Особенности проведения массажа у детей раннего возраста. Массаж в детской практике массаж и гимнастика детей младенческого и раннего возраста. уровня развития и состояния здо­ровья ребенка

Массаж и гимнастика в раннем детском возрасте

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка.

Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

Гимнастика и массаж должны применяться в комплексе со всеми другими воспитательными мероприятиями (режимом питания и сна, организацией бодрствования и пр.).

Гимнастика и общий массаж оказывают регулирующее влияние на функции центральной нервной системы, дыхания, кровообращения, пищеварения, кроветворения. Под их влиянием стимулируются окислительные, трофические, терморегулирующие процессы, улучшается обмен веществ.

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается.

При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции: преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию; возникающие, еще очень слабые, но тем не менее имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.

Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.

Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция.

Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста – врожденные рефлексы.

В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.

Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развитая умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище.

Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность менять положение.

Физические упражнения показаны каждому здоровому ребенку начиная с 1,5-2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный ритм жизни, совершенствуется терморегуляция.

Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.

Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует. Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20–22 °C. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.

Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелют клеенку и чистую простыню.

Занятия проводят один раз в день за 45 мин до или через 45 мин после кормления. Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми. Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым. Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра (или мать) должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшении настроения, плаче) процедуру следует прервать и успокоить ребенка. Ребенок не должен переутомляться.

Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2–3 раза.

Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста

Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях – статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.

Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком.

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным.

Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения . Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов.

Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела.

Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью кого-либо (пассивно-активные). К ним относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения – произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж – один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражениях.

Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различаются 5 основных приемов массажа:

1) поглаживание;

2) растирание;

3) разминание;

4) поколачивание;

5) вибрация.

Поглаживание . При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез.

Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.

До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев.

В дальнейшем он необходим главным образом при нарушении упругости мышц и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.

С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично.

Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу). Виды поглаживания:

1) охватывание . Выполняется двумя руками. Одной рукой массажист держит конечность за кисть или стопу, второй – охватывает конечность между большим и четырьмя остальными пальцами;

2) попеременное поглаживание . Выполняется двумя руками таким образом, что когда одна рука заканчивает движение, вторая сменяет ее;

3) крестообразное поглаживание . Выполняется двумя руками, пальцы которых переплетены;

4) спиралевидное поглаживание . Выполняется основанием ладони, или концевой фалангой большого пальца, или четырьмя остальными пальцами, или всей ладонью. При спиралевидном поглаживании, сохраняя основное направление движений, описывают дополнительные спиралевидные движения;

5) поглаживание с отягощением . Выполняется двумя руками. Одна рука ладонной или тыльной поверхностью лежит на массируемом участке, вторая – находится сверху и оказывает давление, помогает выполнять поглаживание.

Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышается эластичность и сократительная способность мышц.

При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.

Растирание выполняется в разных направлениях.

Виды растирания:

1) продольное растирание . Выполняется большими пальцами обеих рук. Пальцы параллельно плотно лежат на массируемой поверхности и растирают ее, двигаясь в противоположных направлениях;

2) растирание концами пальцев . Выполняется одной или двумя руками. Пальцы полусогнуты, концы направлены в кожу массируемого участка. Движения в разных направлениях;

3) спиралевидное растирание . Выполняется аналогично спиралевидному поглаживанию, но более энергично со смещением кожи и растиранием ее в разных направлениях;

4) граблеобразное растирание . Применяется при массаже спины. От шеи к ягодицам растирание выполняется концами пальцев обеих рук, которые скользят по обеим сторонам позвоночника. От ягодиц к шее растирание выполняется тыльной поверхностью рук;

5) пиление . Работают две руки. Кисти расположены параллельно реберной поверхностью и растирают участок, двигаясь в противоположных направлениях.

Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка.

Применяется главным образом для глубокого массажа мышц.

Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.

Виды разминания:

1) продольное разминание . Движения выполняются вдоль мышечных волокон;

2) поперечное разминание . Мышца разминается в поперечном направлении по отношению к мышечным волокнам;

3) двойное кольцевое разминание . Выполняется двумя руками при массировании плеча. Плечо охватывается большим и четырьмя остальными пальцами. Кисти, двигаясь в противоположных направлениях, как бы окручивают трех– и двуглавые мышцы и тем самым разминают их.

Поколачивание как особый вид массажа способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц.

Поколачивание влияет также и на лежащие глубже внутренние органы.

Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами обеих пальцев рук.

У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.

Виды поколачивания:

1) поколачивание концами пальцев . Удары наносятся двумя руками, пальцы которых полусогнуты;

2) поколачивание ладонной поверхностью ;

3) похлопывание . Выполняют двумя руками, пальцы которых собраны в «мягкий кулак», производят движения, напоминающие вымешивание теста;

4) рубление . Удары наносятся реберной поверхностью кисти.

Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих друг за другом равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 1,5–3 месяцев

Поскольку у детей этого возраста резко выражен мышечный тонус сгибателей конечностей, усилия массажа должны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

Последовательность выполнения процедуры:

1) массаж рук (поглаживание);

2) массаж ног (поглаживание);

3) выкладывание на живот;

4) массаж спины (поглаживание);

5) массаж живота (поглаживание);

6) массаж стоп (растирание);

7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);

8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении то на правом, то на левом боку;

9) выкладывание на живот;

10) рефлекторное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.

Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 3–4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический повышенный тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук. В возрасте 3–4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.

На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела (переворачиванию со спины на живот), то ему следует помогать.

К 3 месяцам исчезает феномен ползания, и можно применять упражнения для нижних конечностей.

Процедура проводится в следующей последовательности:

1) массаж рук;

2) обхватывающие движения руками (пассивное упражнение);

3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);

4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение);

5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);

6) рефлекторное движение головой назад в положении

на животе;

7) массаж живота (поглаживание);

8) массаж стоп (растирание, похлопывание);

9) упражнения для стоп (рефлекторные);

10) вибрационный массаж всей грудной клетки;

11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание;

12) поворот на живот влево.

Таким образом, необходимо содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития мышц рук, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 4–6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка.

