Дыхание по аюрведе. Дыхание основы. Полное дыхание и Аюрведа

Легкие и желудок — основные места накопления Капхи, биологического элемента воды. Слизь образуется в желудке, скапливается в легких, а оттуда попадает в остальные части тела и может вызывать различные расстройства.

В большинстве случаев респираторные заболевания, простуда, грипп, болезни горла, опухание желез (лимфоузлов), астма, пневмония и другие заболевания дыхательной системы являются нарушениями Капхи.

Однако легкие являются излюбленным местом проявления и Ваты. Здесь жизненная энергия (Прана) переходит в организм. Заболевания органов дыхания, сопровождающиеся упадком сил, одышкой, истощением тканей и обезвоживанием, такие как туберкулез легких, являются в большей степени болезнями Ваты. Инфекционные болезни дыхательных путей (как и других органов) в большинстве случаев связаны все же с Питтой.

При плохом пищеварении, независимо от конституции, наблюдается тенденция к скоплению слизи, а это обязательный признак ослабления Агни, хотя и не всегда связан с высокой Капхой. Поэтому усиление пищеварительного огня является основным принципом лечения заболеваний дыхательной системы. Причинами респираторных заболеваний могут быть неправильное питание, долгое пребывание на улице в плохую погоду, смена времен года, плохое душевное состояние, неверно выполняемые дыхательные техники, недостаточные физические нагрузки или, наоборот, перегрузки, загрязненный воздух, а из психических факторов — привязанность, печаль и страх.

Лечение предусматривает не только применение соответствующих трав и соблюдение диеты, но и выполнение йогических практик, в том числе пранаямы (дыхательных упражнений). Большое значение имеет местное использование трав: полоскание горла, введение лекарственных масел и травяных отваров через нос (насья), курение трав, а также смазывание головы, спины и груди травяными маслами или пастами.

Хороший тоник для легких можно приготовить, взяв корень девясила и корень окопника (по две части) и корицу, имбирь и солодку (по одной части). Для Капхи в состав добавляется гвоздика или аир, для Ваты — ашваганда или женьшень, а для Питты вместо девясила используется корень лопуха.

Вместо этого состава можно принимать «Легочный тоник» (№ 3) с чайной ложкой меда для Капхи, с медом и ги в пропорции 2:1 для Ваты и 1:2 — для Питты.

Рвотная терапия

В Аюрведе основным способом лечения нарушений Капхи является рвотная терапия (вамана). Это один из самых сильных видов терапии вообще и поэтому требует определенной осторожности. Вначале лучше проводить такое лечение в условиях специализированной клиники, где применяются методы Панчакармы, или хотя бы под наблюдением врача, практикующего Аюрведу. Когда пациент овладеет необходимыми навыками, он может проводить рвотную терапию самостоятельно. Регулярная или ежедневная терапевтическая рвота с целью очищения желудка и легких важна для поддержания здоровья и продления жизни, особенно при Капха-конституции. Того же результата можно достичь, применяя в течение более долгого срока снижающую Капху диету и отхаркивающие (разгоняющие слизь) травы.

Пранаяма

Пранаяму — йогический метод контроля над дыханием — следует рассматривать как основной вид терапии при долговременном лечении легочных заболеваний. Дыхательные практики способствуют устранению различных заболеваний легких, в частности астмы, а также хронических аллергий. Овладение контролем над дыханием повышает энергетический уровень организма, придает силы и улучшает кровообращение. Выдох должен быть в два раза продолжительнее вдоха. Нельзя насильственно задерживать дыхание. Чтобы пранаяма была эффективной, необходимо сначала принять правильную позу (асану), иначе легкие будут сдавлены, а правильное дыхание затруднено. Во время приступов астмы практиковать пранаяму без непосредственной помощи со стороны опытного наставника не следует.

При большинстве нарушений Капхи применяется «солнечная пранаяма»: вдох через правую ноздрю, а выдох — через левую. После выдоха — задержка дыхания. При Питта-конституции, а также при воспалительных процессах в легких применяется «лунная пранаяма»: вдох через левую ноздрю, а выдох — через правую.

При состояниях Ваты можно либо чередовать эти две пранаямы, либо вдыхать и выдыхать через обе ноздри одновременно, как в пранаяме «Co-Хам». Однако при сухости в легких, сухом кашле и бессоннице лучше применять лунную пранаяму с задержкой дыхания после вдоха.

При выполнении пранаямы «Co-Хам» мысленно повторяют мантру «Со» на вдохе и «Хам» — на выдохе. Эта пранаяма хорошо сбалансирована, способствует развитию восприятия и увеличивает жизненную энергию (Оджас). Мантра «Со» естественным образом углубляет вдох и улучшает качество Праны — Первичного воздуха; мантра «Хам» соответственно углубляет выдох и удаляет избыток апаны — нисходящего воздуха. Эта пранаяма полезна при любой конституции.

Прана — это связующее звено между телом, умом и сознанием. Это постоянное движение осознавания. Ирана переносит осознавание к объекту восприятия, и это движение осознавания посредством праны называется вниманием. Внутреннее движение праны — это движение ощущения, мысли, чувства и эмоции. Таким образом, прана и ум глубоко взаимосвязаны.
Физическое проявление праны — дыхание, поэтому дыхание и ум тоже тесно связаны друг с другом. В Аюрведе дыхание рассматривается как физическая часть мышления, а мышление — как психическая часть дыхания. Каждая мысль изменяет ритм дыхания и каждый вздох изменяет ритм мышления. Когда человек счастлив, пребывает в блаженстве и молчании, его дыхание ритмично. Если он выведен из душевного равновесия страхом, тревогой или нервозностью, его дыхание становится неровным и прерывистым.
Риши, ведические провидцы, обнаружили эту тесную взаимосвязь между дыханием и умственной деятельностью и создали искусство пранаямы. Пранаяма — это прана плюс аям. Аям означает «управлять», а прана — «дыхание». Управляя дыханием, мы можем управлять умственной деятельностью.

