Профилактика насилия в школе. Психология насилия в школе Школьное насилие

Плохое внутреннее состояние ребенка бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Как бороться с насилием в школе, куда обращаться и каковы последствия?

«Привет. Павлик С. в больнице. Избили. Состояние тяжелое. Собираем одноклассников, чтобы поддержать его и родителей. Если можешь – приходи в субботу», – выскочило сообщение в Одноклассниках.

Слезы комом застряли в горле.

Не то чтобы мы с Павликом были близкими друзьями, но это самый добрый и дружелюбный мальчик в нашем классе. Где-то в груди дрогнула смесь жалости и раскаяния.

Павлика всегда обижали, били, унижали в классе. Насилие в школе – что делать? А он совсем не плохой или неприятный – наоборот. Просто он такой слабенький и беззащитный – любой может его обидеть. И, хотя сама я в этом не участвовала, защитить его тоже не могла.

Прошло время, но Павлик по-прежнему попадает в передряги. Это сейчас мы стали взрослые и способны поддержать его. А тогда мы были детьми и почему-то вели себя иначе.

Калейдоскоп вариаций

Количество причин, предположительно провоцирующих насилие в школах, столь велико, что в любой семье можно найти целый букет таких причин: появление второго ребенка, влияние СМИ, низкий социальный статус, развод, особенности здоровья или внешнего вида ребенка. Подростковый возраст – вообще палочка-выручалочка для объяснения всего на свете в жизни ребенка.

Все это звучит не всегда обосновано и размыто. И больше всего потому, что ни одна из этих причин не дает ключ к решению проблемы, когда .

Насилие в школе может проявляться по-разному. Не обязательно это только избиения. Принуждение к определенным действиям, игнорирование, обзывание, унижение – это тоже насилие. Насилие в школах может происходить не только между учениками, но и в отношениях с учителями. Но все эти явления будут иметь один корень – природа насилия одна.

Раскрыть эти причины значит решить проблему насилия в школе и для агрессора, и для жертвы, и для коллектива в целом. Системно-векторная психология Юрия Бурлана говорит, что если ребенок проявляет насилие в школе или является его жертвой – это серьезный сигнал, предупреждающий, что он развивается не в соответствии со своей природой.

Рождение агрессора и жертвы

Все начинается с аксиомы – человека определяют его желания. Мы так устроены: когда я хочу и получаю – я радуюсь жизни. Если я хочу и не получаю, то в желании возникает неудовлетворенность.

Каждому родителю знакома классическая история – когда ребенок не получает желаемую игрушку, он не просто плачет или истерит, в этот момент он не любит родителя. В этот момент он вообще никого не любит. Искренне. Если же он получает желанную игрушку, то он светится счастьем и любит родителя. И весь мир вместе с ним.

Это примитивная схема на удивление универсальна. Мы ведем себя так в течение всей жизни. Будучи реализованными в своих желаниях, мы счастливы и способны любить. Ненаполненные желания порождают в нас неудовлетворенность и неприязнь по отношению к другим людям. Эта неприязнь так или иначе выражается во внешнем мире. Подавить ее безболезненно для себя или для других практически невозможно.

Усугубляет ситуацию то, что дети живут по первобытным сценариям, так как еще не овладели социальными и культурными навыками, направляющими их неприязнь в допустимое для выражения русло. Они выражают ее непосредственно по отношению к другим людям. По-первобытному. И тут уж кто на что горазд. Если ребенок обладает достаточной физической силой или авторитетом в классе, он с легкостью сбрасывает свою внутреннюю неудовлетворенность на попавшуюся под руку жертву.

Если ребенок с накопленной внутренней агрессией физически слаб, он может действовать психологически – занять ряды подхалимов, сплетников, клеветников или даже сам стать жертвой насилия в школе. Его плохое внутреннее состояние бессознательно считывается другими детьми и провоцирует по отношению к себе агрессию более сильного «противника». Такие дети могут переходить из числа агрессоров в число жертв и обратно в зависимости от обстановки в коллективе.

