Оратор пытался обратить на себя внимания слушателей. Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия. Зрительный контакт - очень важный навык оратора

Педагогический процесс ставит перед рядовым педагогом требование - он, педагог, должен обладать арсеналом средств для донесения студентам своего опыта. Эти средства всегда индивидуальные, неповторимые. Кроме слов, голоса, интонации, в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика и др. Но первое и самое весомое -очи! Прежде всего они помогают приковывать к себе внимание.

Психология педагогического мастерства выделяет несколько методов завоевания внимания аудитории, одни из них - пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, чтобы сфокусировать внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью собирается внимание аудитории в единую педагогическое воздействие.

Агрессивный метод противоположный пассивном. Этим путем идут сильные, умные, экспрессивные педагоги. их чувства и воля освобождаются через интеллект мощным течением и мгновенно привлекают к себе внимание аудитории. С тренированной убежденностью такой педагог будто гипнотизирует слушателей. Хотя в целом гипнотизирование и кратковременное, однако различными средствами его можно поддерживать столько, сколько нужно для решения педагогической задачи. Иногда для этого используются темпоритму-ми и своеобразная педагогическая монотонность. С помощью которых педагог бы "врубается" в сознание слушателей, усыпляя, а затем напрягая ее. доводя себя и слушателей к кульминации чувственных переживаний. Эта кульминация и способствует формированию установок и убеждений личности, их проявления обусловлены тренированностью педагога, уровнем его психотехники.

Понятно, что каждый педагог производит свои индивидуальные средства, пользуясь которыми он предельно приближается к одухотворенности и достигает наивысшей степени.

Педагогическое действие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такой же действия в театре наличием постоянного коллектива. Поэтому педагогу, оказывая влияние на личность, важно использовать психологическую силу коллектива, помнить о постоянном движение коллектива, "закон развития" его, непрерывное развитие.

Один из принципов организации и воспитания в коллективе - "принцип параллельной педагогического воздействия". "Воспитывая отдельную личность, мы должны заботиться о воспитании всего коллектива. Практически эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем целеполагании".

Управляя коллективом, направляя его деятельность, педагог должен обладать определенными качествами, которые способствовали бы его совместимости с коллективом и отдельными студентами, которые входят в него. Прежде всего это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что педагога следует специально готовить к этому.

Исследователь проблем поведенческой активности педагог В.А. Кан-Калик предлагает придерживаться определенных общих правил для оптимизации общения со студентами:

к аудитории заходить бодрым, уверенным, энергичным;

общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное;

имеющийся коммуникативный настроение: ярко выраженная готовность к общению;

энергично оказывается коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой на деятельность, стремление передать это состояние студентам;

в аудитории создается необходимый эмоциональный настрой;

осуществляется органическое управления собственным самочувствием в проведении занятия и общении со студентами (равный эмоциональный настрой, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и т.д.);

добиваться производительности общения;

осуществляется управление общением (оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умение сочетать общение с методом воздействия);

язык (яркая, образная, педагогическое целесообразна, высококультурная)

мимика (энергичная, выразительная, педагогически целесообразная)

пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая, насыщенные эмоционально жесты).

К перечисленному следует добавить хотя бы два предложения:

блестящее знание материала;

четкое соблюдение меры.

Почти каждый день вижу людей, которые выступают. И почти каждый день я вижу ошибки в выступлениях ораторов.

Одни и те же грабли, на которые наступает бесчисленное количество выступающих людей.

Многие люди не умеют выступать, и поэтому совершают ошибки при выступлениях.

Кто-то не смотрит на публику, кто-то слишком торопится, кто-то не знает, куда деть руки…

Все люди разные. И все по-разному выступают на публике.

Но мне, профессионалу, видятся одни и те же ошибки. Об этих ошибках и пойдет речь.

Впрочем, если ошибок мало – все хорошо. Но если ошибок много, если они типичные – тут нужно с этими ошибками что-то делать. Уверен, что прочитав эту книгу, вы станете совершать куда меньше ошибок в своих выступлениях.

С уважением, тренер по ораторскому искусству, .

Глава 1. Главные ошибки ораторов

Несколько слов об ошибках ораторов и видеоблогеров.

Меня часто спрашивают: «Ну, какие у меня были ошибки при выступлении?»