Секрет пранаямы
Риши также обнаружили важное различие между правым и левым дыханием. Возможно, вы замечали, что временами вам легче дышать через левую ноздрю, а иногда через правую. Такой сдвиг происходит примерно

каждые 45 — 90 минут. Так же как правая сторона тела управляется левой стороной мозга и наоборот, дыхание преимущественно через левую ноздрю активирует правое полушарие мозга, а дыхание преимущественно через правую ноздрю активирует левое полушарие. Левое полушарие мозга связано с мужской энергией, а правое — с женской. Левое предназначено для логического мышления, изучения, исследования, агрессивности, соревнования и суждения. Когда мы судим о чем-либо, что-то исследуем и так далее, у нас преобладает правый дыхательный цикл и в активную работу вовлечено левое полушарие мозга. В точности наоборот, когда действует правое полушарие и преобладает левый цикл дыхания, мы проявляем женскую энергию, которая связана с любовью, состраданием, интуицией, искусством, поэзией и религией. Так что когда художник рисует картину или поэт пишет стихотворение, они используют какую-то часть правого полушария. А когда ученый работает в лаборатории, исследуя и решая проблему, он в это время использует какую-то часть левого полушария.
Секрет пранаямы — это секрет управления мужской и женской энергиями, действующими в нашей нервной системе. Когда мы в пранаяме Чередуя Ноздри вдыхаем через левую ноздрю, то заряжаем правую сторону мозга, а когда вдыхаем через правую ноздрю, то заряжаем левую сторону мозга. Когда йоги выполняют дыхание Чередуя Ноздри, их мужская и женская энергии точно уравновешивают друг друга. Когда эти энергии уравновешены, то пробуждается нейтральная энергия, и йог переживает чистое осознавание, которое именуется Брахман.
Когда мы выполняем пранаяму, очищаются нади (тонкие каналы нервной системы), ум становится управляемым, и мы можем выйти за пределы женской и мужской энергии в чистое, не различающее, пассивное осознавание.
Это основа пранаямы. Существует много различных пранаям — для согревания или охлаждения тела, для пробуждения большей мужской или женской энергии и так далее.

ШЕСТЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Пранаяма чередуя ноздри
Простое и в то же время эффективное дыхательное упражнение — это пранаяма Чередуя Ноздри.
1. Выполняйте это упражнение, удобно сидя на полу со скрещенными ногами и прямой спиной. Если такая поза для вас неудобна, сядьте прямо на переднюю часть стула, так чтобы ступни плоско стояли на полу и колени были согнуты под прямым углом.
2. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки и вдохните через левую ноздрю. Вдыхайте глубоко, животом, а не грудной клеткой.
3. Вдохнув, ненадолго задержите дыхание.
4. Выдохните через правую ноздрю, зажав левую мизинцем и безымянным пальцем правой руки.
5. Повторите первые три шага, на этот раз начиная со вдоха через правую ноздрю (зажав левую мизинцем и безымянным пальцем).
Это дыхательное упражнение можно выполнять в течение 5 — 10 минут.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на кажущуюся простоту, этой пранаяме, равно как и другим, описанным в данной книге, лучше обучаться под руководством опытного учителя.

Ситали пранаяма (охлаждающее дыхание )
Сверните язык в трубочку. Медленно вдохните через свернутый язык, глотните и затем обычным образом выдохните через нос, держа рот закрытым. Вы ощутите, как входящий воздух охлаждает слюну, язык и мембраны слизистой оболочки рта.
Такое дыхание полезно для успокоения повышенной питты. Оно понижает температуру рта, делает слюну холодной, помогает подавить жажду и улучшает пищеварение, всасывание и усвоение пищи. Ситали эффективна при высоком кровяном давлении, жжении языка или горла, рези (жжении) в глазах. Она охлаждает все тело.
Если вы не можете свернуть язык трубочкой, то есть другой способ выполнять Ситали — слегка сжать зубы и прижать к ним язык. В этом случае вы вдыхаете воздух через зубы. Поскольку некоторые люди ощущают боль, когда втягивают холодный воздух через зубы, прижатый к зубам язык согреет их и предотвратит это неудобство.

Бхастрика пранаяма (дыхание огня )
Это дыхательное упражнение увеличивает жизненную емкость легких, облегчает аллергии и астму, а также помогает сделать легкие сильными и здоровыми. Кроме того, оно согревает все тело.
Пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 30 выдохов, затем минуту отдохните. Можно выполнять до пяти циклов утром и пяти вечером.

Бхрамари пранаяма (гудящее дыхание )
При вдохе напрягите надгортанник, так чтобы возник гудящий звук. На выдохе звук должен быть низким и долгим. По традиции говорят, что более высокий звук при вдохе подобен гудению пчелы, а более глубокий звук выдоха похож на гудение шмеля.14
Если вам трудно производить гудящий звук на вдохе, просто вдыхайте глубоко животом и издавайте гудение на выдохе.
Выполняя Бхрамари, легонько касайтесь кончиком языка мягкого неба вблизи задней стенки гортани. Следите, чтобы ваши зубы не были сжаты.
Бхрамари делает голос более мелодичным. Гудение вызывает вибрацию нервной системы — это своего рода звуковая терапия мозга. Кроме того, оно полезно для щитовидной, паращитовидной и вилочковой желез. Делайте десять циклов дыхания за один прием. 14 При выражении удивления этот звук возникает естественным образом со вдохом через нос. Он также спонтанно возникает на вдохе при испуге или внезапной боли, но при этом обычно вдыхают через рот. Этот звук получится, если попытаться произнести на вдохе букву «н» с закрытым ртом. На выдохе для этой цели можно произносить букву «м». (Прим. ред.)

