Памятка "рекомендации логопеда родителям". Если вы пришли на консультацию логопеда в первый раз Памятка для родителей от логопеда

Логопедические памятки для родителей.

Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание на то, как он понимает ваши словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их чётко, немногословно, доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребёнка. В любой ситуации не пугайте его.

В собственной речи чётко проговаривайте окончания слов, дайте ребёнку возможность услышать изменения окончания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например, это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу.).

Обращайте внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.).

Привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов контекстной речи и изолированно, особенно сложных предлогов из-за, из-под (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спинку и т.д.).

Совершенствуйте грамматический срой речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у тебя…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

Обращайте внимание ребёнка на процесс приготовления пищи, её качества, состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печём, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зелёный, жёлтый).

Неоценима роль любимых игрушек в развитии ребёнка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие её обладателю - ребёнку.

Конечно, «первоклашке» нелегко привыкать к новой жизненной ситуации, но все же не освобождайте его от дел по дому. Привлекайте ребенка к уборке, мытью посуды и т.д. Только так он будет гармонично развиваться.

Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, постарайтесь не озвучивать эти сравнения при ребёнке, даже если они в его пользу. Помните, что учиться все-таки он, а не вы.

Уважаемые родители!

Групповые логопедические занятия по коррекции нарушений речи и звукопроизношения, проводятся 2 раза в неделю. Индивидуальные, в зависимости от сложности речевого нарушения. После занятий индивидуально каждому учащемуся, в соответствии с его речевым нарушением, даются задания на дом. Домашние задания даются с целью закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях в школе.

При выполнении домашних заданий следует соблюдать ряд условий:

1. приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен;

2. необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь;

3. домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда;

4. у ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п. ;

5. выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют;

6 .если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже;

7. никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки;

8. чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей - является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Логопед работает над развитием речи ребенка, выполняет артикуляционную гимнастику, показывает родителям правильность ее выполнения на себе или ребенке. Родители должны внимательно слушать рекомендации логопеда и выполнять все задания, которые он задает на дом.

Удачных занятий и правильной речи!

не берите инициативу в свои руки при первой же ошибке.

Р от – 70% того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Пусть ребенок повторяет за вами вслух, а не молча слушает. Обсуждайте свои действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

У ши – лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних ваших объяснений будет недостаточно.

Г лаза – 30% того, что малыш видит - он усваивает. Рисуйте ему наглядные картинки, объясняющие материал. Только рисунки должны быть не скучными, а веселыми и оригинальными, тогда у ребенка будут возникать ассоциации, и он легко поймет материал.

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда.

2. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи.

3. Сидякина Н.Н. Десять простых советов логопеда.

Р ечь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

З адавайтеОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

В ыдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты ) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Как заниматься с ребёнком дома.

Произносительная сторона речи, грамматический строй речи, связная речь в основном формируются в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатели и логопед упражняют детей в чётком произнесении слов, учат грамматически правильно оформлять речь, помогают овладевать навыками связного высказывания. Однако нельзя забывать и о том, что ребёнок много времени проводит и вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Высказывая своё мнение по тем или иным вопросам, ребёнок учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребёнок успешнее овладевают речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приёмов, используемых логопедом и воспитателями в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

Как отмечал К.Д.Ушинский, когда ребёнок видит картинку, ему сразу хочется заговорить. Поэтому все речевые упражнения в тетради должны сопровождаться иллюстрациями (или вы их рисуете вместе с ребёнком, или подбираете и наклеиваете готовые картинки). Обязательно внимательно рассмотрите их с ребёнком и обсудите их содержание. Помните, что продолжительность занятия зависит от возраста и работоспособности ребёнка, она не должна превышать 15 – 20 минут. Но если ребёнок увлёкся, не стоит резко останавливать его.

Определив затруднения, которые возникают у вашего ребёнка при выполнении того или иного упражнения, вы сможете строить занятия с учётом выявленных трудностей, сможете выбрать специальный комплекс упражнений.

1. пальчиковая гимнастика - каждое занятие полезно начинать с упражнений для пальцев рук, т.к. они – второй орган речи, который способствует быстрому становлению и закреплению звуков. Прежде чем выполнять упражнение, повторите с ребёнком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки, называя их: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

2. артикуляционная гимнастика: упражнение для губ, для языка, дыхательные у упражнения в сочетании с упражнениями для губ и языка.

