Развитие воображения (7 упражнений). Развитие воображения у взрослых посредством упражнений Физические упражнения для развития воображения

Воображение - это психический процесс, который заключается в создании сознанием образов и идей. Воображение лежит в основе наглядно-образного мышления и участвует в таких важных процессах, как игра, творчество, планирование и моделирование. Развитое воображение способствует укреплению памяти и повышению внимательности, оно помогает мыслить креативно и находить эффективные решения нестандартных задач.

Но воображение, словно резвый породистый скакун, без надлежащего управления способно умчать наше сознание в дали, где фантазия путается с реальностью. Так часто происходит у маленьких детей, которые настолько увлекаются воображаемыми образами, что начинают верить в них не меньше, чем в то, что видят, слышат и испытывают в действительности.

Важно научить ребёнка управлять воображением усилием воли, придать детскому воображению произвольности. Какие игры и упражнения помогут вам в этом? Давайте разбираться вместе, друзья!

Упражнение 1. Ассоциации

Подключая к выполнению заданий ассоциативное мышление, вы активно подстёгиваете работу воображения. То, что нужно!

«Пары слов»

Вы называете слово, ребёнок - ассоциацию к нему. Тут важна скорость. Не надо долго размышлять над ответом. Пусть малыш произносит первое, что приходит ему в голову, а если пауза затягивается, просто переходите к следующему слову.

Например :

  • зима - [снег | холод | Новый год | санки];
  • улица - [горка | фонарь | машины | прогулка];
  • детский сад - [воспитатель | дети | тихий час | утренник].
«Цепочки ассоциаций»

По аналогии с предыдущим упражнением надо подбирать аналогию к слову, но так, чтобы слова выстраивались в цепочку, как в популярной «Снежный ком».

Новый год → Дед Мороз → Волшебство → Сказка → Колобок → Бабушка →…

«Парные картинки»

Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображениями различных объектов или явлений.

В упрощённом варианте задания, доступном для ребёнка 4–5 лет, вы предлагаете ему пару картинок, между которыми можно провести аналогию, а малыш должен эту аналогию обнаружить и назвать. В усложнённом варианте картинки из стопки выбираются случайным образом.

Можно вытягивать по три и более картинки и искать общее для всей группы.

Например:

Что общего у книги и дерева:

  • и там, и там есть листья;
  • книги делают из деревьев;
  • они не могут перемещаться с место на место без посторонней помощи.

Предложите ребёнку поиграть в ассоциации, и вы удивитесь, как далеко способно увести вас его воображение.

Упражнение 2. Рассказчик

В эту группу упражнений мы собрали игры, требующие от ребёнка сконцентрировать своё воображение на заданной теме, а затем облечь полученные образы в слова.

«Сказка наоборот»

Предложите малышу изменить сюжет знакомой сказки так, чтобы получилось всё шиворот-навыворот.

Например:

Вместо колобка бабушка с дедушкой воспитывали маленького лисёнка, который однажды погнался за красивой бабочкой и заблудился в пирожковом лесу. Там к нему подходили то пироги с капустой, то пончики с повидлом и предлагали скушать себя на обед. Но послушный лисёнок не поддался на уговоры и вернулся домой, где бабушка с дедушкой накормили его борщом с пампушками и рыбной котлеткой с рисом.

Пусть малыш сам выберет сказку, на основе которой будет сочинять свою историю. Если сначала сочинительство покажется сложным, помогайте карапузу, задавая ему наводящие вопросы.

«Необычное интервью»

Предложите ребёнку поиграть в журналиста, который берёт интервью у… игрушечного мячика, или кастрюли, или… В общем, нужно, чтобы это был какой-то хорошо знакомый малышу неодушевлённый предмет.

Сначала вы выступаете в роли журналиста, который задаёт вопросы, а карапуз отвечает. Потом можно поменяться ролями.

Ну-ка, каково это - вообразить себя на месте какой-либо вещи? Хватит ли на такое вашего воображения?

«Что, если»

В этом упражнении ребёнку предлагается немного пофантазировать, опираясь на сформулированную взрослым установку:

  • Что ты сделаешь, если сейчас в окно влетит Дед Мороз?
  • Что будет, если у кошки Мурки вырастут крылья?
  • Что скажет папа, если к его приходу ты запомнишь алфавит?

