Как избавиться от компьютерной зависимости у подростков и детей: советы психолога. Зависимость от компьютерных игр (игромания) Как отучить подростка от компьютерной зависимости

В XXI веке сложно представить себе жизнь без компьютера. Виртуальная реальность прочно обосновалась у нас дома, и каждый день захватывает в свой плен все новых и новых людей. Нас привлекают невероятными возможностями, фантастическими перспективами. Когда увлечение играми и Интернетом переходит рамки разумного, когда человек не ест, почти не спит, и происходящее по ту сторону монитора становится для него важнее того, что вокруг, можно говорить о болезненной зависимости. Врачи называют это компьютерной зависимостью, игроманией. Особенно тревожно, если пленником виртуальной реальности становится ребенок.

Все начинается обычно по одному сценарию. Мамы и папы в надежде получить час-полтора свободного времени дают малышу в руки планшет или телефон. Отпрыск занят, в доме тишина, взрослые довольны. Потом подросший ребенок осваивает Интернет и понимает, что там гораздо интереснее, чем в обычной жизни. А еще через несколько лет родители не знают, где искать помощи, что делать с навязчивой тягой чада к высоким технологиям.

И опасения их небеспочвенны: ребенок не интересуется учебой, не хочет гулять с друзьями во дворе, не мечтает поехать летом на море, не помогает по хозяйству, а порой забывает поесть и плохо спит.

Давайте вместе попробуем разобраться в том, что такое компьютерная зависимость у детей и подростков – болезнь или просто увлечение? Что делать, чтобы не допустить ее появления? И что делать, если ваш ребенок уже зависим от виртуальности?

Диагноз или увлечение?

Единого мнения на этот счет пока нет. Международная классификация болезней не содержит диагноза «компьютерная зависимость», хотя ежегодно поднимается вопрос о включении этого термина в список. Но многие врачи склонны считать зависимость от компьютера именно заболеванием, наравне с алкоголизмом и наркоманией. В Германии провели эксперимент, в ходе которого двум десяткам человек показывали скриншоты из любимых компьютерных игр. Реакция людей оказалась идентичной той, какая наблюдается у алкоголиков и наркоманов, когда им показывают бутылку спиртного или дозу наркотика.

По статистике, 12 из каждых 7000 человек зависимы от онлайн компьютерных игр. 19 % из 250 миллионов пользователей Facebook признались, что чувствуют игровую зависимость.


Многие врачи настаивают на том, чтобы включить компьютерную зависимость в список серьезных заболевний

Самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. В 2005 году в Китае умерла от истощения девочка-подросток. Она несколько суток играла в World of Warcraft. Годом позже в Башкирии от эпилептического приступа, развившегося на почве многосуточной игры за компьютером, скончался 17-летний парень. Печальную статистику можно продолжать и дальше, ведь такие случаи в последнее время происходят все чаще.

Не секрет, что переигравшие в кровавые «стрелялки» школьники могут устраивать побоища и в реальной жизни. Расстрелы и резню эпизодически устраивают американские и японские школьники.


Увлечение компьютерными играми само по себе не опасно. Но когда оно переходит в зависимость? Основные признаки того, что ваш ребенок – игроман или жертва интернет-зависимости:

  • Он стал меньше общаться на отвлеченные темы . Все разговоры - вокруг любимой игры.
  • Его не интересует учеба, он перестал посещать секции, или делает это крайне неохотно.
  • Все свободное время ребенок проводит за компьютером. Любые попытки заставить его выключить технику приводят к скандалу. Попытки родителей ограничить время за монитором вызывают у ребенка приступы плача, ярости, истерики.
  • Ребенок стал более раздражительным, у него часто и без причины меняется настроение – от возбужденности он легко переходит к депрессивной хандре.
  • Он не умеет контролировать свое время, проведенное за компьютером. Говорит, что поиграет два часа, а просидеть может гораздо дольше.
  • Ребенок перестал следить за собой - без напоминания он может забыть умыться, почистить зубы, переодеться.
  • У него не осталось друзей. Он почти ни с кем не общается.
  • У вашего чада «пробелы в памяти». Страдает краткосрочная память, он может не вспомнить, что говорил или обещал несколько часов назад.

Если вы в этом списке обнаружили хотя бы три совпадения, это повод принять срочные меры. В интернете сейчас существуют специальные тесты, позволяющие после заполнения анкеты понять, насколько велик риск развития компьютерной зависимости. Они во многом субъективны, и не позволяют провести стопроцентную диагностику, но общее представление о проблеме составить помогут.


Если при разлучении с гаджетом ребенок закатывает истерики - это явный признак компьютерной зависимости

Причины

За компьютером любят посидеть почти все дети. Но почему у одних развивается зависимость, а у других- нет? Почему одним детям легко провести коррекцию поведения, а другим – трудно? Все дело в личных особенностях вашего отпрыска – в его темпераменте, уровне самооценки, типе организации нервной системы.

Если подросток не уверен в себе, у него мало общения вне дома – с огромной долей вероятности он может стать зависимым от онлайн-общения. Там он найдет то, чего ему недостает в жизни.

Дети с высоким уровнем тревожности, страхами часто «подсаживаются» на героические компьютерные эпосы. Им нравится идентифицировать себя как всемогущего персонажа игры, который одной левой убивает полчища монстров. В этом случае ребенок как бы компенсирует недостаток смелости и решительности в реальности.

Разработчики игр все это отлично знают, и с каждым годом все более совершенствуют свой продукт – качественный звук, 3D- графика, эффект присутствия… Все создается для того, чтобы внутри игры человек чувствовал себя «по-настоящему». Детская психика более лабильна, их легче увлечь, чем взрослых, они быстрее верят в происходящее. Именно поэтому на каждого взрослого, страдающего компьютерной зависимостью, в нашей стране сейчас приходится более 20 детей с такой же проблемой.

Что происходит на самом деле? Ребенок перестает воспринимать мир таким, как раньше. По мере развития компьютерной зависимости, он утрачивает лучшие человеческие качества – сопереживание, любовь, честность.


