Правила игры если то. Правила игры в футбол. "Вне игры" не фиксируется при вбрасывании мяча из аута

Многие из нас, не согласные с решением линейного арбитра, так не вовремя поднявшего этот злосчастный флажок во время атаки нашей любимой команды, чертохвостят лайнсмена, на чем свет стоит. Взмах желтого флага расценивается не иначе как суета красной тряпки. Кричим, негодуем, не задумываясь над тем, что, может быть, он знает немного больше нас, и правильно разобрался в эпизоде.

Сегодняшняя статья станет отличным пособием для тех, кто не до конца понимает все тонкости и нюансы каверзного Правила №11 о положении «вне игры», а для некоторых оценки некоторых фрагментов вызовут удивление или даже введут в ступор, как это случилось со мной, когда я консультировался по некоторым эпизодом с профессиональными арбитрами.

Итак, пред тем как начать разбирать самые трудновоспринимаемые ситуации, в первой части разберем основы положения «вне игры». Согласитесь, ведь нельзя перейти к высшей математике, научиться правильно высчитывать производные и интегралы, не освоив элементарных арифметических основ. Поэтому давайте «окунемся в начальную школу» и освоим или вспомним (кому как удобнее) основы Правила 11.

Часть1. Введение.

Любой фол теоретически может быть оправдан ситуативной необходимостью, тогда как эпизоды, связанные с офсайдом, - это всегда чья-то ошибка. Защиты, нападения, наконец, судьи. Ошибка, которая зачастую кардинальным образом меняет ход игры, а иногда и целого турнира. Вспомним хотя бы "похороны" великолепной сборной СССР в 1/8 финала ЧМ-86 в матче с бельгийцами или гол итальянцев на ЧМ1990 года , непостижимым образом отмененным взмахом линейного арбитра.

А впрочем, стоит ли далеко ходить. Последний ЧМ ознаменовался рядом спорных решений человека со флажком. А какие красивые голы срывались из-за этого: и ударом в падении через себя и элегантной подрезкой пяточкой .

Любой футбольный арбитр от делающих первые шаги на этом поприще до рефери ФИФА были просто не в состоянии не оказаться жертвами офсайдных ловушек. Ошибался каждый и не один раз. Такова футбольная жизнь. Некоторые оплошности откровенно вводят в недоумении. Как он мог этого не разглядеть?!

Как правило, фамилий наших сегодняшних героев никто не знает. Но, именно, они иной раз принимают ключевое решение в матче. К примеру, памятный офсайд в матче Аргентина - Мексика всегда будет ассоциироваться с именем Роберто Розетти, который после этой встречи закончил свою игровую карьеру. А имя того самого лайнсмена, принявшего парадоксальное решение , многие так и не узнали. Он, между прочим, все так же курсирует вдоль боковой линии в итальянском чемпионате, продолжая время от времени .

Или Эвребе, допустим, знает весь мир, а его помощника, который окончательно похоронил карьеру норвежского судьи вот в этом моменте , нет.

Обратный пример. Весь мир отмечал, какого замечательного прогресса добился Говард Уэбб, а имен его помощников, без которых выдающийся прошлый сезон с двумя финалами не состоялся бы, помнят единицы. А ведь Майк Малларки и Даррен Канн идеально провели еврокомпанию 2009/2010, увенчав его фактически безупречной работой на чемпионате мира. Не зря, эти два человека считаются "передовиками" в своем нелегком деле.

Функции помощника на фиксацию «вне игры» в отдельных моментах крайне сложные. Он должен одновременно контролировать мяч, партнера, которому мяч будет направлен, и расположение предпоследнего защищающегося игрока команды соперников, желательно располагаясь на одной линии с ним, проанализировать сложившуюся ситуацию в доли секунды и вынести вердикт. И все это под давлением трибун, которые находятся буквально в паре метров от ассистента, напутствуя недобрыми словами, бросают помимо колкостей и что-то потяжелее, а, иногда, издеваются и более изощренным способом .

Помимо всего этого, в матче бывают моменты, в которых фактически невозможно визуально определить с большой точностью без повторов, было ли нарушение правил. Не забудем и о том, что с ростом качества показа матчей по телевидению работа помощников судьи в части определения офсайда значительно усложнилась.

К примеру, на прошедшем мундиале в матче Португалия - Испания единственный гол был забит из офсайда . И хоть, как посчитали специалисты, офсайд составил всего лишь 22 сантиметра, это ошибка по своей сути не сильно уж и отличалась от оплошности итальянской бригады. Но, с другой стороны, как можно винить арбитров в этой ситуации.

Правило о «вне игры», как ни странно, является одним из самых сложных и каверзных в футболе всех времен, несмотря на то, что текст Правил прост, излагается коротко и ясно. В Правилах игры они размещаются буквально на одной страничке, но говорить о нем можно гораздо больше, чем мы незамедлительно займемся.

Часть 2 . Определение.

Игрок находится в положении «вне игры», если в момент удара по мячу его партнером по команде он находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок обороны.

К примеру, в данном случае арбитр, несмотря на все протесты забившей гол команды, поступил совершенно правильно, отменив их гол. Сейчас вы поймете, почему?

Для нахождения игрока в положении «вне игры» надо, чтобы атакующий футболист оказался ближе к воротам соперника, чем мяч, а именно условная линия мяча, параллельная линии ворот и предпоследний игрок обороны. Причем предпоследним игроком обороны может быть не только защитник, но и вратарь, а может оказаться так, что и вратаря в воротах не окажется, а может оказаться и так, что ближе к линии своих ворот окажутся два защитника (причем не обязательно по амплуа, а именно игроки обороняющейся команды), и даже вместе на одной условной линии, параллельной линии своих ворот. Так вот, если атакующий футболист пересечет эту условную линию и окажется ближе к воротам соперника, то находится в положении «вне игры».

А теперь самое необходимое условие, только при выполнении которого, игрок может быть наказан за нахождение в этом положении свободным ударом. Он должен оказаться за этой условной линией раньше, чем его партнер сделает ему передачу или, что еще более точно, нанесет удар по мячу. Т.е., при определении у игрока положения «вне игры» надо учитывать момент удара по мячу его партнером по команде и положение атакующего футболиста относительно мяча и предпоследнего игрока обороны именно в этот самый момент удара по мячу.

Следовательно, важно то, где находился нападающий (опять-таки, не обязательно по амплуа, а именно по ходу развития атаки) в момент удара по мячу его партнером по команде, а не по приему мяча. Может даже оказаться так, что игрок принимает мяч, а вокруг него нет ни одного защитника и кажется, что он находится в 5-метровом офсайде, хотя на самом деле он именно в момент удара по мячу его партнером по команде был в правильном положении.

Может даже получиться так, что игрок принимает мяч на своей половине поля, а помощник поднимает флажок, фиксируя офсайд. Казалось бы, где логика с точки зрения болельщиков и игроков? А на самом деле он просто был в положении «вне игры» в момент удара, а потом вышел из-за этой условной линии и получил мяч.

Этот ролик показывает то, как часто бывает обманчивым впечатление о том был ли действительно нападающий в момент передачи в положении «вне игры». В момент получения мяча офсайд кажется очевидным, а на самом деле в момент передачи он располагался на одной линии предпоследнего игрока обороны, т.е., находился в правильном положении.

Подобные эпизоды, когда атакующий и обороняющейся игрок, словно частицы в андроновом коллайдере, несутся на встречу друг другу (один открываясь под передачу партнера, второй, чтобы создать искусственный офсайд), одни из наиболее сложных для восприятия арбитров. «Сфотографировать» положение игроков, именно, в момент передачи, особенно, когда футболисты не статичны, особенно, когда следует длинная передача и мяч находится на другой от лайнсмена половине поля, неимоверна сложная задача.

Часть 3.

При определении положения «вне игры», слова «ближе к линии ворот соперника» означают, что любая часть его головы, туловища или ног находится ближе к линии ворот соперника, чем и мяч, и предпоследний соперник. Руки не подпадают под данное определение.

Отметим, что до этого разъяснения было принято считать, что если при определении нахождения игрока за линией офсайда через тела (а скорее даже, ноги) нападающего и предпоследнего игрока обороны можно было провести условную линию, паралелльную линии ворот, то нападающий считался в правильном положении, если же между телами этих игроков было "пустое пространство", то это нарушение.

Рассмотрим следующий эпизод:

Обратите внимание, ноги защитника и нападающего находятся в момент передачи на одной линии, и если бы нарушение фиксировалось бы по ним, то никакого нарушения правил не было и в помине. Однако корпус и голова Торреса располагаются ближе к линии ворот, следовательно, арбитр поступил правильно.

А вот еще более сложный момент, где нападающий располагается с защитником на одной линии, но голова атакующего игрока находится ближе к чужим воротам.

Микроскопический, но, тем не менее, офсайд.

Часть 4.

Также важно помнить, что офсайд фиксируется не обязательно после передачи, но и тогда, когда игрок находящийся впереди всех игроков, добивает мяч, отлетевший от вратаря или от штанги. Тем самым, извлекая преимущество из своего положения.

