Память прошлых жизней. Существует ли реинкарнация? Восстановление памяти прошлых жизней. Почему мы не помним прошлую жизнь «Все проблемы из головы», или Психосоматические заболевания

При любом исследовании феномена существования памяти о прошлых жизнях следует помнить, что две из основных мировых религий в той или иной форме признают и активно пропагандируют понятие реинкарнации (перевоплощения, переселения душ). Для буддизма - как для азиатской, так и тибетской его ветвей - это одна из основных догм; то же самое можно сказать и об индуизме, последователи которого говорят о «колесе жизни» и «колесе кармы», заключающихся в цикличности рождения, смерти и нового рождения. В некоторых эзотерических кругах считается, что Библия когда-то содержала постулаты о возможности реинкарнации, но в 553 году нашей эры они были удалены оттуда по политическим причинам Пятым Вселенским Собором. Считается, что государству легче управлять народом, верящим в существование ада, чем людьми, которые видят возможность индивидуального духовного роста, достигаемого через серию земных реинкарнаций. Опросы показали, что вера в возможность реинкарнации становится все более распространенной, - согласно данным социологического опроса, проведенного в США, реинкарнацию считают реальностью четверо из десяти опрошенных, а опрос, проведенный британской газетой «Тайме», показал, что каждый шестой респондент пережил нечто такое, что убедило его, что он, по крайней мере однажды, уже жил в прошлом.

Несмотря на популярность понятия реинкарнации, убедительные доказательства ее существования - то есть те, которые способны опровергнуть любые сомнения, - обнаружить довольно трудно. Если мы собираемся пойти дальше, чем просто поверить или не поверить рассказам тех, кто заявляет о существовании «древней памяти», нам необходимо провести более тщательное исследование. Чтобы «доказать» возможность реинкарнации, необходимо выявить случаи, когда кто-то сообщает информацию о других людях, живших в прошлом, причем этих вещей они знать просто не могут. Подобное знание, похоже, проявляется в двух вариантах: сознательном и подсознательном. Современная жизнь такова, что телевидение и книги дают нам возможность узнать множество сведений о других культурах и других эпохах, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы многое знаем о «других жизнях». Но действительно ли мы прожили эти жизни? Или это всего лишь жизни, прожитые другими людьми?

Существование явления под названием «криптомнезия» убеждает нас в том, что, хотя мы, как нам кажется, многое забываем, наш разум запоминает абсолютно все пережитое нами. Человеческий разум впитывает информацию как губка, «складируя» все, что может пригодиться в будущем. Сможем ли мы получить доступ к этой информации - это совсем другой вопрос, она может «всплыть» лишь в критические моменты, когда над нашей жизнью нависла какая-то угроза. Но эту информацию также можно восстановить, войдя в состояние гипноза или когда нас просят вспомнить прошлую жизнь!

В соответствующей литературе описаны случаи того, как люди в состоянии регрессивного гипноза демонстрировали свободное владение иностранными языками. Впрочем, это не доказывает существования реинкарнации, - иногда оказывалось так, что в детстве эти люди несколько лет прожили за рубежом. Будучи «в здравом уме», они были неспособны говорить на языке страны, в которой жили, но их подсознание впитывало всю ту информацию, которая была необходима для свободного общения на иностранном языке, даже по прошествии многих лет. Так что о любом человеке можно сказать, что он никогда ничего не забывает.

Приходится принимать во внимание возможность существования подобных обстоятельств, поэтому серьезное исследование случаев реинкарнации -довольно трудная задача. Тем не менее существуют два основных способа получения доказательств возможности реинкарнации: через спонтанное появление воспоминаний о прошлых жизнях, которое наиболее часто случается у детей, и через введение человека в состояние гипноза, - причем данный способ является более «научным». Следует отметить, что в этом случае возникает проблема, связанная со степенью внушаемости объекта гипноза. Кроме того, скептики могут возразить, что гипнотизер способен внушить человеку все что угодно.

Гипноз как способ выявления памяти о прошлых жизнях впервые привлек общественное внимание в 1952 году, при исследовании «случая с Бриди Мерфи». Бриди была молодой женщиной из Ирландии, родившейся в 1798 году. Как утверждалось, она возродилась в памяти 29-летней Вирджинии Тай, жительницы города Мэдисон, штат Висконсин. В роли гипнотизера выступал Мори Бернстайн, хотя стоит упомянуть, что он был скорее бизнесменом, интересующимся гипнозом, чем гипнотизером. На протяжении серии записываемых на магнитофон сеансов гипноза Бернстайн возвращал миссис Тай в ее жизнь в графстве Корк: к ее отцу-протестанту, мужу, адвокату-католику, к двум свадьбам - протестантской и католической, к их переезду в Белфаст и жизни в коттедже на Дули-роуд. Все это выглядело довольно правдоподобно. По крайней мере, в этом нас убеждает то, насколько подробно женщина описывала все сферы повседневной жизни девятнадцатого века, причем позже подробности, приведенные ею, были проверены. Например, Тай-Мерфи упомянула фамилии бакалейщиков, снабжавших ее дом продуктами, - «Фарр и Кэрриган», - и оказалось, что люди с такими фамилиями действительно владели в то время бакалейной лавкой. Были упомянуты также и другие факты, которые удалось проверить, - женщиной были безошибочно приведены названия районов и улиц, которые удалось обнаружить только на картах, датируемых началом XIX века. Двухпенсовая монета, о которой рассказала Тай, была в обращении лишь на протяжении двенадцати лет - именно в то время, о котором она рассказывала.

Вирджиния Тай никогда не была в Ирландии, не был там и ее муж, который оказался наиболее скептически настроенным из всех тех, кто слышал об этом случае. Возможно, дело здесь в том, что ему было что терять, - а именно личность жены. После обнародования результатов исследований стали появляться многочисленные теории, объясняющие феномен Вирджинии Тай: первая из них гласила, что Тай просто посмотрела фильм о жизни Ирландии той поры. Но подобный фильм так никогда и не был обнаружен. Кроме того, у Тай якобы были знакомые, ирландцы по происхождению, которые могли рассказать ей об Ирландии начала девятнадцатого века. Газета, конкурирующая с той, которая освещала этот случай, попыталась объяснить все следующим образом: утверждалось, что у Вирджинии Тай была тетка по имени Мэри Берне — «ирландка до мозга костей», - которая рассказывала своей племяннице об Ирландии. В газете также утверждалось, что Вирджиния Тай жила по соседству с девушкой, которую звали Бриди Мерфи.

Все эти утверждения оказались ложью, но дело, собственно, не в этом: сенсация забылась, появившаяся было игра «Вспомни, кем ты был в прошлой жизни» утратила популярность и почти все забыли, что Вирджиния Тай когда-то существовала. Тем не менее опровергнуть доказательства этой реинкарнации так никому и не удалось. Разумеется, нельзя отрицать возможность того, что весь «эксперимент» Мори Бернстайна является не чем иным, как мистификацией, но за прошедшие с тех пор сорок пять лет никто так и не смог доказать, что Тай получала столь подробную информацию не из памяти Бриди Мерфи, а из какого-то другого источника.

В наши дни подобные случаи обычно попадают в тень так называемого «синдрома ложной памяти». Фурор, произведенный рассказами о последствиях гипнотической обработки людей, утверждающих, что их похищали инопланетяне, поверг приверженцев регрессивного гипноза в полное замешательство, - никто не знал, кому и чему теперь можно верить. Похоже, выработалось единодушное мнение, согласно которому любой человек, практикующий гипноз и гипнотерапию, может быть виновен во «внушениях», то есть вбивании в головы своих пациентов представлений, в которые гипнотизер хотел бы заставить их поверить. Сам по себе тот факт, что вся данная отрасль науки может быть дискредитирована - по меньшей мере, в глазах общественного мнения, - заслуживает самого пристального внимания.

Большинство исследований «восстановления» памяти о прошлых жизнях, последовавших за случаем Вирджинии Тай/Бриди Мерфи, были проведены психологами с университетским образованием посредством метода регрессивного гипноза. Наверное, наиболее известным из этих специалистов является доктор Аллан Кэннон, который ввел в состояние регрессивного гипноза 1382 добровольца. Несмотря на то что поначалу он со скепсисом относился к понятию реинкарнации, Кэннон во время сеансов гипноза установил, что его пациенты способны вспомнить не только подробности жизни людей, проживавших в недалеком прошлом, но и детали, относящиеся к эпохам, отстоящим от нас на много тысячелетий. В 1950 году Аллан Кэннон написал книгу под названием «Внутренняя сила». Вот отрывок из нее:

«На протяжении многих лет теория реинкарнации казалась мне всего лишь досужим вымыслом и я всячески пытался опровергнуть ее и даже спорил со своими пациентами, убеждая их, что во время гипнотического транса они несут чушь. Но годы шли, а пациенты рассказывали мне одно и то же, разница заключалась лишь в деталях, хотя вероисповедание и жизненная позиция этих людей были самыми разными. На сегодняшний день я исследовал более тысячи подобных случаев, и это убедило меня в том, что перевоплощение все же существует».