В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие – массаж нижних конечностей, спины, живота и стоп, верхних конечностей.

1) обхватывающие движения руками, движения пассивные перекрестные перед грудью;

2) массаж ног;

3) имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола;

4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);

5) «парение» в положении на животе (движение рефлекторное);

6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота);

7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;

8) массаж стоп (рефлекторные движения);

9) сгибание и разгибание рук («бокс»);

10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;

11) упражнение рефлекторное на спине, «парение»;

12) массаж грудной клетки;

13) поворот со спины на живот.

Все приемы массажа проводят в положении лежа.

Основная задача – дальнейшее развитие мышц рук, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию; при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для слухового развития.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 6-10 месяцев

В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы необходимо проводить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур:

1) обхватывающие движения руками, с кольцами;

2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание;

3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;

4) массаж спины (все манипуляции);

5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;

6) круговые движения руками;

7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией;

8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;

9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;

10) приподнимание из положения лежа на животе при поддержке за руки с речевой инструкцией;

11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;

12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией;

13) дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе с боков.

Положение ребенка лежа, а при некоторых упражнениях – сидя. Необходимо стимулировать ребенка к ползанию, стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений, соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 10 месяцев до 1 года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба.

У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений на приседание.

У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения процедуры:

1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;

2) движение «велосипед» с речевой инструкцией;

3) поворот со спины на живот по речевой инструкции;

4) массаж спины (все приемы);

5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального положения при поддержке за руки или предметы (кольца);

6) наклон вперед (прижимая за коленные суставы ребенка к себе спиной);

7) массаж живота (все приемы);

8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;

9) упражнение для сгибателей рук (присаживание);

10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией;

11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;

12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение;

13) круговые движения руками с предметами.

Основная задача – стимулировать выполнение упражнений по речевой инструкции. Необходимо применять различные предметы – кольца, палочки, игрушки, давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) – сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Гимнастика и массаж Движения сопутствуют всей жизни человека. Лежащие в их основе мышечные сокращения необходимы для гармоничного физического и умственного развития человека. Ограниченность в движениях, малая подвижность вызывают гиподинамию – особое состояние, при

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Гимнастика и массаж Массаж – это ритмичное раздражение кожи с определенной силой и в определенной последовательности. Он действует непосредственно на кожу и те органы, которые находятся к ней ближе всего.В коже заложены множества нервных окончаний (рецепторов).

Из книги Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек автора Биддалф Стив

Социальные навыки в самом раннем возрасте Мы, как взрослые, понимаем, что умение общаться с людьми - одно из самых важных умений в жизни. Обычно мы замечаем это, когда в общении появляются некоторые проблемы - когда, например, нам приходится иметь дело с властным

Из книги Буду мамой! Все о беременности и первом годе жизни малыша. 1000 ответов на 1000 главных вопросов автора Сосорева Елена Петровна

Из книги Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка автора Сосорева Елена Петровна

Массаж и гимнастика После массажа приступайте к новому гимнастическому упражнению, которое будет способствовать совершенствованию двигательных навыков вашего малыша. Поворот со спины на живот. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить ваш палец и начинайте тянуть

Из книги Уход за ослабленными новорожденными автора Луковкина Аурика

Массаж и гимнастика Проводите массаж малыша как обычно. Помассируйте его ручки, ножки, животик, грудку, спинку. Затем проделайте такие упражнения:1. Ребенок лежит на спине. Дайте ему захватить кольца (или большие пальцы взрослого), пусть малыш крепко удерживает их.

Из книги автора

Из книги автора

Массаж и гимнастика «Ручки и ножки» - это упражнение, во время которого малыш захватывает рукой свою ножку. Задача состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка желание дотронуться руками до ножек.Когда малыш лежит на спинке, наденьте ему на ножку яркий носочек (можно к

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Массаж и гимнастика С этой недели вы можете делать ребенку массаж, сочетая его с гимнастикой. Массировать ребенка нужно ежедневно не более 2 минут, затем можно приступать к гимнастическим упражнениям. Сеанс гимнастики продолжайте не более 5 минут, у малыша при этом должно

Из книги автора

Массаж и гимнастика Продолжайте развитие и закрепление физических умений вашего малыша с помощью массажа и гимнастических упражнений, которые на этом этапе необходимо несколько усложнить. При этом упражнения для конечностей и туловища должны перемежаться с

Из книги автора

Массаж и гимнастика «Ручки и ножки» – это упражнение, во время которого малыш захватывает рукой свою ножку. Задача состоит в том, чтобы стимулировать у ребенка желание дотронуться руками до ножек. Когда малыш лежит на спинке, наденьте ему на ножку яркий носочек (можно к

Из книги автора

Массаж и гимнастика Продолжайте укреплять мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка.По-прежнему ежедневно проводите массаж и гимнастику. К комплексу упражнений, который вы использовали раньше, на данном этапе необходимо добавить упражнения, стимулирующие развитие ног и

Из книги автора

Массаж и гимнастика После массажа выполняйте освоенные упражнения, увеличивая количество их повторений.На этом этапе гимнастический комплекс пополняют новые упражнения: повороты вправо и влево из положения сидя, бросание мячика, перекладывание игрушек, стояние при

Из книги автора

Глава 9 Массаж и гимнастика при некоторых заболеваниях новорожденных Мышечная кривошеяКривошея встречается приблизительно у 5 % рождающихся детей. Возникает она при врожденном недоразвитии грудино-ключично-сосцевидной мышцы и изменениях во время родового акта и после

Массаж и гимнастические упражнения являются наиболее выгодным и целесообразным способом воспитания у ребенка правильных и точных движений. При отсутствии целенаправленного воспитания развитие движений у ребенка запаздывает, а качество их заметно ухудшается.

При выборе специальных упражнений для ребенка необходимо учитывать не только возрастные особенности, но и особенности его индивидуального развития. На каждом возрастном этапе у ребенка обнаруживаются двоякого рода реакции: преобладающие, более сильные, но имеющие тенденцию к угасанию; возникающие, еще очень слабые, но тем не менее имеющие тенденцию к неуклонному нарастанию.

