Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр Пальчиковая гимнастика в детском саду с предметами

Давно известно насколько важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что движения пальцев и кистей рук оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребёнка.

Предложенные игры и упражнения с различными предметами можно проводить с детьми как индивидуально, так и использовать, как элемент группового занятия.

Все описанные упражнения просты в технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Использование упражнений с предметами оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического напряжения.

Пальчиковая гимнастика с трёхгранными карандашами.

Для выполнения упражнений необходимы незаточенные трехгранные карандаши, валик.

Упражнение №1 «Ходули»

С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:

Человечек не скучает,

По тропиночке шагает,

Он к болоту подошел

И по кочкам всем прошел.

(можно предложить нарисованную дорожку. См. ниже)

Упражнение №2 «Перехваты»

Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук

Словно ловкими жучками,

Пальчиками, как крючками,

Перехватим карандаш.

Упражнение №3 «Дудочка»

Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т.д.

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Упражнение №4 «Согреваем ладошки»

Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от 6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик. Повторить несколько раз.

Катать валик или карандаш:

  1. по столу ладонями;
  2. по столу подушечками пальцев;
  3. между ладошек:

Карандаш, в руках катаем

И ладошки согреваем.

Очень быстро мы катаем,

Никогда не замерзаем.

Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.

Упражнение №5 «Собираем брёвнышки»

Поднять со стола карандаш или счетную палочку: большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем

Братья помогают папе,

Старший братик и меньшой,

Очень ловко и умело,

Поднимают груз большой.

  1. одними и теми же пальцами разных рук;
  2. одной рукой за два конца (счётные палочки).

Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.

Упражнение №6 «Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек

Грузовик привез дрова,

Соберем их со двора.

Повторить упражнение второй рукой.

Упражнение №7 «Дятел»

Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным

Дятел, дятел постучи.

Где сидишь ты? Покажи

Упражнение №8 «Точилка»

Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:

Мы точилочку берем,

Карандаш в нее кладем.

Будет острым наш

Синий карандаш.

Упражнение №9 «Колодец»

Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;

Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись - игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:

Ровно брёвнышки кладём,

Мы колодец соберём,

Чтоб была у нас всегда.

Очень чистая вода.

Или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.

Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним и т.д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –«маятник»

взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать его раскачивать - «качели»;

Упражнение №11 «Учусь правильно писать»

  1. покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4 лет);
  2. положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки, не помогая себе другой;
  3. взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5, затем:

а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;

б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами

Учусь я карандаш держать,

Чтоб буквы правильно писать.

Упражнение № 12 «Гусеница»

Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:

Гусеница вверх и вниз ползет -

С веточки не упадет.

  1. постучать по карандашу поочередно указательным
    большим и средним пальцами;
  2. подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;

Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего

двумя руками одновременно.

Пальчиковая гимнастика со шнурком.

Для выполнения упражнений необходимо подготовить шнурки, цветные веревочки различной длины, карандаши.

Упражнение №1 «Узелки»

Предложить ребенку:

  1. перехватить несколько раз веревочку за узлы;
  2. показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.

Упражнение №2 «Змейка»

Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого и
указательного пальцев, большого и среднего и т.д.:

Вот сегодняшний урок:

У меня в руках шнурок.

Змейкой извивается,

Вперед ползти пытается.

Упражнение №3 «Накрути»

Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на
катушку.

Упражнение №4 «Паучок»

Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем снизу другого пальчика):

Паучок пошел гулять,

Паутинку заплетать.

Хочет он поймать туда

И букашку, и жука.

Так же детям очень нравится выкладывать из шнурочков различные узоры и фигуры, например:


Анастасия Вербицкая
Пальчиковая гимнастика

Вашему вниманию представляется презентация-результаты моей работы на тему : Пальчиковая гимнастика как основополагающий фактор развития дошкольников (слайд 1) .

Пальчиковая гимнастика для дошкольников играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка. Итак, очевидны Преимущества использования пальчиковой гимнастики (слайд 2) :

Помогает развивать речь.

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.

