Распространённые заблуждения учёных прошлого. Научные заблуждения. Самые известные научные заблуждения Примеры заблуждений научных и ненаучных

Процесс познания мира, изучения новых горизонтов и проникновения в самую суть сложнейших природных явлений невозможен без проб и ошибок. Наука должна заблуждаться и ошибаться, ведь именно так все и работает. Весь смысл в том, чтобы опровергнуть то, что, как нам кажется, мы знаем достаточно хорошо. Если мы не сможем найти доказательства обратного, так тому и быть. А если сможем, то впереди нас ждет целый новый мир! Перед вами 25 примеров самых распространенных заблуждений научного мира прошлых веков и даже лет. Возможно, и сегодня есть то, во что вы верите беспрекословно, а уже завтра этот стереотип войдет в новый список ошибок и мистификаций.

25. Четыре «юмора» человеческой тела

Фото: Jakob Suckale / English Wikipedia

Античные доктора и ученые считали, что человеческое тело состоит из 4 жидкостей – мокроты, желтой желчи, черной желчи и крови. Если организм не производил здоровое соотношение этих жизненных соков, человек заболевал. По этой же причине метод лечения кровопусканием вплоть до конца 19 века считался самым действенным способом привести баланс жидкостей в норму. Затем начался золотой век микробиологии, и медицина смогла пойти другим путем, спасая новые жизни благодаря научным прорывам.

Но почему юмор? В старинных медицинских теориях основополагающие человеческие жидкости называли гуморами (древнегреческое слово, переводится как юмор). Считалось, что каждому виду гумора или юмора соответствует определенный темперамент. Вероятно, отсюда в русском языке и появилось двусмысленное значение слов «желчь» и «язва».

24. Теория Миазма


Фото: pixabay

В науке прошлых веков существовала теория, что причиной большинства заболеваний является миазма (вредоносные вещества и продукты гниения, попадающие из почвы и сточных вод прямо в воздух). До появления в конце 19 века развернутых исследований по микробиологии, версия о миазме была самым распространенным объяснением практически всех недугов, включая брюшной тиф, малярию и холеру.

В процессе проработки этой теории наука породила ряд крайне любопытных медицинских решений и приспособлений. Во времена Средневековья доктора иногда прописывали своим пациентам лечение плохими запахами (например, вдыхание кишечных газов). Судя по всему, они считали, что если неприятные запахи могут вызвать хворь, то ими же ее можно и побороть.

23. Земля – центр Вселенной


Фото: pixabay

Благодаря Николаю Копернику сегодня мы знаем, что наша Земля не является центром мироздания. В 16 веке геоцентрическая система мира, согласно которой все звезды вращались вокруг нашей планеты, была заменена на гелиоцентрическую и затем на следующие современные космологические модели Вселенной. И это еще не все... Современным ученым известно намного больше, чем астрономам прошлых веков, и у нас есть новейшие технологии, позволяющие заглянуть далеко за горизонты мыслимого. Но чем больше человек узнает о космосе, тем больше появляется новых вопросов!

22. Флогистон


Фото: pixabay

Впервые этот термин появился в середине 17 века, и его автором стал немецкий химик и врач Иоганн Иоахим Бехер (Johann Joachim Becher). Ученый муж предположил, что этот элемент представляет собой сверхтонкую материю или огненную субстанцию, содержащуюся в воспламеняемых веществах и высвобождаемую из них в процессе горения. Вдобавок в 17 веке люди верили, что мы дышим не для того чтобы получать кислород, а чтобы выдыхать из тела этот самый флогистон и не сгорать заживо.

21. Неандертальцы и хомо сапиенс не спаривались друг с другом


Фото: Matt Celeskey / flickr

Долгое время генетики полагали, что современные люди – потомки исключительно вида хомо сапиенс, а ДНК неандертальцев кануло в Лету. Однако в 2010 году ученым удалось секвенировать (определить последовательность аминокислот и нуклеотидов) гены неандертальцев. Тогда же и было обнаружено, что около 4% людей, живущих за пределами Африки, отчасти являются потомками и тех самых неандертальцев, и в их были найдены следы ДНК этого вымершего вида. Похоже, что наши предки все же общались с неандертальцами намного теснее…

20. Генетические различия между человеческими расами


Фото: shutterstock

На самом деле нет никакой генетической разницы между человеческими расами. Недавние исследования, совершенные уже в 21 веке, показали даже то, что между африканскими народностями может быть намного больше различий, чем в целом между некоторыми европейцами и африканцами.

19. Плутон – планета


Фото: wikimedia commons

Сначала Плутон не считали планетой, затем его все же причислили к этому типу небесных тел, назвав 9 планетой Солнечной системы. Так было до 2006 года, когда Международный астрономический союз обновил и расширил космологическую терминологию, и Плутон вновь был разжалован, но в этот раз уже до звания карликовой или малой планеты под номером 134340. Ряд ученых продолжает настаивать на том, что это небесное тело – классическая планета, так что есть все шансы, что ему вернут прежний статус вновь. Для тех, кто не в курсе, - основное отличие карликовых планет от классических состоит в способности изучаемого астрономического объекта расчищать свою орбиту от космического дебриса, пыли или планетезималей.

18. Язвы появляются из-за стрессов и переживаний


Фото: pixabay

Неверно. Язва появляется вследствие жизнедеятельности особой бактерии, и доказавшие это исследователи получили в 2005 году Нобелевскую премию. Один из ученых, участвовавших в экспериментах, намеренно проглотил эти микроорганизмы, чтобы доказать их связь с воспалениями кожных и слизистых оболочек.