Например, в первые 3 месяца жизни у детей резко выражена гипертония мышц-сгибателей верхних и нижних конечностей. На этом фоне возникает и постепенно нарастает уравновешивание мышц-разгибателей.

Поскольку в ходе нормального развития ребенка гипертония мышц-сгибателей непрерывно идет на убыль, прогрессивной является первая реакция.

Содействие этой реакции (расслабление мышц-сгибателей) надо считать целесообразным. К средствам, способствующим этому, относятся ежедневные теплые ванны и легкий поглаживающий массаж, вызывающие расслабление мышц; стимулирование самостоятельных движений ребенка, связанных с разгибанием, для чего используется основной двигательный фон этого возраста – врожденные рефлексы.

В первые месяцы жизни целесообразно использовать в упражнениях только рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы предупредить усиление и без того преобладающих сгибателей.

Если уравновешивание сгибателей и разгибателей верхних конечностей происходит своевременно, то создаются предпосылки для развитая умелости рук, что даст ребенку возможность тянуться к предмету, брать его, а затем, держась, подтягиваться, приподнимая туловище.

Таким образом, при своевременном развитии мелкой мускулатуры создаются предпосылки для развития крупной мускулатуры, что обеспечивает ребенку способность менять положение.

Физические упражнения показаны каждому здоровому ребенку начиная с 1,5-2-месячного возраста. К этому времени организм ребенка приспосабливается к условиям внеутробного существования, устанавливается определенный ритм жизни, совершенствуется терморегуляция.

Для детей грудного возраста упражнения должны быть очень просты и легко выполнимы.

Противопоказаний к назначению гимнастических упражнений и массажа здоровому ребенку в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями не существует. Гимнастику и массаж проводят в комнате при температуре 20–22 °C. Летом упражнения необходимо выполнять при открытом окне или на воздухе при этой же температуре.

Само занятие проводится на столе, покрытом сложенным вчетверо байковым одеялом, поверх которого стелют клеенку и чистую простыню.

Занятия проводят один раз в день за 45 мин до или через 45 мин после кормления. Руки медицинской сестры (или матери) должны быть чисто вымытыми, сухими и теплыми. Ребенка раздевают; тело его должно быть теплым. Во время занятия у ребенка необходимо поддерживать веселое настроение, разговаривать с ним, побуждать его к активности, улыбаться, использовать игрушки. Во время выполнения тех или иных упражнений медицинская сестра (или мать) должна внимательно следить за реакцией ребенка. При наличии отрицательной реакции (ухудшении настроения, плаче) процедуру следует прервать и успокоить ребенка. Ребенок не должен переутомляться.

Все движения надо делать ритмично, спокойно и плавно (без насилия), повторяя каждое 2–3 раза.

Основы общей методики массажа и гимнастики у детей раннего возраста

Развитие двигательной деятельности ребенка грудного возраста протекает в двух направлениях – статики и моторики. В соответствии с этим определяются и группы упражнений для детей этого возраста: они включают упражнения для развития координации, равновесия, а также дыхательные движения. Для развития дыхательной деятельности детей раннего возраста применяют пассивные и рефлекторные упражнения.

Пассивные упражнения производятся не ребенком, а массажистом (медицинской сестрой, матерью). Они рассчитаны на использование естественной двигательной фазы мускулатуры ребенка: сгибания при сокращении определенной группы мышц и разгибания при их расслаблении.

Пассивные упражнения не должны применяться до 3 месяцев жизни ребенка, так как при имеющейся гипертонии сгибателей выполнение их связано с опасностью насилия над ребенком.

После 3 месяцев жизни, когда наступает полное уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей верхних конечностей, можно постепенно вводить пассивные движения для рук, начиная с самых несложных и переходя в дальнейшем к более сложным.

Уравновешивание мышц сгибателей и разгибателей нижних конечностей достигается между 4-5-м месяцами жизни, что дает возможность ввести пассивные движения для ног.

Рефлекторные упражнения . Для укрепления мышц шеи и туловища можно использовать рефлекторные упражнения, рассчитанные на движения, протекающие по типу безусловных двигательных рефлексов.

Врожденные двигательные рефлекторные реакции появляются в ответ на раздражение рецепторов кожи, мышц, нервного аппарата. Сначала в положении на вису на животе ребенок отклоняет голову назад. Приблизительно через месяц (к 4 месяцам) в том же положении у него начинает изгибаться все тело, образуя дугу, открытую кверху. Данное движение является энергичным раздражением и укреплением вестибулярного аппарата. С 4 месяцев в положении на спине на вису ребенок отклоняет голову вперед, напрягая мускулатуру передней поверхности тела.

Придавая регулярно указанные положения (держать ребенка на вису на животе, на спине), можно укрепить мышцы шеи и туловища.

В дальнейшем на базе этих врожденных рефлексов можно создать условные связи в ответ на такие сигнальные раздражители, как потягивание за ноги, звуковые сигналы, хватание и т. д.

Упражнения с помощью кого-либо (пассивно-активные). К ним относятся движения, которые выполняются ребенком самостоятельно только частично, например присаживание при подтягивании ребенка за руки, за кисти; стояние при поддержке под мышками и т. д.

Активные упражнения – произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно.

Массаж – один из видов пассивной гимнастики. Сущность его состоит в ритмично и систематически наносимых на тело ребенка механических раздражениях.

Массаж бывает общий и местный. Общий массаж оказывает значительное и многообразное влияние на организм ребенка. Различаются 5 основных приемов массажа:

1) поглаживание;

2) растирание;

3) разминание;

4) поколачивание;

5) вибрация.

Поглаживание . При поглаживании кожа освобождается от чешуек эпидермиса, что ведет к открытию протоков сальных и потовых желез.

Этот способ улучшает дыхание и питание кожи (кожные сосуды расширяются, улучшается артериальное и венозное кровообращение), повышается ее упругость и эластичность.

До 3 месяцев детям проводят массаж исключительно путем поглаживания. После 3 месяцев присоединяют другие приемы массажа: разминание, поколачивание. Общий поглаживающий массаж продолжается до 6 месяцев.

