Как развить воображение взрослому и ребенку? Развитие воображения у взрослых посредством упражнений Упражнения для развития воображения

Часто сталкиваюсь с тем, что у людей нет четкого понимания, как процессы визуализации, воображения и ясновидения происходят во время работы, чем они отличаются и что с ними делать.Значение слов Вы можете найти в толковых словарях. Я же приведу конкретные примеры.

Первый термин — Визуализация

Тогда я предлагаю сделать небольшую разминку. Вы тоже ее сейчас сделаете, читая эти строки. И даже не зависимо от Вашего желания, Ваш ум сам начнет визуализировать.

Вспомните ёлку. Обычную ёлку, которая растет в лесу, может быть, новогоднюю ёлку. Вы видели это растение много раз в своей жизни и Вы точно знаете, как выглядит это дерево. Вы вряд ли спутаете ель с другим деревом. Вам не обязательно вспоминать каждую иголочку на ёлке, Вы просто знаете, как оно выглядит. Это и есть визуализация.

Любой зрячий человек, у которого всё в порядке с психикой и памятью, может вспомнить, как выглядит ёлка. Образ этого дерева сам собой возникает перед внутренним взором и этот процесс и называется визуализацией.

Еще несколько примеров – вспомните Ваш чайник, которым вы пользуетесь каждый день. Ведь Вы точно знаете, как он выглядит? Вспомните Ваши домашние тапочки, в которых Вы ходите каждый день. Думаю, что и тапочки свои Вы точно узнаете среди другой своей обуви, потому что в Вашей памяти есть образ, как выглядят тапки и сейчас, читая эти строки, Вы внутренним взором можете увидеть их.
Вот таким простым способом мы выяснили, что визуализировать Вы умеете.

Другой вопрос, как долго Вы можете удерживать образ объекта – это зависит от Вашего умения концентрировать свое внимание и останавливать бег мыслей. Для этого существует много практик, позволяющих сосредотачивать внимание на одном объекте.

Второй термин – Воображение

Возьмём для примера ту же ёлку. Когда Вы включаете своё воображение, то можете представить, как на этой ёлке вдруг начинают быстро-быстро вырастать шишки, появляться цветы необыкновенной формы, какие-то другие объекты, причем любые, о которых Вы подумаете и захотите представить. То есть силой своего воображения Вы можете трансформировать, подвергать любым изменениям изначальный объект.

Используя воображение, человек может создать своим внутренним взором любое развитие событий, метаморфозы чего угодно во что угодно.

Люди, у которых развито воображение, как правило, очень творческие натуры. И наоборот, чтобы развить творческое начало, можно тренировать воображение. Это определённый навык, который можно наработать, используя визуализацию. Опасность слишком частой игры с воображением заключается в том, что человек может придумать себе иллюзорный мир, в котором всё выглядит только так, как ему хочется и происходит постепенный и неосознаваемый отрыв от реальности. Яркие мечты относятся сюда же – этого нет в действительности, но человеку очень нравится придумывать свою реальность. Это приятное занятие приводит к тому, что человек сам себе начинает строить убеждения и ограничения, как должно быть. Естественно, внутренняя картинка мира не совпадает с реальностью мира и начинается внутренний конфликт, а следствие этого – непринятие, раздражение, обиды и негативная реакция на происходящие события.

Здесь же надо отметить еще один аспект игры воображения.

Обучая энергетическим практикам новичков, многим мастера рекомендуют своим ученикам закрывать глаза, чтобы внешние предметы не отвлекали и практикующий держал концентрацию внимания на самом процессе. Вследствие этого, человек может начать видеть нечто. Здесь очень тонкая грань, что именно происходит с практикующим – то ли он действительно начинает видеть потоки энергий, то ли это включается его воображение. Если картинка достаточно устойчивая, яркая, меняющаяся по Вашему желанию, то это воображение. Так же, если человек начинает видеть со стороны себя и происходящие действия, различные бесконечные дали, космос или всю Вселенную – скорее всего, это тоже воображение.

Происходит это потому, что человек начинает делать непривычные для него действия. Ум пытается всё объяснить и разложить по полочкам, а это не удаётся. Тогда включается механизм воображения и хоть как-то становится понятно, что происходит, для ума человека.