Работа Кэннона и других специалистов в области регрессивного гипноза привела к появлению массы чрезвычайно интересных данных. Тем не менее кризис доверия к таким данным, обусловленный синдромом ложной памяти, вызывает большой интерес к другим формам доказательства существования памяти о прошлых жизнях. Обычно это рассказы детей младшего возраста. Спонтанность, с которой дети выражают свои чувства, как и отсутствие навыков того, что можно назвать «взрослым умением лгать», - именно те обстоятельства, которые делают свидетельства детей столь важными для доказательства возможности реинкарнации. Вероятно, наибольших успехов в выявлении спонтанных детских воспоминаний о прошлых жизнях добился доктор Иан Стивенсон. За тридцать лет работы в этой области он предоставил немало убедительных доказательств существования описываемого здесь феномена. В своей книге «Двадцать случаев, наводящих на мысль о возможности реинкарнации» он записал воспоминания детей, живших в основном в Индии, Нигерии, на Аляске и Дальнем Востоке. Одним из наиболее интересных случаев является история Бишена Чанда сына железнодорожника из города Баре или, что в северной части Индии. Рассказы четырехлетнего Чанда на протяжении некоторой) времени записывались местным адвокатом по имени К. К. Н. Сахай, лишь по прошествии определенного периода была предпринята попытка проверить эту информацию.

По словам Сахая, Бишен Чанд начал рассказывать о месте под названием Пилибит еще до того, как научился как следует говорить. Пилибит - это город, расположенный в тридцати милях оттого места, где жил Чанд. Позже Чанд рассказал, что он приходится племянником человеку по имени Хар Нараин, жителю Пилибита. Он также утверждал, что жил по соседству с Сандером Лалом, джентльменом, у которого были зеленые ворота, меч и ружье. Чанд рассказал Сахаю, что Сандер Лал устраивал во дворе своего дома вечеринки, на которых присутствовали танцовщицы.

Сахай решил отвезти четырехлетнего Чанда в Пилибит - с целью проверить эту информацию. Следует заметить, что эта поездка была организована не так, как того могли бы потребовать скептически настроенные ученые. Тем не менее ее результаты были ошеломительными - сначала Чанд нашел дом Сандера Лала и его зеленые ворота, а потом и то место, где жил его дядя из прошлой жизни - Хар Нараин. Затем к Чанду с фотографией в руках подошел один его «родственник»: сможет ли он узнать своего дядю из прошлой жизни на фотоснимке? «Вот это Хар Нараин, - уверенно сказал Чанд, - а вот это я». Он утверждал, что в прошлой жизни был человеком по имени Лакшми Нараин. Чанду задали несколько вопросов о ведшем далеко не безгрешную жизнь Лакшми. Среди них был и такой: «Как звали его любимую проститутку? » «Падма!» - тут же ответил Чанд. Окружившие их люди согласно закивали головами - это было правдой. Очевидно, Лакшми ее не забыл.

Последним испытанием в ходе странствий Чанда в те места, где проходила его прошлая жизнь, была встреча с его матерью из прошлой жизни. Чанду был задан ряд вопросов, и он вспомнил, как как-то выкинул консервированные фрукты, потому что в них завелись черви, -довольно часто в подобных обстоятельствах вспоминаются именно такие вещи. Кроме того, он смог рассказать, что работал на железной дороге в Удхе и что у него был слуга, темнокожий невысокий мужчина по имени Майкуа. Ответив на все заданные ему вопросы Чанд, как реинкарнация Лакшми Нараина, был допущен в семью, в которой жил в прошлой жизни.

Стивенсон также описал случай двойной реинкарнации, произошедший в Шри-Ланке. Две трехлетние сестры-близняшки - Широми и Шиванти Хетиерахти - описали свою смерть как смерть двух молодых людей, погибших в 1971 году во время организованного коммунистами восстания. В 1982 году Широми заявила, что спрыгнула со скалы и разбилась насмерть, а Шиванти сказала, что ее застрелили. Обе они смогли назвать имена, под которыми жили в прошлых жизнях, и сообщили достаточно подробностей, чтобы обе пары родителей признали их воплощениями своих погибших сыновей.

Существует еще одна пара близнецов, сумевших предоставить твердые доказательства возможности реинкарнации, - это сестры Поллок, Дженифер и Джиллиан, родившиеся в английском графстве Нортумберленд в октябре 1958 года. История их жизни, одновременно являющаяся трагичной и трогательной, началась за несколько лет до их рождения, когда их старшие сестры - одиннадцатилетняя Джоанна и шестилетняя Жаклин - были сбиты автомобилем, когда возвращались из церкви. Обе девочки погибли на месте. Их отец Джон Поллок, как это нередко бывает в подобных обстоятельствах, винил в произошедшем несчастном случае себя. Джон - истый католик, который, впрочем, верил в возможность реинкарнации, - решил, что несчастный случай явился для него чем-то вроде кары за его грехи. Он также верил, что его девочки вернутся к нему, воплощенные в других людей. Через некоторое время его жена Флоренс забеременела, и высказанное Джоном предположение, что родится двойня, сбылось. Когда родились Дженифер и Джиллиан, Джон сразу заметил, что у одной из них на теле те же отличительные черты, что и у покойной Жаклин: родимое пятно в форме отпечатка пальца на левом бедре и тонкая, похожая на шрам, полоска на лбу. Жаклин получила этот шрам в результате падения с велосипеда. Как ревностная католичка, Флоренс заставила мужа пообещать, что тот никому не расскажет об этих перевоплощениях и что, когда девочки начнут задавать вопросы о своих погибших сестрах, он скажет им, что их сестрички находятся сейчас в раю.

Когда близняшкам исполнилось три месяца, семья переехала в другой дом, расположенный в нескольких милях от прежнего. Когда вся семья через несколько лет посетила место, где произошла трагедия, девочки повели себя очень странно. Во-первых, они без подсказки указали на дом, в котором родились. Они знали, что приближаются к качелям и горкам, еще до того, как это место можно было разглядеть. Они также знали, что неподалеку расположена школа, в которую ходили их погибшие сестры.

Однажды, когда девочкам показали кукол, принадлежавших их погибшим сестрам, Дженифер тут же заявила: «Это твоя Мэри, а это моя Сьюзан». Это были те самые имена, которые дали куклам их старшие сестры. Несколько раз сестры начинали ни с того ни с сего визжать при виде автомобиля, при этом машины обычно не приближались к ним, а просто двигались в их сторону. Однажды мать увидела, как Джиллиан укачивает голову Дженифер, приговаривая: «Из твоих глаз течет кровь Сюда тебя ударила машина». Происходящее внушало Флоренс Поллок все больше опасений, несмотря на то что ее муж считал, что ничего страшного не происходит. Однако к шести годам воспоминания перестали появляться, и в тринадцать лет девочки даже не помнили того, что им рассказывал об их детстве отец. Хотя некоторые исследователи этого случая полагали, что интерес отца к реинкарнации ослабляет достоверность информации, все же трудно представить, каким образом тот мог сфабриковать доказательства и вложить их в уста своих детей. Кроме того, происшедшее также указывает на тот факт, что в преимущественно христианских странах верующие родители - по религиозным мотивам или из неверия - могут замалчивать случаи возможной реинкарнации.

Вероятно, наиболее достоверные доказательства реинкарнации были представлены нам тринадцатилетней девочкой, которая сочиняла песни на средневековом французском и упоминала имена реально существовавших людей и события, которые, как сейчас стало известно, действительно имели место несколько столетий назад. Немногие авторы, писавшие на тему реинкарнации, изучили явление существования «древней памяти» лучше, чем практикующий психиатр доктор Артур Гидем. Он долгое время успешно работал в сфере классической медицины и приобрел репутацию как в научных кругах, так и в обществе в целом. Позднее Гидем написал две книги, которые навсегда изменили взгляды многих людей на понятие реинкарнации. Воздействие того, что Гидем узнал от своей пациентки, на его жизненную позицию было настолько сильным, что он посчитал, что всю оставшуюся жизнь должен посвятить описанию и анализу ощущений женщины, которая стала широко известна под именем миссис Смит.

Проверить существование женщины, с которой отождествляла себя миссис Смит, Гидему помогли записи святой инквизиции, - оказалось, что эта женщина действительно жила во Франции в XIII веке и была членом малоизвестной религиозной секты. Члены этой секты, известные под названием катары или альбигойцы, стали жертвами яростных гонений со стороны Римско-католической церкви, использовавшей в то время для борьбы с ересью инквизицию с ее пыточных дел мастерами и палачами. Как оказалось, «миссис Смит» стала одной из жертв массового сожжения еретиков у горной крепости Монтесугар, расположенной в Пиренеях.