Я ведь тренер по ораторскому искусству. Работа у меня такая. И хобби тоже. Обучаю, как на живых тренингах, так и

Но я не оцениваю выступления по ошибкам . Мне, к примеру, важнее любых ошибок – положительная реакция публики на это выступление.

Если люди слушают – значит оратор состоялся. Можно этим гордиться. Но если не слушают – какая разница, были ли ошибки?

Даже если ошибок у оратора не было – это не значит, что выступление было хорошим.

Уж пусть лучше будут ошибки. Пусть хотя бы ошибками оратор запомнится.

Выступление без ошибок не гарантирует хорошее выступление!

Но, если людей беспокоят ошибки, то почему бы и не написать об этом книгу?
В этой книге собраны самые распространенные ошибки ораторов и видеоблогеров.

В первых главах собраны ошибки очевидные.

Может, не стоило о них писать? Но такие ошибки совершаются – значит, кто-то о них не знает. Пусть эти очевидные ошибки ораторов будут в книге. А вы, уважаемый читатель, пропускайте банальные слова и листайте книгу дальше.

Потом идут ошибки спорные.

Например, о жестах. Много разных мнений по этому поводу. И заблуждений – тоже.

Это опять же, мое личное мнение профессионального тренера, проверенное практикой успешных выступлений.

Еще в книге есть информация, как избежать ошибок.

То есть, по этой книге можно учиться. Пусть это не учебник по риторике – польза от него будет немалая.

Теперь вы будете видеть ошибки других.

Это тоже полезно. Это может стать стимулом решиться на выступление:
“Ведь другие люди выступают, даже с ошибками выступают, причем какими ошибками. А почему я боюсь? Я уж точно буду не хуже.”

С уважением, тренер Болсунов Олег.

Ошибка № 1. Где взгляд оратора?

Куда смотрит оратор?

Первая ошибка – очевидна. Она связана с взглядом оратора.

Вспомните, куда устремлен взгляд плохого оратора?

Вверх, вниз, в окно?

А куда нужно смотреть?

Нужно смотреть в глаза тем людям, которые оратора слушают. Так ведь?

Уважаемый читатель! Возможно, вы являетесь хорошим оратором и всегда смотрите в глаза своим слушателям.
Это хорошо! Тогда вы согласитесь со мной, что это очень важно – видеть каждого человека в зале.

Ко мне на обучение приходят разные люди. В том числе и студенты. И они подтверждают то, что их преподаватели могут вести лекцию, глядя куда угодно: в окно, в пол, на доску, на «любимчиков» из первого ряда.

Часто – просто в потолок.

Учитель занят своим делом – лекцией. А ученики занимаются своими делами.

На уроке у такого учителя можно делать что угодно.

Но есть и другие преподаватели. От их взгляда невозможно скрыться. Стоит только на секундочку отвлечься, как уже пытливый взгляд напоминает: «Не отвлекайся! Слушай внимательно».

Есть такие преподаватели?

Таких преподавателей хочется видеть, хочется слушать.


Найдите разницу между двумя картинками.

Оратор должен научиться смотреть прямо в публику.

Всегда видеть зрителей. Каждому человеку заглянуть в глаза. Переходить взглядом от одних глаз к другим.
Оратор, который не видит публику, подобен слепому человеку. Или человеку, находящемуся в плотном тумане.

Поэтому и страшно выступать. Ведь не видно людей. Не видно эмоций. Не понятно, что думают об ораторе люди.

Такой оратор хочет быстрее рассказать свою речь – и уйти.

Вот и причина спешки. Вот одна из причин страха выступлений.

Зрительный контакт - очень важный навык оратора.

Только по тому, как выступающий смотрит на аудиторию, можно определить, оратор ли это вообще. Без зрительного контакта оратор не может влиять на зрителей, не может добиваться своих целей при выступлениях.

Спокойный взгляд на публику - показатель уверенности в себе человека, показатель психологической зрелости и профессиональной компетенции.

Чтобы наработать навык спокойного взгляда - нужно выступать. Во время выступлений контролируйте себя, не избегайте взгляда с аудиторией. Заставляйте себя смотреть только на людей. И так действуйте до полного закрепления навыка.

О важности взгляда оратора можно говорить долго. И мы еще вернёмся к этой теме. Рассмотрим другие ошибки.