Больше всего зависимости от гаджетов подвержены:

  • Дети, страдающие от дефицита внимания. Им мало уделяют времени родители, а потом их игнорируют и сверстники. Лучшая профилактика в этом случае – любовь и участие в жизни ребенка.
  • Дети - холерики и дети - меланхолики. Их мировосприятие и без компьютеров особенное. Ребята с такими темпераментами легче других «вживаются» в предлагаемые обстоятельства.
  • Дети из «проблемных» семей. Речь идет о семьях, где практикуется домашнее насилие- скандалы, побои, принуждение к чему-либо. И даже если жертвой насилия является другой член семьи, ребенок будет психологически стремиться совершить побег из этой, некомфортной реальности в иную. Почему бы не в виртуальную? То же частично касается и семей, где недавно произошел развод родителей, и ребенку пока еще трудно принять перемены.
  • Дети, не приученные беречь время. Если малыша с детства не научили рационально распоряжаться своим временем, то к 10-12 годам у него появляется слишком много свободных минут и часов. Он искренне полагает, что обязанность убрать комнату или вынести мусор можно отложить на потом. В виртуальности куда интересней проводить время. Без родительского контроля такие дети палец о палец не ударят по хозяйству, но за компьютер будут садиться с большим удовольствием.
  • Дети, страдающие комплексами. Девочке, которой не нравится собственная внешность, в компьютерной игре выпадает шанс стать красавицей-воительницей. Застенчивому и робкому мальчику удается побыть героем - победителем. Игра заполняет пустоты в душе ребенка, и постепенно он перестает быть собой, но становится персонажем игры.


Если не уделять ребенку достаточно внимания, у него вероятно развитие компьютерной зависимости

Последствия

Компьютерная зависимость может привести к весьма плачевным последствиям:

  • Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться.
  • Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения.
  • Сложности с обучением, отсутствие мотивации.
  • Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного, в том числе и законом. Как следствие – ребенок может стать преступником.
  • Заболевания: гастрит , нарушение осанки , геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость , дисплейный синдром.

Помощь

Существует несколько способов помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости. Но следует учитывать степень пристрастия. В некоторых случаях родители могут помочь своему чаду самостоятельно, а в некоторых нужна помощь специалистов.


Разговор - первый шаг для избавления от компьютерной зависимости у малыша

Воспитательная беседа

Отличный способ на самой начальной стадии зависимости. Он важен, чтобы понять причины пристрастия. Почему ребенку по ту сторону монитора лучше, чем с вами? Самая распространенная ошибка – начать читать лекции о вреде компьютера, скандалить и взывать к совести ребенка. Это все будет лишь раздражать его. Попробуйте стать «соратником».

Проведите вечер вместе с отпрыском в его любимой игре. Поиграйте с ним, пообщайтесь. Пусть он расскажет вам обо всех персонажах и их возможностях. По ходу виртуальных приключений аккуратно выпытывайте у ребенка, почему ему нравится быть этим героем, а не другим? Зачем ему столько оружия? С кем он борется? Контакт будет налажен, возможно, не с первого раза. Но когда вы для себя поймете, что привлекает сына или дочь в игре, то сможете спланировать его досуг несколько иначе, включив в него то самое, недостающее.


Скандалы и ругань - ваши главные враги в борьбе с зависимостью

Психоанализ

Сегодня это самый распространенный способ борьбы с компьютерной зависимостью и у детей, и у взрослых. Опытный психоаналитик поможет вскрыть истинные глубинные причины ухода в иной, виртуальный мир. Порой уже после одного сеанса специалист безошибочно определит, какие семейные проблемы, личные комплексы, моральные травмы толкают ребенка в иное пространство и измерение. Родителям желательно участвовать в терапии.

Если взяться всей семьей с искренним желанием что-то изменить в своей жизни, то результат будет положительным. Главное условие- родители должны быть готовы внести перемены в свой собственный образ жизни, в свои привычки и характер. Услуги психоаналитика не слишком дешево обходятся. Но этот метод эффективен, когда зависимость давно перешагнула начальную стадию.


Гипноз

Лечить компьютерную зависимость при помощи гипноза психотерапевты начали около десяти лет назад. Опыт наработан достаточный. Гипнолог вводит ребенка в транс (с согласия родителей) и аккуратно дает ему психо-установки на безразличие к компьютерным играм и общению в Интернете. Примерно так кодируют алкоголиков.

Однако не стоит думать, что гипноз – это панацея. Во-первых, не все люди поддаются гипнозу, а во-вторых, симптомы зависимости могут исчезнуть, но вот их скрытые причины останутся. И тогда ребенок, из жизни которого ушли компьютерные игры, начнет заполнять пустоты чем-то другим. Не факт, что чем-то хорошим и полезным. На смену компьютерной зависимости могут прийти другие патологические состояния – от воровства до наркотиков.


Гипноз оказывается эффективен не во всех случаях

Медикаменты

Нередко для избавления от компьютерной зависимости (особенно на «запущенных» стадиях) используют медикаментозное лечение. Препараты, которые отпускаются строго по рецепту, назначает врач. Обычно, это происходит в случае выявления у ребенка расстройств личности, депрессии, тревожного состояния. Специалист назначает антидепрессанты , седативные препараты.

Надо сразу сказать, что одними таблетками и уколами от компьютерной зависимости избавиться нельзя, поскольку они лечат опять же последствия, а не причину. Как ни крути, а без психологической помощи и реабилитации здесь не обойтись. Да и употребление психотропных препаратов никогда еще не приносило большой пользы детскому организму.