Миссис Смит впервые пришла к Гидему, когда ей было чуть более тридцати лет, - ее мучили кошмары, в которых на нее нападал незнакомый ей человек. Прошло некоторое время, прежде чем она рассказала о довольно болезненных, но при этом просто невероятных ощущениях, пережитых ею в юности. С тринадцатилетнего возраста ее беспокоили временные потери сознания, эти приступы традиционная медицина не могла объяснить. Миссис Смит почти не верила, что доктор Гидем сможет ей чем-то помочь. Она очень боялась, что однажды не сможет управлять собой и ее видения возьмут над ней верх. В январе 1965 года миссис Смит описала это так: «У меня есть ужасная склонность «выпадать из времени». Иногда я испытываю сильнейшее сомнение по поводу того, говорил ли мой собеседник что-то, или он скажет это в будущем, или же наша беседа произошла в далеком прошлом».

В памяти миссис Смит всплывали воспоминания о романе со странствующим музыкантом - трубадуром по имени Роже. Ее воспоминания были столь сильны, что в тринадцатилетнем возрасте она написала лирическую песню на каком-то непонятном средневековом диалекте французского языка, хотя современный французский знала очень плохо. Ей часто снилась ее встреча с Роже:

«Я могу написать о Роже книгу, и это не составит для меня абсолютно никакого труда. Все это мне когда-то снилось, и мне всего лишь необходимо изложить свои воспоминания на бумаге. Эта книга никогда не будет издана, - я бы этого не вынесла. Нет ничего странного в том, что другим девочкам снятся ласки или ухаживания мужчин, но мои сны кажутся настолько странными и живыми, что я не хочу, чтобы что-то подобное происходило в моей жизни.

Я полюбила его в ту же ночь, когда он в пургу пришел к нам в дом. Я пыталась не смотреть на него, но все же чувствовала, что он рядом. Меня переполняла радость, - погода была такой ненастной, что он вынужден был остаться у нас на ночь. Той ночью, как только он заснул, я поцеловала его…

Тот день, когда отец избил меня и выгнал из дому, стал одним из лучших дней в моей жизни. Я отправилась прямо к Роже, у меня не было с собой ничего, кроме одежды, на мне даже не было обуви… Его дом стоял на вершине холма, и дорога, ведущая к нему, была каменистой и ухабистой. Он жил в большом строении, не в замке, а скорее, в каком-то укрепленном доме… Мы были очень счастливы».

Счастье продолжалось недолго. Против катаров был организован крестовый поход, и в феврале 1966 года миссис Смит пришлось вновь пережить собственную смерть на костре от рук католической инквизиции, случившуюся примерно за семь столетий до этого.

«Нас всех босиком провели по улицам к площади, где были сложены поленницы дров для будущего костра. Вокруг стояли несколько монахов, они распевали церковные гимны и молились. Я не чувствовала к ним благодарности - наоборот, я подумала: «Как у них хватает наглости молиться за меня, - ведь я должна быть закоренелой грешницей!» Когда я бодрствую, мне не приходят в голову греховные мысли, но мне часто снятся ужасные вещи. Мне ужасно не нравилось, что эти монахи будут смотреть, как я умираю. Одна девочка в школе как-то сказала, что мечтает, чтобы ее распяли на кресте, как Христа. Я бы предпочла быть распятой на кресте, чем сожженной, - боль была просто невыносимой. Умирая, следует возносить молитвы Богу, но как можно молиться, когда ты корчишься от невыносимой боли? Я думала о Роже и о том, как сильно я его люблю. Боль, причиняемая мне языками пламени, не могла даже сравниться с той болью, которую я ощутила, когда поняла, что Роже мертв. Внезапно я почувствовала радость от того, что умираю. Я и не знала, что, когда тебя заживо сжигают на костре, твое тело начинает кровоточить, но из меня при этом изливалась кровь. Кровь капала и шипела в пламени, и я пожалела, что в моих жилах недостаточно крови для того, чтобы погасить пламя. Хуже всего была боль в глазах… Я попыталась закрыть их, но не смогла этого сделать, - наверное, веки сгорели, и я поняла, что сейчас языки пламени коснутся своими злыми пальцами моих глаз».

Большинство из рассказов о реинкарнации содержат некие общие элементы. На теле человека, пережившего реинкарнацию, часто видны родимые пятна и другие отличительные особенности, указывающие на места повреждений, полученных им в прошлой жизни, - возможно, это что-то вроде напоминания о прошлом. В некоторых случаях можно связать такие отметины на теле человека с тем, как погиб его «предшественник», - можно различить пулевые ранения, шрамы или даже физические увечья, связанные со смертью. Например, пятно на лбу бывшего президента СССР Горбачева, по мнению некоторых исследователей, указывает на то, что в прошлой жизни он погиб от удара по голове. Другим указанием на реинкарнацию может служить страх непонятного происхождения, который, как считается, может быть объяснен насильственной смертью в прошлой жизни, - например, боязнь воды может указывать на то, что в прошлой жизни человек утонул. Боязнь огня может развиться в результате того, что в детстве человека сильно испугала резкая вспышка, но может быть и результатом лютой смерти на костре. Верящие в реинкарнацию также считают, что человек может сохранять навыки, приобретенные в прошлой жизни. Говорят, Москва не сразу строилась, но также не исключено, что композиторы масштаба Бетховена или Моцарта оттачивали свое мастерство в целой череде реинкарнаций. Таким образом можно объяснить проявление любого выдающегося дара, как, впрочем, и чью-либо ограниченность или слабость.

Для тех, что считает, что в процессе реинкарнации «принимает участие» ДНК, все эти предположения поднимают несколько интересных вопросов. Хотя страх и другие модели эмоциональной реакции могут передаваться через гены - так же, как через поколения передаются инстинктивные реакции, наблюдаемые у животных, - передачу индивидуальных навыков с помощью генов объяснить намного труднее. Для тех людей, которые считают, что жизнь построена на понятии души как «пакета» сложных энергий, который может наследоваться от тела к телу, объяснение этого явления может быть более простым, хотя и не идеальным. Знаменитому американскому экстрасенсу и «считывателю прошлых жизней» Эдгару Кейсу однажды был задан такой вопрос: «От какого из своих предков я унаследовал больше черт?» Убежденный в возможности реинкарнации Кейс ответил: «Больше всего вы унаследовали не от своих родителей, а от самого себя. Семья - это всего лишь река, по которой плывет ваша душа». Вполне объяснимо, что понятие реинкарнации довольно противоречиво: в его основе лежат наши наиболее фундаментальные представления о жизни и смерти. Когда «на кону» стоит так много, возможно, не стоит придавать такого значения достоверности доказательств. Как сказал американский психолог Вильям Джеймс.

Вам когда-нибудь приходили странные ощущения, что какой-то человек знаком вам очень хорошо, что вы словно знали его много-много лет, хотя встретились совсем недавно? Или какой-то город, местность, не казались вам знакомыми, и не было ли радостного ощущения «узнавания», хотя вы точно знали, что раньше никогда здесь не были? Некоторых людей притягивает какой-то определенный исторический период, определенная страна и события, никак не связанные с их реальной жизнью в настоящем, но вызывающие интерес и потребность больше узнавать о них?

Памятью о прошлых жизнях руководствуются буддисты при выборе нового Далай-Ламы. Незадолго до смерти Тринадцатый Далай Лама предсказал доверенным монахам обстоятельства, при которых он родится в следующей жизни. Спустя три года после смерти Далай Ламы действующему регенту было видение, в котором он увидел дом, где родился ребенок - новое воплощение Далай Ламы. Позже, когда пришло время, регент нашел явившийся ему в видении дом. Слуги и ламы обменялись одеждами. Это позволило ламам свободно пройти в кухни и другие помещения, где могли находиться дети.

Переодетых лам встретил четырехлетний мальчик и спросил их, кто они и откуда пришли. Потом он попросил отдать ему висевшее на шее регента ожерелье и сказал, что оно принадлежало ему (ребенку), когда он был тринадцатым воплощением Далай Ламы. Это было правдой.

Обстоятельства его рождения полностью соответствовали тому, что предсказал Тринадцатый Далай Лама. Кроме того, ребенок обладал предсказанными физическими способностями. Позднее он безошибочно узнал принадлежавшие ему ранее вещи среди множества похожих и успешно прошел ряд строгих физических и духовных испытаний. Это подтверждает, что он является четырнадцатым Воплощением Далай Ламы и означает, что найдено новое телесное воплощение того, кто ушел – он снова найден и снова на своем месте!

И индуизм, и буддизм абсолютно признают существование прошлых жизней, реинкарнации. Интересно, что раннее христианство тоже признавало реинкарнацию. Так, в Евангелии от Матфея (11:13–15) Иисус рассказывает своим ученикам, кем был Иоанн Креститель в прошлой жизни: «…ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Это утверждение подтверждается Евангелием от Матфея (17:12), где Иисус говорит: «… но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». В другом случае Иисус спросил своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ответ был: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф 16:13–14).