Чтобы не искушать ум и не провоцировать неосознанный процесс воображения, лучше всего не полностью закрывать глаза, а просто их прикрыть (взгляд падает на кончик носа), и при этом расфокусировать взгляд. То есть Вы видите реальность, но не цепляетесь взглядом ни за какие предметы и сконцентрированы на самом процессе Вашей практики.

По началу, это очень интересно – наблюдать за красивыми картинами света, потоков и невиданных космических высот. Наш ум очень быстро понимает, что нам нравится и старается всё более детально нарисовать несуществующие миры. Выше я уже писала, что это тренируемый процесс. В итоге, человек пребывает снова в иллюзиях. Вместо того, чтобы рассматривать свои воображаемые картинки, пусть даже очень правдоподобные и красивые, лучше тренировать чувствительность к ощущениям. Движение энергий в воздухе рядом с Вами, по вашему телу. Когда задействовано тело, то подвох уже менее вероятен. Тело не умеет придумывать и врать своему владельцу. Оно или чувствует или нет. Для того, чтобы научиться ощущать энергетические процессы телом, тоже требуется тренировка. Этот процесс также нарабатывается, но он настоящий. Чем больше Вы будете работать со своими ощущениями, тем тоньше Вы будете чувствовать различные виды энергий и их движение. Плюс к этому, Вы научитесь чувствовать, слышать и понимать своё тело! Это тоже очень важно при самосовершенствовании.

Воображение используют при работе с прошлым, изменяют ситуацию в наилучшую сторону, изменяя ход событий. Некоторые практики используют воображение для построения желаемых результатов в будущем, но я считаю, что этого не нужно делать. Наш ум никогда не додумается до того, что может нам предложить Вселенная. Поскольку наш ум ограничен, то мы можем что-то спрогнозировать себе только в собственных рамках, тем самым, ограничивая свои возможности.

Третий термин – Ясновидение

Если вы думаете, что ясновидящие люди смотрят кинофильмы из будущего, то это заблуждение. Способность видеть потоки или сгустки энергии, цвет, внутренние органы человека дана каждому из нас. Но эти видения очень тонкие и их сложно распознать, когда в голове проносятся сотни мыслей. Остановив свой мысленный поток, возможно увидеть нечто, но поскольку ум не привык к тонким вибрациям, он просто не индефицирует – ведь для того, чтобы понять что человек видит, его ум должен обработать информацию и перевести ее в понимаемое человеком значение.

Когда Вы только начинаете практиковать и развивать ясновидения, данные будут мелькать где-то по самой границе сознания, практически неуловимыми легкими остатками изображения. Очень грубое сравнение, но всё же оно поможет понять – когда мы идём по улице и вдруг периферийным зрением замечаем, что почти сзади нас что-то мелькнуло. Мы оборачиваемся, чтобы посмотреть, но там уже ничего не происходит и мы остаёмся в неведение, что это было. То есть глаз зафиксировал какое-то движение, но ум не успел распознать и индефицировать. Ещё можно сравнить с отражением в стекле пробегающего мимо человека. Не в зеркале, а именно в прозрачном стекле в солнечную погоду.

Вообще, наше зрение устроено странным образом – чем больше мы всматриваемся во что-то, тем хуже видим. Это же касается и ясновидения. Чем больше мы будем пытаться увидеть что-то третьим глазом, тем дальше от нас будет уходить эта возможность.

Только расслабленный взгляд наблюдателя, не пытающийся оценить и разложить по полочкам, что это и как, позволит начать наблюдать плавающие тонкие-тонкие образы. Бездумное созерцание (без мыслей и оценки) постепенно начнёт проявлять перед Вашим взором всё больше и больше картинок.

Плотность картинок не изменится – изменится Ваша способность не пытаться их схватить и остановить, а просто созерцать и видеть. Постепенно ум начинает привыкать к такой структуре изображений и уже после этого распознавать, что именно Вы видите. Этот навык так же тренируется, но без усилий. Вам надо находиться в состоянии Созерцания и внутреннего безмолвия.

Важно понимать, для чего Вы хотите развить ясновидение. Просто ради забавы и интереса не сработает.