17. Земля плоская


Фото: wikimedia commons

Много веков это утверждение считалось догмой и обычным фактом. Но если вы считаете, что те времена позади, вы ошибаетесь. Например, Общество Плоской Земли (Flat Earth Society) все еще пропагандирует идею плоской Земли, и уверяет людей, что все снимки со спутников – подделки. Члены этой организации отрицают общепризнанные научные факты и верят в теорию заговора. Общество убеждено в том, что Солнце, Луна и другие звезды вращаются над поверхностью нашей плоской планеты, что гравитации не существует, что Южного полюса тоже нет, а Антарктика – ледовый пояс Земли.

16. Френология


Фото: pixabay

Эта псевдонаука гласит, что внутренний мир, характер и иногда даже судьба человека зависят от физической внешности. Последователи френологии верят, что самую важную информацию о психических свойствах человека можно получить с помощью измерения параметров черепа и анализе его строения.

15. «Нерушимые» законы Ньютоновской физики


Фото: Varsha Y S, Varsha 2

С 1900 года, когда на собрании Немецкого физического общества Макс Планк (Max Planck) обнародовал свою историческую статью «К теории распределения энергии излучения в нормальном спектре», квантовая механика полностью изменила наше понимание мира. На квантовом уровне происходят такие процессы, которые трудно понять и объяснить с помощью классической механики и трех знаменитых законов Исаака Ньютона…

14. Остров Калифорния


Фото: pixabay

Один из самых солнечных штатов США, Калифорния, когда-то давно считали полноценным островом. Недаром существует выражение «Калифорния – сама по себе остров». Эта метафорическая фраза когда-то использовалась вполне буквально. Так было вплоть до конца 18 века, когда во время научных экспедиций специалисты по картографии наконец-то осознали, что этот участок суши – самое настоящее континентальное побережье и неделимая часть Северной Америки.

13. Телегония


Фото: pixabay

Телегонией считается ложная наука о том, что потомство может унаследовать гены половых партнеров своей матери, с которыми она вступала в интимную связь до их отца. Это учение было особенно популярным среди нацистов. Они верили, что арийская женщина, которая хотя бы раз вступала в сексуальный контакт с неарийским мужчиной, больше не была способна произвести на свет чистокровного арийца.

12. Иррациональные числа


Фото: pixabay

Пифагор и его последователи были практически религиозно одержимы числами. Одна из их ключевых доктрин заключалась в том, что все существующие числа можно выразить в виде отношения целых чисел. Именно поэтому когда древнегреческий философ и математик Гиппас заметил, что квадратный корень из 2 был иррациональным, это повергло пифагорейцев в . Причем существует версия, что ученые мужи были настолько сильно поражены и оскорблены, что даже утопили Гиппаса в море.

11. Теория полой Земли


Фото: pixabay

Если вы когда-то читали научно-фантастический роман французского писателя Жюля Верна «Путешествие к центру Земли» или хотя бы смотрели фильм по его мотивам, вы уже знаете, в чем суть этой теории. Почти до конца 19 века некоторые ученые все еще верили, что наша планета полая и подлежит внутреннему исследованию. Эти научные деятели считали, что размеры пустоты не сильно меньше размеров самой Земли. Самые смелые фантазии гласили, что внутри нашей планеты есть второй атмосферный слой, внутренние водоемы, свои формы жизни, обитающие на внутренней поверхности планеты, а в центре этой сферы в безвоздушном пространстве парит небольшая звезда.

10. Выращивание ягнят


Фото: pixabay

Древние греки были народом, который во многом опережал свое время и другие нации. Они практиковали науки, совершали математические открытия и возводили архитектурные шедевры. Но при всем этом греки верили, что ягнят можно растить на деревьях. Эта сумасшедшая теория была порождена рассказами индийских паломников и торговцев, вспоминавших про деревья, на которых «росла шерсть». Вера в то, что овец и баранов можно выращивать, как растения, сохранилась вплоть до 17 века.

9. Время постоянно


Фото: pixabay

Так считалось до открытий Альберта Эйнштейна. Когда он доказал, что постоянен только свет, общественность поверила этому не сразу и даже считала его безумцем некоторое время. Однако сегодня пилотам агентства NASA приходится настраивать свои часы по-особенному, ведь время течет по-разному в зависимости от расстояния, на котором космические корабли находятся от источника гравитации, и от скорости передвижения. Разница ощущается даже на Земле. Например, на уровне моря часы тикают быстрее, чем на крыше знаменитого небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building, 443 метра).

8. Чем сложнее организмы, тем больше генов


Фото: pixabay

Раньше ученые думали, что у человека около 100 000 генов. Самым удивительным открытием, сделанным в процессе исследований Проекта Человеческий Геном (Human Genome Project, HGP, международный научно-исследовательский проект), стало то, что у нас с вами всего около 20 000 генов. Особенно невероятным прозвучит то, что у некоторых крошечных мхов было обнаружено свыше 30 000 генов!

7. Вода найдена только на Земле


Фото: pixabay

Этот тезис тоже оказался заблуждением. Совсем недавно космическое агентство NASA сообщило о том, что на Европе, естественном спутнике Юпитера, запасов больше, чем на всей нашей планете.