В дальнейшем он необходим главным образом при нарушении упругости мышц и мышечного тонуса, а также как отдых между упражнениями.

С поглаживания начинается массаж. Он чередуется с другими приемами и им заканчивается массаж. При поглаживании одна или обе руки массажиста плотно прилегают к массируемой поверхности, скользят медленно, спокойно, ритмично.

Поглаживание всегда выполняется с учетом венозного и лимфатического оттока (по ходу). Виды поглаживания:

1) охватывание . Выполняется двумя руками. Одной рукой массажист держит конечность за кисть или стопу, второй – охватывает конечность между большим и четырьмя остальными пальцами;

2) попеременное поглаживание . Выполняется двумя руками таким образом, что когда одна рука заканчивает движение, вторая сменяет ее;

3) крестообразное поглаживание . Выполняется двумя руками, пальцы которых переплетены;

4) спиралевидное поглаживание . Выполняется основанием ладони, или концевой фалангой большого пальца, или четырьмя остальными пальцами, или всей ладонью. При спиралевидном поглаживании, сохраняя основное направление движений, описывают дополнительные спиралевидные движения;

5) поглаживание с отягощением . Выполняется двумя руками. Одна рука ладонной или тыльной поверхностью лежит на массируемом участке, вторая – находится сверху и оказывает давление, помогает выполнять поглаживание.

Растирание имеет целью воздействовать главным образом на опорно-двигательный аппарат ребенка. При этом приеме улучшается питание сухожилий, сухожильных влагалищ, слизистых сумок; повышается эластичность и сократительная способность мышц.

При растирании кожа слегка потягивается пальцами. Растираются не только кожа, но и ткани, лежащие под ней.

Растирание выполняется в разных направлениях.

Виды растирания:

1) продольное растирание . Выполняется большими пальцами обеих рук. Пальцы параллельно плотно лежат на массируемой поверхности и растирают ее, двигаясь в противоположных направлениях;

2) растирание концами пальцев . Выполняется одной или двумя руками. Пальцы полусогнуты, концы направлены в кожу массируемого участка. Движения в разных направлениях;

3) спиралевидное растирание . Выполняется аналогично спиралевидному поглаживанию, но более энергично со смещением кожи и растиранием ее в разных направлениях;

4) граблеобразное растирание . Применяется при массаже спины. От шеи к ягодицам растирание выполняется концами пальцев обеих рук, которые скользят по обеим сторонам позвоночника. От ягодиц к шее растирание выполняется тыльной поверхностью рук;

5) пиление . Работают две руки. Кисти расположены параллельно реберной поверхностью и растирают участок, двигаясь в противоположных направлениях.

Разминание направлено на усиление кровоснабжения и улучшение питания массируемого участка.

Применяется главным образом для глубокого массажа мышц.

Мышцы или отдельные мышечные пучки захватываются пальцами массажиста, слегка отводятся и разминаются в разных направлениях.

Виды разминания:

1) продольное разминание . Движения выполняются вдоль мышечных волокон;

2) поперечное разминание . Мышца разминается в поперечном направлении по отношению к мышечным волокнам;

3) двойное кольцевое разминание . Выполняется двумя руками при массировании плеча. Плечо охватывается большим и четырьмя остальными пальцами. Кисти, двигаясь в противоположных направлениях, как бы окручивают трех– и двуглавые мышцы и тем самым разминают их.

Поколачивание как особый вид массажа способствует снижению возбудимости периферических нервов, улучшению кровоснабжения, а следовательно, и питанию мышц.

Поколачивание влияет также и на лежащие глубже внутренние органы.

Этот прием производится легким поколачиванием отдельных частей тела (более богатых мышцами) концами обеих пальцев рук.

У самых маленьких детей этот прием в виде ритмического похлопывания производится ладонной поверхностью пальцев то одной, то другой руки отдельных частей тела, чаще всего спины, бедер, реже задней поверхности голени.

Виды поколачивания:

1) поколачивание концами пальцев . Удары наносятся двумя руками, пальцы которых полусогнуты;

2) поколачивание ладонной поверхностью ;

3) похлопывание . Выполняют двумя руками, пальцы которых собраны в «мягкий кулак», производят движения, напоминающие вымешивание теста;

4) рубление . Удары наносятся реберной поверхностью кисти.

Вибрация состоит в передаче телу быстро следующих друг за другом равномерных сотрясений. Этот прием в раннем возрасте применяется весьма редко.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 1,5–3 месяцев

Поскольку у детей этого возраста резко выражен мышечный тонус сгибателей конечностей, усилия массажа должны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уделять внимание расслаблению сгибателей, используя поглаживание.

Последовательность выполнения процедуры:

1) массаж рук (поглаживание);

2) массаж ног (поглаживание);

3) выкладывание на живот;

4) массаж спины (поглаживание);

5) массаж живота (поглаживание);

6) массаж стоп (растирание);

7) упражнения для стоп (движения рефлекторные);

8) разгибание позвоночника (рефлекторное) в положении то на правом, то на левом боку;

9) выкладывание на живот;

10) рефлекторное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры лежит на спине.

Ребенок должен ежедневно принимать теплую ванну, нужно вызывать у него положительные эмоции во время процедуры, общения.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 3–4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка этого возраста исчезает физиологический повышенный тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног. В этом возрасте можно начинать проводить пассивные движения для рук. В возрасте 3–4 месяцев в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные рефлексы положения.

На нижних конечностях применяют поглаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые попытки к изменению положения тела (переворачиванию со спины на живот), то ему следует помогать.

К 3 месяцам исчезает феномен ползания, и можно применять упражнения для нижних конечностей.

Процедура проводится в следующей последовательности:

1) массаж рук;

2) обхватывающие движения руками (пассивное упражнение);

3) массаж ног (поглаживание, растирание, разминание);

4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение);

5) массаж спины (поглаживание, растирание, разминание);

6) рефлекторное движение головой назад в положении

на животе;

7) массаж живота (поглаживание);

8) массаж стоп (растирание, похлопывание);

9) упражнения для стоп (рефлекторные);

10) вибрационный массаж всей грудной клетки;

11) пассивное упражнение для рук и ног на сгибание и разгибание;

12) поворот на живот влево.

