Как отучиться на проводницу. На что живут проводники? Комфорт, который мы заслужили

Простому обывателю может показаться, что профессия проводник проста и незаурядна: проконтролировал посадку пассажиров, раздал постельное белье, предложил чай, и на этом основная часть обязанностей заканчивается.

На самом деле, проводник выполняет приличный участок работы, который не заметен пассажирам поезда.

Среди проводников чаще можно встретить представительниц прекрасного пола. Скорее всего, это объясняется более мягким характером женщин и склонностью к мирному урегулированию конфликтных ситуаций. Однако с другой стороны профессия проводник что ни есть мужская. И дело здесь вовсе не в проблеме пьяных и буйных пассажиров, представьте, сколько нужно сил, что бы сложить 55 матрасов и положить их на верхнюю полку. Загрузка угля в котельный отдел для отопления вагона так же возлагается на проводника.

Обязанности проводника

В обязанности специалиста входит учет всего, что покупается в вагоне: постельное белье, чай, напитки и т.п. Так же проводник обязан поддерживать вагон в чистоте. Аккуратность, внимательность и коммуникабельность – неотъемлемые черты профессии проводник. Нужно понимать, что не все пассажиры поезда находятся в хорошем настроении и расположении духа, конфликтные ситуации не редкость, важно их спокойно урегулировать.

Во время рейса проводнику запрещается курить и употреблять алкогольные напитки. Курящим людям следует это учитывать во время трудоустройства. После рейса рабочий получает два выходных дня, один из которых зачастую уходит на сон.

Освоить профессию можно в специализированных железнодорожных техникумах: за 1,5 года имея среднее образование и за 3 года — имея базовое. Для работы в рейсах дальнего и местного сообщения достаточно получить 3-й разряд, к обслуживанию фирменных поездов международного сообщения допускаются специалисты 4-го разряда.

Карьерная лестница возможна по административной линии в железнодорожном управлении. Зарплата зависит от сезона и отработанных часов. Летом оклад выше и колеблется в районе 500-800 долларов. Размер командировочных по рейсу Москва-Хабаровск, естественно, будет отличаться от рейса Москва-Санкт-Петербург.

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии проводник

Преимущества:

  • нет необходимости получать высшее образование, обучение относительно непродолжительное;
  • подходящая работа для людей, которым нравиться дорога;
  • возможность карьерного роста.

Недостатки:

  • тяжелый физический труд;
  • сильная эмоциональная нагрузка, особенно, если в поезде буйные пассажиры;
  • работать на отечественных поездах не очень комфортно. Они давно морально устарели.

Как стать проводником

Освоить профессию предлагают следующие учебные заведения:

  • Ивановский железнодорожный колледж;
  • Железнодорожный техникум Ярославского филиала Московского государственного университета путей сообщения;
  • Железнодорожный колледж № 52.

Многие люди не совсем правильно представляют себе профессию проводника пассажирского вагона. Должностные обязанности сотрудника не сводятся к проверке билетов, раздаче постельного белья, разносу чая. Специалист должен обладать рядом навыков, чтобы обеспечить пассажирам комфортную поездку, соблюсти при этом все правила техники безопасности, снизить риски создания экстренных ситуаций. Для работы на железнодорожном транспорте необходимо получить профильное образование.

Мало кто знает, что представители профессии обладают рядом привлекательных льгот, неплохо зарабатывают, имеют шансы на карьерный рост.

Современный проводник пассажирского вагона должен выполнять самые разные действия на рабочем месте. Его трудовой день начинается задолго до отправления состава. Специалист должен посещать планерки и инструктажи, проверять обстановку во вверенном ему вагоне или в поезде, проверять наличие расходных материалов, вовремя обновлять запасы. Иногда работнику требуется осмотреть вагон на предмет наличия неполадок, вызвать бригаду для их устранения.

Примерная должностная инструкция для РЖД проводников на время движения состава выглядит так:

  • проверка билетов, размещение пассажиров в соответствии с местами;
  • обеспечение людей постельным бельем, водой, чаем, другими положенными им вещами;
  • организация высадки-посадки клиентов на промежуточных станциях, донесение информации до пассажиров о приближении к нужной станции, времени стоянки;
  • обеспечение бесперебойной работы электричества, туалета, отопления, связи с машинистом или полицией;
  • оказание первой медицинской помощи в случае необходимости;
  • обеспечение чистоты вагона, влажная или сухая уборка;
  • организация обучения стажеров, повышение квалификации неопытных сотрудников;
  • у проводника поезда международного следования есть дополнительные обязанности – обеспечение пассажиров таможенными декларациями или дорожными ведомостями, оказание помощи в их заполнении.