  • Если вы обнаружили у ребенка компьютерную зависимость, не впадайте в панику. Вы можете испугать его своей реакцией и еще глубже загнать в отрешенное состояние. Проанализируйте ситуацию и составьте план выхода из нее.
  • Не кричите, не обвиняйте своего ребенка. Он не виноват. В конце концов, не мы ли сами, дали ему однажды в руки гаджет, чтобы занять его на некоторое время? Возьмите ответственность на себя, и запаситесь терпением. Компьютерная зависимость быстро не отступает.
  • Найти удачное время для беседы с вашим сыном или дочерью. Ищите причину его добровольного ухода в виртуальность.
  • Предложите ребенку интересные способы провести досуг. Помните, они должны быть созвучны с причиной зависимости. Если робкий ребенок увлекся играми, чтобы почувствовать себя всесильным, отдайте его в секцию бокса, карате, организуйте прыжок с парашютом. Если подростку не хватает острых впечатлений в повседневности, предложите вместе в выходной пойти и поиграть в пейнтбол или принять участие в интерактивном квесте в реальности. Сейчас они распространены. Там ребенок сможет почувствовать себя все тем же героем, но уже по-настоящему. Если у сына или дочки проблемы с общением, запишите ребенка в театральную студию, на танцевальные курсы, куда угодно, где действует принцип «мы - команда».


Дарите своему ребенку яркие впечатления и незабываемые моменты!

  • Ставьте перед зависимым ребенком цели. И постепенно приучайте его ставить цели самостоятельно и идти к ним.
  • Не стоит запрещать ему садиться за компьютер или отбирать у него гаджет, пытаясь силой отучить от планшета. Это вызовет агрессию и обиду. А эти чувства не способствуют установлению контакта.
  • Обозначьте ребенку круг его обязанностей . Уроки, уборка, выгул собаки, вынос мусора. Не бойтесь перегрузить его. От дел по хозяйству еще никто не умирал. Поощряйте за сделанное, но только не дополнительным временем за компьютером. Систему поощрений установите сами. Что это может быть? Небольшие деньги, которые ребенок сможет копить на кроссовки своей мечты или что-то другое, что ему хочется.
  • Компьютерная зависимость стремительно молодеет. Если 10 лет назад ею страдали 14-16-летние подростки, то сейчас можно встретить мам, которые жалуются, что не могут выгнать из-за монитора своего 4-5 летнего малыша. Если ребенку еще нет 10 лет, постарайтесь строго дозировать время, проведенное в игре. Желательно, не более получаса в день. А лучше всего найти альтернативное занятие, компьютер не лучшая игрушка для маленьких детей.
  • Будьте готовы меняться сами. Вместе с ребенком вы будете прыгать с парашютом, осваивать роликовые коньки, ходить на рыбалку или на танцы. Помните, что в одиночку ему с зависимостью не справиться.
  • Не расслабляйтесь. Как при лечении алкоголизма или наркомании, у пациента могут случаться рецидивы, срывы. Вот-вот, казалось бы, удалось ребенка отвлечь от «танчиков» и «войнушки», но вы поссорились, и он снова отдаляется, пытаясь скрыться в игре.


Врага нужно знать в лицо

Родителям, чьи дети чрезмерно увлечены Интернетом и играми, нужно обязательно знать, какие игры вызывают самую сильную зависимость и калечат психику.

В этом списке, по мнению специалистов, The Sims, хоррор Five Nights at Freddy’s, Second Life, Prototype, Left 4 Dead 2, Fallout 3, Splatterhouse и World of Warcraft. В последнее время дети и подростки с головой уходят в «World of Tanks ».

«Танки» не столь кровавы, как «Splatterhouse», где оторванные конечности, содранная с врагов кожа - это норма, а не изуверство, но есть в них свои нюансы. Игра в «Танки» требует денежных вложений – ведь технику нужно улучшать («прокачивать») . Где ребенок возьмет деньги? Правильно, у родителей. А если не дадут, то может украсть и у посторонних, поскольку желание иметь самый крутой танк в этот момент сильнее здравого смысла. Я видела взрослых мужчин, которые большую часть своих доходов «вкладывают» в танки, не задумываясь о том, что у них семьи, дети, обязательства. Что же говорить о подростках? Не пожалейте времени, поинтересуйтесь, во что играет ваш ребенок, попробуйте сыграть сами, максимально узнайте врага в лицо.


Если у ребенка интернет-зависимость, начеку нужно быть каждый день. Мошенники, педофилы, извращенцы всех мастей в последнее время подстерегают детей не в подворотне у дома, а в Интернете. Посмотрите, в каких группах в социальных сетях состоит ваш ребенок. Не попал ли он в так называемую группу смерти? Это сообщества, где подростков готовят к совершению суицида. Нет ли среди его контактов незнакомых вам взрослых людей?

Было бы несправедливо все без исключения компьютерные игры записать во вредоносные. Безусловно, есть обучающие игры, развивающие логику, мышление, память.

Так, мой старший сын в свое время изучал английский алфавит. Ему в этом помогал Винни-Пух из игры с пометкой 3+. Когда я заметила, что сынок в 3 классе вместо уроков сосредоточенно уничтожает из дробовика очередную партию окровавленных зомби в «Left 4 Dead», а на вопрос, куда пойдем в выходной, отвечал: «А можно я дома останусь?», вопрос был поставлен ребром – или сейчас, или никогда. Сын к тому моменту, к слову, весил под 70 кило, страдал ожирением первой стадии, и ни в какие секции ходить не хотел в принципе. Стоило отвернуться, как он хватал свою тарелку с ужином и шел есть за компьютер. В качестве подарка к праздникам просил новую игру или очередной диск с продолжением игры…

Так я привела его в кадетскую школу, где он надел военную форму, научился бегать и подтягиваться, прыгать с парашютом и разбирать автомат Калашникова. Поначалу, капризничал, конечно, неимоверно, страдал и сетовал. Когда в пятом классе он заявил, что будет военным, мы почти и не удивились. Сейчас ему 17. Он с отличием заканчивает Ставропольское президентское кадетское училище. Изучает три иностранных языка. Этим летом намерен поступать в высшее военное училище. Его мечта - стать разведчиком.

Ровесников, которые свободное время проводят за компьютерными играми, называет не очень печатным словом и удивляется, как он сам мог столько времени сидеть за компьютером. Сейчас я благодарна судьбе, что смогла вовремя разглядеть симптомы начала зависимости, и быстро ее блокировать. Сейчас приглядываюсь к среднему сынишке. Пока о зависимости речи не идет, но я всегда наготове.


