Питание недоношенных детей — как правильно выбрать и рассчитать количество смеси. Расчет питания детей первого года жизни Объем питания недоношенных детей

Объем молока, съедаемый ребенком, зависит от особенностей развития, возраста и состояния здоровья. Чаще всего по этому поводу переживают мамы малышей, находящихся на искусственном вскармливании. Ведь при кормлении они могут четко контролировать количество смеси, которое высасывает ребенок, и в случае чего забить тревогу. С правильно организованным грудным вскармливанием дела обстоят сложнее – ребенок сам регулирует количество молока, в котором он нуждается и определить объем съеденного грудного молока, уже не так просто. Тем не мене, и в том и в другом случае ребенок должен потреблять объем пищи, который соответствует нормам, выведенным на основе многолетних наблюдений и опыте врачей педиатров, чтобы обеспечить потребности своего организма.

Средние возрастные нормы молока или смеси

Во время первых прикладываний к груди ребенок съедает очень немного. Дело в том, что некоторое время после родов у женщины выделяется не молоко, а молозиво, которое обладает высокой калорийностью. Даже нескольких капель его хватает, чтобы малыш наелся. Проходит несколько дней и молозиво превращается в молоко. В это время важно не терять время и наладить грудное вскармливание правильно, чтобы на длительное время ребенок был обеспечен грудным молоком. Но не всегда и не у всех это получается без проблем и по ряду причин молока может не хватать. Под нехваткой грудного молока понимается его количество ниже нормы, которая устанавливается с учетом общих и индивидуальных особенностей ребенка.

Нормы за одно кормление для детей до 10 дней

В первый день новорожденный съедает за одно кормление 7-9 мл пищи. Чтобы рассчитать объем пищи, который должен съедать ребенок до 10 дней, надо взять возраст ребенка в днях и умножить его на 10. То есть в 3 дня за одно кормление ребенку положено высосать 30 мл молока или смеси.

Суточные нормы для детей до 1 года

Эти нормы, разработанные на основе объемного метода расчета, не учитывают индивидуальные особенности ребенка, которые необходимо также принимать во внимание. Так малышам с весом при рождении более 4 кг эта норма может оказаться недостаточной, а для маловесных детей слишком большой.

Возраст Суточный объем молока или смеси
7 дней - 2 месяца 600-950 (600-800)
2-4 месяца 800-1050 (800-900)
4-6 месяцев 900-1050 (900-1000)
6-8 месяцев 1000-1200 (1000-1100)
8-12 месяцев 1000-1200

Неким переходным вариантом между средними и индивидуальными нормами молока можно считать рекомендации, изложенные в таблице ниже.
Возраст Количество съеденного молока за одно кормление, мл Количество съеденного молока, в сутки
1 неделя 50-80 400 мл
2 недели 60-90 20% массы тела ребенка
1 месяц 100-110 600 мл
2 месяца 120-150 800 мл
3 месяца 150-180 1/6 массы тела ребенка
4 месяца 180-210 1/6 массы тела ребенка
5-6 месяцев 210-240 1/7 (800 мл -1000 мл)
7-12 месяцев 210-240 1/8 - 1/9 массы тела ребенка

Нормы для крупного при рождении ребенка и ребенка с высокими показателями физического развития

Возраст Объем смеси или грудного молока за сутки, мл
1 месяц 700-850
2 месяца 750-850
3 месяца 800-900
4 месяца 850-950
5 месяцев 900-1000
С 5 месяцев не более 1000-1100

Как рассчитать количество смеси или молока по весу ребенка

Определить в каком объеме молока нуждается конкретно ваш ребенок, помогут несложные расчеты, учитывающие помимо возраста такие индивидуальные особенности ребенка как вес, рост, состояние здоровья. Пользуясь ими для детей первых дней жизни, нужно помнить о том, что они могут давать завышенные результаты количества молока.

Детей первых 10 дней жизни

  1. Формула Финкельштейна в модификации А.Ф. Тура.
    Количество молока в сутки (мл) = День жизни ребёнка × 70 или 80, где
    70 –при массе тела менее 3200г,
    80 – при массе тела выше 3200г.
  2. Формула Н.Ф. Филатова в модификации Г.И. Зайцевой (считается наиболее оптимальной для расчета этой возрастной категории детей).
    Количество молока в сутки (мл) = 2% от массы тела × День жизни ребёнка.
  3. Формула Н.П. Шабалова.
    Количество молока на 1 кормление (мл) = 3,0 × День жизни ребёнка × масса тела (кг).

Для детей свыше 10 дней жизни

  1. Метод Рейхе.
    Количество молока в сутки (мл) = Масса тела (г) / рост ребенка (см) × 7.
  2. Метод расчета по Гейбенеру и Черни (объемный метод). Учитывает суточный объем молока или смеси без дополнительного питья.
  3. Способ подсчета калорий. Считается наиболее приемлемым для расчета питания детей возрастом свыше 10 дней и до первого введения прикорма.