Игрок (А) бьёт по воротам, мяч отскакивает от вратаря и игрок (В) касается мяча: фиксируется оффсайд, т.к. игрок (В) в момент удара находился во вне игры.

Данный гол забит с нарушением правил.

Часть 5.

Еще раз акцентирую ваше внимание

«Игрок находится в положении "вне игры", если он находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника (включая вратаря)».

Да, да, предпоследний игрок обороны - это не обязательно защитник. Предпоследним игроком обороны может быть абсолютно любой по амплуа игрок, в том числе и вратарь. Следует понимать, что линия офсайда и последний защитник - это не одно и то же. В следующем эпизоде мы и наблюдаем такую картину.

В первый день чемпионата мира по футболу большой резонанс вызвал незасчитанный узбекским арбитром Равшаном Ирматовым и его бригадой гол сборной Мексики в ворота хозяев турнира - команды ЮАР. Чтобы в дальнейшем не возникало жарких дискуссий на ровном месте, попробуем детально разобрать данный момент.

Итак, Торрадо подает угловой с левого фланга на Франко. Тот сбрасывает мяч на дальнюю штангу, где его заносит в ворота Вела.

В этом моменте в момент передачи линия офсайда проходит через вратаря, а не через защитника, так как именно вратарь оказался предпоследним игроком обороны, а защитник - последним (самым близким игроком к линии собственных ворот). Следовательно нападающий, забивший гол, находился в момент передачи за линией офсайда и должен быть наказан свободным ударом за нахождение в положение "вне игры" и активное вмешательство в игру. Гол правильно не был засчитан.

По этой же причине должен был быть отменен гол Домингеса, насколько бы красивым он не был.

Часть 6.

Еще одним заблуждением является такой сложившийся стереотип. Если при выходе двоих нападающих на вратаря при полном отсутствии игроков обороны мяч направлен вперед по направлению к воротам, то в умах многих уже сформировалось, что в таком эпизоде следует фиксировать «вне игры».

Это не так, важно не то, куда направлен мяч вперед или назад, а то где находился партнер нападающего относительно этого мяча. Если в момент удара или передачи он ближе к линии ворот, то это действительно «вне игры», а вот если нет, то и положения «вне игры» тоже нет.

Этот эпизод очень точно характеризует описанную выше ситуацию. Нападающий, забивший гол был в момент удара по мячу его партнером по команде дальше к воротам соперника, чем мяч. И даже, несмотря на то, что мяч был направлен вперед, гол должен быть засчитан.

А вот более тонкий эпизод. И вновь смотрим на то, что ближе к линии ворот: мяч или игрок, получающий пас.

В данном случае, мы видим, что лайнсмен отстал от эпизода, и не смог верно разобраться в моменте. Гол должен быть засчитан.

Та же история, если мяч попадает к партнеру через чужого вратаря или каркаса ворот.

Как мы видим на стоп-кадре, колено игрока, идущего на добивание, находится чуть ближе, чем условная линия офсайда, проходящая через мяч в момент передачи. Следовательно, данный гол не должен быть засчитан.

Важно отметить, если у помощника нет полной уверенности по поводу нарушения, связанного с положением «вне игры», флаг поднимать не следует.

Часть 7.

Следующий пункт правила №11 гласит, что игрок не находится в положении «вне игры», если в момент удара по мячу его партнером по команде находится на своей половине поля, на одной линии с предпоследним игроком обороны, или двумя последними игроками обороны.

Этот пункт достаточно понятен и означает, что, игрок может оказаться ближе всех защитников и мяча к воротам соперника, но на «своей» половине поля и тогда он не может быть в положении «вне игры» просто по определению. Вторая часть этого пункта уже подробно разобрана нами выше. Кстати, из этого пункт правила следует, что средняя линия поля также может служить для определения у игрока положения «вне игры», но только в том случае, если все защитники находятся на «чужой» половине поля, а мяч находятся под контролем атакующей команды, но еще на «своей» половине поля для владеющей мячом команды.

Как мы видим, игрок в момент передачи полностью находится на своей половине и никакого «вне игры» здесь нет и близко. Помощник в данном эпизоде ошибся.

Можно также вспомнить и памятный гол Рауля в финале Лиги Чемпионов из подобной ситуации.

Занятно, что если атакующий игрок хоть одной ногой находится на чужой половине поля, то в таком случае лайнсмен должен поднять флажок, фиксируя нарушение «вне игры»

Часть 8.

Теперь рассмотрим следующий эпизод.

Игрок защищающейся команды случайно или умышленно оказался за линией своих ворот, его партнер (возможно, вратарь) оказался один напротив нападающего, который получает мяч от своего партнера. Казалось бы, нападающий ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний соперник в момент удара по мячу его партнером по команде, поскольку другой защитник находится за пределами поля. «Вне игры»? Исходя из последних рекомендаций, НЕТ. Т.е., защитник, оказавшийся за линией своих ворот, считается в игре до тех пор, пока он не получит от судьи разрешение на то, чтобы покинуть поле.

Этот гол в свое время вызвал множество вопросов.

Вкратце напомним, что в момент, когда форвард голландцев буквально расстреливал ворота Италии с нескольких метров, за лицевой линией лежал защитник Скуадры Адзурры Кристиан Пануччи, который "выпал" за поле после столкновения с голкипером своей же команды. После матча игроки итальянской сборной (тот же Буффон) обвинили судью в том, что он не имел права засчитывать гол, потому что это был чистый офсайд. Как оказалось, даже звезды мирового уровня и те не знают всех нюансов футбольных правил

Гол забит в соответствии с правилами игры. Если футболист обороняющейся команды (в данном случае Пануччи) неумышленно по инерции покидает поле, он по-прежнему считается находящимся в пределах поля - на линии ворот. Потому ван Нистелрой находился в правильном положении, условно имея перед собой двух игроков соперников. Если бы защитник покинул поле умышленно, то гол также нужно было бы засчитать, а футболисту, вышедшему за пределы поля, следовало бы показать желтую карточку.

Не раз и не два возникали различные вопросы по этому пункту правил. Не раз и не два направлялись ответы, а со временем сформулировали и четкую трактовку таких моментов. Защитники сборной Италии должны были в том эпизоде перестроиться и не оставлять за своими спинами нападающего голландцев.

Левников, комментируя этот эпизод, рассказал еще одну занимательную историю:

"Пункт правил совсем не новый. Разъяснение давалось очень давно: у нас - еще в союзные времена. Просто не так часто случаются такие эпизоды, не так сильно акцентируется на них внимание. Конечно, сейчас резонанс иной: все-таки играли Италия и Голландия. А я это правило хорошо помню, потому что в одном из матчей чемпионата СССР сам оказался в подобной ситуации.

В 1989 году. Играли "Металлист" и московское "Динамо". Футболист харьковчан по инерции выбежал за пределы поля, затерялся среди стоявших за воротами журналистов - и я его не заметил. Динамовцы забили гол, который был мной отменен из-за офсайда. И получил я за это решение "двойку"."

Аналогичный эпизод случился и в позапрошлом розыгрыше Лиги Чемпионов в матче Лион - Фиорентина.

Правило это необходимо (как бы оно несправедливо не выглядело на этих примерах), чтобы защитники команд сознательно не оставались за пределами поля, дабы сознательно оставить нападающего вне игры. По правилам, он считается находящимся в игре, и для фиксации офсайда берется его положение на линии ворот. Ведь не всегда подобные эпизоды возникают вследствии травм.

Разберем другие подобные эпизоды, связанные с этим пунктом правил.

Заметьте, при ударе по воротам перед вратарем в непосредственной близости располагается игрок атакующей команды, мешая тому, тем самым, среагировать на удар. Но гол засчитан верно, т.к за лицевой линией находится еще один игрок красных.

А теперь посмотрим, что может произойти, если игрока атакующей команды выносит за лицевую линию.

Игрок простреливает, по инерции вылетает за лицевую линию, но тут же возвращается в игру, чтобы подхватить отскочивший от защитника мяч. Игрок не нарушил не единого правила (он не может находиться в офсайде, т.к. никакой передачи от партнера не получал), но почему лайнсмен поднял флажок, осталось загадкой.

У Аршавина в этом эпизоде должен быть зафиксирован офсайд, т.к.. он покинув поле из тактических соображений, появился на поле вновь и получил несправедливое преимущество. В этом случае, Аршавину можно было вынести предупреждение

Итак, мы с Вами убедились, что при определении положения «вне игры» существует некая условная и невидимая линия, пересекая которую (по направлению к «чужим» воротам), нападающий оказывается в офсайде. Этой линией в разных игровых эпизодах может быть и средняя линия поля и линия мяча, и линия предпоследнего игрока обороны, и даже линия ворот.

Чтобы верно определять находится игрок в положении «вне игры» или нет, помощнику крайне важно стараться находится на линии офсайда, и быть предельно сконцентрированным в то время, когда ему необходимо принимать решение о нарушении Правила №11.

Часть 9.

