Никогда не поздно учиться истории. Учиться никогда не поздно. Почему учиться никогда не поздно

Одни говорят, что учиться никогда не поздно. Другие считают, что пенсионный возраст и, к примеру, курсы английского языка – вещи несовместимые. Но здорово, когда находятся люди, которые доказывают: получать новые знания и начинать с нуля никогда не поздно. Только посмотрите на эту японскую пенсионерку: в 81 она изучает программирование и создаёт игры для смартфона!


Всё больше молодых людей стремятся построить карьеру в IT-сфере. Перспектива высоких заработков и заграничных контрактов так и манит. Но при этом индустрия информационных технологий считается прерогативой молодости. Чем раньше начнёшь «кодить», тем выше вероятность добиться успеха. Но, кажется, двадцати- и тридцатилетним программистам пора подвинуться и покрепче держаться за свои места. Ведь IT штурмуют… пенсионеры!


За считанные недели простая японская пенсионерка Масако Вакамийя (Masako Wakamiya) превратилась в интернет-звезду, раздала не один десяток интервью и стала объектом для подражания. А всё потому, что в свой полный 81 год Масако сохранила молодой ум и тягу к знаниям. Несмотря на почтительный возраст, леди записалась на курс программирования «для чайников». И уже спустя шесть месяцев с начала обучения создала свою первую игру для смартфона .




Приложение, созданное пенсионеркой, называется Hindan. Это – игра на внимание и знание японских традиций. Она посвящена Празднику девочек, который в стране восходящего солнца отмечают 3 марта. Суть игры заключается в том, чтобы в правильном порядке расставить на виртуальных полках 12 традиционных кукол. Если игрок неправильно запомнил порядок и не смог повторить его, приложение издаст весьма пугающий звук. Так что будьте осторожны. Зато простоту геймплея и стильный дизайн Hindan оценили пользователи Apple Store даже профессиональные разработчики.


Так что в следующий раз, когда бабушка или мама махнут рукой на ваше предложение научить их пользоваться Скайпом или смарфтоном, покажите им эту статью. Ведь возраст новым знаниям – не помеха. Как и яркому стилю. Что доказывают .

> Учиться никогда не поздно: не останавливайтесь на достигнутом для профессионального роста

"Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя", - Петроний (древнеримский сенатор).

Наша жизнь - непрерывная череда интересных событий и впечатлений, с помощью которых мы можем изучать новое, а также заняться самореализацией в различных сферах деятельности. У любого человека есть возможность учиться и заниматься этим необходимо всю свою жизнь.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с процессом обучения. Общие сведения об устройстве мира мы получаем еще в школе. Но не думайте, что окончив в юности учебное заведение, Ваша учеба также закончится. Для получения более глубоких и нужных нам в профессии знаний, мы продолжаем учиться в институте, повышаем свою квалификацию на всевозможных курсах, тренингах и семинарах. Только в более зрелом возрасте человек в полной мере осваивает знания и навыки, которые необходимы ему в профессиональной деятельности и позволяют ему соответствовать требованиям к занимаемой должности. Взрослому человеку необходимо получение уже конкретной значимой информации, у него уже есть определенный жизненный опыт и навыки, которые позволят более эффективно осваивать новые технологии. Взрослые люди стремятся к знаниям, чтобы применять и использовать их на практике для эффективного решения своих проблем.

В условиях современного быстро меняющегося мира нельзя останавливаться на пути саморазвития и обучения, необходимо постоянно осваивать новые современные технологии, поэтому с проблемой повышения квалификации мы сталкиваемся постоянно. Каждому человеку необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями, которые диктуют конкуренция на рынке труда. Особенно это актуально для таких профессий, как менеджер и программист, которые работают в очень быстро развивающихся сферах бизнеса , связанных со стремительным развитием современных технологий. Такие специалисты вынуждены постоянно учиться, осваивая появляющиеся новинки.

Если человек постоянно обучается, он сам создает себя как личность, расширяет свой кругозор и улучшает свою жизнь. Учиться необходимо, хотя бы для того, чтобы полноценно жить. Если Вам нравится процесс обучения, и Вы спокойно относитесь к мысли о том, что учиться необходимо всю свою жизнь, то профессиональный рост и стремительная карьера Вам обеспечены.

