Помогла ли измена стать счастливой катерине. Что толкает человека на измену? Отношение Тихона к измене жены

Одним из главных героев в пьесе «Гроза» выступает Кабанов Тихон Иванович. Он является сыном Кабанихи и одновременно мужем Катерины. Именно на примере этого персонажа наиболее точно показана разрушающая и калечащая сила «темного царства», превращающая человека в тень самого себя.

Образ противоречий

Можно сказать, что образ Тихона в пьесе «Гроза» полон противоречий. С одной стороны, он настолько послушный и почтительный сын, что полностью растворился в личности своей матери, а с другой - человек со своими мыслями, мнениями, желаниями.

Тихон вроде бы и любит свою жену Катерину, но в тоже время не может до конца ее понять, не способен сделать для нее что-то, чтобы оградить ее от плохих мыслей, не может оказать ей эмоциональную поддержку.

Уже привык жить в «темном царстве», но он очень радуется, когда ему выпадает возможность уехать из своего дома по делам. Он радуется тому, что хоть на некоторое время сможет отдохнуть от тирании матери.

Какой Тихон муж

Рассмотрим с этой точки зрения образ Тихона. По пьесе «Гроза» можно судить о том, то он не может соответствовать роли мужа в семье, где царит патриархальный лад. Быть властелином, защитником и опорой в семье - это не по его части. Тихон - слабый человек, он незлобивый и добродушный. Все, на что он способен - это метаться между материнскими требованиями и состраданием к своей жене. Он привык находиться в подчинении, привык, что им руководят.

Тихон любит свою жену, но не так, как с сильным характером, а спокойно и апатично. Его любовь не приносит Катерине эмоций. И это приводит к тому, что она увлекается другим мужчиной. Тихон не вызывает у Катерины любви, он вызывает жалость, в чем она сама признается Варваре.

Отрада Тихона

Но когда мужчина вырывается из-под материнской опеки, читателю открывается совершенно новый образ Тихона. В пьесе «Гроза» автор показал Тихона мягким и добродушным, но при этом любителем выпить. Мы видим, что, как только Тихону выпадает возможность оставить дом на некоторое время, он тут же пользуется этой возможностью, и его кратковременный отпуск не проходит без алкоголя. Только так он способен забить пустоту внутри себя и тяжесть на душе. Лишь алкоголь помогает ему забыть все страдания, причиненные ему его матерью. Униженный после материнских упреков и наставлений, главный герой может срываться на своей жене. И только его сестра Варвара способна утихомирить ситуацию в доме, тайком отпуская брата в гости, где он сможет выпить.

Отношение Тихона к измене жены

Уезжая на время из дома, Тихон прощается с женой и матерью. Катерина хочет дать мужу на прощание клятву верности. На что тот реагирует отрицательно. И Тихон, и его мать, произнося ритуальный наказ, говорят Катерине, чтобы та не заглядывалась на чужих парней, но наш герой говорит эту фразу произвольно, даже не подозревая, что его жена способна на измену.

Но именно мягкий характер Тихона является недостатком в глазах Катерины. И она влюбляется в Бориса. Позже Катерина сама рассказывает мужу и свекрови о своей измене, так как больше не в силах хранить эту тайну в себе. Тихон воспринимает новость неагрессивно. Он возражает своей матери, когда она дает ему совет казнить Катерину, закопав ее живьем в землю. Он любит свою жену и не может проявлять агрессию в ее сторону.

Катерина не сразу отдалась новому чувству, она еще всячески пыталась сродниться с мужем, вернуть свою любовь к нему, найти в себе те чувства, которые раньше их объединяли. В этот момент образ Тихона в пьесе «Гроза» кажется еще более бесхарактерным. У него еще был шанс все изменить, но в силу его слабости, он не смог до конца понять свою жену, защитить ее от истязаний свекрови. Он смог быть простодушным, но не смог стать той каменной стеной, за которой женщине нужно чувствовать себя в безопасности.

И только когда Катерина сама накладывает на себя руки, Тихон, стоя над ее трупом, встает против матери. Он публично обвиняет ее в гибели своей жены, тем самым наносит Кабанихе страшный удар.

В этом и заключается вся характеристика героя. Тихон («Гроза», Островский А. Н.) - образ, с помощью которого автор показал мужскую доброту, но в то же время и мужскую слабохарактерность. Как видим, это иногда может привести к плачевным последствиям.

Характеристика Тихона в пьесе Островского «Гроза»

Очень коротко можно сказать, что данный главный герой является человеком слабым и несамостоятельным, он простодушный и совсем незлой, но очень слабохарактерный. Но при крайних обстоятельствах этот мужчина способен на публичный бунт, пусть даже и кратковременный.

Заканчивается пьеса трагично и неоднозначно. В финале не побеждает добро, но не торжествует и зло. Крушение семьи разрешает внешний конфликт, но внутренний конфликт, возникший в результате эмоциональной борьбы, в сердце главного героя остается навсегда. Данная душевная ситуация напоминает последствие страшной грозы, что несет смерть и разрушение.