6. Обезьяны – самые умные животные на Земле, за исключением людей


Фото: pixabay

Долгое время в научной среде было принято считать, что поскольку приматы (обезьяны) – наиболее близкие к человеку по строению тела и происхождению млекопитающие, они также и невероятно умны. Однако недавние исследования доказали, что в природе есть птицы, которые умнее даже самых сообразительных обезьян. Не стоит недооценивать пернатых…

5. Смерть древнеегипетского фараона Тутанхамона


Фото: t-bet / flickr

В 2006 году археологи обнаружили доказательства того, что Тутанхамон погиб из-за аварии, произошедшей с его колесницей. Однако уже в 2014 году историки сообщили, что настоящей причиной его смерти являются последствия кровосмешения, наследственные заболевания, характерные для инцеста.

4. Неандертальцы были глупыми


Фото: AquilaGib

Раньше считалось, что неандертальцы вымерли, потому что хомо сапиенс был умнее. Новые доказательства противоречат этой теории. Согласно новым данным исследователей неандертальцы могли быть даже умнее наших предков. Но почему же тогда они исчезли с лица Земли? Ответа на этот вопрос все еще нет…

Самая оптимистичная версия гласит, что неандертальцы на самом деле не вымирали, а просто растворились среди племен человека разумного, интегрировались в наше общество и ассимилировались с нашими предками, о чем свидетельствуют следы их ДНК в нашей крови.

3. Скорость расширения Вселенной


Фото: pixabay

Согласно наиболее известной космологической модели 20 века из-за гравитации расширение нашей Вселенной постепенно замедляется. Однако в 1990-х годах новые данные показали, что расширение Вселенной на самом деле наоборот ускоряется.

2. У динозавров была обычная кожа


Фото: pixabay

Все, что мы знаем о внешнем облике динозавров, основывается отчасти на догадках, отчасти на анализе их потомков и в некоторых случаях на окаменелых отпечатках. Раньше существовала теория о том, что тело этих вымерших животных покрывала кожа или чешуя, но сейчас в научной среде все большую популярность приобретает версия о пернатых динозаврах.

1. Алхимия


Фото: pixabay

Сэр Исаак Ньютон был великим ученым и внес огромный вклад в физику. Но это не мешало ему верить в алхимию, считающуюся сейчас псевдонаукой, основанной на мифах. До конца своих дней Ньютон верил, что однажды ему удастся превратить обычный металл в золото. Не спешите смеяться, ведь именно благодаря алхимии у нас есть современная химия.




Уверенно ответит, что оно жёлтое. Но на самом деле это не совсем так. Солнце только кажется нам жёлтым из-за прохождения его света через атмосферу нашей планеты. А так оно белое.

Миф: Сахара - самая большая пустыня

Мы привыкли думать, что пустыня - это обязательно много песка и очень жарко. Но на самом деле пустыней может называться любая местность, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной (). C этой точки зрения самой большой пустыней является вовсе не Сахара, а бесконечные ледяные пространства Антарктиды ().

Миф: мобильная связь работает с помощью спутников

Этот миф возник благодаря постоянно появляющимся в СМИ сообщениям о запуске очередного «спутника связи». Однако эти спутники не имеют никакого отношения к сотовой связи. На самом деле сигнал с вашего смартфона передаётся по цепочке от одной базовой станции к другой. Даже в том случае, когда вы связываетесь с другим континентом, данные почти всегда передаются по подводным кабелям, а не через космос.

Миф: Великая Китайская стена - единственный рукотворный объект, видимый из космоса

Этот миф родился ещё в XVIII веке () и оказался настолько живуч, что озвучивается некоторыми учителями географии и истории до сих пор. Однако сегодня уже точно доказано, что Великую Китайскую стену невозможно увидеть ни с орбиты, ни тем более с Луны без применения специальных оптических приборов. Это объясняется тем, что стена не такая уж широкая (максимум 9,1 метра) и примерно такого же цвета, как и земля, на которой она расположена.

Миф: молния никогда не бьёт в одно и то же место

Бьёт. Особенно если это место расположено высоко над землёй. Например, в нью-йоркский небоскрёб Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building) молния попадает более 100 раз каждый год.

Миф: Земля имеет форму шара

На самом деле Земля не является идеальным шаром. Из-за суточного вращения она немного сплюснута с полюсов. Кроме того, следует учитывать, что высоты материков различны, а также то, что форму поверхности искажают приливные деформации (). Интересно, что существует несколько способов вычисления формы Земли, каждый из которых послужил основой для своей системы координат. В России используется оригинальная система под названием «Параметры Земли 1990 года» ().

Миф: Эверест - самая высокая гора на Земле

Это не то чтобы миф, но не совсем точная информация. Дело в том, что Эверест действительно является самой высокой горой, если считать от уровня моря. Но если вести отсчёт от подножия, то самой высокой горой окажется Мауна-Кеа (10 203 м), большая часть которой скрыта под водой (). А если считать от центра Земли, то появится ещё одна «самая высокая гора» - Чимборасо ().

Миф: вода проводит электричество

Все знают, что электрические приборы и вода несовместимы. Однако сама по себе вода является изолятором (). Просто в ней практически всегда имеются те или иные примеси, которые и позволяют воде проводить электричество.

Миф: невесомость - это отсутствие гравитации

Мы все видели репортажи с Международной космической станции, где космонавты находятся в состоянии невесомости. Многие думают, что это явление возникает потому, что находится на большом расстоянии от Земли и сила притяжения там не действует. На самом деле на высоте 350 километров, где расположена станция, ускорение свободного падения имеет значение 8,8 м/с², что всего лишь на 10% меньше, чем на поверхности Земли. Невесомость здесь возникает только благодаря постоянному движению МКС по круговой орбите, в результате чего космонавты как бы всё время «падают вперёд» со скоростью 7,9 км/с ().