Ученики вновь упоминают реинкарнацию, когда спрашивают Иисуса о человеке, который был слепым от рождения: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин 9:2). Совершенно очевидно, что этот человек не мог согрешить до рождения, если только не грешил в предыдущей жизни. Интересно, что Иисус не укоряет учеников за такие мысли и отвечает им: «… не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:3).

К сожалению, в 553 г. н. э. II Константинопольским Вселенским собором было объявлено, что реинкарнация является реакционной доктриной. Христианская церковь немедленно отреклась от идеи реинкарнации и принудила ее сторонников уйти в подполье. Реинкарнация вновь была объявлена еретической I Лионским (1247 г.) и Флорентийским (1439 г.) Вселенскими соборами. Каждый, кто верил в эти идеи, рисковал быть заживо сожженным на костре.

В странах Индии и Востока реинкарнация считается совершенно естественной. Именно оттуда приходят все новые и новые факты, когда маленькие дети описывают свою жизнь, какой она была прежде, называют имена своих прежних родственников, название поселения, где они жили когда-то, точно помнят причину смерти, тоскуют о своих оставленных детях и супругах…

Эти случаи получили много документальных подтверждений, настолько много, что еще в 1957 году Хемендра Банерги основал в Индии ассоциацию по паранормальным явлениям, которая занимается изучением случаев реинкарнации.

У некоторых потерявших ребенка родителей рождался ребенок с точно такими же родимыми пятнами и характером умершего. Описан случай рождения девочек-близнецов, которые, едва подросли, начали спрашивать о своих бывших игрушках, друзьях и подругах, о том доме, где они жили до трагедии – родители твердо уверены в том, что к ним вернулись их погибшие дети.

В другом случае близнецы с раннего детства разговаривали друг с другом на каком-то непонятном языке. Ученые считали, что дети выдумали этот язык для общения. Они изучали феномен языка близнецов, защищали диссертации о способности близнецов придумывать языки, пока какой-то случайный ученый не сказал, что дети говорят на древнеарамейском наречии, на котором говорили во времена Христа. Услышать этот язык где-то и запомнить его близнецы, конечно, просто не могли. Так что ученым поневоле пришлось признать наличие подтвержденных фактов.

Воспоминания о прошлом начинаются лет с двух, а к пяти годам, как правило, постепенно стираются из памяти под наплывом новых, более ярких и свежих впечатлений. Иногда малыш только начал говорить, и первыми его связными фразами становятся именно странные воспоминания о былом существовании. Потом все забывается, и прошлая жизнь (или – жизни) может напоминать о себе только странными сновидениями или смутными обрывками воспоминаний.

ЗАЧЕМ ИССЛЕДОВАТЬ СВОИ ПРОШЛЫЕ ЖИЗНИ?

Подняв пласты памяти о своих прежних воплощениях, вы станете добрее к себе самому. Поймете, что вы таковы из-за всех поступков, совершенных вами в прошлом. Другими словами, заслужили свое нынешнее положение в жизни. И то будущее, о котором мечтаете, зависит от ваших мыслей и действий в настоящем.

Вы поймете, что нужно ценить каждый момент бытия. Ничто не проходит даром. Время скорби имеет такое же значение в общей системе вещей, как и моменты высшего счастья и самореализации. В продвижении и развитии человека всему отведена определенная роль.

Зная свою прошлую жизнь, вы начинаете понимать, на какие уроки в настоящем воплощении нужно обратить особое внимание. Помимо всего, приходит осознание сильных сторон личности. Большинству людей свойственно недооценивать себя. Когда же они вспоминают о том, как справлялись с трудными ситуациями в прошлых жизнях, у них, как правило, повышается самооценка и приходит осознание того, что они гораздо лучше, чем думают о себе.

Обращение к прошлым жизням является к тому же чрезвычайно ценной формой лечения. Она позволяет воздействовать на причины, лежащие в основе проблемы, вместо того чтобы бороться только с внешними проявлениями. Воспоминания минувших жизней запечатлены в ДНК каждой из более десяти триллионов клеток, составляющих наше тело. Пользуясь подобным методом лечения, мы можем исцелить недуг, который существовал, возможно, в течение многих предыдущих воплощений.

Многие люди обращаются к регрессии в прошлые жизни в период кризиса. Они ищут в ней решение проблем, когда в действительности все идет не так, как хочется. Независимо от достигнутого результата, подобные регрессии всегда приносят пользу.

Возможно, наиболее важный результат, который можно получить от регрессии в прошлую жизнь, - прощение, как для себя, так и для других. Вы можете простить людей, причинивших вам вред в прошлых жизнях, и простить себя за то, что причинили его другим. Это способствует реабилитации себя и других людей. Если так происходит, вы обязательно ощутите радость движения.

Знание о прошлых жизнях также дарует человеку душевное спокойствие. Многие боятся смерти, но страх, исчезает, когда приходит осознание, что смерть не является концом.

Большинство людей, решивших пройти регрессию в минувшие жизни, стремятся выяснить, следуют ли они своему предназначению в этой жизни. Многие чувствуют неудовлетворенность и хотят узнать, что же им делать со своей жизнью. В этом случае регрессия чрезвычайно полезна. И в итоге она продемонстрирует, что наш потенциал неограничен.

Какая глупость, - сказал [Тедди]. - Всё, что нужно сделать, это убрать заграждение, когда умираешь. Боже мой, каждый проделывал это тысячи и тысячи раз. Даже если они не помнят, не значит, что они этого не делали. Какая глупость.

Дж.Д.Сэлинджер «Тедди»

Л орел Дилмет не могла спрятаться от воспоминаний, захлестнувших её. Она вспомнила, что в шестнадцатом веке её звали Антония Микаэла Мария Руис де Прадо. Она уверяла, что Антония родилась на острове Эспаньола в Карибском море и позднее перебралась в Испанию, и жизнь её была полна любви и романтики.

Несколько месяцев она пробыла в застенках испанской инквизиции, влюбилась в одного из инквизиторов, стала его возлюбленной, последовала за ним в Южную Америку и, в конце концов, утонула у небольшого островка в Карибском море. Ужасная смерть Антонии была погребена в уме Лорел. Она помнила, как возлюбленный Антонии пытался спасти её и как она умерла на его руках. Антония поняла, что она мертва только тогда, когда уже более не ощущала его слез, заливавших её лицо.

Это звучало бы, как замысловатая фантазия или романтическая новелла, если бы только не сотня фактов, упомянутых Лорел, которые не были бы ей известны, не живи она в Испании шестнадцатого века.

Психолог Линда Тараци потратила три года на проверку истории Лорел, которая развивалась перед ней на протяжении серии сеансов гипнотической регрессии в 1970. Проверяя факты, Линда Тараци провела сотни часов в библиотеках, консультировалась с историками и даже посетила Испанию. И хотя она не смогла установить, жила ли когда-либо там женщина по имени Антония Руис де Прадо, ей удалось найти подтверждение почти каждой детали истории Лорел.

«Антония» сообщала точные имена и даты, которые удалось обнаружить в документах, написанных на испанском, в городе Куэнке в Испании, например, имена двух инквизиторов из Куэнки - Хименеса де Рейносо и Франсиско де Арганды - и имена супругов, арестованных по обвинению в колдовстве, Андреев и Марии де Бургос. Лорел никогда не бывала в Испании, и её знание испанского ограничивалось набором туристических фраз, заученных за неделю отдыха на Канарских островах.

Где Лорел получила эту информацию? Генетическая память исключается, так как у Лорел, немки по происхождению, не было испанских предков. Одержимость развоплощённым духом - идея гораздо более невероятная, чем перевоплощение. А специфические детали она вряд ли могла узнать в детстве или во время обучения.

Школьная учительница из окрестностей Чикаго - она была воспитана в лютеранстве. Лорел училась в обычной школе (не католической), по специальности, полученной в Северо-западном университете, была педагогом и вряд ли могла быть преступницей или мошенницей. Она ничего не могла заработать на истории, которая выходила за рамки академических журналов, и запретила упоминать своё настоящее имя. Не удивительно ли то, что Лорел знала, в каком здании в Куэнке заседал в 1584 году суд инквизиции? Даже в государственном отделе по туризму не знали об этом. Лорел описала это здание, как старый замок, возвышающийся над городом. Из отдела по туризму сообщили, что инквизиция располагалась в здании, стоявшем непосредственно в городе. Однако из малоизвестной испанской книги Линда Тараци узнала, что инквизиция была переведена именно в такой замок в декабре 1583 года, незадолго до того времени, когда, по словам Лорел, Антония приехала в Куэнку.

