Лечение травм после аварий и дтп. Как справиться со стрессом после ДТП: советы психологов

Размытая дорога, гололед, обычная невнимательность со стороны водителя или пешехода способна спровоцировать аварию на дороге. Хорошо, когда все заканчивается благополучно: минимальные ушибы, целостность машины. А если погибает человек…близкий человек?

ДТП «Я отделался лишь испугом»

Зачастую, люди, попавшие в аварию на дороге, долгое время не могут психологически успокоиться от пережитого потрясения. Походы по психологам, боязнь дорог, автомобилей. Иногда, пострадавшие долгое время избегают транспорт и дороги, где их великое множество. Как пережить такое? Со временем помощь со стороны психолога и поддержка близких поможет избавиться от страха проезжей части. Нужно успокоиться, выдохнуть и понять, что случившееся не отобрало ни твоей жизни, ни жизни других людей. С пониманием, что все закончилось хорошо, придет и успокоение.
Зачастую стресс при небольшой аварии проходит быстро, и лихачи вновь садятся за руль, а пешеходы без страха, но с оглядкой пересекают дорогу.
В случае частичной потери равновесия в результате осложнений после ДТП, отличным помощником станут инвалидные ходунки . С ними станет проще передвигаться и нормально функционировать.
Пути обретения психологического успокоения:
1. Перестать себя винить;
2. Радоваться, что все закончилось благополучно;
3. Обещание себе впредь избегать аварийных ситуаций;
4. Твердая уверенность в счастливом «завтра» и в том, что инцидент с ДТП больше не повторится.
5. Твердая и постоянная поддержка со стороны близких людей. Это самый главный путь к преодолению стресса, испуга от ДТП.

ДТП «Я ПОТЕРЯЛА РОДНОГО ЧЕЛОВЕКА»

Душевного восстановления при потере в ДТП добиться непросто даже самому сильному человеку. Особенно если это водитель, чей пассажир погиб. Зачастую чувство вины за смерть поглощает человека и убивает его. Итог: суицид или психологические отклонения. С таким очень сложно справиться, если ты один и рядом нет поддержки.
Тяжело и пережить смерть близкого в автомобильной аварии, независимо от статуса его в вашей жизни. Здесь нужна помощь квалифицированных специалистов в лице психологов, поддержка близких и родных, а также собственное стремление к душевному успокоению.
Виновниками ДТП всегда являются сами люди. Поэтому, чтобы не переживать психологически, не винить себя, стоит помнить, что лучше приехать в 21:00 домой, чем поторопиться на час раньше, и не приехать вовсе…

На автомобильный транспорт приходится львиная доля аварий - до 80%, согласно мировой статистики. Среди водителей принято обсуждать сложность ремонта, ущерб и юридические аспекты (кто виноват, как вести себя на суде) аварии. И при этом забывают о психологических травмах. А зря. Ведь даже мелкая авария может существенно повлиять на водителя - многие после ДТП панически боятся не только садиться за руль, но даже ездить в качестве пассажира. Кроме того, такая травма может привести к проблемам в семейной жизни и работе.

«Сегодня » с помощью специалистов центра контраварийной подготовки «Корда Профи» и центра практической психологии «Имаго» выяснила, как пережить стресс с минимальными потерями.

СИНДРОМ ФРОНТОВИКА

В литературе по психиатрии часто используют словосочетание «афганский синдром» (впервые оно стало фигурировать после обследования ветеранов войны в Афганистане). Оно означает постоянное чувство угрозы для жизни, страх смерти, боли, излишняя подозрительность, навязчивые идеи. Медицинское название - посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Несмотря на то, что водители, попавшие в ДТП, в подавляющем большинстве случаев никогда не были на войне, очень часто они испытывают свойственные военным синдромы. «После аварии прошел уже год, а я когда сажусь за руль, ощущаю спиной и затылком опасность, даже когда на дорога пустая. Я прямо чувствую, что вот-вот снова попаду в ДТП», - делится своей проблемой водитель Алексей М. из Киева.

Такого рода расстройство, если не обратиться за помощью к психологу, может привести к серьезным проблемам. Так, психотерапевт Татьяна Назаренко рассказала про пациента, который дошел до того, что стал бояться садиться в транспорт вообще. При этом стал раздражительным и агрессивным, что привело к проблемам в семье. Другой пациент стал излишне суеверным и испортил отношения с близкими людьми - ему казалось, что его сглазили завистники.