Нарушения с точки зрения Правила №11 нет, если игрок получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания из-за боковой линии, углового удара. Правило «вне игры» действует лишь при свободных, штрафных и одиннадцатиметровых ударах. Эти постулаты правила достаточно просты и означают, что нападающий может быть в абсолютно любой позиции на поле, и если он получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания или углового удара, то он не может быть наказан за нахождение за линией офсайда, а игра не будет остановлена судьей.

Рассмотрим эти случаи.

Удар от ворот.

Напомню: ударом от ворот считается первый удар по мячу с земли, сделанный вратарем или защитником после выхода мяча за линию ворот. Все правила (в том числе и касающиеся офсайда) относятся именно к этому удару, а не к тому, при котором голкипер выбивает мяч с рук после получения от своего защитника из-за пределов штрафной площади.

На прошедшим Чемпионате мира подобный эпизод возник во встрече Германия - Англия, когда Мирослав Клозе забивал первый мяч в ворота британцев. На удивление, многие специалисты, заметившие, что нападающий был ближе к чужим воротам, чем английские защитники в момент ввода мяча в игру, поспешили сообщить всему миру об еще одной ошибке в этой игре (мало им было одной!!!), вводя в заблуждение тысячи болельщиков.

Здесь надо различать термины "удар от ворот" и "свободный удар". При ударе от ворот "вне игры" быть не может, а при любом свободном ударе (например, за блокировку вратаря) правило "вне игры" остается в силе".

Рассмотрим еще один похожий эпизод.

Вратарь аргентинцев вводит мяч в игру ударом от ворот. Игрок атакующей команды располагается в шокирующем одиночестве возле штрафной площади соперников, в радиусе 20 метров при выбивании мяча никого и близко нет. Почти весь стадион замер в ожидании сигнала арбитра, но его не последовало. Лайнсмен совершенно справедливо не поднимает флажок, но через секунду ставит кляксу на безошибочно выполненной работе. Заметьте Игуаин слегка касается мяча, облегчая его обработку для своего партнера, который в момент касания находится в небольшом офсайде.

"Вне игры" не фиксируется при вбрасывании мяча из аута.

Здесь не будем подробно останавливаться. Все понятно, если помнить эту прописную истину. А то многие, радуясь третьему голу Аршавина в ворота голландцев, немножко досадовали, что из офсайда. Да чистый гол, чистый!!!

Еще два подобных случая.

Угловой и вовсе минуем мимо, помня о том, что при этом стандарте атакующий игрок может располагаться от силы на одной линии с мячом.

Однако арбитр и помощники должны быть внимательны, когда игрок, принимающий мяч, останавливает и передает мяч обратно партнеру, который вводит мяч в игру. Если этот партнер, выходя на поле, оказывается во «вне игры», игра должна быть остановлена.

Часть 10.

Еще один интересный пункт, который вытекает из правила №11: игрока нельзя наказать предупреждением за систематическое нарушение этого правила. Хотя такая формулировка и существует, правила №11 она не касается, т.е., один и тот же игрок в течение матча может оказаться в положении «вне игры» сколь угодно много раз, а предупреждение за эти систематические нарушения не получит.

Если судья принимает решение о том, что игрок должен быть наказан за нарушение правила №11, то он назначает свободный удар с места, где произошло нарушение, т.е. с места, где находился атакующий игрок в момент удара по мячу его партнером по команде, а не с места, где он находился в момент приема мяча. Ситуация, когда свободный удар выполняется с места, где игрок получил мяч очень распространена, но это не совсем верно с точки зрения правил игры.

Часть 11.

Можно разобрать и такую ситуацию: игрок адресует мяч своему партнеру, находящемуся в положении «вне игры», но защитник умышленно останавливает мяч рукой.

Как мы видим, первое нарушение, связанное с нарушением «вне игры» произошло раньше, чем второе (умышленная игра рукой в мяч). Дисциплинарные санкции к защитнику не применяются (в данном случае желтая карточка должна быть отменена), потому что в данном случае факт прерывания передачи мяча рукой не является актом срыва атаки, которой не могло быть именно по причине нахождения нападающего в офсайде.

Часть 12.

Игрок не обязательно должен отдавать осознанную передачу партнеру, чтобы тот оказался в офсайде

Защитник выбивает мяч куда подальше, но игрок в красной форме накрывает его и мяч отскакивает к его партнеру, который находится намного ближе к воротам. Совершенно не важно, каким образом мяч к нему попал, самое главное последнее касание сделал его партнер. Следовательно, офсайд в данном случае должен быть зафиксирован.

Часть 13.

Ну и завершая сегодняшний урок, напоследок, разберем еще одну интересную задачку.

Следует отметить, что сам по себе этот момент очень непрост для оценки его непосредственно на поле. Поэтому разберем его последовательно: игрок в белой форме в момент удара по воротам его партнером по команде находится ближе к линии ворот соперника чем мяч и предпоследний игрок обороны (т.е. в положении "вне игры"), тем не менее он получает мяч не непосредственно после удара по мячу его партнером по команде, а мяч ОТСКАКИВАЕТ к нему от вратаря, парировавшего удар, а уже потом и от защитника, в которого попал мяч после "сэйва" вратаря. Т.е. это прямая иллюстрация одного из пунктов Правила №11 - "игрок наказывается за нахождение в положении "вне игры", если он получает преимущество благодаря своей позиции, а именно если после удара по мячу его партнером по команде мяч ОТСКАКИВАЕТ к нему от... соперника...". В данном эпизоде даже от ДВУХ соперников.

В принципе, совершенно не имеет значения сколько отскоков от соперника (соперников) произойдет до того, как мяч попадет к нападающему, находившемуся в момент удара в положении "вне игры", важно, что игроки защищающейся команды не играли в мяч намеренно, а мяч отскочил от них случайно. В данном игровом эпизоде гол засчитывать не следовало, правильное решение - свободный удар в пользу защищающейся команды.

Для закваски хватит. Кто хочет, может остаться на факультатив: . А завтра самое интересное, удивительное и захватывающее. Поговорим, в каких случаях игрок считается в пассивном или активном положении «вне игры», какие существует рекомендации, когда последним мяча касается защитник, разберем эпизоды, когда вратаря дезеорентирует игрок находящийся в положении вне игры, расскажу о рекомендации «жди и смотри».

P.S. Сейчас обратил внимание, эта запись - сотая в моем блоге. Юбилей! Спасибо, что читаете, заходите еще.

На темы не связанные с темой материала, с вопросами и инициативами лучше заходить на .

    Размеры

    Поле для игры имеет форму прямоугольника. Боковая линия должна быть длиннее линии ворот.

    Длина: минимум 40 м, максимум 80 м.

    Ширина: минимум 20 м, максимум 45 м.

    Разметка

    Разметка поля для игры производится с помощью линий. Эти линии входят в площадь, которую они ограничивают. Две длинные линии, ограничивающие поле для игры, называются боковыми, две короткие – линиями ворот. Ширина любой из линий не превышает 12 см. В центре поля наносится соответствующая отметка (точка). Штрафная площадь. Способ нанесения разметки. Разметка наносится при укладке искусственного газона из того же материала, что и поле. По заснеженному полю, вдоль линий, ограничивающих поле, расставляются конусы или фишки таким образом, чтобы игроки и судьи могли определить расположение центральной линии и линии штрафных площадей.

    Ворота

    Ворота должны размещаться по центру каждой из линий ворот. Они состоят из двух вертикальных стоек, находящихся на равном расстоянии от углов поля и соединенных вверху горизонтальной перекладиной. Расстояние между внутренними сторонами стоек – 5 м, а расстояние от нижней поверхности перекладины до поверхности земли – 2 м. Ширина линии ворот равна ширине стоек и перекладины. К воротам и грунту за воротами прикрепляются сетки, которые должны быть надежно закреплены и расположены так, чтобы не мешать вратарю. Стойки и перекладины ворот должны быть белого цвета.

    Ворота на поле ОФЛК: высота – 2 м, ширина – 5 м.

    Безопасность

    Ворота должны быть закреплены в земле или находится в устойчивом положении (переносные ворота). Наличие сетки на обеих воротах является обязательным условием проведения игры. Отсутствие разметки (полное или частичное) не может стать причиной отмены матча. В этом случае команды играют до свистка судьи. Судья определяет, покинул мяч поле или нет. Если разметка отсутствует на поле, то судья для определения наказания обороняющейся стороне (штрафной или 7-метровый) должен остановить игру, установить мяч в точке нарушения, шагами отмерить расстояние от этой точки до лицевой линии. Если расстояние больше 6 м, то с этого места пробивается штрафной удар, если меньше 6 м – назначается пенальти. Точка пенальти так же измеряется шагами.

    Качество и параметры

    Мяч имеет сферическую форму, изготовлен из кожи или другого пригодного для этих целей материала, имеет длину окружности не более 70 см и не менее 68 см, на момент начала матча весит не более 450 гр. и не менее 410 гр., имеет давление, равное 0,6 – 1,1 атмосферы (600 – 1100 гр./ кв. см) на уровне моря.