Могла ли Лорел состряпать «воспоминания» из романтической литературы, которую ей довелось читать? Линда Тараци расспрашивала её о книгах, фильмах и телевизионных передачах, которые та смотрела, и даже проверила каталоги исторической литературы. Она не обнаружила ничего, что напоминало бы историю Антонии.

Случай Антонии кажется невероятным, поскольку уж очень походит на роман, - Тараци признавала, что «отчасти это может быть и так», - однако при этом он гораздо ближе к жизни, чем художественная литература. Например, несмотря на то, что в романах инквизиторы обычно изображаются негодяями, Антония описала одного из них более человечным.

Тараци нашла подтверждение этой характеристике. Она обнаружила, что в то время, когда, по словам Лорел, Антония жила в Куэнке, инквизиция была там достаточно терпимой. Никто не был заживо сожжён во времена Антонии, хотя один человек был четвертован. Историческая точность сведений Лорел более чем необычайна.

Случай Лорел является лишь одним из тысяч засвидетельствованных случаев воспоминаний прошлой жизни, которые подтверждают широко распространённую на Западе веру в перевоплощение душ. Когда люди слышат истории, подобные истории Лорел, это часто способствует развитию дремлющей в них веры в реинкарнацию.

Другими подтверждениями её могут быть их собственные воспоминания о прошлых жизнях, опыты выхода из тела и опыты клинической смерти. В этой главе мы рассмотрим все три типа, чтобы лучше понять, почему люди склонны верить в то, что они жили раньше.

Навязчивые воспоминания

Многие документальные свидетельства о прошлых жизнях собраны Яном Стивенсоном, самым плодовитым исследователем в этой области. Психоаналитик, ранее возглавлявший факультет психиатрии Медицинской школы Виргинского университета, Стивенсон всё своё время, начиная с 1967 года, посвящал исследованию прошлой жизни.

В тот год Честер Ф. Карлсон, изобретатель технологии, использующейся в копировальных автоматах «Ксерокс», учредил фонд для продолжения работы Яна Стивенсона. Ученый оставил свою должность с тем, чтобы возглавить отделение парапсихологии в составе университетского факультета психиатрии.

Стивенсон старается не иметь дела с гипнозом, говоря, что он редко дает «действительно ценные» результаты. (Он упоминает случай Антонии, как один из редких, достойных внимания). Вместо этого он предпочитает работать с людьми, у которых появлялись спонтанные воспоминания о прошлых жизнях, главным образом с детьми. Он расспрашивает их, записывает их воспоминания, а затем пытается самостоятельно проверить детали их прошлого существования. У Стивенсона записано более двух с половиной тысяч случаев, в большинстве своём из Индии, Шри-Ланки и Бирмы.

Некоторые скептики критикуют информацию Стивенсона, потому что она, в основном, поступает из азиатских стран, где широко распространена вера в реинкарнацию и, вполне вероятно, что родители поощряют воспоминания детей о прошлых жизнях. Однако многие азиатские родители не поощряют этого. Как указывает Стивенсон, они считают, что подобные воспоминания приносят несчастье и приводят к ранней смерти. В действительности в 41 проценте случаев, записанных Стивенсоном в Индии, родители пытались запретить своим детям говорить о прошлых воплощениях, применяя даже такие методы, как порка и полоскание рта грязной водой.

Как полагает Стивенсон, причина того, что им записано меньше «западных» случаев, заключается в следующем: люди на Западе не знают, что делать с подобными воспоминаниями, когда они возникают. Система их верований не дает им никакой общей схемы. Одна женщина-христианка, чей ребёнок говорил, что является воплощением ее старшей сестры, сказала Стивенсону:

«Если бы в моей церкви узнали, о чем я рассказываю вам, меня бы выгнали».

Воспоминания некоторых из его респондентов удивительно достоверны. Они вспоминают имена, места и обстоятельства и даже способны продемонстрировать навыки, например, игру на барабане, которым не обучались в этой жизни, но которыми их личность владела в прошлом воплощении. И хотя Стивенсон не считает, что какие-либо из этих свидетельств можно рассматривать как исчерпывающее научное доказательство перевоплощения душ, он полагает, что где-то должно найтись идеальное свидетельство, которое станет таковым. Один недавно произошедший в Англии случай кажется довольно убедительным.

Материнская любовь не умирает

«Я знаю, это должно звучать очень странно, но я помню о семье благодаря снам», - сказала Дженни Кокелл женщине на другом конце телефонного провода.

Был апрель 1990 года, и она говорила с дочерью Джеффри Саттона, ирландца, чья мать умерла в родах 24 октября 1932 года. Разговаривать ей было неловко. Это был её первый контакт с семьей, с которой, как она считала, смерть разлучила её около шестидесяти лет назад.

Не просто сны свели их вместе. Воспоминания преследовали её во сне и наяву, начиная с раннего детства. Впервые она заговорила о них, когда ей не было еще четырех лет. Вместо того чтобы улетучиться, воспоминания продолжались и становились более детальными по мере того, как она взрослела. Дженни преследовало неотступное чувство необходимости удостовериться в том, что с её детьми всё в порядке.

Учась в школе в Англии, она раздобыла карту, на которой нашла место, где, как ей было известно, она жила. Это деревушка Малахайд к северу от Дублина. Несмотря на то, что она никогда не бывала в Ирландии, Дженни начертила карту местности, отметив дом, где жила с мужем и семью или восемью детьми.

Она знала, что её звали Мэри и что она родилась около 1898 года, а умерла в тридцатых годах двадцатого века в белой комнате с высокими окнами. Она считала, что её муж участвовал в Первой мировой войне и что труд его был связан с «лесоматериалами и работой на большой высоте». Она сохранила радостные воспоминания о супружеской жизни до рождения детей. Но последующие воспоминания становились смутными, и в памяти всплывало «чувство тихой настороженности».

Дженни выросла, посещала колледж и стала ортопедом. Вышла замуж и родила двоих детей: сына и дочь. По мере того как дети росли, её снова стало преследовать прошлое, а вкупе с ним и желание выяснить, что случилось с другой семьей, о которой она помнила. В 1980 году она купила более подробную карту деревни Малахайд и сравнила её с картой, нарисованной в детстве. Они были очень похожи.

Исключив генетическую связь, она убедилась в том, что её воспоминания были настоящими. Её единственным ирландским родственником была прабабушка, родившаяся на западном побережье Ирландии (Малахайд находится на восточном) и проведшая большую часть своей жизни на Мальте и в Индии. Таким образом, она не могла быть источником воспоминаний об Ирландии двадцатого века.

Дженни пришла к убеждению, что «снова проживает прошлую жизнь в перевоплощении», как она написала в своей книге «Через время и смерть», вышедшей в 1993 году. Она писала, что именно «сила чувств и воспоминаний» заставила её поверить в реальность прошлой жизни. Она решила подвергнуться гипнозу, который помог ей вспомнить конкретные происшествия.

Она вспомнила, что часто проходила мимо какой-то церкви, образ которой был так ярок, что она смогла впоследствии нарисовать её. Затем на память пришел эпизод, когда дети поймали в силок кролика. Они позвали её. Она сказала, подойдя: «Он ещё жив!» Это воспоминание помогло старшему сыну Саттонов, Сонни, поверить, что она на самом деле была его перевоплотившейся матерью.

В июне 1989 года она провела в Малахайде выходные и получила несколько потрясающих подтверждений. Церковь, которую она нарисовала, действительно существовала и выглядела удивительно похожей на её рисунок. Вид улицы Содс-Роуд, на которой по её воспоминаниям находился их дом, значительно изменился. Она не нашла никакого здания на том месте, где должен был быть дом. Однако каменная стена, ручей и болото находились именно там, где она говорила.

Поездка дала ей уверенность в необходимости продолжить поиски. Она написала владельцу старого дома, который видела на Содс-Роуд. Он ответил ей, что помнит жившую в соседнем доме семью с большим количеством детей, чья мать умерла в тридцатых годах. Его следующее письмо принесло ей фамилию семьи - Саттоны - и тягостные новости: «После смерти матери дети были отправлены в приюты».

Она осознала, что действительно были причины беспокоиться об их благополучии. «Почему их отец не сохранил семью?» - задавала она вопрос. Она начала усиленный поиск детей Саттонов. От священника приюта в окрестностях Дублина она узнала имена шестерых детей, а затем стала писать людям по фамилии Саттон с этими именами. В ходе поисков Дженни нашла брачное свидетельство Мэри и, что более важно, свидетельство о её смерти. Она умерла в Ротунда Хоспитал в Дублине, где действительно были белые комнаты с высокими окнами.

Наконец, в ответ на один из её многочисленных запросов ей позвонила дочь Джеффри Саттона. Несмотря на то, что Джеффри не выказал особого интереса к её истории, его семья сообщила ей адреса и номера телефонов двоих его братьев, Сонни и Фрэнсиса. Мальчики потеряли связь с сестрами после того, как те были отправлены в приюты.