Упражнение 3. Художник

«Рисуем музыку»

Для этого упражнения вам следует подготовить фонотеку, представленную композициями, которые отличаются жанром, строем, темпом…

Пусть малыш выразит на листе бумаги те образы, которые навевает в нём прослушанная музыка.

«Сам себе иллюстратор»

Проиграв упражнение «Сказка наоборот» (см. выше), предложите ребёнку составить иллюстрации к придуманной истории.

Вы можете сначала обсудить, что попадёт на картинку. Но не исправляйте малыша, не оценивайте работу его воображения с позиций «правильности».

«Волшебные превращения»

Положите перед карапузом лист бумаги, на котором нарисованы крупные фигуры:

  • круг;
  • овал;
  • прямоугольник;
  • квадрат;
  • треугольник.

Предложите, дав волю фантазии, превратить фигуры во что-то новое. Так, например, у одного малыша на листе появятся забавные сказочные персонажи, у другого - причудливые растения… Позвольте детской фантазии поработать на славу.

Когда превращение свершится, обсудите, во что ещё можно было преобразить фигуры:

  • круг - в солнышко, блин, тарелку или лужу;
  • треугольник в шляпу звездочёта, космическую ракету, парус корабля или флаг.

Упражнение 4. Сюжетно-ролевые игры

Простые ролевые игры и более сложные их вариации - игры с сюжетом, прекрасно развивают воображение ребёнка.

Ваша задача, дорогие друзья, создать благоприятную среду для раскрытия детской фантазии в игре. Озадачьтесь созданием тематических атрибутов, придумайте интересные декорации и костюмы. И, конечно, хотя бы иногда подключайтесь к игре. Если позволить придуманному малышом сюжету увлечь вас в игровой мир, вы удивитесь, как, оказывается, может быть интересно торговать вымышленными продуктами за нарисованные деньги или быть пациентом у вашего маленького доктора в медицинском колпаке и белом накрахмаленном халатике.

У малышей 4–5 лет обычно есть свои любимые сюжеты для игр, но старайтесь ненавязчиво переключать воображение ребёнка на другие тематики, ведь вариантов так много:

  • больница;
  • дочки-матери;
  • школа;
  • армия;
  • семья;
  • в деревне;
  • в поезде;
  • цирк.

Упражнение 5. Подвижные игры

Двигательная активность - важный компонент общего развития детей дошкольного возраста. Подключайте весёлые подвижные игры и к занятиям, направленным на тренировку воображения.

«Покажи, кто ты»

Под весёлую музыку ребёнок произвольно танцует в центре зала. Когда музыка замолкает, он должен подбежать к стоящей в углу коробке и вытащить оттуда карточку с заданием. В качестве заданий подготовьте рисунки с изображениями животных, разных видов спорта или представителями знакомых ребёнку профессий.

Важно: малыш должен сообразить, какими действиями можно охарактеризовать выпавший ему объект. Например:

  • попрыгать, как зайчик;
  • попинать воображаемый мяч, как футболист;
  • резать, замешивать и перемешивать, как повар.
«Придумай зарядку»

Для этой игры вам понадобится некоторое свободное пространство и простой спортивный инвентарь:

  • гимнастическая палка;
  • широкая лента;
  • несколько мячей разного размера;
  • скакалка.

Ребёнок выбирает один из предложенных предметов и придумывает с ним как можно больше различных упражнений. Когда фантазия иссякнет, можно переходить к следующему упражнению.

Чтобы игра получилась интересней, приготовьте комплекты по количеству участников. Пока один показывает свои варианты - другие игроки повторяют за ним. Чем не урок физкультуры?

«Физкульт-загадки»

Запаситесь загадками (помочь в этом может наша рубрика « »).

Задача ребёнка - сообразить ответ и показать отгадку движениями, без слов.

Это упражнение отлично развивает воображение и фантазию, стимулирует творческий подход к решению задач и способствует быстроте мышления. К тому же оно вызывает у ребятишек много радости и веселья!

Друзья! Мы желаем вам не забывать, что, по мнению Альберта Эйнштейна, воображение важнее знаний, потому что знание ограничено, а воображение окружает мир. Фантазируйте и творите, наполняя своё родительство счастьем созидания!