Уджайи пранаяма (дыхание победы )
Сядьте в Ваджрасану либо в позу Лотоса, положив руки на колени ладонями вверх. Держите грудь, шею и голову на одной прямой линии, чтобы позвоночник был прямым. Слегка прижмите подбородок к груди, втянув голову назад и одновременно опустив ее к грудной клетке. Перенесите свое осознавание в область горла.
Дальнейшие действия, возможно, вызовут у вас некоторые затруднения. Будьте внимательны. Не глотая в действительности, начните глотательное движение, чтобы поднять гортань вверх. В то же самое время напрягите надгортанник, как бы беззвучно «произнося» букву «и», и медленно, глубоко вдыхайте животом. Вдыхаемый воздух будет издавать нежный шипящий звук.
Вдохнув, глотните и ненадолго задержите дыхание, затем медленно выдыхайте, снова сократив надгортанник — как будто гудя, но при этом издавая не гудящий, а шипящий звук.15
Выполнение Уджайи доставляет огромное удовольствие. Ум успокаивается, межреберные мышцы расслабляются и на самом деле возникает ощущение победы. Уджайи благотворно действует на все три доши и помогает восстановить их исходную уравновешенную комбинацию — пракрити. Эта пранаяма способствует долголетию. Делайте двенадцать циклов дыхания за один прием. 15 Этот шипящий звук совсем не сложно произвести как на вдохе, так и на выдохе, но труднее объяснить, как это сделать. Можно сказать, что это тот же звук, как в Бхрамари, но издаваемый шепотом. (Прим. ред.)

Сурья бхеди пранаяма (дыхание правой ноздрей)
Чтобы дышать только через правую ноздрю, заткните левую ноздрю ватой или несильно прижмите ее мизинцем и безымянным пальцем правой руки. Вдыхайте и выдыхайте через правую ноздрю. Делайте десять циклов дыхания за один прием. Эта пранаяма активизирует мужской, активный аспект в теле и уме и улучшает пищеварение.

Ayurveda and the Breath

Дата записи:

Местонахождение

записи: Минск, Беларусь

Лекцию читает: Шри Шри Рави Шанкар

Тип и продолжитель-

ность записи: Аудио, минуты

Русский текст

Компьютер: IBM

Процессор: Windows 98

Название файла: Ayurv and Breath

Перевод: Симоненко Т.И.

Редакция: Симоненко Т.И.

Телефон архива: 272-91-17

Аюрведа и дыхание

Настоящая беседа “Аюрведа и дыхание” проведена Шри Шри Рави Шанкаром в январе 1997 г. в Санта Моника, Калифорния.

Аюрведа и дыхание. Таково название нашей темы. Жизнь имеет четыре характеристики. Она существует, развивается, выражает себя и угасает. И для того, чтобы она существовала, развивалась, выражала себя и угасала, она зависит от пяти элементов: земля, вода, воздух, эфир и огонь. Для того чтобы легче было понять, можно сказать: пять органов чувств и их объекты - зрение, обоняние, вкус, слух и осязание. Аюрведа – это изучение жизни. Веда – означает ‘знание", ‘желание знать’. Аюс – жизнь. Согласно Аюрведе, жизнь не является жесткой изолированной структурой. Существование не является жесткой изолированной структурой. Это гармоничный поток. Даже эти пять элементов, из которых состоит вся Вселенная, не являются изолированными структурами различимых объектов. Они вытекают один из другого. Каждый элемент содержит четыре остальных. Аюрведа рассматривает жизнь с холистической точки зрения, как что-то целостное. Самым тонким элементом является пространство, из которого состоит ум. Самым грубым элементом является земля, из которого состоят наши кости, костный мозг, кожа и скелет. Далее, все это делится на три доши: вата, питта и капха. Я думаю, вам знакомы эти названия. Это способ понимания физиологии, ее характеристик, ее отражения в уме. Когда приходит болезнь, сначала она появляется в форме мысли. В своей самой тонкой форме - звуке. Затем она проявляется в форме света, то есть в ауре. Затем эта болезнь проявляется в теле. Появляются ее простые симптомы, в форме флюидов, которые могут быть устранены. А затем она проявляется в наиболее грубой форме, когда уже необходимо медикаментозное лечение. Вы, должно быть, знаете об ароматерапии, цветотерапии. С помощью аромата, запаха можно воздействовать на болезнь или вылечить ее. Это аспект самой начальной профилактики. Еще до того, как появляется болезнь, можно задержать ее развитие с помощью ароматерапии, аромата, запаха, через дыхание.

Холистический подход в Аюрведе включает упражнения, дыхание и медитацию. Дыхание - синоним жизни. Наша жизнь – это дыхание или дыхание – это наша жизнь. Мы может выразить это чисто практически следующим образом: если кто-то не дышит, то это является признаком, что в нем нет жизни. Каково же соотношение между дыханием и различными дошами в теле? Это очень интересно отметить. Вата, питта и капха - эти три доши оказывают влияние на определенные части тела в большей мере, чем на другие. Так, вата доша доминирует в нижней части тела: желудок, кишечник (скопление газов), боли в суставах, все это связано с ватой. Капха доша – в средней части тела. Кашель, возможно слово ‘кашель" произошло от этого слова, так как они тесно связаны. Капха оказывает влияние на среднюю часть нашего тела. Питта – на верхнюю часть нашего тела, голову. Раздражительность, вспыльчивость – это признак питты. Итак, вата, капха и питта доминируют в трех различных частях тела. В йоге дыхательные практики, трехступенчатая пранаяма оказывают влияние на эти три доши. В пранаяме, в дыхательных техниках есть упражнения для нижней части тела, затем для средней части тела и для верхней части тела. Вы, должно быть, заметили, что когда выполняете трехступенчатую пранаяму, вы чувствуете, как доши в вашем теле уравновешиваются. Что-то в вашем теле меняется, вы уже чувствуете себя по-другому, более уравновешенными. Это равновесие приносит в ваш организм пранаяма. При овладении этими практиками имеются некоторые трудности, однако выполнение практик несложно. Немного трудно выработать привычку, так же как и при выполнении любых других упражнений. Когда вы начинаете делать какие-либо упражнения, в начале вы немного ленитесь, но как только вы почувствовали этот ритм, скажем даже в беге трусцой.… Поначалу вы немного ленитесь. Но как только вы начинаете им заниматься, то замечаете, как хорошо себя чувствуете, занимаясь бегом.