Не забывайте задавать себе вопрос –для чего мне это? В тонких мирах есть разные уровни и в зависимости от вашего вибрационного фона, Вы сможете видеть разные проявления этих уровней. На низких вибрационных уровнях есть всякие шутники и сущности, которые пугают неопытных практиков. Не всегда приятные картинки можно увидеть. Если Вы будете испытывать страх, то, скорее всего, Вам ясновидение закроют, как человеку, еще не готовому к принятию других измерений. В повседневной жизни часто можно увидеть низменные проявления большинства людей, различные подселения и еще многое другое. Если Вы не знаете, зачем Вам это показывают, что с этим делать и надо ли вообще с этим что-то делать, то не стоит и начинать.

Сначала подготовьте сознание и обсудите со своим наставником базовые принципы. Я не хочу напугать Вас или убедить, что ясновидение – это плохо и страшно. Я хочу показать всего лишь реальную картину. Как и во всём, есть свои плюсы и минусы. Для примера, когда Вы развили своё обоняние, то Вы будете улавливать не только благоухание, но и зловоние более ярко. Так что не обольщайте себя, что развив ясновидение, Вы станете видеть ангелов, божественный свет и красоту неземную. Вы будете видеть и то, и другое. В реальном мире, работая с людьми, которые обращаются за помощью, чаще встречается другое.

Можно уехать в лес, жить в изоляции и утверждать, что болезней не существует, а можно приехать в больницу и каждый первый пациент будет подтверждать, что болезни есть. Выбор всегда за Вами – в какой реальности Вы хотите находиться.

Надо отметить, что последнее время чаще стало встречаться яснознание. Человек не распознаёт картинки, а просто получает информацию. Здесь также может включаться воображение. Будьте бдительны и не живите в иллюзиях!

Упражнения для развития воображения

Первое упражнение

Выберите предмет на уровне глаз на расстоянии 1 - 2 метра. Предмет должен быть сначала простым: ручка, кружка, чайник. Закройте глаза, представьте себе белое, пустое светящееся пространство.

Можно представить экран телевизора или окно на улицу. Не получается белое создайте любое, какое получится.Держите его четкий образ перед мысленным взором пару минут. Потом откройте глаза и 3 - 5 минут созерцайте предмет.

Просто смотрите, не вдаваясь в свойства предмета, сквозь него, как будто вы смотрите вдаль, пытаясь охватить предмет в целом.Закройте глаза и представьте себе этот предмет в воображении, поместив его в белое светящееся пространство на 3 - 5 минут. Упражнение нужно проделать несколько раз, не напрягаясь, без усилий воли.

Второе упражнение

Создаем цветную точку красного цвета, затем начинаем увеличивать размер точки, пока красный цвет не займет все внутреннее пространство. Создаем оранжевую точку и проделываем то же самое. Далее следует желтый, зеленый, голубой, синий, и фиолетовый. Желательно добиться естественных, точных цветов. При легком получении создайте все цвета по очереди. Если трудно представить за раз все цвета, можно создавать в день по цвету.

— Упражнение способствует развитию концентрации внимания, расширению объема восприятия.

Известно множество приемов, которыми пользуются творческие люди для достижения бόльших успехов в своей деятельности. Фантазия нам предоставлена природой, однако пользоваться нею умеют не все: а ведь это так необходимо, в особенности тем, кто пытается самореализоваться в какой-либо творческой нише.

В детстве нам часто приходилось что-то представлять или фантазировать: это происходило в моменты, когда мама читала нам сказку, когда мы лепили фигурки из пластилина, рисовали или играли с куклами. Что же произошло с нами сейчас? Возможно ли снова разбудить свою фантазию, развить творческий потенциал?

Конечно, можно. Более того, нужно и даже очень полезно. Благодаря несложным упражнениям, мы попытаемся стимулировать рождение в нашем мозгу новых идей, расширить диапазон мышления.