Она собрала всё свое мужество, чтобы позвонить Сонни, и он откликнулся. Он подтвердил, что дом находился там, где она говорила, и сказал, что хочет встретиться с ней и побеседовать.

Встретившись с Сонни, Дженни немедленно почувствовала облегчение. Она писала: «Я обнаружила, насколько точны и детальны были эти воспоминания». Она рассказала ему о происшествии с кроликом. «Он только беспомощно уставился на меня и произнес: «Как вы об этом узнали?» Он подтвердил, что кролик был жив. «Это была первая деталь, которая потрясла его своей достоверностью, - писала Дженни. - Происшествие настолько касалось частной жизни семьи, что никто другой не мог знать об этом».

Сонни также подтвердил худшие опасения Дженни в отношении мужа Мэри. Джон Саттон, кровельщик, был запойным пьяницей, подчас буйствовал. Он бил жену и порол детей «широким ремнем с медной пряжкой». После смерти Мэри правительственные чиновники забрали у отца всех детей, кроме Сонни, как писала Дженни, «поскольку считали, что он не способен заботиться о них». Сонни был единственным, кого оставили дома. Джон всё больше буйствовал, регулярно избивая сына, пока тот не сбежал в армию в возрасте семнадцати лет.

С помощью Сонни Дженни нашла следы остальных из восьми детей Саттонов. Трое умерли, но в апреле 1993 пятеро оставшихся в живых детей встретились с Дженни во время съемок документального фильма в Ирландии. «Впервые с 1932 года семья собралась вместе», - писала Дженни. Хотя Сонни и сказал, что принимает реинкарнацию в качестве объяснения воспоминаний Дженни, другие дети не заходят так далеко. Дочери Филис и Элизабет согласились с объяснением, предложенным неким священнослужителем, - что их мать действовала через Дженни, чтобы воссоединить семью.

Дженни рада, что провела расследование по своим воспоминаниям. «Чувство ответственности и вины пропало, - писала она, - и я ощутила неведомый мне доселе покой».

Недостоверные воспоминания

Воспоминания, подобные тем, что возникли у Дженни и Лорел, помогают поддерживать в христианской среде веру в существование прошлой жизни. Но они редко подтверждаются аналогичным путем. На каждую серию подтвердившихся приходятся сотни других, подтвердить которые невозможно. Некоторые из них просто нечетки и недоступны для проверки. Другие оказываются недостоверными или, что ещё хуже, мешаются со сценами из романов и фильмов. Следовательно, многие люди относятся к ним, как к фантазиям.

Потенциальная недостоверность воспоминаний, полученных при гипнотической регрессии, отчетливо видна из исследования, проведённого Николасом Спаносом из Карлтонского университета в Канаде. Его ассистенты ввели в состояние гипнотического транса сто десять старшекурсников и велели им вспомнить прошлую жизнь. Тридцать пять из них сообщили свои имена в прошлой жизни, а двадцать смогли назвать время и страну, в которой жили. Но сообщения большинства были недостоверны. «Когда их просили назвать главу государства, где они жили, и сказать, находилась страна в состоянии мира или войны, все до одного либо не смогли назвать главу государства, называли другие имена, либо ошибались относительно того, воевала ли страна в определенный год или нет, либо сообщали исторически неверные сведения», - писал Спанос.

Один из испытуемых, который заявлял, что был Юлием Цезарем, сказал, что это было в 50 году н.э. и он был римским императором. Цезарь никогда не был провозглашён императором и жил до Христа.

Это исследование выявляет некоторые слабые места гипнотической регрессии. Но недостоверные воспоминания не опровергают сам факт реинкарнации. Люди не всегда точно помнят события своей нынешней жизни. Как и все другие способности, умение людей вспоминать события под гипнозом различно. Большинство испытуемых лучше вспоминает события, вызвавшие сильные переживания, чем сухие факты, такие, как имена и даты. Другим удаются панорамы, но перегружённые деталями.

Несмотря на то, что многие воспоминания о прошлых жизнях не заслуживают доверия с исторической точки зрения, всё больше психологов используют регрессию для лечения пациентов. Они утверждают, что это помогает при лечении всех заболеваний, от фобий до хронических болей, а также помогает улучшить взаимоотношения людей.

Хотя гипнотическая регрессия редко оказывается полезной для доказательства перевоплощения душ, её растущая популярность говорит о многом: людей не удовлетворяет христианский ортодоксальный взгляд на жизнь . Они обращаются к альтернативам, подобным реинкарнации, потому что ищут лучших ответов.

Внетелесный опыт

Несколько лет назад я получила письмо от человека, который описывал опыт, полученный им в состоянии клинической смерти. Это случилось в 1960 году в результате несчастного случая на футбольном поле и продолжалось семь минут. «В течение этого времени, - писал он, - меня несло по темному тоннелю к яркому белому свету. В этом свете я увидел фигуру бородатого мужчины, сказавшего мне, что у меня осталась еще работа, которую нужно завершить. Вскоре после этих слов я очнулся на операционном столе к изумлению находившихся там врачей и медсестер».

Я узнала в этом описании типичное переживание предсмертных состояний, или ПСС.

С 1975 года, когда врач Раймонд Муди опубликовал «Жизнь после жизни», медицинская наука начала всерьёз относиться к ПСС. В огромном количестве книг и телевизионных передач, посвящённых этой теме, люди описывали, как они были охвачены светом, приближены к свету, спасены и преображены им.

Раймонд Муди обнаружил несколько общих элементов ПСС, таких, как громкий шум, продвижение по тоннелю, встреча с существом Света и просмотр жизни. Но последствия едва ли не более интересны, чем переживания сами по себе.

Начиная с 1977 года, Кеннет Ринг, психолог Коннектикутского университета, постоянно подтверждал большинство открытий Муди. И одним из менее известных открытий является то, что люди, имевшие предсмертный опыт, похоже, становятся более восприимчивы к идее реинкарнации. Таким образом, ПСС является одним из факторов, способствующих распространению веры в перевоплощения души.

В 1980-81 годах опрос общественного мнения, проведённый институтом Гэллопа, обнаружил, что 15 процентов взрослых американцев, находясь на «краю смерти», уверились в «продолжении жизни или осознавания после смерти». Основывая свои расчёты на цифрах, приведённых институтом Гэллопа, Кеннет Ринг утверждает, что от 35 до 40 процентов людей, находившихся на грани смерти, переживали предсмертные состояния.

Кеннет Ринг также обнаружил, что эти люди стали «более восприимчивы ко взглядам на жизнь после смерти в свете идеи о реинкарнации» . Исследование, проведённое под руководством Ринга выпускницей Коннектикутского университета Амбер Уэллс, документально подтверждает изменение их взглядов. Уэллс опросила пятьдесят семь человек, прошедших через переживания предсмертных состояний, по поводу их веры в реинкарнацию. Она обнаружила, что 70 процентов из них верят в перевоплощение душ, хотя среди основной массы людей подобные воззрения имеют 23 процента, а в её контрольной группе - 30 процентов.

Почему же люди, пережившие предсмертные состояния, склонны принимать идею реинкарнации?

Кеннет Ринг обнаружил, что многие испытуемые объясняли перемену своих взглядов особой информацией, данной им существом Света. Например, один из них сказал ученому, что существо, которое он видел в своём предсмертном опыте, поведало ему о том, что старший сын этого человека имел 14 «воплощений в женских физических телах». Он сказал, что это сделало его веру в реинкарнацию «предметом личного знания». Некоторые из опрошенных заявляли, что видели души, ожидающие воплощения. Другие объясняют сдвиг в своих взглядах попросту развившейся у них в результате предсмертного опыта восприимчивостью к новым идеям вообще.

Возможно, ПСС приводит людей к принятию идеи реинкарнации, потому что они испытывают состояние существования вне тела. Это позволяет людям сделать естественное заключение, что они не тождественны своим телам. А отсюда легко перейти к мысли о том, что можно оставить одно тело и продолжить жизнь в другом.

Внетелесный опыт, полученный мною, когда я училась в колледже, помог мне упрочить понимание того, что, хотя моя душа обитает в этом теле, я представляю собой нечто большее, чем оно. Я шла на работу в «Крисчен Сайенс Монитор» в Бостоне. Было четыре с половиной или пять часов утра, и улицы были пусты. Внезапно я осознала, что моя душа взлетела на большую высоту. Светало, и я смотрела вниз, на своё тело, идущее по улице. Я могла видеть даже, как переступаю ногами, обутыми в лёгкие кожаные туфли.

Обозревая всё с такой выгодной позиции, я знала, что являюсь частью Бога и смотрю на своё низшее «я», преходящее «я», будучи единой с Я непреходящим. Бог демонстрировал мне, что у меня есть выбор: быть единой со своим непреходящим Я - Высшим Я, либо оставаться заключённой в низшее «я» со всеми его мирскими делами. Я приняла решение пойти по высшей дороге и подчиниться той части себя, которая является реальной и вечной. С того самого дня для меня стало невозможным забыть, что я являюсь частью Бога.

