Как запомнить большой объем информации за короткое время? Как выучить экзамен за ночь

«Люди в банданах бегут, и тут на них обрушивается селевой поток». Быстро и играючи выучить всё самое сложное, если до первого экзамена осталось меньше недели, проще, чем ты думаешь. Психолог и специалист по тренировки памяти Зоя Василенко советует, как безболезненно запоминать теоремы, даты и свойства алкалоидов, а еще - листать учебник в тех самых «чертогах памяти».

19.05.2015 | Катерина Абрамова

Расскажите о самых «ходовых» техниках – что окажется наиболее эффективным, если впереди экзамен и времени не очень много?

– Техники запоминания разнятся в зависимости от того, что нужно запомнить: текст, списки, формулы или числа. Но, по моему мнению, самые простые и действенные мнемотехники – аббревиатуры и рисунки . Когда необходимо запомнить какой-то список, будь то список свойств алкалоидов, классов животных или признаков равнобедренного треугольника, можно из первых букв названий составить знакомое или несуществующее забавное слово. Например, свойства внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключаемость, распределение. Зашифруем это в «УКРОП». И можно добавить связку смысловую: у героя передачи «Даешь Молодежь», Укропа, были проблемы с вниманием.

А в рисунках можно зашифровать любой вид материала, даже математическую формулу, главное – представить свои ассоциации и постараться отразить в них весь смысл. Чем они смешнее – тем лучше.

– А как тогда не забыть придуманные слова или собственные ассоциации?

– Наша память устроена так, что информация с яркой эмоциональной окраской, а также связанная с нашим опытом, очень хорошо запоминается – порой одного прочтения и «кодирования» достаточно. Кстати, если учить в компании, то ассоциаций и эмоций будет гораздо больше. Однако повторения материала бывает не избежать. Применение мнемотехник уменьшает необходимое количество повторов.

– А можно примерный алгоритм действий? Вот если перед тобой лежит какая-то теорема, которую нужно запомнить, а ты все время во всем путаешься. Как бы вы построили свои действия?

– Если есть время: надо постараться понять её, может быть законспектировать, зарисовать причины и следствия, логические переходы, найти про нее в другом источнике, где более легко написано. Затем использовать мнемотехнику: символически зарисовать основные понятия и переходы или ситуацию их использования. Повторить сразу после придумывания, по прошествии 20 минут, затем еще через 8 часов и 24 часа, через несколько дней.

Если времени на понимание нет: учить дословно, можно с помощью символизации каждого слова в формулировке теоремы. Еще помогает использование других органов чувств, например, можно записать теорему на диктофон, а потом ее прослушивать.

– А можно подробнее про «символизацию каждого слова»? Может, на конкретном примере.

– Вот смотрите. Теорема Виета для неприведенного квадратного уравнения. Квадрат изображает квадратное уравнение. Этот квадрат не привели – неприведенное. Корни из квадрата – корни уравнения: внизу – суммируются, сверху – умножаются. Сумма корней – деление второго коэффициента на первый с отрицательным знаком (термометр).Умножение корней – по аналогии деление третьего на первый коэффициент (ну, и что, что там свободный член, а не коэффициент), без отрицательного знака – солнышко

Может показаться, что полный бред, но, как уже было сказано, все странное и смешное хорошо запоминается. Например, мой друг запоминал столицу Брунея, Бандар-Сери-Бегаван, так: «Люди в банданах бегут и тут на них обрушивается селевой поток». Уже несколько лет помню эту ассоциацию.

– Какие есть еще методы, из самых эффективных?

– Есть те самые дворцы памяти, или чертоги памяти , которые стали популярны благодаря сериалу «Шерлок». Их упрощенная и первоначальная версия – «дорога Цицерона».

Допустим, нам надо запомнить виды структурного анализа органических соединений: кристаллография, элементный анализ, инфракрасная спектроскопия, масс-спектрометрия, спектроскопия ЯМР и УФ.

1.Необходимо представить знакомую дорогу/путь со всеми подробностями: остановки, магазины, деревья. Хорошо подходит дорога дом-школа.

2.Необходимо проассоциировать каждый вид структурного анализа с чем-то на этой дороге. Для меня это будет: кинотеатр «Кристалл» (кристаллография), там идет фильм «Пятый элемент» (элементный анализ). Стою на светофоре – быстро загорается красный (инфракрасный), довольно массивный забор у школы (масс-спектроскопия), на первом этаже кабинет информатики – там часто говорят о ядрах (ЯМР). На втором биология (там УФ), обычно я хожу на третий этаж.Таким образом, я проассоциировала все виды со знакомыми местами и даже сохранила их порядок.