  • I упражнение. Найдите глазами какую-нибудь вещь, которая бы находилась приблизительно на уровне взгляда в двух-трех метрах от вас. Это может быть чашка, карандаш, блокнот или ваза с цветами. Закрыв глаза, представьте, что вы находитесь в пустом ярком и светлом пространстве: представляйте это в течение пяти минут. Затем внезапно откройте глаза, и пять минут смотрите на выбранный вами предмет. Ни в коем случае не думайте о предмете, взгляд должен как бы проходить сквозь предмет. После этого снова зажмурьтесь и представляйте выбранную вами вещь в окружении яркого и светлого пространства, в течение пяти минут. Такое упражнение необходимо повторить до восьми раз, выполняя его в спокойной обстановке, без излишнего напряжения.
  • II упражнение. Вечером, когда вы уже лежите в постели, зажмурьтесь и представьте какую-нибудь букву темного цвета на ярко-белом фоне. Не отпускайте букву из своего воображения 2-3 минуты, даже если она будет настойчиво пытаться уйти. Следующим вечером представьте таким же образом какую-либо другую букву. Добейтесь, чтобы буква перестала уплывать от вас, а фиксировалась в мозгу максимально четко. Когда вы научитесь фиксировать образ, попробуйте проделать то же самое не с буквами, а со словами. Благодаря этому упражнению можно научиться концентрировать внимание, расширить границы воображения.
  • III упражнение. Закрыв глаза, представляйте себе маленький желтый квадратик. Сконцентрируйтесь на нем. Представляйте, что квадратик вдруг начинает расти, увеличиваться до бесконечных размеров, делая все пространство вокруг себя таким же желтым. В следующий раз представляйте то же самое, но с каким-либо другим цветом. Когда это упражнение вам покажется слишком легким, начните представлять, будто один цвет квадратика перекрашивается в другой, в третий. Затем вернитесь к первоначальному цвету.
  • IV упражнение. Вообразите перед собой большое и сочное яблоко. Начните крутить его влево или вправо, куда вам удобнее. Представляйте, что оно вылетело из вашего мозга и продолжает летать по квартире. Мысленно остановите полет яблока и поместите его напротив ваших глаз. Представьте себя червячком и попытайтесь проникнуть внутрь яблока, осмотреть его изнутри, прочувствовать себя в нем. Посмотрите на себя со стороны взглядом червячка: вы можете рассматривать не только свое туловище, но и окружающую вас обстановку, стены, интерьер. Однако помните, что это должен быть именно взгляд со стороны. Контролируйте себя. Если в какой-то момент вы почувствуете, что не владеете ситуацией, немедленно откройте глаза.
  • V упражнение. Найдите взглядом любую расположенную рядом с вами вещь. Закрыв глаза, вспомните и представьте увиденную вами только что картинку. Снова открыв глаза, сравните, совпадают ли картинки. Попеременно закрывая и открывая глаза, добейтесь, чтобы воображаемый и реальный объект были максимально одинаковы.
  • VI упражнение. Ну вот, вы научились представлять предметы с закрытыми глазами. Теперь пришла пора делать это, не закрывая глаз. К примеру, представьте, что возле вашего компьютера лежит новенький мобильный телефон, который вы так желали. Помните, представляем с открытыми глазами.
  • VII упражнение. Любите путешествовать? Прекрасно. Теперь мы будем проделывать это мысленно. Попробуйте для начала мысленно выйти в соседнюю комнату. Затем пройдите на улицу, сядьте в машину или на велосипед, езжайте на природу, к реке, искупайтесь и пр.

Представляя себе какие-либо картинки, делайте это с удовольствием. Можно включить легкую музыку. Желательно, чтобы в это время вас никто не отвлекал.

Да, и не переусердствуйте: чрезмерное воображение может настолько погрузить вас в мир иллюзий, что социальные и бытовые темы рискуют отойти для вас на задний план.

Упражнения на развитие писательского воображения

Визуализируя предметы, мы развиваем свою творческую фантазию, ведь писателю очень важно представлять своих героев, их судьбы, дальнейшее развитие событий.

Если вы хотите заняться писательской деятельностью, но сомневаетесь в яркости своей фантазии, не переживайте: в мире нет людей, у которых не было бы воображения. Да, есть люди, которые просто не используют данный им от природы дар, и со временем он затухает, однако и они не безнадежны: приложив определенные усилия, фантазию все же можно восстановить. Для этого необходимо, в первую очередь, желание, сила воли и знание соответствующих упражнений.