    Замена поврежденного мяча

    Если мяч во время игры лопнул или получил повреждение, то игра останавливается и возобновляется запасным мячом с розыгрыша “спорного мяча” в том месте, где мяч пришел в негодное состояние. Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре – при начальном ударе, ударе отворот, угловом, штрафном, свободном ударе, ударе с 7 – метровой отметки или вбрасывании, игра возобновляется соответствующим образом. Мяч может быть заменен во время игры только по указанию судьи.

    1. Число игроков

    Игроки. Матч проводится с участием двух команд, с числом игроков в каждой – не более восьми, включая вратаря. Матч не может начинаться, если в состав любой из команд входит менее шести игроков. В протокол матча вносятся все заявленные на текущий турнир игроки (в пределах 30- ти). Если у команды (или команд) своя форма, то номера в протокол вносятся в соответствии с номерами на футболках.

    Количество замен

    Командам разрешается проводить неограниченное количество замен с правом замененного игрока вновь выйти на поле. Порядок замены. Для замены одного игрока на другого необходимо выполнение следующих условий: о любой предполагаемой замене необходимо поставить в известность судью; выходящий на замену игрок выходит на поле для игры только после того, как его покинет игрок, которого заменяют: после получения сигнала от судьи игрок выходит на поле только у средней линии и во время остановки игры. Замена завершается после выхода запасного игрока на поле. С этого момента запасной игрок становится полевым игроком, а покинувший поле игрок становится запасным. Все запасные игроки подчиняются полномочиям и юрисдикции судьи, независимо от того, принимают они участие в игре или нет. Замена вратаря. Любые другие игроки (полевые и запасные) могут поменяться с вратарем местами, при условии, что: судья поставлен об этом в известность до замены; замена производится в момент остановки игры. За нарушение численного состава (на поле больше восьми игроков одной команды) последний (последние) игрок, вышедший на поле, получает предупреждение.

    1. Экипировка игроков

    Экипировка

    Обязательными элементами экипировки игрока являются футболка, спортивные брюки, шорты или трусы, спортивная обувь.

    Запрещено играть в бутсах с железными шипами!

    Вратари

    Цвет одежды каждого вратаря должен отличать его от остальных игроков и судьи. У вратаря должны быть вратарские перчатки.

    1. Судья

    Полномочия судьи

    Каждый матч контролируется судьей, имеющим все полномочия по обеспечению соблюдения Правил игры в том матче, на который он назначен.

    Права и обязанности Судьи :

    • обеспечивает соблюдение Правил игры;
    • контролирует ход матча во взаимодействии со своим помощником или резервным судьей (если такие есть);
    • обеспечивает соответствие любых используемых мячей требованиям Правила 2;
    • обеспечивает соответствие экипировки игроков требованиям Правила 4;
    • определяет время начала игры и продолжительность перерыва;
    • ведет хронометраж игры и запись матча;
    • по своему усмотрению останавливает, временно прерывает или вовсе прекращает матч при любом нарушении Правил;
    • останавливает, временно прерывает или вовсе прекращает матч при любом постороннем вмешательстве;
    • останавливает матч, если, по его мнению, игрок получил серьезную травму, и обеспечивает его уход/вынос за пределы поля. Если игрок, по его мнению, получил лишь незначительную травму, позволяет продолжать игру до выхода мяча из игры;
    • обеспечивает, чтобы игрок покинул поле в случае кровотечения из раны. Игрок может вернуться на поле только по сигналу судьи, убедившегося в том, что кровотечение остановлено;
    • судья позволяет продолжить игру, если команда, против которой было совершено нарушение, получает от этого преимущество, и наказывает первоначальное нарушение, если предполагавшимся преимуществом в тот момент потерпевшая команда не воспользовалась;
    • когда игрок одновременно совершает более одного нарушения, его наказывают за более серьезное нарушение;
    • судья принимает меры дисциплинарного воздействия по отношению к игрокам, виновным в нарушениях, караемых предупреждением или удалением. Он не обязан предпринимать такие меры незамедлительно, но должен сделать это, как только мяч выйдет из игры;
    • судья принимает меры в отношении официальных лиц команд, ведущих себя некорректно, и может по своему усмотрению удалить их с поля и прилегающих к полю зон;
    • действует на основании рекомендации своего помощника или резервного судьи в отношении инцидентов, которые он сам не видел;
    • обеспечивает, чтобы посторонние лица не появлялись на поле;
    • возобновляет матч после его остановки;
    • представляет соответствующим органам рапорт о матче, включающий информацию по всем принятым дисциплинарным мерам в отношении игроков или официальных лиц команд, а также по всем прочим инцидентам, происшедшим до, во время или после матча.

    Спортивный вид

    Судья на поле должен находиться в спортивной одежде, а ее верх по цвету не должен совпадать с основными цветами играющих команд.

    Решения судьи

    Решения судьи по фактам, связанным с игрой, являются окончательными. Судья может изменить решение только в случае, если он поймет его ошибочность или (на его усмотрение) по рекомендации своего помощника, но при условии, что он еще не возобновил игру.

    1. Продолжительность игры

    Игровое время

    Продолжительность игры – два равных тайма по 30 минут. Перерыв между таймами не должен превышать 5 минут. В регламенте соревнования должна указываться продолжительность перерыва между таймами. Продолжительность перерыва между таймами может изменяться только с согласия судьи.

    Добавленное время

    К продолжительности любого из обоих таймов добавляется все время, ушедшее на: оценку серьезности травм игроков; транспортировку травмированных игроков с поля для оказания помощи; умышленное затягивание времени игры; любые иные причины. Продолжительность добавленного времени определяет только судья.

    1. Начало и возобновление игры

    Предварительные условия

    Перед началом матча проводится жеребьевка, и одна из команд получает право выбрать ворота, которые она будет атаковать в первом тайме матча. Противоположная команда выполняет начальный удар в матче. Команда, выбравшая по жребию ворота, выполняет начальный удар во втором тайме матча. Во втором тайме матча команды меняются воротами.

    Начальный удар

    Начальный удар – это способ начала или возобновления игры: в начале матча; после забитого гола; в начале второго тайма; в начале каждого тайма дополнительного времени, если таковое назначается. Мяч, забитый непосредственно с начального удара, засчитывается.

    Процедура:

    • все игроки находятся на своих половинах поля;
    • игроки команды, не получившей право начального удара, находятся за пределами центрального круга своей половины поля, до тех пор, пока мяч не будет введен в игру;
    • мяч находится в неподвижном состоянии в центре поля;
    • судья дает сигнал;
    • мяч находится в игре, когда по нему нанесен удар и он движется вперед;
    • выполнивший начальный удар игрок не имеет права вторично касаться мяча до тех пор, пока он (мяч) не коснется другого игрока;
    • После забитого одной из команд гола начальный удар выполняется игроком другой команды.

    Нарушения и наказания

    Если выполнивший начальный удар игрок вторично коснется мяча прежде, чем мяч коснется другого игрока, то назначается свободный удар, который выполняется игроком противоположной команды с места, где произошло нарушение. За любое другое нарушение порядка выполнения начального удара начальный удар повторяется.

    Спорный мяч

    «Спорный мяч» – это способ возобновления игры после временной остановки, в которой возникла необходимость в то время, пока мяч находился в игре, – по любой причине, не предусмотренной Правилами игры. Процедура: судья вбрасывает мяч в том месте, где он находился в момент остановки игры. Игра возобновляется в момент соприкосновения мяча с землей.

    Нарушения и наказания

    Повтор розыгрыша «спорного мяча» производится: если игрок коснется мяча до того, как мяч коснется земли; если мяч выйдет за пределы поля после касания земли, но ни один игрок его не коснется. Особые обстоятельства. Штрафной или свободный удар, который назначается в пользу обороняющейся команды в пределах штрафной площади, выполняется с любой точки штрафной площади. Свободный удар, назначаемый в пользу атакующей команды в пределах штрафной площади противоположной команды, выполняется с линии штрафной площади, в точке, ближайшей к месту совершения нарушения. «Спорный мяч» для возобновления игры после временной остановки игры, когда мяч находился внутри штрафной площади любой половины поля, разыгрывается с линии штрафной площади, в точке, ближайшей к месту нахождения мяча в момент остановки игры.

    1. Мяч в игре и не в игре

    Мяч считается вышедшим из игры, если: он полностью пересек линию ворот или боковую линию – по земле или по воздуху; игра была остановлена судьей. Мяч в игре. В течение всего остального времени мяч находится в игре, включая случаи, когда: он отскакивает от стойки ворот, перекладины или предметов разметки и остается в поле.

    1. Определение взятия ворот – гол

    Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной, при условии, что перед этим забившая гол команда не нарушила Правила игры.

    Команда-победитель

    Команда, забившая в течение матча большее количество голов, считается победителем. Если обеими командами забито равное количество голов, или не было забито ни одного гола, то матч заканчивается с ничейным результатом. Регламент соревнований. Регламентом соревнований могут предусматриваться положения по назначению послематчевых 7-метровых на случай, если матчи заканчиваются в ничью (Матчи на Кубок).

