Как общаются глухонемые люди? Особенности глухих, которые мы должны понимать Правила общения с глухим ребенком

Все мы каждодневно, ежеминутно с кем-то беседуем – по телефону, в личной беседе, в компании друзей или деловых партнёров и так далее. И при разговоре с людьми, мы соблюдаем правила и этику общения. Для комфортного общения с глухими или слабослышащими людьми тоже стоит придерживаться правил и этики общения. Как? Сейчас я вас и познакомлю с этими правилами. Тут ничего сложного, но как упростит общение и самим глухим или слабослышащим, и слышащим людям. Итак:

1.Человеку с нарушенным слухом мешает восприни¬мать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, ко¬торые плохо слышат, будет трудно общаться в боль¬ших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

2.Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

3.Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты - разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ - написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…»

4.Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

5.Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

6.Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т. е. часто употребляемые в речи). По возможности избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям

7.При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями - они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти недоступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, иро¬ничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл - запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

8.Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

9.Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другому, перефразировать предложение.

10.Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

11.Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Я думаю, что эти правила не так сложно запомнить. Они помогут сделать общение комфортным. Ведь для глухих и слабослышащих людей так важно общение и чтобы оно приносило удовольствие, а не напряжение.

Каждый из нас однажды задумывался о том, на сколько, мудро и креативно подошла природа к процессу создания человека. Мы воспринимаем мир благодаря 5 сенсорным системам: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус . Они являются нашими верными «поводырями», ведь, без их помощи мы вряд ли смогли бы полноценно познавать окружающий мир.

Учёными доказано, что недостаточное функционирование, хотя бы одного анализатора компенсируется усилением функций других рецепторов. Глухие люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или же не слышат вообще.

Они не с дефектом, просто немного иначе воспринимают мир нежели мы. Возможно, причиной патологии был сбой в генетическом коде, вредные привычки родителей, осложнения во время родов, перенесенные в детстве инфекционные заболевания, воздействия чрезмерного шума или же старения.

И так, что же такое «этикет»? Этикет – это нормы и правила поведения людей в обществе. То есть, это индикатор, который указывает на степень воспитания и образованности человека, как единицы общества. Для того чтобы найти общий язык, необходимо следовать неким этическим правилам общения с глухими людьми .

Давайте рассмотрим эти правила.

1. Попытайтесь понять, что же хочет вам донести человек

Не брезгуя, не насмехаясь и не кривясь. Искренне понять. Ведь ему так же тяжело донести информацию, как и вам растолковать его знаки. Для этого нужно запастись терпением и постараться найти подход.

2. Используйте азбуку жестов

В словаре глухонемых насчитывается около 2 000 жестов.

Для того чтобы людям было проще общаться создали «язык глухих» (его еще называют армсленг и жестуно ). С его помощью можно свободно освоить основы мимики. В словаре глухонемых насчитывается около 2 000 жестов. Только для того чтобы правильно их использовать необходимо обучиться специальным навыкам. Ведь вы не просто воспринимаете информацию, а считаете мысли другого человека без слов.

3. Примените технику чтения по губам

Это довольно-таки сложно и требует квалифицированной подготовки. Кроме того, чтение с губ требует большой концентрации, и может быть чрезвычайно утомляющим.

4. Переписка

Если же попытки найти общий язык увенчались неудачей, попробуйте написать записку.

Нужно с уважением относиться к «глухим» людям. Они особо нуждаются в понимании и поддержке. Только не стоит путать эти чувства с жалостью. Ведь чем больше её в жизни, тем меньше желания бороться с трудностями.

Дорогие друзья! Сегодня мы поделимся с вами полезной информацией об особенностях общения с глухими и о жестовом общении глухих. Эти сведения, надеемся, будут полезны слышащим руководителям и переводчикам ЖЯ тех поместных общин, где есть неслышащие прихожане. Информация взята из брошюры «Что вы хотели знать о глухих», изданной в 2014 году ОООИ «Всероссийское общество глухих».

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ГЛУХИХ

Многие глухие, особенно молодые люди из крупных городов, не считают себя инвалидами. Они считают себя особой группой, у которой есть свой язык, культура, история, свои правила поведения и этика общения.

1. Есть много способов общения с людьми, которые плохо слышат (голосом, жестами, переписка на бумаге). Если Вы не знаете, что предпочесть, спросите у них.