  • Зажмурьтесь и вспомните какой-нибудь предмет интерьера в вашем помещении. Не приоткрывая глаз, постарайтесь назвать характерные признаки данного предмета. Когда все будет перечислено, вы можете открыть глаза и, все еще не смотря на выбранный предмет, попробуйте записать все его признаки на бумагу.
  • Вспомните какое-нибудь известное вам четверостишие. Используя его последнюю строчку, как первую, попытайтесь написать собственный стих.
  • Попробуйте написать небольшое эссе о том месте, где вы больше всего любите отдыхать.
  • Напишите статью из 400 символов о том месте, где вы мечтали бы проживать.
  • Опишите фразы, которые вы произнесли бы неожиданному гостю, который явился некстати (например, ночью).
  • Придумайте небольшой рассказ, который бы начинался фразой: «Как-то раз мне представилась возможность… однако я ею не воспользовался».
  • Составьте послание своей прошлой жизни. К примеру, обратитесь к себе, когда вам было, скажем, 7 лет.
  • Составьте короткое описание своей самой любимой в детстве игрушки.
  • Что вам далось в жизни труднее всего? Опишите это.
  • Что вам далось легче, чем вы ожидали? Опишите.
  • Напишите сказку о левом ботинке.
  • Напишите шуточный рассказ об одном дне из вашей жизни, который, по-вашему, однажды был прожит напрасно.
  • Придумайте небольшую статью, начинающуюся словами: «Если бы мне предоставили возможность кое-что изменить, я бы начал с…».
  • Выпишите себе справку о том, что вы – самый ленивый человек в мире.
  • Придумайте свою историю о красной шапочке.
  • Представьте, что вы – человек-невидимка. Опишите свои действия и реакцию окружающих людей.
  • Определите несколько своих фобий, напишите о самой главной из них.
  • В небольшой статье попробуйте описать погоду за окном.
  • Опишите в 250 словах, что бы вы делали, если бы сейчас на улице шел дождь.
  • Придумайте рассказ, что бы вы приготовили на обед своему самому злейшему врагу.
  • Есть ли среди ваших знакомых человек, отличающийся большой гордыней? Охарактеризуйте его поведение.
  • Посмотрите в окно и найдите взглядом какого-нибудь незнакомого прохожего. Напишите 150 слов, чтобы описать его внешность, профессию, хобби, придумайте ему имя.
  • Составьте список пятидесяти поступков, которые вы бы не совершили никогда и ни за что.
  • Представьте, что вы – новогодняя ёлка, и вас только что спилили. Опишите свои ощущения.
  • Придумайте рассказ, в котором должны присутствовать следующие слова: инженер-строитель, начальник, стройка, обед.
  • Придумайте монолог от имени недавно купленных дорогих часов, которые случайно выбросили на помойку.
  • Составьте список из пятнадцати причин, почему вам необходимо изучить английский язык.
  • Составьте список из десяти причин, почему школьному преподавателю было бы выгодно сменить профессию.
  • Придумайте семь фраз, которые нежелательно говорить человеку, которого только что уволили.
  • Составьте текст гневного публичного выступления, состоящего из семи коротких абзацев, начинающихся словами: «как об стенку горохом».
  • Придумайте небольшой рассказ с применением слов: священник, деньги, погреб, чайник.
  • Составьте статью на тему: «Весь мир поклоняется ложным кумирам».
  • Опишите семь причин, зачем зажиточный человек может покинуть свою родину.
  • Придумайте монолог одинокой березы, выжившей в сгоревшем лесу.
  • Составьте список наиболее весомых оправданий нечестного человека.
  • Придумайте газетную новость с применением слов: боярышник, стакан, лужайка, очки.
  • Составьте список из десяти вещей, за которые вы пожертвовали бы свои последние 10$.
  • Дополните пятью вариантами просьбу: «Будьте добры, не повредите…, потому что…».
  • Придумайте поучительную сказку с применением слов: семья, фотография, посылка, хлеб.
  • Перечислите семь поступков, за которые вам может быть стыдно.
  • Напишите рассказ в виде монолога о пироге, который поставили в духовку.
  • Представьте, что вы пришли на работу, а дверь в ваш офис заколочена. Опишите десяток самых смелых причин, почему это могло произойти.
  • Придумайте пошаговую инструкцию о том, как обучить платяную моль правилам дорожного движения.

Все задания следует выполнять в письменном виде, затрачивая на каждое как можно меньше времени (это вырабатывает спонтанное мышление).

Такие упражнения тренируют воображение, а все остальное, необходимое в писательском деле (выработка собственного стиля, композиция, сюжетное построение) требует изучения на профессиональном уровне.

Если вы все-таки чувствуете, что вашего воображения недостаточно для творческой деятельности, не переживайте: постоянные упражнения для развития воображения рано или поздно позволят вам выйти на новый, более высокий уровень.