О каких желаниях идет речь и почему они не наполняются

Может сложиться впечатление, будто родители должны удовлетворять каждое желание ребенка из разряда купи то, подай се, пошли туда. А иначе – неудовлетворенность, плохие состояния и случаев насилия в школе не избежать. Но речь о другом.

Прежде всего это психологическая проблема.

Удовлетворения требует не каждое желание, а только врожденные, данные нам природой для самореализации в обществе. Именно они формируют ценности, приоритеты, наклонности и таланты ребенка. Врожденные желания всегда подкреплены свойствами, которые в детстве необходимо развивать. Нормальное развитие и последующая реализация человека согласно его природным желаниям обеспечивает ему наибольшую адаптивность в социуме.

Очень часто родители воспитывают ребенка, ориентируясь на собственные концепции и предпочтения. Не учитывая врожденные свойства и желания ребенка. Это приводит к задержкам развития и неудовлетворенности ключевых желаний ребенка, неприязни и снижает его способность к адаптации в коллективе.


Неторопливый умник

Например, в семье родился усидчивый, неторопливый, терпеливый, послушный ребенок. Такие дети являются носителями . Они обладают аналитическим мышлением и особой склонностью к обучению. Их врожденное желание – накопление и передача знаний и опыта.

Потенциально в будущем это лучшие педагоги, наставники, профессионалы своего дела. У них золотые руки. Для того чтобы знания передать, их надо сначала приобрести. Именно для обучения таким детям от природы задана прекрасная память, усидчивость, медлительность. На самом деле, это и не медлительность вовсе, а особенность работы их аналитического мышления, которое позволяет разложить всю поступающую информацию «по полочкам» в голове уже на входе.

Если родители в попытке «развить» своего «медленного» ребенка пытаются его ускорить – постоянно подгоняют, заставляют заниматься неподходящими видами спорта, прививают ему так называемые лидерские качества, то они нарушают нормальный процесс развития. Как ни странно, именно попытки «ускорить» такого ребенка сбивают его с ритма и вводят в ступор. Ребенок становится еще более медлительным, упертым, обидчивым, теряет способность к сосредоточению.

Прервали, поторопили, перебили, не оценили усилий. Развитие свойств, необходимых ребенку для наполнения его врожденных желаний, затормаживается. В результате чего именно у детей с анальным вектором формируется склонность к физическому насилию, агрессии и проблема насилия в школе.

Что насчет насилия в школах со стороны учителей?

Этот же механизм работает и для учителей. Если педагог находится в состоянии фрустрации, то велика вероятность случаев насилия в школе с его стороны над детьми. Причем такой учитель вовсе не выглядит как страшный маньяк. Он может выглядеть очень интеллигентно. Распознать в нем склонность к насилию – задача взрослых. В первую очередь, родителей школьников. Это можно сделать буквально с одного взгляда и нескольких фраз, разбираясь в психическом человека. Именно такой навык развивает системно-векторная психология Юрия Бурлана – осознавать психику других людей.

Мама, я тебя не чувствую!

Еще одна базовая причина нарушения развития ребенка – потеря чувства защищенности и безопасности. Это чувство – основа основ, без которой ребенок останавливается в развитии. Чувство защищенности и безопасности ребенок получает, в первую очередь, через мать. В каком состоянии находится мама, в таком и ребенок. Если в силу каких-то причин, например, депрессии, болезни, развода, мама лишается чувства защищенности и безопасности, то и ребенок его теряет. То есть это психологическая проблема и взрослых тоже.

Также ребенок теряет чувство защищенности и безопасности, если в семье его бьют, унижают. Те, кто должны выступать гарантами безопасности и благополучия ребенка, в данном случае становятся источником опасности. – физическое и вербальное – это самый верный способ лишить их чувства защищенности и исковеркать их судьбу.

Часто такой ребенок имеет два сценария развития событий, в зависимости особенностей личности (векторов). Либо он становится объектом насилия в школе, либо пытается сбросить напряжение, объединяясь с такими же, как он, на неприязни против слабого. В этом случае дети могут совершать групповое насилие, физическое или психологическое, по отношению к объекту неприязни – против учителей, например, или против отличников.