2. Ваше лицо должно быть обращено к глухому собеседнику, должен быть контакт «глаза в глаза». Ваше лицо и рот не должны быть прикрыты руками, лицо должно быть хорошо освещено.

3. Не следует кричать и очень повышать при разговоре голос. Главное - говорить спокойно и четко, короткими, простыми фразами.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать своё предложение. Используйте общие жесты, пантомиму. Убедитесь, что Вас поняли и не стесняйтесь переспросить, понял ли Вас собеседник.

4. Если Вы видите, что Вас не понимают, то лучше написать глухому собеседнику то, что хотели сказать. Но не следует писать и говорить одновременно, ведь неслышащий не видит в это время Вашего лица и губ. Однако надо помнить, что для ряда глухих письменное общение также может представлять проблему, ведь для некоторых из них русский язык не является родным языком.

5. Если Вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин или адрес - передайте ее в письменном виде.

6. Для переписки можно воспользоваться мобильным телефоном, планшетом и т.п.

7. У большинства неслышащих людей «глухой» голос, искажена речь, нечеткие звуки при произношении, неточная интонация, неверные ударения в словах. Но ведь они не могут слышать и контролировать свою речь! Не отмахивайтесь от глухого собеседника сразу, попросите его повторить и тогда сможете понять, что он хочет от вас. У многих позднооглохших или слабослышащих очень внятная и разборчивая речь, иногда с «иностранным акцентом», но это не значит, что они Вас хорошо слышат. И если Вы не поняли, можно попросить глухого написать его вопрос.

8. Если Вы общаетесь с глухим через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику. Не стоит вовлекать в беседу самого переводчика или вообще переключаться на него. Старайтесь избегать фраз, обращенных к переводчику, таких как: «Скажите ему», «Я вам расскажу, Вы потом переведете».

Общаться между собой устной речью в присутствии глухого не этично. Если невозможен синхронный перевод, хотя бы объясните глухому, о чем Вы беседуете.

9. Способы привлечения внимания глухих:

Можно использовать махание рукой, но не перед лицом;

Можно также помигать светом в помещении;

Можно топнуть несколько раз по полу в помещении, при условии, что пол деревянный, а не кафельный;

Можно ударить пару раз по предмету (например, по столу);

Если глухой находится очень далеко, можно попросить другого человека привлечь его внимание;

Если глухой находится близко от Вас, но не смотрит на Вас, надо дотронуться до его плеча или руки выше локтя, похлопать по плечу, руке.

10. Если вы услышали какой-то звук, например звонок телефона в другой комнате, предупредите глухого об этом и только тогда уходите.

11. Если вам необходимо пройти сквозь группу глухих, разговаривающих на жестовом языке, не стоит пролезать между ними, пригнувшись, пытаясь «просочиться незаметно», лучше просто быстро пройти.

12. Когда глухой задает вопрос, не нужно давать уклончивые ответы, - дайте четкий ответ. Но когда глухой просит Вас рассказать о каком-то событии, он ожидает услышать подробный рассказ, а не несколько слов-отговорок.

ЖЕСТОВОЕ ОБЩЕНИЕ ГЛУХИХ

1. Русский жестовый язык

Вы, конечно, видели, как глухие общаются между собой на жестах. Это и есть русский жестовый язык (РЖЯ). Это не пантомима, не мимика, а полноценная, сложная лингвистическая система, со своими правилами, во многом отличными от грамматики русского языка. Один жест представляет собой символ, выражающий определенное понятие (одно или несколько слов).

Жестовый язык - самостоятельная и существенно отличающаяся от словесных языков система, обладающая своеобразной, богатой и сложной по структуре лексикой и грамматикой, разнообразными способами выражения смыслов и отношений между смыслами. Это факты современной науки.

Галина Зайцева, сурдопедагог, профессор

2. Калькирующая жестовая речь

Есть еще и другая форма общения, которая называется калькирующей жестовой речью (КЖР), здесь просто под слова русского языка подставляются жесты и получается такая видимая форма устной речи. Калькирующей жестовой речью часто пользуются позднооглохшие или слабослышащие люди, переводчики, которые не смогли овладеть настоящим жестовым языком.