Как говорил Эйнштейн, логика доставит вас из одного пункта в другой, а воображение способно перенести вас куда угодно. Люди с развитым воображением – это мечтатели, которые умеют наслаждаться жизнью, так как даже в самых сложных ситуациях могут придумать неожиданное решение. Вот почему очень важно развивать воображение у взрослых и не давить его у детей. Все мы знаем, как дети любят воображать, однако взрослые часто сами того не понимая, душат в зачатке такой способ мышления маленького человека. В результате вырастают неспособные к креативному мышлению люди, заурядные личности. Однако наша цель: доказать, что в любом возрасте можно развить воображение.

Что такое воображение?

Воображение — это вид творческого мышления человека, при котором он самостоятельно создает новые образы, идеи, открывает невиданные горизонты. Очень часто именно мечтатели становятся открывателями в самых разнообразных сферах жизни:

  • Сергей Павлович Королев мечтал о покорении космоса и стал ведущим разработчиком и конструктором ракет в СССР.
  • Пабло Пикассо обладал неимоверным воображением, в этом можно убедиться, глядя на его гениальные картины, которые, кстати, не все могут понять.
  • Александр Флемминг мечтал о том, что он найдет лекарство от инфекций. Так и случилось, он открыл пенициллин, избавивший многих людей от страшных болезней.
  • Великий экспериментатор Томас Эдисон осветил своей лампой накаливания весь мир. Однако этому предшествовало не только развитое воображение, но еще и неимоверно упорный труд.

Продолжать можно бесконечно, людей с развитым воображением много среди научных и творческих деятелей.

Одно из разновидностей воображения – воссоздающее мышление, благодаря которому человек «додумывает» то, чего раньше не видел, с чем не сталкивался в прошлом. В отличие от памяти, воссоздающее воображение отличается невероятной гибкостью и динамичностью.

Сложность развития воображения состоит в том, что его сложно формализовать, контролировать и подчинить какому-либо алгоритму. Однако хорошим известием будет то, что воображение имеется у каждого человека, следовательно, развить его можно в любой период времени.

Бытовые средства и упражнения для развития воображения

Чтобы воображение развивалось само по себе, следует стимулировать те участки мозга, которые отвечают за жизненный опыт. Получается, что чем больше раздражителей получает человек, тем более развито его воображение. Итак, бытовые средства для развития воображения, доступные каждому человеку:

  • Необходимо общаться с большим количеством людей.
  • Участвовать в разнообразных общественных мероприятиях.
  • Ежедневно выполнять все новые и новые дела.
  • Не нужно идти по накатанной дороге, следует выбирать неизведанные пути. Это касается не только пешеходных или автомобильных прогулок, но и методов принятия решений.

Рассмотрим 2 очень продуктивных метода, которые помогают развить воображение в любом возрасте.

Развиваем воображение путем расширения числа моделей мира

Модель мира воспринимается разными людьми по-разному, поэтому сложно говорить об объективности в интерпретации реальности. Эту формулировку хорошо отображает поговорка «На вкус и цвет товарищей нет». Однако любую модель мира можно расширить, стараясь понять точку зрения других людей и их представление о мире. В бытовом общении старайтесь поставить себя на место собеседника и увидеть мир его глазами. Экспериментируйте – сегодня вы ребенок, завтра – пожилая соседка, а послезавтра – вернувшийся из армии боец. Все эти мысленные перевоплощения позитивным образом скажутся на вашем творческом мышлении.

Чтение – скажи мне, какая твоя любимая книга и я скажу, кто ты!

Книги – это неиссякаемый тренажер для воображения. Как говорится «Книга — маленькое окошко, через него весь мир видно». Во время прочтения художественной литературы происходит визуализация образов. Для развития воображения рекомендуется выбирать детективные романы, приключения, научно-популярную фантастику. Довольно эффективно воздействует на воображение человека и поэзия. Однако любителям читать сутки напролет следует знать, что книги – это не единственный способ развития креативного мышления и воображения. Со временем заядлые читатели привыкают к получению чужих мыслей, их разум работает не в полной мере, поэтому книги необходимо чередовать с другими упражнениями. Оптимальный ритм чтения для каждого свой, как правило, полезным можно считать прочтение 1-5 книг в месяц.