Основой любого бизнеса являются люди, которые трудятся над его созданием, а также деловые, партнерские отношения, которые возникают между этими людьми. Поэтому руководителям организаций необходимо вкладывать деньги в знания, в себя и своих сотрудников, чтобы позже получать доходы от этих вложений. Если Вы хотите, чтобы Ваша организация развивалась, то стоит развивать также и своих сотрудников.

С помощью портала Вы узнаете секреты успешного обучения, а также улучшите память и научитесь управлять вниманием . Мы поможем превратить учебу в удовольствие и научим справляться с трудностями, возникающими в процессе обучения, основными из которых является лень и рассеянность. Это позволит добиться полного понимания и усвоения материала.

Наши курсы саморазвития позволят решить проблемы в бизнесе - эффективно управлять бизнес-проектами, руководить выполнением задач, управлять ресурсами компании и персоналом.

дарья татаркова

Афоризм «учиться никогда не поздно» приписывают Квинтилиану - ритору Римской империи, жившему около двух тысяч лет назад. В наше время уже никого не удивляет, что прописные истины, понятные даже нашим предкам в далёком прошлом, всё ещё ставятся под сомнение. Человечество, определённо, идёт путем самосовершенствования, однако какие-то вещи, причём самые банальные, приходится проговаривать из раза в раз. Особенно остро этот вопрос стоит для женщин. Нам всё время пытаются навязать идею, что мы делаем что-то слишком поздно: поздно взялись за свой внешний вид, поздно задумались о детях, поздно нашли своё призвание. А ведь в конечном счете мы никому ничего не должны, кроме себя, и, значит, всё делаем вовремя.


В сентябре идея учебы начинает давить со всех сторон: детишки идут на каторгу в школу, студенты радуются освобождению от последней, учителя и преподаватели то разделяют радость от возвращения в стены учреждений, то жалуются в приватной беседе на то, как всё надоело. Каждый год мы спрашиваем себя, не записаться ли на курсы, не возобновить ли учебу в брошенном когда-то университете или, в конце концов, не пора ли сдать на права. Печально признавать, что ответ «уже поздно» или, в лучшем случае, «может быть, потом» звучит куда чаще, чем противоположный. Если речь заходит о «большом» образовании, которое неизбежно растянется на несколько лет, мы сразу начинаем считать: если я начну сейчас, то когда я закончу, мне будет 30; а что если у меня будут дети и я всего не успею, и так далее. Что же делать в, казалось бы, патовой ситуации?

В первую очередь - перестать считать. Цифры - это всего лишь цифры. Их придумали люди для упрощения своих дел, это не мрачные молчаливые судьи нашим удачам и неудачам. Цифра сама по себе ничего не значит, кроме собственно количества некоторых условных единиц. Все ярлыки, что навешивает общество, все ассоциации, что сложились исторически, - это все продукты культуры, которые мы имеем полное право не учитывать. В наших силах просто перестать думать о том, что значит в обществе «20», «30», «40», «50» и так далее - и начать думать, что же это означает для нас.

В конечном счёте мы никому ничего не должны, кроме себя, а значит,
всё делаем вовремя

Бытует мнение, что мозг с течением времени становится уже не тот: куда нам до бессоновской , если после 20 память ухудшается , становится тяжелее запоминать и легче забывать. Ученые также говорят, что у современного поколения из-за обилия информации в моментальном широком доступе ухудшилась оперативная память. Соответственно, чтобы хоть что-нибудь запомнить, теперь нужно приложить куда больше усилий, чем когда-то требовалось от наших бабушек. Сразу оговоримся: не делайте поспешных выводов - всё устроено гораздо сложнее, чем кажется, а в некоторых вещах память работает с возрастом только лучше.

Журналист Малкольм Гладуэлл продвигает идею о том, что чтобы достичь мастерства в какой-либо области, необходимо 10 000 часов на ее освоение. Таким образом, за свою жизнь можно получить, грубо говоря, не меньше семи профессий - и вот наглядная тому иллюстрация . Семь профессий на одного! Такой подход отлично перекликается с другой очевидной тенденцией мобильности. Молодые люди по всему миру стремятся не к пожизненной работе на большую фирму, а, наоборот - к раскрытию своих способностей, не боятся переездов ради работы и внешней «нестабильности».