Таким образом, необходимо содействовать полному уравновешиванию сгибателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обеспечить условия для развития мышц рук, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захватывания их.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 4–6 месяцев

В возрасте от 4 до 6 месяцев у ребенка происходит уравновешивание тонуса сгибателей и разгибателей нижних конечностей, поэтому необходимо вводить пассивные движения для нижних конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 месяцам происходит благодаря упражнениям на основе пищевого рефлекса с поворотами и подниманием головы ребенка.

В этом возрастном периоде можно вводить активные упражнения на изменение положения тела (из положения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие – , спины, живота и стоп, верхних конечностей.

1) обхватывающие движения руками, движения пассивные перекрестные перед грудью;

2) массаж ног;

3) имитация велосипедных движений, «скользящие шаги» по поверхности стола;

4) поворот со спины на живот вправо, массаж спины (все приемы);

5) «парение» в положении на животе (движение рефлекторное);

6) массаж живота (поглаживание по часовой стрелке, по ходу косых мышц живота);

7) приподнимание верхней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки;

8) массаж стоп (рефлекторные движения);

9) сгибание и разгибание рук («бокс»);

10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди;

11) упражнение рефлекторное на спине, «парение»;

12) массаж грудной клетки;

13) поворот со спины на живот.

Все приемы массажа проводят в положении лежа.

Основная задача – дальнейшее развитие мышц рук, изменение положения тела с поворотами его; подготовка к ползанию; при выкладывании на живот следует подавать ритмичные звуковые сигналы для слухового развития.

Методика массажа и гимнастики в возрасте 6-10 месяцев

В данном периоде можно вводить упражнения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в определенных позах, сидеть без опоры, стоять с опорой, ползать. В этом периоде у ребенка развивается понимание речи, чему необходимо способствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы необходимо проводить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур:

1) обхватывающие движения руками, с кольцами;

2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглаживание и растирание;

3) поворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией;

4) массаж спины (все манипуляции);

5) при поддержке за обе руки присаживание с речевой инструкцией;

6) круговые движения руками;

7) поднятие прямых ног с речевой инструкцией;

8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием;

9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкцией;

10) приподнимание из положения лежа на животе при поддержке за руки с речевой инструкцией;

11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией;

12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией;

13) дыхательные упражнения, сдавливание на выдохе с боков.

Положение ребенка лежа, а при некоторых упражнениях – сидя. Необходимо стимулировать ребенка к ползанию, стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать условные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений, соблюдать ритмичность в выполнении движений. Массаж должен предшествовать упражнению.

Методика массажа и гимнастики в возрасте от 10 месяцев до 1 года

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба.

У ребенка появляются новые элементы моторики (например, сидение на корточках), поэтому рекомендуется больше упражнений на приседание.

У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Следует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения процедуры:

1) сгибание и разгибание рук в положении сидя, стоя с предметами;

2) движение «велосипед» с речевой инструкцией;

3) поворот со спины на живот по речевой инструкции;

4) массаж спины (все приемы);

5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального положения при поддержке за руки или предметы (кольца);

6) наклон вперед (прижимая за коленные суставы ребенка к себе спиной);

7) массаж живота (все приемы);

8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой инструкцией и одобрением;

9) упражнение для сгибателей рук (присаживание);

10) напряженное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией;

11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы;

12) присаживание при поддержке то за одну, то за другую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение;

13) круговые движения руками с предметами.

Основная задача – стимулировать выполнение упражнений по речевой инструкции. Необходимо применять различные предметы – кольца, палочки, игрушки, давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а затем (усложняя) – сидя, стоя. Массаж является отдыхом после проведенных гимнастических упражнений, поэтому его следует проводить сразу после них.

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка.

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, она часто инфицируется и легко ранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25% от веса тела, в то время как у взрослого – около 42%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличаются «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легко ранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Из-за несовершенства развития ЦНС движения ребенка в возрасте 1,5 – 2 месяцев беспорядочны. Он не может самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении. Руки и ноги практически не разгибаются и прижаты к телу, пальцы рук сжаты в кулачки (гипертонус мышц сгибателей, проходит к 3 – 4 месяцам).

С рождения младенец наделен двигательными рефлексами, называемыми безусловными. Двигательные рефлексы тесно связаны с врожденными кожными рефлексами. На раздражение различных участков кожи организм ребенка реагирует соответствующими движениями. Например, ступни ребенка прикасаются к опоре и он начинает переставлять ножки, делая движения, похожие на шаги.

Если к стопам лежащего на животе ребенка прикоснуться ладонью, он начинает отталкиваться от нее ножками, стараясь ползти. Эти безусловные рефлексы сохраняются недолго и уже к 3 - 4 месяцам они утрачиваются. На протяжении всей жизни действует спинной рефлекс Галанта, при котором происходит изгибание тела в ответ на поглаживание кожи вдоль позвоночника.

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа. Массаж положительно влияет на эмоции и развитие речи ребенка.

В детском массаже применяются основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание.

Прием поглаживания оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему ребенка, способствует снятию боли, помогает нормализовать дыхание и работу сердца. При помощи поглаживания восстанавливается нормальный дневной и ночной сон. Вибрация способствует активизации деятельности нервно-мышечного аппарата, а также стимулирует усиление обмена веществ а организме ребенка. Поколачивание снижает возбудимость ЦНС, улучшает работу внутренних органов.

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц сгибателей добавляют приемы разминания

В первый год жизни массаж рекомендован всем детям. В период от 1 года до среднего школьного возраста включительно массаж рекомендуется проводить в случаях каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физическом развитии, как, например, деформация позвоночника, слабость мышц и связок и другие отклонения. В целях профилактики здоровым детям рекомендуется выполнение различных комплексов гимнастики.

Двигательная активность у детей раннего возраста является мощным фактором, способствующим правильному развитию ребенка. Создание физиологически обоснованных методик проведения гимнастики и массажа в раннем возрасте основано на знании состояния и развития скелетной мускулатуры у детей.