Вовремя распознав зависимость от виртуальных игр у ребенка, можно спасти его будущее

Другие крайности

Однажды мне позвонила старая знакомая и разразилась долгим и подробным текстом на тему «Как жить дальше?». Мол, «этот оболтус» ничего в жизни не добьется, потому что кроме «компа» ему ничего не надо. Он там проводит все свое свободное время и слышать ничего не желает. Речь шла о ее 13-летнем сыне. Мое воображение сразу нарисовало самые мрачные образы, и я пообещала заехать на днях и поговорить с подростком.

Миша меня встретил унылым подобием улыбки. Было видно, как он измучен постоянными упреками и даже истериками со стороны мамы. Я подошла к столу и, к удивлению, обнаружила на нем книги по программированию и графическому дизайну. Нескольких вопросов хватило, чтобы понять – ребенок не играет за компьютером. Он за ним работает. С большим трудом мне удалось убедить его хоть немного сократить время пребывания за монитором, а подругу - оставить подростка в покое. Сейчас Миша учится в университете, скоро станет программистом. Уже является получателем президентской стипендии и завсегдатаем всевозможных IT – мероприятий и слетов всероссийского масштаба.


Вывод – не спешите навешивать на ребенка ярлыки «игроман», «зависимый», «больной»… Вникните, разберитесь в том, чего хочет и о чем мечтает ваш ребенок . Есть у него зависимость или нет – вы поймете довольно быстро, а испорченные отношения и разорванный контакт с подростком доставят еще немало хлопот. Главное – любить ребенка, принимать его со всеми его странностями и увлечениями. Но при этом от любви не слепнуть и вовремя разглядеть симптомы надвигающейся беды. Если компьютеры уже начали «поглощать» личность вашего сына или дочери, не стесняйтесь просить о помощи специалистов.

Общайтесь с родителями других детей, попавших в цепкие виртуальные лапы, делитесь опытом. Победить эту зависимость можно и нужно. Но сделать это реально лишь всем вместе, объединив усилия.

Прыщи у мальчиков

  • Компьютерная зависимость
  • Вконтакте

    Одноклассники

    Я искренне считаю, что два величайших изобретения XX века (не считая стиральной машины-автомат) – это компьютер и памперс:) С памперсами ясно. Мамы меня поймут, особенно те, которым есть, что с чем сравнить. О компьютере и телевизоре давайте чуть подробнее.

    Сегодня модно вести разговоры о том, что компьютер – это зло, ребенка надо держать подальше от него и т.д. и т.п. На самом же деле компьютер – не более чем ИНСТРУМЕНТ. Другое дело, в каких целях этот инструмент используется. Ведь молотком можно гвоздики к стене прибить, чтобы красивый пейзаж над диваном повесить, а можно – при необдуманном обращении – расплющить самому же себе палец. Функции инструмента различны в обоих случаях, но меняется ли от этого суть молотка?..

    Компьютер – тот же молоток. Компьютер может стать замечательным помощником в деле развития ребенка, если вы скачиваете для него какие-то развивающие игры, задания, мультфильмы, которые формируют нравственные понятия и ценности, а может подорвать здоровье вашего чада.

    Кроме того, компьютер, планшет, любой другой современный гаджет – это всегда монитор, а значит, это всегда напряженное зрение (даже при самых защищенных экранах; дело не в экранах, дело в необходимости присматриваться к происходящему на мониторе) и как следствие напряженный мозг. Поэтому времяпрепровождение за компьютером моего ребенка всегда ограничено. И, разумеется, я очень внимательно отношусь к тому, что моя дочь делает за компьютером. Я всегда отслеживаю, какие сайты она посещает и чем непосредственно на них занимается.

    Поэтому не спешите делать из компьютера зло! Отнеситесь к этому полезному инструменту мудро. Заодно будет повод попрактиковаться в установлении границ в отношениях с ребенком:)

    Что делать, если ребенок явно злоупотребляет компьютером или телевизором?

    Если вы сами любите отдохнуть перед компьютером или телевизором, нелогично ожидать, что ребенок пойдет в соседнюю комнату и начнет из синих шерстяных ниточек вязать чулочек на урок труда, согласитесь. Так сложилось, что ввиду нашей вечной занятости мы, родители, не очень много времени проводим со своими детьми. Нам ведь действительно проще дать ребенку в руки компьютерную мышь или пульт от телевизора и продолжить свои дела. Что мы благополучно и делаем раз за разом…

    А ведь изменить ситуацию проще, чем кажется! Чтобы отвлечь ребенка от телевизора или компьютера, есть один беспроигрышный и при этом эффективный и экологичный способ – это увлечь его (и увлечься самому!) чем-то другим. Лучшее, что вы можете дать ребенку взамен компьютера и телевизора, – это самого себя.

    Начните проводить с ребенком время. Предложите ему заняться чем-то вдвоем (втроем), даже если у вас по хозяйству дел невпроворот. Надо приготовить обед, почистить картошку, пропылесосить ковры, сходить в магазин? Сделайте это вместе с ребенком! Не отправляйте его в другую комнату – привлеките к своей деятельности . Здесь двойная польза для всех: и дело будет сделано, и время вместе проведете. А при желании можно завести с ребенком задушевный разговор. Я, например, в моменты общих занятий узнаю о своем ребенке столько, сколько никогда не узнала бы в другое время: совместный труд и творчество располагают к формированию доверия и искренности. Окончив дела, можно вместе отправиться на прогулку, почитать хорошую книгу, поиграть в какую-то игру или приготовить ужин на всю семью.

    Мы действительно живем в век информационных технологий. При этом в нашем доме телевизора нет уже больше года. Планируем ли покупать? Да. Для семейного просмотра любимых фильмов на большом экране. Хотя лично я обходиться без телевизора могу годами. Без компьютера не могу. Работа обязывает. Как говаривал мой коллега с телевидения, каждое утро включая свой рабочий компьютер: «Боже, храни Интернет!» К этому хочется добавить лишь одно: «И дай нам разумения использовать его во благо».

    Вконтакте

    Саша, иди есть! -­ Сейчас, мам...

    Через 15 минут все та же фраза... Знакомо?

    Чем он занят сейчас, что не может контролировать свое время и адекватно реагировать на мои посылы?