«Часто стресс пытаются лечить водкой или таблетками. Буквально за год такой «терапии» к ПТРС прибавится зависимость и проблемы со здоровьем», - говорит эксперт.

Во-первых, ни в коем случае нельзя долго корить себя за аварию - вы действовали согласно тем знаниям и навыкам, что у вас были на тот момент. Во-вторых, нужно осознать, что страх - естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. И если человек уже побывал в ДТП, когда угроза его жизни и/или здоровью (в том числе и психическому) была ощутима, то организм как бы пытается не допустить ее повторения. И перед водителем стоит задача уговорить самого себя в том, что в случае повторения аварийной ситуации вы сможете выйти из нее. Для этого нужно прокрутить несколько раз ее в голове (рассматривая ситуацию со стороны так, как будто смотрите видеозапись), а затем обсудить с опытным водителем либо инструктором одного из центров повышения квалификации водителей. Это позволит понять, каких навыков управления авто не хватило, изучить их на закрытой площадке (где бояться нечего) и отработать до автоматизма - чтобы при возникновении опасности сработал условный рефлекс.

ОГРАДИТЕСЬ ОТ КРИТИКИ

Попавшим в ДТП водителям-новичкам (особенно женщинам) очень часто близкие, сами того не осознавая, прививают комплексы - говорят обидные слова либо демотивируют фразами вроде «я же говорил», «тебе еще рано», «не твое» и тому подобное (в том числе с использованием ненормативной лексики). Такого рода информационная обработка, пусть и из лучших побуждений, способна ввергнуть человека в депрессию. Кроме того, она опасна в том случае, если водитель все-таки рискнет сесть за руль, сказанные фразы способны настроить на новую аварию. Поэтому лучше сразу договориться с родственниками и друзьями не обсуждать эту тему. А если в ДТП побывал кто-то из ваших близких, окажите ему максимальную психологическую поддержку. Ведь, по словам опрошенных нами экспертов, чем быстрее после аварии человек снова начинает водить, тем легче ему избавиться от страха снова попасть в аварию.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПОСЛЕ ДТП: 5 СОВЕТОВ

1. Отдохните. Даже если ДТП незначительное (мелкие царапины), лучше в этот день не планировать поездок, а передохнуть. Даже при мелкой аварии у человека выделяется адреналин и нужно дать организму время прийти в норму.

2. Настрой. Что ни делается - то к лучшему. Возможно, ангел-хранитель позволил попасть вам в небольшое ДТП для того, чтобы вы не попали в крупную аварию в этот же день. К тому же опыт всегда постигается путем проб и ошибок.

3. Взгляд со стороны. Проанализируйте аварию, но представляя, что за рулем находитесь не вы, а кто-то другой.

4. Помощь специалистов. Если стресс не проходит сам по себе, поможет только психолог. А дополнительные знания и правильные навыки вождения можно закрепить лишь с помощью профессионального инструктора. Советчик-сосед может только усугубить ситуацию.

5. Сроки. Уже через несколько дней после ДТП желательно снова сесть за руль. Пусть это даже будет авто инструктора. Иначе навыки быстро потеряются, что усугубит страх.

По результатам исследования Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) за год в мире в ДТП погибает около 1,3 млн человек. По оценкам организации к 2030 году смертность на дорогах составит до 3,6 млн человек. Наибольшее количество жертв зарегистрировано в странах Азии и Африки. Вообще для развивающихся стран смерть в результате ДТП является пятой по причинам смертности.

В России за год в ДТП погибает около 27 000 человек, а суммарный ущерб от ДТП достигает 2,5 ВНП страны. При этом в России с 2009 года принято считать умершими в результате ДТП людей, скончавшимися в течение 30 дней с момента ДТП (ранее было 7 дней).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие, возникшее во время движения транспортного средства и с его участием, которое может повлечь за собой гибель или нанесение увечий людям, повреждение транспортного средства (ТС) или причинение иного материального вреда.

В стране действует дорожная карта в области безопасности дорожного движения.