В первые 3 мес жизни наблюдается резкий гипертонус сгибателей верхних и нижних конечностей, но постепенно нарастает уравновешивание их мышцами-антагонистами. Гимнастика и способствуют развитию разгибателей и расслаблению мышц.

Следует стимулировать самостоятельные движения ребенка, связанные с разгибанием, Это возможно при использовании врожденных рефлексов у детей. К числу таких рефлексов относятся ряд пищевых (сосание, глотание, слюноотделение); защитно-оборонительных, как, например, поворот или поднимание головы из положения на животе у ребенка первых недель жизни; сосудистых; ряд рефлексов положения (позы) и расположения частей или рефлексы равновесия (лабиринтные, шейные). У детей до 2"/2-3 мес имеется ножной рефлекс (феномен ползания), Он относится к кожным рефлексам. В этих рефлексах раздражителем является прикос­новение к коже, а ответная реакция выража­ется сокращением соответствующих мышц. В первом случае (феномен ползания) - раз­гибателей мышц, при спинном рефлексе Та­ланта - разгибателей позвоночника. В пер­вые месяцы жизни целесообразно использо­вать только рефлексы, связанные с разгиба­нием во избежание усиления сгибателей, то­нус которых и без того преобладает.

В возрасте 5-б мес дети могут сидеть без поддержки. К 7-му месяцу выпрямляется позвоночник, и ребенок сидя свободно мани­пулирует руками, хорошо удерживая поло­жение тела. В возрасте 8-10 мес ребенок стоит еще не устойчиво, особенно при толчках из стороны в сторону.

Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1"/2 до 3 мес

Общие физиологические предпосылки . Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгиба­телей конечностей, усилия массажиста долж­ны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уде­лять внимание расслаблению сгибателей, ис­пользуя поглаживание.

Последовательность выполнения про­цедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выклады­вание на живот; 4) массаж спины (поглажи­вание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) раз­гибание позвоночника (рефлекторное) в по­ложении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлектор­ное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры ле­жит на спине.

Методические указания: ре­бенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать по­ложительные эмоции во время процедуры, общения.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка это­го возраста исчезает физиологический гипер­тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.

В этом возрасте можно начинать прово­дить пассивные движения для рук.

В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные реф­лексы положения.

На нижних конечностях применяют пог­лаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые по­пытки к изменению положения тела - пере­ворачиваться со спины на живот, то ему сле­дует помогать.

К 3 мес исчезает феномен ползания и мож­но применять упражнения для нижних ко­нечностей.

Процедура проводится в следующей по­следовательности: 1) массаж рук; 2) охваты­вающие движения руками (пассивное упраж­нение); 3) массаж ног (поглаживание, рас­тирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разми­нание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж жи­вота (поглаживание); 8) массаж стоп (расти­рание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный мас­саж всей грудной клетки; 11) пассивное уп­ражнение для рук и ног на сгибание и раз­гибание; 12) поворот на живот влево.

Положение ребенка для всех приемов - лежа.

Методические указания: со­действовать полному уравновешиванию сги­бателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обес­печить условия для развития ручной уме­лости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захваты­вания их.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка про­исходит уравновешивание сгибателей и раз­гибателей нижних конечностей, поэтому необ­ходимо вводить пассивные движения для ниж­них конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на осно­ве пищевого рефлекса с поворотами и под­ниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражне­ния на изменение положения тела (из поло­жения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет - вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие - массаж ниж­них конечностей, спины, живота и стоп, мас­саж верхних конечностей при наличии вре­мени (рис. 159, 160).

Рис. 159. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.

Рис. 160. Круговые движения руками.

Последовательность проведения процеду­ры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед гру­дью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипед­ных движений, «скользящие шаги» по по­верхности стола; 4) поворот со спины на жи­вот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (дви­жение рефлекторное); 6) массаж живота (по­глаживание по часовой стрелке, по ходу ко­сых мышц живота); 7) приподнимание верх­ней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлек­торное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).

Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.

Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе

Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попере­менно

Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.

Методические указания. Ребе­нок лежит. Основная задача - дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение поло­жения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот сле­дует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по сред­ней линии стопы от точки юн-цюань до пят­ки, между II-III пальцами стопы по по­дошве (рис. 164). Применять похлопываю­щие движения II-III пальцами по всей по­верхности стопы; на тыльной стороне надав­ливать на точку пу-шэнь, по наружной сто­роне стопы.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.

В данном периоде можно вводить упраж­нения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в опреде­ленных позах, сидеть без опоры, стоять с опо­рой, ползать. В этом периоде у ребенка разви­вается понимание речи, чему необходимо спо­собствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы про­водить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглажи­вание и растирание (рис. 165-169);

Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).

Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).

Рис. 167. Массаж ног (растирание).

Рис. 168. Массаж голеней (растирание).

Рис. 169. Рефлекторное ползание.

3) по­ворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);

Рис. 170. Рефлекторное разгибание позво­ночника

Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).

Рис. 172. Массаж спины (разминание).

Рис. 173. Массаж спины (вибрация).

5) при под­держке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструк­цией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкци­ей; 10) из положения лежа на животе при под­держке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыха­тельные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).

Рис. 174. Массаж живота.

а - поглаживание; б - сдавливание на выдохе с боков.

Методические указания. По­ложение ребенка - лежа и при некоторых упражнениях - сидя. Стимулировать ребен­ка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать услов­ные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Мас­саж должен предшествовать упражнению.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС - 1 ГОД

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка по­являются новые элементы моторики (напри­мер, сидение на корточках), поэтому реко­мендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Сле­дует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения про­цедуры: 1) сгибание и разгибание рук в поло­жении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) пово­рот со спины на живот по речевой инструк­ции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (мето­дист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все при­емы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой ин­струкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напря­женное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) приса­живание при поддержке то за одну, то за дру­гую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движе­ния руками с предметами.

Методические указания. Ос­новная задача - стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различ­ные предметы - кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а за­тем (усложняя) - сидя, стоя. Массаж явля­ется отдыхом после проведенных гимнасти­ческих упражнений, поэтому его следует про­водить сразу после них.