    Застройка нового острова в «туземцах», или обрушенное здание в «майнкрафте», срочно нуждающееся в реставрации, или друг не может выйти в скайп для проведения совместной игры...

    Я - мама одиннадцатилетнего ребенка, который любит компьютерные игры и может часами говорить о... я до сих пор не могу выучить эти названия.

    Я переживала, боролась, наказывала, поощряла, угрожала, благодарила, играла и обучалась сама... И в какой-то момент я поняла, что невозможно да и нельзя запретить то, что кругом и повсюду. И это является частью жизни и дает возможность не только проводить время, но и развивать конкретные навыки.

    Я поняла, что нужна система, новая модель взаимодействия. Система, где родители, ребенок и компьютер будут сосуществовать и помогать друг другу. И при этом будет ясность и понимание: Для чего? Во что? С кем? Сколько?

    Да, я неидеальная мама. И если мой ребенок предпочитает поиграть на планшете, вместо того, чтобы побегать во дворе с друзьями - в первую очередь, это мое упущение. Но я хочу, чтоб мой ребенок рос самостоятельной, здоровой личностью, гармонично развивающейся в разных сферах.

    Как коуч, я понимаю, что если фокусировать внимание на проблеме, то в реальности эта проблема так ей и останется. На что же нужно направить внимание? Чтобы мой сын захотел больше времени думать о том, как ему научиться быстрее читать, вместо того, чтоб поиграть украдкой, пока мама не видит. Или сбегать в спортивную секцию вместо закачивания новой версии очередной игры.

    Что для меня, как для мамы, важно в сбалансированном развитии моего ребенка?

    1. Здоровье ребенка - физическое и психическое. Сидение за компьютером или планшет портит не только зрение и осанку. Оно снижает внимательность. В тяжелых и запущенных ситуациях, когда ребенок проводит по нескольку часов в день за гаджетами, это чревато зависимостями, неврозами и отрывает ребенка от реальности, лишая его возможности нормальной адаптации со сверстниками.
    2. Обучаемость и любопытство к новому. Потеря интереса к учебе и познанию нового, снижение успеваемости - также последствия компьютерной зависимости.
    3. Общение с ровесниками - если общение сводится только к формату «привет, что нового у тебя в Туземцах?» или совместным он-лайн играм - кругозор и мировоззрение ребенка сильно сужается. Он становится ограниченной личностью, живущей в мире фантазий.

    Итак, что я сделала, чтобы начать выстраивать систему нашего гармоничного взаимодействия. Ответила на вопросы:

    1 шаг. Для чего?

    Играть, чтобы развивать навыки. Современные игры помогают сформировать:

    Стратегическое мышление;

    Видение;

    Развивают привычку делать регулярно одно и то же действие.

    Во всяком случае лично мне это помогло. Когда мой сын предложил установить мне на телефон игру «Туземцы», сказав, что это поможет мне развить недостающие навыки. А именно ежедневно делать одно простое административно-контрольное действие. При этом он был моим наставником, говорил, что делать и как, и каждый день спрашивал: «в Туземцев заходила? Доход собрала?»

    Это выработало у меня привычку делать те дела, которые я всегда оставляла на потом или откладывала. Так что польза от компьютерных игр есть. Проверено на себе:)

    2 шаг. Во что?

    Я против насилия, стрелялок - поэтому на такие игры наложены табу. Если ребенок сопротивляется или не понимает - покажите последствия фашизма и объясните что к чему. Игры, где идет освоение территорий, развитие - да. И при этом говорить и спрашивать регулярно: Чему тебя эта игра учит? Что нового ты сегодня построил? Какие ресурсы набрал и что это тебе дает? Какие варианты развития возможны, если ты купишь или нет новый остров?

    3 шаг. С кем?

    С кем ваш ребенок общается на темы компьютерных игр, что, как и сколько они обсуждают. Что именно он обсуждает с вами? Знаете ли вы тех, с кем он общается он-лайн? По возможности понаблюдайте, как выстраиваются у вашего ребенка взаимоотношения со сверстниками, что их интересует и увлекает помимо игр?

    4 шаг. Сколько?

    Я установила время - ежедневно 1 час игр и мультфильмов, на выбор. При этом важно обосновать, почему столько. Можно прочитать, что по этому вопросу уже написано - сколько времени и в каком возрасте можно сидеть перед компьютером, по мнению врачей - и выбрать оптимальный вариант.

    Этот час игр возможен только после выполнения домашних дел, уроков. У нас это все прописано и одобрено мной и сыном. К этому соглашению шли несколько месяцев, и теперь оно висит на холодильнике. За нарушение - штраф: планшет забирается на срок от 1 до 7 дней, в зависимости от формы нарушения. При этом важно помнить о благодарности ребенка, и за его активность и инициативу в других делах обязательно благодарить и поощрять. Например, сам помыл посуду, или сказал комплимент... Я выдаю сердечки, когда их накапливается 10 штук - приз на выбор: «Макдональдс», билет в кино, бонус на час игры и т. п.

    Еще определила вместе с сыном, его слабые зоны в здоровье, обучении, отношениях. Затем сформировали простые действия, которые будут его в этих зонах развивать.

    5 шаг. В сфере здоровья . Ежедневно гимнастика для ног, т. к. у него плоскостопие. Еженедельные совместные велопрогулки по трассе с крутым подъемом - это еще помогает и силу воли укрепить.

    6 шаг. В сфере обучаемость и интерес к новому - направить внимание, как использовать компьютер для поиска новой информации. Когда не я даю готовый ответ или фразу «не знаю» на вопрос ребенка. А мы вместе ищем информацию в интернете. Плюс для развития навыка быстрого чтения, к примеру, смотреть совместные уроки и вместе проделывать упражнение. Появляется понимание, что компьютер не только для игр, но и для поиска ответов на вопросы.

    7 шаг. В сфере отношения - обязательное живое ежедневное общение с друзьями. Просто выталкивайте его на улицу. Гуляем вместе, играем в бадминтон, волейбол - все, что доступно и полезно для всей семьи.