Вопреки тому, что нам вбивают с детства, жизнь - это не прямая. В лучшем случае это кривая, а чаще всего - сумасшедший удав, бьющийся в конвульсиях. Очень важно также решить, что «успех» значит лично для вас. Нужно перестать сравнивать себя с ровесниками (или, не дай бог, теми, кто младше) и честно себе ответить - чего вы хотите. Желание учиться - не оттягивать выход во взрослую жизнь, а именно получать желанное знание - наше право и даже привилегия. Женщины по всему миру выигрывают от возможности получить образование. В странах Африки, например, Судане или Эфиопии, активистки активно борются за права девушек, и в частности, их право на школьное образование. Это даст им возможность обеспечить себя в будущем, а значит, и избежать вынужденного брака и последующего насилия в семье - печальная, но широко распространенная практика даже в наше время.

102-летняя Ма Шиушиэн в Китае пошла в школу, чтобы получить образование, на которое у неё не было времени в молодости - ей нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Теперь у неё наконец-то есть время на то, чем бы ей действительно хотелось заниматься. Такими историями полнится интернет и местные газеты даже в не самых благополучных странах, потому что желание развиваться ограничено не рамками нашего возраста, а исключительно желанием становиться лучше, умнее и быстрее.


С высоты возраста многие вещи воспринимаются куда легче, а значит, и многими делами заниматься проще. Вспомните, как в школе проваленная контрольная казалась концом света - всем этим страхам хочется теперь рассмеяться в лицо. Преимущества образования в зрелости очевидны. Во-первых, скорее всего, вы можете сами обеспечить его финансово. Во-вторых, ко всему процессу наконец-то можно подойти спокойно, без истерик и без восприятия происходящего как садистской обязаловки. Ну и, в-третьих, наконец-то можно выучить то, что действительно хочется, а не то, что выбрали за вас мама/папа/бабушка или же банальное непонимание, что вообще вам интересно в жизни.

Идея, что большинство вещей нужно делать быстрее, пока время не ушло, во многом устарела. Биологически мы можем заниматься всем подряд до самой смерти. Пожилым людям также показаны физические нагрузки, как и молодым - с поправкой на возрастные особенности. Люди всех возрастов одинаково нуждаются в социализации и интеллектуально стимулирующем общении. Всё то же - про учебу. Даже при условии, что с возрастом память будет ухудшаться, чем больше она используется, тем крепче она становится. В итоге между желанием чему-то научиться и его реализацией как всегда стоит одно - отговорки. Проведите мысленный эксперимент , будто вы вернулись из собственного будущего: если ваши сожаления о недополученном вполне реальны, почему бы не сделать с этим что-то прямо сейчас?

Дети, брак, работа, ипотека - все эти удобные отговорки даже придуманы не нами. Всегда можно распланировать всё в соответствии со своими приоритетами, если обучение один из них. Если вы действительно хотите учиться или даже получить новую профессию, не стоит всего перечисленного, и главное - не бойтесь нового. В наших руках сломать устоявшиеся представления о том, что всем, кто старше, дорога в «молодые» профессии закрыта. Только собственным примером мы сможем изменить сложившуюся парадигму.

Предлагаемое читателю интервью с кандидатом богословия, доцентом, заведующим кафедрой философии Богословского факультета Свято-Тихоновского Православного Гуманитарного Университета посвящено теме духовного образования в России. Обоснованием важности данной темы служит сама вопиющая реальность как внутри нас, так и вокруг.

Соблазн и лживая беззаботность легко забалтывают сознание, а подлинное равнодушие презирает заблудившегося, погибающего человека, на слабостях и страстях как по нотам разыгрывается его жизнь. Как выбраться из состояния дезориентированости, постоянного давления господствующей парадигмы наживы, найти ориентиры, соответствующие истинной природе человека. Значение духовной константы в человеке вовсе не просто осознать и понять. Для каждого в отдельности и для общества в целом, поскольку они взаимообусловлены, нет более важной задачи.