3.Надо представить свой путь и попытаться все вспомнить.

– А как быть с цифрами?

– О, здесь есть классный метод на запоминание чисел, например дат, или периодизации чего-нибудь. Он заключается в том, что мы каждую цифру заменяем на слово, длина которого равняется значению. Ноль можно заменить на знак восклицания. Например: Николай Степанович Гумилев (1886 – 1921) переделываем в «А поэтессу Ахматову обидел я поездками, эх я».

Не зря студенческая поговорка гласит:

«До экзамена либо вечность, либо одна ночь».

Очень и очень многие любят откладывать все свои дела до последнего момента, когда продолжать тянуть кота за хвост ну никак нельзя.

К слову, так лучше не делать с написанием диплома - экзамен-то можно запросто пересдать.

Что делать, если народная мудрость подтвердилась и в вашем случае?

Готовьтесь бодрствовать всю ночь

Для того чтобы мозг работал в оптимальном режиме, запаситесь шоколадом. Вообще на умственную деятельность сладкое в любом случае влияет, но шоколад лучше выбрать горький. Врачи также советуют есть рыбу, однако здесь нужно соблюсти меру, ведь после плотного ужина всегда хочется спать.

Если кофе на вас не действует, заварите очень крепкий зеленый чай. В нем много кофеина и других бодрящих веществ. Конечно, можно обратиться за помощью к энергетикам, но таким количеством химии лучше не злоупотреблять - больше двух баночек напитка может негативно сказаться на работе сердца. Лучше выбрать натуральный вариант, например, экстракт элеутерококка. Он совсем недорогой, терпимый на вкус и за раз нужно выпивать всего лишь столовую ложку.

Оградите себя от лишних отвлекающих факторов

Поскольку времени читать книги уже нет - поисковик вам в помощь. Сразу ищите готовые ответы на ваш вопрос, и где написать . Для лучшего запоминания можно сделать краткий конспект. Потом будет полезно перечитать его несколько раз, так самые ключевые моменты лучше отложатся в памяти.

Пишите шпаргалки

Если какие-то вопросы вызывают затруднение, пишите шпаргалки. Во-первых, так запоминать легче, а во-вторых, они прибавят уверенности в себе. Пишите кратко, сокращайте текст по максиму, оставляйте только главные формулы и понятия.

Делайте перерывы

В подготовке нужно обязательно делать перерывы. Распределите время оптимальным для вас образом, составьте график. Например, полтора часа вы работаете, не отвлекаясь ни на что, а потом 30 минут отдыхаете. Кстати, отдыхать лучше не перед монитором. Пройдитесь до кухни, выпейте кофе, позвоните таким же полуночникам, как и вы. На худой конец помойте посуду или приберитесь в комнате - физическая работа такого плана хорошо разгрузит мозг.

Отдохните

Перед экзаменом постарайтесь поспать хотя бы два часа. Материал лучше запомнится, да и вы будете чувствовать себя лучше. После отдыха повторите еще раз информацию и смело идите на экзамен.

Главное - не волноваться.

Даже если кажется, что вы все забыли, разум вовремя подскажет нужный вариант ответа. Да и шпоры не подведут.

Мы также не будем советовать списывание всеми возможными способами – это не всегда возможно. Так что просто работаем с тем, что есть, учитывая тот факт, что 90% студентов и школьников готовятся к экзаменам за 2-3 дня до сдачи.

Ставим цели

Наверняка вы точно знаете, на какую оценку можете претендовать и какая отметка вам необходима. Это важно определить, потому что так вам будет легче распределить силы и время. Согласитесь, заучивать билет на «5» – это совсем не то, что пробежать глазами на «3». Итак, с целями определились.

Составляем график работы

Теперь достаньте листок и ручку и обязательно (!) составьте график своей работы. Допустим, до экзамена у вас осталось 2 дня. Вам нужно подготовить ответы на 40 вопросов. Распределите работу таким образом: в первый день готовьтесь по 30 вопросам, а во второй день – по оставшимся 10 вопросам. Оставшееся время второго дня посвятите быстрому повторению изученного/прочитанного.