Упражнения на развитие воображения при творческом кризисе

Недостаток воображения часто беспокоит творческих личностей, которые по своему призванию вынуждены постоянно работать с фантазией. Приведем несколько упражнений, которые помогут обнаружить у себя писательский талант или потренировать воображение:

  • Возьмите ручку или карандаш и красочно опишите место, в котором вы любите отдыхать.
  • Представьте себе, что к вам явился нежданный гость в 4 часа утра. Что вы ему скажите? Напишите это на бумаге.
  • Напишите небольшой рассказ на философскую тему, например о том, в чем смысл жизни?
  • Создайте послание для себя в будущем. Обращайтесь к себе через 10 лет, спрашивайте или советуйте, рассказывайте о себе и попробуйте угадать, чем вы будете заняты в будущем.
  • Найдите себе 250 вариантов занятий, если бы у вас появилась лишняя неделя.

Игровые упражнения, развивающие воображение

  • Разгадывание друдлов. Друдлы – это простые картинки, напоминающие каракули, содержащие в себе несколько интерпретаций. Человеку предлагается сказать, что он видит на изображении. Интересно, что не существует правильных и неправильных ответов. Сам процесс поиска ответа и является тренировкой.
  • Игра в слова. Стандартная игра может быть усложнена новыми правилами. Например, вам необходимо называть только те слова, обозначения которых поместятся в пятилитровый бочонок. Или называть только те предметы, которые есть в доме.
  • Описание изображений. Очень действенный метод, особенно для детей. Покажите ребенку любую иллюстрацию и попросите рассказать, что он видит. Вы удивитесь безграничному воображению маленького исследователя.
  • Взрослым очень понравится такая игра. Во время поездки в метро или другом общественном транспорте, постарайтесь придумать в уме для любого пассажира его биографию – имя, фамилию, год рождения, основные моменты жизни. Угадайте его род деятельности и хобби. Такая игра может стать отличным вариантом времяпровождения с друзьями в парке или любом другом многолюдном месте.

Компьютерные упражнения для развития воображения

Невозможно описать все приемы для тренировки фантазии человека. Сейчас большой популярностью пользуются разнообразные онлайн тренажеры, позволяющие фантазировать и развивать воображение где угодно – в поездке, в перерыве на работе, дома.

Наш сервис Brain Apps представляет серию замечательных игр, которые помогают развить воображение и креативность. Это игры из раздела «Мышление» . Также рекомендуем посетить раздел Задачи , в котором вы найдете интересные загадки с подвохом.

Помните, что воображение – это дар, которым следует пользоваться. Если вы не используете фантазию, то очень скоро можете превратиться в заурядного и скучного человека, который никому не интересен. Дерзайте!

Полноценный творческий акт – это всегда прорыв, это выход за пределы неких обозначенных ранее рамок. Это сдвиг в сознании на ступень вперед. Можно сказать, что все мы находимся в неком ментальном поле с обозначенными границами. Это, как государство со своими правилами, роль которых играют причинно-следственные связи. Так вот творчество эти границы преобразует. Ему тесно в обозначенных рамках. Ему неинтересно следовать схеме. Оно ищет потайную дверь в этом замкнутом мирке, и находит ее. Путь, где она находится, ему подсказывает воображение.

Воображение – это как некая сила, способная поднять мысль человека вверх, где видны новые горизонты, где отменяются старые правила, и устанавливаются новые.

Мы в самом начале говорили, о так называемых новых связях между объектами, которые возможны благодаря невероятным возможностям нашего мозга. Воображение устанавливает эти связи. Вернее имеет смелость не замечать старые, преодолевать их, создавая новые. Механически это выглядит так:

Получая творческую задачу обычно мозг идет по пути «наименьшего сопротивления» – он начинает выдавать варианты решения, которые «лежат» где-то на поверхности. Идя по инерции, он выдает решения, основанные на старых связях, установленных ранее. Они как бы притягивают нас. Это все, что мы уже видели, слышали ранее. Творческий механизм в данном случае не включается.

Если же человека не устраивает такой уровень решения задачи, он начинает искать вариант, личный, новый, то есть подходить к решению творчески. Решение всегда может быть неожиданным, поскольку образуются новые связи между уже известными объектами. Возникает так называемый парадокс, который известный поэт назвал «другом гения».

Как же тренировать воображение?