    Также важно научиться задавать искренние вопросы к ребенку: как прошел его день и что нового у него было? Что доставило ему больше всего радости, а что огорчило? 15-20 минут в день теплого общения за ужином или перед сном - и вы лучше начнете понимать друг друга и узнаете своего ребенка с новой стороны.

    На сегодняшний день в нашей системе взаимодействия сын ежедневно записывает сколько времени он сидел за планшетом, без споров принимает штраф, если произошло нарушение, и старается больше времени проводить в реальном общении с друзьями. Он стал читать каждый день и быстрее преодолевает трудности. Мы вместе готовим новые блюда, и он сам может приготовить легкий ужин и угостить меня.

    Система еще не идеальна и я многое в ней хочу усовершенствовать. Главное, я уже вижу результаты, и понимаю - все возможно, когда знаешь, чего хочешь.

    Обычно компьютерная зависимость у детей возникает в 10-16 лет. И в этом нет ничего удивительного – подростковая психика еще недостаточно устойчива. Однако медицинская статистика неутешительна – среди игроманов все чаще можно встретить младших школьников и даже дошколят.

    Сегодня мы поговорим о том, как избавить ребенка от компьютерной зависимости, разберемся в источниках ее возникновения и узнаем советы специалистов по ее профилактике.

    Тема чрезмерного увлечения компьютером становится актуальнее с каждым днем. Например, недавно произошла громкая трагедия: девятиклассник убил мать и успел тяжело ранить отца только за то, что они запретили ему сидеть за компьютером.

    По словам психолога, беседовавшего с юным игроманом, у подростка сформировалась игровая зависимость. Он практически утратил связь с реальностью и считал свои поступки продолжением игры. Психическое расстройство усугубилось тем, что ребенок постоянно играл в жестокие «стрелялки» (шутеры).

    Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.

    1. Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.
    2. Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.
    3. Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.
    4. У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, соцсетях.
    5. Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.
    6. Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.
    7. Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.

    Читайте также: Вредные привычки у детей: профилактика и способы устранения

    Основные типы компьютерной зависимости у детей

    Перед тем как рассуждать о способах решения проблемы и выслушивать советы психологов, нужно понять, какой именно вид зависимости существует у вашего ребенка.

    По мнению специалистов, нездоровое увлечение компьютером бывает двух основных типов.

    1. Игровая зависимость у детей (кибераддикция) проявляется в нездоровом влечении к компьютерным игрушкам. Подросток может часами сидеть за монитором, забывая про учебу и даже прием пищи. Кибераддикция, в свою очередь, бывает двух видов:
      • увлеченность неролевыми играми (аркады, головоломки, на быстроту реакции), когда ребенок радуется прохождению игры или получению максимального количества очков;
      • зависимость от ролевых игрушек, когда дети играют за определенных героев, целиком погружаясь в виртуальность.
    2. Сетеголизм (зависимость от Интернета) наблюдается у школьников, испытывающих сложности во взаимоотношениях с ровесниками. Подросток проводит все свободное время (до 14-15 часов в сутки) на форумах, в чатах и соцсетях. Он общается, скачивает музыку и фильмы, заводит виртуальные знакомства. Явные признаки – постоянная проверка электронной почты, неодолимое желание выйти в сеть с компьютера, планшета или телефона.

    Чем опасна компьютерная зависимость для детского здоровья?

    Самое очевидное последствие постоянного пребывания за монитором – это нарушение зрения. По данным Министерства здравоохранения РФ, среди сегодняшних подростков широко распространен «компьютерный зрительный синдром», среди симптомов которого – резь в глазах, слезоточивость и постоянные головные боли.

    Однако проблем со здоровьем из-за компьютера возникает гораздо больше. По мнению авторитетного английского психолога Эрика Сигмана, компьютерная зависимость у детей может вызвать:

    • ожирение, поскольку дети, уставившись в экран, не гуляют, не играют, а механически поедают то, что лежит у них в тарелке;
    • ослабление иммунитета, а значит, подверженность простудным и инфекционным заболеваниям;
    • проблемы с памятью, концентрацией внимания, и, как следствие, трудности с учебой;
    • бессонницу;
    • аутизм.

    Читайте также: Что такое ОНР?


    Влияние компьютера на психику ребенка

    • Ребенок реже контактирует со сверстниками, происходит замена реальной жизни на виртуальную. Это, в свою очередь, усиливает увлечение компьютером – время, проведенное без него, кажется потерянным зря.
    • На фоне социальной дезадаптации у некоторых школьников появляется неоправданная агрессия, жесткость и прочие антисоциальные поступки.
    • Педагоги уверены, что чрезмерная увлеченность компьютером приводит к снижению грамотности. Дети пишут с ошибками, так как уже привыкли к автопроверке орфографии.

    Советы психолога по избавлению от компьютерной зависимости

    Не можете отучить детей от бесконечных игр и общения в соцсетях? Прежде всего, необходимо понять, что стало причиной появления этой вредной привычки. Среди ее источников – неуверенность в себе, сложные взаимоотношения с домочадцами, неумение выстроить отношения с одноклассниками. Родителям в подобных ситуациях необходимо поддержать подростка и помочь разобраться с неприятностями.

    1. Первый шаг – признать всей семьей существование зависимости и выработать меры по борьбе с ней. Сразу предупреждаем, что лечение сетеголизма и кибераддикции – долгий и очень кропотливый труд.
    2. Не стесняйтесь обратиться к психологу или психотерапевту. Во-первых, специалист подтвердит или опровергнет ваши подозрения, во-вторых, он со стороны увидит ситуацию, выяснит причину зависимости и назначит лечение.
    3. Не следует критиковать, ругать, а тем более физически наказывать детей. Подобные действия только усугубят проблему и отдалят подростка от родителей, вынудив его еще больше замкнуться во внутреннем мире.
    4. Сблизиться с детьми поможет неподдельный интерес к их увлечению. Это повысит доверие к взрослым, а значит, подростки с большей охотой станут делиться своими эмоциями и с большей вероятностью будут следовать родительским советам.
    5. Пустоту, которая появится после отказа от игр, нужно заполнить другим увлечением. Это могут быть спортивные или творческие занятия, чтение книг, клуб по интересам.