Миф: в прошлом люди думали, что Земля плоская

Принято думать, что древние цивилизации верили в легенды о плоской Земле, покоящейся на трёх слонах, которые стоят на черепахе. И только благодаря учёным эпохи Возрождения и Великим географическим открытиям мир окончательно удостоверился в её действительной форме. Однако это мнение далеко от истины. Уже в 330 году до н. э. Аристотель привёл доказательства сферичности Земли, а в I веке нашей эры Плиний Старший писал о сферической Земле как об общепринятом факте ().

Впрочем, даже в наше время есть люди, которые считают, что Земля плоская, а все правительства заключили мировой заговор с целью скрыть это ().

А вы знаете примеры похожих мифов, в которые до сих пор продолжают верить люди?

10 самых распространенных научных заблуждений

Существует много обыденных утверждений, якобы доказанных с помощью ряда экспериментов, проведенных учеными, но несмотря на их обыденность, некоторым читателям покажется новой и очень интересной информация, предложенная в этой статье. Для того, что бы осветить некоторые обманчивые утверждения мы решили предоставить для вас ТОП-10 незамысловатых опровергнутых утверждений.

1. "Великую Китайскую стену можно разглядеть из космоса"

Миф о том, что Китайскую стену можно разглядеть из космоса, был развеян одним из первых китайских космонавтов Яном Ливэйем. По его словам, во время прибывания в открытом космосе ему не удалось обнаружить невооруженным глазом Великую Китайскую стену как он ни старался. Также существует утверждение будто эту стену можно увидеть с Луны, но вышеупомянутые факты тем более развеивают этот миф. Несмотря на это, рассказы о том, что Египетские пирамиды реально можно разглядеть из космоса, были подтверждены, но более всего, находясь в открытом космосе, выделяются на планете городские огни. Вот такое интересное утверждение поддерживают космонавты.

2. "Полярная звезда - самая яркая звезда в ночном небе"

Во-первых, Полярная звезда не самая яркая на небе, она находится примерно на пятидесятом месте по яркости среди остальных звезд. А во-вторых, Полярную звезду можно легко заметить лишь потому, что ось нашей планеты буквально направлена на неё. И в третьих, существует реальный факт о том, что эта звезда указывает направление на Север и находится в одном и том же положении в в течение всего года.
Первой звездой по яркости среди тех, которые можно увидеть с Земли, и не включая в этот список Солнце, считается звезда Сириус, величина яркости которого составляет примерно -1,47 (чем меньше такой показатель, тем больше яркость).

3. "Чтобы избежать нападения крокодила, надо бежать зигзагами"

Итак, одним из обыденных советов для выживания в случае нападения крокодила является утверждение о том, что необходимо передвигаться в зигзагообразном направлении, дабы оторваться от преследования неповоротливого хищника. В действительности же это утверждение кажется смешным потому, что крокодил - это подводный хищник и скорость его передвижения на суше не превышает 16 километров в час. Такой факт позволяет опередить рептилию даже убегая от неё по прямой.

4. "Выстрел в бензобак провоцирует взрыв машины"

На самом деле, подобный эффект можно увидеть только на видеоиграх и в кино, потому что в действительности пуля либо застрянет в бензобаке, либо вообще пройдет насквозь. В знаменитой программе "Разрушители легенд" эксперименты с выстрелами в бензобак не привели к взрыву или огню.
Однако, был подтвержден тот факт, что трассирующая пуля способна передать огонь бензину и спровоцировать, тем самым, взрыв или воспламенение бензобака, но для того, чтобы это сделать, придется постараться.

5. "Красный цвет бесит быков"

С начала 1700-ых годов испанские тореадоры используют куски материала ярко-красного цвета или мулиты для состязания с быками. И с этого момента большинство людей верят, что красный цвет привлекает быка для атаки. Но такое мнение неверное, потому что, на самом деле, быку безразлично на какой цвет реагировать, так как у него нет никого цветового предпочтения.

6. "Молния не бьет в одно и то же место два раза"

В действительности этот миф абсолютно неправдоподобен в силу того, что, напротив, молния обычно ударяет в одно место два раза. Подобные утверждения подтверждаются тем фактом, что небоскреб Эпайр-стейт-билдинг подвергается молниевым ударам примерно сто раз в году. Также существуют реально доказанные утверждения о том, что молния предпочитает выбирать в качестве цели для удара высокие деревья и здания. Даже в степях и полях первые разряды будут производится по наиболее высоким объектам.

7. "Стекло абсолютно твердое"

Стекло - это твердое аморфное вещество, проявляющая свои свойства как жидкость с высоким уровнем вязкости. А это, в свою очередь, обозначает то, что оно растекается с очень медленной скоростью. Примером подобного процесса является утолщение витражей снизу.

8. "В космосе не существует гравитации"

Здесь же напротив, в космосе существует великое множество гравитации и более того, здесь наблюдается множество гравитационных систем, которые заставляют вращаться Солнце вокруг галактики, Землю по орбите Солнечной системы и спутники вокруг планеты.

9. "Темная сторона Луны существует"

Это не правда, так как солнечные лучи достигают всех сторон естественного спутника Земли и освещают их. Однако, существует часть поверхности Луны, которую невозможно увидеть с Земли. Это связано с действием приливного захвата, в следствии которого Луна обращается по своей оси за период равный периоду обращения вокруг Солнца. Мы можем разглядеть всего одну сторону Луны, но другая сторона не находится в темноте. В тот время, когда мы наблюдаем полумесяц, Солнце освещает сильнее именно ту сторону, которую мы не видим.