Конечно, нельзя не сказать, что воображение формируется в жизни человека с самого детства и всю жизнь. Чтение художественной литературы, путешествия- один из источников для развития воображения. Что касается непосредственно тренинга, то он построен на упражнениях, в которых бы преодолевалась инерция мысли, а также развивалась способность к трансформации образа объекта. Одно из упражнений представлено в виде игры, в которой могут участвовать несколько человек. Его смысл заключается в следующем. Одному из участников необходимо назвать любое слово,(например солнце) а другому назвать слово, которое бы не имело близких ассоциаций с предыдущим. Например –плоскогубцы. Следующему участнику снова необходимо преодолеть «близкую ассоциативную сеть понятий» с этим словом. Например –Антарктида. Чем меньше связей между словами, тем лучше. Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Из немногих вещей, которые остались у вас после кораблекрушения, у вас нашлась обычная скрепка. Предложите 20-30 вариантов ее «нового» использования. Попробуйте побыть изобретателем. Каждое изобретение, появившееся в истории, всегда создавалось соединением свойств и качеств, взятых от разных предметов. Например: машина и сталь = танк. Так и нам необходимо взять два предмета и сделать из них третий.Возьмите такие предметы: теннисная ракетка и бутылка, часы и брошь, зонтик и газета, светильник и кошелек, телефон и миксер. Позвольте своему воображению заглянуть в будущее. Придумайте эквивалент сегодняшних денег в будущем. Опишите исходя из этого этот футуристический мир. Если у вас есть дети, то вы знаете, что такое детская любознательность в определенном возрасте. Ответьте весьма содержательно и полно на следующие детские вопросы: Кто красит кошку в разные цвета? Почему дождь идет, а не бежит? Где хранят ключи от сердца?

В отличие от других процессов наиболее интенсивно воображение развивается, приблизительно в период от четырех до десяти лет. Если не предпринимать специальных усилий для формирования воображения, то в дальнейшем этот процесс переходит в пассивную форму (мечтания). Простой пример: предложите шестилетнему ребенку сочинить сказку или придумать новый сюжет игры, большинство детей справится с этим без особого труда. Это же задание составит существенную трудность для обычного взрослого. Однако без воображения невозможна никакая творческая деятельность. Все гениальные и талантливые люди, оставившие человечеству неординарные достижения, отличались именно высокой активностью воображения. Итак, развивать воображение — это обеспечивать мощный творческий потенциал в будущем.

Большая часть игровой активности ребенка происходит при интенсивной работе воображения. Воображение лежит в основе формирования личности, творчества, успешности учебы детей.

Развивать фантазию и творчество несложно, все упражнения на развитие воображения доставляют удовольствие и маленьким детям, и подросткам, и даже их родителям. Причем взрослым нужно учесть особенности развития воображения и его психологию. Они таковы, что творческая деятельность всегда связана с реальным опытом и накопленными знаниями. А фантазирование влияет на человеческие эмоции. Поэтому, чем богаче личный опыт и эрудиция, тем богаче творческая деятельность человека. А если он мечтает о чем-то приятном и заманчивом, то вдохновляется своими фантазиями, а вот воображая что-то страшное, может заполучить реальные страхи. Поэтому всегда нужно создавать подходящие условия для занятий по развитию воображения. Это нетрудно - главное, сделать их интересными и веселыми. Ведь это игра, во время которой дети выполняют упражнения и не замечают, что заняты серьезным делом - развитием воображения.

Американский психолог Дж. Смит выпустил книгу по творческому воспитанию детей. Книга эта интересна тем, что она особенно ярко выражает типичный подход к обучению, существующий у большинства зарубежных авторов. Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание некоторых условий, способствующих творческому развитию детей. Он выделяет четыре группы таких условий:

Во-первых, это условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

Во-вторых, это условия социально-эмоциональные, то есть создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

В-третьих, это психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

И наконец, в-четвертых, интеллектуальные условия, которые создаются путем решения творческих задач.

Роль взрослого, по Дж. Смиту, заключается в том, что он должен создать для ребенка все группы условий.

Игры и упражнения для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста.

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель: развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра - «Неоконченный рисунок».

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты - образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

Усложнение - передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый камешек должен иметь сходство с каким - либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож». Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Взрослый раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Взрослый рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

Взрослый раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка. Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко - хорошо, потому что лето и т. д.

20. Упражнение «Сказка - рассказ».

Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.