Способ подсчета калорий предполагает, что в сутки ребенок должен потреблять на 1 кг массы тела определенное число калорий. Разные литературные источники содержат неодинаковую информацию на это счет. Максимальные значения содержатся в рекомендациях ВОЗ, которые также учитывают изменяющуюся с возрастом ребенка энергетическую ценность грудного молока.

Возраст ребенка в месяцах Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг (ВОЗ) Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг (Маслов М.С.)
0,5 124 120
1-2 116
2-3 109
3-4 103 115
4-5 99
5-6 96,5
6-7 95 110
7-8 94,5
8-9 95
9-10 99 100
10-11 100
11-12 104,5

Наиболее просто и легко пользоваться этим методом для расчета объема смеси, так как калорийность ее заранее указана на упаковке. С грудным молоком все сложнее. Состав и энергетическая ценность грудного молока непостоянны и меняются в течение всего периода По это причине применительно к грудному молоку этот метод носит более приблизительный характер. Но все-таки им можно воспользоваться, зная усредненную энергетическую ценность грудного молока, которая составляет 53-80 ккал/100 мл.

Пример

Допустим требуется объем смеси для ребенка в два месяца массой тела 4600 г при калорийности смеси 680 ккал/л.

Порядок расчета

  1. Подсчитываем количество калорий для ребенка в сутки, используя данные суточной потребности ребенка в калориях на 1 кг массы тела, к примеру, по Маслову В. С.:
    Количество ккал = Суточная потребность ребёнка в энергии, ккал/кг × Вес ребенка, кг.
    Количество ккал = 115 ккал/кг × 4,6 кг = 529 ккал.
  2. Подсчитываем объем смеси за сутки, необходимой ребенку:
    Объем смеси, мл = Количество ккал × 1000/калорийность 1 л смеси.
    Объем смеси, мл = 529 ккал × 1000/680 ккал = 780 мл

При использовании этого метода также необходимо учитывать соответствие веса ребенка его возрасту.

Вне зависимости от того, какими нормами вы воспользуетесь, помните, что малыш, которого маме пришлось докармливать или который питается исключительно детскими смесями, должен потреблять такой же объем питания, какой получает любой другой малыш, — находящийся на естественном грудном вскармливании.

Объем питания за сутки у детей первого года жизни не должен превышать 1000 мл, а у детей второго полугодия 1000-1100 мл.

Расчет питания для недоношенных детей

Питание недоношенного ребенка производится с учетом потребностей организма и возможностей пищеварительной системы, так как потребности в энергии очень высоки, а возможности пищеварения еще не достаточны.

Количество калорий на 1 кг массы тела для недоношенного ребенка в первые дни жизни представлены в таблице.

Возраст Количество ккал/1 кг массы тела
1 день не менее 30
2 день 40
3 день 50
7-8 дней 70-80
14 дней 120
1 месяц 130 (искусственная смесь) - 140 (грудное молоко)

Со второго месяца жизни детям, родившихся с весом более 1500 г, калорийность уменьшается на 5 ккал/кг/сут (по сравнению с первым месяцем жизни), а у детей родившихся с весом 1000-1500 г калорийность рациона поддерживается до 3 месяцев на том же уровне, что и на первом месяце жизни. Далее начинают снижать калорийность по 5-10 ккал/кг/массы тела с учетом состояния здоровья и самочувствия ребенка.
Увеличение количества питания у недоношенных детей должно производиться постепенно и осторожно. Если у ребенка ухудшилось состояние, то количество пищи необходимо уменьшить.
Кормления в первые 1,5-2 мес. производятся 7-10 раз/сут. На шести разовое питание переводят при достижении ребенком массы тела 3 кг. В 6-7 месяцев на ребенок будет готов перейти на 5 разовый режим питания.

Расчет питания для маловесных и больных детей (рекомендации ВОЗ)

Данные рекомендации касаются детей в первые 10 дней жизни. Под маловесными детьми подразумеваются дети, родившиеся с весом менее 2500 г. Сюда могут входить как недоношенные дети, так и дети просто маленькие для своего возраста.

Для таких детей объем молока на каждый кг массы тела должен сначала составлять 60 мл. Далее каждый день необходимо увеличивать общий объем молока на 20 мл на 1 кг веса, до того момента, пока ребенок не начнёт получать по 200 мл на 1 кг веса в сутки.

Под больными детьми понимаются дети, вес которых составляет свыше 2500 г и которые из-за болезни не могут кормиться грудью. Для таких детей количество молока должно составлять 150 мл на 1 кг массы тела в день.

Норма молока или смеси за одно кормление

Разовый объем смеси должен рассчитываться исходя из количества кормлений за сутки. Однако здесь мамы часто заходят в тупик, не зная, сколько кормлений считать нормой. Для этого можно обратиться к таблице, в которой количество кормлений дается с учетом возраста ребенка.

Средний объем молока или смеси за одно кормление в зависимости от возраста

Вконтакте

Число кормлений недоношенного ребенка определяется его массой, состоянием, степенью функциональной зрелости. Наиболее часто недоношенным детям назначается 7-8-разовое кормление с ночным перерывом в 6 часов.