Акцент – на то, чего вы не знаете или знаете плохо

Распространенная ошибка – учить билеты по порядку или по списку. В результате половина билетов выучена, а оставшиеся невыученные – это как раз те, о которых вы даже никогда не слышали. Именно эти невыученные билеты по всем известному закону подлости и попадутся вам на экзамене. Потому просмотрите список: что-то из материала вы можете отлично помнить, что-то подзабыть, а что-то не знать вообще. Начинайте с незнакомого, а заканчивайте беглым пролистыванием того, что знаете хорошо (если на это останется время). Отмечайте выученное ярким маркером.

Используйте методы запоминания

Методичное заучивание или многократное прочитывание длительного результата обычно не дают. При огромном количестве поступающей информации прочитанное утром, к сожалению, забывается до вечера.

  • Метод ассоциаций.

Используйте возможности своей зрительной памяти. Если у вас 40 билетов, заведите 40 листочков для каждого билета, на которых будете рисовать картинки, схемы и т.д., соответствующие каждому билету. Метод работает поразительно. Стоит просто просмотреть такие листочки перед экзаменом, и вся информация быстро всплывет в памяти, а при ответе на вопросы билетов вы, вспоминая рисунки или схемы на своих листочках, сразу восстановите в голове их содержание. Ассоциации можно держать и в памяти, но лучше подкрепить их изображениями на бумаге.

  • Метод структурирования.

Часто мы не можем запомнить информацию просто потому, что она беспорядочно изложена или представляет собой большой кусок сплошного текста, насыщенного цифрами, терминами, описанием процессов и т.д. Прочитывая текст, структурируйте его на тех же листочках в виде краткой таблицы или списка, состоящего из ключевых слов. Например:

  • анализ,
  • идея,
  • организация,
  • контроль,
  • оценка результатов.
  • Метод конспектирования

Конспектируя, мы зрительно запоминаем текст. Данный метод подходит тем, у кого в запасе есть достаточное количестве времени для этого. Важные предложения выделяйте цветным маркером.

Соблюдайте режим дня

Установите режим дня и не нарушайте его – это позволит не только структурировать работу, но и не сильно уставать. Начните день в 9:00 и продлите его до 20:00, устраивая часовые перерывы на обед и ужин и краткие перерывы каждый час (по 5-10 минут) на отдых. Чтобы было удобнее ориентироваться во времени и датах, можно пользоваться удобными настольными часами-календарем, которые обладают функцией будильника и “напоминалки”, а также подскажут, сколько дней осталось до экзамена.

Пейте больше жидкости

Пейте больше обычной негазированной воды, некрепкий чай (можно выпить чашечку черного кофе). Помните, что лучше не пить много кофе и энергетических напитков. Удвоенная усталость, которая придет после окончания действия их чудотворного эффекта, может очень навредить вашим планам. Если усталость берет верх, последуйте примеру японцев: потратьте 15 минут на кратковременный сон в тишине и покое. Поверьте, сил прибавится.

Правильно питайтесь

Включайте в рацион больше мяса и рыбы, свежих овощей и фруктов, а также немного черного шоколада.

Работайте в светлое время суток

Некоторые люди утверждают, что ночью им лучше работается. Однако обычно после бессонной ночи «полуночники» отсыпаются целый день и просыпаются совершенно разбитыми. Если по-другому все-таки не получается, лучше сделать ночные корпения над учебниками максимально комфортными – к примеру, обустроить рабочее место хорошей лампой для ночного времени суток с энергосберегающей светодиодной панелью. Такие светильники отличаются функцией настройки необходимого режима освещения и его яркости, что помогает снизить нагрузку на глаза во время обучения.

Свежий воздух

Чаще открывайте окна, запускайте больше воздуха и дневного света в комнату. Если обычного проветривания не хватает (так бывает в случае присутствия дома курильщиков или домашних животных, а также наличия в помещении дыма, пыли и плесени), выходом из положения станет качественный очиститель воздуха небольшого размера. В последнее время такие приборы начали производить с удобной дополнительной функцией ночного освещения.

Движение

Не засиживайтесь на одном месте и следите за правильным положением тела на стуле. Не стоит учить, лежа на кровати. Периодически включайте ненадолго любимую танцевальную музыку и танцуйте под нее – это зарядит вас энергией и добавит оптимизма. Если танцевать ну уж очень понравилось, можно совместить приятное с полезным: вывести конспект/формулы/схемы/диаграммы на экран с помощью домашнего мини-проектора и изучать информацию, продолжая двигаться. Такой способ отлично подходит и тем, у кого дома есть беговая дорожка.

Переключения внимания

Каждый час 5-10 минут тратьте на переключение внимания и легкие физические упражнения – к примеру, разминку: потянитесь, покрутите головой, сделайте упражнения для глаз.