    Компьютеры за пару последних десятилетий по-настоящему захватили мир. Мерцающие экраны телевизоров, компьютеров, ноутбуков, телефонов и планшетов окружают нас повсюду – это реалии, и от них даже при всем желании никуда не деться. В непростом положении оказались современные родители: к стандартной проблеме «отцов и детей» прибавилось абсолютное непонимание мира, в котором живут современные подростки. Да, они так же общаются, ходят в школу и влюбляются, и всё же – они кардинально другие. Больше знают, и их осведомленность в некоторых вопросах порой даже пугает. Меньше гуляют и почти не читают книги. Зачем? Для общения есть социальные сети, а ответ на любой вопрос дадут поисковики. Как понять своего ребенка, так внезапно ставшего подростком? Где грань между действительно необходимым и опасным количеством времени, которое занимает компьютер в его жизни? На эти и другие вопросы, волнующие родителей детей-подростков, мы и постараемся ответить в данной статье.

    Компьютер в жизни подростка

    Подросток сидит за компьютером (ноутбуком или планшетом) – не правда ли, знакомая и даже банальная картина? Однако если вы видите своего ребенка уткнувшимся в экран постоянно, это начинает по-настоящему пугать.

    Давайте разберемся, почему же нынешние подростки так много времени проводят за компьютером. Возраст 13-16 лет – один из самых сложных в жизни человека. Вчерашний ребенок отдаляется от родителей, становясь всё более самостоятельным. Он начинает жить своей, отдельной жизнью. Жить без родителей подростку пока рановато, поэтому выходом становятся частые встречи с друзьями и/или побег в виртуальную реальность. И пусть общение там является поверхностным, для многих молодых девушек и парней оно становится основным окном в мир, дает возможность раскрепоститься и почувствовать себя более значимым. Психологи считают возраст 15 лет пиковым в отношении интернет-общения; впоследствии (теоретически) происходит постепенное угасание интереса к нему.

    Скажем так: беспокоиться и контролировать время, проведенное ребенком за компьютером нужно обязательно. Подросток – это еще не взрослый человек, и ответственность за его здоровье несут именно родители. Вы должны дозировать количество экранного времени в жизни своего ребенка. Кроме того, необходимо объяснить ему об основных правилах поведения в Сети: осторожности в общении с незнакомцами, нежелательности сообщения личных сведений даже в приватной переписке. Если подросток очень любит играть на компьютере, ваша задача – проследить, в какие именно игры. Жестокие и кровавые необходимо пресекать на корню. Вообще родителям желательно как можно раньше объяснить подростку, что компьютер необходим в первую очередь для решения рабочих вопросов, а не для игры.

    Веские основания для тревоги появляются тогда, когда ребенок становится по-настоящему зависим от веб-общения или компьютерных игр. Он сидит у монитора часами, хочет всё время быть «онлайн» и почти не общается с домашними. В таком случае родителям следует разобраться в причинах, толкнувших подростка в экранный мир и предпринять меры по «вытаскиванию» его оттуда.

    Влияние компьютера на здоровье и психику подростков

    Современные технологии вошли в каждый дом, и компьютеры в наше время являются неотъемлемой частью жизни. Однако не стоит забывать, что любой вид техники – это лишь средство, и только от нас зависит, будет ли оно приносить пользу или медленно разрушать наше здоровье и психику. В отношении детей и подростков всё в руках их родителей.

    Компьютер, несомненно, влияет на подростков, что имеет как плюсы, так и минусы. Несмотря на тревоги родителей, в увлеченности молодых людей и девушек виртуальным миром есть следующие положительные стороны:

    1) Интеллектуальное развитие . Разумный подход к использованию компьютера и Интернета позволяет получать огромное количество полезной информации, которая может пригодиться в учебе и реальной жизни. Современные подростки по сравнению с их родителями знают намного больше, хотя эти знания и можно назвать довольно поверхностными.

    2) Возможность раскрепоститься . В Интернете подросток, имеющий проблемы с социальной адаптацией, получает возможность стать другим, раскрыться, найти друзей и даже любовь. Ощутив себя интересной личностью, пусть и в суррогатном общении, он может обрести большую уверенность в себе в реальном мире.

    И всё же отрицательное влияние компьютера на детей и подростков очевидно. Бесконтрольное количество времени, проводимого у монитора, имеет следующие минусы:

    1) Проблемы с концентрацией внимания . Частая смена ярких картинок на экране монитора вполне ожидаемо вызывает рассеянность и ухудшение способности сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности. Причем неважно, о ком идет речь – дошкольнике, школьнике или даже студенте. Эдвард Свинг из Государственного университета Айовы провел исследование концентрации внимания детей, смотревших телевизор или игравших в видеоигры менее чем 2 часа в день (рекомендованные Американской академией педиатрии (AAP)) с теми, кто тратил на это времени больше двух часов:

    В этом же исследовании была замечена следующая закономерность: школьники средних классов в среднем проводили у телевизора или компьютера 4,26 часа ежедневно, а студенты – уже 4,82 часа.

    Профессор педиатрии Димитри Кристакис из Университета Вашингтона указывает на тревожный факт:

    «Расстройство гиперактивного дефицита внимания (ADHD) сегодня встречается в 10 раз чаще, чем всего лишь 20 лет назад».

    2) Ухудшение зрения . И в этом отношении всё очевидно – глаза современных школьников адаптируются к разглядыванию мерцающей картинки на близком расстоянии. Глазные мышцы практически не работают. Близорукость молодеет с каждым годом, и глупо отрицать взаимосвязь этого факта с популяризацией компьютеров, телефонов и планшетов.

    3) Снижение эмоциональности, стандартизация мышления . Компьютер при всей сложности своего устройства – машина. Он выдает человеку четкие, логичные и отнюдь не творческие решения. Ни одна игра, никакое общение в соц.сетях не может передать всех тонкостей, свойственных многогранности мира и личности человека.

    Заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков Анатолий Григорьевич Мазур в интервью известному отечественному психологу Татьяне Львовне Шишовой высказал следующее мнение:

    «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность – то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше».