10. Восстановление нервных клеток невозможно

Продолжительное время многие ученые считали, что мозг человека не в силе регенерировать такие клетки, как нейроны. Однако, еще в 1998 году ученые из Швеции доказали, что клетки головного мозга способны восстанавливаться. Ими были обнаружены новые функции по регенерации новых клеток.
Более того, американским ученым удалось создавать копии мозговых клеток с помощью стволовых клеток.

Марсель Гайнетдинов

У языка есть различные вкусовые зоны. На самом деле нет никаких зон, ответственных за различение конкретного вкуса - горького, сладкого, солёного, глутамата натрия и ГМО.

Голова остывает первой. Только новорожденные теряют тепло через голову. Для взрослых это в какой-то степени верно разве что в случае, если голова остаётся единственной непокрытой частью тела.

Нельзя плавать на полный желудок. На самом деле гораздо опасней плавать в алкогольном опьянении. Полный желудок может разве что вызвать небольшую одышку.

Бритьё делает волосы плотнее. Волосы, отрастающие после бритья, вовсе не становятся толще, жёстче или темнее; так лишь кажется по сравнению со ставшей привычной гладкой кожей.

Алкоголь согревает. Расширенные кровеносные сосуды создают ощущение тепла. На самом деле температура тела при употреблении алкоголя может упасть.

Кофеин обезвоживает. Диуретический эффект кофеина нейтрализуется количеством воды в напитке, содержащем кофеин.

Алкоголь убивает клетки мозга. Это верно только для людей, страдающих алкоголизмом, чей суточный рацион почти полностью составляет алкоголь.

Средства по уходу волосами могут вылечить волосы. Повреждённые волосы нельзя восстановить шампунем или бальзамом. Хотя некоторые могут предотвратить повреждение.

Волосы и ногти растут даже после смерти. На самом деле эффект роста создаёт обезвоживание мёртвого тела, от чего ногти и волосы начинают казаться длиннее.

Черты личности обусловливаются генами. Нет, не существует гена занудства или гена гомосексуализма.

Хрустя суставами, вы повышаете риск возникновения артрита. Последние исследования говорят о том, что это неправда. Хрустите на здоровье.

Мифы о пище

Солёная вода быстрее закипает. Сколько бы соли вы не бросили в кастрюлю, на скорость достижения температуры кипения это никак не повлияет.

Суши - это сырая рыба. «Суши» в переводе с японского означает «уксусный рис»; наличие рыбы в суши вовсе необязательно.

Алкоголь выветривается из еды при термической обработке. Нет, не весь. Так что даже ваша любимая рыба в соусе с белым вином содержит алкоголь.

Пища без глютена полезнее для здоровья. Несмотря на утверждения вашего фитнес-тренера, всё зависит от конкретных потребностей именно вашего организма.

Быстро поднятое упавшим не считается. Да, бактерия успеет заползти на оброненный вами кусочек сыра, даже если вы подняли его всего за одну секунду.

Исторические заблуждения

В Древнем Риме существовали вомитории-тошниловки . Вопреки распространённому мнению, вомиторий - это не комната для вакханалий и облегчения после обильного обеда (от англ. to vomit - испытывать тошноту, рвоту). Вомиториями называли проходы на стадион.

Наполеон был низкого роста. Рост Наполеона составлял около 167 см, что является средним ростом мужчин того времени.

Эйнштейн не понимал математику. Эйнштейн провалил вступительный экзамен по математике, но был блестящим математиком.

Железная дева как орудие смертной казни. Такое орудие пыток и казни никогда не использовалось в средневековье. «Железные девы» были созданы только в XVII веке, и то для демонстрации в цирках.

Отцы-пилигримы носили чёрную одежду. Неправда. Первые американские поселенцы позволяли себе и красную, и желтую, и синюю, и зелёную одежду. И шляп у них не было.

Элементарно, Ватсон! В книге не было этой фразы. Впервые она прозвучала в экранизации 1929 г.

Гладиаторы сражались до смертного исхода. Наиболее ценные бойцы-гладиаторы стоили целое состояние, поэтому многие из них жили долго и безбедно.

Существование короля Артура. Да, в конце V - начале VI века н.э. жил некто по имени Артур, но до сих пор неизвестно, был ли он на самом деле королём.

Заблуждения о мозге

Нельзя будить лунатиков. Если разбудить лунатика во время его ночной прогулки, он смутится, но ничего страшного не произойдёт.

Прививки приводят к аутизму. Ни одно серьёзное исследование не выявило связи между возникновением аутизма и сделанной прививкой.

Мы задействуем только 10% своего мозга. Это лишь неправильно понимаемая метафора. Работа мозга зависит от решаемых задач, и для его функционирования важны абсолютно все клетки.

Правое и левое полушарие. Нет никакого чёткого разделения способностей по полушариям; левое полушарие спокойно может выполнять функции правого и наоборот.

Шизофрения - это много личностей в одной. Технически слово «шизофрения» означает в переводе «расщеплённая личность», но это заболевание отличается от множественной личности.

Сахар приводит к гиперактивности. Синдром дефицита внимания и гиперактивности возникает и у детей, которые совсем не употребляют сахар.

У некоторых людей фотографическая память. У некоторых людей просто хорошая память. А иметь память, которая способна воссоздать события с фотографической точностью, невозможно.

Заблуждения о природе

Быки бегут на красный цвет. Быки не различают цветов. Цвет тряпки в руках тореадора не имеет никакого значения - бык реагирует лишь на его движения.