Уважаемый читатель! Посмотрите видео , где я рассказываю об этой ошибке на своем Ютуб-канале

Кстати, на этом канале будет много полезного видео, поэтому рекомендую на него сейчас подписаться:

Ошибка №2. Для чего нужны паузы?

Речь оратора без пауз

Наглядная картина. Видели, как мама кормит маленького ребенка с ложки?

Представьте, как это происходит.
Первое, что делает мама – привлекает внимание ребенка: «Милый малыш, открой ротик!» Так?
Затем мама набирает немного каши в ложку и протягивает по направлению ко рту. Малыш радостно жует.
Когда мама даст следующую порцию каши малышу?
Правильно, тогда, когда малыш не только прожуёт кашу, но еще и проглотит ее.
Что делает мама, пока малыш жует?
Ждет. И думает, сколько каши зачерпнуть ложкой в следующий раз. Так?
Если малыш жует долго – значит, каши можно давать меньше.
Если малыш проглотил кашу сразу – значит, можно увеличить порцию каши в ложке.

Оратор кормит публику.

Только не кашей, а информацией. Эту информацию публика усваивает. После каждой порции информации необходима пауза.

Если не делать пауз – информация может не усвоиться. Не восприняться. Или не запомнится.

Каждое предложение – это кусочек информации.

Эту информацию нужно проверить на правдивость. Примерить на себе. Подумать о ее пользе. И только после этого, возможно, запомнить что-то из этой информации.
Паузы дают время на все эти операции.

А если нет пауз, то когда нам думать над словами? Без пауз – сложно. А запомнить услышанную информацию без пазу – еще сложнее.

Хотите, чтобы вас понимали – делайте паузы.
Хотите, чтобы ваши слова запомнились – делайте еще большие паузы.

Пауза – это элемент речи. Паузы так же важны, как пробелы между словами в тексте.

Как точки между предложениями. Как запятые, тире и двоеточия.
Есть обязательные паузы, а есть – произвольные.

Паузы великого оратора Мартина Лютера Кинга

Как вам такие паузы? Не маленькие?

У меня на занятиях бывали случаи (один на сто участников), когда кто-то начинал критиковать подобные паузы. У меня есть готовые ответы на подобную критику. Ведь в данном видео выступление на очень большую аудиторию. В таких случаях паузы нужны именно такие, большие паузы.

Пауза – это инструмент оратора.

И этим инструментом необходимо научиться пользоваться.
Есть паузы, которые нужны оратору.

Есть паузы, которые нужны публике.

Обдумать услышанные слова, запомнить…

Оратор должен учитывать всё это. И должен следить, успевают ли люди воспринимать информацию?
По моим наблюдениям большинству ораторов не хватает…
Чего? Нет, не слов.

Не хватает – пауз.
Либо пауз вовсе нет.

Ошибка №3. Нужны ли публике мусорные звуки?

Мусорные звуки

Риторический вопрос:

– Что важнее в автомобиле: педаль акселератора или педаль тормоза?

Сложно ответить на этот вопрос.

Без акселератора машина не поедет. Без тормоза лучше никуда не ехать.

Многие ораторы умеют говорить, но не умеют молчать, то есть, делать паузу.

Пауза в речи оратора – как педаль тормоза в автомобиле.

Ораторы легко и быстро набирают темпы своей речи. Но вот «притормозить» или даже «остановиться» многие совсем не могут.
Что сделает водитель, если вдруг на дороге появилась яма, которую объехать невозможно?

Водитель притормаживает, медленно проезжает препятствие и снова набирает скорость.

Что придется сделать водителю, который не может притормозить?

Ему придется маневрировать влево или вправо, вылетать на обочину или на встречную полосу. Если водитель поедет прямо – его машина может потерять колесо на дороге. В любом из этих случаев может случиться авария.

У спикера тоже могут быть непредвиденные обстоятельства.

Неясно выразился. Сказал не то, что хотел. Или не так, как хотел. Или что-то забыл. Бывает?

Оратор начинает «выкручиваться».

Говорить лишнее. Уходить от темы «влево» и «вправо». Произносить пустые слова.

А ведь всего-то нужно остановиться, подумать, найти нужное слово – и продолжить.

Зачем выступающий человек использует «мусорные звуки»?

Для того, чтобы заполнить пустоту между словами.
Вместо пауз.