Вечные жертвы

Есть один тип детей, которые не способны стать агрессорами. При неблагоприятном сценарии их развития они становятся исключительно жертвами насилия в школах. Это кожно-зрительные мальчики. задает им сильнейший врожденный страх смерти и, в потенциале, наибольшую способность любить и сострадать. Но для того чтобы избавиться от страха и научиться любить, им надо правильно развиться.

Эти мальчики от природы не способны драться, наносить вред другим людям. По поведению и внешнему виду они больше походят на девочек. Красивые, утонченные, мечтательные, эмоциональные, склонные реагировать слезами. При этом девочками они никоим образом не являются. Но и к мальчикам их не берут. В будущем они могут стать талантливыми певцами, актерами, танцорами. Но если в детстве не давать им развиваться в этом направлении, пытаться делать из них «настоящих мужиков», то трагедии не избежать.


Павлик был из таких, хрупкий, чувствительный, боязливый. Его родители старались дать ему все, даже отдали на борьбу, чтобы умел постоять за себя. Но несмотря на попытки родителей вырастить своего сына настоящим мужчиной, он постоянно оказывлася предметом издевательств и унижений.

Павлик не мог найти свое место в коллективе. По настоянию отца он пытался пристроиться к мальчикам, н о на их фоне его нежность только еще больше контрастировала и навлекала агрессию. С девочками тоже общаться не умел. Да девочки и не особо жаловали того, кто вечно забит. Его били, унижали, разбрасывали вещи, обзывали. Одним словом, сбрасывали свою агрессию на того, кто не мог защитить себя и к тому же вел себя «как девчонка». Как помочь ему – не знал никто. Вмешательства учителей не спасали.

Идти за свойствами ребенка

В моем классе был еще один кожно-зрительный мальчик, Вася. Такой же, как Павлик – добрый, нежный, улыбчивый. Более того, он был из неполной семьи («неблагополучной» в стандартном понимании). Он жил с мамой без отца. Но мама оказалась весьма мудрой женщиной и смогла обеспечить своему сыну . Кроме этого, она не подавляла его артистических свойств, а с ранних лет отдала на танцы.

Результат – его врожденные свойства получали развитие, а желания были наполнены. С ним хотелось общаться, а не гнобить. Он не пытался соревноваться с мальчиками на «мужском» поле. При этом прекрасно ладил с девочками. Занятия бальными танцами давали ему фору по сравнению с любым другим мальчиком в общении с одноклассницами. На фоне девочек акцентировались его мужские качества и он не чувствовал себя слабаком, как Павлик, который отчаянно пытался влиться в мужские ряды. У Васи не возникало сомнений в собственной мужественности.

Он нашел свое место, и ничего, что при этом он был ребенком из неполной и небогатой семьи, не имел классических «мужских» черт и золотых медалей. Умение адаптироваться в любом коллективе зависит от того, как проходит развитие ребенка, и от наличия чувства защищенности и безопасности, которое зависит от мамы.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место применение силы в отношениях:

  • ученик – ученик
  • учитель – ученик
  • ученик - учитель

Какие формы имеет школьное насилие?

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Что такое эмоциональное насилие?

Эмоциональное насилие как совершенное в отношении ученика или учителя деяние, направленное на ухудшение психологического благополучия жертвы.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Какие бывают виды эмоционального насилия?

  • Насмешки
    • Присвоение кличек
    • Бесконечные замечания и необъективные оценки
    • Высмеивание
    • Унижение в присутствии других детей и т.д. ...
  • Отторжения
    • Изоляция
    • Отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой
    • Не приглашают на дни рождения и т. д....

Что такое физическое насилие?

Под физическим насилием понимают применение физической силы по отношению к ученику, товарищу по учебе, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся

  • Избиения
  • Нанесение удара
  • Шлепанцы,
  • Подзатыльники
  • Порча и отнятие вещей и проч.