При глубокой недоношенности и заболеваниях ребенка количество приемов пищи может быть увеличено до 10. Когда масса тела недоношенного ребенка достигает 3,5-4 кг (в возрасте 2-3 месяцев), его можно переводить на 6-разовое кормление.

При определении количества пищи обычно исходят из индивидуальных особенностей ребенка, массы тела при рождении, общего состояния.

Обычно в первый день жизни недоношенный ребенок за 1 кормление получает 5-10 г молока, на второй день- 10-15 г, на третий день- 15-20 г. В течение последующих 10 дней объем пищи, необходимый для недоношенного ребенка, может быть ориентировочно рассчитан по формуле Роммеля: V = n+10, где V - количество молока (в мл) на каждые 100 г массы тела ребенка, а n - число дней жизни.

Например, если ребенок имеет массу тела на пятый день жизни 2000 г, то количество пищи на сутки должно составлять (5+10) Х20 = 300 г. Тогда в одно кормление при 7-разовом питании ребенок получит 43 г. В дальнейшем суточный объем пищи должен составлять 1/5 массы его тела.

Однако при расчете питания по формуле Роммеля получаются несколько завышенные количества пищи. Поэтому более правилен метод расчета питания по калорийности, который в основном и применяется в педиатрии. Простым представляемся нам метод расчета, при котором недоношенный ребенок будет получать в первый день 35 ккал/кг с ежедневным увеличением калорийности на 5 ккал/кг с тем, чтобы к концу первой недели получаемая им калорийность пищи составляла 70 ккал/кг, а к концу второй-140 ккал/кг в сутки.

Если состояние ребенка не позволит столь быстро «наращивать» темпы суточной калорийности, то к концу второй недели можно будет достичь лишь 105-115 ккал, продолжая повышать суточную калорийность до 130-140 ккал к концу месяца. Дальнейшее увеличение калорийности будет зависеть от кривой массы ребенка.

С двухмесячного возраста расчет по калорийности проводится с учетом массы тела при рождении. Детям, имевшим при рождении массу более 1500 г, калорийность снижается до 130-135 ккал/кг массы.

У детей, родившихся с массой тела 1000-1300 г, до 3-месячного возраста калорийность пищи должна составлять 140 ккал/кг, а в 4-5 мес-130 ккал/кг. При этом учитываются общее состояние ребенка, способность усваивать пищу, интенсивность нарастания массы тела.

Например, ребенок к 8-му дню жизни достиг 2300 г. В этом возрасте на 1 кг массы тела он должен получать 80 ккал, что составит 260 мл молока в сутки, так как в 100 мл женского молока содержится 70 ккал. При 7-разовом кормлении ребенок получит в одно кормление 37 мл.

Большинство авторов считает грудное вскармливание основным видом вскармливания недоношенных детей. Однако в первую очередь организм ребенка должен быть обеспечен необходимым для него количеством жидкости. Уже в первые сутки ребенок должен получать 20-40 мл жидкости на 1 кг массы тела.

В дальнейшем потребность ребенка в жидкости возрастает, достигая к 4-7му дню 100-160 мл/кг в сутки, а к концу 2-й недели- 150-200 мл/кг в сутки. С начала кормления ребенка молоком последнее включается в расчет жидкости. Сама по себе жидкость, вводимая ребенку, призвана обеспечить его солями и глюкозой (сахарозой) для предупреждения развивающейся вскоре после рождения гипогликемии. Поэтому ребенку назначают смесь равных количеств 5 % раствора глюкозы с раствором Рингера (Natrii chloridi 0,45; Natrii hydrocar- bonati, Calcii chloridi, Kalii chloridi 0,5; Aq. dest. ad 500,0) или смесь 5 % раствора глюкозы с изотоническим раствором хлорида натрия.

Нетрудно рассчитать, что в первом варианте ребенок с массой в 1 кг получит в 1-е сутки 20 мл жидкости, которая обеспечит ему 0,5 г глюкозы, 1,56 ммоль Na+, 0,03 ммоль К+ и 0,02 ммоль Са++. Эта жидкость должна вводиться ребенку каждые 3 ч по 3-5 мл в зависимости от его массы тела. В последующие дни количество вводимой жидкости увеличивают и только с введением в пищу молока количество растворов Рингера и глюкозы соответственно уменьшают.

В этот период ребенка поят растворами в промежутках между кормлениями и во время ночного перерыва. При недостаточной прибавке массы тела авторы считают необходимым с 3 недель проводить коррекцию питания по белковому компоненту. С этой целью к грудному кормлению добавляют продукты с большим содержанием белка (кефир, творог). Е. Ч. Новикова считает, что недоношенному ребенку с конца первого месяца жизни можно назначать кефир, творог в количестве 2 % от суточного объема пищи.