Снимает тревожность.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

Использование пальчиковой методики в работе воспитателя (слайд 3) предполагает реализацию следующей цели работы : Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений Задачи : Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры ; Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр , упражнений для детей дошкольного возраста. Ожидаемый результат : Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; Формирование речевых навыков у детей младшего возраста; Интеллектуальное развитие детей; Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

"Пальчиковые игры " - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев . Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Пальчиковые игры – это основа развития мелкой моторики и речи. Использование мелкой моторики в различных видах деятельности (слайд 4)

Итак, Наши дети (слайд 5)

Используемые в работе пальчиковые игры и методики (слайд 6)

Пальчиковые игры на основе сказок;

Пальчиковые игры с предметами ;

Активные игры со стихотворным сопровождением;

Игры манипуляции;

Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

Развитие графической моторики

Пальчиковый кукольный театр (слайд 7) - это набор фигурок различных персонажей, одевающихся на пальчики .

Цель игры :

1. Знакомство с русским народным творчеством;

2. Развитие эмоционального мира ребенка;

3. Формирование коммуникативных навыков;

4. Знакомство с элементарными математическими понятиями;

5. Создавая положительный эмоциональный фон игры с фигурками-героями сказки, способствовать развитию у ребенка чувства эмпатии (сопереживания) .

С детьми были проведены развивающие дидактические игры со сказочными героями (слайд 8,9) Развивающие игры с пальчиковым театром «Репка» Изготовлены фигурки кукольного театра самостоятельно, вырезаны из бумаги.

Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции : органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов) . Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Как же рука изучает, обследует предметы? Пальчиковые игры с использованием предметов позволяют (слайд 10) :

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов : вес, особенности поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев .

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами . Пальчиковые игры с использованием предметов (слайд 11) .

Вид пальчиковых игр – игры- манипуляции (слайд 12) . Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки» , «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик , где ты был?» , «Мы делили апельсин» , «Этот пальчик хочет спать » , «Этот пальчик – дедушка » «Этот пальчик хочет спать… » , «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.» , «Пальчики пошли гулять… » - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик . и т. п.) Пальчиковые игры –манипуляции , проведенные с детьми (слайд 13)

Система дидактических игр «Веселые шнурочки» направлена на работу с детьми по трем направлениям : ребенок и окружающий мир, формирование элементарных математических представлений, развитие речи и фонематического слуха.

Так, система дидактических игр «Веселые шнурочки» способствует (слайд 14) :

Развитию познавательных способностей – в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленяются на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. На это направлены следующие игры «Посчитай – ка!» , «Кому, что нужно для работы?» , «С какого дерева лист?» , «Уточним цвет предмета»

Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности. Это происходит в играх «Неразлучные друзья» , «Чей малыш?» , «Кто, где живет?» и другие.

- развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь («Наоборот» , «Угости зверюшек» и др.) ; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка («Соедини два предмета, которые начинаются с одного звука» , «Подбери картинку к схеме» ) (слайд 15)

Очень важно сочетать пальчиковую гимнастику и физкультминутку (слайд 16)

Самомассаж – это массаж выполняемый самим ребенком (подростком, взрослым) . Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа : с использованием массажного мяча и других атрибутов (слайд 17) .

С детьми очень часто проводится методика Открытая деятельность «Мы строим новый дом» (слайд 18)

Методика СУХОЙ БАССЕЙН (слайд 19) Для этого берется коробка или миска (приблизительно 25 см в диаметре и высотой 12-15 см) и заполняется на 8 см, например, промытым и высушенным горохом, фасолью. Выполняются различные упражнения, руки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения- координированными.

Такой самомассаж способствует нормализации мышечного тонуса, стимуляции тактильных ощущений, увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук , формированию произвольных, координированных движений. Самомассаж в «сухом бассейне» сопровождается стихотворным текстом.

Предлагаем ребенку опустить кисти в коробку, помешать горох, сжимать-разжимать пальцы рук внутри «бассейна» .

В миску насыпали горох и пальцы запустили ,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили .

«Месим тесто» . Предлагаем ребенку опустить кисти в «бассейн» и «месить тесто» для пирожков или булочек.

Месим, месим тесто, есть в печи место.

Будут, будут из печи булочки и калачи.

«Зарядка» . Предлагаем ребенку чередовать движения пальцев рук внутри «бассейна» : сжимать кулачки, затем широко расставлять пальцы в стороны .