Кто чаще всего становится жертвой школьного насилием?

  • Особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением (при ММД). В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко приходятся в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар ». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;
  • Плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработан психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты соответственно их возрасту, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Приняв роль жертвы, ребенок смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдания насильнику: «... ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это ».
  • Страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценок. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевательств одноклассников;
  • Отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, посещающие в школу детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, которые ходили в детский сад;
  • Болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушение речи - дизлалия (косноязычие), дизграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучения чтению), дизкалькулия (нарушение обучения счету) и т. д.;
  • Низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и меньшей способностью к обучению ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других "и т. д. Низкая самооценка в одном случае может способствовать формированию роли жертвы, а в другом - насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Кто чаще всего становится насильником в школе?

  • Неполные семьи. Ребенок, который воспитывается отцом-одиночкой, более склонна к применению эмоционального насилия в отношении других детей. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.
  • Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, которые не доверяют и негативно настроены к миру и школы, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи этим насильственные действия ребенка матерью не осуждается и не корректируются. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».
  • Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях часто задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.
  • Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и дальше применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем другие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации - приказная, рявкает и повышенном тоне, оценивает его как нормальный. Итак, в покрикуваннях и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны ребенка, он не будет видеть ничего плохого.
  • Семьи с генетической склонностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу проявляется большая склонность к насильственным действиям. Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие оценки по предметам позитивно коррелируют (прямо связаны) с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее быть успешным в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Низкая успеваемость у девочки имеет больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем у мальчика с плохой успеваемостью.

Что способствует школьном насилию?

  • 1. Анонимность крупных школ и отсутствие разнообразия выбора образовательных учреждений. Не каждому ребенку, в силу ее особенностей, подходит большая шумная школа. Некоторые дети чувствуют и ведут себя лучше в маленьких классах, находясь в спокойном коллективе. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детей с неустойчивой нервной системой, заводить их и нарушать психоэмоциональное состояние. В большом школьном коллективе к насилию привлекает и большое анонимность, т.е. меньше вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и др. Отсутствие поблизости других школ, ограничение в выборе также решения " связывают руки учителям-насильников, поскольку дети и родители вынуждены терпеть произвол - им некуда деваться, ребенка каждый день далеко в школу возить не будешь, особенно если она в нескольких километрах и нет доступного транспортного сообщения.
    В одной из таких школ, расположенной в военном городке, на территории Западной Украины, через учительское произвола течение 2 лет было совершено 3 суициды випускнкамы старших классов.
  • 2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насилие в поведении учителя обусловлено, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху - тот и сильнее». Раздражительность, недовольство учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т. д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание чаще вымещают на учениках.
  • 3. Равнодушие и наплевательское отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки, говорят родителям, что жалуются: «Пусть дети сами разбираются». Если в учительскую произвола также относятся и соученики, и родители - «.. . Но моего ребенка она же не обижает », и руководство школы, то насильник чувствует себя безнаказанным.

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку...

Каждый месяц, кроме летних, в России гремит скандал, связанный с психическим или физическим насилием учителя над учениками, - один перечень таких историй займет газетную полосу. Подробности дикие: учительница написала первокласснику оценку на лбу, узнав, что он забыл дневник; учитель вывел ребенка из кабинета и ударил в живот. Одна учительница прилепила девочке жвачку к волосам, другой скинул ученика со стула, третья била детей линейкой, четвертая запирала первоклашек в шкафу.

Шумные дела, дошедшие до суда, прокуратуры и прессы, - верхушка айсберга. По данным фонда «Право ребенка», учительское насилие в школах касается 20% детей - каждого пятого.

1 марта прокуратура Москвы предложила создать общероссийскую базу данных о педагогах, которые были замечены в применении насилия над детьми.

Все примеры ниже - московские, свежие, из приличных школ.

Для печати подробности рассказывают крайне неохотно и только с условием полной анонимности: такие раны долго не заживают.