В связи с необходимостью коррекции грудного вскармливания по белковому компоненту часть исследователей отдает предпочтение искусственному вскармливанию. Свое мнение они основывают на результатах клинических наблюдений, когда при вскармливании недоношенных детей смесями - «заменителями женского молока» - отмечалась лучшая прибавка массы тела, чем при грудном вскармливании. Очевидно, это связано с тем, что в смесях содержится больше белка, чем в грудном молоке.

Отсюда встает основной вопрос: какова же потребность в основных пищевых веществах и особенно в белке недоношенного ребенка? Рекомендации по потребности в белке недоношенных детей чрезвычайно вариабельны. Одни исследователи считают для недоношенного ребенка достаточным 2-3 г/кг белка, другие авторы приводят более высокие количества-5-6 г/кг.

Детальные исследования с использованием показателей азотистого обмена были проведены у недоношенных детей, получавших питание с различным содержанием белка. На основании этих исследований было установлено, что при естественном вскармливании наиболее благоприятные показатели азотистого обмена обеспечиваются при введении с пищей белка: в возрасте до 2 недель - 2,0-2,5 г/кг, до месяца- 2,5-3,0 г/кг, старше месяца - 3,0-3,5 г/кг.

При искусственном вскармливании с использованием адаптированных молочных смесей (например, «Малютка») количество белка в возрасте до 2 недель составляет 2,5-3 г/кг, до месяца - 3-3,5 г/кг и старше месяца - 3,5-4,0 г/кг. При таком количестве белка усвояемость азота организмом была высокой и колебалась от 91,34± 1,67 до93,0±2,4 %.

При искусственном вскармливании без использования адаптированных молочных смесей количество белка на 1 кг массы может доводиться до 4,0-4,5 г/кг.

Некоторую ясность в этот вопрос внесла работа D. Margies и К. Jahrig, которые изучили толерантность детей I и II степеней недоношенности к повышенным пищевым нагрузкам (55 ккал в 80 мл при 1,9 г белка в первый день жизни) при достижении к 6-му дню 200 ккал в 206 мл при 4,8 г белка с сохранением этих параметров до 10-го дня.

«Гипералимеитированные» дети по сравнению с детьми контрольной группы были более вялыми и менее активными. Хотя контрольная группа и уступала вначале в прибавках массы тела, но дети были более активно сосущими и более оживленными. Спустя 2-3 недели они догоняли своих «гипералиментированных» сверстников. Таким образом, гипералиментация не только не имеет преимуществ, но и создает, судя по осложнениям, реальную угрозу перекорма.

Белки в рационе недоношенных детей обычно рассчитываются на долженствующую массу тела.

В первые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи:

Vраз - в 1-й день - 5-10 мл;

во 2-й день - 10-15 мл;

в 3-й день - 15-20 мл.

С 4-го по 14-й день рассчитывают суточный объем молока по формуле Роммеля:

где h - число дней ребенка.

Количество кормлений зависит от общего состояния ребенка, но схематично составляет:

при I степени - 6-7 раз в сутки;

II степени - 8 раз в сутки;

III степени - 9 раз в сутки;

IV степени - 10 раз в сутки.

С 15-го дня V c ут. составляет:

при I-II степени - 1/5 от массы тела;

при III-IV степени - 1/7 от массы тела.

С 1-го месяца V сут. = 1/5 от массы тела (как и у доношенных новорожденных).

критерии перевода ребенка с I этапа на II и III этапы выхаживания.

Пребывание на I этапе составляет от 5-6 до 7-8дней, на II - от 1 недели до 1,5 месяцев.

Перевод в стационар (на 11-й этап) осуществляется:

в кувезе;

В сопровождении фельдшера (медсестры);

Через 2 часа после последнего кормления;

С подачей О 2 в кувез или из подушки (баллона);

Без тряски.

1. Дети с m p == 2001 г и более(т. е. со I степенью) могут

быть выписаны домой (на III этап) на 8-е сутки, если моменту выписки:

Их масса == 2300 и более г;

Имеются безусловные рефлексы;

Удерживается тепло;

(- относительно устойчивы дыхание и сердцебиение;

Проведена вакцинация.

2. Дети с m p == 2000-1501 г (т. е. со II степенью)

переводятся на II этап на 5-6-е сутки.

3. Дети с m p == 1500 г менее (т. е. с Ш и IV степенью)

переводятся на II этап на 7-8-е сутки (так как они менее транспортабельны).

Особенности выхаживания на III этапе.

1. С момента выписки наблюдение за ребенком врачом

и медсестрой осуществляется со следующей частотой:

1-й месяц - 1 раз в неделю;

2. Взвешивание проводится после выписки:

в 1-й месяц - 1 раз в неделю;

со 2-го месяца - 2 раза в месяц.

Остальные показатели - 2 раза в месяц.

3. Температура в комнате ребенка зависит от степени

недоношенности и определяется индивидуально, но в среднем составляет 22-24°С (не более 26°С).

4. Гигиеническая ванна разрешается после отпадения пуповины:

если I-П степень - на 12-14-й день жизни;

если III-IV степень - на 15-18-й день жизни и проводится через день.