Факторами риска, способствующими наступлению ДТП являются:

  • нарушение скоростного режима;
  • алкогольное опьянение;
  • выезд на неисправном транспортном средстве (ТС);
  • пренебрежение ремнями безопасности и детскими креслами;
  • усталость водителя;
  • некачественное дорожное покрытие;
  • сложные погодные условия;
  • курение, еда, разговор по мобильному телефону, громкая музыка в салоне, управление электронными устройствами ТС во время его движения;
  • неудобная обувь (на высоком каблуке);
  • намеренное создание ситуации повышенного риска столкновения.

При ДТП человек оказывается в стрессовой ситуации. Это связано с тем, что ДТП является острой ситуацией, которая несет угрозу жизни и здоровью человека. Организм получает психическую травму. Обычно он реагирует на неё стандартными поведенческими реакциями.

Реакция первая. Психомоторное возбуждение

Эта реакция свойственна появлением большого количества быстрых, часто лишних движений, которые совершаются без определенной цели. Появляется тахикардия, артериальное давление повышается, внимание человека нарушено, его речь приобретает характер монолога, темп речи быстрый.

Попавший в ДТП ощущает чувство жажды и голода. Также у него возникает чувство страха от содеянного или произошедшего. Включается чувство самосохранения, которое часто заставляет человека как можно быстрее покинуть опасную территорию, в т.ч. скрыться с места ДТП.

Реакция вторая. Апатия

Вариант поведения при второй реакции прямо противоположен поведению при первой реакции. Реакция проявляется резкой моторной заторможенностью человека; он находится в одной и той же позе. Какая-либо реакция на окружающих отсутствует. Человек не отвечает на вопросы; если начинает говорить, то очень медленно и тихо. Дыхание становится редким и поверхностным (неглубоким), чувства жажды и голода притуплены. Внутри у человека происходит моральное опустошение.

Самостоятельно справиться с такими реакциями невозможно, поэтому нужна квалифицированная медицинская помощь.

Если у участника ДТП наблюдается одна из этих реакций, следует знать несколько простых правил, которые смогут обеспечить безопасность пострадавшего и окружающих:

  • если есть возможность, то нужно дать пострадавшему успокоительное;
  • обязательно вызвать на место ДТП скорую помощь;
  • нужно по мере возможности отвлечь пострадавшего от концентрации на собственных ощущениях вопросами на посторонние темы, например вопросами о его вкусах, хобби и т.д.;
  • при крайне резком поведении пострадавшего и неадекватных поступках с его стороны можно зафиксировать его при помощи подручных средств;
  • после фиксации пострадавшего необходимо следить за частотой его сердечных сокращений и дыханием;
  • необходимо забрать у человека все предметы, которыми он может нанести вред себе или окружающим, или ограничить человеку доступ к таким предметам;
  • необходимо стараться держать пострадавшего в поле зрения постоянно.

Конечно, наступление описанных выше реакций совсем необязательно. Большинство людей справляются с полученной психической травмой, и тут нужно поговорить о том, как вести себя после ДТП.

Несмотря на то, что организм не ответил крайне на полученную психическую травму в виде защитных реакций, описанных выше, стрессовая ситуация всё равно оказывает влияние.

Надеемся, что эти простые правила помогут вам в сложной ситуации.

  1. Окажите первую помощь пострадавшим, при необходимости отвезите пострадавшего в ближайшее медучреждение (если возможна транспортировка).
  2. Вызовите службы быстрого реагирования (МЧС) и «Скорую помощь» на место ДТП, если последствия ДТП являются серьезными.
  3. Вызовите сотрудников ГИБДД или аварийных комиссаров для составления протокола и схемы ДТП.
  4. Никогда не будьте безучастны к происходящему, не доверяйтесь другим людям, даже если эти люди – сотрудники ГИБДД.
  5. Принимайте активное участие во всех действиях, совершаемых на месте ДТП. При возможности сделайте фото-видео фиксацию места ДТП, последствий ДТП, характер повреждений.
  6. Внимательно читайте протокол о дорожно-транспортном происшествии, следите за тем, чтобы там были указаны важные детали: время суток, освещение (если ДТП произошло в темное время суток), метраж тормозного пути, вид тормозного следа, состояние дорожного полотна на месте ДТП, погодные условия, видимость на участке ДТП.
  7. Никогда не подписывайте чистых листов.
  8. Не идите на конфликт с агрессивно настроенным водителем, не спорьте с ним. При попытке такого водителя переместить предметы, относящиеся к ДТП или переместить транспортное средство (даже под благовидным предлогом), ведите видеофиксацию, привлеките внимание проходящих. Будьте готовы к тому, что такой водитель устроит представление во время составления протокола, где будет искажать факты. Сохраняйте спокойствие и помните, что ложь всегда всплывает на поверхность. Грамотно солгать и не быть уличенным во лжи могут только специально подготовленные люди.