Последовательность

Работайте последовательно: сначала над одним предметом, затем над другим, не смешивайте точные науки с неточными в одном периоде подготовки. Для удобства повторения или фиксирования выученной информации по каждому предмету можно пользоваться специальной ручкой с функцией записи – такие аксессуары обладают опцией диктофона, что позволяет легко записывать на них любые важные данные.

Думайте об отличном результате

Самовнушение – отличная штука. Будь уверены в том, что у вас все получится.

Не звоните отличникам и двоечникам перед экзаменами

Не звоните отличникам – они могут вселить в вас неуверенность: «Вон Катька уже все выучила, а я только 3 билета глазами пробежал…». Избегайте также общения с отменными двоечниками, им-то уже все равно, но вас они вполне могут сбить с правильного пути.

В любом случае, даже если вам не нужна отличная или хорошая оценка, цените то время и силы, которые вы потратили на обучение ранее. И постарайтесь потратить достаточно сил на последний рывок.

Удачной подготовки и хороших оценок!

Ситуация, когда за три дня до экзамена нужно выучить большой объем материала, знакома многим. Мы расскажем, как развить память и усвоить нужную информацию в течение короткого промежутка времени. При этом не важно, предстоит вам сдавать ЕГЭ, ГИА или ПДД.

Правильная организация процесса

От того, насколько правильно вы спланируете процесс подготовки к экзамену, напрямую зависит его результат. Поэтому подойдите к этому вопросу системно:

  • если на протяжении семестра вы нечасто бывали на лекциях и не считали нужным восполнять пропущенное, то двух-трех дней на усвоение материала будет недостаточно. Начните подготовку к экзамену хотя бы за неделю, тогда у вас появится шанс запомнить бóльшую часть прочитанного;
  • составьте график работы с билетами и строго его придерживайтесь. Разделите количество экзаменационных вопросов поровну на число дней, оставшихся до теста, и выучивайте дневную норму, не откладывая на завтра. Иначе в последний день перед экзаменом вам придется туго. Согласитесь, есть разница — выучить в день 25 или 50 вопросов, ведь память обычного человека имеет свои пределы;
  • отведите на подготовку промежутки времени с 7.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. В эти часы у нашего мозга наблюдается высокая активность, и он способен легко усваивать и быстро запоминать материал. Каждые 40 минут делайте 10-минутный перерыв. Пройдитесь по квартире, разомнитесь, выйдите во двор — разгоните застоявшуюся при сидении кровь и подпитайте мозг таким необходимым ему кислородом;
  • не отвлекайтесь ни на просмотр телепередач, ни на компьютерные игры, ни на телефонные разговоры. Даже не думайте заглядывать в соцсети, чтобы узнать, как обстоят дела у друзей — отложите общение на вечер, когда с дневной нормой билетов будет покончено;
  • делайте перерывы на завтрак и обед. Помните: мозгу нужно питание, в противном случае его КПД существенно снизится, а память ухудшится. Хотя и говорят, что глюкоза стимулирует работу мозга, не впадайте в крайность, поглощая в неимоверном количестве конфеты. Лучше съешьте плитку черного шоколада — от него пользы намного больше;

  • не засиживайтесь за компьютером до поздней ночи. Помните: утром голова должна быть свежей, иначе все попытки усвоить материал пойдут прахом.

Возможно, на период сессии придется ограничить общение с друзьями и отказаться от походов в ночные клубы. На наш взгляд, это небольшая плата за хорошую оценку в зачетке. А наверстать упущенное, потусовавшись с приятелями на вечеринках, можно будет после экзамена.

Приемы быстрого усвоения материала

Увы, не все мы наделены способностью быстро запоминать большие объемы материала, а потому, думаем, всем интересно, как развить память. В этом может помочь мнемоника — методика, облегчающая запоминание. Мы приведем несколько приемов, которые могут пригодиться во время подготовки к экзамену.

