Простые люди от них отличаются. Чем учёные отличаются от обычных людей, кроме интеллекта. Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Для начала хочу уточнить, что я подразумеваю под понятием «успешный человек». По моему мнению, это человек, добившийся таких результатов в сфере своей деятельности, которые ставят в пример. Успешные люди – те, которые добились успеха своими силами. У таких людей действительно есть, чему поучиться. И всех их объединяют общие признаки, которые и выделяют таких людей из «серой массы» не только благодаря внешнему благополучию, но и жизненной философии.

Прежде всего, успешные люди отличаются следующими качествами:

  • умение четко расставлять приоритеты, иметь цель и общее видение своего успеха;
  • становятся лучшими специалистами в своей области/профессии;
  • умение концентрироваться на работе вне зависимости от обстоятельств;
  • позитивный взгляд на мир, ведь даже из ошибок и невзгод можно извлечь пользу;
  • постоянное самосовершенствование, обучение и получение новых знаний;
  • являются «хозяевами времени», точно знают, как максимально эффективно потратить свое время;
  • хорошие ораторские навыки;
  • смелость в принятии решении, умение пойти на обоснованный риск;
  • умеют делиться своим успехом, в материальной или какой-либо другой форме;
  • высокая самооценка и уверенность в своих силах;
  • умеют воплощать свои идеи в реальность, много действуют и мало говорят;
  • доверяют своей интуиции, имеют «чутье», которое складывается из умения правильно оценивать ситуацию и поступки людей;
  • любознательны и открыты для новых возможностей;
  • принимают себя такими, какими есть, превращая недостатки в достоинства, или делают так, чтобы не влияли на результаты работы;
  • никогда не прекращают мечтать «о большем». Те люди, которые добились успеха, всегда не совсем довольны своим текущим положением, всегда стремятся к лучшему, чему-то новому и более масштабному;
  • окружают себя «правильными» людьми, которые любят и умеют выполнять свою работу;
  • никогда не «опускают руки»;
  • умеют признавать свои ошибки и извлекать из них уроки.

Одним из важных признаков успешности является умение слушать не только себя, но и окружающих, быть открытым к диалогу, вести людей за собой, уметь «заражать» их своими мечтами и идеями.

Чему можно поучиться у очень успешных людей?

Есть несколько признаков очень успешных людей, которых можно достичь собственными силами, если сильно этого захотеть. Успешные люди отличаются тем, что:

  • всегда знают, когда стоит рисковать, а когда нет. Или нанимают людей для оценки рисков для своего бизнеса;
  • делают больше, чем от них требуется;
  • готовы чем-то пожертвовать, чтобы в итоге стать успешными;
  • знают, как использовать свою «удачу», которая является результатом упорной и тяжелой работы в совокупности с настойчивостью и мотивацией;
  • устанавливают реальные цели, которых могут достичь исходя из своих ресурсов – времени и энергии. Лучше ставить меньше целей, но добиваться их всех, чем «распыляться» на множество заданий и не выполнять ничего;
  • отвечают за свои действия сами. Не полагаются на других людей в выполнении работы, полностью контролируя свои действия, чтобы не допускать одинаковых ошибок снова и снова;
  • не ждут перемен, а сами их провоцируют;
  • умеют приспосабливаться к меняющимся условиям ведения бизнеса, чутко реагируют на рыночные тенденции;
  • задают правильные вопросы людям, которые могут дать на них самые точные ответы.

Признаки успешности также включают в себе умение быть реалистом, четко осознавать свое положение, возможности и умения, но при этом мечтать о лучшей жизни для себя и своих близких.

Мнение окружающих

Успешные люди любят сами себя. Все остальное им “далеко лежало и мало болело“. И правильно делают: зачем тратить свою энергию и потенциал на то, от чего не будет толка?

Свое мнение

Представители данной прослойки общества не нуждаются в чьем-то одобрении своих решений. Они - профессионалы, действующие уверенно и самостоятельно. И делают они это потому, что так хотят, а не должны.

Дружба

Успешные люди ценят дружбу, но не зависят от нее. Горький опыт под названием “жизнь“ доказал, что любая зависимость рано или поздно заканчивается разочарованием. Излишняя привязанность тоже негативно может сказаться на дружбе. Поэтому на первом месте у таких товарищей собственные цели, желания и амбиции.

Работа

Они никогда не признаются, как и чем конкретно зарабатывают на жизнь. Это своего рода “барабанщики“: им все “по барабану“. Работа, бизнес, стартапы и инвестиции, все это - часть их мечты, которой они живут здесь и сейчас, а не в далеком будущем.

Место жительства

Не обязательно жить в пентхаусе одной из высоток в элитном районе города, чтобы чувствовать себя счастливиым. Успешные люди это понимают. Поэтому они часто переезжают на новые места жительства. Все потому, что им скучно оставаться на постоянном месте жительства, как и заниматься одним и тем же делом. Такие любят постоянно узнавать и открывать для себя что-то новое. Поэтому не обижайся, если на вопрос “где ты живешь“, они ответят “на планете Земля“.