Что касается внутреннего состояния, то следите за своим дыханием и частотой сердечных сокращений (ЧСС). Постарайтесь отвлечься от мыслей о ДТП. Попробуйте поговорить с пассажирами или связаться по телефону с родственниками, друзьями и поговорить с ними на отвлеченные темы. Попробуйте сфокусировать работу мозга на чем-либо, например продумывании дальнейших действий после составления протокола. Найдите что-нибудь хорошее в сложившейся ситуации, к примеру, отсутствие жертв или травм. Настройтесь на то, что все будет хорошо. Нужно помнить, что стресс нужно перебороть и минимизировать его действие на организм, и ни в коем случае не поддаваться панике. Будьте внимательны и помните о культуре на дорогах. Бескультурным водителям безопаснее уступить, чем пытаться что-то доказать или тем более чему-то научить.

Голова была цела и сохраняла полную ясность мысли. Когда стекло перерезало бедренную артерию, Людмила почувствовала, что жизнь вытекает из нее вместе с кровью. Она пыталась зажимать артерию, пока не ослабели пальцы. Уже на носилках, с наложенными жгутами, она нашла в себе силы вынырнуть из забытья и назвать свою группу крови.

Операция прошла удачно. Врач говорил, что она родилась в рубашке: никаких ограничений подвижности не предвидится, никаких костылей – возможно, даже легкой хромоты не останется. Конечно, на выздоровление потребуется время.

Сама Людмила, как многие после возвращения «оттуда», ощущала эйфорию: мечтала наполнить жизнь новым смыслом, радоваться каждому мгновению, не переживать из-за пустяков…

Первые пять месяцев исцелялось тело. Между процедурами она много читала, в том числе стихи, о существовании которых уже лет двадцать как забыла. Это время она вспоминает как очень счастливое: обновленное, яркое ощущение жизни. Казалось, после того, что она пережила, бояться было уже нечего.

Но первая же попытка вновь сесть за руль преподнесла проблемы. Из короткой поездки по городу Людмила вернулась в холодном поту. Все опасности, которые подстерегают водителя на городских улицах, представлялись ей настолько живо и реально, что каждый перекресток она пересекала, словно под артобстрелом. За каждым углом мерещилась внезапная угроза.

Следующим испытанием был звук бьющегося стекла. Бутылка, брошенная мальчишками в мусорный контейнер, повергала ее в состояние паники: сердце колотилось, кожа становилась влажной… Потом она заметила, что ее пугают все острые и блестящие предметы – не только битое стекло, но и кухонные ножи, инструменты... В ненастные ночи, при сильном порывистом ветре, она лежала без сна, ожидая, что ветер выдавит оконные стекла и они разлетятся по комнате.

Постепенно ее страх распространялся на самые разные вещи, не имеющие ничего общего с пережитым несчастьем. Теснота в метро, низко пролетевший самолет, китайские фейерверки, даже просто подъем в лифте...

Как многие люди, пережившие катастрофу, нападение, войну или другое ужасное событие, она потеряла веру в безопасный и предсказуемый мир. Нормальная беспечность, которую большинство из нас носит, как защитный бронежилет, покинула ее. Ей казалось, что преграда между жизнью и смертью стала тонкой как паутина.

Она не думала, что все ее бесчисленные страхи как-то связаны между собой. Она не знала, что у этого явления есть имя: посттравматический синдром.

Откуда страх?

По данным статистики, трое из четверых хотя бы раз в жизни сталкиваются с травмирующим событием. А четверть из тех, кто пережил травму, ощущают симптомы посттравматического стресса: возбуждение, неотвязные воспоминания, ночные кошмары, бессонницу, отрешенность, бесчувствие.

У большинства людей симптомы проходят в течение недели, месяца, года. У некоторых они усиливаются с течением времени. При этом возможность их лечения снижается.

Впервые это явление стало изучаться, когда с синдромом столкнулись американские врачи, работавшие с ветеранами вьетнамской войны. Однако оно было известно медикам и в прошлом веке, недаром после двух мировых войн появился термин «травматический невроз».