Рекомендации для педагогов

Игры и упражнения для развития воображения детей дошкольного возраста

Развиваем воображение дошкольников.

Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст, хотя и в более поздних возрастных периодах существуют возможности для его совершенствования и развития.

«Закорючки».

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Клякса».

На листах бумаги нарисованы кляксы. Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

«Нарисуй настроение».

А эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.

« На что это похоже?»

Эта игра хорошо идет, когда больше нечем заняться, например, когда родитель и ребенок ждут автобус, а его все нет. Надо поглядеть на что-то и сказать, что напоминают увиденные образы, на что они похожи. Например, облака на небе, ветви дерева, тени на земле, морозные узоры на стекле, капля воска от свечи и др.

«Шкатулка со сказками».

Цель : развитие воображения, мышления, речи, умения работать в коллективе.

Оборудование: шкатулка, в которой находятся круги разного цвета.

Ход игры:

Игроки садятся в круг. В центре круга стоит «шкатулка со сказками». Взрослый обращается к детям: «Сейчас мы все вместе будем сочинять сказку. А поможет нам волшебная шкатулка».

Он достает из шкатулки один из кружков, например, зеленый, показывает его детям и просит назвать предметы зеленого цвета. (Ответы детей). Затем взрослый говорит:

«Мне достался зеленый кружок, поэтому в сказке должен появиться предмет или персонаж зеленого цвета. Внимание, начинаю сказку.

Жил-был зеленый кузнечик. Однажды он отправился в путешествие…»

Взрослый произносит два предложения и предлагает сидящему рядом игроку наугад достать кружок и продолжить сказку. Следующий игрок вынимает кружок, например, голубого цвета и придумывает продолжение сказки:

-…Кузнечик весело прыгал по тропинке, пока не добрался до голубой речки. Как же переправится через речку?..

Игроки поочередно достают из шкатулки кружки и в соответствии с их цветом подбирает персонажей или предметы и продолжает сказку.

Выигрывает ребенок, который, по мнению большинства детей, составил наиболее последовательное и интересное продолжение.

Взрослый следит за тем, чтобы вводимые в сказку персонажи и предметы не повторялись.

«Незаконченные рисунки».

Цель : развитие воображения, образного мышления, графических навыков.

Оборудование: карточки с незавершенными контурными изображениями предметов (по количеству детей);

Простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей или фломастеров (для каждого ребенка).

Ход игры

Взрослый раздает детям карточки к игре и говорит: «Рассмотрите картинки, догадайтесь, что на них изображено, дорисуйте недостающие линии (детали) и раскрасьте рисунки».

Выигрывает ребенок, который наиболее точно воссоздал изображение.

«Точка, точка».

Нанесите на лист бумаги множество точек и попросите своего малыша соединить их линиями так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Эта игра довольно сложная, поэтому помогите ребенку. Когда он станет постарше, игру можно видоизменить, проставив возле точек номера.

« Рисунки с продолжением »

В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему ребёнку продолжить рисунок. Обсудить, что получилось.

«Сказочная путаница».

Сначала детям предлагают распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них курочка-репка. Дед ел, ел, не съел. Баба ела, ела, не съела. Покатилась репка дальше. Катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках. «Избушка, избушка, кто в тереме живет? Выгляни в окошко - дам тебе корытце…» и т.д. После того, как дети справятся с заданием, им предлагают придумать сказку-путанку собственного сочинения.

Можно задавать любую тему сказки. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков. Наиболее интересные сюжеты можно обыграть с помощью кукол или ролей.

" Простые рисунки"

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.

Варианты простых рисунков взрослые могут придумать самостоятельно.

Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если кончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.

Рекомендуем также сделать вот что: придумайте как можно больше ответов к одному рисунку и запишите их вместе со взрослыми. Затем предложите своим друзьям, родственникам, знакомым решить тот же самый рисунок. После этого сравните ответы. Они совпали? Нет?! Прекрасно – есть возможность сравнить их качество и оригинальность. Помните, что оригинальность решения наиболее важна в этой игре.