Пальцы делают зарядку , чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

«Найди игрушку» . Игрушки из киндер-сюрпризов «закопать» в «бассейне» , предложить ребенку найти их и назвать. Вариация – делать то же самое с закрытыми глазами, предварительно рассмотрев эти фигурки.

В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Проведение пальчиковой методики «Сухой бассейн» с использованием гороха (слайд 20)

Пальчиковая игра Рыбалка (слайд 21)

Цель : развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.

«Мы с тобой рыбаки. Наши руки помогут нам выловить.

Какую "рыбку" ты выловил : большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?

Какого цвета твоя "рыбка"?

Она легкая или тяжелая?

Теплая или холодная?

Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

Использование предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики (слайд 22)

Одним из видов пальчиковых игр с предметами являются игры с прищепками. Они очень нравятся детям. Примеров как играть с прищепками большое количество от простого составления забора и собирания из них фигурок животных до разыгрывания сценок (слайд 23) .

Регулярно с детьми проводятся различные пальчиковые игры (слайд 24) и упражнения (изобразить домик, котика, лошадку и т. д.)

Развитие графической моторики, работа пальцев с карандашом (слайд 25)

Графические упражнения, цветовая ассоциация (слайд 26)

Освоение предметного материала (на примере сказки «Кошкин дом» ) (слайд 27)

Шнуровки как способ улучшения мелкой моторики (слайд 28)

Вывод : (слайд 29) Реализация пальчиковой игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии :

включение игр в разные режимные моменты;

учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей;

методически грамотного руководства игровой деятельностью детей;

закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.

Результатом реализации проекта стало (слайд 30) :

Освоение детьми комплекса пальчиковой гимнастики и упражнений для обыгрывания сказок и потешек;

Повышение уровня сформированности мелкой моторики рук;

Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей дошкольного возраста

Спасибо за внимание! (слайд 31)

Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков. Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша. И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.

Суть и формы

Это интересно. О значении простейших движений руками на мозговую деятельность первыми заговорили китайцы. И было это во II веке до нашей эры.

О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша. И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев - это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:

  • разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
  • со всеми видами внимания;
  • восприятием оптико-пространственного характера;
  • детским воображением;
  • наблюдательностью;
  • двигательной, а также зрительной памятью;
  • речью.

С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.

Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика. Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани. К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры - это:

  • прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
  • полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
  • тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).

Это интересно. Некоторые учёные, занимающиеся особенностями и стратегиями раннего развития детей, считают, что чем больше умеет рука, тем более интеллектуально развит её обладатель.

Формы пальчиковых игр

Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:

  • игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
  • театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
  • физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).

Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.

Цели и задачи

Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:

  • речевое развитие;
  • формирование правильного произношения звуков;
  • тренировка умения чётко и быстро говорить;
  • работа над совершенствованием координации движений;
  • развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
  • способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.

Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:

  • развитие речи;
  • отработка математических навыков;
  • запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
  • заучивание рифмовок;
  • гимнастика с окружающими предметами.

Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников

В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:

  • работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
  • движения пальцев по телу или по столу;
  • построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.

Отдельно можно выделить:

  • игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
  • сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
  • стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).

Как работать с упражнением-игрой?

Порядок работы над любой игрой одинаков:

  1. Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
  2. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
  3. Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
  4. К движениям добавляются слова.

Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.

Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики - памятка родителям

Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка. И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х - 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет. В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада. И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.

Классические примеры пальчиковых упражнений

Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик» В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседают Эта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминутке Детям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых «Сорока-Ворона» – это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапуза Для игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони

Игры на развитие мышечного скелета рук

Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).

Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.

Апельсин

Мы делили апельсин

(зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой)
Много нас, а он - один,
Эта долька - для ежа

(на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!

(встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились)

Это упражнение можно выполнять с мячиком.

Мы купили в магазине

(руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы

(правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.

(левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).

Стих про дом

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)

Пальчиковая семья

Этот пальчик большой –

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой - брат старшой.

Вслед за ним сестрёнка –

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

(поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно)

Друзья - садоводы

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл.

(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает,

(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!