Еще два-три десятилетия назад большинство психиатров считало посттравматический синдром чисто эмоциональной реакцией на событие. Немногие задумывались о том, нет ли тут связи с нейрохимией мозга.

С середины 80-х годов прошлого века появляется новое поколение специалистов, получивших подготовку и в области психиатрии, и в нейробиологии. Именно они обнаружили, что моменты сильнейшего ужаса меняют химию и, возможно, даже структуру мозга. Причем неважно, был ли это мгновенный ужас во время аварии или продолжительный стресс во время войны.

Биохимия

Трансформация начинается непосредственно в момент возникновения угрозы для жизни. Наша нервная система, выбитая из нормального режима в режим выживания, высвобождает мощную дозу адреналина и других веществ, которые готовят организм к борьбе или бегству. Каждый, кто пережил хоть однажды «адреналиновую атаку», знает это ощущение ясности сознания, быстроты реакции, неожиданный прилив сил, благодаря которому люди с самыми скромными физическими возможностями ставят буквально рекорды скорости, перемахивают через двухметровые заборы, забираются по гладкому стволу на высокие деревья...

При продолжительной угрозе для жизни организм высвобождает другие гормоны, включая кортизол и эндогенные опиаты. Они подавляют воспалительные процессы, заглушают боль.

Но эти биологические механизмы, спасающие жизнь в экстремальных ситуациях, могут оказывать негативное влияние на мозг. Избыточные дозы адреналина способны нарушить память и способность к обучению, в отдельных случаях они могут вызвать амнезию.

Состояние биохимической «тревоги» сохраняется у людей, воевавших в «горячих точках», много лет спустя. Врачи обнаружили у переживших травму ветеранов Вьетнама повышенное содержание адреналина в моче через двадцать лет после окончания войны.

Что же делать?

● Не скрывать ни от себя, ни от окружающих своих проблем. Необходимо говорить о них с близкими, либо со специалистом-психотерапевтом. Можно вести записи своих ощущений. Последний вариант хорош тем, что делать это можно в любое время суток. Например, проснувшись среди ночи от страшного сна. Немногие решаются в этот момент будить близких или тем более звонить врачу.

● Не стесняться обращаться к специалистам. После крупных аварий, терактов власти обычно информируют население, по каким телефонам можно найти профессиональную поддержку.

Какими приемами пользуются психологи и психотерапевты?

Например, приемом «затопление», когда пациент вновь и вновь оживляет в памяти травмирующее событие, посещает место, которое напоминает ему об этом, рассказывает вновь и вновь о том, как это случилось. У большинства людей острота переживаний после этого притупляется.

Еще один прием – переработка с помощью движения глаз. В течение часа или полутора пациент восстанавливает обстоятельства травмирующего события, одновременно производя движения глазами из стороны в сторону вслед за пальцем врача. Когда этот прием был предложен в конце 80-х годов, никто не верил, что он работает. Однако сегодня многие известные специалисты признают, что поражены полученными результатами. Ветераны, десятилетиями страдавшие от ночных кошмаров, избавлялись от них за один сеанс.

(Траффик- психология, прикладные практики психологической самопомощи после аварий)

Валерий Егоров врач, психолог, Ваш Доктор Чувств, практик широкого профиля, сочетающий психотерапевтическое & эзо-видение проблем с медицинским.

___________________________________________________________________

Чрезвычайные происшествия (ЧП): техногенные катастрофы, наводнения, аварии крупные и мелкие… в наше непростое время, увы, но стали реальной, постоянной темой новостей.

Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций, аварий… в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) уже давно вышли на первое место в списке причин гибели молодых людей в мире. По данным ГИБДД в России ежегодно происходит 200 тысяч ДТП, в которых погибает 27 тысяч человек и получают ранения 250 тысяч.

Интересные факты из Википедии:

  • «В США, несмотря на распространённость огнестрельного оружия и очень низкую смертность в дорожных авариях, вероятность погибнуть в автопроисшествии в двадцать раз превышает шанс быть застреленным.
  • Р. Нургалиев, генерал армии и министр внутренних дел РФ, 23 сентября 2009 года сказал, что «как показывает практика, более 80 процентов всех ДТП происходит по вине самих водителей, вследствие чего «человеческий фактор» рассматривается в качестве ключевого направления»

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) изучив ситуацию с ДТП в самых разных странах мира, пришла к констатации факта: травматичность и смертность на дорогах уже приняла характер глобальной эпидемии.