Воспоминание о прошлых жизнях, переживания предсмертных состояний и опыт существования вне тела показывают нам, что не нужно погружаться в мысли о смерти. Это дары, которые позволяют нам проникнуть в другие измерения в нас самих. Они направляют нас по пути поиска высшей реальности, того единственного, что является действительно важным. Они могут показать нам развернутый смысл нашей судьбы не только на планете Земля, но и во многих сферах Божественного сознания.

Способность души стать единой с Богом будет постоянной темой наших исследований реинкарнации.

Материал подготовлен и взят из книги: «Реинкарнация. Утерянное звено в Христианстве.»

В этом разделе моего блога я буду рассказывать истории о погружении в память прошлых жизней. Это весьма увлекательные "путешествия", "там" хранится величайший опыт прожитых лет, и это свой родной опыт !

Это - путь к себе , к пониманию своей сути и пониманию своей задачи. "Там" можно найти ответы на важные вопросы: зачем я здесь? Кто Я? В чем моя сила? Почему я живу здесь и сейчас? В этой стране у этих родителей с "этими" проблемами и болячками...

"Оттуда" можно принести таланты, тайные знания древних цивилизаций, информацию, астральных союзников, экстрасенсорные способности, таланты и т.д. Память прошлых жизней хранит информацию о сегодняшних проблемных ситуациях, так как если "там" завязан кармический узел, то его последствия обязательно будут "здесь" - на отработке, пока не поймешь смысл тех проблем, которые есть. А человек не понимает, почему Иван Иваныч уже 10 лет трепет нервы, появляется к Иванычу агрессия, злость, месть.. а узел при этом все набирает и набирает силу.... А Иваныч вполне законно "вампирит", ибо в "той" жизни человек его убил или украл у него что-то, например. В "этой жизни" - отдавай! Вот и отдаешь - переживаниями, эмоциями, негодованием... А по-хорошему быстрее бы отдал. но.. Это же понимать надо, что не Иван Иваныч идиот, а это твоя отработка...

Несколько раз я пробовала сама вспомнить какую-то прошлую жизнь по техникам из интернета, которых очень много. Воспоминания шли отрывками, сумбурно, кусками с разных жизней, и что-либо понять было не возможно.

Один раз получилось "пролистать" жизнь:

Первый эпизод: Я мужчина, деревенское поселение, славянская одежда, занимаюсь горшечным делом, есть семья, много ребятишек, в доме уют, чистенько хоть и места маловато. "Перенеслась" в начало жизни, примерно та же обстановка, детство в деревне, пастбище, я пастушок, далее - юность, ухожу по дороге в другое селение там учусь горшечному делу. В таких путешествиях всегда интересно увидеть свою смерть, она о многом может рассказать. Лежу на смертном одре, кругом иконы, горят свечи и... почему-то никого рядом нет... Свет из окна, за окном обычная жизнь, вроде я не болен, просто очень старый и дряхлый. Вижу старческие руки... Вспышка света и распадаюсь на миллионы частиц...

Обыкновенная жизнь, ничего особенного. Как я узнала позднее, когда начала раскрывать свои способности, получать эзотерические знания, заниматься с наставником, надо всегда давать направляющую - зачем я иду в свои реинкарнации, что я хочу там узнать, какие проблемы хочу решить.

Есть несколько подводных камней самостоятельного погружения в память прошлых жизней: "там" может застрять сознание, оно может разделиться, и по возвращении, вся настоящая реальность будет идти через призму тех налипших воспоминаний. Иногда, если у человека хорошее восприятие и визуализация, появляется симптом раздвоения личности - часть сознания остается "там" и живет воспоминаниями. Особенно если "тут" жизнь серая и безрадостная, а "там" все было прекрасно...

Я долго занималась самостоятельно духовными практиками, медитациями, и "в один прекрасный день" решила, что дальше нужны знания и опыт наставника. Долго искала опытного мистика, прислушивалась "душой и сердцем" ко всей поступающей информации, ставила поиск на ... Когда есть диалог с миром, он дает все возможности для реализации именно твоего пути и развития. Все удачно сложилось, нашла человека по "своим вибрациям", и написала ему письмо, мол "лампочки взрываются, телек и комп ломается..." и т.д. Мол, сила есть - знаний нет, и если "рванёт"?... Надо под наблюдением.

Андрей Городовой пригласил меня на беседу, сразу спросил, зачем мне нужно силу раскрывать, что хочу получить в итоге, какая моя цель и т.д... Это важные вопросы, как я поняла впоследствии, прийти можно куда угодно, если знаешь куда идешь - человеку можно раскрыть любые способности и таланты .

Затем он провел мне сеанс погружения в память прошлой жизни. Направляющая: выяснить, есть ли в прошлых реинкарнациях экстрасенсорные и магические способности, которые могут реализоваться "здесь".

В "той" жизни я была мужчиной - шаманом. Мое обучение проходило у отшельника. При таких погружениях не всегда видишь образ как в кино на экране, а есть понимание, что происходит, кто ты,. кто перед тобой и о чем идет разговор - это воспоминания, а не кинолента. Попробуйте вспомнить как вы ходили в детсад - "кина" не будет, а будут отрывки ощущений, картинок, образов, эмоций...Так было и в том погружении. Я лишь понимала отрывки из наставлений отшельника, "видела" со стороны как я проделываю мистические упражнения - поднимаюсь над верхушками деревьев, стою на краю обрыва, а затем падаю с высоты и лечу...(астральный выход?) "Пролистывая" дальше свою жизнь я видела как живу в большом городе в доме, а в подвале у меня всякие книги, банки-склянки, травы.. (алхимия?). Дожил до преклонных лет, были ученики...

На сегодняшний день я уже "видела" около сотни своих прошлых жизней, из многих получила информацию, способности, трансформацию. Многое не понятно, многое видела "Не Земное"... Вся "картинка" проходит сквозь сегодняшний опыт и восприятие, проходит через мировоззрение, воспитание, через призму веры или неверия в мистическое...

На практике бывает так, что в точке логоса информация искажается своим Эго или ЧСВ (чувством собственной важности). Из практики А. Городового: женщина пришла с проблемой на регулярные приступы удушья. Стали искать корень проблемы в прошлой реинкарнации. Оператор (тот, кто ведет сознание) видит, что женщина была простой служанкой-рабыней, которая пролила горячий кофе на хозяина и за это ее повесили. А женщина видела грандиозные события, великую борьбу "за правду"... и за эту борьбу ее и повесили... Результат один, а "виденье" разное... Этот пример - еще одно подтверждение тому, что "для чистоты эксперимента" должен быть оператор, ведущий сознание.

Как часто вас посещает дежавю? Насколько часто вам кажется, что происходящее с вами уже было? Как вы это объясняете самим себе? Или предпочитаете не объяснять, дабы не пускаться в мистические дебри? Как вам, дежавю – это память прошлых жизней? Недаром мудрые люди говорят, что все ответы внутри нас самих, причем не только в ментальном смысле, но и физически.

Три основные причины проявления воспоминаний прошлых жизней

Исследуя уникальные случаи подтвержденных воспоминаний человека о пережитом ранее, ученые определили три возможных типа памяти о ранее прожитых жизнях:

  • дежавю;
  • непосредственно реинкарнация;
  • генетическая память.

Возможно, вы хотите спросить меня: «А что такое подтвержденные случаи воспоминаний о прошлых жизнях человека?» Думаю, несколько примеров будут не лишними.

Ранее я уже писала об опытах американского профессора Стивенсона, в ходе исследований которого было опрошено несколько тысяч детей в возрасте от трех до семи лет. Доктор Стивенсон полагал, что воспоминания детей заслуживают большего доверия , так как дети в возрасте от трех до шести лет не могли читать книги в жанрах, связанных с историей и смотреть подобные фильмы. Разум же взрослого человека, склонен за собственные воспоминании выдавать именно увиденное в кино и прочитанное в книгах.

Примеры подтвержденных воспоминаний детей о прошлых жизнях

Когда Дину было шесть лет , он несказанно удивил своих родителей во время просмотра альбома с семейными фотографиями.

Мальчик указал на автомобиль и с уверенностью сообщил отцу о том, что это его, Дина, машина. Родители мальчика были в недоумении, ведь ребенок указал именно на машину, принадлежавшую его деду, умершему еще до рождения Дина.

Уверенность мальчика настолько поразила его мать, что она решила проверить ребенка. Женщина показала мальчику фото, где был изображен его дед и его друзья, когда были детьми. Определить старого мистера Хэстингса на этом фото не могла бы и сама Лили Хостингс, мать Дина. Однако мальчик безошибочно нашел «себя», то есть старого мистера Хэстингса среди толпы ребятишек.