Философия

Их философия - та, которая соответствует их внутренним убеждениям. У таких людей давно состоявшиеся и укомплектованные моральные устои. Поэтому религия, эзотерика и прочие учения таким давно уже до лампочки.

Недолговечность

Успешные люди понимают свою недолговечность. Поэтому они не только взвешивают все “за“ и “против“ прежде, чем сделать шаг. Еще они балдеют от каждого совершенного поступка. Эта жизнь коротка и ее нужно воспринимать так, как неизбежность. Это и помогает им наслаждаться каждым мгновением.

Реальность

Этот мир не такой, каким его навязывает реальность. Единственная настоящая реальность - та, в которой ты сам живешь. Успешные люди это понимают. Поэтому они - хозяева своей жизни и неподвластны любым обстоятельствам.

Настоящее

Постоянно жить, думая о будущем - пальто, которое успешные люди не примеряют.Они понимают, что только настоящее может сделать счастливым. Поэтому такие мечтают и к чему-то стремятся, но это не мешает им бежать с улыбкой и распростертыми объятиями навстречу этой жизни.

Окружение

Нужно не пытаться изменить, а научиться воспринимать и любить окружающих такими, какие они есть. Вместо того, чтобы давить, отпусти хватку и научись спокойно реагировать на все вокруг происходящее. Не выходит - смирись и отступись. Это еще одно из золотых правил успешных людей, которое отличает их от обычных обывателей этой жизни.

"Любому режиму, как бы он ни назывался, самодостаточные личности не очень-то и нужны. Так говорил писатель Алексей Дудинцев , у которого я слушала курс по социальной психологии. Когда-нибудь в будущем - никто не возражает - пусть они будут - яркие, инициативные, самостоятельные, то есть другие.

А пока властям удобнее иметь тех, что есть, - терпеливых, нетребовательных, всегда готовых голосовать за кого скажут, смотреть "Ментов", восхищаться Пугачевой, пить "Русскую", кушать "Любительскую" и умирать за родину, не спрашивая, а почему за нее надо именно умирать? Такой тип человека с узким спектром интересов, по версии Дудинцева, выведен и сохраняется в нашей стране искусственно - для того, чтобы государство было управляемым при отсутствии цивилизованных рычагов.

С этим ужасно хотелось спорить. Ну почему именно в нашей? Ведь существует же проверенная веками "пирамида Маслоу " - схема социального устройства, в основании которой обыкновенный человек, которому нужны только еда и безопасность, больше ничего. По мере подъема к вершине потребности увеличиваются, становятся необходимыми комфорт, развлечения, желание идентифицировать себя, власть и т.п. Так вот, простые люди - это те, кто у основания пирамиды, в самом ее основании, и они ни за что не хотят двигаться вверх. Так - везде.

Но в отличие от нашей, российской ситуации консерватизм западного простого человека можно привести в цивилизованные формы. И это задача государства, оно пропагандирует широту взглядов, либеральность общественных вкусов, абсолютную ценность семьи и частной жизни . Это - конструктивная позиция, которая дает простому человеку больший выбор, нежели тот, что предоставлен простому россиянину - умереть за родину или жить ради нее долго, но бедно."

Это выдержки из статьи обозревателя "Известий" Людмилы Бутузовой (22 декабряч 2010): Читать полный текст )

Процитировано Денисом Патрушевым на Гайдпарке , 23 декабря 2010

Что человеку нужно для счастья (shkolazhizni.ru)

"... существуют люди, которые остаются детьми на всю жизнь - в плане взросления души. Они до старости сохраняют «простейший» тип жизненного мира. Внутренний их мир - примитивен, внешний (объективная реальность вокруг него) - воспринимается тоже очень простым, поскольку и потребности, и душевные движения сведены к минимуму. Центральным принципом существования (как и у ребенка) у такого человека является принцип удовольствия и удовлетворения потребностей. А поскольку потребности тоже просты: «Поели - теперь можно и поспать… Поспали - теперь можно и поесть…», то жизнь действительно представляется штукой несложной."

А. Маслоу и иерархия потребностей (besonus.narod.ru)

"Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности.

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо.

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные,"

Самоактуализирующиеся люди по Абрахаму Маслоу | TREKO.RU

"Непосредственность, простота и естественность.

Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект . Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо."

Простые люди и власть (zygmantovich.com)

"... в нашем обществе есть серьёзная проблема - инфантилизм . Это означает, что наше общество всё ещё незрелое и люди не готовы опираться только и именно на себя, вырабатывая свои нормы поведения .

Нет, пока верховодит простое подражание . А это, в свою очередь, показывает нам, что всё ещё хуже.

Простое подражание («они на красный и я на красный») означает, что наше общество существует на уровне трёх-, четырёхлетнего ребёнка, повторяющего всё, что делает родитель."