Обыкновенные истории

«Учительница физкультуры заставила первоклассников, у которых не было формы, раздеться и заниматься в нижнем белье».

«На перемену детей не отпустили, на следующем уроке мальчик попросился выйти, но учительница не разрешила. Он попросился громче. Учительница отказала, потому что он «по-хамски разговаривает». Ребенок описался прямо на уроке».

«Учительница началки говорит: «Козлов полностью оправдывает фамилию: козел - он и есть козел».

Подробностями готовы делиться только те, у кого ребенок уже перешел в другую школу.

«Учительница ударила моего сына по руке за то, что он неаккуратно пишет. На следующий день он подрался с другим мальчиком, и она выдрала обоих за уши. Сын сказал, что уже не в первый раз. У второго мальчика на ушах я видела кровоподтеки - и старые, и свежие, - но его мама жаловаться побоялась. Учительница била еще троих детей, но все молчали.

Я пошла к директору. Та обещала принять меры - вплоть до увольнения. Родители стали собирать подписи в защиту учителя и против моего ребенка. Мне говорили: ваш сын ее доводит, таких надо драть! Учительницу уволили, но через два дня делегация родителей сходила к директору и уговорила восстановить ее на работе. Я просто перевела сына в другую школу - даже жаловаться не стала».

Интересно, что чуть не в половине случаев, дошедших до суда, родители ходят по властям с коллективными письмами: просят вернуть педагогов.

Беззащитность и безнаказанность

Но вот другая история. В конце ноября минувшего года московский шестиклассник на уроке математики в ответ на замечание послал немолодую учительницу известно куда. Она ударила его по лицу. Мальчик собрал вещи и пошел на выход, учительница догнала его и ударила еще раз, у него пошла носом кровь. Учительницу немедленно уволили по статье 336 Трудового кодекса. Что случилось, педагог с тридцатилетним стажем сама не понимает: «Затмение нашло». Ученики просят директора вернуть учительницу. Мальчика перевели в другой класс, потому что в своем ему говорят: «Все из-за тебя».

Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение учителя даже за однократное применение физического или психического насилия к ученику. Мера необходимая и оправданная.
Учитель, конечно, не должен кидаться на ребенка. Но и ребенок не должен материть учителя. А если выматерил - не должен по младости лет оставаться безнаказанным.

Что может сделать учитель в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить двойку и вызвать родителей в школу. Ученик защищен малолетством, учитель не защищен ничем и связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходят к административным мерам; орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.

В советской школе работали принципы коллективного воспитания и карательные механизмы: нас могли пропесочить на пионерском сборе или заседании комитета комсомола, вызвать с родителями на педсовет или даже написать им в парторганизацию. Всего этого больше нет, и слава богу. Вопрос - что есть? Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины удается только талантливым учителям, и то интуитивно. Хотя это не бог весть какая эзотерика, и «держать класс» - не бином Ньютона. В иных странах специально учат «управлению классом», но отечественная методическая наука переживает не лучшие времена.

Беспомощность

На популярных видеосервисах в Интернете выложено множество записей, сделанных детьми на уроках, телефонами. Учителя исступленно бранятся, колотят детей по головам книжками… А дети смеются, иногда даже те, кого колотят: ура, цирк приехал! А учителя, кажется, совсем забыли, кто в классе взрослый. Они видят в своих юных мучителях сформировавшихся, законченных отморозков. И мстят им за боль и унижение - по-взрослому, без скидок на малолетство.

Я отсмотрела около полусотни записей, сделанных в разных школах и городах. Бросается в глаза то, как одинаковы учителя с их безнадежным криком (на который школьники не обращают внимания) и полным забвением целей урока. Пока учитель поглощен разборкой с обидчиком, в классе царит хаос: дети перекрикиваются, входят и выходят, скачут, болтают… Перед нами прежде всего провальные уроки - и методически, и дисциплинарно.