Итак, три доши связаны с различными частями тела, и определенные ритмы, лежащие в основе моделей дыхания, вносят коррекцию в доши или уравновешивают эти части тела. Точно также в наших пальцах можно найти три доши и нервный индекс. Так например, вот этот палец – указательный – это капха. Средний палец – вата. Безымянный палец – питта. Если посмотреть на чьи-либо пальцы, то по форме этих пальцев можно видеть, какие доши преобладают в теле. Выполнение некоторых мудра-пранаям, очень мягкое массирование нервных окончаний, дыхание уджай, также уравновешивают доши в теле.

Как же обеспечить здоровье своего организма? Санскрит. Прежде всего необходимо заняться таким элементом, как эфир. Это элемент ума. Если ваш ум связан слишком большим количеством впечатлений, в нем слишком много мыслей, то от этого снижается ваша сила сопротивления. Таким образом, ваше тело готовится к какой-либо болезни. Если ум чист, спокоен, в приятном медитативном состоянии, то сопротивляемость тела болезням значительно возрастает. Поскольку он не позволит болезни войти в тело. Это первостепенное средство – успокоить свой ум. Подходить от самого тонкого аспекта мироздания – эфира. Затем, подходим к элементу воздух, к дыханию. Вот здесь нужна ароматерапия и все остальное. Затем, свет или цвета, можно назвать это цветотерапией. Прежде, чем болезнь проявит себя в теле, ее можно увидеть в ауре человека. Вы когда-нибудь слышали о методе фотографирования ауры? Некоторые врачи занимались исследованиями этого вопроса. Особенно, когда дело касается язвы, рака, диабета, вот этих заболеваний. Они делали фотографию ауры еще за шесть месяцев проявления этих болезней в теле человека и обнаруживали пятна. Повышая уровень энергии в нашем теле с помощью праны, жизненной энергии, дыхания, можно почистить ауру и предотвратить болезнь до ее проявления. Вот этого можно достичь с помощью йоги. Целью йоги является: (санскрит), т.е. предотвращение несчастья до его появления.

Патанжали в Йога сутрах (это одно из самых прекрасных толкований)

говорит, там дается только одно предложение, как формула: "Какова цель йоги? Предотвратить несчастье до его появления. Сжечь семя до того, как оно прорастет".

Затем следует вода. Элемент воды. Голодание на воде, очищение тела с помощью воды может принести равновесие в организм. И, конечно же, различные травы, лечебные травы. И, наконец, лекарства, хирургия, все это идет на последнем этапе, когда другое уже не помогает. Или же когда мы пренебрегаем этими предварительными мерами. Тогда неизбежно приходится использовать крайние меры.

Наше дыхание имеет много секретов, которые помогают нам. Каждой эмоции, возникающей в уме, соответствует дыхание в определенном ритме. Каждый ритм воздействует на определенную часть тела на физическом уровне. Нам только необходимо наблюдать за этим. Вы можете почувствовать. Сильная зависимость между ощущениями на уровне тела и настроением ума и есть медитация. Постижение этого, изучение этого и есть медитация.

Что вы испытываете, когда вы чувствуете себя счастливыми? Какие у вас ощущения, когда вы чувствуете себя счастливыми? Вам приходилось наблюдать? Вы чувствуете расширение. Кто-то вас хвалит. “О, вы божественны, вы великолепны!” Что при этом происходит? Что-то в вас расширяется. “О!”. Или кто-то скажет вам комплимент. Или вы чувствуете себя счастливыми, наблюдая закат солнца. Или встречаете кого-то, кто вам очень близок, очень дорог. Что происходит? Вы чувствуете расширение. Вы замечали это? Мы счастливы и при этом происходят какие-то ощущения, но мы не замечаем их связь. Очень редко мы замечаем, что происходит, как это связано, потому что наше внимание снаружи, на этом объекте, а не на ощущениях. Если вы наблюдаете за ощущениями, когда вы счастливы, появляется чувство расширения ума, сознания. А если вы наблюдали, когда вы несчастны, то замечали, что возникает ощущение сжатия. Наблюдали вы такое? Вы чувствуете себя натянутым, как струна. Где-то внутри вы чувствуете себя уставшими, напряженными, это - сжатие. Сознание сужается. Это и есть несчастье, печаль. Знание - означает, узнавание того, что расширяется. Что же это такое в нашем теле, что расширяется и сужается. Это ощущение счастья и несчастья, которое выражает себя и которое испытывает опыт, эволюционирует, проходит через события, что же это такое? Это знание, этот вопрос ведет к изучению сознания, изучению жизни, изучению праны, изучению Аюрведы.

Знаете, в одну минуту мы делаем семнадцать вдохов и выдохов, почти 16-17 раз. Вы когда-нибудь считали, кто-либо из вас? Просто посмотрите на время и посчитайте, сколько вдохов и выдохов вы делаете? Это первое действие в нашей жизни и это последнее действие в нашей жизни. Не так ли? Что первое мы сделали, когда пришли в этот мир? Мы сделали глубокий вдох и начали плакать. Первое действие – мы сделали вдох, второе – начали плакать. А последнее действие в нашей жизни – мы выдыхаем и заставляем других плакать. В промежутке - вся жизнь, когда мы вдыхаем и выдыхаем, но не обращаем внимание на дыхание. Итак, если мы обратим внимание на дыхание, то заметим, что в одну минуту мы делаем 16 - 17 вдохов и выдохов, примерно так. Если вы очень огорчены, то может быть до 20 вдохов и выдохов. Если же вы очень напряжены и сердиты, то 25 в минуту. А если вы очень спокойны и в приятном настроении, счастливы, то 10 раз. Если вы в медитации, то 2 дыхания … или 3. Глубокая медитация снижает дыхательные движения до такого уровня. Вы можете сами понаблюдать за этим. Это просто.

Если вы понаблюдаете за годовалым детьми, как они дышат, то будете поражены, насколько уравновешено у них дыхание. Они используют все три уровня тела. Их дыхание очень глубокое. Когда они вдыхают, выпячивается их живот, на выдохе он втягивается. Но чем более нервным и напряженным вы становитесь, вы начинаете делать обратное. На выдохе ваш живот округляется, на вдохе он втягивается. Этому вы не научитесь в школе или у кого-либо. Если ваш ум очень острый, наблюдательный, то простое наблюдение людей вокруг, детей и природы вокруг вас очень многому может научить. Однако наш ум так занят многими вещами, в нем так много суждений, мнений, так много впечатлений в нашем уме, что мы не способны наблюдать, постигать очень тонкие моменты в природе. Нам надо учиться этому. Йога или йоговские асаны – это то, что все мы когда-то делали, когда были детьми. Вы наблюдали, как ребенок 6 месяцев лежит на спинке, ноги его подняты и он ими ударяет друг о друга, голова его тоже поднята, почти так, как делаете вы, когда используете тренажер. Голова и плечи подняты, бьет руками. Потом ребенок что делает? Он поворачивается на спинку и принимает позу кобры из йоговских асан. Это вторая поза в асанах. Затем ребенок наклоняется, поворачивается и принимает позу треугольника: поднимает одну руку, а вторую держит на полу. Если вы понаблюдаете, как ребенок спит, то увидите, что он спит вот с этой мудрой. Его большой и указательный пальцы касаются друг друга. Вы наблюдали такое? Затем дети делают вторую мудру, иногда они спят с этой мудрой. Когда они набирают немного силы и начинают ходить, они держат свой большой палец вот так. Дети во всем мире, будь это Африка, Австралия, Америка или Азия, повсюду делают одно и тоже. Обезьяны делают тоже самое. Сходите в зоопарк и понаблюдайте за ними, что они делают. Они делают многие асаны, многие упражнения, которые помогают им сохранить себя в форме, здоровыми. Вот эти моменты координируют тело, ум и дыхание. Аюрведа придерживается холистического подхода – рассматривает тело, ум и дыхание. Если вы хотите добавить еще одно измерение, то можно назвать дух. Тело, ум и дух.

Когда вы испытываете какое-то удовольствие, то, если вы замечали, ваше дыхание более сосредотачивается на кончике носа. Обоняние и удовольствия очень тесно связаны. Вкус, запах и секс связаны между собой. Любое удовольствие, когда вы его испытываете, ассоциируется с определенным ритмом дыхания, которое больше концентрируется на кончике носа. И любой опыт боли ассоциируется с основанием носа, вот здесь у основания носа. На теле очень много разных точек, соответствующих различным ощущениям. Но это все отражение чего-то, что стоит за пределами всего этого. Что же это такое? Источник жизни.

Хорошо. У вас есть вопросы? Что мы еще не обсудили?

У кого-нибудь есть вопросы?

Вопрос: Известно, что 90% токсинов выходят через дыхание. Означает ли это, что ….

Ответ : Да, 90% токсинов выходят из тела через дыхание. Вы дышите 24 часа. Выделение мочи, испражнений - это занимает всего лишь несколько минут. А дышите вы каждую минуту. Когда вы выдыхаете, то выбрасываете множество токсинов, углерод и множество других токсинов уходят через дыхание. Происходит непрерывный процесс. Но мы используем возможности наших легких только на 30%. Вдыхаем и выдыхаем. Имеет значение не только само дыхание, но также и ритм дыхания. Знаете, ум подобен воздушному змею, а дыхание – ниточке, ум идет выше, дыхание при этом должно быть более продолжительным. Немного больше внимания следует уделить дыханию, и ум будет чувствовать себя более счастливым, возвышенным. Вы можете раздавать прасад, а не брать прасад, если вы сможете уделить внимание дыханию, во время которого каждую минуту поток воздуха входит и затем выходит …

Вопрос: Мой вопрос состоит в следующем: по мере того, как вы учитесь дышать, делать определенные по глубине и качеству вдох и выдох, и они, в конечном счете, неуловимы, вы едва слышите дыхание, вы скорее чувствуете его?

Ответ: Да. Вы чувствуете дыхание и вы можете также его слышать, мягкий звук.

Вопрос: Итак, когда вы в медитации, вы слышите свое дыхание?

Ответ: Это подготовка к медитации. До медитации вы делаете дыхание уджай. После этого в медитации вы просто все отпускаете. Без усилий. Что бы не происходило, пусть происходит.

Вопрос: Я хочу задать два вопроса. Первый вопрос: Вы можете что-либо сказать каким образом или почему мудры оказывают влияние на физиологию человека или на его энергетическое тело? Как это происходит?