Температура в ванной комнате должна соответствовать состоянию ребенка и составлять 24-26°С.Вода для ванны должна быть 1=38-39°С; длительность купания от 3-5 до 15 минут.

5. Массаж и гимнастика назначается с 2-3 месяцев жизни врачом.

6. Прогулки разрешаются:

В теплое время года - сразу после выписки, начиная с 15-20 минут;

В холодное время года - с 1-2 мес. (по назначению врача, в зависимости от состояния), если масса тела ребенка 2500 г и более; при температуре воздуха не ниже 0°С-(+1)°С, начиная с 5-10 минут.

Затем время прогулок удлиняется по назначению врача.

При правильном выхаживании дети достигают развития доношенных сверстников к 10-12 мес., при III-IV степени недоношенности - к 1,5-2 годам. Но эти дети в любом случае относятся к группе риска по развитию различных заболеваний.

Профилактика невынашивания новорожденных,

1. Предупреждение абортов.

2. Охрана здоровья девочек и девушек.

3. Раннее выявление и лечение заболеваний у женщин.

4. Борьба с вредными привычками у женщин.

5. Создание безопасных условий для женщин на производстве.

6. Ранняя постановка беременной на учет и лечение выявленных заболеваний.

7. Исключение контактов беременной с инфекционными больными.

8. Соблюдение беременной гигиенических требований по питанию, режиму и нагрузкам.

9. Создание благоприятных условий в семье.

10. Пропаганда планирования семьи.

· ПЕРИОД ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).

основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ. Многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были характерны для периода новорожденное:

1. Обильное кровоснабжение.

2.. Сниженные защитные функции.

3. Несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.

Однако за одиннадцать месяцев происходят и значительные изменения в организме ребенка. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Анатомо-физиологические особенности детей периода младенчества

Нервная система интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на вазе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).

Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.

В связи с развитием моторных функций, совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.

Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3-месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).

У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.

За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.

· Нервно-психическое развитие детей

Го года жизни

1. Основные критерии (линии) развития.

Аз - анализатор зрительный.

Ас- анализатор слуховой.

Э- эмоции.

До- движения общие.

Др- движения руки.

Ра- речь активная.

Н -навыки.

Рп - речевые понимания.

Ср - сенсорика.

И - игра и действия с предметом.

Д - движения.

НПР - нервно-психическое развитие.

2. Формулы НПР детей 1-го года жизни.

1 мес. Аз Ас До Э Ра.

2 мес. Ас Аз До Э Ра.

3 мес. Аз До Э Др.

4 мес. Аз Ас Э До Др Ра Н.

5 мес. Аз Ас Др Ра Н Э До.

6 мес. Ас Др До Ра Н.

7 мес. Др До РпРа Н.

8 мес. Э Др До Р Рп Ра Н.

9 мес. Э Ас Др До Рп Ра Н.

10 мес. Э Др До Рп Ра Н.

11 мес. Э Др До Рп Ра Н.

12 мес. Э Аз Др До Рп Ра Н.

3. Динамика НПР за 1-й год жизни ребенка

Новорожденный

Месяц

Аз - плавное прослеживание движущегося предмета.

Ас -длительное слуховое сосредоточение (прислушивание к голосу взрослого, к звуку игрушки).

Э - первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

До - лежа на животе, пытается поднять и удержать (до 5 с).

Ра - издает отдельные звуки в ответ на разговор с

Месяца

Аз - длительное зрительное сосредоточение; смотрит на лицо взрослого, привлекший внимание предмет, следит за движущейся игрушкой или взрослым.

Ас - ищущие повороты головы при длительном звуке, поворачивает голову в сторону взрослого.

Э - быстро отвечает на разговор с ним улыбкой, длительное сосредоточение на другом ребенке.

До - лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову (не менее 5 с).

Ра - повторно произносит отдельные звуки.

Месяца

Аз - зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, на игрушке).

Э - отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним (разговор), ищет глазами ребенка, издающего звуки.

Др - случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

До - лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (1 минута).

Месяца

Аз - узнает мать или близкого человека (радуется).

Ас - поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и

находит его глазами.

Э - во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления», громко смеется на эмоциональное речевое общение.

Др - рассматривает, ощупывает, захватывает низко висящие над

грудью игрушки.

До - удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), при поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.

Ра - гулит.

Н - во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.

Месяцев

Аз - отличает близких людей от чужих.

близкого человека, различает строгую или ласковую интонацию.

Э - радуется ребенку, берет у него из рук игрушку.

Др - берет игрушку из рук взрослого, удерживает ее в руке.

До - долго лежит на животе, подняв корпус и, опираясь на ладони

выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Ра - подолгу, певуче гулит.

Н - ест с ложки полугустую кашу.

Месяцев

Ас - по-разному реагирует на свое и чужое имя.

Др - уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу

ими занимается, перекладывая из одной руки в другую.

До - переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя

руки или немного подползая.