(Отгибаем мизинчик)

Мы капусту рубим

Мы капусту рубим, рубим,

(машем руками, будто ножом)

Мы капусту жмём, жмём,

(кулачки сжимаем-разжимаем)
Мы капусту солим, солим,

(пальчики потираем друг о дружку – «солим»)

Мы морковку трём, трём.

(кулачком одной руки трём по ладони другой руки)

Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками).

Точим нож!

Точим, точим,

Точим нож!

Будет очень он хорош.

(ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки)

Будет резать он припасы:

(«режем» каждым пальчиком руки)

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

Приготовили обед

Сели как-то мы обедать

И позвали в дом соседей.

(руками зазываем гостей)

Скатерть белую накрыли,

(руки перед собой, развести их в стороны)

Вилки ложки разложили,

Хлеб нарезали и сыр,

Приготовили гарнир.

(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)

(вращательные движения кистями рук)

А из фарша всем котлеты

Жарили мы без диеты.

(лепка котлет)

Посолили, поперчили,

Замесили (имитация движений)

Не забыли лук сердитый положить

И скорее все закрыть.

Наготовились, устали,

Печь пирожное не стали.

(вытереть лоб рукой)

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землёй корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Посуда

Раз, два, три, четыре,

(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так мы маме помогали!

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Если подключить к упражнению элементарные математические знания, то игра приобретёт ещё и образовательное значение - малыш закрепит навык счёта до 10.

Кошка и котята

У кошечки нашей есть 10 котят

Сейчас все котята по парам стоят:

(ладошки смотрят друг на друга)

Два толстых,

(соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)

Два ловких,

(соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два длинных,

(соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два хитрых,

(соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)

Два маленьких самых

И самых красивых.

(соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)

Осенние листья

Будем листья собирать.

(загибаем поочерёдно пальчики)

Листья берёзы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.

(«шагаем» пальчиками по коленям)

Осенний букет

Пошли пальчики гулять,

(пробежать пальчиками по коленкам)

Стали листья собирать:

Красный листик, жёлтый листик,

(поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому пальцу)

Один, два, три, четыре, пять!

(поочерёдно загибаем пальчики на руке)

Сколько листиков собрали?

(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)

С листьями осенними будем мы играть,

С листьями осенними будем танцевать.

Планеты

(считаем и загибаем пальчики)

На луне жил звездочёт –

Он планетам вёл учёт:

Меркурий - раз,

Венера - два,

Три - Земля,

четыре - Марс,

Пять Юпитер,

шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Кто не видит - выйди вон!

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).

Одежда

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки).

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку).

Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет

Игры на движение пальцев по столу

Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.

Новые кроссовки

(загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с больших)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки.

(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами).

Новые кроссовки.

Пирог

Падал снег на порог.

(Дети два раза медленно опускают ладони на стол).

Кот слепил себе пирог.

(Показывают, как лепят пирог.)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утёк.

(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу).

Пирожки себе пеки

(Опять показывают, как пекут пирог.)

Не из снега - из муки.

На ёлке

Мы на ёлке веселились,

(Ритмичные хлопки в ладоши).

И плясали, и резвились,

(Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз

(Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.

Нам подарки преподнёс

Дал большущие пакеты,

(«Рисуют» руками большой круг).

В них же - вкусные предметы:

(Делают ритмичные хлопки).

Конфеты в бумажках синих,

(Згибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).

Орешки рядом с ними,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев

Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.

Деревья

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растёт осинка.

(показывают указательный палец, остальные - сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

Пчёлок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем - пчёлы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб: указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц).

Птенчики в гнезде

Улетела птица-мать

Малышам жуков искать.

(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).

Ждут малютки-птенцы

Мамины гостинцы.

Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».

(Шевеление пальцев правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

Скворечник

Скворец в скворечнике живёт

(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).

И песню звонкую поёт.

(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).

Видео: Пальчиковый цирк

Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке

Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий

Упражнения с атрибутикой

Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать

  • вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
  • кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
  • разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.

Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.

«Зарядка»

Инструкция:

  1. Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках – «ножках».
  2. Второй и пятый пальчики – «ручки».
  3. Большой палец прижимаем к ладошке.
  4. На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
  5. Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
  6. Выполняем движения вверх-вниз «руками».