    1. Положение «вне игры»

    Положение «вне игры» не фиксируется.

    1. Нарушения правил и недисциплинированное поведение игроков

    Нарушения правил, выразившиеся в применении запрещенных приемов и недисциплинированном поведении, наказываются следующим образом:

    1. Штрафной и свободный. Виды ударов .

    Удары могут быть штрафными или свободными. Как при штрафном, так и при свободном ударах мяч в момент выполнения удара должен лежать неподвижно, а выполняющий удар игрок не имеет права вторично коснуться мяча, прежде чем мяч не коснется другого игрока.

    Штрафной удар

    Если мяч со штрафного удара попадает непосредственно в ворота противоположной команды, гол засчитывается; если со штрафного удара мяч попадает непосредственно в собственные ворота, противоположная команда получает право на угловой удар.

    Свободный удар. Сигнал.

    Судья сигнализирует о свободном ударе поднятием руки вверх над головой. Он держит руку в этом положении до тех пор, пока удар не будет выполнен и мяч не коснется другого игрока или не выйдет из игры.

    Попадание мяча в ворота

    Мяч может быть засчитан лишь в том случае, если после удара и перед попаданием в ворота мяч коснется другого игрока. Если мяч со свободного удара попадает прямо в ворота противоположной команды, назначается удар от ворот; если со свободного удара мяч попадает непосредственно в собственные ворота, противоположная команда получает право на угловой удар.

    Место выполнения штрафного и свободного ударов

    Штрафной или свободный удар в пределах штрафной площади.

    Штрафной или свободный удар, выполняемый обороняющейся командой: все игроки команды соперника располагаются на расстоянии не менее 6 м от мяча; все игроки команды соперника располагаются за пределами штрафной площади до тех пор, пока мяч не войдет в игру; мяч считается в игре, когда он покинет пределы штрафной площади.

    Свободный удар, выполняемый атакующей командой: производится с линии штрафной площади, в точке, ближайшей к месту нарушения; мяч считается в игре, когда по нему нанесен удар и он находится в движении;

    Штрафной или свободный удар за пределами штрафной площади

    Все игроки команды соперника располагаются на расстоянии не менее 6 м от мяча до тех пор, пока он не войдет в игру; мяч находится в игре, когда по нему нанесен удар и он находится в движении; штрафной или свободный удар выполняется с места, где произошло нарушение. Если при выполнении штрафного или свободного удара один из соперников находится к мячу ближе допустимого расстояния, удар повторяется.

    Штрафной и свободный удар, выполняемый полевым игроком

    Если после того, как мяч вошел в игру, выполнивший удар игрок вторично коснется его (не руками), прежде чем мяч коснется другого игрока: противоположная команда получает право на свободный удар, выполняемый с места, где произошло нарушение. Если после того, как мяч вошел в игру, выполнивший удар игрок умышленно сыграет мяч рукой, прежде чем мяч коснется другого игрока: противоположная команда получает право на штрафной удар, выполняемый с места, где произошло нарушение; если нарушение произошло в пределах штрафной площади команды выполнявшего удар игрока, назначается 5- метровый удар.

    Штрафной или свободный удар, выполняемый вратарем.

    Если после того, как мяч вошел в игру, вратарь повторно коснется мяча (не руками), прежде чем мяч коснется другого игрока: противоположная команда получает право на свободный удар, выполняемый с места, где произошло нарушение (за пределами штрафной площади). Если после того, как мяч вошел в игру, вратарь умышленно сыграет мяч рукой, прежде чем мяч коснется другого игрока: противоположная команда получает право на штрафной удар, если нарушение произошло за пределами штрафной площади этого вратаря; удар выполняется с места, где произошло нарушение; противоположная команда получает право на свободный удар, если нарушение произошло внутри штрафной площади этого вратаря; удар выполняется с точки линии штрафной площади ближайшей к месту нарушения правил.

    1. Пенальти

    Пенальти назначается в ворота команды, игроки которой совершили нарушение, наказуемых штрафным ударом, в пределах своей штрафной площади в то время, когда мяч находился в игре.

    1. Вбрасывание мяча

    Вбрасывание мяча является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно после вбрасывания, не засчитывается. Вбрасывание назначается: когда мяч полностью пересекает боковую линию – по земле или по воздуху. С места, где мяч пересек боковую линию. В пользу команды-соперницы игрока, последним коснувшегося мяча

    Процедура вбрасывания мяча:

    • в момент вбрасывания мяча игрок: находится лицом к полю;
    • обе ступни должны находиться на земле перед боковой линией за пределами поля;
    • вбрасывание производится обеими руками, движением из-за головы;
    • вбрасывание мяча с расстояния более одного метра от боковой линии является нарушением;
    • игрок, выполняющий вбрасывание, не может вновь коснуться мяча, прежде чем мяч коснется другого игрока;
    • мяч находится в игре сразу же после его попадания в пределы поля.
    1. Удар от ворот

    Удар от ворот является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно с удара от ворот, засчитывается, но только в случае, если он забит команде-сопернице. Удар от ворот назначается, когда мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока атакующей команды, если при этом, в соответствии с Правилом 10, не забивается гол.

    1. Угловой удар

    Угловой удар является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно с углового удара, засчитывается, но только в случае, если он забит в ворота противоположной команды.

    1. Послематчевые удары с 7-метровой отметки

    Выполнение ударов с 7 – метровой отметки – это способ определения команды-победительницы в случаях, когда по регламенту соревнования требуется определить команду- победительницу после окончания матча с ничейным результатом.

    Порядок выполнения ударов:

    • судья выбирает ворота, в которые будут пробиваться удары;
    • судья проводит жеребьевку, в ходе которой определяется команда, выполняющая удар первой;
    • судья регистрирует производимые удары;
    • при условии соблюдения оговариваемых ниже условий, обе команды выполняют по три удара;.
    • удары выполняются командами поочередно;
    • если, до окончания выполнения трех ударов каждой командой одна из них забьет больше голов, чем могла бы забить другая даже после завершения серии из трех ударов, выполнение ударов прекращается;
    • если, по итогам серии из трех ударов обе команды забили одинаковое количество голов или не забили ни одного, выполнение ударов продолжается, в том же порядке, пока одна из команд не забьет на один гол больше, чем другая, при одинаковом количестве выполненных ударов;
    • вратарь, получивший травму при ударах с 7-метровой отметки и неспособный далее выполнять свои функции, может быть заменен другим игроком из числа заявленных на матч (кроме удаленных по ходу игры);
    • все удары выполняются разными игроками, и право на повторный удар игрок может получить только после того, как все имеющие на это право игроки произвели свои удары;
    • имеющий право на удар игрок может в любой момент, в промежутках между выполнением игроками ударов с 7-метровой отметки поменяться местами с вратарем;
    • во время выполнения ударов с 7-метровой отметки на поле могут находиться только имеющие право на удар игроки и судьи матча;
    • все игроки, за исключением выполняющего удар игрока и двух вратарей, должны находиться в центральном круге поля;
    • вратарь команды, игрок которой выполняет удар, должен оставаться на поле, за пределами штрафной площади, в которой проводятся удары, на месте пересечения линии ворот с линией, ограничивающей штрафную площадь;
    • при выполнении ударов с 7-метровой отметки применяются соответствующие Правила игры, если не дается иных указаний.

    Решения Совета ОФЛК:

    Решение 1:

    Игрок, удаленный до конца матча, не может выполнять послематчевый 7-метровый.

    Решение 2:

    До начала пробития послематчевых 7-метровых, судья согласовывает с командами, после какого удара игрок, уже выполнявший удар, может снова его выполнить. Решение принимает судья. Но это может произойти не ранее девятого удара. Исключение составляет случай, когда в команде (любой) удален один или несколько игроков до конца матча или, есть травмированные. Право команд на выполнение своим игроком повторного удара соперники получают одновременно.

    1. Техническая зона

    Запасные игроки, тренер и другие лица, имеющие отношение к команде. Все они должны находиться не ближе 1 м от линий, ограничивающих поле, и должны вести себя корректно и с должной ответственностью. Для представителей команды может быть отведена специальная техническая зона.

    Болельщики зрители и другие лица. Все они должны находиться на расстоянии не менее 1 м от линий, ограничивающих поле, или на расстоянии, предусмотренном правилами соревнований или требований стадиона.

    Правила игры составил Руководитель ОФЛК
    Трынкин А.В.

    Поле для игры

    Размеры

    Поле для игры имеет форму прямоугольника. Боковая линия должна быть длиннее линии ворот.

    Длина: минимум 90 м - максимум 120 м, ширина: минимум 45 м - максимум 90 м.

    В международных матчах размеры поля иные: длина минимум 100 м - максимум 110 м, ширина минимум 64 м - максимум 75 м.

    Разметка

    Разметка поля для игры производится с помощью линий. Эти линии входят в площадь, которую они ограничивают. Две длинные линии, ограничивающие поле для игры, называются боковыми, две короткие - линиями ворот. Ширина любой из линий не превышает 12 см.

    Поле для игры делится на две половины с помощью средней линии.