То плохое, что можно сделать из человека, историей человечества хорошо проиллюстрировано и, то, к чему оно нас ведет, видимо, тоже можно предвидеть, не будучи провидцем. Суметь сориентироваться в данном мире невероятно сложно и при современных формах существования информации нельзя обойтись без знаний, защищающих духовную сердцевину человека. Невежество в данной области делает человека открытым «всем ветрам и стихиям», беззащитным перед давлением господствующих сил и обстоятельств. А жить нужно, и не просто жить, а учиться жить полноценной, полной жизнью, учиться быть счастливым, что, возможно, только если человек следует законам нравственного мира, Божьим законам.

Это приблизительно те мысли, которыми мы руководствовались, когда обратился с просьбой о разговоре к Виктору Петровичу Леге.

Уважаемый Виктор Петрович, думаю, мы можем пойти классическим проторенным путем, попытавшись в самом начале нашего разговора дать максимально ясное определение его предмету. Я предлагаю Вам поговорить на тему духовного образования. Слыша такое словосочетание, многие часто вообще не сразу понимают, о чем разговор. Это происходит в силу существования всевозможных интерпретаций и разного понимания термина «духовность». Так же понятно, что подходы к данной теме могут быть самыми разнообразными - от культурологических, идеологических, философских до глубоко религиозных.

Хочу передать инициативу в Ваши руки. Мне представляется, что данная тема может быть близка Вам, поскольку Вы преподаете, а до этого сами довольно долго учились. У Вас два высших образования: физико-техническое и богословское. Вы являетесь заведующим кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ), читаете лекции и ведете семинары по истории философии и основному богословию, а также являетесь главным редактором издательства ПСТГУ.

Какие у Вас возникают мысли по поводу духовного образования как такового, что это такое, по Вашему мнению?

- Вопрос не из самых легких!

Прежде всего, духовное образование - это, по определению, образование будущих духовных лиц; священнослужителей, дьяконов, людей желающих посвятить себя различным видам служения Церкви. Но также под духовным образованием можно понимать религиозное образование вообще. При таком понимании имеет место ряд сложностей.

Например, мы, являясь православными христианами, понимаем, что любое образование в какой-то мере должно быть религиозным. Неважно какое - гуманитарное или естественнонаучное, но оно не должно противоречить христианству. Духовное осмысление необходимо при любом образовании.

Значит, имеет смысл зафиксировать следующее различение - духовное образование можно понимать в двух смыслах: в собственном, узком смысле как образование священнослужителей, и образование вообще, которое должно прививать человеку духовность, а не просто давать профессиональные навыки.

В нашем Университете мы занимаемся духовным образованием в обоих смыслах. На богословском и миссионерском факультетах мы даем духовное образование в узком смысле этого слова, на других факультетах - историческом, педагогическом, филологическом и других - в широком. Готовим историков, которые умеют смотреть на историю с точки зрения истории Церкви, филологов, которые могут работать с языком, с книгами, с литературой, с художественным мировым наследием, понимая огромную культурообразующую роль Церкви и христианства.

Предлагаю, следуя Вашему различению этих двух смыслов, рассмотреть более детально вопрос о духовном образовании священнослужителей. Первое, что мне вспоминается в связи с этим, это статья профессора МДА А.И. Осипова. В ней он говорит о множестве проблем, связанных с духовным образованием в России в данный момент и в их исторической ретроспективе. Он говорит о влиянии Запада, об усвоении русскими духовными школами западных форм и схем образования, о технологиях, которые мы так или иначе заимствуем, о плодах этого и, в конце концов, о забвении самой духовности .

Так же можно обратить внимание на существование устойчивого и распространенного мнения, что за образованием может последовать ослабление или вообще потеря живой непосредственной веры. Как Вам представляется это средостение между образованием, с его, видимо, неизбежной технологичностью, схематизмом и верой - живой непосредственной духовной жизнью.

- Конечно, как известно, и один человек может привести лошадь к водопою, но если она не хочет пить, то и тысяча человек не заставят ее напиться. Так и здесь, если у человека нет искренней веры в Бога, то его можно, конечно, заставить прослушать различные лекционные курсы и прочитать множество книг, но если нет искреннего сердечного движения, то ничего из этого не получится. Духовное образование предполагает не только перечень дисциплин, но скорее воспитание христианина, которое невозможно без воспитания целостной личности. В христианстве главное - это любовь, без любви мы, согласно апостолу Павлу, «медь звенящая или кимвал звучащий». Можно научить языкам, богословию, философии, историческим наукам, но если нет стержня, нет любви к ближнему, к Богу, то духовное образование превращается в начетничество, в схоластику в плохом смысле этого слова.

Эта проблема была всегда, видимо, не просто так слово «бурса» стало нарицательным, выражающим дух лицемерия, внешнего показного церковного служения.

Как избежать этого? Готовых рецептов нет. Без ошибок здесь не обойтись.

Но одно ясно и понятно, что для духовного образования необходима церковная жизнь; без исповеди, послушания, без дисциплины - без того, что объединяет людей в общину, духовное образование невозможно.

Я думаю, что наш Университет идет по правильному пути, потому что он образовался на основе храма и вокруг храма. В процессе образования многое, конечно, зависит от учителя, но если нет храма, то нет Духа Святого, который нас всех объединит, нет той благодати, которая на нас снизойдет. Без этого невозможно духовное образование.

В любом современном образовании встает вопрос о методике, которая позволяет легко усваивать огромное количество информации. Человечество в истории накопило много различных знаний и их нужно каким-то образом систематизировать и создать форму для их ретрансляции. Цель этих техник помочь конкретному человеку справиться с этой нелегкой задачей. Хорошие техники помогают человеку. Можно ли говорить о методиках духовного образования? Ведь известно, что в богословии существуют трудные, сложнейшие вопросы, требующие значительных усилий от учащихся и преподавателей. Существуют ли собственные методы у духовного образования?

- Давайте еще раз разделим духовное образование на собственно образование как передачу определенного набора знаний от педагогов к студентам и духовное воспитание, образование целостной личности православного христианина. В первом случае можно и нужно говорить о методиках и механизмах, а во втором случае, скорее всего, речь может идти о тяжелом личностном труде педагога, священника и учащегося. Конечно, методики необходимы, но печально, если за ними ничего нет, и они существуют ради самой методики, когда преподаватели, упражняясь в разных мнемонических экзерсисах, забывают то, чему они и для чего учат.

Вместе с тем, ясно, что между двумя этими условно обозначенными уровнями существует теснейшая связь, преподаватель является и воспитателем, а воспитатель - это тоже преподаватель. Нужно учить читать тексты, как на отечественном, так и на современных и древних иностранных языках, нужно учить студентов писать курсовые и дипломные работы. Нужно учить понимать и истолковывать сложные богословские и философские тексты, учить учиться у великих или просто у хороших богословов, философов, ученых, историков.

Честно говоря, я в этом вопросе, видимо, консерватор. Не берусь говорить, что безоговорочно прав в своем консерватизме, но для меня живая непосредственная беседа со студентом значит больше, чем создание презентаций, аудикурсов на основе современных технологий.Они полезны, но на своем месте. Нельзя их использовать везде и всюду, например, сводить экзамен к тестированию, а учебный процесс - к аудированию.

Лучшая учеба - это самостоятельный труд, а научить самостоятельно трудиться лучше всего может тот, кто это умеет делать, т.е. хороший педагог.

На Западе во многих университетах в принципе отменены лекционные занятия. Зачем нужны лекции, когда есть книги. Зачем тратить время, если студент может все прочитать? Может быть, в этом есть своя правота. И все же я думаю, что лекции нужны и даже необходимы для того, чтобы студент увидел в лекторе человека, мыслителя, христианина, педагога. Православный ученый своим примером показывает, каким должен быть богослов, философ, филолог, историк. А это уже не методики! Это несоизмеримо более важное, то, что добыто тяжелым личным трудом.

И передается только при непосредственном общении! Большая утрата, когда обрывается живая преемственность в передачи духовных знаний и личного опыта при непосредственном контакте с действительно духовно богатыми людьми. Это очень важно, поскольку мы не являемся просто машинами, способными воспринимать, носить и ретранслировать ту или иную информацию.

- Конечно, именно поэтому многие институты так дорожат школами. Тем, что в этом институте работали, преподавали такие-то великие люди. Дух научного подвижничества, творчества переходит на новые поколения, он витает в воздухе, стимулирует людей стремиться к научному уровню своих лучших учителей. Школа - это очень важно, она помогает образованию.