Ответ: Как это происходит? Это происходит потому, что наше тело ничто иное, как статическое электричество. Ум ничто иное, как импульс электроэнергии. Так? Вот так и происходит. Как вы чувствуете боль, когда вас ущипнули? Вы чувствуете боль, потому что возникают какие-то ощущения, проходят какие-то импульсы через нервные клетки, и вы чувствуете ее. Точно также, когда вы делаете мудры, вы можете это почувствовать. Почувствовать, как движется прана, энергия, электричество.

Вопрос: Вы сказали, что когда человек счастлив, то происходит расширение, а когда грустит или болеет, то возникает ощущение сужения. Когда вы ощущаете что-то и осознаете это, вы чувствуете это сужение и вы чувствуете, что внешний мир очень агрессивен, то разумно ли будет оставаться у себя внутри и не слишком проявлять себя, чтобы вас толкали, или же лучше проявить себя и заниматься делами?

Ответ: Это подобно тому, когда вы чувствуете себя подавлено или вы употребили алкоголь, чтобы избавиться от этого. В этот момент вы забыли об этом. Но позже, когда вы приходите в себя, вы все еще чувствуете, что это еще там. Так? Вот об этом я и говорю. Или сон, принимаете снотворное и идете спать и спите. Потом вы просыпаетесь, и это ощущение спустя какое-то время всплывает. Дыхание через них, наблюдение за этими ощущениями, медитация, только они могут убрать их. Конечно же, иногда вы можете выйти на улицу и поиграть, погулять, побегать. Все это без сомнения может дать вам временное облегчение. Но вы хотите избавиться от этого навсегда. Постоянное расширение. … Убрать это зерно грусти, которое где-то есть, помогут только дыхание и медитация. Я бы предложил сочетание того и другого. Проделайте это в течение некоторого времени. Затем прогуляйтесь. Сделайте что-то на улице.

Вопрос: Вы сказали, что существует ритм, но вы не продемонстрировали какой ритм. У вас есть инструктора, которые могут показать, как правильно дышать?

Ответ: Я не верю в пищу по частям. Но, конечно же, вы можете обучиться ему. Вам необходимо выделить для себя примерно 15 часов, и вы сможете обучиться ступенчатому дыханию, дыханию уджай, Сударшен Крие, дыханию в ритмах. Для этого нужно время. Для обучения этим видам дыхания и для их выполнения вам необходимы определенные условия. Их необходимо делать перед едой. Поскольку после приема пищи или при полном желудке скорость метаболизма увеличивается. А во время выполнения практик происходит обратное: метаболизм снижается. Так что или вы будете страдать несварением или не получите опыта. Скажем так, для этого необходимо некоторое время. Нам нужно снять галстук, пальто, почувствовать себя свободнее и приземленнее … и тогда вы можете этим заняться.

Вопрос: Вы уверены, что когда мы появляемся на этот свет, то не знаем, как дышать? Как происходит, что мы приходим сюда, не зная как дышать.

Ответ: Именно это и вызывает больше всего недоумение. Как случилось, что мы утратили эту невинность, радость. Смотрите, ведь ребенок, шестимесячный ребенок, годовалый ребенок - он полон радости, света, любви, энтузиазма, но когда ребенок идет в школу, все это уменьшается и уменьшается. И к тому времени, как человек начинает учиться в колледже, он все теряет. Он едва ли может смеяться от всего сердца. Не так ли? Это поразительно, как мы утрачиваем все человеческие ценности по мере того, как становимся старше! Как мы становимся такими сложными, закомплексованными в наших мыслях, в наших отношениях к людям, в нашем поведении. Ум становится таким подозрительным. Так забавно наблюдать, как искажается выражение ценностей в нашей жизни. Не правда ли, это удивительно? Нам необходимо что-то делать. Образование есть возвращение этих общечеловеческих ценностей. Успех в жизни означает – иметь такую улыбку, которую никто не может забрать у вас. Все эти негативные эмоции, через которые проходит человек, являются признаком отсутствия успеха в жизни. Это происходит из-за недостаточности образования в области самой жизни. Не так ли?

Вопрос: У меня к вам вопрос. Я занимаюсь йогой три-четыре месяца. Мне это нравится. Я научилась расслабляться, делать аура йогу. Затем, когда я научилась медитации, у меня это не получилось. Я не смогла сидеть и медитировать. Я думаю, что это потому, что я в действительности не понимаю, что же я должна делать. Как говорят, успокой свой ум, сиди не двигаясь. Я сижу, а мой ум все равно продолжает работать: "Что будет на обед? Что еще может случиться?" Затем, я думаю: «Ладно, хватит». Но я все продолжаю заниматься йогой. Вы могли бы подсказать таким, как я, начинающим медитировать, как это можно сделать очень эффективно. Я слышала рассказы об этом, но я не могу внедрить это в свою жизнь.

Ответ: Да, вы можете обучиться этому за два-три дня. В йоге необходимо приложить больше усилий. Медитация не занимает столько времени. Чтобы обучиться йоге, вам потребуется, по меньшей мере, один-два месяца, даже иногда шесть месяцев. Но ум работает совершенно по другим законам. Смотрите, тело работает по своим законам, а ум – совершенно по другим. На уровне тела ключом является приложение усилий. Чем больше вы прилагаете усилий, тем больше вы можете развить мышцы. Чем больше вы прилагаете усилий, тем более гибкими вы можете стать. Так ведь? Тогда как для ума ключом является отсутствие каких-либо усилий.

Вопрос: Вы говорите, что источниками энергии являются пища, дыхание, сон и медитация, и что медитация дает в 8 раз больше энергии, чем отдых во время сна. Если дыхание является источником праны, почему же тогда во время медитации дыхание уменьшается в очень значительной степени?