Образ Тихона в пьесе "Гроза" способен привлечь читателя своей добротой, но в то же время и оттолкнуть своей бездеятельностью и бесхарактерностью, именно поэтому его можно назвать противоречивым.

Что такое измена? А предательство? Почему люди изменяют друг другу? Что толкает их на предательство? Над этими и другими вопросами я задумалась, когда прочитала тему сочинения. Понятие измены очень широкое. Можно говорить об измене Родине, принципам, другу, любимому. В своей работе я хочу попробовать проанализировать причины измены и предательства в любовных отношениях. Для этого обратимся к произведениям художественной литературы. Катерина Кабанова, героиня произведения

А. Н. Островского «Гроза», выросла в купеческой семье, в атмосфере любви и гармонии. «Маменька меня наряжала, как куклу, работать не заставляла» - вспоминала она. Но после того как девушка вышла замуж, жизнь переменилась. Мать мужа, ревнуя сына, постоянно унижала её. А Тихон, тоже страдавший от гнета матери, не защищал жену.

Любил ли он её? Мне кажется, что нет. Идут, например, они из церкви, Катерина домой, а он к Дикому, выпить да пожаловаться на свою жизнь. Что делать ей? Свекровь постоянно попрекает, муж не замечает, а ведь она так привыкла в родительском доме быть любимой! И когда появляется в городе Борис, племянник Дикого, она сразу замечает молодого человека. Он так не похож на других жителей города Калинова: красивый, образованный. И Катерина, сама того не желая, полюбила. Она понимает, что это грех (ведь Катерина очень религиозна), но помощи искать негде. Тихон оставляет её одну, хотя она буквально умоляет его остаться. Для него в этот момент важнее, что две недели над ним «грозы не будет». Свекровь, как будто что-то подозревая, заставляет её принести клятву верности, следит за каждым шагом. И такое унизительное положение тоже становится причиной измены. Жить с таким грузом на сердце Катерина не может и не хочет. И когда приезжает Тихон, она признается ему в неверности. Кажется странным, но Тихон её понимает, даже жалеет. И, наверное, он простил бы её. Но не Кабаниха! Она торжествует! И теперь Катерине станет в доме Кабановых ещё хуже. Но самое страшное происходит, когда уезжает Борис. Он тоже не захотел взять её с собой. На мой взгляд, просто предал. Она видела в нём идеал мужчины! Он казался таким сильным, мужественным, а на деле оказался «вторым Тихоном» - слабым и безвольным. Только зависел не от матери, как Тихон, а от дяди.

Таким образом, одной из причин измены любимому человеку является недостаток ласки, понимания от человека, рядом с которым живешь. Женщина ищет любви и защиты, но не всегда находит это в супруге. Наверное, Катерина не права, что, будучи замужем, изменила. Но она не предавала. Так может сделать только человек слабый, который уходит от ответственности, как это сделал Борис, клявшийся Катерине в любви. Не предавайте любимых!

Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

· в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

· не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

· проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

· с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

· наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

· Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

· Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

· для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

· а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.


В пьесе А. Островского представлена жизнь города Калинова, "сборного города", который опутан существующими на каждый случай правилами и порядками. Большинство героев А. Островского следуют представлениям замкнутого калиновского мира, даже когда пытаются изменить его законам. В образах Бориса, Варвары, Кудряша автору удается показать тонкую грань между верностью и изменой: истинная вера в домостроевские порядки города Калинова давно утрачена, а патриархальный мир держится на лицемерной верности, формальном соблюдении прежних правил.

Писатель ярко описывает формализованные человеческие отношения, в которых никого на самом деле не заботит человечность, нравственность, глубина личности. Например, любовь при расставании с мужем надо проявлять по строгим правилам: не бросаться на шею, а кланяться, а потом выть на крыльце, демонстрируя соседям свое горе. Следовательно, следующие калиновским порядкам герои изменяют искренности, внутренней чистоте, сохраняя лицемерную верность общепринятым законам.

Своеобразной хранительницей патриархального мира в пьесе выступает Кабаниха. Автор вводит в повествование несколько сцен, в которых Кабаниха уличает домашних в несоблюдении старинного уклада, которому она беспрекословно следует. Вера героини безгранична и очень строга, все силы она искренне вкладывает в удержание и отстаивание правил города Калинова; при этом внутреннее наполнение и сущность законов, очевидно, теряются в церемониальном отношении женщины.

В образе главной героини пьесы раскрывается вопрос о верности самому себе и своим представлениям. А. Островскому удается описать главную черту характера девушки в первой её фразе: "Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю" - можно сразу отметить, что героиня обладает цельным характером, искренностью, верностью собственным впечатлениям и способу восприятия мира. Катерина сохраняет и безграничную веру христианским правилам, но, в отличие от Кабанихи, религия является потребностью живой души, осмысляется и глубоко переживается в душе девушки.