А у кого оказалось больше решений? Не у вас? Не расстраивайтесь: небольшая тренировка – и вы обгоните всех. Вы можете сами придумать сколько угодно простых рисунков и разгадывать их. Однако хотим предостеречь от одной распространенной ошибки: создавая новый рисунок, не закладывайте в него заранее никакого смысла. Это может сильно помешать в дальнейшем при разгадывании. Никаких других ограничений нет.

Смешинки.

Ведущий бросает мяч и называет какой-то предмет. Например, кастрюля. Нужно быстро придумать ему смешное название. Например, варилка. Игра развивает воображение и заряжает хорошим настроением.

Небылицы.

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле, и расскажите о его свойствах и назначении.

Успехов Вам, уважаемые взрослые!

Учитель-логопед: Мисинева Л.Н.

Елена Сергеева
Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5–7 лет

Воображение - это не что иное , как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.

Дидактическая игра уже достаточно давно используется как одно из эффективных средств, с помощью которого можно развивать воображение у ребенка в старшем дошкольном возрасте

Игры и упражнения для развития воображения у дошкольников 5 – 7 лет

1. Упражнение «На что похожи наши ладошки »

Цель : развитие воображения и внимания .

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.) . Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2. Игра - упражнение «Три краски» .

Цель : развитие художественного восприятия и воображения .

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы» .

Цель :

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка» .

Цель : развитие творческого воображения ; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок» .

Цель : развитие творческого воображения .

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники» .

Цель : развитие воображения .

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый» .

7. Упражнение «Танец» .

Цель : развитие эмоциональности и творческого воображения .

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок» , «ласковую кошку» , «снегопад» , «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение – передать в танце чувства («радость» , «страх» , «удивление» и т. д.)

8. Упражнение «О чем рассказала музыка» .

Цель : развитие творческого воображения .

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель : учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы .

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу» .

Цель : учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает : «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек : как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т. д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика» .

Цель : учить детей создавать в воображении предметы , основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование : кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику» .

Цель : учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал : большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки» .

Цель : учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14. Игра «Чудесные превращения» .

Цель : учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько) . Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми : отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству, оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес» .

Цель : учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы : «Чудесное море» , «Чудесная поляна» , «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши» .

Цель : учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям : каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки» .

Цель : учить детей воображать различные ситуации , используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты : ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно : первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки» .

Цель : развитие творческого воображения .

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …» .

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т. д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий» .

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б» . Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В» . Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Пример : гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение) ».

Цель : развитие творческого воображения .

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений) .

21. Упражнение «Сказка – рассказ» .

Цель : развитие творческого воображения , умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых , поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной

После того, как был произведен латеральный разрыв , у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

Что такое творческое воображение

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.

Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.

Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению , про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.

Способность к поиску решения проблем

Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.

К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно - курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.

Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе . На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.

Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием "Перемешанные буквы в словах"

Упражнение "Перемешанные буквы в словах"

Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.

Средства развития воображения

Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов , возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.

Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг , о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.

Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.

Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.

Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.

Упражнения

Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.

Упражнение 1. Поворот фигур

Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие - поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.

Упражнение 2. Разгадывание друдлов

Упражнение 3. На букву (тест)

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?

Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы),
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» - попроще, «д», «а», «т» посложнее.

Упражнение 4. Придумать название и описание

Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:

Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.

Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.

Игры на развитие воображения

Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.

Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Мы живем во времени стремительно развивающихся технологий, которые требуют от нас и детей особой концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой адаптации. Такой мир нуждается в нестандартных решениях и креативных подходах к развязке различных проблем. Поэтому важно развитие воображения у детей и взрослых.

Мы не рождаемся со способностью создавать объектные образы у себя в сознании. Эта способность приходит к нам в раннем возрасте, а способствуют этому сказки и стихи, рисование и лепка, танцы и музыка. Первые образы мышления у детей появляются в возрасте двух лет, а уже к трем годам с развитием речи, воображение становится более богатым.

Но до пяти лет они не могут фантазировать и не действовать при этом – каждая их фантазия воплощается в игру или рассказ. И только в старшем дошкольном возрасте дети начинают создавать объекты мышления у себя в сознании.

Очень важно поддерживать развитие воображения у дошкольников, помогать им фантазировать, например, в процессе чтения сказок и игры. Они дают необходимую базу для формирования воображения, учат принимать решения и нести ответственность за него.