Аварии страшат не только своими непосредственными разрушительными последствиями, но и долгосрочным эффектом, которое они оказывают на психофизическое состояние травмированных, его знакомых как близких, так и дальних, его родных… да на всё человеческое общество.

Травматическая психологическая инфекция переживаний это как особый вид психологического гриппа, что передаётся от человека к человеку даже без непосредственного личного контакта. Средства электронной, бумажной коммуникации, все средства массмедиа – благоприятная среда для этого инфицирования и развития данной психоэпидемии.

Многим жертвам автомобильных аварий трудно справиться со своими мыслями, чувствами, настроением и поведением после столкновения. И сегодня как никогда актуально развитие такого направления психологической помощи как транспортная психология, или как её обозначают на Западе «Traffic Psychology»

«Траффик- психология» ставит своей целью пролить свет на некоторые из наших закономерных тенденций поведения при ДТП и после. Затрагивает взаимосвязь поведения при несчастных случаях, занимается помощью в избавлении от негативных симптомов и сценариев после перенесённых психологических травм при авариях, а это и диагностика психических состояний человека, переживающего или пережившего психотравму при ДТП, это и практическая психологическая коррекция, консультирование и психотерапия.

Немного о физиологии стресса:

Все живые существа испытывают в той или иной форме физический и психологический стресс. Стресс жизненно необходим для нашего развития и эволюции. Стрессовые переживания для тела в процессе физических упражнений дают нашему телу силу. Стрессируя сознание в процессе тренировок ума, наш мозг становится острее в восприятии и интуитивном конструктивном реагировании… И мы мудреем, становимся психологически и физически более устойчивыми. В норме, когда мы заканчиваем спортивные или умственные упражнения, «нормальный стресс» заканчивается, и мы расслабляемся.

Тогда почему же стресс считается «вредным»? Не совсем так. Вреден стресс в тех ситуациях, когда естественное желание свернуться, закрыться, убежать, сопротивляться агрессивному действию среды, вызывает запредельные состояния возбуждения или торможения, именно такие состояния порождают тревогу, страхи, фобии, приступы паники.

Для большинства эти симптомы краткосрочны. Они могут длиться несколько дней или даже недель, но их интенсивность постепенно снижается и наконец, полностью исчезает. — Это можно с полной ответственностью обозначить, как: «нормальная реакция на ненормальные события».

Но если у Вас возникло состояние посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), то тягостные симптомы не уменьшаются. День за днём… они нарастают: Вы можете начать чувствовать себя с каждым днём всё хуже и хуже.

В чём разница между Посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и нормальной реакцией на травму:

После травматического события, почти каждый из нас испытывает некоторые из симптомов посттравматического стрессового расстройства. Когда чувства безопасности и доверия у человека находятся в состоянии раздрая, это, в общем-то, даже нормально чувствовать себя немного сумасшедшим, отключившимся, онемевшим… И мы видим кошмарные сны, возникает, казалось бы, ничем не мотивированное чувство страха по поводу привычных событий и действий. Нам очень трудно или даже невозможно перестать думать о том, что произошло. Возникает страх сесть за руль или вообще в транспортное средство.

Нормальная реакция на травму становится ПТСР, тогда, когда Вы в этом вышеперечисленном, «зависли»

После любого травматического опыта, наши ум и тело находятся в шоке. Чем отлично ПТСР от нормального травмоопыта? — Дни идут, а интенсивность переживаний не уменьшается, переживания «зависли» или нарастают.

Признаки и симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)

Хотя каждый человек – индивидуальность, но есть у всех нас, людей, много общего в переживаниях: Существуют три основных вида симптомов ПТСР :

  1. Повторное переживание травматического события
  2. Навязчивые мысли о том, как избавиться от этих переживаний, как забыть всё, что напоминает о травме
  3. Состояние повышенной тревожности, эмоционального возбуждения, или бесчувствие, в стиле Варвары-Красы -длинной косы: «что воля, что неволя… — всё равно»

Какие симптомы ПТСР после автомобильной аварии?

После любого травматического опыта, человек может периодически сталкиваются с кошмарами, навязчивыми воспоминаниями, желанием не говорить о травмирующем событии, а также возникает стремление избежать ситуаций, места, человека… которые напоминают об этом травматическом событии. В случае если случившееся событие непосредственно угрожало жизни при дорожно-транспортном происшествии, человек может избегать вождения и любых поездок, даже если он был просто пассажиром в автомобиле, или был на месте, где произошел несчастный случай и это его потрясло.