Массаж детей в раннем возрасте (до года)

Организм ребенка все время развивается и по характеру своих ответных реакций на различные внешние влияния отличается от организма взрослого человека (рис. 51).

Темпы развития отдельных органов, систем и всего организма не одинаковы в различные периоды жизни детей. Это определяет особенности возрастной реактивности. Зная закономерности развития тех или иных функций растущего детского организма, его анатомо-физиологические особенности, можно оказывать направленное влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка!

Рис. 40. Топография основных точек (а - вид сзади, б - вид сбоку).

а: 1 - точки латеральной области предплечья; 2 -

затылочная область; 3 - точка продолговатого мозга; 4 -

задняя область шеи; 5 - межлопаточная область; 6 - мышца-

разгибатель позвоночника; 7 - крестцовая область; 8 -

тыльная область большого пальца; 9 - тыльная область пальцев;

10 - задняя область колена; 11 - нижнелопаточная и

поясничная область; 12 - подвздошный гребень; 13 - точка

намикоши; 14 - ягодичная область; 15 - задняя область бедра;

16 - задняя область голени; 17 - подошвенная область.

б: 18 - висок; 19 - височная область; 20 - грудинно ключично-сосцевидная область; 21 - боковая поверхность шеи;

22 - надлопаточная область; 23 - боковая область плеча; 24 -

точка напикоши; 25 - латеральная область бедра; 26 -

латеральная область голени; 27- область пятки; 28 -

латеральная область лодыжки

Рис. 41. Топография основных точек для надавливания (в - вид

спереди).

I - точки области носа; 2 - задняя область плеча; 3 - область

живота; 4 - передняя область бедра; 5 - передняя область

колена; 6 - латеральная область голени; 7 - голеностопная

область; 8 - точки тыла стопы; 9 - точки пальцев стопы; 10 -

точки лобной области;

II - область глазницы; 12 - точки скуловой области; 13 -

передняя шейная область; 14 - область груди; 15 - точки

дельтовидной мышцы; 16 - медиальная зона предплечья; 17 -

точки ладонной области; 18 - ладонная область пальцев; 19 -

медиальная область бедра; 20 - область внутренней лодыжки;

21 - точка области грудины

Рис. 42. Положение пальцев при проведении массажа

Рис. 43. Точки для надавливания при стенокардии

Рис. 44. Точки для надавливания Рис. 45. Точки для надавливания при

при простатите морской болезни

Рис. 46. Точки для надавливания при мигрени

Рис. 47. Точки для надавливания при бронхиальной астме

Рис. 48. Точки для надавливания при фронтите, гайморите

Защитная функция кожи у детей выражена слабее, чем у взрослых, кожа у них часто инфицируется и легкоранима. Костная ткань грудного ребенка мягкая, податливая и требует осторожного обращения. При неправильном ношении ребенка на руках, нарушении правил пеленания возможны различные искривления позвоночника.

Мышечная система у младенцев развита сравнительно слабо и составляет всего лишь 23-25\% веса тела, в то время как у взрослого - около 42\%. Особенно слабо развиты у новорожденных мышцы конечностей. Костная система и мышечно-связочный аппарат у грудных детей отличается «физиологической слабостью», кожа и подкожно-жировой слой нежные и поэтому легкоранимы. Эти особенности необходимо учитывать при проведении массажа.

Рис. 50. Точки для надавливания при колитах (запорах)

Массаж детей раннего возраста проводится с профилактической, гигиенической целью, а также в случае каких-либо отклонений в состоянии здоровья или физического развития, нарушения нормальной функции позвоночника, резко выраженной слабости мышц и связочного аппарата, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта и перенесения различных заболеваний.

Массаж оказывает всестороннее воздействие на организм ребенка. Его реакция на массаж различна и зависит от применяемых приемов, продолжительности воздействия. Например, поглаживание, растирание расслабляют мышцы, а поколачивание, похлопывание - вызывают повышение мышечного тонуса. Под влиянием массажа ускоряются кровои лимфоток, обменные процессы, выделение продуктов метаболизма.

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы, связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Имеется тесная функциональная взаимосвязь между мышечной системой и функцией внутренних органов, тонусом гладкой мускулатуры. Поэтому массаж вызывает положительную реакцию со стороны пищеварительного тракта, особенно это важно при запорах (метеоризме) - после проведенного массажа хорошо отходят газы.

Рис. 51. Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка

Массаж стимулирует рост и развитие мышечной массы, способствует поддержанию оптимального тонуса, является своеобразным раздражителем рецепторов кожи и тканей. Несмотря на малую массу ребенка, поверхность кожи у него относительно больше, чем у взрослых. Этим частично объясняется значительно большая чувствительность ребенка к воздействию массажа. Капиллярная сеть кожи сильно развита, и после массажа быстро возникает гиперемия. Учитывая повышенную возбудимость нервной системы, наличие большого числа рецепторов в коже, можно объяснить повышенную чувствительность ребенка к воздействию массажа.

При проведении массажа следует соблюдать ряд правил:

1. Массажные движения производят по ходу сосудов - от периферии к центру.

2. В комнате должно быть тепло, чтобы избежать излишней теплоотдачи после массажа.

3. Массаж проводится в положении ребенка лежа на столике или на диване. Прямые лучи света не должны попадать в глаза ребенка.

4. При проведении массажа движения рук должны быть мягкими, нежными, без толчков (особенно в области печени, почек, надколенника и позвоночника).

5. При проведении массажа живота следует щадить область печени, нельзя массировать половые органы.

6. При проведении массажа спины исключаются приемы.похлопывания, поколачивания в области почек.

Противопоказания к проведению массажа у детей раннего возраста: острые инфекционные заболевания; рахит в период разгара заболевания с явлениями гиперестезии; различные формы геморрагического диатеза; паховые, пупочные, бедренные грыжи с наклонностью к ущемлению; врожденные пороки сердца с выраженным цианозом и расстройством компенсации; гнойничковые, острые воспалительные заболевания кожи.