Говорят, что нынешние дети - настоящие беспредельщики. И такие бывают, и видеозаписями это подтверждается. Но чаще всего перед нами всего лишь глупые и наглые дети, чувствующие безнаказанность и не знающие границ. Вопрос о границах дозволенного и о том, кто должен их обозначить, - острейший в сегодняшней школе.

Вот одна учительница пишет на сайте пресловутого сериала «Школа»: «Мы не воспитатели, а учителя! А воспитание закладывается в семье. Так что это сигнал не нам, учителям, а ВАМ, уважаемые родители! Почаще надо заглядывать ребенку в душу, а не затыкать еe деньгами и свободой, и в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в месяц! Вот тогда и результат будет!».

Учителя свято веруют, что у родителей есть пульты дистанционного управления детьми. И забывают о том, что на уроке дети - это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители в эту группу уже не входят.

Что делать?

Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Как только на хаос и скуку накладываются дополнительные факторы стресса (школьники хулиганят, дома все плохо, директор наорал) - учителя начинают взрываться, как банки в погребе, и калечить окружающих.

При этом проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика.

Чтобы ее решать, надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, продумывать правовые, нерепрессивные дисциплинарные меры: что может и должен делать учитель в типовой ситуации, когда ученик дерется на уроке или хамит матом? Надо учить педагогов справляться с конфликтами без лишних эмоций и удерживать внимание класса, надо обеспечить им возможность психологической помощи и разгрузки. Кто это должен делать? Это вопрос не только к Минобрнауки и региональным образовательным властям, но и к каждой школе.

Что делать родителям? Объяснять детям, которые часто просто не понимают социальных ролей, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе; младшим - что не надо бояться рассказать родителям о проблемах с учителем. Если педагог превысил полномочия - точно выяснять, что случилось и какова доля вины ребенка (если она есть - работать с этим отдельно). Фиксировать побои у врача, а моральный вред - у психолога, если вред и побои налицо. Заявление на имя директора школы - обязательно, в милицию - по желанию, все это с копиями справок. Копию заявления можно подать в районное управление образования. Если школа не принимает никаких мер - изымать ребенка из травмирующей ситуации и жаловаться выше: в районное управление образования, в прокуратуру.

Пока молчим - ничего не изменится.

Под текст

Нормы закона, о которых надо помнить и на которые можно ссылаться в заявлениях:

Закон об образовании :

Статья 2 говорит, что государственная политика в области образования основывается на принципе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Пункт 6 статьи 15 гласит: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Статья 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Возможно также лишение права вести педагогическую деятельность на несколько лет.

Статьи 115 и 116 УК РФ устанавливают ответственность за побои и истязания.

Статья 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащемуся.

Статья 151 ГК РФ позволяет требовать денежной компенсации за причиненный моральный вред (физические и нравственные страдания).

Мне кажется злую шутку сыграло с нами положение Макаренко о «воспитывающей силе коллектива». Эта воспитывающая сила коллектива в извращённом педагогическом сознании превратилась в то, что я управляю процессами через детей, а сам я нахожусь над схваткой.

То есть – управление индивидуальными, негативными, отклоняющимися от нормы формами поведения я совершаю с помощью того, что я организовал коллектив, а он уже оказывает влияние на личность.

Хотя у Макаренко всё принципиально по-другому – у него ключевой момент – это интересы ребёнка, в первую очередь; и создание общности коллектива на основе общественно-полезной деятельности, когда они включены в реальный процесс. Вот когда деятельность выхолащивается, ребёнок оказывается вне активного социального действия, тогда начинает развиваться эта форма агрессии (буллинга), когда коллектив травит другого человека.

Если же сравнивать прошлое время и нынешнее, понятно, что средства массовой коммуникации тут сыграли свою роль, потому что сцены насилия, агрессии очень часто проявляются на телеэкране. Более того, эта форма агрессии начинает транслироваться как нормальное социальное поведение. Если на телевидении это транслируется, то и мы сейчас это тоже сделаем, через сеть, и будем транслировать, как сам себе режиссёр.