А. Островский описывает жизнь Катерины в Калинове как постоянную попытку приспособиться, изменить саму себя в угоду правилам семьи, в которой она оказалась. Молитва для искренне верующей героини становится постылой обязанностью. Катерина пытается полюбить Тихона, построить с ним жизнь, но этому мешает живой внутренний протест против формализма и повседневной жестокости. Таким образом, героиня сохраняет верность собственным чувствам и взглядам даже в условиях общества, которое требует от неё подчинения воли.

В Катерине возникает чувство любви, но не к мужу, а к другому мужчине, которое воспринимается как нечто греховное: внутреннее стремление к свободе чувств сталкивается с верностью нравственным нормам и христианским заветам. Катерина идёт на нарушение одного из главных нравственных правил - верности мужу и семье, изменяет своей внутренней чистоте, безгрешности, искренности.

В пьесе Катерина сталкивается с изменой мужчин, которые её окружают. Мягкое, жалостливое отношение Тихона к жене воспринимается в глазах Катерины как недостаток, измена старинным порядкам и правилам. Тихон не отвечает представлениям Катерины о том, каким должен быть настоящий муж: он не может помочь, не может наказать, а в сцене отъезда он оставляет Катерину одну с её грешной страстью, чем рушит все надежды отчаявшейся девушки найти опору в любви мужа. Другой мужчина, Борис, тоже покидает Катерину в царстве черствых и лицемерных людей. Но реакция Катерины на предательство Бориса изображена писателем иначе, чем в сцене отъезда Тихона: она не злится, не бранит Бориса, а тихо и нежно прощается с ним, предчувствуя свой близкий конец и принимая внутреннее наказание за совершенный грех.

Измена мужу по задумке писателя мыслится как измена самой себе, и понимание греховности, вины за содеянное мучает Катерину. А. Островский вводит важную сцену признания Катерины перед Тихоном и Кабанихой, которое вызвано глубокими душевными терзаниями девушки и ощущением вины. Осознание измены страшно и мучительно для Катерины: она не видит иной возможности прощения и духовного очищения, кроме смерти. В дальнейшем героиня А. Островского берет на себя еще более тяжкий c точки зрения христианства грех - самоубийство. Таким образом, измена мужу, которая мыслится как измена собственным представлениям, нравственным ценностям и духовным идеалам, становится истоком душевной катастрофы Катерины. Писатель ярко иллюстрирует то, как человек, изменивший себе и окружающим, теряет внутреннее равновесие и спокойствие, переживает тяжелые внутренние страдания на пути измены.

Нам нередко приходится слышать в жизни эти антонимы: верность и измена. И каждый понимает эти слова по-своему. Верность чаще всего ассоциируется у людей с постоянством в чувствах, привязанностях, убеждениях. Но редко кто задумывается о значении корня слова – вера. Вера – это убеждение в чём-либо, что является незыблемым в ваших представлениях, понимании. А вот измена – это нарушение верности по отношению к кому-то или чему-то. Измена может касаться чего угодно, к примеру, бывает супружеская измена, измена Родине, измена убеждениям.

Я хочу задеть тему именно супружеской измены и верности. В первую очередь мне вспоминается драма А.Н.Островского «Гроза», где поднимается эта глобальная проблема. Главная героиня драмы Катерина Кабанова изменила своему мужу с молодым человеком, прибывшим из столицы. Необычный, не похожий на жителей города Калинова Борис в своём партикулярном платье показался Катерине особенным, ярким и неповторимым. Она влюбилась в него буквально сразу. Своей деликатностью и тактом молодой человек отличался от местных жителей, для которых необразованность, грубость и хамство – обычное дело. Катерина влюбилась в Бориса с первого взгляда и решила, что именно он её судьба. Измена мужу в её понимании – не измена вовсе. Но девушку беспокоил факт клятвы во время обряда венчания. Однако Тихон не воспринял измену Катерины, она для него любимая жена, главное, чтобы никто ничего не знал. Он и бьёт-то жену по настоянию матери. Так измена Катерины стала символом её веры в Бога, в его благословение. Она решилась на самоубийство только чтобы не изменять своим убеждениям, своей вере.

В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Матрёна Корчагина остаётся верной своему мужу даже в самых тяжёлых жизненных ситуациях. Когда её супруга Филиппа забирают в рекруты, а она остаётся беременной в ожидании ребёнка, без мужа, героиня отправляется к губернаторше за помощью, стремясь найти защиту. Ей посчастливилось: начались роды, и губернаторша стала крёстной матерью для её ребёнка. Она помогла в освобождении её мужа от рекрутской повинности.

В наше время мало кто вкладывает особый глубокий смысл в понятие верности. Жизнь изменилась не в лучшую сторону, но всё-таки и сейчас встречаются такие пары, которые живут вместе уже пятьдесят, а то и более лет. Также есть люди верные своему делу, своей профессии, своей вере.

Вместе со статьёй «Сочинение по литературе на тему «Верность и измена» читают:

Поделиться: