Метод расстановок метод психологии. Как происходят системные расстановки? Что происходит психикой после расстановки по хеллингеру

Метод системных семейных расстановок по Берту Хеллингеру для России является сравнительно новой и нераспробованной до конца методикой. На своей родине – в Германии – «семейные расстановки» начали использовать в 1990-х годах, и за несколько лет эта психотерапевтическая методика буквально покорила весь мир. Метод расстановок используется в лечении самых разных проблем – семейных конфликтов, трудностей на работе, проблем в любовных отношениях. А также в лечении различных заболеваний, прежде всего – алкоголизма и наркомании.

Системные семейные расстановки по Хеллингеру

Берт Хеллингер родился в Германии в самое сложное для страны время – в 1925 году, когда фашизм только-только начинал набирать силу. Семья будущего психотерапевта была католической, и повзрослевший Хеллингер получил философское и богословское университетскоеобразование, принял сан и отправился миссионером в Южную Африке.

Близость к Богу навсегда определила его жизненную позицию и ненависть к национал-социализму. Однажды в Африке, услышав вопрос одного педагога-священника о том, что важнее – идеалы или люди, Берт осознал, что важнее человека ничего быть не может. Он сложил сан, и вся его дальнейшая жизнь была направлена на помощь людям через обретение утраченных родовых связей и воссоединение с семьей.

Метод системной расстановки Берта Хеллингера – это совершенно уникальный метод краткосрочной психотерапии, который позволяет найти решение проблемы клиента благодаря расстановке – работе с семьей. Причем роль членов семьи и близких выполняют незнакомые люди – члены терапевтической группы. А иногда – сам психотерапевт.

Методика Хеллингера универсальна и заключается это в том, что они дают пацентам разобраться практически во всех своих проблемах.

Сегодня существует несколько основных видов расстановок, но каждая из них предполагает творческий подход и импровизацию:

  • семейные (разрешение семейных конфликтов);
  • структурные (разрешение проблем на работе, избавление от страхов, лечение алкоголизма и наркомании и др.);
  • организационные (для распутывания проблем в трудовых коллективах) и др.

Суть метода

В расстановке по Хеллингеру участвуют сам человек, обратившийся с проблемой (клиент), расстановщик (психотерапевт) и заместители (участники группы). Ведущий (доктор или клиент) интуитивно распределяет людей «по ролям», определяя каждому свое место в семье. Но, как работают расстановки?

В ходе работы – если ведущий настоящий профессионал, а все заместители максимально серьезно относятся к процессу, – каждый начинает чувствовать необъяснимую связь с клиентом. Люди ощущают эмоции, переживают и проговаривают мысли и чувства, которые на самом деле им не принадлежат. Этот поразительный эффект назван заместительным восприятием. А пространство, откуда участники групповой терапии получают эту информацию (напомним, эти люди случайные и с клиентом незнакомы), — морфическим полем.

Методика расстановок Хеллингера основана на научных изысканиях Карла Густава Юнга, точнее, его коллективном подсознании. Но Юнг под этим понимал все общее подсознание человечества, делая разделение лишь на расы. Немецкий ученый же работает с конкретной семьей, родом клиента, включая его близких родственников, уже умерших, а также любовников и других важных людей.

Главный источник, который порождает все сегодняшние проблемы алкоголика или наркомана, по мнению Хеллингера, — это семейное переплетение. То есть незавершенный процесс в семье, разрыв связей и т.д., жертвой которых и становится клиент.

Существует три основных первопорядка (закона), восстановление которых поможет человеку осознать причины своей зависимости ( и ) и преодолеть ее:

  1. Нарушение баланса между отношениями «брать» и «давать». Смысл в том, что каждый член семьи должен брать и отдавать равное количество (неважно – денег, любви, помощи, чувств). Если баланс между супругами нарушен, функцию «весов» может принять на себя ребенок. Этот своеобразный долг часто остается с человеком и в будущем способен перерасти в алкоголизм (наркоманию).
  2. Принадлежность к системе. Каждый член семьи должен занимать в семье свое место, независимо от общественного, личного и социального статуса. Умер он, погиб на войне, ушел из семьи, так и не родился из-за аборта – он все равно находится на своем четком месте в генеалогическом древе. Выпадение хотя бы одного звена из цепочки может привести к проблемам у потомков. Так, если после развода мать не разрешает общение с отцом, исключает его из жизни ребенка, то в будущем возможны серьезные проблемы с алкоголем. Восстановление уважения к папе – первый шаг на пути к исцелению от зависимости.
  3. Иерархия в семье. В семье должны четко соблюдаться роли «родитель – ребенок». Если кто-то взваливает на себя не свою роль (например, ребенок вынужден с ранних лет опекать маму или папу), в дальнейшем он не может построить свою собственную жизнь. И начинает прятать проблемы в спиртном или наркотиках.

На видео Берт Хеллингер о своей методике семейных расстановок:

Как проводятся занятия

Важный момент: системные семейные расстановки по Хеллингеру – это краткосрочный психотерапевтический метод. Он проводится только один раз – предполагается, что за этот единственный сеанс клиент сможет найти решение проблемы и приступить к ее решению. При этом сама зависимость не анализируется – доктору важно найти причину и обозначить решение (например, помириться с отцом).

Поэтому самое важное в этой терапии – мотивация самого зависимого человека, его твердое решение узнать истоки своей болезни и справиться с ней.

Сеанс может длиться от 30 минут до 2 часов. В некоторых региональных клиниках психотерапевты даже обозначают время до 4 часов. Сами расстановки бывают трех видов: групповые, в паре (обычно с супругом) и индивидуальные (иногда две последние соединяют).

Групповые сеансы

Проводятся в группе численностью от 5 до 25 человек. Сначала клиент максимально кратко, без лишних эмоций и подробностей озвучивает проблему. Ведущий (или сам клиент)выбирает участников в роли членов семьи и близких. Отдельный человек выступает в роли самого клиента и его проблемы, в данном случае зависимости от алкоголя или наркотиков.

Затем клиент расставляет их в пространстве комнаты так, как он чувствует и считает нужным. А потом садится и молча следит за развитием ситуации – как эти люди общаются, рассказывают о своих мыслях, эмоциях, страхах, ищут решение проблемы.

Индивидуальные сеансы

Могут проводиться в один или два этапа. Сначала клиент очень подробно рассказывает о зависимости, отношениях в семье, предыстории событий. Потом начинается сам сеанс (иногда доктор просит прийти на расстановку во второй раз). В ходе нее в роли заместителей выступают психотерапевт и сам клиент, меняя за один сеанс разные роли.

Расстановка может занимать 2-3 часа, поскольку вживаться в несколько разных ролей человеку всегда трудно. Кроме того, индивидуальный сеанс всегда стоит заметно дороже группового.

Эффективность всех видов совершено одинакова, выбирает ту или иную расстановку сам психотерапевт. Так, если клиент не готов делиться сокровенными проблемами с незнакомыми людьми и отказывается работать в группе, доктор предлагает работать наедине.

С другой стороны, индивидуальный сеанс расстановки требует подготовки, обычно его рекомендуют, если человек уже работал в расстановке (хотя бы в качестве заместителя) и знает специфику. Поэтому новичкам обычно рекомендуют групповые сеансы.

Возможная опасность метода

Хотя Берт Хелленгер и сложил с себя сан священника, но его богословские взгляды во многом определили специфику метода семейных расстановок. Погружение в другого человека, смена ролей, интуитивный поиск решения чужой проблемы – это все работа в том числе и с тонкой материей, с душой.

Поэтому противники метода системных семейных расстановок предостерегают – вред для заместителей может быть и реальным, и метафизическим.

  1. Чрезмерное погружение в роль. Примеряя на себя образ чужого человека (особенно если он уже умер), заместитель оставляет свою личность «за порогом». Такое перевоплощение грозит потерей жизненных сил, расстройствами мышления и психики. Например, проблемами с памятью.
  2. Опасность чересчур глубоко погрузиться в проблему. Такой риск уже вполне реален. Расстановщик настолько глубоко проникается проблемой клиента, что может неосознанно протащить ее в собственную жизнь и сам стать зависимым человеком.
  3. Разрушение энергоинформационного поля. Специалисты по энергоинформационной медицине уверяют – во время сеанса участник-заместитель представляет собой открытую беззащитную систему. В таком состоянии очень легко принять на себя тяжелые генетические и кармические болезни – и клиента, и других участников.

На видео о пользе и вреде метода расстановок по Хеллингеру:

В настоящее время никто не будет отрицать тот факт, согласно которому поступками и мотивами человека управляют не только его индивидуальные воля и разум. Известно, что на поведение личности накладывают отпечаток в том числе различные неосознанные родовые сценарии. Метод системных семейных расстановок позволяет осознать эти сценарии — и их проработать , чтобы выйти из тех тупиков и ловушек, из которых в своё время не могли выйти наши предки.

Семейный театр

История метода системных расстановок уходит корнями как в транзактный анализ Эрика Бёрна, так и в первичную терапию Артура Янова. Известно, что ещё будучи священником, создатель метода, Берт Хеллингер, впервые задумался об удивительной феноменологии внутрипсихической природы. Задавшись вопросом относительно того, что же важнее, идеалы или же люди, он вскоре сложил с себя религиозный сан и решил посвятить свою жизнь исследованию тайн человеческой души.

Вскоре после окончания курса в Венской Ассоциации психоанализа он обратился к исследованиям в области семейной психотерапии. Они убедительно демонстрировали, что личность нельзя рассматривать как единицу — но лишь как составляющую системы, большей, чем сумма её частей . Вскоре Хеллингер убедился в том, что все члены одной семьи (будь то отцы и дети, братья и сёстры, ныне живущие, или же умершие) связаны между собой невидимыми связями. Эти связи строятся в соответствии с тремя базовыми законами, которые Хеллингер назвал Порядками Любви.

Первый из этих законов, называющийся законом принадлежности , гласит, что каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней и приятие в ней. Второй закон, именуемый законом иерархии , обусловлен тем безусловным приорететом, который новая семейная система (молодая семья) имеет над старой (родительской семьёй). Наконец, третий закон, закон баланса, гласит, что в отношениях отдачи и принятия должно существовать равновесие.

Семейные технологии

В условиях нормального функционирования семейной системы согласно вышеописанным законам ныне живущие дают своим детям ту любовь, которой в своё время наделили их родители . Однако, недостаток и нехватка любви могут приводить к такого рода "сбоям" в системе, как парентификация — феномен, описывающий ситуацию, когда дети вынужденно становятся "родителями" для своих собственных отцов и матерей.

Или же, к примеру, нарушение закона принадлежности может привести к тому, что человек на протяжении всей своей жизни вынужден ощущать себя так, как будто бы он выполняет чужие запросы и воспроизводит чужие чувства . К счастью, системные семейные расстановки позволяют пролить свет на семейную ситуацию и трансформировать существующий внутриличностный контекст системы семейных отношений.

Этапы расстановки включают в себя запрос, выбор "заместителей" семейных ролей, непосредственную расстановку участников согласно тому или иному сценарию, а также катартическую переработку полученного опыта. Феномен, за счёт которого в рамках системных семейных расстановок происходят значимые личностные изменения, получил название "морфического поля ". Именно оно влияет на то, что заместители в рамках расстановок чувствуют себя так же, как ранее чувствовали себя их прототипы — что и приводит к значимым изменениям в рамках терапии.

Невзирая на то, что метод Берта Хеллингера так и не получил научного обоснования, его поразительная эффективность способствует привлечению в ряды поклонников системных расстановок всё большего количества людей. Немудрено: ведь это драматическое действо импонирует всем тем, кто жаждет наглядного и эмоционально доступного решения своих семейных проблем.

В России название "Расстановка"® является зарегистрированным товарным знаком для психологических услуг, семинаров и тренингов. Правообладатель — Институт консультирования и системных решений (ИКСР). А словосочетание "Системные расстановки"® является зарегистрированным товарным знаком для любой печатной продукции. Правообладатель — Психологический Фонд "ИМАГО".

Хочу рассказать Вам очень быстрый способ, как можно избавиться от:

  • многих заболеваний, в том числе неизлечимых, таких как рак;
  • денежных проблем/ проблем по бизнесу/ карьере;
  • наладить личную жизнь/выйти замуж/родить детей;
  • наладить взаимоотношения с людьми/родственниками/друзьями/врагами/соседями и прочее.

Недавно меня попросили поучаствовать в одном мероприятии, а именно, в "расстановке по Хеллингеру". До этого я представления не имела о её существовании. И то, в чем участвовала, так сильно меня впечатлило, что теперь мне хочется, чтобы все узнали об этом способе избавления от многочисленных проблем.

Для справки:

Системные расстановки по Хеллингеру — это феноменологический метод системной (семейной) терапии. Автор метода — немецкий фиолософ, богослов, психотерапевт Берт Хеллингер. Данный метод предназначен для работы с системными семейными травмами. Целью метода является исправление последствий данных динамик. Людей ("заместителей") расставляют в рабочем поле группы. Расставленные фигуры (заместители) предают происходящее в семейной системе, базируясь на информации рабочего поля.

На основании многих работ с людьми Берт Хеллингер обнаружил, что семейные травмы являются причиной практически любых проблем: здоровье, работа, семейные отношения, несчастные случаи и так далее. Самым главным корнем всех проблем, как объясняет Берт Хеллингер, является исключение (желание забыть) участников семейной травмы из семейной системы (как пострадавших, так и виновников). Именно исключение вызывает проблемы у последующих поколений. В результате работы по данному методу происходит обнаружение скрытых системных динамик, и клиенту предлагается решение.

Данный метод работы является краткосрочным разовым методом, что отличает его от существующих долгосрочных способов работы психотерапевтов с пациентами.

В своих работах Берт Хеллингер относит данный метод к духовным практикам.

Сложно объяснить словами, что было на самой расстановке — это надо быть там, видеть и чувствовать всё. Могу отметить только, что это очень "работает".

Расстановка, куда меня пригласили участвовать, ставилась в самарском психологическом центре "Дар". Ведущий расстановки — Татьяна Геннадьевна Рохместрова.

Человек, заказавший расстановку, хотел решить свои взаимоотношения с противоположным полом через связь с родом, родителями.

В комнате, куда меня пригласили, было несколько человек (примерно 15).

О расстановке: заказавшему её нужно было поставить заместителей в поле. Заместителей нужно было выбрать из любых присутствовавших людей в комнате и поставить на любое место. Всё делать интуитивно. Например, надо поставить кого-то вместо своего папы, мамы, бабушки и т.д.

Далее заместитель вставал в поле и описывал своё состояние, что чувствует в своём теле, какие эмоции испытывает (если они есть) к другим участникам и т.д. Ведущий плавно направляет всех участников и главного "виновника" события всё время и помогает решить проблему.

Что поразило:

  1. Единое энергетическое поле, которое создалось во время расстановки. Оно было очень ощутимым, живым.
  2. Физическое состояние (боль в определённых участках тела) и эмоции, которые присутствовали в то время, пока я была заместителем. Это были "не мои" эмоции. А физическая боль ушла, как только расстановка закончилась.
  3. Многие "заместители" озвучивали очень личную информацию о том, кого замещали (что было свойственно этому человеку, как относился он к остальным участникам расстановки, личные привычки и прочее). Люди, которые "замещали" папу и маму (которых на тот момент времени уже нет в живых), войдя в поле, сразу легли и скрестили руки на груди. То есть, поясню. Заказчик расстановки не рассказывал никому свою историю и свои проблемы. При этом, я очень хорошо знаю эту семью и, конечно, была в курсе этого факта.

Я была очень впечатлёна происходящим и, конечно взяла интервью у ведущей Татьяны Геннадьевны. Хочу отметить, что она из тех немногих людей, про которых говорят "светится изнутри". Такой вот лучистый человек. Очень доброжелательная и приятная женщина.

Интервью с Рохместровой Татьяной Геннадьевной, психологом высшей категории, учредителем Самарского Психологического Центра "Дар"

Т: Татьяна Геннадьевна, расскажите о себе? Кто Вы по профессии?

Т.Г.: Я практикующий психолог, уже 25 лет. У меня два высших образования, и второе психологическое. Начинала свою деятельность в 90-е годы с профотбора на заводе "Прогресс", затем в учебных заведениях, в областном центре "Семья", а в 2002 году мы с коллегами организовали центр "Дар". Всё время я занимаюсь практикой и ищу инновационные методы психотерапии.

Т: Что такое "расстановка по Хеллингеру"?

Т.Г.: С 2002 года повышаю свою квалификацию в Московском "Институте консультирования и системных решений" под руководством М.Г.Бурняшева, там я обучалась и расстановкам. Это один из официально признанных методов психотерапии, который объединяет в себе несколько технологий: психодрамма, нарративная терапия, гештальт-терапия и телесная терапия. Автор метода Берт Хеллингер, у которого я училась.

Т: Лично у него?

Т.Г.: Да. У него и у его последователей. Лично у него я посетила почти все семинары, которые он проводил в Москве. Это уже пожилой человек, который практикует уже 50 лет. Широкую известность метод семейной расстановки получил в 1993 году в Германии, и с необыкновенной быстротой распространился по миру и завоевал широкое признание. Собираются залы по 500 и больше человек. Он работает на сцене, а весь зал вовлекается таким образом, что у всех происходят какие-то изменения. Метод очень сильный, очень интересный. Я увлечена им, с удовольствием применяю его в групповой и индивидуальной работе.

Т: Вы сами его на себе опробовали?

Т.Г.: Да. Благодаря нему я решила массу своих личностных проблем, чего не достигалось другими методами, да и обучение специалистов для работы с расстановкой проходит в первую очередь через личный опыт. Он сейчас считается краткосрочным методом терапии. Даёт быстрый эффект. У некоторых изменения уже начинаются "завтра"!

Т: Какие проблемы с его помощью можно решить?

Т.Г.: Происходящие во время расстановки процессы позволяют иначе увидеть и заново оценить прошлое семьи и то влияние, которое оно оказывает на разные сферы жизни человека: партнёрские отношения, детско-родительские отношения, самореализацию, бизнес, удовлетворение потребностей, постановка целей и их достижения, идентификация с жертвами, болезненное расставание, болезни или симптомы и др.

Т: Что такое симптомные расстановки?

Т.Г.: Это работа с симптомом или заболеванием человека. Обычно выбирается заместитель на роль болезни и заместитель клиента. И клиент расставляет так этих персонажей, что видно, кого замещает симптом или указывает, на кого клиент не хочет смотреть. И когда исключённый из системы занимает своё системное место, симптом начинает утихать и болезнь уходит.

Т: И человек излечивается?

Т.Г.: Да, часто. Расстановки по Б. Хеллингеру практикуются в нашем центре больше восьми лет, каждую неделю. Это работает. Люди возвращаются на группу для решения следующих задач и дают позитивную обратную связь по предыдущим запросам. Практически их всех сюда приводит сарафанное радио.

Конечно этот метод — не панацея! Не на всех это сильно влияет. Но благодаря расстановке, для человека часто устанавливается связь между его заболеванием и знакомой ему жизненной темой, горем или болью близкого. Поэтому в будущем, если заболевание проявится снова, у него появляется другое отношение к симптомам, понимание, с чем это связано, и выбор возможностей для изменения.

Т.: Есть ли такие люди, кому противопоказаны или нежелательны расстановки? Или те, которым нет необходимости это делать? Существует ли категория таких людей?

Т.Г.: Рановато это делать детям. Хотя в последнее время есть такой опыт, когда родители приходили с детьми подросткового возраста. Это метод личностного роста. Если родители начинают по-взрослому решать семейные задачи, то детям становиться легко, и они начинают расти.

Т.: С какого возраста начинается личностный рост?

Т.Г.: У всех по-разному. Есть люди, которые не воспринимают этот метод, боятся его, не понимают.

Мне он нравится и мне лично здорово помогает (как специалисту). И когда я чувствую сильную рациональную защиту клиента, этот метод мне позволяет более мягко подобраться к вытесненным тяжёлым чувствам человека и помочь освободить их, и восстановить связь с ресурсной частью себя.

Метод даёт сильный толчок, и у человека начинаются происходить изменения. Потому что есть образ хорошего решения. Образ — это магия! Потому что, если у человека есть цель — то его подсознание днём и ночью работает над решением задачи. Пока цели нет, пока картины нет — нечего решать, (расстановка создаёт объёмную, чувственную картину). А тут он увидел проблему со стороны и пути решения.

Т.: Имеет ли значение кто ведёт расстановку и люди, которые там присутствуют?

Т.Г.: Люди на группах у нас всё время разные. Есть люди, которые много раз участвовали в расстановках — у них есть некий опыт и доверие к себе. Они уже знают правила. Есть и новички, которые тоже встают в расстановку. И только потому, что они в этом участвуют, у них возникает доверие к методу. Это же не придумаешь, когда ты начинаешь ощущать всё, что там происходит… невозможно себе придумать "тяжесть в руках", "ломоту" в ноге и так и далее. И когда они включаются в это, они очень быстро обучаются. А самое главное то, что они начинают доверять себе! А это уже элемент психотерапии. Потому что все беды у нас "от ума", когда мы исключаем свои собственные ощущения и чувства, когда мы не доверяем своему "внутреннему ребёнку". Нам всегда становиться легче и лучше, когда мы встречаемся со своими первичными чувствами, от которых когда-то отказались и не смогли их проявить.

Т.: "Первичные" — это какие чувства?

Т.Г.: "Первичные" — это, например, боль, жалость к себе, беспомощность и др… Мы же плохое всегда подавляем, нас все время отвлекают от этого. Например: Ребёнок стукнулся, ему больно, а ему говорят: "Ой, а смотри какая собачка побежала… "

Т.: То есть испытывать к себе жалость, жалеть себя — это нормально?

Т.Г.: Испытывать да, при этом понимать, что ты испытываешь. Понимать: "Да, мне себя сейчас жалко" , что я сейчас могу для себя сделать? Это уже "по-взрослому" — понимать себя и контролировать. А когда нас от себя всё время отвлекают, то у нас появляется зависимость от другого человека. И мы тогда, не имея его рядом, чувствуем себя беспомощными, или когда он рядом, но ведёт себя не так, как нам надо — тогда обижаемся. Не осознавая своих чувств, мы переносим их на того, с кем в связи. Когда умирает человек, мы говорим: "Как его жалко" , а на самом деле жаль себя. Как я буду без него?

Т.: А правда ли, что даже участвуя в расстановке в качестве "заместителя", человек уже решает свои проблемы?

Т.Г.: Да, это так. Потому что "заместителей" всегда выбирают по принципу резонанса. То есть, если во мне это есть — меня обязательно выберут. И когда я в этой расстановке помогаю другому человеку решить его проблемы, я помогаю себе. Потом, попадая в такую же ситуацию в своей семье, у меня уже будет опыт решения этой задачи. Вот поэтому тем, кто делает расстановку, мы рекомендуем ещё 3 раза прийти поучаствовать в расстановках других людей. Участвуя в расстановках других, человек укрепляет свою расстановку, поддерживает баланс "давать и брать", начинает лучше видеть свои проблемы в чужой системе: "Ах, вот что это было! Это про меня!" И процесс начинается быстрее…

Поэтому разовое посещение психолога — это начало… Оно только актуализирует проблему.

Т.: Что надо сделать, чтобы поставить свою расстановку? Есть какой-то принцип действий?

Т.Г.: Во-первых, человек должен чётко сформулировать свой запрос: "Чего я хочу в результате получить?" Он должен чётко знать свою цель. И это нужно для того, чтобы потом правильно выбрать заместителей.

Т.: А "заместитель" — это кто?

Т.Г.: "Заместитель" — это любой человек, который замещает что-то во мне: моих родителей, мои страхи, мои установки, мои симптомы и т.д. Всё, что есть в расстановке — это все "Я". Это все части "Меня". И "Я" внутри себя, с их помощью, навожу порядок. "Я" завершаю то, что не было завершено (по разным причинам). А теперь это возможно! И теперь я могу посмотреть на это и найти новое значение и успокоиться.

Т.: Есть ли правила — сколько человек должно участвовать в расстановке (минимум/максимум)?

Т.Г.: Каждая расстановка требует разное количество участников. У некоторых бывает достаточно 5 человек, а в некоторых 20 и больше. Это зависит от запроса и от того, что мы делаем. Поэтому и расстановки бывают разные.

Т.: Почему?

Т.Г.: Мы ставим всех определённым образом в расстановке, но стоит одному начать какое-то движение — всё начинает меняться. И каждый ведёт себя по-своему.

Т.: Сколько по времени длится расстановка?

Т.Г.: В среднем один час. За четыре часа мы успеваем сделать три/четыре расстановки.

Т.: Надо ли готовиться к расстановке заранее? И вообще, вот я решила сделать расстановку — что мне для этого надо сделать?

Т.Г.: Знать, что для Вас сейчас самое актуальное. Потому что если человек делает расстановку ради любопытства, в ней нет сильных чувств и нет энергии (эмоциональной энергии) — тогда расстановка получается какая-то вялая и длится очень долго. Поэтому не все расстановки получаются. Когда человек, который заказывает расстановку, волнуется — для меня это хороший показатель — он доверяет и открыт. Он садится за кругом и только смотрит на этот театр. Этот эффект ещё называют "магическим театром". Потому что у клиента, когда он пришёл, была одна картинка, а когда делается расстановка, картинка меняется и в его сознании что-то меняется. Он начинает видеть иначе и действовать по-другому.

Т.: Если говорить о душе и тонких структурах, когда я участвовала в расстановке, у меня было такое ощущение, что это было что-то вроде ченелинга. Потому что люди в расстановке озвучивали про тех, кого замещают, очень правдивые вещи, о которых не могли знать. Я была этим поражена. Как Вы это можете прокомментировать?

Т.Г.: Я могу предположить, что когда заместитель встаёт в расстановку, он ничего не знает о проблеме. Он не знает, какой опыт применить, только чувствует и входит в изменённое состояние сознания — транс. Он отпускает контроль и принимает то, что из него идёт (информацию). Он слушает что-то изнутри. В этот момент он — как медиум. Когда заказчик расстановки выбирает заместителя, он берет его за плечи и в этот момент представляет перед собой того, человека которого он ставит, находит для него особое место, т.е. вводит в информационное поле своей системы, и заместитель начинает испытывать особые ощущения. И заместитель начинает проявлять знакомые характерные особенности того человека, в роли которого он находится. Фантастика! Но это, наверное, так! Феноменологический метод же!

Некоторые люди, после участия в расстановке "заместителями", говорят: "Я бы в жизни никогда такого не сделал, а здесь сейчас я такое творил", "Я никогда так не разговаривал", "Я матом вообще не ругаюсь".

Т.: Люди в расстановке ругаются матом? А какие ещё реакции бывают?

Т.Г.: Разные.

Т.: Что самое для Вас удивительное и необычное Вы видели в расстановке?

Т.Г.: Бывает такое, что начинают убивать, душить себя или нападать на кого-то в расстановке. Теряют сознание, даже мужчины.

Т.: То есть получается не надо иметь какой-то дар, чтобы быть медиумом?

Т.Г.: Наверное, все люди это могут. Потому что в этот момент в нас включается наш "чувственный ребёнок". Дети, когда приходят в незнакомое место, начинают вести себя по-разному, как и животные. Потому что в этот момент они начинают перенимать то, что там происходит. В расстановке работает тот же самый принцип — это принцип резонанса (резонанс с природой, с тем местом, в которое попадаешь, с душой того, кого замещают).

Т.: Имеет ли значение, кто ведёт расстановку?

Т.Г.: Я очень доверяю этому методу. На первый взгляд, всё вроде легко: на самом деле, чтобы делать расстановку, нужны базовые знания психологии и системной психотерапии. Потому что, если запустить расстановку, как она идёт, можно много "дров наломать", и потом неизвестно с чем человек, который её делает, уйдёт. Поэтому у каждого ведущего расстановку в голове есть структура системности (системной терапии), правила, которые жёстко преподавались у нас на семинарах. Поэтому у ведущего должно быть базовое образование, умение консультировать, говорить. В процессе расстановки приходится подбирать специальные фразы, корректирующие пациента. Каждая фраза несёт энергетический эмоциональный заряд. Если одна фраза не срабатывает надо подбирать ещё, чтобы началось ресурсное движение… Я часто пользуюсь теми, которые предлагает Б.Хеллингер.

Т.: То есть эти фразы излечивают пациента?

Т.Г.: Они для него становятся аффирмациями, т.е. новыми мыслями на каждый день. Например, жена до расстановки всегда осуждала мужа, а там говорит ему (человеку, который его замещает) — "ты такой, какой мне нужен". И в реальной жизни у них происходят хорошие изменения.

Поэтому, когда идёт расстановка, я всё время наблюдаю и думаю. У ведущего должно быть объёмное видение ситуации. Я не каждого спрашиваю в расстановке. Потому что там есть значимые элементы и не очень значимые. Важно кого и куда добавить в расстановку. Бывает потеря ресурсов в расстановке, и нужно уметь их вовремя поймать, так как может быть и обратный эффект.

Здесь важен опыт. У меня у самой по неопытности было такое, когда я прерывала расстановку не на том месте. У человека могут при этом начаться сильные рецидивы. Мне жаль, но это приходит с практикой.

Т.: А кто ещё этим занимается в Самаре?

Т.Г.: Сертифицированные психологи перечислены на официальном сайте Московского Института Консультирования Системных Решений (ИКСР) и Московского Института Интегративной семейной терапии, а сейчас готовит и Санкт-Петербург.

т.: Надо ли перед расстановкой брать консультацию психолога?

Т.Г.: Если у человека есть уже намерение и доверие к этому методу, то не надо. Если приходят совсем новички с намерением сделать расстановку, всегда их немного притормаживаю и прошу посмотреть хотя бы одну и познакомиться с методом. Одно дело он где-то о нём услышал, и другое дело — посмотрел своими глазами. И очень часто (почти всегда), когда человек посмотрит расстановку, у него переформулируется запрос. То есть он приходит с одним, а потом понимает, что для него другое важно. И в этом, как правило, всегда больше силы.

Т.: Проблемы есть у всех, и я не исключение. Но те проблемы, которые мне бы хотелось решить, я не готова обнародовать прилюдно. Потому что, даже если не рассказывать участникам расстановки свои проблемы, они и так всё увидят. Как с этим быть?

Т.Г.: А для этого этот метод и существует. Проблема всегда становится проблемой, когда человек её в одиночку начинает решать. Он её пакует и прячет. Расстановки как раз высвечивают то, что люди прячут "в шкафах". Они показывают самое тяжёлое. А когда человек может проблему достать и рассказать о ней, ему становится легко, и она перестаёт быть проблемой. А если человек свою тайну запаковал, скрыл — это становится для него очень тяжёлым и приводит потом к заболеваниям (психическим и физическим). Терапия для этого и существует, чтобы выносить такие тяжёлые моменты. Когда ко мне приходят на консультацию, и просят, чтобы всё было конфиденциально "ушко на ушко" — это прямое показание к тому, чтобы выводить его на расстановку. В расстановке проявляются все тайны — и тайны рождения (когда отец один, а выдают за отца другого человека) — это очень сильно влияет на человека.

Т.: В расстановке можно это выявить?

Т.Г.: Да, как и усыновление, сидение в тюрьме, убийства, самоубийства. А у нас сами знаете, как относятся к самоубийцам — все в семье начинают скрывать этот факт, придумывают что-то другое.

Т.: Если говорить о магии — иногда человека преследуют неудачи, так называемая "чёрная полоса", когда везде не везёт, как проклятие. Можно ли расстановкой избавиться от этого?

Т.Г.: Возможно заглянуть в себя, ведь это метод познания себя.

Т.: А когда проблемы и в личной жизни, и в бизнесе, и со здоровьем? Как тогда ставить расстановку?

Т.Г.: Тогда все темы надо проговорить и выяснить, что является более кризисным? Где больше страдания? С этого и начинать.

Т.: Человек сам причина своих бед?

Т.Г.: Человек безусловно ответственен за себя, но он находится всё время в какой-то связи, поддерживает кого-то или поддерживают его. Иногда человек не может быть успешным, если в роду все бедствуют. Работает установка: "Я не могу быть счастливой, когда в роду все несчастны". Это называется лояльность системе.

Т.: Может ли проблема по одной теме решиться за одну расстановку, или надо делать несколько?

Т.Г.: Обычно по одной теме достаточно одной, но при этом, темы бывают связаны друг с другом.

Т.: Благодарим Вас, за Ваше интервью. Ваши пожелания читательницам портала…

Т.Г.: Благодарю Вас за интересную беседу, вопросы и проявленный к нам интерес.

Буду рада, если читательницы портала воспользуются возможностью применить этот замечательный метод в пути познания себя для достижения своих целей.

Берт Хеллингер и его метод

Немецкий психотерапевт Берт Хеллингер родился в католической семье 16 декабря 1925 года в Лаймен (Баден, Германия). Он стал широко известен благодаря терапевтическому методу, называемому системно-семейные расстановки. Множество практикующих профессионалов во всем мире продолжают успешно применять и адаптировать метод расстановок к ряду личных, организационных и политических ситуаций.

В возрасте десяти лет Берт Хеллингер покинул родной дом, чтобы учиться в школе при католическом монастыре. Позже Берт был посвящен в духовный сан и послан в Южную Африку в качестве миссионера, где прожил 16 лет. Он был приходским священником, учителем, и, наконец, директором большой школы для африканских учеников, нес административную ответственность за всю область епархии, в которой было 150 школ. Хеллингер стал бегло говорить на языке зулусов, принимал участие в их ритуалах, и стал понимать их особый взгляд на мир.

В начале 1960-х годов Берт Хеллингер принимал участие в сериях межрасового экуменического обучения в групповой динамике, проводимых англиканским духовенством. Инструкторы работали с направлением феноменологии - занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, страха и предубеждений, опираясь только на то, что явственно. Их методы показывали, что есть возможность для примирения противоположностей через взаимное уважение. Однажды, один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для Хеллингера это была не просто философская загадка - остро чувствовал, как нацистский режим жертвовал человеческими существами ради идеалов. «В определенном смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей”, говорил Берт Хеллингер.

После того, как он оставил свою работу священником, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. Берт Хеллингер изучал философию, богословие и педагогику.

В начале 1970-х годов Хеллингер прошел классический курс обучения психоанализу в Венской Ассоциации психоанализа (Wiener Arbeitskreis für Tiefenpsychologie). Он завершил свое обучение в Мюнхенском Институте по подготовке психоаналитиков (Münchner Arbeitsgemeinschaft für Psychoanalyse) и был принят в качестве практикующего члена в их профессиональную ассоциацию.

В 1973 Берт поехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии. Он интенсивно занимался изучением групповой динамики, стал психоаналитиком и ввел в свою работу элементы первичной терапии, трансактного анализа, эриксоновского гипноза и НЛП.

К 1980-м годам Берт выявил закономерности, которые приводят к трагическим конфликтам между членами семьи. На основе сделанных открытий он разработал эффективные методы преодоления семейных конфликтов, которые приобретают все большую популярность, выходя за рамки семейного консультирования.

Проницательный взгляд и действия Берта Хеллингера обращены напрямую к душе, благодаря чему высвобождаются силы такой интенсивности, какие редко увидишь на психотерапии. Его идеи и открытия в области переплетений, охватывающих несколько поколений, открывают новое измерение в терапевтической работе с трагическими семейными историями, а его решения, найденные благодаря методу «семейной расстановки», трогательны, поразительно просты и очень эффективны.

Берт согласился записать и отредактировать серию записанного материала с семинаров для немецкого психиатра Гюнтхарда Вебера. Вебер опубликовал книгу сам в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Книгу приняли с энтузиазмом, и она быстро стала национальным бестселлером.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера. Он много путешествует, читает лекции, проводит обучающие курсы и семинары в Европе, США, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер - особая, знаковая фигура современной психотерапии. Открытие им природы перенятых чувств, исследование влияния на человека различных видов совести (детской, личной, семейной, родовой), формулирование основных законов, управляющих человеческими отношениями (порядков любви), ставит его в один ряд с такими выдающимися исследователями человеческой психики, как 3. Фрейд, К. Юнг, Ф. Перлз, Я. Л. Морено, К. Роджерс, С. Гроф и др. Ценность его открытий еще предстоит по достоинству оценить будущим поколениям психологов и психотерапевтов.

Системная терапия Б. Хеллингера не является очередной умозрительной теорией, а представляет собой плод его многолетней практической работы с людьми. Многие закономерности человеческих отношений, сначала были подмечены и проверены на практике и только потом обобщены. Его взгляды не противоречат другим терапевтическим подходам, таким, как психоанализ, юнгианский анализ, гештальт, психодрама, НЛП и др., а дополняют и обогащают их. Сегодня, с помощью системной работы по Б.Хеллингеру, можно решить такие человеческие проблемы, которые еще десять лет назад ставили в тупик даже самых опытных специалистов.


Метод системной расстановки по Хелингеру.

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы.

Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует.

Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви .

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все чаще метод семейной расстановки применяется для принятия решений в бизнесе и организационных решений ("организационные расстановки" или "бизнес-расстановки").

С какими проблемами работает метод расстановок Хеллингера?

В первую очередь с перенятыми чувствами — вытесненными, не до конца пережитыми, заблокированными или запрещенными обществом чувствами, которые испытывали наши предки.

Перенятые чувства хранятся в семейной системе, как в «банке информации», и позднее могут проявляться у их детей, внуков, а иногда даже правнуков. Человек не осознает природы этих чувств, он воспринимает их как свои собственные, так как часто просто вырастает в их «поле», впитывает с молоком матери. И только став взрослыми, мы начинаем подозревать, что здесь что-то не так. Многим подобные чувства знакомы, они посещают нас как бы спонтанно и не связаны с теми событиями, которые в данный момент вокруг нас происходят. Иногда интенсивность переживаемых нами чувств бывает столь велика, что мы осознаем неадекватность своей реакции, но часто, увы, ничего не можем «с собой» поделать. Мы говорим себе, что в следующий раз этого не повторится, но стоит ослабить контроль и все повторяется опять.

Психологу или психотерапевту, если он не прошел системной подготовки, тоже трудно понять природу перенятых чувств. А если не понимаешь причину проблемы, с ней можно работать годами. Многие клиенты, не видя результата, оставляют все как есть, подавляя чувство, но оно вновь появится уже у кого-то из их детей. И будет появляться вновь и вновь до тех пор, пока в семейной системе не будет найден источник и адресат перенятого чувства.

Например, у женщины в силу каких-то обстоятельств рано умер муж, и она грустит по нему, но открыто не проявляет своей грусти, так как думает, что это расстроит детей. Впоследствии это чувство может быть перенято кем-то из ее детей или внуков. И внучка этой женщины, время от времени испытывающая «беспричинную» грусть по отношению к своему мужу, может даже и не догадываться о ее истинной причине.

Еще одной темой, которая часто звучит в системной работе, являются противоречия между личностью и семьей (системой). Берт Хеллингер называет это работой с границами совести. Принято считать, что совесть является исключительно индивидуальным качеством. Но это не совсем так. На самом деле совесть формируется опытом предшествующих поколений (семьи, рода), а человеком, принадлежащим к семье или роду, только ощущается. Совесть воспроизводит в последующих поколениях те правила, которые раньше помогали семье выжить или чего-то достичь. Однако условия жизни быстро меняются, и современная действительность требует пересмотра старых правил: то, что помогало раньше, сегодня становится помехой.

Например, совесть многих российских семей хранит «рецепт выживания» во времена репрессий. Мы помним из истории, какая судьба постигла многих ярких и неординарных личностей. В те тяжелые годы, для того чтобы выжить, человек должен был не выделяться, быть таким, как все. Тогда это было оправданно и занесено в «банк памяти» семьи в качестве правила. И за его выполнением следит совесть. В наши дни тот же механизм продолжает действовать и приводит к тому, что человек не реализует себя как личность. Совесть слепо управляет нами при помощи чувств вины и невиновности, и человек из семьи, пережившей страх репрессий, будет испытывать необъяснимый дискомфорт (чувствовать себя виноватым), если он стремится реализовать себя. И наоборот, будет чувствовать себя комфортно, если не будет ни к чему стремиться. Таким образом, личностные устремления и совесть семьи вступают в противоречие. И если не учитывать прошлое семьи, трудно понять, почему так происходит.

Отдельно хотелось бы сказать, что Б. Хеллингер указывает доступный многим путь к духовному. Ведь освобождение от перенятых чувств равносильно окончанию борьбы в душе человека, и он начинает жить своей собственной жизнью, реализовывать свои собственные цели. А принятие чувства смирения и благодарности родителям, своей семье и роду обеспечивает надежный тыл и позволяет использовать накопленные родовые ресурсы и энергию для реализации этих целей, что многократно увеличивает наши шансы на успех. Это дает нам возможность исследовать новые горизонты жизни, приобретать новый опыт, открывать новые возможности. А в случае неудачи любящая нас семья обеспечивает нам «тихую гавань», где мы можем залечить раны и восстановить силы, чтобы вновь отправиться в плаванье по безбрежным просторам жизни.

Метод семейной расстановки позволяет как бы вернуться в прошлое и заново пережить те чувства, которые переживали наши предки. Он дает возможность беспристрастно взглянуть на происходившее, вернуть нашим предкам их достоинство и увидеть решение тех проблем, которые мы переживаем сейчас. Расстановки помогут Вам разобраться в отношениях с близкими людьми, улучшить их, избежать ошибок и, может быть, сделает вашу жизнь немного счастливее.

Михаил Бурняшев, к.п.н., семейный терапевт

Практикуя феноменологический подход, Хеллингер указывает на различные аспекты совести, которая выступает как "орган равновесия", с помощью которого мы способны почувствовать живем ли мы в согласии с нашей системой или нет.

Ключевые слова в семейной терапии Хеллингера - совесть и порядки. Совесть охраняет порядки совместной жизни в рамках личных отношений. Иметь спокойную совесть означает только одно: я уверен, что я еще принадлежу к моей системе. А "неспокойная совесть" означает риск, что мне больше не может быть позволено принадлежать к этой системе. Совесть реагирует не только на право принадлежности к системе, но и на равновесие между количеством того, что индивидуум отдал другим членам в своей системе, и тем, что он получил от них.

Каждая из этих функций совести руководствуется и осуществляется разными чувствами невиновности и вины. Хеллингер выделяет важный аспект совести - осознаваемую и неосознаваемую, бессознательную совесть. Когда мы следуем осознаваемой совести, то нарушаем правила скрытой совести и, несмотря на то, что согласно осознаваемой совести мы ощущаем себя невиновными, скрытая совесть наказывает подобное поведение, как будто мы все же виноваты.

Конфликт между этими двумя типами совести - основа всех семейных трагедий. Такой конфликт ведет к трагическим переплетениям, которые являются причиной серьезных болезней, несчастных случаев и самоубийств в семьях. Этот же конфликт приводит к целому ряду трагедий в отношениях между мужчиной и женщиной - например, когда отношения между партнерами разрушаются, несмотря на существующую между ними сильную взаимную любовь.

К этим выводам Хеллингер пришел не только благодаря использованию феноменологического метода, но и благодаря большому практическому опыту, полученному во время расстановок семей.

Удивительным фактом, полученным путем участия в расстановке, является тот факт, что создающееся силовое поле или "управляющая знающая Душа" находит такие решения, которые значительно превышают те, что мы могли бы выдумать сами. Их воздействие гораздо сильнее того, что мы могли бы достичь путем спланированных действий.

С точки зрения системной семейной терапии чувства, мысли, поступки человека определяются системой. Индивидуальные события определяются системой. Наши связи расширяются по нарастающим окружностям. На свет мы появляемся в небольшой группе - нашей родной семье - и это определяет наши отношения. Затем приходят другие системы и, в конце концов, наступает черед системы универсальной. В каждой из этих систем порядки действуют по-своему. К числу заданных нам условий, необходимых для хороших отношений между родителями и детьми, относятся следующие: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Привязанность - это первое базовое условие, чтобы отношения сложились. Первичная любовь, привязанность ребенка к родителям.

Сбалансированность "давать" и "брать".

Отношения между партнерами могут нормально развиваться, если я даю что-то тебе, ты в знак благодарности возвращаешь чуть больше, в свою очередь я тоже отдаю тебе немного больше, и так отношения развиваются циклически. Если я даю слишком много, а ты не можешь мне столько отдать, то отношения распадаются. Если я ничего не даю, то они тоже распадаются. Либо наоборот, ты слишком много даешь мне, а я не могу тебе столько вернуть, то отношения также распадаются.

Когда равновесие невозможно.

Это уравновешивание "давать" и "брать" возможно только между равными. Между родителями и детьми это выглядит по-другому. Дети не могут вернуть родителям ничего равноценного. Они бы и с удовольствием, но не могут. Здесь господствует такой разрыв между "брать" и "давать", ликвидировать который невозможно. Хотя родители и получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников, равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Дети всегда в долгу по отношению к родителям. Выход в том, чтобы дети передавали дальше полученное от родителей, причем в первую очередь своим детям, то есть следующему поколению. При этом ребенок заботится о своих родителях столько, сколько он считает нужным.

В качестве примера можно привести грузинскую притчу:

Мать - орлица вырастила трех птенцов и теперь готовит их к полету. Она спрашивает первого птенца: "Ты будешь обо мне заботиться?". "Да, мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я буду о тебе заботиться", - отвечает первый птенец. Та отпускает его, и он летит в пропасть. Такая же история и со вторым птенцом. Третий же отвечает: "Мама, ты так хорошо обо мне заботилась, что и я позабочусь о своих детях".

Компенсация в негативном.

Если кто-то причиняет мне зло, и я причиняю ему ровно столько же, то отношения заканчиваются. Библейское "око за око". Если же я причиню ему немного меньше, то этим воздается должное не только справедливости, но и любви. Евангелие: Если тебя ударили по щеке, подставь другую. Иногда, чтобы спасти отношения, сердиться бывает необходимо. Но здесь это значит - злиться с любовью, потому что человеку важны эти отношения.

Для того, чтобы отношения могли продолжаться, существует правило: в позитивном отношении из предосторожности возвращают чуть больше, в негативном из предосторожности - чуть меньше. Если родители делают детям что-то плохое, то дети не могут в качестве компенсации вернуть, сделать им зло. У ребенка нет на это права, что бы ни сделали родители. Для этого слишком велик разрыв.

Однако можно решить проблему на более высоком уровне. Мы можем преодолеть это слепое принуждение к уравновешиванию через плохое при помощи более высокого порядка, а именно - одним из порядков любви. Не просто любви, а более высокого порядка любви, в рамках которого мы признаем и собственную судьбу и судьбу другого, любимого человека, двумя разными независимыми друг от друга судьбами и покоряемся им обеим со смирением.

В процессе расстановки семьи Хеллингер восстанавливает равновесие, тот порядок, который был нарушен в системе. При этом он описывает существующие порядки:

1. Принадлежности . К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:

Ребенок и его братья и сестры;

Родители и их братья и сестры;

Бабушки и дедушки;

Иногда еще кто-то из прабабушек и прадедушек.

Кроме того, родительской системе могут принадлежать мертворожденные дети, не рожденные дети из-за выкидыша или аборта.

Обычно жертвы принадлежат системе насильника и наоборот.

Для того, чтобы удачно сложились личные отношения, должны быть выполнены три условия: привязанность, баланс между "давать" и "брать" и порядок.

Все, принадлежащие одному роду, обладают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Как только в системе появляется кто-то, кто говорит: "У меня больше прав принадлежать к этой системе, чем у тебя", он нарушает порядок и вносит в систему разлад. Если, к примеру, кто-то забывает рано умершую сестру или мертворожденного ребенка, а кто-то, как бы само собой, занимает место прежнего супруга и наивно исходит из того, что теперь у него больше прав на принадлежность, чем у того, кто освободил место, то он грешит против порядка. Потом это часто сказывается таким образом, что в одном или следующих поколений кто-то, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность.

Таким образом, принадлежность нарушается, если человека исключают из системы. Как это можно сделать? Можно сдать в психушку, написать отказ от родительских прав, развод, аборт, эмиграция, пропал без вести, потерян, умер и забыт.

Основная вина любой системы заключается в том, что она кого-то из системы исключает, хотя он имеет право к системе принадлежать, а правом на принадлежность обладают все указанные выше члены рода.

2. Закон целого числа . Любой отдельно взятый член системы чувствует себя целым и полным, если у всех тех, кто относится к его системе, к его роду, есть хорошее и почетное место в его душе и сердце, если там они сохраняют все свое достоинство. Здесь должны быть все. Тот, кто заботится лишь о своем "я" и своем узком индивидуальном счастье, чувствует себя неполным.

Классический пример, связан с моими пациентами из неполных семей. В Российской культуре принято, что после развода дети чаще всего остаются c матерью. При этом отец как бы исключается из системы, и часто мать пытается вычеркнуть его из сознания ребенка. В результате, когда ребенок вырастает, он мало что знает о родном отце, потерявшем право принадлежать его системе. Ситуация может еще и усугубляться тем, что отчим будет пытаться претендовать на место родного отца в душе ребенка. Обычно, такие дети скованы и не уверены в себе, слабовольны, пассивны, имеют трудности в общении с людьми. Ощущение от такого пациента, что у него мало энергии, чтобы чего-то добиваться в жизни, эта энергия должна была бы идти от родного отца и его рода, но она блокирована.

Отсюда задача психотерапии: найти человека, в отношении которого была совершена несправедливость, и восстановить ее, вернуть его в систему.

3. Закон приоритета более раннего . Бытие определяется временем. С помощью времени оно получает ранг и структуру. Кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Поэтому родители идут перед детьми, а рожденный первым - перед рожденным вторым. Первый партнер имеет преимущество перед вторым.

Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, к примеру, сын пытается искупить вину отца или быть лучшим мужем для мамы, то он считает себя вправе делать то, на что права не имеет, и на подобную самонадеянность этот человек часто неосознанно реагирует потребностью в крушении или гибели. Поскольку это происходит в основном из любви, это не осознается нами как вина. Подобные взаимосвязи всегда играют некую роль там, где есть плохой конец, когда кто-то, например, сходит с ума, совершает самоубийство или становится преступником.

Предположим, что мужчина и женщина потеряли своих первых партнеров и у обоих есть дети, а теперь они женятся, и дети остаются с ними в новом браке. Тогда любовь мужа к его детям не может идти через новую жену, а любовь жены к ее детям не может идти через этого мужа. В этом случае любовь к собственному ребенку от предыдущих отношений обладает приоритетом перед любовью к партнеру. Это очень важный принцип. Нельзя привязываться к этому как к догме, но многие нарушения в отношениях, когда родители живут с детьми от предыдущих браков, происходят оттого, что партнер начинает к детям ревновать, а это неоправданно. Приоритет у детей. Если этот порядок признается, то все в большинстве случаев складывается удачно.

Правильный порядок почти неосязаем, и его нельзя провозгласить. Это нечто иное, чем правило игры, которое можно изменить. Порядки неизменны. Для порядка не имеет никакого значения, как я себя веду. Он всегда остается на месте. Я не могу его сломать, сломать я могу только себя. Он устанавливается на долгий или недолгий срок, и подчиняться порядку - это очень смиренное исполнение. Это не ограничение. Это похоже на то, как будто вы входите в реку, и она несет вас. В этом случае есть еще определенная свобода действий. Это нечто другое, чем когда порядок провозглашается.

4. Иерархия семейных систем . Для систем субординация противоположна иерархическому порядку в развитых отношениях. Новая система обладает приоритетом перед старой. Когда человек создает семью, то его новая семья имеет приоритет перед родными семьями супругов. Так показывает опыт.

Если у мужа или жены в то время, как они состоят в браке, рождается ребенок от другого партнера, то он или она должны покинуть этот брак и съехаться с новым партнером, как бы тяжело для всех это ни было. Но это же событие можно рассматривать и как расширение существующей системы. Тогда хотя новая система и появляется последней и партнеры должны оставаться в ней, по рангу эта система стоит ниже, чем прежняя. Тогда, например, у прежней жены приоритет перед новой. Тем не менее, новая - сменяет прежнюю.

5. Родовая совесть . Как личная совесть следит за соблюдением условий привязанности, сбалансированности и порядка, так существует и родовая или групповая совесть, та инстанция, которая охраняет систему, стоит на службе у рода в целом, следит за тем, чтобы система оставалась в порядке или приходила в порядок, и мстит за нарушения порядка в системе. Действует она совершенно по-иному. В то время как индивидуальная совесть проявляется через чувства комфорта и дискомфорта, удовольствия и неудовольствия, родовая совесть не чувствуется. Поэтому и найти решение здесь помогают не чувства, а только узнавание через постижение.

Эта родовая совесть заботится о тех людях, которых мы исключили из своей души и своего сознания, либо потому, что хотим воспротивиться их судьбе, либо потому, что другие члены семьи или рода провинились перед ними, а вина не была названа и уж подавно не принята и не искуплена. А может быть потому, что им пришлось платить за то, что мы взяли и получили, не поблагодарив их за это или не отдав им за это должное.

6. Любовь и порядок . Много проблем возникает, потому что мы считаем, что можно взять верх над царящими в семействах порядками путем внутренних размышлений, усилий или любовью - например, так, как наставляет Нагорная проповедь. В самом деле, порядок является тем принципом, на котором все построено, и не позволяет заместить себя любовью.

Любовь - часть порядка. Порядок был установлен прежде любви, и любовь может развиваться только в рамках порядка. Порядок является первоначальным принципом. Каждый раз, когда человек пытается перевернуть эту очередность и изменить порядок с помощью любви, он терпит неудачу. Это неизбежно. Любовь вписывается в определенный порядок - туда, где она может развиваться, подобно тому, как семя попадает в почву - место, где оно может прорасти и развиться.

7. Интимная сфера . Ребенок не должен знать никаких интимных подробностей любовной связи родителей. Это не его дело, не касается оно и третьих лиц. Если один из партнеров рассказывает кому-либо о подробностях своей интимной жизни, то это нарушение доверия, ведущее к дурным последствиям. Прежде всего, к разрушению связи. Интимные подробности принадлежат только тем, кто входит в эту связь. Например, недопустимо, чтобы мужчина рассказывал своей второй жене интимные подробности связи с первой женой. Все, что принадлежит интимной связи между мужчиной и женщиной, должно оставаться тайной. Если родители рассказывают обо все своим детям, это оборачивается дурными последствиями для детей. Так, в случае развода ребенка ставят перед фактом, и причины его не касаются. Нельзя и заставлять ребенка выбирать, с кем из родителей ему жить. Это слишком тяжелый для него груз. Лучше, когда ребенок остается с тем из родителей, кто больше уважает партнера, так как эту любовь он сможет передать ребенку.

Если у матери был аборт, то дети ничего не должны об этом знать. Это часть интимной связи родителей. Что касается терапевта, то ему тоже нужно рассказывать только то, что не роняло бы достоинство партнера. Иначе связь разрушится.

8. Баланс . Система стремится выровнять баланс: первыми стремятся выровнять его дети. Они стремятся защитить или начинают болеть. Болезнь часто представляет исключенного члена семьи.

Когда плохо выравнивается баланс, мы понимаем, куда девается любовь: любовь уходит, и она направлена на другой объект.

9. Инцест . Например, жена не простилась с первым партнером в душе, поэтому муж одинок. Тогда дочь говорит: я так люблю тебя, что заменю тебе маму. Происходит инцест. Если пациент жалуется на отца или мать, то сначала нужно восстановить в его глазах фигуру родителя.

У члена семьи есть три возможности любовью выровнять баланс:

1. Я тебя так люблю, что ухожу за тобой.
Так, клиентка с бронхиальной астмой рассказывала, что ей было три года, когда ее отец заболел сначала гриппом, потом пневмонией и, в конце концов, умер от пневмонии. После чего она также заболела гриппом и пневмонией и попала в реанимацию с приступом бронхиальной астмы.

2. Я тебя так люблю, что ухожу вместо тебя. Лучше я чем, ты.
Например, дочь не может принять мысль о том, что ее мама скоро умрет и умирает сама раньше матери.

3. Я тебя так люблю, что искуплю твою вину.
Родовая совесть стремится восстановить баланс, заботясь о тех, кто был исключен из системы, о непонятых и забытых, о тех, кому не отдали должное, и о тех, кто мертв.

Если кто-то, кто принадлежит системе, или кто-то, кто должен ей принадлежать, по каким-то причинная исключен из нее, если ему отказано в праве на принадлежность, так как другие его презирают или не хотят признавать, что он дал место появившимся позже или что они ему еще чем-то обязаны, то родовая совесть выбирает себе кого-то невиновного из рожденных позже, который под ее нажимом путем идентификации этому человеку подражает, причем подражает добросовестно. Он не выбирал себе это, он не замечает этого, и он не может сопротивляться. Он реанимирует, таким образом, чужую судьбу, судьбу того, кто был исключен, и еще раз проигрывает эту судьбу со всей ее виной, невиновностью и несчастьем, со всеми чувствами и всем, что сюда относится.

Другая ситуация, которая становится основной причиной нарушений на индивидуальном уровне, это "прерванное движение к…". Это ситуация, в которой человек в детском возрасте был остановлен в своем движении к какому-то лицу (чаще всего это мать). Это может быть связано с пребыванием в больнице или с разлукой, обусловленной другими причинами, либо с событиями, которые были связаны с сильным чувством отверженности.

И когда, будучи уже взрослым, этот человек идет к кому-то, то есть находится в "движении к…", в нем в какой-то момент поднимаются воспоминания о той ситуации, пусть просто как телесное воспоминание, но реагирует он теми чувствами и симптомами, как в детстве. Например, бронхиальная астма часто является проявлением прерванного движения к матери, и когда у астматика появляется угроза потери близкого человека, часто это возлюбленный (возлюбленная), то он реагирует сильным приступом бронхиальной астмы и попадает в реанимацию.

Это может быть также головная боль, судороги или принятие себе во вред важных решений (например: "Я никогда больше не проявлю слабость", или "Это все равно не поможет"). Вместо того чтобы продолжить "движение к…", пока оно не приведет к цели, человек отходит назад и начинает движение по кругу, пока не возвратится к тому же самому месту. В этом и есть тайна невроза. Когда такой человек уходит в чувства, у него появляется голос ребенка, и тогда можно спросить, сколько лет этому голосу. Обычно это ранняя неосознаваемая травма.

Решение здесь в том, чтобы этот человек снова стал тем ребенком, и уже, будучи тем ребенком, завершил прерванное тогда "движение к…". В этот момент клиент приобретает решающе новый опыт, и ему намного легче удаются последующие "движения к…".

Наилучшим образом эти, и многие другие темы, рассматриваются и разрешаются при практическом участии в системно-семейных расстановках по Хелингеру.

Литература:

Б. Хеллингер. Порядки Любви. Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. М., Издательство Института Психотерапии, 2001г.

Б.Хеллингер. Порядки Любви. Как жизнь и любовь удаются вместе. Институт Консультирования и системных решений, 2007г.

Статья подготовлена по материалам, найденным в свободном доступе в сети Интернет.