Ответ: Вот почему существует два разных вида энергии. Ритм дыхания отличается, когда вы едите, является другим, когда вы спите, и он другой, когда вы медитируете. Вы не прилагаете усилий, чтобы замедлить дыхание. Метаболизм в теле автоматически замедляется. Когда метаболизм замедляется, дыхание, которое соответствует метаболизму, в свою очередь также замедляется. Что происходит во время медитации? Высвобождаются некоторые токсины. Когда вы выходите из медитации, при этом делаете некоторые пранаямы и снова дышите, то эти токсины выходят из организма. В противном случае происходит следующее: многие люди чувствуют себя после медитации гораздо более уставшими. Возможно, вы слышали об этом или имели такой опыт? Те, кто постоянно медитируют, находятся в состоянии медитации один, два часа и после этого чувствуют себя еще более уставшими. У них недостаток в движении, нет достаточно энергии, чтобы выполнять какую-то работу. Это происходит потому, что токсины в теле освободились, но они не удалены. Это происходит очень медленно. Понимаете, о чем я говорю? Эти действия относятся к разному уровню, но они дополняют друг друга.

Вопрос: Меня интересует вопрос о том, как лучше для детей, когда они могут начать медитировать. Интересно, что я сам занимаюсь ТМ уже много лет. Мне известно, маленькие дети начинают с медитации в движении и затем … А как с медитацией, с дыханием. В каком возрасте, с каких лет в детстве можно начинать ее заниматься?

Ответ: Примерно с 8 – 10 лет можно обучить их определенному дыханию, мы называем его “Счастливое дыхание”. Что касается детей, нам просто необходимо расчистить в них общечеловеческие ценности, которыми они обладают, взращивать их.

Вопрос: Занимаются ли у вас голоданием с употреблением жидкости или чем-то подобным?

Ответ: Голодание, да! Это хорошо для нашего организма. Дает отдых системе пищеварения. Однако выходить из него необходимо очень осторожно. Если вы принадлежите к типу питта, то голодание для вас не очень хорошо, т.е. слишком длительные голодания. Для людей типа капха и вата голодание показано, чем больше, тем лучше. Но при этом необходимо употреблять большое количество жидкости: воду, соки и другие жидкости. Это очень важно.

Вопрос: Я лично гетеросексуальна. Мне бы хотелось бы знать, что вы думаете о гомосексуализме или бисексуальности. Сама я из Европы, живу в Америке и знаю, что многие мои друзья из Америки пробовали и то, и другое. Влияет ли это на раскрытие, человечность, духовный рост, если вы тот или другой.

Ответ: Это не внешняя фигура или объект. Это ведь ощущения или удовольствие, которое вы чувствуете внутри. Вот что важно. Внешнее – это только зеркало, которое дает то удовольствие, чем вы являетесь изнутри. Понимаете, о чем я говорю? Это движение праны, энергии, понимаете? Потому что все тенденции, существующие внутри нас, когда нам что-то нравится или не нравится, они не постоянны. Они все время меняются. Я видел много гетеросексуалистов. У них было влечение к своему полу. Это их потрясало: “Что со мной случилось? Со мной было все в порядке все эти годы? “ И многие люди, которые считали себя гомосексуалистами, вдруг также замечали в себе влечение к лицам противоположного пола. Они обращались ко мне с этой проблемой. Я хочу сказать, что вам не нужно вешать на себя ярлык, что вы кто-то или что-то. Вместо того чтобы придавать так много значения кусочку плоти снаружи, повернитесь и загляните внутрь на тот дух, который является источником радости. Вы знаете, радость от секса длится минуты, а радость от ощущения бытия в тысячу раз больше. Это устойчивая радость, поток энергии внутри вас, который заставляет вас вдруг осознать, что вы не просто тело, вы не просто мужчина или женщина, вы не просто кусок плоти, а вы есть свет, вы есть дух. И избавившись от этой идентификации, вы увидите как много радости в жизни, непоколебимой радости, постоянной радости. Вы знаете, те люди, которые всегда проводят время в барах, которые ходят в кино. Если вы посмотрите на их лица, вы не найдете там чувство большого удовлетворения. Разве не так? Они не в состоянии блаженства. Конечно же, секс является частью нашей жизни. Мы не отрицаем его. Хорошо, идите через него. Но что я хочу сказать? Когда вы испытываете секс и идете через него в своей жизни, вы можете больше повернуться к духовной стороне. В таком случае вы поддерживаете развитие жизни в этом направлении. Есть очень хороший баланс, не отрицать, но в тоже время не слишком увлекаться. И это происходит автоматически. Просто уделите внимание пране, дыханию.

Вопрос: Как лучше достичь этого уровня блаженства?

Ответ: Как лучше достичь? Первое: выполнять медитацию, второе: служить окружающим вас людям. Заниматься активно служением. Вы знаете, есть техника, приводящая вас к депрессии. Сядьте и все время думайте: “Что будет со мной? Что будет со мной?” Она достаточно быстро действует. Очень скоро вы придете в состояние депрессии. Видеть Бога внутри себя – это медитация. Видеть Бога в окружающих вас людях – это любовь или служение. Они идут рука об руку.

Вопрос: Я сама пробовала. И обычно дышу пять-шесть раз в минуту. Я думала, что со мной не все в порядке. Как гипнотерапевт, я использую гипноз каждый день. Является ли это частью медитации. Я дышу, когда выполняю это. Это что, почти одно и тоже или...?