– Э… Хочу вам сказать… э… важную речь ммм… то есть слова… э… в общем я подумал, что… э… всем нам нужно… короче, вы меня поняли…

Пример речи с мусорными словами и звуками

Тогда искоренить их не составит труда.

Мусорные звуки могут быть следствием страха замолчать на публике.

Тогда полезно научиться говорить на публике вперемежку с молчанием, то есть, с паузами. Научиться этому не трудно.

Мусорные звуки могут быть следствием невежества или нежелания говорить иначе.

Тут я, увы, бессилен. Как говорится: «Осла можно заставить подойти к реке, но ни один шайтан не сможет заставить его напиться».

Заключительное видео к теме “Мусорных звуков”

Ошибка №4. Где внимание публики?

Выступление без внимания публики

Для наглядности этой ошибки, я продолжу рассказ о маме, каше и малыше.

Напомню: мама кормит малыша и следит внимательно за порцией еды в ложке.
Но! Представьте, вдруг пролетела муха. Малыш отвлекся на нее: «Муха!» Голова малыша поворачивается вслед за летящим насекомым.
Мама будет продолжать кормить малыша? Нет! Она тут же остановится.
Так?
Если мама не будет внимательной, то ее ложка попадет туда, где только что был рот – в ухо.
Внимательная мама сначала привлечет внимание ребенка, убедится в том, что можно продолжить кормление, и, только после этого, продолжит кормить кашей ребенка.
«Это понятно? – тогда продолжаем».

Конечно же, таких мам не бывает, которые могут угодить ложкой в ухо. А ораторы, которые слепо кормят публику, бывают. Так ведь?

К сожалению, такие лекторы встречаются даже в институтах.

Оратор должен следить за вниманием публики.

Зорко следить.
И, если это внимание исчезло, необходимо сделать все возможное для привлечения внимания публики. А уже потом продолжить свою речь.


Оратор может привлечь внимание публики разными способами.

Что может сделать оратор, если его не слушают?

Сделать паузу. Замолчать.

Смысл говорить – если, все равно, никто не слушает?

Оратор должен следовать принципу: «Нет внимания – нет информации!»

Как же привлечь внимание – об этом отдельный разговор. Долгий и подробный. Сейчас мы лишь разбираем ошибки ораторов.

Ошибкой является продолжение речи без внимания публики.

Зачем говорить – если вас не слушают? Зачем разбрасывать слова на ветер?Уж лучше замолчать, нежели продолжать речь.

Оратор должен остановиться. Привлечь внимание.

Например, словами: «Коллеги, прошу внимания!».

Возможно, потребуется выдержать паузу.
Причин для отвлечения внимания у публики может быть очень много.

К примеру, кто-то опоздал на лекцию и шумно заходит в зал, хлопая дверью. Наверняка, большая часть публики повернет голову к двери и частично отвлечется от слов оратора. На несколько секунд внимание публики исчезнет.

Личное дело каждого оратора, как на это реагировать.

Можно сделать замечание, можно отшутиться, можно не заметить. Это не важно.

Важно – вновь собрать внимание публики. Убедиться в этом внимании. И, только после этого – продолжить свою речь.

Ошибка №5. Как читать текст перед публикой?

“Правильное и неправильное” чтение

Вы видели читающего оратора?


Оратор читает лекцию – все занимаются своими делами или разговаривают.

Согласитесь, читающий оратор – печальное зрелище.

Не всегда, есть, конечно же, исключения.

По этой причине, многие мои клиенты высказывают предположение, что лучше не читать, а говорить экспромтом.

Согласен.

Но только наполовину.

Такие ситуации бывают. К этому нужно быть подготовленным. И полезно научить читать текст так, чтобы все слушали. Чтобы никто не отвлекался.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши “замечательные” лекции в институте…

Когда вы держите паузу – нужно смотреть в текст. Когда говорите слова – нужно смотреть в глаза своим зрителям.

Вот хороший пример, как оратор читает с листа.

А ведь на этом видео Барак Обама читает свою речь. Читает, даже листики переворачивает. Но это не заметно. Кажется, что сейчас Обама просто разговаривает с журналистами, а не читает.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Можно эти техники отработать самостоятельно. Лучше – записаться на курсы ораторского мастерства в своем городе.

Если таких курсов нет – записывайтесь к нам на . Для начала можно просто попробовать

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Ошибка №6. Как выступать за трибуной?