Через смотрителей вагонов осуществляется связь между пассажирами и полицией либо машинистом. Сотрудник железной дороги должен следить за порядком в своем вагоне, при необходимости улаживать происшествия или конфликты, объяснять клиентам причины отклонения состава от времени графика.

Требования к знаниям, личным качествам

Специалисты профиля предупреждают – мало выучиться на проводника, еще надо понимать специфику работы, осознавать уровень ответственности. Чтобы начать карьеру необходимо получить профильное образование, пройти стажировку под контролем опытного сотрудника. После этого молодого специалиста допускают к самостоятельной работе.

Проводник пассажирских вагонов должен обладать такими качествами:

  • пунктуальность, организованность, аккуратность;
  • умение правильно общаться с людьми, быстро находить с ними общий язык;
  • навыки работы в команде и самостоятельного выполнения поставленных задач без чьего-либо контроля;
  • физическая выносливость, отсутствие проблем со здоровьем;
  • способность быстро реагировать на изменившиеся условия, принимать адекватные решения, обрабатывать новую информацию;
  • стрессоустойчивость – во время поездок приходится работать с разными людьми, решать неожиданные проблемы.

Дипломированный проводник вагона, соответствующий этим требованиям, может рассчитывать на хорошую должность в РЖД, коммерческих или государственных структурах, метрополитене. При наличии амбиций он способен быстро добиться повышения, занять ответственную должность, перейти на работу в престижную компанию или министерство.

Плюсы и минусы направления

В России железнодорожная сеть хорошо развита, что является залогом востребованности проводников. Выпускник учебного заведения без труда найдет работу по специальности. При наличии желания молодой или опытный сотрудник способен продвинуться по карьерной лестнице, а заработная плата работника во многом зависит от него самого.

Вот еще несколько поводов отучиться на проводника:

  • нет особых требований к возрасту работника при наличии у него крепкого здоровья;
  • профессии проводника учат в средне-специальных учебных заведения, на курсах, в профильных школах – это существенно сокращает сроки профессиональной подготовки;
  • при наличии опыта есть возможность приступить к выполнению международных рейсов – это совсем другой уровень оплаты труда, зарубежные поездки, карьерные перспективы;
  • проводник поезда с внушительным опытом работы может рассчитывать на различные льготы, бонусы, прибавку к пенсии;
  • есть возможность самостоятельно формировать трудовой график.

Главным минусом направления считается его негативное влияние на здоровья человека. Во время поездок приходится общаться с массой людей, что чревато инфекционными заболеваниями, стрессами. Нахождение в постоянно вибрирующем составе тоже сказывается на теле не самым благоприятным образом. Не всем людям нравится система формирования зарплаты проводников. Уровень дохода зависит от количества рейсов, поэтому ездить приходится немало.

Как стать проводником

Получение базового образования по направлению «проводник пассажирских поездов» является лишь первым шагом к освоению профессии. За этим следует стажировка под контролем опытных сотрудников. Когда работник начинает трудиться самостоятельно он изначально попадает на обслуживание местных рейсов. По мере набора опыта или повышения квалификации проводник может рассчитывать на место в поездах дальнего следования, фирменных или международных составах. Люди с высшим образованием по направлению менеджмента со временем способны претендовать на должности начальника поезда, старшего смены, директора вокзала.

Где и сколько учиться

К получению профессии можно приступить после 9-го или 11-го класса. В первом случае на это уйдет не более 4 лет, во втором – менее 3 лет. С этими целями следует поступать в профильные техникумы, колледжи, училища. Российские железные дороги предлагают курсы по данному направлению, семинары для повышения квалификации. При наличии у человека высшего образования достаточно пройти специальную профессиональную переподготовку.

Зарплата сотрудника и перспективы

На то, сколько получают проводники и проводницы влияет сразу несколько факторов: стаж работы, уровень образования, количество выполненных рейсов, место службы, особенности условий труда. Работодатели могут предлагать своим сотрудникам дополнительные способы поощрения труда, чтобы их сотрудники зарабатывали больше. Особые условия предусматривают разные варианты индексации оклада или пенсии.

Специфика начисления зарплаты

Рассчитывая оклад проводника, учитывают количество отработанных им часов. Существует предел показателей, ниже которого нельзя опускаться. Также имеется верхняя планка, превышение которой нежелательно, так это может привести к недостаточному количеству времени у сотрудника на отдых. Некоторых отказываются от профессии, когда узнают, сколько получает начинающий специалист – до 25 тыс. рублей. Важно понимать, что уже через 1-2 года эти цифры способны вырасти в два раза за счет стажа, квалификации, смены места работы.