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие тре требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом;

Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко;

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действием ребёнка);

Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка;

Помните: гимнастика не должна надоедать ребёнку. Следите, чтобы он от неё не уставал.

4. закрепление правильного произношения уже поставленного звука: в звукоподражаниях, слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Эти упражнения могут сочетаться с упражнениями на формирование грамматического строя и связной речи (ответы на вопросы, подбор синонимов, антонимов, пересказы текстов, заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок). Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание.

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. По-чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

Ваш доброжелательный настрой – залог успеха ребёнка!

Практические советы для взрослых

по поддержанию у ребёнка положительного эмоционального настроя.

  1. Как только ребёнок начинает говорить и может выразить словами, что ему нужно, - он должен быть отучен от плача. На любую просьбу ребёнка надо сразу реагировать, не доводя до плача.
  2. Соблюдение режима.
  3. Любой день начинается с утра, а утро – с вечера. Вечер должен быть спокойным, укладывайте ребёнка спать в хорошем настроении, с таким настроением он и проснётся.
  4. Постоянный эмоциональный контакт с ребёнком: беседы, игры, занятия в благожелательном настроении.
  5. Благоприятный климат в семье.
  6. Практические тренинги (внушения), которые вселяют уверенность у детей: «У тебя всё получится», «Ты всё сможешь».

ПРАВИЛА:

  1. Начинайте с похвалы и признания достоинств.
  2. Указывайте на ошибки не прямо, а косвенно: «А я бы сделала так».
  3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте, задавайте вопросы вместо приказов.
  4. Давайте ребёнку возможность спасти свой престиж. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
  5. Создавайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать: «Ты добрый, я знаю».
  6. Создавайте впечатление, что ошибка легко поправима: «Ничего страшного, это можно исправить».
  7. Добивайтесь, чтобы дети были рады сделать то, что вы предлагаете. Труд надо ставить в поощрение, а не в наказание.

Если, соблюдая правила, в поведении ребёнка замечаете неадекватную (неправильную) реакцию, лучше обратиться за помощью к специалисту.

Зачастую эмоциональные срывы (вспышки агрессии) происходят в виду развивающегося заболевания, не обязательно психического. Вопросы здоровья ребёнка лучше решать в дошкольном возрасте, т.к. поступление в школу, масса уроков и несоблюдение привычного режима наносят удар по нервной системе здорового ребёнка. А если ребёнок ещё и не вполне здоров?


1. В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! [показать/скрыть]

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная.
Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.
& Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме - пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:
- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки).
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

2. Многих молодых родителей волнует вопрос, когда ребенок должен начинать говорить, что нужно сделать для того, чтобы малыш быстрее заговорил?
Специалисты в области логопедии готовы ответить на ваши вопросы.

3. Мяч и речь. Практикум для родителей.

4. Развитие речевых навыков детей раннего возраста. Упражнения для занятий по развитию речи.

5. Применение cу-джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

6. Родителей очень часто волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Ни для кого не секрет, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Как же развивать мелкую моторику?

7. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма - ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Почему не каждому дается грамота?

9. Артикуляционная гимнастика

10. Профилактика дисграфии

11. Пословицы в развитии речи дошкольника

12. Мастер-класс для родителей воспитанников по теме: «Играем пальчиками»

13. Упражнения для развития логического мышления у дошкольников 6-7 лет

14. Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком

15. Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников

16. Поиогаем детям вместе!

17. Формирование связной речи при составлении рассказов

18. Как развитие мелкой моторики рук влияет на речевое развитие?

19. Ребенок из Зазеркалья. Как распознать, что ребёнок- левша?

20. Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет

21. Как стимулировать речевое развитие ребенка?

22. Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

23. Дыхательная гимнастика

24. Леворукий ребёнок

25. Готовим руку к письму

26. Подготовка руки ребенка к письму в школе

27. Упражнения для тренировки речевого дыхания

28. Заикание (памятка для родителей)

29. Памятка родителям для поступления ребенка в школу

30. Почитай мне мама!

31. Формирование навыков «внимательного» чтения

33. Упражнения для развития подвижности губ

34. Правила и упражнения в плавной речи

35. Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения в семье

36. Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет)

37. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

38. Развитие мелкой моторики

39. Как помочь ребенку заговорить?