Девочка Тина , родившаяся в Нью-Мехико, в возрасте трех лет категорически отказывалась отзываться на свое имя, утверждая, что ее зовут Анжела, а ее мать Кристина и жили они во Франции.

Когда девочка выросла у нее сохранилась привычка ненавидеть немцев из-за воспоминаний, связанных с оккупацией. Кроме того, Анжелу застрелил немецкий солдат, что косвенно подтверждается родимыми пятнами на груди и спине девушки, похожими на затянувшиеся раны от пуль. Необычно и пристрастие Тины ко всему французскому.


Механизм проявления воспоминаний из прошлых жизней

Чувство дежавю испытывал каждый из нас. Оно проявляется совершенно неожиданно и выглядит, как уверенность в том, что уже пережили текущей момент ранее, видели то, что видите сейчас и бывали в том месте, где на самом деле не были никогда.

Многие ученые скептически относятся к теории перерождения и объясняют дежавю, как прочитанное в книге, увиденное в кино или придуманное во время чтения книги.

При этом бывают моменты, когда дежавю вызывает лавину воспоминаний о прошлой жизни. Так произошло с моим знакомым, который резал лимон для чая. Когда чай был готов, а Илья устроился с кружкой перед телевизором и сделал глоток ароматного напитка, он попросту поперхнулся от внезапно наплывших воспоминаний.

— Я был женщиной, — рассказывал Илья. — Я был типичной итальянской домохозяйкой. У нас было небольшое кафе, где я готовила пасту и пекла лимонные пироги на десерт. Это был жаркий солнечный день, когда листву деревьев прорезали яркие лучи солнца. Было очень жарко. Я переживал за свою дочь Андреа, которой предстояло рожать первенца со дня на день. Я беспокоилась за мужа, который уехал на ярмарку и еще не вернулся…Черт возьми, я никогда подобного не испытывал. Откуда вообще такое берется? Как это объяснить? Я не впервые резал лимон в чай и смотрел телевизор вечером.

Американский психолог Фредерик Ленц , изучал подобные случаи в течение нескольких лет. Итогом его исследований стала книга «Времена жизни», в которой он описал все свои наблюдения. По мнению доктора Ленца, воспоминания прошлых жизней посещают человека во время медитации, во сне и во время дежавю.

Кроме того, специалист заметил, что многие из испытавших подобное, отмечали изменения своего физического и психического состояния. Эти изменения проявлялись в виде эйфории, ощущения того, что весь мир вокруг становился ярче и как бы слегка вибрировал. После такого потрясения люди, вспомнившие кусочек ранее прожитой жизни, некоторые время пребывали в состоянии оцепенения.


Генетическая память

Понятие генетической памяти сейчас встречается не только в медицине и связанных с ней науках, но и в трудах таких известных психологов, как Карл Юнг , и не столь известных теоретиков оккультных наук. Как следует из теории Юнга, в своем геноме человек хранит опыт всех своих предков и всех своих ранее прожитых жизнях. Именно этим якобы и обусловлено неожиданное появление воспоминаний, не принадлежащих человеку на самом деле.

Наши далекие предки считали, что если съесть сердце своего врага, после его убийства в бою, можно обрести его доблесть, силу и мужество. Многими народами практиковалось поедание животных органов, которым предписывались различные характерные качества: мозг был способен сделать умнее, сердце – храбрее, печень – улучшить здоровье и т.д.

Приверженцы данной теории являются ярыми противниками трансплантологии, т.к. по их мнению любой пересаженный орган может оказывать воздействие на жизнь человека и его карму.

В пользу данной теории свидетельствуют некоторые истории из жизни.

Например, жительница штата Висконсин Амелия Гринли , которой после автокатастрофы пересадили сердце парня, погибшего на мотогонках, внезапно обнаружила у себя тягу к быстрой езде и употреблению пива, которое раньше вызывало у нее отвращение.

Многие ученые полагают, что подобные случаи связаны с тем, что большинство доноров, это молодые люди, которые погибают в автокатастрофах быстро и неожиданно. Поскольку души таких людей чувствуют, что их земная миссия не выполнена, они присоединяются к душам носителей пересаженных органов. Проявлением такого духовного симбиоза и являются неожиданно приобретенные привычки и интересы. Это души погибших доноров ищут необходимый опыт для перехода на новую ступень развития.

Клеточная память основывается и на том, что возрождаясь в новом теле, нематериальная составляющая человека, то есть душа передает все свои знания и опыт прошлых жизней каждой клетке нового тела.


Родинки как свидетельства генетической памяти

Скажите, у вас на теле есть родинки необычной формы или родимые пятна, расположенные в необычных местах?

Медики говорят, что любые подобные знаки на теле – это всего лишь скопления пигментных клеток. Но исследования приверженцев теории перерождения свидетельствуют о том, что каждая отметка на теле — это отпечаток из прошлой жизни.

Значение родинок и пигментных пятен в каждом случае индивидуально , но чаще всего они говорят о физическом воздействии на отмеченный участок тела, причем зачастую данное воздействие заканчивалось летальным исходом.

Это обусловлено тем, что клетки «запоминают» разрушительное для тела воздействие и сохраняют эту память на продолжении нескольких жизненных воплощений души. Открыть значение родинок и родимых пятен бывает непросто. Главное, прислушиваться к своей интуиции и страхам.

Сторонники данной точки зрения полагают, что родимое пятно на голове известного всем политика Михаила Горбачева сигнализирует о том, что его прошлая жизнь прервалась вследствие черепно-мозговой травмы.

Такое мнение основано на истории Джефа Росса , который подвергался гипнозу для восстановления воспоминаний о прошлой жизни. В ходе сеанса Джеф рассказал, что был индейцем одного из североамериканских племен. В одном из боев с колонизаторами Джеф был ранен в ногу под коленом. Хоть рана не была смертельной, ему не удалось остановить кровотечение, и это послужило причиной его гибели. Вернувшись в сознание при выходе из гипнотического состояния, Джеф в изумлении сказал о том, что на его правой ноге есть багровое родимое пятно, похожее на не зажившую царапину.


Психосоматика как проявление памяти прошлых жизней

Несмотря на возможности современной диагностической медицины и квалификацию специалистов, часто встречаются случаи, когда медики не могут определить причину заболевания. Сторонники теории перерождения объясняют такие случаи опытом прошлых жизней.

Физическое воздействие и связанный с ним сильнейший стресс отпечатываются в памяти и переходят к следующему воплощению.

Например, Даниэлла в течение десяти лет страдала от спазмов в горле , не дающих дышать. Они возникали нечасто – буквально раз-другой в месяц, но существенно осложняли жизнь девушки. За годы своих страданий Дэни обращалась к нескольким терапевтам, аллергологам и психиатрам, визиты к которым не помогли диагностировать причину этих спазмов.

Однако подруга Дэни отвела ее к специалисту по путешествиям в прошлые жизни, где выяснилось, что причина кроется именно там. Во время своего путешествия девушка узнала, что была матросом на торговом судне и после богатого рейса возвращаясь домой. Она стала жертвой уличного грабителя, перерезавшего ей горло в темном проулке.

После сеанса Даниэлла испытала облегчение, после чего спазмы проявлялись гораздо реже, а потом и вовсе исчезли.

Подобные психосоматические состояния могут быть проявлениями ранее пережитых впечатлений или же необходимости получения необходимого жизненного опыта другим путем.

Как бы то ни было, клетки тела будут напоминать человеку о его прошлых жизнях, именно эти случаи и становятся тупиковыми для медицины , когда по всем медицинским показателям человек является абсолютно здоровым, но при этом испытывает боли и страдания.

Игнорирование подобных сигналов может стать причиной настоящих заболеваний, и это не уменьшает значения клеточной памяти.


Зачем нужны воспоминания о прошлой жизни

Поскольку человеческий разум больше всего похож на хорошо отлаженный механизм по принципу своей работы, все сторонние «детали» он воспринимает, как плоды воображения. В обратном случае, спонтанное проявление воспоминаний о прошлой жизни приводило бы к диссоциативному расстройству, которое иначе называется раздвоением личности.

Когда раскрывается память прошлого, человек активирует ранее заложенные механизмы, которые могли бы сыграть отрицательную роль на судьбе и физиологии. Работая с генетической памятью, человек учитывает ранее полученный опыт, что позволяет уберечься от ошибок и достигнуть гармонии. Кстати, именно по этой причине просматривать прошлые воплощения лучше с помощью проводника. Ведь перерожденная душа несет в себе не только негативные воспоминания, но еще и воспоминания о том, что она является частью высшей силы.

Как я уже писала ранее, для тех, кому важен опыт прожитых ранее жизней, возможна 2-часовая консультация в вашу ПЖ. Кроме того, идя по пути духовного развития, оказывайте помощь своим родным и близким, рассказывайте о прочитанном своим друзьям, кликнув по кнопкам соцсетей. Стремитесь к просветлению и помогайте его достичь окружающим.

С уважением, Елена Изотова.