Больше всего получают проводники фирменных составов и те, кто обслуживает международные рейсы. К последним работодатели выдвигают дополнительные требования, но уровень их заработка способен составлять от 80 тыс. руб. Многое зависит от стратегии компании. Например, в РЖД предусмотрены регулярные выплаты премий по итогам года, пятилетки и так далее.

Бонусы и льготы

Соискателям профессии стоит учесть наполненность и особенности соцпакета. Он предусматривает бесплатное медицинское обслуживание по расширенным программам, прибавку к пенсии за выслугу лет, варианты бесплатного проезда на поезде по стране. Для сотрудников РЖД, метрополитена и других крупных компаний предусмотрены путевки в санатории, лагеря для детей, образовательные программы.

Проводник пассажирского вагона – интересная, перспективная, востребованная профессия. Она может быть залогом финансовой стабильности или стартом карьерного роста. Надо только правильно понимать специфику направления, адекватно оценивать собственные возможности.

Из этой статьи вы узнаете:

Проводник поездов дальнего следования – непростая, но вместе с тем невероятно увлекательная профессия! По количеству ежедневно получаемых впечатлений с ней может сравниться разве что работа бортпроводником внутренних и международных авиарейсов. Новые города и страны, великолепные пейзажи за окном, постоянное общение с интересными людьми – это ли не мечта любого офисного трудяги, поглощенного ежедневной рутиной?

Тем, кто устал от сидения на одном месте, кто жаждет свежих открытий и хочет, чтоб следующий рабочий день не был похож на предыдущий, добро пожаловать в профессию проводника поездов, для освоения которой даже не требуется наличие специального образования!

Как стать проводником

При большом желании стать проводником пассажирских вагонов может любой достигший совершеннолетия человек. Для этого ему достаточно обратиться в ближайшее железнодорожное депо, откуда его направят на трехмесячные курсы. После их окончания при условии успешного преодоления всех экзаменационных испытаний, которые включают в себя как теоретическую, так и практическую часть, выпускник получает свидетельство с присвоенной ему категорией сотрудника, обслуживающего пассажирские вагоны. Всего таких категорий 4: первые две имеют уборщики, третья присваивается всем проводникам сразу после окончания ими курсов, а четвертую они могут заслужить в процессе работы после пройденного повышения уровня квалификации. Как правило, проводникам третьего разряда доверяется лишь работа в простых поездах, а имеющим четвертый разряд доверяется обслуживание пассажиров фирменных составов.


Дальнейшие перспективы

Пройдя все квалификационные ступени должности проводника, набравшись опыта и зарекомендовав себя с лучшей стороны, можно рассчитывать на повышение до бригадира (начальника поезда). Правда, для этого еще предстоит получить высшее образование или окончить специализированные курсы. Вторым по старшинству в пассажирском составе является механик, но на эту должность могут претендовать только мужчины.

Условия работы

График работы любого проводника зависит от маршрута того поезда, к которому он прикреплен. Все рейсы условно подразделяются на местные (время в пути не более суток) и дальние (свыше этого времени). Обслуживая местное направление, проводник работает по графику 10 рабочих смен/10 выходных дней. А для персонала дальних рейсов устанавливается индивидуальный режим в соответствии с тем, сколько дней их состав проводит в пути («рабочая неделя» составляет ровно столько дней, сколько требуется для того, чтоб добраться до места назначения и обратно, и столько же дней обслуживающий персонал может провести дома).

Заработная плата проводника напрямую зависит от того, сколько часов он «накатал» за месяц. Помимо окладной части ему могут быть начислены некоторые надбавки в соответствии с районным коэффициентом, премиальные и другие бонусы.

Кроме всего прочего, проводники, как и остальные работники железнодорожного транспорта, имеют неплохие льготы, предоставляемые родным предприятием. К примеру, им оплачивается проезд от депо до станции места жительства, 1 раз в год они вместе с двумя несовершеннолетними детьми могут за счет работодателя добраться до любой точки, охваченной железнодорожной сетью, и обратно и 1 раз в год в одиночку совершить бесплатную поездку «туда-обратно» внутри своего отделения железной дороги.

Льготный проезд – не единственная привилегия, которой могут воспользоваться проводники. От профсоюза им ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в оздоровительные учреждения и льготные путевки в летние лагеря для их детей. Они могут обслуживаться в медицинских заведениях, предназначенных только для работников железнодорожного транспорта, а в случае возникновения острой необходимости предприятие-работодатель берет на себя расходы на лечение нуждающегося в помощи сотрудника.