У меня было исследование по восприятию фильма «Чучело» современными подростками. Восприятие этого фильма неоднозначно теми, кто подвергался буллингу, теми, кто был активен в буллинге, и теми, кто был свидетелем. Когда мы говорим о буллинге – вот эти три позиции очень важны, потому что это целостная система. Когда есть жертва, есть агрессор – зачинщик, и есть свидетели – пассивные участники. И этот опыт пассивного участия в буллинге, он тоже очень серьезный и очень негативный. Как сделать так, чтобы человек выработал в себе способность встать на защиту жертвы, не устраниться из этого, проявить сочувствие?

В наших исследованиях мы ставили несколько вопросов, чтобы определить опыт участия в буллинге. Был ли я жертвой буллинга, причем вербального или физического? И как часто? Постоянно, эпизодически, вообще не был. Только 42% школьников говорят, что они вообще не подвергались такому насилию. Каждый второй «практически нет», остальные в той или иной степени участвовали. Регулярно подвергались насилию и физическому, и психическому – около 4%. Можно, конечно, сказать – ну и что 4%?! У нас много детей. Но если пересчитать это на каждый класс, то получается, что практически в каждом втором классе есть один ребенок, который находится в ситуации постоянной травли. Это беда для школы и большая социальная проблема.

Буллинг бывает мужской, бывает женский. Мужской буллинг более жестокий. А психический буллинг, когда идет словесная агрессия, распространение слухов, порча вещей (там целая серия поведенческих моментов, которые связаны с травлей другого человека), встречается больше в женской среде.

Есть еще одна серьезная проблема.

Мы сравнивали детей по их социальному положению – дети из хорошо обеспеченных семей и дети из слабо обеспеченных семей. Дети из бедных семей чаще подвергаются буллингу, чем дети из семей хорошо обеспеченных. Отсюда вывод – школа как социальный институт не стоит на защите слабых социальных групп и слабых социальных слоев. И в этом проявлении буллинга очень серьезная социальная проблема современной школы.

Потому что человек проявляет агрессию, когда он сам испытал какие-то негативные явления извне и когда он не очень психически нормален. Должна быть педагогическая презумпция, что ребенок изначально хороший. Если ее нет, мы никуда не двинемся в педагогическом процессе.

И, конечно, существуют коллективы, где буллинга просто нет, потому что учитель занимает по отношению к ребенку партнерскую позицию и находится с ним на равных. Это не объект воспитания, не человек, которым я могу манипулировать. Это то, с чего я начал, создавая коллектив. Это человек, который в этих стенах должен полноценно прожить все возрастные этапы: детство, отрочество, юность – со всеми сложностями, которые здесь происходят. И ему важно, чтобы у него был позитивный опыт этой жизни.

Если у человека в школе нет позитивного опыта жизни как младшего школьника; подростка со всеми влюбленностями, старшеклассника, который находит свою идеологическую позицию и проходит очень сложное самоопределение – тогда мы поднимаем руки вверх и говорим: «Ну да, все так или иначе склонны к агрессии, к негативным проявлениям!»

Мне странно с таким отношением идти к человеку, я читал замечательные книги педагогов-новаторов, где в 80-е годыподнималась эта проблема партнерского отношения. Мы должны помочь человеку проявиться, откликнуться на его интересы, расширить круг этих интересов.

Что сделал Быков в «Чучеле»? Почему этот фильм так не принимала педагогика? Он взял корневую проблему этой школы – манипуляцию учениками. Они все там хорошие. Только там правды нет! Поэтому общественность, и особенно педагоги, очень сложно реагировали на этот фильм.

Он дал точный диагноз – как не надо строить школу. С ребёнком надо говорить. Да, у него сложные вопросы, их много, учитель перегружен, у него низкое социальное положение, сложнейшая сегодня профессия. И это подвиг человеческий.

Когда мы говорим о буллинге – это такая форма коллективного давления на индивидуальность, на личность. Это проблема конформизма. Поведение в буллинге тех, кто участвует в массовом давлении на одного человека – это проявление конформиста, который снимает с себя личную ответственность за то, что он делает.