Все-таки мне еще раз хочется вернуться к вопросу о технологичности. Вот в связи с чем. Массивы знания велики и требования, которые предъявляются студентам, порой кажутся «запредельными». Студент оказывается в сложной ситуации и не справляется с предъявляемыми требованиями. В этом случае требования могут действовать на человека угнетающе, разрушающе. Если студент психологически не справляется, то это довлеет над ним, и как снежный ком начинает расти стрессовое состояние. В итоге, вместо радости и полноты от полученного знания появляется чувство «раздавлености», уныния и, в конечном счете, пренебрежения уже просто потому, что человеку естественно защищаться от негативных воздействий. Можно ли избежать этих болячек? Возможно ли наряду с необходимой «физкультурностью» в образовании избежать вышеописанных негативных явлений? Как сделать так, чтобы при получении знания человек сохранял свою целостность, силу и становился только сильнее, и у него никогда не было бы такого плачевного состояния, когда он не любит те или иные предметы, они кажутся ему просто отвратительными, потому что в свое время измотали они его душевно? Я думаю, и вам это знакомо…

- Это знакомо любому человеку, который когда-либо учился. Здесь все зависит от многих факторов, прежде всего - от программы, утвержденной учебным заведением. Студенты должны понимать необходимость и важность каждого из этих предметов, без которых он не может стать специалистом. Среди них есть, конечно, те, которые можно назвать системообразующими. Ошибка многих вузов состоит в том, что количество предметов становится чрезмерным. Хочется научить и тому, и этому, и еще много чему. Но многознание, как говорил Гераклит, уму не научает. Задача ВУЗа состоит в том, чтобы научить студента самостоятельно работать и учиться, привить и развить творческое начало. А если в ВУЗе занимаются еще и воспитанием, развитием нравственного начала, то ему цены нет. Это идеал, к которому мы все должны стремиться.

После советской власти, стремившейся воспитывать людей в духе коммунистической идеологии, многие бросились в другую крайность - вообще никого не воспитывать. Считается, что надо давать только образование, но не воспитание. А человека нужно воспитывать! Хотя в воспитании есть опасность подмять под себя, под свои представления какую-то неповторимую личность, тем самым, разрушая ее. В Церкви эта опасность преодолевается, поскольку мы учимся в ней истинной свободе, свободе во Христе.

- Какое место, по-Вашему, занимает философия в системе образования, в системе духовного образования?

- Я хочу сначала поговорить об ошибках, которые, как всегда, являются крайностями. Первая крайность утверждает, что философия вообще не нужна. Некоторые наши студенты, когда узнавали, что на протяжении двух с половиной лет они будут изучать историю философию, риторически спрашивали - «А зачем нам знать разные ошибочные мнения? Мы пришли сюда, чтобы узнать одну истину, а не сотню заблуждений».

- И в этом есть свой резон!

- В этом есть свой резон, но люди мыслящие так могут служить Церкви в другом месте; они могут идти в монастыри, становится молитвенниками, подвижниками. Для этого философия не нужна. Но если мы говорим о высшем образовании как о творческом процессе, как процессе решения задач, которые ни перед кем никогда не вставали, то без философии обойтись невозможно.

Философия всегда учит человека посмотреть на проблему со стороны. Можно знать, например, физику, математику, догматическое богословие или английский язык и быть прекрасным специалистом в своей области, но не уметь смотреть на нее со стороны, осмысливать ее проблемы, чему и учит философия.

Зададимся вопросом, почему философия преподается во всех вузах и почти во всех вузах отношение к ней студентов одинаковое, в большинстве случаев - негативное.

Студенты - молодые люди - не понимают, зачем она им нужна. Студент приходит в университет и говорит, что хочет получить конкретную специальность, и ему непонятно, зачем нужна философия. Философия должна помогать специалисту осваивать свою специальность. Она всегда служанка! Служанка для физика, богослова, врача и т. д. И в этом нет ничего плохого, без хорошей служанки в доме будет царить беспорядок.