Ошибка №6.
Оратор за трибуной

Трибуну придумали – как место выступления оратора.

На нее удобно положить материалы к выступлению. За ней легко спрятать свое тело. На трибуну можно опереться, заняв делом свои руки.


Оратор за трибуной

За трибуной выступать проще.

Первое. Трибуна делает барьер между оратором и аудиторией.

Это – преграда. Как визуальная, так и энергетическая. А зачем это нужно выступающему оратору?

Второе . Трибуна закрывает телодвижения оратора и сковывает жесты.

Да, плохому оратору, не умеющему жестикулировать – это помощь. Хорошему – ограничение возможностей.

Третье. Да, за трибуной оратор чувствует себя безопаснее.

У него есть своя “территория” – трибуна. И оратор забывает, что его настоящая территория – зал, полный людей. Вот где он должен быть хозяином! Вот, где он должен себя чувствовать комфортно.

Главное.

Не опирайтесь на трибуну! – это одна из самых распространенных ошибок ораторов, выступающих за трибуной.

Не опирайтесь на трибуну. Иначе вся ваша энергия уйдет в трибуну.

А куда эта энергия должна направляться? – Правильно, в публику.

Весь вес тела должен быть на ногах. А руки нужны для того, чтобы делать жесты, а не опираться на трибуну.


Найдите четыре ошибки оратора 🙂

Трибуна – не самое лучшее место для оратора .

Передвигайтесь по всей сцене.

Заходите в зал. Перемещайтесь в разных направлениях. Двигайтесь легко и непринужденно. Останавливайтесь. Снова двигайтесь.

Можно даже за трибуной несколько фраз сказать.

Трибуну можно использовать для того, чтобы на нее положить план-конспект, чтобы освободить руки для активной жестикуляции.
Тем не менее, полезно научиться выступать и за трибуной.

За трибуной оратор смотрится красиво, с точки зрения фотографа или видеооператора. И этому тоже нужно учиться.

Некоторым ораторам приходится выступать за трибуной из-за микрофона. Поэтому заранее поинтересуйтесь у организаторов, как можно снять микрофон. Или где взять другой микрофон

Ошибка №7. Длинные предложения. Кому они нужны?

Ошибки в публичных выступлениях

Длинные предложения

Спикерам хочется блеснуть красноречием.

Чтобы все ахнули: «Какой умный человек!»
Это понятно.

Для этой цели пишутся длинные речи , состоящие из многословных предложений .

Такая речь в написанном виде, возможно, вызовет восхищение некоторых литераторов. Но слушать все это крайне сложно. И утомительно.

Устная речь – это не литература . Здесь не нужно особо извращаться.
Не столь важно, как красиво «завернул» свои слова оратор, сколько важно, чтобы публике в этих словах было все понятно.
Это не единственная причина многословности. Если люди, которые просто не умеют лаконично говорить. И это – не ошибка, а неумение.

Лаконичность

Стиль письма и стиль разговорной речи существенно различаются. Если в письме приемлемы длинные сложные предложения с красочными словесными оборотами. То при разговорной речи такие предложения являются не эффективными.
Литература – это искусство написанного слова, а не разговорного.

Такой вид искусства. Художественная литература.

Писатели прошлых веков, старались писать красиво, используя причастные и деепричастные обороты, вставляя в предложение различные фигуры и тропы. Предложения получались длинными, красочными – это считалось истинным искусством.

Никого не смущало большое количество слов в предложении: ведь читать можно медленно, никуда не торопясь, вдумчиво, смакуя каждое слово, и, если что-то будет не ясно, у читателя всегда есть возможность вернуться к началу абзаца, и прочитать текст еще раз.

Так писали многие. Так было принято. Читатель был элитный, образованный – не жаловался. Даже хвастался: «Прочитал такую трудную книгу – не всем по силам».
Откроем, для примера, роман Достоевского «Преступление и наказание», считающееся классикой литературы. Самое первое предложение:

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-му мосту.

Следующий отрывок – из «Анны Карениной» Льва Толстого. Первая страница романа.

На третий день после ссоры князь Степан Аркадьич Облонский - Стива, как его звали в свете, - в обычный час, то есть в восемь часов утра, проснулся не в спальне жены, а в своем кабинете, на сафьянном диване. Он повернул свое полное, выхоленное тело на пружинах дивана, как бы желая опять заснуть надолго, с другой стороны крепко обнял подушку и прижался к ней щекой; но вдруг вскочил, сел на диван и открыл глаза.