    Посередине средней линии делается отметка центра поля. Вокруг нее проводится окружность радиусом 9,15 м.

    Площадь ворот

    Площадь ворот обозначается в конце каждой из половин поля следующим образом:

    Из точек на расстоянии 5,5 м от внутренней стороны каждой стойки ворот, под прямым углом к линии ворот, в глубь поля проводятся две линии. На расстоянии 5,5 м эти линии соединяются другой линией, параллельной линии ворот. Зона, ограничиваемая этими линиями и линией ворот, называется площадью ворот.

    Штрафная площадь

    Штрафная площадь обозначается в конце каждой из половин поля следующим образом. Из точек на расстоянии 16,5 м от внутренней стороны каждой стойки ворот, под прямым углом к линии ворот, в глубь поля проводятся две линии. На расстоянии 16,5 м эти линии соединяются другой линией, параллельной линии ворот. Зона, ограничиваемая этими линиями и линией ворот, называется штрафной площадью.

    Внутри каждой штрафной площади делается 11-метровая отметка - на расстоянии 11 м от точки, находящейся между стойками ворот и на равном расстоянии от них. За пределами штрафной площади проводится дуга окружности радиусом 9,15 м, центром которой служит 11-метровая отметка.

    Флаги

    В каждом углу поля устанавливаются флаги, которые крепятся на флагштоках, не имеющих заостренного верхнего наконечника, высотой не менее 1,5 м. Флагштоки могут устанавливаться и по обоим концам средней линии, на расстоянии не менее 1 м за пределами боковой линии.

    Угловой сектор

    От каждого углового флага внутрь игрового поля проводится четверть окружности радиусом 1 м.

    Ворота

    Ворота должны размещаться по центру каждой из линий ворот. Они состоят из двух вертикальных стоек, находящихся на равном расстоянии от угловых флагов и соединенных вверху горизонтальной перекладиной.

    Расстояние между стойками - 7,32 м, а расстояние от нижнего контура перекладины до поверхности земли - 2,44 м.

    Стойки и перекладины ворот должны быть белого цвета. Ворота должны быть надежно закреплены на земле. Использование переносных ворот допустимо лишь в случае их соответствия данному требованию.

    Мяч

    Качество и параметры

    Имеет сферическую форму и длину окружности не более 70 см и не менее 68 см. На момент начала матча весит не более 450 г и не менее 410 г.

    Имеет давление, равное 0,6 -1,1 атмосферы (600 - 1100 г/кв. см) на уровне моря (от 8,5 фунта/кв. дюйм до 15,6 фунта/кв. дюйм)

    Замена поврежденного мяча

    Если мяч во время игры лопнул или получил повреждение:

    • игра останавливается
    • игра возобновляется запасным мячом с розыгрыша "спорного мяча" в том месте, где мяч пришел в негодное состояние.
    Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре - при начальном ударе, ударе от ворот, угловом, штрафном, свободном ударе, ударе с 11-метровой отметки или вбрасывании, игра возобновляется соответствующим образом.

    Мяч может быть заменен во время игры только по указанию судьи.

    Игроки

    Матч проводится с участием двух команд, с числом игроков в каждой - не более одиннадцати, включая вратаря. Матч не может начинаться, если в состав любой из команд входит менее семи игроков.

    В любом матче официального соревнования, организуемого под эгидой ФИФА, конфедераций или национальных федераций, разрешается замена не более трех игроков.

    В регламенте соревнований должно быть оговорено количество заявляемых запасных - от трех до семи, но не более.

    Экипировка

    Игрок не должен использовать такую экипировку или одевать на себя то, что представляет опасность для него самого или для другого игрока (включая любого рода ювелирные изделия).

    Обязательными элементами экипировки игрока являются:

    • рубашка или футболка
    • трусы - если используются подтрусники, то они должны быть того же основного цвета, что и трусы
    • гетры
    • щитки (полностью закрываются гетрами, обеспечивают достаточную степень защиты)
    • обувь
    Цвет одежды каждого вратаря должен отличать его от остальных игроков, судьи и помощников судьи.

    Судья и помощники

    Каждый матч контролируется судьей, имеющим все полномочия по обеспечению соблюдения правил игры в том матче, на который он назначен. Решения судьи по фактам, связанным с игрой, являются окончательными. Судья может изменить решение только в случае, если он поймет его ошибочность или (на его усмотрение) по рекомендации помощника судьи, но при условии, что он еще не возобновил игру. Назначаются два помощника судьи, в чьи обязанности (в зависимости от решения судьи) входит сигнализировать:

    • когда мяч полностью вышел за пределы поля
    • какая из команд имеет право на угловой удар, удар от ворот или сбрасывание
    • когда игрок может быть наказан за нахождение в положении вне игры
    • когда поступает просьба о замене игрока
    • о случаях недисциплинированного поведения или любых иных инцидентах, происходящих вне поля зрения судьи
    • в тех случаях при совершении нарушения, когда помощники находятся ближе к месту действия, чем судья (сюда входят, в частности, нарушения, совершенные в штрафной площади)
    • в тех случаях, когда при 11 -метровом штрафном ударе вратарь сдвинулся вперед с места до удара по мячу, а мяч пересек линию.
    В случае необоснованного вмешательства или некорректного поведения судья освобождает помощника судьи от его обязанностей и подает рапорт в соответствующий орган.

    Игровое время

    Продолжительность игры - два равных тайма по 45 минут (если судья и две команды-участницы матча не согласовали иного варианта). Любая договоренность об изменении продолжительности игрового времени (к примеру, о сокращении каждого тайма до 40 минут из-за недостаточности освещения) должна быть достигнута до начала игры и должна отвечать правилам соревнований.

    Перерыв между таймами

    Игроки имеют право на перерыв между двумя таймами. Перерыв между таймами не должен превышать 15 минут.

    В регламенте соревнования должна указываться продолжительность перерыва между таймами.

    Добавленное время

    К продолжительности любого из обоих таймов добавляется все время, ушедшее на:

    • замену (замены)
    • оценку серьезности травм игроков
    • транспортировку травмированных игроков с поля для оказания помощи
    • умышленное затягивание времени игры
    • любые иные причины
    Продолжительность добавленного времени определяет только судья.

    11-метровый удар

    Для выполнения 11-метрового удара, назначенного в конце любого из таймов основного или добавочного времени, выделяется дополнительное время.

    Недоигранный матч

    Недоигранный матч переигрывается, если в правилах соревнования не содержится иного положения.

    Начало и возобновление игры

    Перед началом матча проводится жеребьевка, и одна из команд получает право выбрать ворота, которые она будет атаковать в первом тайме матча. Противоположная команда выполняет начальный удар в матче.

    Команда, выбравшая по жребию ворота, выполняет начальный удар во втором тайме матча.

    Во втором тайме матча команды меняются воротами.

    Спорный мяч

    "Спорный мяч" - это способ возобновления игры после временной остановки, в которой возникла необходимость в то время, пока мяч находился в игре, - по любой причине, не предусмотренной Правилами игры.

    Повтор розыгрыша "спорного мяча" производится:

    • если игрок коснется мяча до того, как мяч коснется земли
    • если мяч выйдет за пределы поля после касания земли, но ни один игрок его не коснется.
    Мяч не в игре

    Мяч считается вышедшим из игры, если:

    • он полностью пересек линию ворот или боковую линию - по земле или по воздуху
    • игра была остановлена судьей.
    Мяч в игре

    В течение всего остального времени мяч находится в игре, включая случаи, когда:

    • он отскакивает от стойки ворот, перекладины, или углового флага и остается в поле
    • он отскакивает от судьи или от помощника судьи, находящихся в пределах поля.
    Гол

    Мяч считается забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной, при условии, что перед этим забившая гол команда не нарушила Правила игры.

    Команда-победитель

    Команда, забившая в течение матча большее количество голов, считается победителем. Если обеими командами забито равное количество голов или не было забито ни одного гола, то матч заканчивается с ничейным результатом.

    Положение "вне игры"

    Положение игрока "вне игры" не является само по себе нарушением правил. Игрок находится в положении "вне игры", если:
    - он ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний игрок соперника.
    Игрок не находится в положении "вне игры", если:

    • он на своей половине поля
    • он на одной линии с соперником, находящимся в предпоследней позиции или
    • он на одной линии с двумя последними игроками противоположной команды.
    Нарушения

    Игрок, находящийся в положении "вне игры", наказывается за это только в том случае, если, в момент касания мяча или удара по мячу кем-либо из его партнеров по команде, он, по мнению судьи, активно участвует в игровых действиях, а именно:

    • вмешивается в игру или
    • мешает играть сопернику или
    • получает преимущество благодаря своей позиции.
    Отсутствие нарушения

    Нарушения с точки зрения положения "вне игры" нет, если игрок получает мяч непосредственно после:

    • удара от ворот
    • вбрасывания из-за боковой линии
    • углового удара.
    За любое нарушение, связанное с положением "вне игры", судья назначает свободный удар, выполняемый игроком противоположной команды с места, где произошло нарушение.