Гигиенические основы массажа детей раннего возраста. Температура в комнате с хорошей освещенностью - не ниже 22-24°С. Руки массажиста должны быть теплыми, с коротко остриженными ногтями, сухими, без колец и других украшений. Стол, на котором проводится массаж, покрывают одеялом и чистой пеленкой. Массаж выполняется без каких-либо присыпок, смазывающих веществ. После массажа ребенка нужно одеть в теплое сухое белье для сохранения тепла. Массаж проводится после кормления, но не ранее чем через 1-1,5 ч, или перед кормлением. Перед сном ребенка массировать не следует, так как это его возбуждает. После массажа ребенок должан отдыхать.

Продолжительность массажа 5-7 мин.

Родителям, которые не владеют приемами массажа, следует сначала потренироваться на кукле. Неправильное, неуверенное выполнение массажных приемов может вызвать неприятные ощущения у ребенка и вместо пользы принести вред.

Техника выполнения массажа. Массаж можно начинать с 2- 3-недельного возраста. Положение ребенка: лежа, ножками к массажистке, при массаже спинки - на животе (рис. 52).

Начинают массаж с поглаживания. После исчезновения физиологического гипертонуса мышц рук добавляют растирание мышц - сгибателей и разгибателей, чередуя его с поглаживанием. При исчезновении физиологического гипертонуса мышц нижних конечностей добавляется кольцевое растирание.

Поглаживание ног проводится в положении лежа на спине. Левую ножку ребенка кладут на ладонь левой руки массажистки, а правой рукой производят поглаживание наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку снаружи, избегая толчков в области коленного сустава. При массаже правой ножки ее держат правой рукой, а массируют левой. Движения повторяют 5-8 раз.

Массаж стоп. Ножку ребенка кладут между большим и указательным пальцами левой руки массажистки. Проводят поглаживание и растирание указательным и средним пальцами правой руки от пятки к пальцам и круговые движения. После трех месяцев включают похлопывание, которое выполняют тыльной стороной полусогнутых пальцев (указательного и среднего) правой руки по ступне ребенка. Движения повторяют 3-7 раз.

Поглаживание рук проводится в положении ребенка лежа на спине, ножками к массажистке. При этом массажистка вкладывает большой палец левой руки в правую руку ребенка и слегка его приподнимает, а правой рукой выполняет поглаживание внутренней и наружной поверхности предплечья и плеча в направлении от пальчиков к плечу. При массаже левой руки ребенка

Рис. 52. Массаж детей в раннем возрасте: 1 - поглаживание спины

тыльной поверхностью кисти; 2 - растирание основанием

ладони мышц спины; 3 - поглаживание грудной клетки

ладонной поверхностью кисти; 4 - поглаживание косых мышц

живота; 5 - разминание подушечками больших пальцев мышц

ног; 6 - вибрация вдоль позвоночника (рефлекторное

разгибание позвоночника); 7 - поглаживание (растирание)

ладонной поверхностью ноги; 8 - поглаживание живота

ладонной поверхностью кисти; 9 - растирание стопы двумя

руками; 10 - поглаживание (растирание) руки ладонной

поверхностью кисти; 11 - похлопывание стопы; 12 -

растирание мышц спины

положение рук у массажистки меняется. Движения повторяют 6-8 раз.

Поглаживание живота проводится в положении лежа на спине. Вначале выполняют поглаживание живота по часовой стрелке ладонной и тыльной поверхностями кисти, не надавливая на область печени и не задевая половых органов. Затем производят поглаживание и растирание подушечками двух-четырех пальцев правой кисти по ходу толстого кишечника. После этого осуществляют растирание косых мышц живота, при этом большие пальцы располагают у мечевидного отростка грудины и скользящими движениями идут к позвоночнику и обратно. Движения повторяют 3-5 раз.

Поглаживание спины. Для массажа спины ребенка поворачивают на живот, ножками к массажистке и производят поглаживание вдоль позвоночника, позвоночник не массируют. Поглаживание выполняют от ягодиц к шее одной и двумя руками ладонной и тыльной поверхностями кисти. Если ребенок не может спокойно лежать на животе, то поглаживание выполняют одной рукой, а другой - придерживают ножки ребенка.

После того как ребенку иснолнится три месяца, используют приемы: растирание, разминание и похлопывание мышц спины, рук и ног.

Растирание выполняют так же, как и поглаживание, но более энергично. Можно производить кольцевое растирание, обхватив голеностопный сустав большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой). Круговые движения производят вверх к паховой области. При выполнении растирания ножки одной рукой ее поддерживают, а другой - массируют. Так же выполняют круговое (кольцевое) растирание руки. Растирание на спине, животе, бедрах, груди можно выполнять подушечками двух-четырех пальцев или подушечкой большого пальца.

Разминание выполняют одной или двумя руками, при этом мышцы (мышцу) захватывают большим пальцем (с одной стороны) и остальными (с другой), производят нежное сжимание и перемещение пальцев по ходу мышц. При выполнении разминания ноги ее помещают в левую руку, а правой производят массаж. На конечностях можно выполнять разминание «щипцы», при этом мышцы массируют с одной стороны большим пальцем, а с другой - двумя-четырьмя пальцами и производят щипцеобразные массажные движения сверху вниз, то есть от лучезапястного сустава к плечевому, и от голеностопного сустава к тазобедренному. Разминать можно и кончиками двух-четырех пальцев по кругу, зигзагообразно. На конечностях, особенно нижних, можно разминать мышцы двумя руками.

Похлопывание. Данный прием можно выполнять на спине, бедрах, стопах тылом кисти или кончиками пальцев. Похлопывание особенно показано при гипотрофии.

Вибрация. Вибрацию выполняют на груди указательным и средним пальцами с продвижением от мечевидного отростка к плечам поочередно. Движения должны быть мягкими, без надавливаний. Кроме того, вибрацию на спине можно проводить большим и указательным пальцами или сделать «вилку» из указательного и среднего пальцев. Движения идут снизу вверх к шее и обратно, остистые отростки при этом располагаются между пальцами. Повторить 3-5 раз. Заканчивают массаж поглаживанием.