Ра - произносит отдельные слоги.

Н - ест с ложки, снимая пищу губами, пьет из чашки небольшое количество жидкости.

Месяцев

Др - стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее.

До - хорошо ползает (много,быстро).

Рп - на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящийся в определенном месте.

Ра - подолгу лепечет.

Н - пьет из чашки, которую держит взрослый.

Месяцев

Э - смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

Др - игрушками занимается долго и разнообразно (толкает мяч, стучит, вынимает), подражает взрослому.

До - сам садится, сидит, ложится, держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов (2-3).

Ра - громко, четко, повторно произносит различные слоги.

Н - ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

Месяцев

Ас - плясовые движения под мелодию.

Э - догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает

действиям другого ребенка.

Др - действует с предметами по-разному, в зависимости

отих свойств (катает, нажимает, вынимает).

До - переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Рп - на вопрос «где?» находит несколько предметов, знает свое имя, оборачивается на зов.

Ра - подражает взрослому, повторяя за ним слоги

Н - хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности (спокойно относится к процессу высаживания горшок).

10 месяцев

Э - действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

Др - самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает, действия с предметами принимают устойчивый характер.

До - входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, сходит с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки.

Рп - по просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы, играет в прятки, «догоню-догоню», «сорока-ворона».

Ра - подражая взрослому, повторяет за ним слоги, которых не было в его лепете.

11 месяцев

Э - радуется приходу детей, избирательное отношение к детям.

Др - накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиямина стержень.

До - стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги,

Рп - по словесной инструкции водит куклу, кормит собачку и т. д.; находит и

дает любую куклу, мяч, которые видит среди игрушек.

Н - закрепляет умения, приобретенные в 9 мес.

Месяцев

Аз - узнает на фотографии знакомого взрослого.

Э - протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом и лепетом, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Др - катает, водит, кормит, баюкает.

До -- ходит самостоятельно.

Рп - понимает действия без показа (найди, дай), понимает имена детей, взрослых.

Ра - произносит 5--10 облегченных слов.

Н - самостоятельно пьет из чашки.

Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С 1-го месяца появляются потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие; улучшаются функции кожи.

К 1 месяцу полностью эпителизируется пупочная ранка.

В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции, ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются правила личной гигиены ребенка и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.

С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день (кроме летнего периода).

В связи с активным ростом скелета витамина Д, образующегося в коже ребенка, становится недостаточно для роста костей. Поэтому всем детям, находящимся на грудном вскармливании, с 4 недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза витамина Д - 500 МЕ в сутки.

Костно-мышечная система интенсивно развивается.

Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц: груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти стопы) развивается значительно медленнее.

К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц. Большой родничок сохраняется практически в течение всего 1-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам.

Формируются изгибы позвоночника:

- к 2 месяцам , когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (из гиб кпереди в саггитальной плоскости);

- к 6 месяцам , когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади саггитальной плоскости);

- к 12 месяцам , когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.

Прорезываются молочные зубы в следующем порядке

Медиальные резцы - в 6-9 мес.;

Латеральные резцы - в 9-12 мес.;

Первые коренные - в 12-15 мес.;

Клыки - в16-20 мес.;

вторые коренные - в 21-24 мес.

К 1 году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле КЗ == п - 4, где в - число месяцев до 24.

Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам).

Костная ткань отличается преобладанием органических веществ, поэтому сохраняется риск развития деформации костей.

Дыхательная система совершенствуется, формируются новые альвеолы, развиваютсяих основные функции.

ЧДД составляет: к 6 месяцам - 35-40 в мин., к 12 месяцам - 30-35 в мин.

Тип дыхания: смешанный.

Характер дыхания: поверхностное, частое, аритмичное.

Ребра, в связи с прямохождением, несколько изгибаются и располагаются более косо, чем у новорожденных; диафрагма опускается книзу.

Сохраняется относительная узость дыхательных путей, сухость и ранимость слизистой оболочки, поэтому велик риск развития острых инфекций дыхательных путей. В связи с наличием грудного вскармливания и ограниченностью контактов ребенка, этот риск реализуется относительно редко.

Для нормального газообмена в легких ребенку необходимо длительное пребывание на свежем воздухе.

Сердечно-сосудистая система увеличивается в размерах, совершенствуется, укрепляется миокард и эндокард. К 1 году сердце, в связи с переходом к вертикальному положению, располагается более вертикально и прилегает ближе к грудной клетке.

Вес сердца - 50 г.

ЧСС - 120-125 в минуту.

АД max =80 мм рт. ст.

V кровообращения - 13 с.

В связи с обильным кровоснабжением и слабым развитием соединительной ткани в сердечной мышце, у грудных детей сохраняется склонность к генерализованных (а не локальным) поражениям миокарда.

Пищеварительная система увеличивается в размерах, совершенствуется функционально.

Улучшается иннервация кардиального сфинктера, и 2-м полугодии жизни срыгивание обычно не наблюдали.