Здесь необходим контроль за играми и воображаемыми сюжетами, поскольку детям тяжело отделять воображаемое от действительного. И главная задача родителей – различать фантазию от детской шалости и глупости, которая несет в себе негатив и вред, и будьте готовы к проявлению детской агрессивности. А также следует помогать создавать позитивные объекты воображения, которые помогут настроить ребенка на позитивные вещи, а также помогут решить ту или иную проблему.

Помогаем развивать воображение у дошкольников и школьников

Самостоятельно ребенку не под силу развить объектное мышление на должном уровне и помогать в этом процессе должны родители.

Презентация: "Развиваем воображение и внимание"

  • От богатства жизненного опыта зависит широта фантазий, поэтому нужно расширять кругозор детей, помогать им формировать представление о мире и событиях вокруг. Именно на основе имеющихся знаний происходит развитие воображения, особенно у младших школьников. Ни для кого не секрет, что эрудированный ребенок способен создать более яркий воображаемый мир.
  • Воображение может развиваться у дошкольников и на основе чужого опыта. Например, оно может базироваться на рассказе родителей или прочитанной сказки. Конечно, этому придется учиться и развивать такой навык;
  • Помните, что фантазии и эмоциональное состояние ходят рядом. В зависимости от настроения выдуманные предметы наделяются различными свойствами, поэтому так важно формировать положительный эмоциональный фон у детей.

Но бывает, что у ребенка и знаний хватает, и ярких впечатлений в жизни немало, а фантазировать и мечтать он не хочет. Здесь нужно помочь – подтолкнуть ненавязчиво его к этому:

  • придавайте различные мотивации, например, вместе придумайте, как вы проведете выходные и на основе этого составьте повесть, а потом воплотите этот рассказ в жизнь;
  • объясните, что в придуманных историях, какими бы они ни были, нет ничего зазорного, а наоборот это весело и интересно. Ребенок, которому нравится придумывать разные приключения для своих любимых героев, легче справляется с любыми жизненными ситуациями;
  • для развития воображения у дошкольников, важно доверие к родителям, ведь именно они учат фантазировать и мечтать;
  • если хотите чтобы ребенок развивал в себе творческий потенциал, начните и вы рассказывать ему придуманные сказки, делайте какие-то подделки. Ведь дети так любят копировать поведение взрослых.

Презентация: "Развитие и коррекция воображения у детей"

Помогаем детям открывать творческое начало

Детям в дошкольном возрасте можно помочь развить воображение следующими упражнениями:

  • читайте детям книги, рассматривайте с ними картинки, ходите в театр и на экскурсии;
  • предложите нарисовать то, что он увидел в спектакле, рассказать, что он делал в течение дня;
  • лепите и рисуйте различные сюжеты, которые можно заранее обговорить и помочь ребенку увидеть, что должно получиться;
  • хвалите за любые сочиненные рассказы, стихи, песни;
  • дошкольники должны проводить время за играми, а вот их выбор лежит на вашей ответственности, окружите ребенка конструкторами и головоломками по возрасту, используйте готовые развивающие игры и упражнения.

Если вам кажется, что младшим школьникам развивать воображение сложнее, то это ошибочное мнение.

У них больше знаний и жизненного опыта, а значит и материала для фантазий и воображений, но возможно сложнее найти подход, нужную игру или упражнение для развития этого умения. Как вариант, попросите представить и описать какой-то сюжет из прочитанной книги, предложите внести некоторые изменения в развитие событий в любимой сказке или мультфильме. Помните, что рисование, лепка, оригами и различные подделки, сделанные своими руками, а также различные яркие впечатления, которые хочется всем рассказать являются отличными инструментами для развития воображения школьников и дошкольников.