    Нарушение правил и недисциплинированное поведение игроков

    Штрафной удар

    Право выполнения штрафного удара предоставляется противоположной команде в случае совершения игроком любого из следующих шести нарушений, в которых судья расценил его действия как небрежные, безрассудные или чрезмерно физически агрессивные:

    • удар или попытка ударить соперника ногой
    • подножка или попытка сделать сопернику подножку
    • прыжок на соперника
    • атака соперника
    • удар или попытка ударить соперника рукой
    • толчок соперника
    Право выполнения штрафного удара также дается противоположной команде, если игрок совершит любые из следующих четырех нарушений:
    • при отборе мяча у соперника соприкоснется с ним до того, как дотронуться до мяча
    • задержит соперника
    • плюнет в соперника
    • умышленно сыграет мяч рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади).
    Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение.

    11-метровый удар

    11-метровый удар назначается при любом из вышеприведенных десяти нарушений, если оно совершено игроком в пределах штрафной площади своих ворот, независимо от места нахождения мяча, но при условии, что мяч находится в игре.

    Свободный удар

    Право пробить свободный удар предоставляется противоположной команде, если вратарь, находясь в пределах своей штрафной площади, совершит любое из следующих пяти нарушений:

    • будет контролировать мяч руками более шести секунд, прежде чем выпустит его из рук
    • снова коснется мяча руками после того, как выпустит его, но мяч не коснется любого другого игрока
    • коснется мяча руками после того, как партнер по команде преднамеренно отдаст ему пас
    • коснется мяча руками при получении его непосредственно после сбрасывания, выполненного его партнером по команде.
    Свободный удар назначается и в том случае, если игрок, по мнению судьи:
    • сыграет опасно
    • блокирует продвижение соперника
    • помешает вратарю выпустить мяч из рук
    Свободный удар выполняется с места, где произошло нарушение.

    Дисциплинарные санкции

    Игрок получает предупреждение с показом желтой карточки в случае совершения любого из следующих семи нарушений:

    • Неспортивное поведение
    • Демонстрация несогласия (словом или жестом) с решением судьи
    • Систематическое нарушение Правил игры
    • Затягивание возобновления игры
    • Несоблюдение требуемого расстояния при возобновлении игры угловым, штрафным или свободным ударами
    • Выход или возвращение на поле без разрешения судьи
    • Самовольный уход с поля без разрешения судьи.
    Игрок удаляется с поля с показом красной карточки, если он совершает любое из следующих семи нарушений:
    • Серьезное нарушение правил игры
    • Агрессивное поведение
    • Плевок в соперника или любое другое лицо
    • Умышленная игра рукой, помешавшая сопернику забить гол или лишившая его явной возможности забить гол (это не относится к вратарю в пределах его штрафной площади)
    • Лишение соперника, продвигающегося к воротам, явной возможности забить гол с помощью нарушения, наказуемого свободным, штрафным или 11-метровым ударом
    • Оскорбительные, обидные или нецензурные выражения и/или жесты
    • Второе предупреждение в течение одного и того же матча.
    Удаленный игрок должен покинуть пределы поля с прилегающим пространством, включая техническую зону.

    Красная или желтая карточка может показываться только игроку, запасному игроку или замененному игроку.

    Штрафной и свободный удары

    Виды ударов

    Как при штрафном, так и при свободном ударе мяч в момент выполнения удара должен лежать неподвижно, а выполняющий удар игрок не имеет права вторично коснуться мяча, прежде чем мяч не коснется другого игрока.

    Штрафной удар

    • если мяч со штрафного удара попадает непосредственно в ворота противоположной команды, гол засчитывается
    • если со штрафного удара мяч попадает непосредственно в собственные ворота, противоположная команда получает право на угловой удар.
    Свободный удар

    Мяч может быть засчитан лишь в том случае, если после удара и перед попаданием в ворота мяч коснется другого игрока.

    11-метровый удар

    11-метровый удар назначается в ворота команды, игроки которой совершили одно из десяти нарушений, наказуемых штрафным ударом, в пределах своей штрафной площади в то время, когда мяч находился в игре. Гол, забитый с 11-метрового удара, засчитывается.

    По окончании каждого из таймов основного или добавочного времени добавляется время, необходимое для выполнения 11-метрового удара.

    Мяч устанавливается на 11-метровую отметку.

    Вратарь защищающейся команды остается на линии своих ворот, лицом к выполняющему удар игроку, между стойками ворот, до тех пор, пока по мячу не будет произведен удар.

    Игроки, кроме выполняющего удар, находятся:

    • в пределах поля
    • за пределами штрафной площади
    • позади 11-метровой отметки
    • на расстоянии не менее 9,15 м от 11-метровой отметки.
    Вбрасывание мяча

    Вбрасывание мяча является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно после вбрасывания, не засчитывается.

    Вбрасывание назначается:

    • когда мяч полностью пересекает боковую линию - по земле или по воздуху
    • с места, где мяч пересек боковую линию
    • в пользу команды-соперницы игрока, последним коснувшегося мяча.
    Процедура вбрасывания мяча

    В момент вбрасывания мяча игрок:

    • находится лицом к полю
    • часть его ступней находится либо на боковой линии, либо на земле за пределами боковой линии
    • производит сбрасывание обеими руками
    • вбрасывает мяч движением из-за головы.
    Выполняющий вбрасывание игрок не может, вновь коснуться мяча, прежде чем мяч коснется другого игрока.

    Мяч находится в игре сразу же после его попадания в пределы поля.

    Удар от ворот

    Удар от ворот является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно с удара от ворот, засчитывается, но только в случае, если он забит команде-сопернице.

    Удар от ворот назначается, когда:
    - мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока атакующей команды

    Порядок выполнения удара от ворот:

    • удар производится игроком обороняющейся команды с любой точки в пределах площади ворот
    • соперники остаются за пределами штрафной площади до тех пор, пока мяч не войдет в игру
    • выполнивший удар игрок не может повторно сыграть мячом, прежде чем мяч коснется другого игрока
    • мяч находится в игре, когда он выбивается непосредственно за пределы штрафной площади.
    Угловой удар

    Угловой удар является способом возобновления игры. Гол, забитый непосредственно с углового удара, засчитывается, но только в случае, если он забит в ворота противоположной команды.

    Угловой удар назначается, когда:
    - мяч полностью пересек линию ворот по земле или по воздуху, последним коснувшись игрока обороняющейся команды, но если при этом не забивается гол.

    Порядок выполнения углового удара:

    • мяч устанавливается внутри сектора у ближайшего углового флага
    • угловой флаг остается неподвижным
    • соперники располагаются на расстоянии не менее 9,15 м от мяча, пока он не войдет в игру
    • удар по мячу производит игрок атакующей команды.
    • мяч считается в игре, когда по нему нанесен удар, и он находится в движении
    • выполнивший удар игрок не может повторно сыграть в мяч, прежде чем мяч коснется другого игрока.

    Приведенные правила, утвержденные Международным советом ИФАБ (издание 2001 г.), публикуются в сокращении

    В "101", на территории нашего государства узнали еще в начале XX века. Эта европейская игра получила широкое распространение и популярность. Ее оригинальное название звучит как "мау-мау", но у нас изначально она называлась исключительно как "чешский дурак".

    Сегодня существует множество различных вариаций этой игры, каждая из которых носит свое название. Это "фараон", "мавр", "английский дурак" и "пентагон". Детали этих игр несколько отличаются друг от друга, но не существенно. О том, как играть в "101" в карты и какие существуют нюансы, следует разобраться детальнее, если предстоит только первая игра.

    Начало игры

    Для того чтобы сыграть в карточную игру "101", понадобится стандартная колода, состоящая из 36 карт. Играть могут минимум 2 человека и максимум 4. Разницы в том, как играть в "101" в карты - вдвоем или вчетвером - не существует. Последовательность действий идентична. Игрока, делающего первый ход, определяет жребий, затем каждый ходит по очереди. Человек, раздающий карты, соответственно и начинает игру.

    Каждому раздается по 5 карт, только раздающему достается 4 карты, а последняя переворачивается и становится на кон. Колоду откладывают в сторону, не переворачивая ее.

    Ход игры

    Правила, как играть в карты в "101", достаточно просты. Эта игра не ассоциируется с высоким уровнем сложности, но она очень хорошо развивает внимательность и память. Итак, человек, сидящий слева от первого игрока, должен сделать свой ход. На карту, лежащую на кону, нужно сверху положить карту с тем же значением или такой же точно масти. Если в выданных ему пяти картах не находится подходящая, тогда он тянет одну карту из колоды. В случае неудачи дополнительная карта остается у него, ход пропускается и передается другому игроку. В правилах, как играть в "101" в карты, существуют свои особенности и нюансы. Об этом написано ниже.

    Так процесс игры продолжается до того момента, пока один из игроков полностью не сбросит свои карты, после этого все карты, имеющиеся у игроков, открываются и проводится подсчет, очки записываются, и следует новая раздача. Игра длится до того момента, пока счет не дойдет до 101 балла. Если игрок набрал ровно 101 балл, то его счет обнуляется, а вот тот, кто "перебрал", автоматически становится проигравшим.