Повышается активность пищеварительных ферментов. С 4-5 мес., вследствие раздражения тройничного нерва

Прорезывающимися зубами, значительно усиливается слюноотделение, поэтому в возрасте 5 мес. ребенку можно вводить первый прикорм.

В связи с недостаточной выработкой факторов защиты желудочно-кишечного тракта и относительно низкой активностью ферментов у детей грудного возраста легко развиваются как функциональные, так и органические

поражения пищеварительной системы (диспепсия, гипотрофия, гастрит, энтероколит и т. д.).

Мочевыделительная система развивается, образуются новые нефроны, совершенствуются основные функции почек. Однако почка остается незрелой и уязвимой как по отношению к инфекциям, так и по отношению к нарушениям водно-соляного обмена.

Объем одной порции мочи в среднем составляет:

до 6 мес. - 30 мл,

от 6 до 12 мес. - 60 мл.

Частота мочеиспусканий:

до 6 мес. - 15-20 раз в сутки,

от 6 до 12 мес. - 10-15 раз в сутки.

Суточный объем мочи в год составляет в среднем 600 мл, а ее относительная плотность равна 1006-1010 ед.

Рефлекс на произвольное мочеиспускание начинают

формировать с 3 месяцев (в часы наибольшей вероятности мочеиспускания ребенка надо подержать над горшком). С 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, его высаживают на горшок.

При этом горшок должен быть:

Пластмассовым (т. е. теплым);

Соответствовать размеру ягодиц ребенка;

Яркого цвета или в виде игрушки;

Легко мыться и обрабатываться дезинфектантами.

Формула Зайцевой:

Суточный объем молока = 2% массы тела при рождении * день жизни.

Например, 3-х -дневный ребенок с массой тела при рождении 3500 г должен получить за сутки 2% * 3500 * 3 = 210 мл

Формула Шабалова:

= 3 мл * день жизни * масса тела при рождении (в кг).

Например, 3-х-дневный ребенок с массой тела 3500 г высасывает за одно кормление:

3 мл * 3 (день) * 3,5 кг = 31,5 мл

Объемный метод:

Объем молока на одно кормление можно рассчитать по формуле:

10 мл *день жизни

Например, ребенок в возрасте 3-х дней может высосать 10 мл * 3 дня = 30 мл.

Расчет питания для недоношенного новорожденного ребенка (на первые 10 дней жизни)

Формула Роммеля:

Суточное количество молока = (10 + день жизни) * масса в граммах: 100.

Например, 3-х - дневный ребенок с массой тела2000 г должен получить за сутки

(10 + 3)*2000: 100 = 260 мл.

После 10 дня жизни суточный объем питания для новорожденного равен 1/5 массы тела (объемный метод).

Например, ребенок в возрасте 18 дней с массой тела 4000 г за сутки получит 800 мл (110 -120 мл на одно кормление).

Ежедневный туалет новорожденного

Ежедневно необходимо:

Умывать лицо и руки ребенка кипяченой водой, руки следует мыть с детским мылом;

Осторожно прочищать с помощью сухих ватных жгутиков носовые ходы (ежедневно),

наружные слуховые проходы (не чаще одного раза в неделю);

Глаза протирать ваткой, смоченной кипяченой водой, в направлении от наружного угла

к внутреннему (каждый глаз отдельной ваткой). Нельзя закапывать в глаза ребенку

грудное молоко!

Полость рта обрабатывать не следует;

Кожные складки необходимо обрабатывать специальными детскими кремами, маслами

и присыпками. На ночь целесообразно нанести на область паховых и ягодичных скла-

док «детский крем под подгузник», содержащий окись цинка и пантенол, который создает

защитный слой на поверхности кожи, действующий в течение 12 часов.

Туалет пупочной ранки проводится 1% раствором бриллиантового зеленого с помощью

глазной пипетки 2 раза в день до 10-го дня и 1 раз в день до 1 месяца.

III. Примеры ситуационных задач приведены выше.

IV. Задания для самоконтроля.

Решите ситуационные задачи

1. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для доношенного ребенка с массой тела 4000 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.

2. Произведите расчет суточного и разового объема питания с помощью известных Вам формул для недоношенного ребенка с массой тела 1800 г в возрасте 4 дней; 6 дней, 10 дней.