Меня зовут Андрей, мне 20 лет, я попал в автоаварию вместе с моим другом. Нас сбил автомобиль, которым управляла женщина, мы находились на пешеходном переходе, и это не было нашей виной. Друг почти не пострадал, а у меня было сотрясение мозга, я лежал в нейрохиругии три недели, но после того, как женщина сбила нас, автомобиль её ударился о столб и она погибла. Мне очень плохо, я не могу сесть за руль, скажите, разве это нормально? Мои родители не понимают, почему я не могу сесть за руль, не могу водить, хотя уже с 16 лет умею это, пытаются мне как-то помочь и это меня ещё больше расстраивает. Как мне побороть свой глупый страх и наладить свою жизнь?

Час добрый, Андрей! Как это не парадоксально прозвучит, но Ваше состояние реакции на аварию «нормально». И Ваш страх не глуп, Вы сегодня познакомились на своём горьком живом опыте, с тем, что жизнь довольно хрупка и если до этого случая для Вас опасность вождения и хождения по дороге была некой абстракцией, то теперь Вы на своём опыте чувствуете, как мы, люди, все зависим друг от друга. А значит, соблюдение правил движения и правил проживания – это залог нашей общей безопасности и тех, кто за рулём и тех, кто идёт пешком.

Вы временно утратили свою естественную способность выключать осознание опасности, которое человек должен делать всякий раз в случае его поездки в автомобиле, поезде, самолёте… потому как это передвижение, да и многие другие вещи мы не всегда в состоянии контролировать, мы просто доверяем себя, свою жизнь автомобилю, нашему умению водить или водителю, пилоту, машинисту поезда…

Ещё один аспект: вполне вероятно, Вы переживаете ещё и иррациональное чувство вины как оставшегося в живых перед близкими той женщины. Да, она была виновата в ДТП, но всё равно Вы можете чувствовать некую несправедливость от того, что Вы с другом выжили, а она нет.

Как быть, как жить, как наладить? Пошаговый алгоритм:

Чтобы получить доступ к этому важному материалу — нажмите кнопочку и блок с действенным алгоритмом откроется:

1. Первое, что необходимо для себя сделать, это дать себе время. Если случай произошёл пару-тройку недель назад, то стоит дать себе временную передышку на восстановление и просто банально отлучить себя недели на две от вождения вообще.

2. Следующий шаг: начать себя приучать к водительскому месту. Ваша машина на стоянке или в гараже? И Вы просто садитесь за руль, и какое-то время побудьте там. Не запускайте двигатель! При этом не сдерживайте своё дыхание, а старайтесь дышать в медитативном ритме: вдох-выдох, ощущая, как воздух проходит в ноздри и как он прохладен… выдыхая, ощущайте, что он уже тёплый. Побудьте с этими ощущениями. Возможно, таких подходов к сиденью водителя будет необходимо сделать несколько раз, прежде чем Вы почувствуете себя комфортно.

3 . Третий шаг – это запуск двигателя. Если появляется паника и хочется сбежать куда подальше от всего этого, то не спешите со стартёром, возможно, сегодняшний день ещё не тот день, когда время запуска двигателя пришло. Но всё же, посидите на кресле водителя и снова подышите в медитативном ритме, неплохо и вполне психологически терапевтично будет включить любимую мелодию, и подышать под её звуки. Как только приступы паники перестанут Вас беспокоить, запускайте мотор!

4. Проходит время и сегодня Ваше время трогаться с места. Пока не спешите в любимый магазин или на дачу. Ограничьте себя движением вверх- вниз, туда-сюда… по ближайшей к стоянке машины и знакомой Вам дороге.

5. Как только почувствуете, что Вам перестало быть за рулём дискомфортно, выезжайте на более оживлённую трассу.

Совершайте каждый этап не спеша, без суеты и насилия над собой, не ругая себя, свой страх, не обзывая свой страх глупым. Со временем всё будет замечательно, с одним ВАЖНЫМ, ОТЛИЧИЕМ: Вы будете гораздо более бдительным и осторожным водителем.