«Большая семья»

Инструкция:

  1. На каждый пальчик надеваем по резиночке.
  2. Определяем, кто есть кто (средний палец - папа, указательный мама, безымянный и мизинец - дети, большой - бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
  3. Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.

Упражнения с предметами

Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.

«Кружевница»

Инструкция:

  1. Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
  2. Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
  3. Раскрываем салфетку - дырочки создают эффект кружева.

«Радужный коврик»

Инструкция:

  1. Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
  2. Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.
  • составление фигур (например, геометрических) из спичек;
  • выкладывание различных узоров маленькими камешками;
  • выполнение шнуровок и т.д.

Fingerplays на английском языке

Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.

(указательный и большой палец одной руки надо соединить в кольцо)
And there’s a ball

(теперь делаем то же самое движение на другой руке)
A great big ball I see

(поднимаем обе руки вверх, чтобы пальцы одной руки дотронулись до пальцев другой руки, изображая большой шар)
Now let’s count them -
One, Two, Three

(по очереди делаем каждое из движений, описанных выше)

Cat and Mice

Инструкция:

  1. Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
  2. Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
  3. Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
  4. Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
  5. Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
  6. Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).

Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском - переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.

Hickory, dickory, dock

Инструкция:

  1. Из солёного теста делаем циферблат часов.
  2. Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.

Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»

Пальчиковая гимнастика для дошкольников - это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным. Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются. Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель - развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети…. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном , особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Уже в первые месяцы младенец оживляется, кода видит мать или близкого ему человека, яркую игрушку, выражая свою радость движениями ручек и ножек, а также гулением («воркованием»). В 3-4 месяца у малыша возникает потребность в общении со взрослым. Он ищет его взглядом, улыбается, произносит звуки. К 6-и месячному возрасту, ребенок начинает произносить слоги – лепечет, а к 10 месяцам - повторять не только отдельные слоги, но и простые слова из отдельных слогов.

Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус».

Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.

В результате к году ребенок накопит пассивный словарь, - слова, которые он не может еще говорить сам, но понимает, когда их произносят окружающие. Поэтому задача взрослых – как можно больше говорить, озвучивая и называя маленькому человеку предметы, которые находятся вокруг него, и происходящие действия.

Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.

Конечно же, потребуются разные игрушки, пособия, книжки.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы :

I группа. Упражнения для кистей рук

Развивают подражательную способность;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

Развивают точную координацию движений;

Учат сгибать и разгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

Графические упражнения: штриховка картинки, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:

Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:

  • «Массаж подушечек пальцев рук»
  • «Массаж фаланг пальцев»
  • «Массаж прижимающий»
  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Самомассаж горохом»
  • «Горох и фасоль»
  • «Колечки»
  • «Гладь мои ладошки, ёж»

Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:

  • «Цепочки»
  • «Ножки»
  • «Соединение одноимённых пальцев»
  • «Пианист»
  • «Пальчики кивают»
  • «Горошки»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Пальцеход»
  • «Колодец»

Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:

  • «Ладонь – кулак»
  • «Поочерёдное соединение всех пальцев»
  • «Ножки»

Упражнения с различными предметам (требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):

  • «Упражнение с мячом-ёжиком»
  • «Упражнение с прищепками»
  • «Упражнение с эспандерами»
  • «Упражнение со стопором»
  • «Упражнение с пробками»
  • «Узловка»
  • «Упражнение с чётками»
  • «Упражнение с бусами»
  • «Упражнение со счётными палочками»
  • «Пальцеход»
  • «Комканье платка»
  • «Колодец»
  • «Горох и фасоль»
  • «Все узлы переберу»
  • «Мне дала синичка хрупкое яичко»
  • «Волшебные орешки»
  • «Будь сильней моя рука»

Гимнастика для пальцев:

  • «Щелчки»
  • «Потягивание за кончики пальцев»

Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

В раннем детском возрасте, когда только формируется способность говорить, существует некоторая взаимозависимость развития речи и моторики рук. Есть специальный комплекс упражнений для тренировки моторики. Называется он – пальчиковая гимнастика с карандашом. Каждое упражнение сопровождается своим стихотворением. Малыши, с которыми проводят подобные занятия, как правило, начинают раньше говорить. Доказано, что все полезные привычки проще формировать в самом раннем возрасте. Это так же касается и различных видов гимнастики.