    Особенности

    Перед тем как играть в "101" в карты, следует детально изучить все особенности и нюансы этой игры. А именно то, что карты определенной масти и значения позволяют несколько разнообразить ход игры.

    Так, например, туз, положенный в масть или на другого туза, запрещает ход следующему игроку. Это очень выгодно, когда играют два человека, то есть право следующего хода остается у ходившего и позволяет ему скинуть еще одну карту.

    Дамы - выгодные карты в раздаче, так их можно положить на карту с любым значением и на все масти, при этом человек, положивший даму, еще имеет право заказать масть, выгодную ему. Если в раздаче последняя карта - дама, то у игрока, положившего ее, со счета отнимается 20 очков. А если эта дама еще и пиковой масти, то 40.

    Пиковый король тоже имеет особое значение. Если его выкладывают на кон, то следующий игрок обязан взять из колоды 4 карты и пропустить свой ход.

    Если играющий положил на кон девятку, то он должен еще раз походить, накрыв карту или еще одной девяткой или той же самой мастью. Причем если такой карты на руках не окажется, он должен тянуть карты из колоды до тех пор, пока не накроет свою девятку.

    Семерка на кону также заставит следующего игрока пропустить свой ход и получить две карты из колоды в нагрузку.

    С шестеркой ситуация такая же, только из колоды берется всего лишь одна новая карта.

    Выучив и хорошо запомнив правила, как играть в карты в "101", можно прогнозировать ход игры и всегда оставаться победителем!

    Подсчет очков

    Каждый раз перед новой раздачей проводится подсчет карт, точнее, очков, которые остались на руках у игроков. Ценность каждой карты такова, что туз набирает максимальное количество баллов - 11, десятка соответственно своему номеру 10 очков. То же самое с восьмерками, семерками и шестерками - количество очков прямо зависит от их номера. За короля начисляется 4 балла, дама приносит 3, а валет 2 очка. Девятка при подсчете не учитывается, ее ценность равна нулю.

    Если последняя карта на кону дама, то у игрока, сбросившего его, отнимается 20 баллов, если это пиковая дама, то отнимается в 2 раза больше.

    С современным развитием компьютерных технологий, совершенно не обязательно искать компанию для того, чтобы скоротать время за картами. Сейчас можно легко скачать установочный файл и играть в "101" в карты с компьютером, планшетом или смартфоном. Игра может вестись как с реальными людьми по сети, так и с виртуальными игроками.

    Бочка . Если игрок в итоговой таблице перевалил за сумму 880 (или имеет ровно 880), то ему ставится бочка (условно бочка равна 880 очков, в таблице обозначается обычно овалом). С этих пор ему дается три игры, чтобы закончить партию. Для того, чтобы закончить партию, ему необходимо заказать больше 120 и выполнить свой заказ (обычно это 125 очков заказа). Обратите внимание – именно заказать (то есть взять прикуп), иначе не годится. Игрок участвует в розыгрыше наравне со всеми. Если заказал 120 и выполнил, то этого мало – игрок продолжает сидеть на бочке.

    Бочку перепрыгнуть нельзя (то есть нельзя выиграть, минуя бочку).

    Если за три игры (три сдачи не считая перераздач) необходимый заказ не выполнен, то его с бочки скидывают (минус 120, он получит 760 очков в таблицу), также считается, что одна бочка использована.

    Если игрок на бочке сделал заказ и не выполнил его, то ему списывают эту сумму заказа. В этом случае у него может оказаться в таблице меньше чем 760 (например, заказал 125, не выполнил, теперь у него 755). Бочка считается использованной.

    Бывает, что игрок на бочке получает третий болт. В этом случае он слетает (минус 120), бочка считается использованной.

    Если несколько игроков на бочке, то тут вступают правила оговоренные заранее.

    Первое (частое) – когда на бочку встает второй игрок, то первый слетает (минус 120) и его (первого игрока) бочка считается использованной.
    Второе (нередкое) – двое могут играть на бочке, но когда заходит третий, то он скидывает обоих, у которых бочки становятся использованными (обычно при 4-х игроках некоторые так договариваются).
    Третье (редкое) – если кто-то заходит на бочку, то другие не слетают.
    Если игрок слетает с третей бочки, то есть у него три бочки оказываются использованными, то он получает ноль очков в таблицу и начинает все сначала.

    Обязаловка (очень частое, почти обязательное правило) – если игрок сидит на третей бочке (то есть две уже использованы и он на третей) и у него третья игра на ней (третья сдача, не считая пересдач), то у него игра-обязаловка: сдатчик сдает всем как обычно, но прикуп сразу же отдается в открытую (всем показывается) этому игроку. Соответственно получается – либо он наберет свои необходимые больше 120 очков (хватит даже 121), либо слетит на ноль и начнет сначала.

    Темные . Является практически обязательным элементом игры. Иногда игроки обостряют ситуацию, используя темные. При темных все очки умножаются на два (кроме хваленок оппонентов играющего). Некоторые игроки любят резвиться, вплоть до того, что темнят очень и очень часто. А вот некоторые игроки вообще раз в несколько партий решаются. Вот как это делается: сдатчик начал раздавать, тут игрок слева говорит «темню», (можно даже постучать по столу). Темнить может только игрок на первой руке, на сотне. После того, как сдатчик раздал карты, игрок который темнил, фактически имеет не «сто», а «сто двадцать». Другие игроки смотрят свои карты, и если у них имеется хваленка, то они могут растемнить, заявив больше 120. В этом случае игра пойдет как обычная. А если никто не растемнил, то темнильщик получает прикуп, никому не показывая (в темную). После отдачи карт оппонентам он играет свои «120». Иногда (в некоторых компаниях) играющему позволено увеличивать заказ (более 120) и тогда он уже играет свой заказ. Также темную можно расписывать. После розыгрыша все очки удваиваются, то есть удваивается сумма заказа, заносимая в таблицу, если он выполнен (в плюс) либо не выполнен (в минус). Оппоненты также записывают удвоенную сумму своих очков во взятках плюс хваленки (хваленки не удваиваются). Если кто-то получил болт, то ему пишут два болта.

    Игрок может темнить только в том случае, если у него в таблице очков 240 или больше.

    Если кто-то на бочке, то темнить нельзя.

    Дополнительные правила.

    «Золотой кон» (золотая) . Еще одно почти обязательное правило. Оно заключается в том, что самый первый круг раздач играется по другому: сдатчик раздает карты, игрок слева от него берет прикуп в темную, он должен набрать 120 – это его автоматический заказ. После розыгрыша все очки удваиваются, кроме хваленок оппонентов. Получается, что играющий либо получит плюс 240 либо получит минус 240 (разница между ними составляет 480 очков! А это пол партии – лишнюю пятисотку катить. Таким образом, золотая – очень важный период, определяющий всю игру на ближайшие раздачи, кто отстает, а кто вырвался вперед). Такого рода золотые играет каждый по разу. Если никто не взял золотую (не выполнил свой заказ), то результаты обнуляются и играется заново круг золотых. Если за три круга никто так и не взял золотую, то придется играть с теми очками, что есть (я имею ввиду набранные очки за третий круг золотых). Таким образом для нормальной игры за первый (или даже второй) круг хотя бы одному надо выполнить золотую.

    Другие дополнительные правила

    Если игроку отдали прикуп на сто, то он прикуп не показывает («берет втемную»).

    Самосвал. Самосвалом является число 555. Если игрок набрал 555 очков, то его скидывают на ноль. Это правило используется во всех компаниях за редким исключением.

    Обратный самосвал – это число (-555), при котором игрок поднимается до нуля. А вот такое правило уже редко используется.

    Правило четырех тузов. Если у кого-то на руке оказалось четыре туза при раздаче, то он обязан заявить об этом, это обязательная пересдача карт. Применяется почти во всех компаниях.

    Если у игрока четыре туза образовались только после получения прикупа, тут договоренности расходятся: в некоторых компаниях это обязательная пересдача, а в некоторых игрок должен играть, но хотя бы одного туза отдать другому игроку.

    Правило трех перерасдач подряд. Если какой-то игрок раздал карты, и последовала пересдача (например, в случаях с прикупом или случаях соответствующих карт на руке), то ему засчитывается одна пересдача. Если после этого последует еще одна пересдача, то игроку сдатчику засчитывается уже вторая пересдача. Получается что он уже раздал третью игру подряд. Если и в третий раз кто-то потребует перераздачу карт, то этому сдатчику пишется минус 120, и перераздача аннулируется, игра играется уже как есть (даже если 4 туза на руке или в прикупе две девятки).

    Конец. Когда кто-то таки выиграл партию, если игра идет на деньги, то оставшиеся участники выплачивают ему сумму, которую недобрали до тысячи. Если игра идет на интерес, то тут только моральное удовлетворение можно получить, а также временно повысить свое ЧСВ. И да, следующую партию первым обычно раздает победитель, перед новой партией колода тасуется.

    Пример таблицы (партии)