Плохо, когда философия подминает под себя все остальное. Это другая крайность, другая ошибка. Нельзя преподавать философию ради самой философии - кроме философского факультета, разумеется. Если ты приходишь преподавать в любой ВУЗ (и богословский в том числе), ты должен преподавать философию будущим специалистам, а не философам. В православном учебном заведении - в училище, семинарии, институте, университете, и в том числе и в нашем ПСТГУ - курс философии является вспомогательным. Я рассматриваю его в качестве курса, предваряющего курс основного богословия. Он предназначен для того, чтобы укрепить целостное мировоззрение православного христианина, чтобы его не смогли сбить никакие нападки нашего сложного атеистического века, чтобы он понимал истинность христианства, чтобы он мог ответить на все сложные философские, естественнонаучные выпады современного атеистического времени.

Философию нельзя преподавать ни слишком упрощенно, ни слишком углубленно.

Философия должна быть интересной, а интересной она может стать только тогда, когда студент увидит в философии что-то свое, родное. Мы должны понимать, что человек приходит в ВУЗ учиться не философии, а своей специальности. И если ему будут читать Канта в ущерб выбранной специализации, он возненавидит философию и будет совершенно прав.

В богословии столько философии, что им не обойтись друг без друга. Читаем Отцов церкви и наталкиваемся на философию, читаем современных богословов и сталкиваемся в их книгах с философией.

И все-таки философия для духовного, или собственно богословского образования - это друг, враг, товарищ или просто служанка ?

- Да, пожалуй, все! И то, и другое, и третье, и четвертое! Как поставишь! Она может быть ярым врагом, а может быть и первым помощником. Я вижу философию, прежде всего, так, как ее видели античные философы и Отцы Церкви. В частности, как сказал прп. Иоанн Дамаскин, философия является любовью к истине, а истина - это и есть Бог, поэтому философия есть любовь к Богу. Это самое общее, фундаментальное понимание философии.

В античности философия была жизнью. На вопрос, когда надо начинать заниматься философией, Эпикур сказал: «Начинать заниматься философией никогда не рано и никогда не поздно, потому, что никогда не рано и не поздно быть счастливым!». Философия научает правильно относиться к себе, к миру. Она непреклонно требует целостного мировоззрения. Она научает разбираться в себе - в своих страстях, желаниях, а это собственно есть аскетика, это требование трезвения! Философия может быть спутником, помощником православного самопознания. Но если свести философию к набору сухих определений, которые студент должен зазубрить, свести ее к набору учений, которые студенту чужды, она может стать врагом, противником. Такая философия способна только навредить!

Мне нравится название книги Алексея Ильича Осипова «Путь разума в поисках истины». Философия - это и есть «путь разума в поисках истины». В человеке есть разум, и поэтому он обречен на то, чтобы искать в себе истину. А это означает только то, что мы должны искать Бога.

Как? Философия и предназначена учить этому. Задача философии в христианском вузе заключается в создании целостного современного христианского мировоззрения, в котором гармонично смогли бы соединиться достижения из разных наук; физики, биологии, богословия, политики, эстетики, этики, и вообще всего.

Скажите, под духовностью можно понимать некую силу, обеспечивающую изначальную целостность человека, которая выражается, с одной стороны, в качестве источника деятельности, а с другой - как некоторая данность, над которой человек вполне и не властен? Один человек движим духом добра, любви, другой может быть лишен этого. Где источник этого?

- Пролистав достаточно большое количество книг, я, к своему удивлению, нигде не нашел четкого понимания, что такое духовность. Это нечто неуловимое, оно ускользает от определения. Для себя я остановился на следующей формуле: духовность - это образ Божий в человеке. Это именно проявление в человеке всего истинного, красивого, доброго, что существует в человеке от Бога. Все это в гармонии, в целомудренном единстве мы можем назвать духовностью, а когда это проявляется вовне, то мы называем это культурой. То есть культура - это объективированная духовность. Человек, который понимает, откуда у него эта духовность - это христианин, он знает ее источник и корни. Он знает, что они у него от Бога, а не просто от хорошего воспитания и образования.

Но понятие «духовность» не является однозначно синонимом добра и блага. В языке, в культуре, в Писании мы встречаем негативное понимание духовности, иную духовность - злую, говорится о духах злобы и отверженности . Язык фиксирует иную реальность, но обозначаемым одним и тем же словом.