Сложные и простые люди вокруг нас (strochka.org) Советы по общению с трудными людьми

Понятно, что учёные люди превосходят среднестатистических граждан по интеллекту. Но интересен другой вопрос: как проявляется этот интеллект, то есть в каких ещё аспектах жизни умные люди отличаются от глупых? Исследование , проведённое в университете штата Мичиган, позволяет сделать некоторые выводы.

Целью исследования было сравнить обычную аудиторию населения США с учёными (членами общества Sigma Xi). В свою очередь, обычных учёных сравнивали с членами Национальной академии наук, то есть с выдающимися представителями науки, и с нобелевскими лауреатами, коих можно считать гениями.

Авторы исследования проследили, как с повышением интеллекта изменяется отношение к ремёслам и «гуманитарным» увлечениям: ручной труд, хобби, рисование, литературная деятельность, фотография, написание музыки, театральные выступления и т.д.

Sigma Xi - профессиональное общество, куда имеет право вступить любой учёный или инженер. Хобби и увлечения определялись по анкетным данным.

Информацию о хобби и увлечениях выдающихся представителей науки и нобелевских лауреатов брали из автобиографий и статей о них. Засчитывались только такие случаи, когда в тексте прямо указывалось, что учёный занимается конкретным видом деятельности. Например, что играет на конкретном музыкальном инструменте. Фразы вроде «большой любитель музыки» не считались.

Итак, с известной степенью условности у нас получается ряд: обычный человек - обычный учёный - выдающийся учёный - гений. В этом ряду на каждом этапе повышается средний интеллект выборки. Что изменяется ещё?

Во первых, вот диаграмма, которая показывает отличия учёных от средней массы населения. В процентах указано, сколько представителей данной выборки увлекается искусством, ремеслом, музыкой, выступлениями перед публикой (perfomance), фотографией, литературной деятельностью.

Разница довольно серьёзная. Учёные в три раза чаще склонны к игре музицированию, чем обычные люди. Они чуть чаще увлекаются фотографией. Самое характерное хобби учёных, которое резко отличает их от обычных людей, - ручной труд как хобби, мастерство, изготовление всяческих поделок (crafts). Здесь интеллектуалы на порядок превосходят обычных людей.

Есть несколько областей, которыми люди с повышенным интеллектом занимаются меньше, чем обычная публика. Это искусство (рисование картин и проч.), литературная деятельность (написание стихов и проч.) и, особенно, выступления на публике. Почему-то обычные учёные совершенно не любят выходить на сцену в качестве актёров, хотя это нравится большому количеству средних людей.

Впрочем, если добавить выборку нобелевских лауреатов, то картина кардинально меняется. Оказывается, у гениальных людей резко повышается склонность практически ко всем видам непрофильной деятельности, включая ту же литературную деятельность, выступления на публике, рисование картин и прочее. В этом смысле гениальные люди - это уникально разносторонние личности, которые увлекаются буквально всем подряд. На музыкальном инструменте играет буквально каждый четвёртый нобелевский лауреат!


Если же полностью усреднить все области искусств и увлечений, то складывается парадоксальная картина. Средний учёный практически не отличается от обычного человека. Зато чем более талантлив человек, тем чаще у него проявляется какое-нибудь постороннее хобби.


Такие исследования проводят не ради праздного любопытства, а чтобы повысить эффективность научной деятельности. Например, специалисты по когнитивным наукам недавно подготовили доклад «Двусторонний процесс мышления для учёных» ("Dual thinking for scientists"), где пытаются сформулировать значение так называемых левого и правого полушария в научной деятельности. В их терминологии, по физиологическим причинам у каждого человека мышление происходит двумя способами: «быстрая» неконтролируемая и несознаваемая «первая система» отвечает за интуицию, а медленная «вторая система» сознательного мышления отвечает за рассуждения и логику. По мнению специалистов, учёные привыкли постоянно использовать только вторую систему. В то же время, первая система способна сильно помочь.

Другими словами, с помощью ассоциативного мышления , нелогичных на первый взгляд интуитивных действий иногда можно совершить важное научное открытие и найти креативное решение научной проблемы. В истории науки масса примеров, которые доказывают это.

Показательная история случилась с немецким химиком Фридрихом Августом Кекуле, который долго не мог понять структуру молекулы бензола с «дикой» формулой C 6 H 6 . Однажды он задремал в кресле перед камином - и ему приснилась змея, которая кусала себя за хвост. Учёный проснулся с гениальной идеей, что молекула бензола свёрнута в кольцо! Раньше никто не мог предположить такое.


Для повышения эффективности работы специалисты рекомендуют учёным и людям креативного умственного труда практиковать действия, которые со стороны выглядят как прокрастинация. Например, бесцельные прогулки (желательно не планируя маршрут заранее), хобби, принятие ванны, избыточный сон и проч.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.