  1. Не зубрите материал, а старайтесь понять, тогда и воспроизвести прочитанное будет легче. Механическое запоминание малоэффективно.
  2. Большие тексты делите на части и учите постепенно. Усвоение небольших отрывков дается значительно легче, поскольку не перегружает нетренированную память.
  3. Если нужно запомнить несколько материалов, начните с более объемного. Это же касается и экзаменационных вопросов: пока вы еще не устали, выучите более сложные, а простые оставьте «на закуску».
  4. Следует повторять изученное. Прочитав тему, составьте мысленно план ответа и кратко перескажите усвоенное. Правило «Повторение — мать ученья» никто не отменял, только учение должно быть осознанным — смотри пункт 1.
  5. Пересказывайте прочитанное родным. Когда мы озвучиваем и объясняем кому-то то, что до этого произносили мысленно, знания систематизируются и откладываются в памяти, поэтому извлечь их на-гора во время экзамена будет нетрудно.
  6. Пишите шпаргалки. Не столько для того, чтобы ими воспользоваться, сколько для лучшего запоминания. Доказано: информация, которая была прочитана и записана, запоминается гораздо лучше.
  7. Взявшись за подготовку всего за день до тестирования, вы сильно снижаете свои шансы на хорошую оценку. Однако вероятность благополучного исхода все-таки есть. Прочитайте материл «по диагонали» — зрительная память уловит основное, и на экзамене вы сможете выудить из закоулков мозга нужный тезис и раскрыть тему.

Желаем удачи!


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Экология жизни. Лайфхак: На дворе – конец ноября, а это значит, что уже очень скоро в вузах начнется экзаменационная сессия. Вузовские преподаватели всегда призывают готовиться к экзаменам с первого сентября, и, в общем-то, они правы: если сплошняком читать всю ту муть, которую они понаписали крайне сумбурно, да еще и подчас корявым языком, то на запоминание всего этого действительно потребуется не меньше нескольких месяцев.

На дворе – конец ноября, а это значит, что уже очень скоро в вузах начнется экзаменационная сессия. Вузовские преподаватели всегда призывают готовиться к экзаменам с первого сентября, и, в общем-то, они правы: если сплошняком читать всю ту муть, которую они понаписали крайне сумбурно, да еще и подчас корявым языком, то на запоминание всего этого действительно потребуется не меньше нескольких месяцев.

Но кто из адекватных студентов учит всю эту ахинею безвылазно - и за полгода до ее проверки? Бывает даже так, что учить не хочется до последнего момента, то есть вот до самого последнего, когда до экзамена остаются сутки, а то и вовсе последняя бессонная ночь, а «шпорами» пользоваться не хочется или не умеется . Вот этим-то героям, не грызущим, но штурмующим гранит науки, и хочется помочь.

При этом, наверное, нелишне будет оговориться: у меня есть опыт успешной подготовки школьников и студентов по данным методикам – именно по гуманитарным предметам (обществознание, право, история, словесность). Что там творится в биологии, математике, астрономии и физике с химией – я понятия не имею.

Но вот применительно к дисциплинам гуманитарного цикла представленные рекомендации работают железно , всегда по штампу – и на любую приемлемую оценку, вплоть до «пятерки». Правда, только в том случае, если вы не страдаете от проблем с памятью, и если у вас хоть немного развито ассоциативное мышление.

Вот берем в качестве примера школьный учебник по обществознанию. Смотрим, какие разделы включает в себя это самое обществознание. Выписываем названия этих разделов на бумажку - и заучиваем наизусть (просто названия разделов). Выписывать, подчеркну, обязательно!

Далее просматриваем сами разделы и убеждаемся, что они включают в себя главы и параграфы, на основании этого понимаем, чего вообще от нас хотят (ну, скажем, раздел «экономика» изучает производство, распределение, обмен и потребление, все остальное - производно).

Далее – работа по каждому, отдельно взятому разделу: заучиваем наизусть и стараемся понять ключевые термины и другую информацию, выделенную в учебнике жирным шрифтом, все остальное вообще игнорируем.

Кстати говоря, основная проблема студентов – в том, что они пытаются выучить ненужную муть, коей в учебнике обычно процентов 95. Так вот эту ошибку повторять, тем более многократно, не следует. «Вода» не достойна внимания.

В итоге удивитесь, что любая толстенная книженция, будучи выжатой до капли, как лимон, умещается в блокнотике, раза в четыре меньшем, чем даже ваша лекционная тетрадка. А содержания, необходимого для «пятерки» на экзамене, значительно больше, чем в вашей лекционной тетрадке.

Коль скоро мы обратились к обществознанию и к разделу «экономика», то давайте посмотрим, что у нас получилось в этом разделе. А получилось вот что: вам нужно запомнить, что такое экономика, какие есть типы экономических систем, какие есть факторы производства, ну и еще три-четыре закона, выделенных жирным шрифтом.

При должной сосредоточенности это час, максимум, полтора – и вы будете знать это все от зубов. Большего с вас никто не спросит, поверьте. Ровно то же самое – по всем остальным разделам. Крайне желательно под конец оставить сорок минут – час, чтобы проговорить и утрясти выписанные фразы, схемы и, возможно, какие-то зарисовки. Всё, вы готовы к экзамену, вперед!