За верность профессии раз в 5 лет проводники поощряются премией в размере 3-4 окладов, а за пенсионерами, отдавшими железной дороге свыше 20 лет своей жизни, сохраняется право на ежегодную бесплатную поездку «туда-обратно» и предоставляется возможность бесплатного проезда в пригородных поездах в пределах 150 км от станции места жительства.

Обязанности проводника


Если вы всё ещё хотите стать проводником поезда, то должны знать, что должностные обязанности проводника можно условно поделить на 2 группы. Первая связана с непосредственным обслуживанием пассажиров: помощь им при посадке и высадке из вагона, проверка проездных и личных документов, снабжение постельными принадлежностями, распространение печатной и продовольственной продукции и т. д. Кстати, на последней «коммерческой» обязанности проводников хотелось бы остановиться чуть подробней. Не стоит думать, что предлагая приобрести напитки, закуски или прессу, работающий в пассажирских вагонах персонал пытается «схалтурить»! И даже весьма навязчивые попытки сбыть продукцию не следует воспринимать как желание «навариться» за счет скучающих в пути пассажиров – все это вовсе не так! Заниматься продажей проводников вынуждает начальство, а невыполнение установленного плана выручки даже карается рублем!

Вторая часть функций проводника сводится к обеспечению чистоты и порядка в вагонах, бесперебойной работы всех технических средств и комфортных условий для пассажиров. Речь идет о таких обязанностях, как:

  • регулярная уборка внутренних помещений;
  • поддержание в вагоне определенного температурного и светового режима;
  • вынос мусора;
  • забота о пассажирах;
  • и т.д.

Кроме того, проводник несет материальную ответственность за сохранность всего доверенного ему имущества. Чайные и постельные принадлежности, внутренняя оснастка вагонов, размещенные в нем технические устройства – в случае поломки любого из объектов, принадлежащих железной дороге, проводник возмещает расходы на его ремонт из своего кошелька.

Да, работа проводника пассажирских вагонов «и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна»! Однако не будь этих терпеливых тружеников, услугами железной дороги пользовались бы только те, для кого не представляется возможным добраться до пункта назначения иным способом. Приветливый взгляд и элементарная благодарность за оказанную помощь – вот та награда, которой будет безмерно рад любой проводник! Не забудьте об этом, когда будете в следующий раз покидать вагон поезда, - скрасьте серые будни человека, проводящего вдали от дома и семьи треть своей жизни!

48.3

Для друзей!

Справка

Проводник - это железнодорожный служащий, который сопровождает пассажирский вагон в пути его следования и обслуживает пассажиров.

Описание деятельности

Деятельность проводника вагона поезда представляет собой работу с применением знаний о материально-техническом оборудовании пассажирского вагона, правилах железнодорожного движения, этикете, сервисном обслуживании пассажиров.

Трудовые обязанности

Проводник обслуживает пассажиров в пути следования поезда и обеспечивает их безопасность. Содержит внутренне оборудование вагона и съёмный инвентарь в исправном состоянии. Размещает пассажиров в вагоне в соответствии с их проездными документами. Обеспечивает безотказную работу приборов отопления, освещения, вентиляции, холодильных установок и кондиционирования воздуха. Отапливает вагоны в зимнее время. Наблюдает за работой электрооборудования, проверяет ручной тормоз. Обеспечивает пассажиров постельными принадлежностями и чаем. Получает и сдаёт в соответствующие кладовые бельё, продукты чайной торговли. Заправляет и убирает постели в пассажирских и скорых поездах дальнего следования по требованию пассажиров спальных вагонов. Составляет акты на испорченные или уничтоженные материальные ценности и взыскание их стоимости с виновных лиц в установленном порядке. Оповещает пассажиров о названиях остановочных пунктов и продолжительности стоянок поезда на них. Оказывает при необходимости первую доврачебную медицинскую помощь пассажирам. Осуществляет влажную и сухую уборку вагонов. Навешивает на вагон порядковые номера и маршрутные доски. Производит заправку твёрдым топливом, чистит топку и зольник от золы и шлака. Принимает и сдаёт по инвентарной описи и накладным внутреннее оборудование и съёмный инвентарь вагонов. В поездах международного сообщения выполняет оформление дорожной ведомости, таможенной декларации. Осуществляет контроль над выполнением установленных для пассажиров правил при следовании поезда в пограничном районе и по перегону между пограничными станциями. При обслуживании последнего вагона обеспечивает контроль над состоянием хвостовых сигнальных фонарей.

Из этой статьи вы узнаете о романтике профессии проводника и её особенностях. Оказавшись на один день за кулисами этой , вы познакомитесь с ней поближе, почувствуете притягательность путешествий и дорог.