40. Технология БОС – технология здоровья

41. Многозначные слова как способ обогащения словаря учащихся

Работая в общеобразовательной школе, я столкнулась с проблемой несерьезного отношения к логопедическим занятиям, как учеников, так и их родителей. Зачастую в автоматизации поставленного звука участвует только логопед. А ведь при таком подходе, положительная динамика затягивается, и закрепление звука может тянуться месяцами, если не годами. Часто родители воспринимают логопеда, как врача - "Работайте, а мы в стороне".

Но ведь у логопеда нет "волшебной таблетки", выпив которую ребенок идеально заговорит. Коррекция звукопроизношения - это труд, в первую очередь труд самого ребенка. Поддержка родителей в этот период очень важна.

Для привлечения и заинтересованности родителей, я разработала письмо - памятку от имени учеников посещающих мой логопункт.

Дорогие и любимые папочка и мамочка!

Я знаю, что вы меня очень сильно любите. Больше всего на свете вы хотите, чтобы я вырос успешным человеком. Человеком с большой буквы. Сейчас у меня сложный период и мне нужна ваша помощь. Я учусь говорить правильно. Я стараюсь, но ведь я ребенок и иногда забываю заниматься. А вы взрослые, и можете мне вовремя напомнить. Мне нужно научиться правильно произносить такие звуки: __________(перечислены нарушенные у ребенка звуки), поэтому с сегодняшнего дня у нас в семье устанавливаются такие правила:

  1. Я рассказываю вам сказку «О веселом язычке» и делаю артикуляционную зарядку перед зеркалом. (3 раза в день по 5-7 минут)
  2. Я учусь правильному речевому дыханию. (3 раза в день)
  3. Я делаю пальчиковую гимнастику. (3 раза в день)
  4. Я учусь правильно произносить звуки. (регулярно)
  5. Я выделяю исправляемый звук во всех словах. (постоянно)
  6. Я говорю правильно, а если вы услышали неправильный звук, вы должны попросить меня исправить свою ошибку. (постоянно)
  7. Я обязательно выполняю задания данные мне логопедом на дом. (постоянно)

Эти правила действуют каждый день, до полного исправления звукопроизношения. А для правильного выполнения артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик у меня есть шпаргалочки:

1 Шпаргалка: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - перед зеркалом!!!

1. "лопатка" - широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10-15 секунд.
2. "Часики" - движения языком вправо-влево.
3. "Маляр" - движения языком вперед-назад по нёбу.
4. "Качели" - движения языком вверх-вниз:
а) к верхней - нижней губе
б) к верхним - нижним зубам
5. "Вкусное варенье" - круговые движения языком по губам.
6. "Чашечка" - широкий язык поднят вверх:
а) к верхней губе
б) к верхним зубам
в) к верхним альвеолам
7. "Лошадка" - щелканье языком.
8. "Грибок" - язык широкий, плоский, присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка - к верхним альвеолам.



2 шпаргалка: ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

1. Вдох и выдох через нос.

  • Вдох через одну ноздрю - выдох через другую.
  • Вдох и выдох толчками.

2. Вдох через нос, выдох через рот.
Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.

  • Вдох через одну ноздрю - выдох обычный.
  • Вдох толчками - выдох обычный.
  • Вдох обычный - выдох толчками.
  • Вдох и выдох толчками.
  • Вдох обычный - выдох с усилением в конце.

3 Шпаргалка: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

1. «Пальчики здороваются»
Прикоснуться каждым пальцем к большому пальцу, начиная с указательного. Затем в обратном направлении: от мизинца к большому и т. д. Сначала правая рука, потом левая, и одновременно.

2. «Крестики-нолики»
«Нолик»- большой и указательный палец образуют круг, «Крестик» - скрещивание указательного и среднего пальца. Повторять по 10 раз. Каждой рукой по очереди.

3. «Волшебный счет»
Положить ладонь на ровную поверхность и каждым пальчиком постучать по поверхности под счет до 5. Можно считать слова с закрепляемым звуком.

4. «Коза» - «Заяц»
«Коза» - сжать кулачок, выставить вверх указательный палец и мизинец. «Заяц» -сжать кулачок, выставить вверх указательный и средний пальцы. Упражнение выполнять под счет «коза-заяц» по 10 раз каждой рукой по очереди.

Я очень жду вашей помощи.
Ваш сын/дочь _____________________(подписывает сам ребенок)

Эта памятка-письмо дало свои результаты. Родители не хотят подводить своих детей и занимаются дома. В связи с этим, процесс автоматизации исправленных звуков продвигается быстрее.