- Язык нам может мешать понимать, может нас запутывать. Давайте попробуем следовать четкому употреблению слов. Под словом «дух» мы, прежде всего, понимаем божественность, ибо Бог есть Дух. Отсюда, из стремления уподобиться Богу, мы имеем употребление слов «духовность», «духовное образование» и т.п.

Другое значение слова «дух» - это нечто нематериальное. Но в этом смысле духовную природу имеют, например, бесы, духи злобы. Но это не духовность, а лжедуховность, прелесть, соблазн. Сатана стремится принять видимость Бога, видимость духовности. Задача преподавателей духовных учебных заведений - научить отличать истинную духовность от подделки под нее, от лжедуховности. Язык может сослужить плохую службу, ибо мы часто за омонимами видим синонимы.

- Мои надежды в плане образования скорее утопичны. Я в какой-то мере пытаюсь эту утопию реализовать. Мне хочется, чтобы любое образование было духовным, чтобы, получая любое образование, человек получал бы одновременно и элементы духовного воспитания. Я понимаю, что с точки зрения христианской эсхатологии задача эта утопическая и, тем не менее, мы должны стремиться к ее осуществлению, христианин обязан идти и проповедовать всем народам.

Наш мир слишком сциентизирован, и люди уже не видят иных целей в образовании, кроме удовлетворения практических потребностей. Образование в этом смысле нужно только для карьеры и получения денег. А собственно человек, его духовная природа оказываются вне должного внимания.

С Виктором Петровичем Легой беседовал кандидат философских наук Геннадий Самуйлов

Специально для Православие.Ru

Когда я в далеком 2001 получала свой диплом инженера, то даже не предполагала, что спустя годы снова сяду за парту. Нет, я допускала возможность посещения каких-нибудь хобби-курсов, типа вязания или фотографии, но о втором высшем я не задумывалась.

Лишь бы была корочка

Моя бабушка говорила: «Линда, лишь бы была корочка о высшем образовании, а работать, возможно, пойдешь совсем не по специальности». И приводила в пример себя: со своей специальностью «обработка металлов резанием» она где только не работала, в самых разных отраслях.

Теперь я с этим мнением категорически не согласна. Ведь сам по себе диплом без знаний не имеет ценности. А когда со своими инженерными знаниями приходишь, например, в сферу переводов, оказывается, что очень многого не знаешь. Даже если по английскому была стабильная пятерка в школе и вузе, даже если несколько лет подряд было первое место в городских олимпиадах.

Психолог или преподаватель

Я долго решалась, стоит ли идти на второе высшее. Меня манила профессия психолога. Я считала ее очень благородной и мечтала, как буду помогать людям выкарабкаться из паутины депрессии и начать радоваться жизни.

Я не только мечтала, еще и откладывала деньги на получение заветной «корочки». Прошло несколько лет. И вот однажды я разговаривала со своей подругой Викой на тему учебы. Именно Вика высказала ценную мысль: «Линда, это очень тяжелая профессия, принимать на себя весь груз человеческой боли. Не уверена, что ты выдержишь».

Опасная профессия

Далее Вика продолжила: «В одном из фильмов психолог беседовала с мальчиком подростком, который не видел смысла жить. Они поговорили, а на следующий день он покончил с собой. Она потом долго не спала ночами, винила себя, что не нашла нужных слов».

А дальше Вика подала идею пойти учиться на преподавателя, как она, только ее специальность – русская литература, а я пошла на преподавателя английского. Сейчас я считаю, что совет был очень правильный. Если преподавателю работу найти не так просто из-за конкуренции, то психологу – в разы сложнее.


Университет третьего возраста

Когда люди переучиваются в 30 или 40 лет – это, считаю, естественно. В наше время нужно постоянное обновление знаний. Но, оказывается, за парты садятся и 60-70 летние бабушки и дедушки. У нас в Киеве работает так называемый «Университет третьего возраста».

Конечно, обучение в этом учебном заведении люди проходят скорее для души. А также обретают такое важное в преклонном возрасте общение с единомышленниками. Это яркий пример того, что учиться не поздно в любом возрасте.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в ,