Простые упражнения

Развивать моторику пальцев лучше, делая упражнения от самых простых до более сложных. Вместо карандаша можно использовать ручку. Желательно, чтобы предмет не был гладкий, а имел грани и выпуклости. Нужно быть осторожным, ведь острым карандашом или ручкой можно пораниться.

«Утюжок»

Ручку кладут на стол. Ее нужно «погладить» по очереди обеими руками. После – покатать по поверхности стола. В процессе проговаривают стихотворение, например:

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу.

«Мотор»

Ладони нужно сомкнуть пальцами вперед. Карандашик размещают вертикально и передвигают, перемещая ладони взад-вперед, меняя темп. При этом говорят:

Заведи мотор скорей,

И ладошки разогрей,

Разгоняйся все быстрей,

Сил, дружок мой, не жалей.

Скорость после замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

«Скалка»

Ладошки соединяют как в предыдущем примере, но так, что бы правая рука (или левая, если ребенок левша) была сверху. Карандаш нужно разместить горизонтально и перемещать взад-вперед с помощью только верхней ладошки.

Пироги печем исправно.

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатает,

Мама в печь его поставит.

Более сложные упражнения

«Дудочка»

Суть в том, что нужно поиграть на карандаше как на дудке. Упражнение усложняют разными комбинациями нажатий и вариациями темпа. При этом проговаривают стихотворение, либо поют. Вот пример стихов:

Запоем мы песню звонко

Дудочка играет громко,

Пальчики у нас быстры!

А ребята все бодры.

«Подъемный кран»

Ручку, которая лежит на столе, нужно по очереди поднимать с помощью разных комбинаций пальцев. Вначале большим и указательным, затем большим и средним, а после – большим и безымянным. Важно проработать обе руки.

Вот какой у Оли кран!

Настоящий великан!

Кран подъемный царь на стройке!

Самый сильный и самый стойкий!

«Качалочка»

Карандаш прокатывают между пальцев. Нужно стараться его не уронить.

Качалочка качает

А пальчики гуляют

«Ладошка»

Нужно обрисовать контуры ладошки, которую предварительно кладут на стол. Особое внимание стоит уделить межпальцевой зоне, слегка ее промассировав.

Вот устали все ладошки

Ну а я их нарисую

И рисунком полюбуюсь

А руки отдохнут немножко

«Догонялочки»

Ручку вращают вокруг своей оси с помощью пальцев обеих рук. Пальчики должны «догонять» друг друга.

Карандаш я догоню,

И мизинчик подгоню,

Все пальчики бегут вперед,

Ни один не отстает!

Польза

Традиционные занятия с карандашом – не только развивают способность двигаться. Проговаривание стихов, постановка разных рифмованных историй прекрасно развивают логику, внимание, воображение. Так же, подобные игры сызмалу прививают правильную культуру речи. Ребенку проще понять и запомнить, что такое «вверх», «вниз», «вправо», «влево».

Такие игры — прекрасный досуг. Они развивают способности к творчеству, тренируют память, готовят руку к письму. Немаловажно, что занятия поднимают настроение, стабилизируют психологический фон и закрепляют положительный настрой на последующие школьные занятия.

Стоит заметить, что подобные тренировки полезны не только для детей. Взрослым полезно делать гимнастику рук. Особенно тем, кто с 9-ти до 6-ти закрыт в офисе. Ведь упражнения стимулируют нервные окончания, дарят бодрость, помогают отвлечься от рутины.

Естественно, их специфика для взрослых отличается. Вот некоторые примеры:

  1. Самомассаж ладоней. Раскатываем ребристый карандаш между ладоням.
  2. Самомассаж подушечек пальцев. На подушечки пальцев нужно положить ручку так, что бы большой палец придерживал ее и был противопоставлен остальным четырем. С помощью большого пальца нужно перемещать ручку, слегка нажимая.

Тело человека – это хрупкий и одновременно сложный механизм, который потрясает способность обучаться и делать сложную работу. Пальчиковая гимнастика может дать навыки, которые пригодятся в учебе и будущей работе. Кроме занятий со стишками можно обучать ребенка рукоделию, компьютерному набору, занимать его играми и работой, которая требует точных движений руками и пальцами в частности.