Не получается пройти этот опыт самостоятельно, и приступы паники в машине продолжаются после двух недель подходов? – Тогда обратитесь к психологу, занимающемуся психологическими травмами и тревожными расстройствами. Вам окажут необходимую в Вашем состоянии помощь и поддержку, подберут индивидуальную программу по Вашим насущным потребностям и состоянию.

Глубина, длительность и тяжесть случившегося переживания в большинстве случаев связана с тем, что мы временно утрачиваем возможность шагнуть в наше завтра. Чем дольше по времени и изнуряющей интенсивности этот период переживаний, тем труднее будет жить после… И, напротив — человек, который только что испытал даже очень сильное потрясение, но точно знающий, что он будет делать дальше: завтра, послезавтра… – тем он легче справляется с проблемой. Отсвет восхода даже одного лучика солнца будущего означает Ваше скорое освобождение от мучительных переживаний.

На P. S. Из моей лирики на медицинскую тему:

Intro: Стихотворное переживание врача анестезиолога-реаниматолога, практического психолога Валерия Егорова по теме аварий:

Поганый, чёрный «Мерседес».

Сегодня… ночь… мне – наказанье…
Прорвалась нечисть чёрных сил,
Болид, летящий… На закланье
К нему мальчишка… угодил…
Всего пятнадцать лет ребёнку…
Один у матери… любим…
Но «мерс» уж крутит шестерёнки,
Сидят «прокладки» в нём: «Летим…
Погнали парни, дай- ка пива…
- Цепляй девчонок за соски…
Эх, покатаемся… Красиво…
- Всё по ….уй… классно, чуваки…»

Разбитая страна… Россия…
В ней нет законов, коль бабло…
Мы души тянем как резину…
Но что-то всё же в нас не то?!

Летит, летит… поганый «Мерсер»,
А впрочем, «мерс», — он просто руль…
Проехал по груди… агрессор,
И в ночь сбежал… 6…9…нуль…
Мне снова штопать чьё-то горе…
Иглу под сердце… жизнь — ты кровь…
Я два часа со смертью в ссоре,
Но проиграл сегодня… вновь…

Перчатки брошены под ноги…
В глазах тоска… На сердце боль…
А в коридоре… мама ходит…
- О, Господи…
Опять…
уволь…

Но нет… прочь слабость…Нужно выйти…
Помочь проститься…
Горевать…
Она: «Ещё же тут стучится…
Он тёплый… Горе…» — стонет мать…

Теперь пора лечить мне души…
Коль тело сшить не удалось…
Да, так случилось… Ночью… в стужу
ВЕСНОЙ ХОЛОДНОЙ… не спалось…

Что тут сказать… Мне свыть бы утром…
Упасть на грудь любимой… Но…
И здесь мне холод… Мёрзлый… лютый…
Стучится град в моё окно…
Пишу… нанизываю строки,
В душе сидит голодный волк…
Любовь – мой выбор одинокий…
Пойду… усну…
упал…
умолк… 2005 г Сочи.© Валерий Егоров. ____

______________________________________________

Школа Чувств доктора Валерия Егорова — это Психология КОМФОРТА,»Психология на Диване». Что нужно для Вашего общения с психологом? — компьютер, ноутбук… тихое место для раздумий, и разговора о важном, волнующем, беспокоящем Вас…

Есть вопрос? Спрашивайте!

© Ваш Доктор Чувств Валерий Егоров.

Интимно о сокровенном…

С благопожеланием к Вам, Доктор Чувств Валерий Егоров - Ваш персональный консультант по самому сокровенному, врач высшей категории, психолог, тренер, ведущий групп.

Выпрямление искривлений судьбы, характеров, отношений, возвращение чувств. Помощь в решении чувственных, телесных, эмоциональных проблем.
Психологическая помощь, поддержка, индивидуальные онлайн программы, тренинги. Наше общение происходит по переписке(e-mail) и/или Skype-чате.

Специализация:
Трудности в отношениях женщины и мужчины.
Психологическая коррекция веса тела (определение этиологических факторов проблем тела (каузальный и патогенетический подход) авторская методика похудения.
Неуверенность в себе, самооценка
Поиски смысла жизни, поиски партнёра и прочие поиски
Дружба, любовь, отношения, тёмные стороны любви(ревность, как избавиться от соперниц, переживание расставания, помощь в возвращении чувств и возлюбленных)
Психосоматика, синдром выгорания, эмоциональная усталость.