Романтичная профессия - проводник

Однажды, будучи студенткой, я устроилась на лето проводником пассажирских вагонов. Приезжала с чемоданом на вокзал, переодевалась в униформу, принимала вагон и отправлялась в дальние края…

…Ночь.

«Ту-дух, ту-дух. Ту-дух, ту-дух…» - мерное постукивание поезда укачивает и убаюкивает. Но спать нельзя! Передо мной приборы, за которыми нужно следить. Через 15 минут - очередная станция.

И не важно, что на часах уже 3 часа ночи. Пассажиры спят. В вагоне – полумрак и тишина.

«Пффффф» - вздыхает поезд и тормозит. Открываю двери, выхожу на платформу, проверяю буксы (не горячие ли).

Ну как дела? – спрашивает Ксюша, проводник из соседнего вагона.

Все хорошо!

Заходи минут через 10, чайку попьем!

Небольшая станция, где-то в Ростовской области. Тихо, пустынно, немного холодно. Постукивает дорожный рабочий, проверяя рельсы. Голос из громкоговорителя напоминает, что «поезд 347 «Челябинск-Адлер» отправляется через 5 минут».

Где-то вдалеке гаснут огни в домах. Этот маленький, неведомый мне городок, живет своей жизнью…

Состав предупредительно вздыхает «Пффф», отвлекая меня от размышлений.

Захожу в вагон, поднимаю лестницу, трогаемся…

Ночные и дневные дежурства

Ночные дежурства – самые приятные. Обычно после 3-х часов ночи, когда станции встречаются уже очень редко и по вагонам перестают ходить проверяющие, мы собираемся с друзьями-проводниками, такими же , как и я, пьем чай, болтаем, тихонько смеемся, чтобы не разбудить пассажиров... И время пролетает незаметно…

…День.

Дневное дежурство – это совсем другая история.

Оживленные, шумные станции. Повсюду снуют местные продавцы:

Дыни, пассажиры, дыни!

Ягоды! Покупайте ягоды!

Пиво, рыба, раки!

Пассажиры, дружно вывалившись из вагона, разгуливают по платформе, разминая затекшее тело, что-то покупают, дышат свежим воздухом. Постоянно меня спрашивают:

А сколько поезд стоять будет? А когда следующая станция? А эта как называется? А на следующей сколько стоим?

Уже все, заходим! – предупреждаю я, - Через 5 минут отправление!

Пассажиры послушно идут в вагон.

А туалет когда откроете?


Задачи проводника вагона

В наши задачи входило: открывать и закрывать туалеты за 15 минут до станции и через 15 после нее («санитарная зона»), выносить постоянно накапливающийся мусор, дважды в день проводить влажную уборку вагона. Следить за контрольными приборами. Заполнять специальные документы при поступлении новых пассажиров. Выдавать постельное белье. И даже продавать чай, кофе, газеты и другую продукцию.

Работы днем много. Только присядешь – заходят пассажиры:

А у нас окно не открывается!

Включите кондиционер! Жарко!

А где здесь вагон-ресторан?

Выключите кондиционер, холодно!

Мне стакан, пожалуйста! И ремни, чтобы с полки не упасть!

В поездах ездят самые разные люди. Много семейных пар с детьми, бабушек с внуками, веселых компаний, молодежи…

К счастью, мне почти все время «везло» на пассажиров. Каких-то буйных, «пакостящих», привередливых, скандальных - не встречалось. Наоборот, попадались очень хорошие, добрые, отзывчивые люди!

Постоянно чем-нибудь да угощали – то кусок пирога принесут, то конфеты, то яблоки. С пониманием относились к возникающим сложностям в пути – не работающим кондиционерам, не открывающимся окнам... Порой даже помощь свою предлагали!

Романтика дорог и профессия проводника ходят рядом

…Вечер.

Поезд вновь выстукивает свой ритм. За окном – угасает красное солнце, медленно погружаясь в море…

Море. Оно прекрасно! Сегодня мы даже успели в нем искупаться! Недолго, какой-то часик, но мы были на море! Мы отдохнули, полежали на солнышке, поели чучхеллы, прошлись мимо сувенирных лавочек, прикупив себе что-то на память.

Наши предыдущие пассажиры, с которыми мы за 3 дня очень сдружились - остались отдыхать, а мы «приняли на борт» новых - отдохнувших, загоревших, уставших.

На работу вышла моя сменщица Таня, а я иду в купе проводников – отсыпаться!

Еще три дня и мы тоже будем дома! Сможем поесть настоящей еды, нормально помыться, поспать, погулять... Хотя ощущения покачивания и стук колес будут преследовать еще очень долго...