Акулы не болеют раком. Вообще-то болеют, особенно раком кожи.

Бананы растут на деревьях. На самом деле они растут на кустах, просто очень больших.

Птенцов нельзя трогать. Обоняние птиц очень ограничено, поэтому они не будут чувствовать запах человека; можно не бояться за птенчиков.

Память золотой рыбки длится 3 секунды. Золотые рыбки - не самые умные существа на свете, но продолжительность их памяти составляет 3 месяца.

У нас 5 чувств. Вообще-то около 20, включая чувство равновесия, боли, движения, голода, жажды и прочие.

Стекло - это жидкость. На самом деле стекло - это аморфное твёрдое вещество.

Летучие мыши слепы. Летучие мыши не только обладают зрением, но и используют эхолокацию.

Люди когда-то жили с динозаврами. Удивительно, но 41% американцев уверены, что это так. Мы появились на планете примерно на 63 миллиона лет позже динозавров.

Великая китайская стена. Нет, её не видно из космоса.

Смена времён года зависит от расстояния Земли до Солнца. На самом деле смена времён года связана с наклоном земной оси.

Собаки потеют с помощью слюны. На самом деле пот они выделяют через лапы, а температуру тела регулируют с помощью учащённого дыхания.

Мухи живут 24 часа. Нет. Их жизненный цикл составляет месяц.

Молния не ударяет дважды. Эмпайр-стейт-билдинг получает 100 ударов молнии в год.

Океаны голубого цвета, потому что отражают небо. Голубой цвет вызван поглощением и рассеиванием света.

Кряканье утки не создаёт эха. Это просто глупость.

Молочай смертельно ядовит. Это городская легенда.

Помидоры - это овощи. Нет, они всё ещё ягоды.

Хамелеоны меняют свой цвет под окружающую среду. Да, но таким образом они всего лишь регулируют температуру тела.

Заблуждения о религии

Адом правит сатана. В Библии об этом нет ни единого упоминания.

Мусульман-мучеников в раю ждут 72 девственницы. Точного количества «полногрудных дев» не указано в Коране, но существуют другие источники, утверждающие это. А в целом этот вопрос до сих пор не разрешён.

«Джихад» означает «Священная война». На самом деле это слово переводится просто как «борьба».

Три библейских волхва . На самом деле в Новом завете не сказано, сколько именно их было.

Заблуждения о науке

Эволюция - это всего лишь «теория». В науке теорией не принято называть просто предположение. Научная теория - это подтверждённая многочисленными исследованиями идея, объединяющая данные множества наблюдений.

Упавшая с высоты копейка может убить. Конечная скорость 50-тикопеечной монеты, упавшей с пятого этажа, составляет 50–80 км/ч, чего совершенно недостаточно, чтобы пробить случайному прохожему голову. Хотя будет больно.

Бывает голубая кровь. Кровь голубой бывает только на плакатах по анатомии, показывающих разницу между артериями и венами.

Человеку нужно потреблять 8 стаканов воды ежедневно. Не всем. Потребность в воде зависит от веса и условий окружающей среды.

ЛСД остаётся в спинномозговой жидкости несколько лет. Наркотик полностью выводится из тела через 10 часов.

Жевательная резинка переваривается 7 лет. На самом деле жевательная основа не переваривается совсем и выходит с естественными испражнениями. Остатки всасываются в кровь.