Презентация: "Развитие творческого воображения"

Развиваем играючи

Вот несколько вариантов игр и упражнений, стимулирующие развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста:

  • эффективное упражнение – предложите ребенку обвести свои ладошки карандашом или красками и пусть он вам расскажет, на что они похожи и дорисует на их основе картинку, например птицу, а рука это ее крыло или букет, где кисть будет ветвями цветов;
  • для развития художественных навыков, пусть ребенок выберет любые три цвета краски и зарисует ими весь лист бумаги, а затем расскажет на что это похоже;
  • отличная игра на воображение – поставьте большую кляксу краской на средину листа бумаги, согните его пополам и откройте. Предложите рассказать, на что или кого похожа клякса;
  • для многих из нас знакома простая игра, когда даются неоконченные рисунки и предлагается их дорисовать и рассказать о полученном результате, попробуйте это и со своими детьми;
  • нарисуйте два одинаковых силуэта волшебников, и пусть ребенок карандашами создаст одного доброго, а другого злого персонажа, а затем расскажет, что натворил плохой и как его победил хороший. Такое упражнение не только развивает фантазию, но помогает разграничивать добро и зло;
  • упражнения с танцами тоже весьма эффективны. Предложите станцевать радость или восторг, лисичку или только что распустившийся цветок;
  • вырежьте из бумаги различные кружки и полоски разной величины, пусть ребенок расскажет, на что они похожи – эта игра позволяет создавать новые образы;
  • предложите детям упражнение, в котором необходимо изменить конец знакомой им сказки;
  • еще одно упражнение – расскажите сказку, а потом вместе отделите фантастические события от тех, которые могут произойти в реальной жизни, таким образом, у вас выйдет два рассказа – один с реальными событиями, другой полностью фантастический.

Презентация: "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий"

Помогаем фантазировать

Несколько упражнений, стимулирующих фантазию у детей:

    • Увеличение и уменьшение. Скажите, что у ребенка есть волшебная палочка с помощью, которой он может изменять размеры чего угодно, пусть расскажет, что он уменьши, а что увеличил и к чему это приведет;
    • Добавление выдуманных свойств людям. Предложите наделить человека новыми умениями и органами, создавая, таким образом, фантастического героя и строя сюжет вокруг него;
    • Оживите рисунок. Расскажите ребенку, что все нарисованное им, может оживать, пусть он придумает и зарисует, кого и для чего он хочет оживить;
    • Превращение в любой предмет. Пусть ребенок пофантазирует во чтобы он мог превратиться, в какой предмет, и пускай покажет, как бы он тогда выглядел;
    • Наделите предметы не свойственными им умениями и свойствами. Например, деревья научились разговаривать и что из этого вышло. Или представьте что палка, как лошадь может скакать;
  • Наделение неживых объектов новыми свойствами. Допустим, вода, которая лечит все недуги или заставляет говорить только правду;
  • Оживление умерших животных, людей, героев сказок и представление, как бы дальше развивались события;
  • Изменение привычных отношений между сказочными персонажами;
  • Предложите придумать названия различным рисункам и картинам известных художников;
  • Объединяйте несколько предметов в один и наоборот фантазируйте, что могло бы быть, если бы какой-то предмет разделился бы на несколько частей, каждая из которых ожила;
  • Игры со временем. Это упражнение позволяет представить, что время ускорилось и сутки пролетают за 5 часов или наоборот лето длится не три месяца, а полгода, а возможно изобрели машину времени;
  • Предложите придумать какой-нибудь дом или гаджет будущего;
  • Придумывайте новые праздники, конкурсы и сюжеты для утренников.
Таких игр и упражнений великое множество, вы можете и сами их придумывать на ходу. Здесь главное начать и идти к поставленной цели.

Развивая детей мы развиваемся сами

Постоянно придумывая новые игры и занятия для ребенка, родители тоже фантазируют и воображают, тем самым развивая в себе эти качества. И зачастую, сами того не замечая начинают генерировать креативные идеи простых решений. Это проявляется и в ответах на неожиданные вопросы детей, и в новой расстановке мебели и даже в приготовлении обычных блюд по-новому.

Играя в простые на первый взгляд игры по развитию воображения с ребенком, мы тоже начинаем воображать и фантазировать, помогая создать захватывающий сюжет.

Но можно начать развиваться в данном направлении и за долго до появления детей. Существует масса упражнений, которые разработанные специально для взрослых и направлены на раскрытие и развитие гибкости мышления. Конечно, некоторые из них, сначала могут показаться нелепыми или сложными, но не стоит бояться трудностей. Без таких тренировок ума нам тяжело воспринимать перемены и двигаться вперед, мы начинаем мыслить шаблонно.