Или вот еще, из Льва Толстого, «Два гусара». Всего одно предложение:

В 1800-х годах, в те времена, когда не было ещё ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стёклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек,

Вы еще не устали? Дочитываем это предложение до конца:

на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были ещё молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

А теперь насладитесь искусством Оскара Уайльда.

С покрытого персидскими чепраками дивана, на котором лежал лорд Генри Уоттон, куря, как всегда, одну за другой бесчисленные папиросы, был виден только куст ракитника — его золотые и душистые, как мед, цветы жарко пылали на солнце, а трепещущие ветви, казалось, едва выдерживали тяжесть этого сверкающего великолепия; по временам на длинных шелковых занавесях громадного окна мелькали причудливые тени пролетавших мимо птиц, создавая на миг подобие японских рисунков, — и тогда лорд Генри думал о желтолицых художниках далекого Токио, стремившихся передать движение и порыв средствами искусства, по природе своей статичного.

Красиво? Да?

Да, конечно же, не все и не всегда писали длинными предложениями. Были и короткие предложения. И были мастера короткой прозы

Чехов, к примеру.
Помните его слова: «Краткость – сестра таланта»?

Современные писатели больше пользуются короткими предложениями. Так проще писать. И, самое важное – так проще читать. Конкуренция на книжных полках вынуждает писателей писать то, что будет читаться.

Нудная литература уже не в почёте.

Если вы, открыв книгу на любой странице, не можете от нее оторваться – там короткие предложения.

И понятные слова.

Не только в письменной речи полезно использовать короткие предложения. В устной речи – тем более важны именно короткие предложения.

Почему же люди говорят длинными предложениями?

Причин много.

Ребёнок подражает взрослым, впитывая манеру говорить. Дети проходят школьную программу, пересказывая наизусть тексты из учебников. Школьники слышат такую речь от учителей, а потом эту речь пересказывают на уроках. Именно так в школе вынуждают писать сочинения – с богатым синтаксисом. Читая художественные книги, мозг школьника надёжно привыкает к словесным оборотам.

Как мы читаем – так мы в этот момент думаем. Чтение и мышление – суть одна и та же.

В результате такого обучения, люди начинают так говорить – длинно и путано. Хуже – они начинают так думать. И не подозревают, что можно думать иначе.
Что делать? Полезно научить себя новому стилю речи – говорить короткими предложениями. И думать. Тоже короткими предложениями.

Не нужно учиться разбивать сложные предложения на простые. Необходимо учиться говорить лаконично: коротко и ясно.

Хороший пример в исполнении Барака Обамы. Короткие предложения. Всё лаконично.

Ошибка №8. Как не стоит отвечать на вопросы публики?

Ошибки при ответах на вопросы

Как бы ни задали вопрос, вы должны на него отреагировать позитивно и доброжелательно.

Можно, конечно же, и не отвечать на вопросы – это ваше право.
Но, раз вы взяли слово для ответа, сделайте это достойно.

Большой ошибкой будет реагировать на вопросы подобным образом:

– Я это уже говорил.
– Это не важно.
– Я удивлен, что вы не поняли.
– Это глупый вопрос.

Кто виноват в том, что публика не услышала слова оратора? Это оратор не смог донести свои слова.

Отвечая на подобные вопросы, удержитесь от реплики:

– Как я уже говорил…

Ничего страшного не произойдет, если вы еще раз повторите свои слова. Такие слова лучше запоминаются.

Если из публики задают вопрос – значит это им важно. И это не может быть «глупым вопросом».

Это еще не всё.

Тема вопросов и ответов – важная. Здесь можно говорить много. Эту тему мы более подробно разбираем на наших занятиях. Используя многочисленные техники, наши ученики учатся хорошо отвечать на любые вопросы или уходить от ответа, если это необходимо.

«Никогда, никакими словами
вы не заставите читателей
познавать мир через скуку»
- Алексей Толстой

Знакома ли вам такая ситуация: вы старательно готовились к публичному выступлению. Но вот проходит четверть часа, и вы замечаете: кто-то уже рассматривает новый телефон соседа; другой в тайне зевает и глядит в потолок; а третий и вовсе улыбается своим мыслям. В зале начинаются движения, разговоры и гул. Как же быть?