  • Формирование механизма глубинного понимания текста
  • 3. Обучение и научное познание
  • 4. Показатели качества и эффективности процесса обучения. Продукт процесса обучения и уровни результативности деятельности учителя
  • 5. Критерии эффективности обучения студентов
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 2 педагогика: предметное поле и актуальные проблемы План
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Научное представление о педагогике. Наука как знание и деятельность по его производству
  • 2. Объект, предмет и функции педагогики
  • 3. Задачи педагогической науки
  • 4. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. Основные категории педагогики
  • Сравнительный анализ основных педагогических понятий-категорий
  • 5. Проблема материализации научной теории. Взаимодействие педагогической науки и практики. Связь науки и практики в движении
  • Общие для науки и практики цель и идеал: создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности
  • 6. Структура педагогической науки. Отрасли педагогики Педагогическая теория и теория воспитания
  • Педагогическая теория Понятия «педагогическая наука», «педагогическая теория»
  • Структурный состав и свойства теории
  • Педагогическая теория как инструмент мышления и практической деятельности
  • 7. Педагогика как наука и искусство и как учебная дисциплина. Профессиональная компетентность педагога
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 3
  • Методология
  • Педагогических исследований
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Понятие о методологии педагогики. Функции и сферы реализации методологии педагогики
  • Сферы реализации методологии педагогики
  • 2. Состав методологического знания. Основные термины методологии педагогики
  • 3. Уровни методологии
  • Философский уровень методологии
  • Характеристика основных философских направлений
  • Общенаучный уровень методологии
  • Принципы системного подхода
  • Конкретно-научный уровень методологии
  • Технологический уровень методологии
  • 4. Функции философии в научном познании. Философские основания педагогики
  • 5. Общенаучные подходы и методы исследования. Синергетика
  • 6. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
  • 2. Развитие образования в контексте культуры.
  • 7. Методология преобразований педагогической практики
  • 8. Педагогическая инноватика
  • 8.1. Основные понятия педагогической инноватики
  • 8.2. Инновационная система школы. Программа развития школы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 4
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Философия о методе научного познания. Теория и метод. Метод и принцип
  • Педагогическая действительность и ее изучение
  • Методы научно-педагогического исследования. Выбор методов исследования
  • Наблюдение
  • Тестирование (метод тестов)
  • Изучение продуктов деятельности
  • Оценивание
  • Эксперимент
  • Герменевтические методы в педагогике
  • Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании
  • Методы педагогического исследования
  • Принципы выбора методов научно-педагогического исследования
  • 5. Методы обучения и методы науки
  • 5.1. Соотношение методов обучения и методов науки
  • 5.2. Методы обучения в школе и в вузе как фактор становления личности будущего исследователя
  • Самостоятельная работа учащихся
  • Элементы эвристической деятельности, их основные характеристики
  • Правила предпочтения (эвристические рекомендации)
  • Эвристические методы (по а.В. Чус и в.Н. Данченко)
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 5
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • Признаки научности
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании
  • 3. Исследование в педагогике. Структура и логика научно-педагогического исследования
  • 4. Методологические принципы научно-педагогического исследования
  • 6. Определение темы, объекта, предмета исследования. Цель, задачи, гипотезА исследования, интерпретация и обобщение его результатов
  • Стрелками обозначены связи и направления действия переменных.
  • 7. Эксперимент: определение понятия, разработка программы, проведение, оценка, результаты
  • Разработка программы эксперимента
  • Проведение эксперимента
  • Оценка результатов эксперимента
  • 8. Виды педагогического творчества как предпосылки исследовательской деятельности учителя Индивидуальное исследовательское задание
  • Создание нового педагогического опыта
  • Критерии передового педагогического опыта
  • Внедрение новых педагогических идей и научных разработок в школьную практику
  • Вопросы для самоконтроля
  • Г л а в а 6
  • Базовые понятия
  • Компетенции
  • Основные положения
  • Хрестоматийные тексты
  • 1. Методика научного исследования
  • Методы и методики
  • Основания для выбора методики
  • 2. Информационное обеспечение научных исследований
  • 3. Научный текст и его категории
  • Изучение специальной терминологии
  • Место терминологической лексики в системе современного русского литературного языка
  • Термин и общеупотребительное слово
  • Системность терминологии
  • 4. Применение логических законов и правил
  • 5. Основные виды изложения результатов исследования
  • 6.Подготовка курсовых и дипломных работ. План действий по выполнению дипломной работы
  • Соотношение тематики курсовой и дипломной работы
  • 7. Диссертация. Главные типологические характеристики магистерской диссертации
  • 8. Методологические требования к результату и основным частям научной работы (диссертации) Требования к результату научной работы
  • Требования к заглавию научной работы
  • Требования к введению в научную работу
  • Требования к основному содержанию научной работы
  • Требования к заключению научной работы
  • Вопросы для самоконтроля
  • Теоретико-методические основы педагогического исследования Учебно-методический комплекс для студентов, магистрантов и аспирантов педагогических специальностей
  • 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.
  • 2. Преодоление заблуждений в научном исследовании

    ЗАБЛУЖДЕНИЕ – несоответствие знания его объекту, расхождение объективного образа действительности с его объективным прообразом. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий, представлений объективной действительности Заблуждения неизбежны в познании. Во-первых, перед познающим субъектом всегда имеется область неизвестного, на которую накладывается уже известное, и оно почти всегда связано с формулированием проблемного, вероятностного, гипотетического знания, субъект склонен принимать частное за целое, применяя экстраполяцию, результаты которой далеко не безошибочны. Во-вторых, человеческие познавательные способности, да и любой уровень практики (как определителя знания) ограничены, и научный поиск оказывается всегда обусловленным этой ограниченностью, определенными ее рамками. В целом заблуждения играют негативную роль в развитии знания, отвлекая силы и средства ученого. Однако это неизбежно, хотя и имеет временной характер (подлинный ученый, обнаруживая в своих конструкциях заблуждение, должен немедленно его устранять. В то же время роль заблуждений может быть и позитивной. Вспомним, к примеру, алхимию, в недрах которой было немало научных открытий, да и ее роль в формировании научной химии тоже нельзя недооценивать. Заблуждения могут содействовать созданию проблемных ситуаций, способствовать нахождению правильного пути решения проблем и построению истинной теории. Как отмечается в философской литературе, заблуждения были не иррациональным началом в познании, отвращающим от истины, а, наоборот, необходимой ступенькой, опираясь на которую наука приближалась к истине. Таким образом, роль заблуждений в науке неоднозначна и при конкретной их оценке обнаруживается как негативное, так и позитивное их значение.

    Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев и др.; под ред. А.П. Алексеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 114.

    Путь преодоления заблуждения в конкретном научном поиске можно представить следующим образом: 1) обнаружение заблуждения в наличном знании при объяснении факта; 2) выдвижение гипотез, основанных на наличном знании и практике или опирающихся на тенденции их развития; 3) подтверждение гипотез практикой и знанием при одновременном опровержении неудачных гипотез, снятие в связи с этим заблуждения в наличном знании; 4) формулировка принципиально новой теории. К сказанному добавим, что обнаружение незнания в определенной области или заблуждения в 1–4 знании является основой постановки проблемы, в ходе разрешения которой неполное знание сменяется более полным, а заблуждения преодолеваются.

    При решении проблемы преодоления заблуждений естественно возникает вопрос о роли формальной логики. Формальная логика, как и диалектическая, выступает теоретическим средством освоения действительности, при этом та и другая выполняют свою специфическую функцию в диалектически сложном процессе познания.