3. Дактилология

Дактилология - алфавит, в котором каждая буква воспроизводится пальцами руки (рук). Дактилология служит глухим вспомогательным средством общения, в частности, для передачи имен собственных, некоторых терминов.

Над статьей работали: Светлана А., Т.Б., Сергей С.

При подготовке этой статьи для сайта были использованы материалы брошюры, изданной в 2014 году ОООИ «Всероссийское общество глухих» - «Что вы хотели знать о глухих»/ Авторы-составители А. Комарова и В. Паленный.

Привлеките внимание другого человека, прежде чем начать общаться или заговорить с ним. Установите зрительный контакт. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание. Но вы должны быть внимательными и не тыкать людей, так как среди глухих это считается невежливым, поэтому слегка касайтесь людей, которых вы не знаете. Лучше всего дотронуться до плеча, несколько раз слегка нажав на него.

Оставайтесь для них в поле зрения. Старайтесь, чтобы ваши глаза были на том же уровне, что и у них (сядьте, если человек сел, встаньте, если человек встал, компенсируйте большую разницу в высоте), вы должны находиться от него немного дальше, чем обычно (3-6 фунтов, 1-2 метра). Это необходимо для того, чтобы увидеть все жесты. Если вы находитесь в помещении, то убедитесь, что достаточно света и собеседник хорошо вас видит. Если вы находитесь на улице, встаньте лицом к солнцу, чтобы на него не падала тень, и не было бликов.

Поздоровайтесь нормальным голосом и тоном. Шепот или крик будут искажать ваши губы, и собеседник может не понять, что именно вы говорите (многие умеют читать по губам в определенной степени). Аналогично, если вы ускоряете движения рта, то вас будет труднее понять, чем, если бы говорили нормально. Повышение голоса помогает только, если человек плохо слышит, но у этого способа есть негативные стороны такие, как привлечение постороннего внимания, и человек, с которым вы общаетесь, будет неловко себя чувствовать. Если вы видите, что человек не умеет читать по губам, вы можете с ним общаться с помощью блокнота и ручки. Напишите приветствие, свое имя и вступление.

Продумайте суть того, что собираетесь говорить. Как только глухой установит суть разговора, ему будет проще вас понять. Не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту. Остановитесь и спросите, понимает ли он вас. Pause often and ask if they are following you.

Установите зрительный контакт. Вы, наверное, не понимаете, как много они общаются при помощи ваших глаз и мимики. Если у вас есть очки, снимите их. Если вы можете применить мимику, чтобы обозначить точку (улыбка, движение глаз и бровей), сделайте это.

Используйте жесты и визуальные подсказки. Остановитесь или задержитесь на любом предмете, о котором вы говорите, дождитесь, пока человек не посмотрит на вас, а затем продолжайте разговор. Вы также можете употреблять мимические действия такие, как употреблять алкоголь, прыжок или еда, чтобы проиллюстрировать свои слова. Поднимите пальцы, чтобы показать цифры, строчите в воздухе, чтобы показать, что вы пишите письмо и т.д.

Будьте вежливыми. Если вас отвлекают вещи, которые глухой может не заметить, такие, как телефонный звонок или стук в дверь, объясните, почему вы отвлеклись. Не шутите над их слухом (в их присутствии), не прерывайте общение после того, как вы узнали, что он глухой. Не показывайте раздражения после того, как вас попросили повторить. Позвольте ему высказать свое разногласие, словно вы общаетесь не с глухим другом. Среди глухих есть хорошие и плохие люди, так же как и среди хорошо слышащих. Относитесь к ним вежливо, и вы будете выглядеть прилично.

Выучите язык жестов. Для более полноценного общения с глухими людьми, которые лучше общаются жестами, чем словами, изучите язык жестов. Язык жестов – это обычный язык со своими грамматическими и синтаксическими особенностями. Например, американская фраза «я даю вам» это одно слово, или знак, в Американском Языке Знаков (АЯЗ). В большинстве стран есть свой язык жестов. Эти языке сильно отличаются друг от друга, в зависимости от географического положения (например, Британский язык жестов сильно отличается от АЯЗ). Многие местные колледжи, университеты или местные организации глухих предлагают обучение для всех уровней знаний.

Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь.

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».


smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к. глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан. В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) — руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии. Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).


Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.