Важно всегда помнить: только увлекательные речи обостряют внимание слушателей, позволяя оратору добиваться успеха. Знание своей аудитории и безупречная речь - первый шаг на пути к признанию.

В этой статье мы собрали и систематизировали для вас лучшие приемы ораторского искусства:

Прием 1. Используйте вопросно-ответный план выступления

Смело рассуждайте вслух над поставленной перед вами задачей. Задавайте аудитории вопросы, рассказывайте много новых, неизвестных фактов, выдвигайте возможные сомнения, приходите вместе к определенным выводам. Этот прием побуждает каждого слушателя вникнуть в суть рассматриваемого вопроса.

На заметку: в маленькой аудитории, от оратора в большей степени ждут непосредственного, живого общения, нежели длинного монолога.

Прием 2. Обращайтесь к разным погодным условиям

Говоря о каком-либо событии, усильте свою речь, сославшись, например, на теплую, солнечную, сухую погоду: «…даже природа радуется в этот торжественный день вместе с нами».

Прием 3. Добавьте юмора

Довольно часто в серьезную, деловую по содержанию речь вводят , анекдоты и т.п. Юмор - лучшее средство разрядки скованности, оживления внимания слушателя. После удачной шутки большая часть из присутствующих начинает улыбаться, испытывать доверие к оратору, у аудитории появляется интерес к речи.

Имейте в виду: люди в больших аудиториях, как правило, солидаризируются, единодушно либо одобряют, принимают оратора, либо напротив - критикуют. И это, несмотря на то, что с самого начала каждый из слушателей по-разному был настроен на речь.

Прием 4. Обращайтесь к речи предыдущего оратора

Чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией:

  • цитируйте предыдущего оратора;
  • обыгрывайте его выражения и слова;
  • соглашайтесь или не соглашайтесь с его мнением.

Прием 5. Ссылайтесь на авторитетные источники

Высказывания крупных ученых; изречения видных деятелей; ссылка на популярные издания - как нельзя лучше подкрепят вас в вашей позиции - вызовут доверие, увлекут слушателя.

Прием 6. Выбирайте тему и слова обращения с учетом обстановки

Оратор, не обдумавший план выступления, часто «уходит» от главной темы доклада. Продуманный текст исключает повторений, заминок, делает речь более уверенной. Оцените, соответствует ли ваше выступление:

  • обстановке;
  • возрасту слушателей;
  • установкам аудитории;
  • уровню знаний слушателей.

Не забывайте время от времени по обстановке повторять обращения:

  • Дорогие друзья!
  • Юные друзья!
  • Уважаемые дамы и господа!
  • Глубокоуважаемые коллеги!

Используйте разные формулировки.

Прием 7. Голосовые приемы

Монотонная речь - усыпляет. Очень быстрая речь - вызывает желание перестать слушать. Одним является пауза - придает значимость сказанному, удерживает внимание.

  • повышения тона голоса;
  • изменения громкости голоса;
  • изменения темпа речи.

Пример 8. Приводите примеры из личной жизни или художественной литературы

Легко оживляют выступления: пословицы, поговорки, примеры из художественной литературы или просто из жизни.

Каждый ваш слушатель - это личность со своим темпераментом, особенностями характера, своими жизненными установками, состоянием нервной системы. Перед вами стоит очень непростая задача - удержать внимание аудитории до конца выступления. Мы надеемся, что вы нашли верное решение, как заинтересовать всех и каждого - как установить контакт с любой аудиторией.

А какие ораторские приемы известны вам? Оставляйте свои комментарии в строке ниже.

Удачных вам выступлений!

Педагогический процесс ставит перед рядовым педагогом требование - он, педагог должен обладать арсеналом средств для донесения студентам своего опыта. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Кроме слов, голоса, интонации, в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика и т.д.. Но первое и самое весомое - глаза! Прежде всего они помогают приковывать к себе внимание.

Психология педагогического мастерства выделяет несколько методов завоевания внимания аудитории, одни из них - пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, чтобы фокусировать внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически построеным размышлением, умеренной чувственностью собирается внимание аудитории в единое педагогическое воздействие.