    Средствами формальной логики фиксируются уже открытые законы действительности, формулируются системы знания, осуществляется системный подход в исследовании, благодаря чему становится возможным систематическое развитие знания Развитие внутренней логики систем знания создает возможность открытия еще неизвестных фактов, происходит приращение знания, «укладывающегося» в логику данного закона, выявляются модификация, специфика действия законов в различных условиях и т.д. Надо сказать, что здесь перед исследователем, руководствующимся логикой уже известных законов, раскрывается широчайшее поле деятельности.

    Формальная логика, строго говоря, связывает истинность с доказуемостью, а заблуждение – с опровержением. Всякий раз, когда вновь открытый факт «укладывается» в сфере действия закона, средства формальной логики выступают вполне правомерными и действенными.

    Логическая культура исследователя является непременным условием построения доказательств и опровержений, которые должны быть логически обоснованными, последовательными и понятными. Недостатки логической культуры, ее неразвитость могут отрицательно сказаться на ходе самого исследования и даже породить ошибки.

    Однако нужно иметь в виду два обстоятельства. Первое из них состоит в том, что в конечном счете истинность или ложность предположения в рамках системы известного подтверждается практикой, а не формально-логическими построениями самими по себе. Второе обстоятельство: логика открытых законов не сразу отложилась в логике соответствующих понятий, отражающей первую во всей ее полноте.

    Существо дела заключается в том, что сфера познанных законов, где формальная логика выступает компетентным арбитром при определении содержательности нашего знания, составляет лишь одну и при этом не самую важную часть познавательной деятельности. Ведь для науки особую ценность представляют не те факты, которые легко укладываются в рамки известных уже формализованных законов, а те, которые кажутся несколько «странными», противоречат общепринятым в науке представлениям и которые с точки зрения таких представлений следует отнести к «неприятным недоразумениям», а всякую новую попытку их объяснения квалифицировать как заблуждение. При этом решить вопрос об истинности или ложности объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории, методами формальной логики принципиально невозможно, так как это требует перехода к теории с иными исходными логическими основаниями.

    Чисто логическим путем такой переход осуществлен быть не может, потому что новая теория по отношению к старой выглядит противоречивой. Поэтому для проверки истинности или ложности предположения нельзя воспользоваться построением логического доказательства, основывающегося на старой теории. Единственно надежным способом обнаружения заблуждения и его преодоления является обращение к практике, которая может обнаружить несостоятельность (ложность) предположения в области объяснения факта, не укладывающегося в рамки старой теории. Если некое предположение подтверждается практикой, оно оказывается истинным, и установление истинности любого предположения является одновременно преодолением заблуждения старой теории, которая не объясняет новый факт. Тогда неизбежно обнаруживается необходимость сужения сферы применимости старой теории.

    Следует иметь в виду, что этот процесс происходит ро времени. Выяснить содержание предположения по поводу факта, относящегося к формирующейся теории на предмет ее достоверности, чрезвычайно сложно, так как наличная практика (в силу ее относительности как критерия истинности) не может ответить определенно и подтверждение предположения нередко требует значительного времени. Здесь становится очевидной историчность процесса преодоления заблуждений в научном познании.

    С исторической точки зрения (применительно к процессу познания) каждое состояние конкретно-исторического знания как целостной системы предстает перед исследователем в категориях истины и заблуждения, являющихся моментами знания, понять которые можно лишь во взаимосвязи, движении, изменении и развитии.

    Мы уже отмечали, что увеличение числа проблем, огромное расширение фронта научного поиска обусловливает количественный рост специфических заблуждений в современной науке. Однако неправильным был бы односторонний подход к оценке этого факта. Ведь наряду с процессом роста вероятностного знания, в котором имеются элементы заблуждений, происходит диалектически противоположный ему процесс как увеличения объема достоверного знания, так и его качественного изменения.

    Представляется, что успех научного поиска определяется деятельностью исследователя, связанной с выдвижением предположений, гипотез о сущности изучаемого объекта, выбором и организацией средств исследования. Особенно велика и ответственна роль выдвигаемых гипотез.

    Гипотеза будет тем продуктивнее, чем больший удельный вес в ней будет занимать знание, объективно отражающее объект. Это положение ко многому обязывает исследователя. И вряд ли целесообразным является выдвижение по любому случаю и любому поводу большого числа гипотез. Скороспелые гипотезы, особенно в сочетании с методом «проб и ошибок», ни к чему, кроме заблуждений и новых ошибок, привести не могут. В таких гипотезах знание опирается лишь на воображение исследователя, в них либо отсутствует, либо чрезвычайно мало объективное содержание.

    Выдвижение гипотез должно иметь реальное основание. Непременным условием его является не любое, а достаточное количество фактов и наблюдений.

    В ходе исследования ученый порой вынужден выдвигать множество гипотез, но это обусловлено не субъективным произволом ученого и его необузданной фантазией, хотя без фантазии в науке не обойтись, а многогранностью объекта, его сложностью. Кроме того, количество выдвигаемых гипотез зависит и от этапа исследования. На первых порах, как правило, выдвигается больше гипотез, чем перед завершением поиска, и наряду с этим растет их достоверность, выступающая теперь на передний план.

    Глубокое понимание вопроса об обоснованности гипотез хотя и не гарантирует от ошибок и заблуждений, но является одним из условий, избавляющих ученого от блуждания в потемках и, несомненно, ограничивает число ошибок и промахов в поиске. Чрезвычайно важное значение в преодолении ошибок и заблуждений имеют не только объективные факторы, но и творчество субъекта, его опыт, знание и особенно философская зрелость.

    Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. –

    М.: Мысль, 1979. – С. 180–190.

    "