I. Тесты

1. Минимальная масса тела доношенного новорожденного составля­ет (в граммах)

а) 2000 б) 2500 в) 3000 г) 3500

2. Минимальная длина тела доношенного новорожденного состав­ляет (в см)

а) 45 б) 47 в) 50 г) 55

3. Пуповинный остаток отделяется у доношенного новорожден­ного на сроке (день жизни)

а) 2 б) 3 в) 4-5 г) 6-7

4. Для профилактики офтальмобленнореи применяется раствор

а) фурацилина б) хлорида натрия в) сулъфацил-натрия г) полиглюкин

5. Режим кормления новорожденного ребенка:

а) 7 раз через 3 часа б) 6 раз через 35 часа в) 5 раз через 4 часа г) 3 раза в день

6. Физиологическое снижение массы тела новорожденного составляет
а) до 10% б) до 20% в) до 30% г) до 40%

7. Половой криз у новорожденного проявляется

а) повышением температуры тела

б) увеличением массы тела

в) увеличением грудных желез

г) снижением температуры тела

8. Сроки появления физиологической желтухи новорожденного

а) сразу после рождения б) на 2-3 день в) на 5 день г) на 7 день жизни

9. Интенсивность физиологической желтухи в динамике

а) нарастает б) уменьшается

10. Состояние новорожденного при физиологической желтухе

а) ухудшается б) не изменяется

11. Для профилактики опрелостей складки кожи новорожден­ного обрабатывают

а) стерильным растительным маслом б) физиологическим раствором

в) раствором фурациллина) г) раствором полиглюкина

12. Пупочную ранку у новорожденного обрабатывают раство­ром

а) 2% бикарбоната натрия б) 1% бриллиантового зеленого в) 5% йода

г) 5% хлорида натрия

Эталон ответов к заданиям тестового контроля

1б, 2 б, 3 в, 4 в, 5 а, 6 а, 7в, 8 б, 9 б, 10 б. 11 а 12 б

Питание недоношенного ребенка должно исходить из потребностей его организма и возможностей его пищеварительного аппарата.

Для недоношенных детей характерны высокие темпы физического развития. Естественно, что их организм испытывает потребность и в большем количестве калорий на 1 кг веса по сравнению с доношенными детьми. Возможности же пищеварительного аппарата в первые недели жизни весьма ограниченны. Несоответствие между потребностью и возможностью организма в этот период предопределяет и расчет питания.

Кормить недоношенных детей начинают с небольшого суточного рациона, обеспечивающего около 20- 35 кал на 1 кг веса ребенка. Постепенно калораж увеличивают и к концу первого месяца доводят до 130- 140 кал на 1 кг веса. Этот калораж в настоящее время считается оптимальным для нормального физического развития недоношенных детей.

Примерный расчет питания в первые 10 дней жизни приводится в таблице 4.

Таблица 4. Примерный расчет питания (суточное количество молока) для недоношенных детей первых 10 дней жизни

Возраст (в днях) Количество молока
в г на 1 кг веса ребенка (в сутки)
Количество калорий
на 1 кг веса ребенка (в сутки)
2 30 20
3 30-45 20-30
4 40-60 30-42
5 50-75 35-52
6 60-90 42-63
7 70-105 49-73
8 80-120 56-84
9 90-135 63-94
10 100-150 70-105

Как видно из таблицы 4, ежедневное увеличение молока в этот период в среднем составляет 10-15 г на 1 кг веса ребенка. В последующие дни темпы увеличения суточного количества молока снижаются.

Детям в возрасте старше 10 дней расчет питания более целесообразно производить объемным способом (в зависимости от веса ребенка). При этом мы используем следующие соотношения. У детей в возрасте 10-14 дней суточное количество питания составляет 1/7 веса тела (примерно около 100 кал на 1 кг веса). Дети в возрасте трех недель получают суточное количество пищи, соответствующее 1/6 веса тела (примерно около 120 кал на 1 кг веса). Для детей в возрасте около месяца суточное количество пищи соответствует 1/5 веса тела ребенка (примерно около 135-140 кал на 1 кг веса).

Например, ребенок с весом 1960 г в возрасте 11 дней получит в сутки около 280 г молока (1960: 71= 280), что будет соответствовать 100 кал на 1 кг веса.

Количество калорий, которое получает ребенок на 1 кг веса, рассчитывается следующим образом. 1 л женского молока содержит 700 кал, а 100 г молока - 70 кал. Следовательно, 280 г молока, которые получает данный ребенок, будут содержать 196 кал (2,8X70), что в пересчете на 1 кг веса составит 100 кал (196: 1,96 = 100).

При расчете питания следует учитывать индивидуальные особенности ребенка (активность сосательных движений и ежедневную прибавку веса). Если ребенок вяло сосет и в связи с этим получает более низкий калораж, чем ему положено по возрасту, это не отражается на его весовой кривой, то нет особой необходимости в увеличении количества пищи.

Увеличение количества пищи у глубоко недоношенных детей должно производиться осторожно и постепенно. При этом необходимо обращать внимание не только на Возраст ребенка, но и на его общее состояние. При внезапном ухудшении состояния количество молока во время каждого кормления необходимо уменьшить, а в некоторых случаях очередное кормление целесообразно пропустить. При резком вздутии живота ребенка не следует кормить до тех пор, пока явления метеоризма не будут полностью или частично устранены.

При кормлении недоношенных детей, особенно с низким весом, сестра должна точно придерживаться указанного врачом количества пищи и никогда его самостоятельно не увеличивать. Если сестра считает, что ребенок не наедается, она должна уведомить об этом врача, и только с его разрешения назначенное ранее питание изменяется.