычно только несколько раз в год, по особенным праздникам. Выборы невест происходили именно на таких встречах .

Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Религия саамов

Традиционные верования саамов, как у многих других народов северной Евразии, представляли собой прежде всего промысловый культ - почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов - существование культа предков .

Религия современных саамов - большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие .

Саамская литература

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например, об олене-человеке Мяндаше . Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»).

Известные российские саамские поэты и писатели - колтта-саами Аскольд Бажанов , тер-саами Октябрина Воронова и кильдин-саами Александра Антонова .

Фильмы о саамах

  • «Проводник » (Ofelaš , другие переводы - «Следопыт», «Первопроходец») - норвежский фильм 1987 года . В 1988 году фильм был номинирован на Оскар . В фильме главные роли исполняют норвежские актёры, говорящие на саамском языке.
  • «Восстание в Каутокейно » (Kautokeino-opprøret ) - норвежский фильм 2008 года , основанный на реальных событиях. Рассказывает о борьбе оленеводов-саамов (1850-е годы) с алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги. В одной из главных женских ролей - финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .
  • «Кукушка » - российский фильм 2002 года . Главная героиня фильма - саами; её сыграла финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .

Саамы в художественной литературе

В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033 . В 2011 году вышел роман-продолжение - «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии - «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Современное положение саамов

Правовое положение саамов

В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии , России , Финляндии и Швеции . В частности, в Финляндии саамское население согласно § 17 действующей Конституции страны имеет право на сохранение и развитие своего языка и своей культуры . В этом же параграфе Конституции закреплено право саамов пользоваться своим языком в органах власти. Кроме того, согласно § 121 Конституции на территории Саамского региона саамы имеют автономию в вопросах языка и культуры . В России статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области .

Национальные символы саамов

Основные национальные символы саамов - флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) - цвета гакти , традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Национальный гимн саамов - положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875-1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli .

Международный день саамов

Международный день саамов отмечается 6 февраля . Именно в этот день в г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.

Решение о праздновании было принято в г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации, где компактно проживает саамское население.

Примечания

  1. Sami in Norway
  2. Саамы в Швеции: Древний народ, чей дом - Арктика (неопр.) . на сайте Sweden.se (Ноябрь 2011). Дата обращения 30 июля 2014. Архивировано 30 июля 2014 года.
  3. Население Финляндии
  4. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 22 декабря 2011)
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  6. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык (Проверено 16 октября 2011)
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.