У нас в исследовании был такой прожективный вопрос: «Чтобы вы сделали, если в вашем классе оказался человек, которого подвергают насилию?» И там были разные формы: сочувствие, поддержка, отстраненность. И те, кто пережил буллинг, гораздо чаще занимают позицию непричастности к тому, кто подвергается буллингу. Их страх быть рядом с человеком, который подвергся буллингу и который они сами пережили, делает для них позицию отстранения от беды самой безопасной. Это очень серьезный для педагогики момент.

Как выработать в человеке программу ответственности за свои поступки? А она начинается с очень простых вещей. Она лежит непосредственно в практике педагогического действия. Учебная деятельность. Я же отвечаю за свою учебу. Не кто-то другой, а я отвечаю за то, что я научился, не научился, сделал, не сделал. Вот эта проблема развивающего обучения, которую в свое время Василий Давыдов заявил: "Научить ребенка учиться – это задача школы".

Это и есть та педагогика, которая снимает вот эти возможности буллинга, потому что это субъектные отношения. Я субъект, я за себя отвечаю. Никто другой.

По материалам программы "Родительское собрание" подготовила Наталья Дюкова

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.

Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. Виды эмоционального насилия:

Насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.;

Отторжение, изоляция, отказ от общения с жертзой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы.

К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Жертвой может с гать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия сгановятся дети, имеющие:

– физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя;

– особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсивным поведением;

– особенности внешности – рыжие волосы веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особая форма готовы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

– неразвитые социальные навыки;

– страх перед школой;

– отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

– болезни – эпилепсию, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (нарушение письменной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нарушение способности к счету) и т. д.;

– низкий интеллект и трудности в обучении.

Дети, воспитанные в условиях материнской депривации (то есть не получившие в грудном возрасте достаточной любви, заботы, с несформированной привязанностью к родителям – приютские дети и «социальные сироты»), позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных семьях.

Большая склонность к насилию обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей (Olweus 1983):

Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к сверстникам. Причем девочка в такой семье достоверно чаще будет применять к другим эмоциональное насилие, чем мальчик.

Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Матери, не доверяющие миру ребенка и школе, обычно не желают сотрудничать со школой. В связи с этим проявление насилия у ребенка матерью не осуждается и не корректируется. В таких случаях матери склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение с «врагами».

Властные и авторитарные семьи. Воспитание в условиях доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением воле родителей, поэтому дети в таких семьях зачастую задавлены, а школа служит каналом, куда они выплескивают внутренне подавляемые гнев и страх.

Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются, агрессивно самоутверждаясь в присутствии ребенка, работает так называемая «модель обучения». Дети усваивают и в дальнейшем применяют ее в повседневной жизни как способ справляться с ситуацией. Таким образом, одна модель поведения может передаваться из поколения в поколение как семейное проклятие. Сама по себе фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из се^ей, в которых практикуется насилие, оценивают насильственные ситуации иначе, чем прочие дети. Например, ребенок, привыкший к насильственной коммуникации – приказному, рявкающему и повышенному тону, – оценивает его как нормальный. Следовательно, в покрикивании и побоях, как со стороны учителя, так и со стороны детей, он не будет видеть ничего особенного.

Семьи с генетической предрасположенностью к насилию. У детей разная генетическая основа толерантности (переносимости) стресса. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.

Кроме того, низкая успеваемость также является фактором риска проявлений насилия. Исследования показали, что хорошие отметки по предметам прямо связаны с более высокой самооценкой. Для мальчиков успеваемость в школе не столь значима и в меньшей степени влияет на самооценку. Для них важнее успех в спорте, внешкольных мероприятиях, походах и др. видах деятельности. Неуспевающие девочки имеют больший риск проявления агрессии по отношению к сверстникам, чем мальчики с плохой успеваемостью. Школьному насилию способствуют:

1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений.

2. Плохой микроклимат в учительском коллективе.

3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние.

Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на Я ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У такого ребенка выше риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.