Подводные камни могут быть по предметам исторического и литературного толка. Очень уж в них много информации, казалось бы, трудно впихиваемой в какие-то схематические зарисовки. Имена, сюжеты, даты… От всего этого голова пухнет! Всегда есть риск перепутать Мамая с Батыем, а Болконского с Ленским. Поэтому при заучивании истории и литературы срабатывает немного другой метод.

Если вы в упор не понимаете и не видите причинно-следственных связей между датами, событиями, именами и фактами, да еще если к тому же то и дело путаете одно с другим, то вам необходимо нарисовать таблицу с парой-тройкой вертикальных полос и с множеством горизонтальных.

Вертикальные столбцы – «имя действующего лица», «что делал?» (записываем буквально в нескольких словах), применительно к истории – еще и «дата», можете отдельную табличку выделить для каких-нибудь трудно запоминаемых мирных договоров.

Тогда по горизонтали у вас должен получиться понятный вам сюжет. В итоге вырисовывается предельно компактная табличка по любому произведению, которое не читали, но которое нужно форсировано знать и запомнить, и по каждому блоку исторических событий (ну, там крепостничество, революции, мировые войны, коллективизация, «оттепель», горбачевско-ельцинская демократия и прочее в том же духе).

Если все равно возникает путаница – каждую горизонтальную полосу выделяем определенным цветом – и ассоциативно привязываем этот цвет к лицу и событию – в рамках таблицы. Например, Колчак у вас ассоциируется с синим цветом, Врангель – с белым, а Ленин – с красным, можно и как-нибудь наоборот – кому как удобнее воспринимать. Главное – сам принцип, а он работает безотказно.

Кто-то может возразить, что это очень долго, и за ночь перед экзаменом ну никак не успеешь. Да ничего подобного! Как только начнете это делать – увидите, что по литературе запомнить нужно всего десятка полтора базовых литературных произведений (с весьма простым, как выясняется, сюжетом), а по истории – всего несколько крупных блоков событий и фактов, легко изображаемых и увязываемых схематически.

Все эти пугающие и кажущиеся неупорядоченными даты, сюжеты и имена опять-таки компактно, исчерпывающе и, что важно, оперативно укладываются в небольшой блокнотик.

Ну, опять-таки – если выбрать наиболее существенное и не заморочиться с ненужным: скажем, применительно к литературе, с Пушкиным, Гоголем, Чеховым, Толстым, Достоевским и Шолоховым, придется напрячься, а Шаламова, Рубцова или Вампилова можно вообще проигнорировать.

Заучивать надо по таблицам-разделам - и опять-таки нужно оставить сорок минут – час, чтобы все это проговорить в общих чертах и не запутаться на экзамене. И если поднапряжетесь в течение всего лишь нескольких часов, то боевая готовность опять-таки гарантирована!

Повторюсь и подчеркну: такие схемы гарантированно подходят ко всем без исключения предметам гуманитарного толка. И обозначенные методы позволят вам вызубрить и на какое-то время запомнить в деталях учебник любой сложности – максимум за 6-7 часов до часа икс.

То есть за несколько часов до экзамена был «нулевым» и «деревянным», а подготовившись по данным рекомендациям, пришел – и получил «отлично» (или какой-либо другой максимальный балл), ответив на все каверзные вопросы сварливого и придирчивого экзаменатора. Зуб даю, такое более чем реально! Если вы, повторюсь, не имеете патологических проблем с памятью, и если у вас напрочь не отсутствует ассоциативно-образное мышление.

Это Вам будет интересно:

При этом не надейтесь, что выученная таким образом информация задержится в вашей голове дольше месяца. Ваша цель – исключительно «пятерка» на экзамене, честным путем, без наушников и «шпор». Хотите долгосрочной памяти – действуйте точно по таким же сценариям, просто уделите процессу не 6-7 часов, а, скажем, пару-тройку дней – на каждый соответствующий предмет.

И еще один момент, и момент немаловажный… Слишком часто прибегать к форсированным технологиям я бы все же не рекомендовал: раз-два-три в сессию – еще ничего, а вот от систематических подобных подвигов психика реально перегружается. Такого рода интеллектуальные марафоны, при всей их временной эффективности, допустимы только по очень большой нужде. И непосредственно перед экзаменом крайне желательно все же выспаться.

Удачи и здоровья на сессии! опубликовано