    4) Риск возникновения игромании или интернет-зависимости . Чем раньше у ребенка появляется компьютер, телефон или планшет, тем больше вероятность привыкания и формирования устойчивость привязанности к электронным гаджетам. Наиболее тяжелые формы зависимости могут даже потребовать специализированного лечения.

    5) Проблемы с учебой, трата всего свободного времени на компьютер . Этот аспект частого пребывания подростка в виртуальном пространстве невозможно отрицать. Компьютер очень затягивает, а уж молодых людей с несформированной психикой – тем более. Результатом становится желание проводить у монитора всё больше и больше времени, отсутствие интереса и мотивации к учебе.

    Конечно, желательно, чтобы собственный компьютер появился у ребенка как можно позже. Чем старше человек, тем меньше вероятность того, что он станет зависимым от Интернета и компьютерных игр. Если же ваш ребенок-подросток уже давно «на ты» со всеми современными цифровыми устройствами, не забывайте о том, что именно вы должны стоять на страже его здоровья и следить, чтобы компьютер использовался не как игрушка, а как полезное техническое устройство.

    Зависимость от компьютера у подростков

    Подростки, обладающие «пограничной» психикой, наиболее восприимчивы к разного рода воздействиям и зависимостям. Почему же именно компьютер становится для детей и подростков столь притягательным? Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской медицинской академии постдипломного образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям Юрий Степанович Шевченко отвечает на этот вопрос следующим образом:

    «Прежде всего, он (компьютер) дает все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это широчайший спектр – от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка – как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. <…> Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».

    Если родители не стремятся оградить отпрыска от губительного влияния планшета и ноутбука, проводят большую часть своего времени на работе и считают, что компьютеры несут подрастающему поколению только пользу, результат будет закономерен. В группе риска – подростки, имеющие сложности в реальном общении. Ваш ребенок застенчив или, напротив, дерзок и находится со сверстниками в состоянии постоянной «холодной войны»? Тогда компьютер может стать для него главным способом коммуникации с окружающим миром.

    Что делать, если вы подозреваете компьютерную (интернет) зависимость у ребенка? Отключение Интернета в данной ситуации – не выход, так вы только вызовете у подростка озлобленность и отдалите его от себя. Специальные программы, обещающие «родительский контроль», тоже далеко не панацея, ведь нынешние подростки очень быстро учатся их обходить.

    Если речь идет о настоящей зависимости, скорее всего, ребенку сможет помочь только специалист, а конкретно – психолог. Но чаще всего проблема еще не столь запущена и может быть решена в рамках семьи. Договоритесь с подростком о том, сколько времени он будет проводить у монитора. Чем раньше вы это сделаете, тем лучше, ведь с возрастом устанавливать ограничения будет всё сложнее. Старайтесь проводить больше времени всей семьей: никакая работа не может быть важнее, чем собственные дети.

    Как отучить подростка от компьютера?

    Всё чаще родители спрашивают, как отучить подростка от компьютера. В первую очередь, нужно задать самим себе другой вопрос – когда ваш ребенок был «упущен» и почему он начал проводить так много времени у мерцающего экрана? Уверения в важности современных технологий в учебе и необходимости приучения детей к компьютеру с малых лет являются совершенно необоснованными. Телевидение, компьютерные игры и Интернет всегда становятся средством, компенсирующим дефицит чего-либо в жизни подростка. И вот с этим дефицитом-то и следует бороться.

    Но что же делать, если ребенок уже плотно «подсел» на электронные гаджеты и не представляет своей жизни без любимых игр или соц.сетей? Как подростка оторвать от компьютера? К сожалению, это невозможно сделать как по мановению волшебной палочки. «Иммунитет» от пристрастия к кибермании формируется в семье. Если родители сами склонны проводить свободное от работы время у телевизора или за компьютером, странно будет ожидать от подростка, что он будет вести активный образ жизни, заниматься спортом и поддерживать замечательные отношения с друзьями в реальной жизни. Начинать в воспитании как самых маленьких детей, так и подростков следует, прежде всего, с самих себя. Конечно, не самый приятный совет, зато правдивый. Станьте такими родителями, которым хочется подражать. Это не панацея от компьютерной зависимости подростка, но важный вклад в формирование его представлений о реальности.

    Родителям, ведущим активную жизнь (работа, спорт, встречи с родственниками и друзьями), казалось бы, не на кого пенять. Как отвлечь подростка от компьютера в таком случае? Постарайтесь мягко и ненавязчиво помочь своему ребенку найти интересное занятие, не связанное с «затянувшей» его игрой или соц.сетью. Возможно, подросток достаточно интеллектуален, чтобы заняться, например, созданием собственных сайтов или изучить какую-либо сложную программу (например, Фотошоп или программу для создания видеороликов). Всячески стимулируйте выход своего ребенка в реальную жизнь: молодой девушке будет приятно получить в подарок от родителей абонемент в фитнес-клуб, а юноше – в тренажерный зал. Концерты, тренинги, спортивные секции – вот замечательные способы отвлечь подростка от тяги к электронным гаджетам.

    О влиянии компьютера на человека, а в особенности, на неокрепшую психику подростка говорить можно много. Но нельзя и отрицать тот факт, что современные технологии стали по-настоящему незаменимы, и пути назад у нас нет. Другой вопрос, как мы и наши дети будем использовать достижения современной цивилизации – себе во благо или же напротив, превращаясь в придаток умной машины.

    Мы не можем собрать вещи и увезти своего ребенка в какую-нибудь глушь, где нет компьютера и Интернета. Запреты, крики, выдирание проводов – «методы» борьбы, абсолютно неэффективные в отношении подростков. Лишь создание теплого микроклимата в семье и культивация настоящих, а не экранных ценностей может сохранить целостность формирующейся личности. Любите своего ребенка, дарите ему свое время и внимание, подавайте положительный пример, живя активно и весело – и тогда компьютер в вашем доме не станет камнем преткновения. Желаем вашим детям-подросткам яркой юности, в которой живое общение будет всегда преобладать над получаемым через экран монитора!