Агрессивный метод противоположен пассивному. Этим путем идут сильные, умные, экспрессивные педагоги, их чувства и воля освобождаются через интеллект мощным течением и мгновенно привлекают к себе внимание аудитории. С тренированной убежденностью такой педагог будто гипнотизировать слушателей. Иногда для этого используются темпоритмы и своеобразная педагогическая монотонность. С помощью которых педагог вроде «входит» в сознание слушателей, усыпляя, доводя себя и слушателей до кульминации чувственных переживаний. Это кульминация и способствует формированию установок и убеждений личности, их проявления обусловлены тренированностью педагога, уровнем его психотехники.

Понятно, что каждый педагог вырабатывает свои индивидуальные средства, пользуясь которыми он предельно приближается к одухотворенности и достигает высшей степени.

Педагогическое воздействие в учебно-воспитательном процессе выгодно отличается от такого же действия в театре наличием постоянного коллектива. Поэтому педагогу, оказывая влияние на личность, важно использовать психологическую силу коллектива, помнить о постоянном движении коллектива, «закон прогресса» его непрерывное развитие.

Один из принципов организации и воспитания в коллективе - «принцип параллельного педагогического воздействия». «Воспитывая отдельную личность, мы должны заботиться о воспитании всего коллектива. Практически эти две задачи будут решаться только совместно и только в одном общем целеполагании ».

Управляя коллективом, направляя его деятельность, педагог должен обладать определенными качествами, которые способствовали бы его совместимости с коллективом и отдельными студентами, которые входят в него. Прежде всего это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что педагога следует специально готовить к этому.

Исследователь проблем поведенческой активности педагог В.А. Кан-Калик предлагает придерживаться некоторых общих правил для оптимизации общения с студентами:

  • До аудитории заходить бодрым, уверенным, энергичным;
  • Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное;
  • Имеющийся коммуникативный настрой: ярко выраженная готовность к общению;
  • Энергично оказывается коммуникативная инициатива, эмоциональный настрой на деятельность, стремление передать это состояние студентам;
  • В аудитории создается необходимый эмоциональный настрой;
  • Осуществляется органическое управление собственным самочувствием в проведении занятия и общении со студентами (равный эмоциональный настрой, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и т.п.);
  • Добиваться продуктивности общения;
  • Осуществляется управление общением (оперативность, гибкость, чувство собственного стиля общения, умение сочетать общение с методом воздействия);
  • Язык (яркий, образный, педагогически целесообразный, культурный)
  • Мимика (энергичная, выразительная, педагогически целесообразная)
  • Пантомимика (выразительная, адекватная жестикуляции, пластическая, насыщенные эмоционально жесты).

К перечисленному следует добавить хотя бы два предложения:

  • Блестящее знание материала;
  • Четкое соблюдение меры.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи -- это контакт со слушателями. Как говорят опытные ораторы, это заветная мечта каждого выступающего. Действительно, ведь речь произносится, чтобы ее слушали, правильно воспринимали, запоминали. Если оратора не слушают, если аудитория во время речи занимается «своими» делами, то усилия и труды выступающего пропадают даром, действенность такого выступления сводится к нулю.

По определению психологов, контакт -- это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы -- оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием.

Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание , т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания.

Необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет?

Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора.

Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими -- положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение.

Следует иметь в виду, что оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора. Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов.

Бесспорно, на установление контакта оратора со слушателями влияют прежде всего актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления.

Именно интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторией.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать и особенности аудитории, в которой предстоит выступить.

Каковы основные особенности аудитории ораторской речи? Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория.

По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т. п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.

Существенный признак аудитории -- количественный состав слушателей. Приемы, используемые в той и другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения материала, обращение к малочисленной и многочисленной аудитории были различными. Иногда интересуются, в какой аудитории легче выступать -- в малочисленной или многочисленной. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию -- оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор -- такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели -- это одновременно и зрители, поэтому оратор должен обращать внимание на внешний вид.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конечно, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории. Вопрос «Читать или говорить?» -- один из вечных вопросов истории ораторского искусства.

Петр I в 1720 году издал Указ № 740, который гласил: «Указую господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была». Издавая этот указ, великий государь преследовал, по-видимому, свои цели, но вольно или невольно документ подчеркивал действенность живого устного слова

Интересное сравнение использовал лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения по поводу искусства научной беседы: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал -- это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Умелое произнесение речи имеет огромное значение в ораторской практике.

Итак, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

Ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.