Ответ: Конечно же, это усиливает то, что у вас уже есть. Но каким образом это связано с гипнозом, необходимо подумать. Насколько мне известно, в основе гипноза и медитации лежат два различных механизма. В гипнозе потребление кислорода повышается. Тогда как во время медитации обмен веществ снижается, потребление кислорода соответственно уменьшается. Необходимо провести исследование, чем отличаются эти два процесса. Если вы медитируете, вас нельзя загипнотизировать. Вот почему люди говорят: ”Если человек занимается медитацией, он не подвержен гипнозу”. Даже анестезия на вас не действует.

Вопрос: Пандитджи, могли бы вы объяснить такой эффект? Когда человек воздействует на каналы ментального, эмоционального и физического плана. Я видела людей, которые это делали и они не выглядят счастливыми. Это выглядит так, будто они как-то физически настраиваются. Что это такое?

Ответ: Вы можете видеть, как люди, которые проводят психологическое воздействие, экстрасенсы, они часто не отличаются хорошим здоровьем. Конечно же, могут быть исключения. Но большинство из них не выглядят веселыми и здоровыми. Вы замечали такое? У них часто бывают ухудшения или улучшения их физического состояния. Я бы сказал, лучше не слишком увлекаться этими вещами. Будьте очень простыми, медитируйте и будьте счастливы. Этого достаточно. Когда вы все хотите знать в жизни, то жизнь теряет свою прелесть, отсутствует элемент неизвестности. Когда вы заранее знаете результат футбольного матча еще до его начала, то нет особого интереса к игре, вы не будете смотреть её, раз вы уже знаете результат, нет ничего волнующего, захватывающего. Пусть в жизни будет немного неопределенности. И двигайтесь с этим. Конечно же, вы знаете, что природа обеспечит вас всем в изобилии, когда вы идете по пути любви. Скажем так: это самое высшее. Путь любви, медитации, служения. Конечно же, вы занимаетесь и другим. Время от времени вы можете показать свою руку астрологу или хироманту, пригласить друга-психолога и услышать какие-то предсказания от них? Это не имеет значения. Ну и что! Божественное внутри нас, оно может управлять вещами, может вносить изменения. Не только давать предсказания. Предсказания может давать кто угодно. Но когда мы так тонко чувствуем дух внутри нас, то мы можем внести изменения в нашу жизнь и в жизнь любого человека к лучшему. Хорошо, хорошо, хорошо.

Джай Гуру Дев


Похожая информация.


Вати - это традиционная таблетированная форма аюрведических препаратов. В Аюрведе лекарственные составы используют в виде чурн (порошков), кватов (гранул), прашей (паст) и вати (таблеток). Вати дольше чурн сохраняют силу трав и чаще выпускаются аюрведическими производителями на экспорт. Для их изготовления используют как смолотые травы, так и травяные пасты и экстракты. Способ производства вати отличается в разных областях Индии, так в Керале для смешивания приготовленных трав с жидкостью (этот процесс называется "бхавана") последней берут совсем немного, после чего из полученной пасты готовят таблетки. В западной Индии используют пропорцию 1:1 и полученный состав перетирают в ступках снова до состояния сухой смеси.

Кстати, не поддающееся логике действие аюрведических препаратов можно увидеть на примере упомянутого процесса смешивания трав с жидкостями. Бхавана подходит под определение "обработки, придающей предмету другие свойства". Так процесс смешивания молотого имбиря с соком имбиря в средстве, называемом "Вишвабхешая вати", может усиливать свойства первого в 7 раз.

Препарат "Дыхание Вселенной" понижает вату и капху, выравнивает питту, увеличивает агни, снижает аму. Улучшает метаболические процессы во всех тканях (дхату) и органах, особенно в органах желудочно-кишечного тракта. Рекомендуется принимать при разнообразных заболеваниях вата доши (вата вьяди). Воздействует на проблемы, связанные со скачками в настроении или психике (дисбаланс ваты (ветра)). Снимает блоки в дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной системе. Улучшает вялое пищеварение и обмен веществ.

Неправильные привычки в питании и образе жизни ослабляют пищеварительную систему. В результате пища недостаточно переваривается и в организме образуется ама (токсины). Ама по качествам тяжелая и липкая, она блокирует каналы, загрязняет доши. Вата является сочетанием эфира и воздуха. Эта доша отвечает за движение, именно с ее помощью двигаются другие доши. Вата доша имеет пять видов: прана вайю (дыхание), удана вайю (речь), самана вайю (пищеварение), вьяна вайю (питание клеток) и апана вайю (телесные функции ниже пупка: мочевыделение, дефекация, менструация, эякуляция и процесс родов). В то время как вата пронизывает все тело, ее основные места локализации — толстая кишка, прямая кишка, мочевой пузырь, таз, нижние конечности, кости, уши и кожа. Как правило, апана вайю перемещается из своего места нахождения в нижней части живота в круговом направлении и вниз, но заблокированная амой, она смещается и отклоняется от своего нормального пути и двигается вверх. Впоследствии она толкает прана вайю вверх, что перемещает питту, капху и аму до дыхательных путей и головы. В конечном счете, доши которые вышли из баланса и мест локализации, вызывают физические проблемы: головные боли, повышение кислотности, метеоризм, жжение. Происходит и дисбаланс на ментальном уровне, возникают чувства тревоги и депрессии, ощущение дисгармонии во всем теле.

"Дыхание Вселенной" регулирует пищеварение, стимулируя джатхар агни пищеварительный огонь) и дхату агни (метаболический огонь в тканях) и содействует производству необходимых ферментов желудка. Препарат также проникает глубоко через накопленную аму, в результате чего направляет апана вайю в нормальное русло — вниз и восстанавливает нормальное движения прана вайю. Кроме того, "Дыхание вселенной" уменьшает избыточную вату и особенно хорошо при слабости пищеварения, возникающей из-за нервных расстройств, беспокойств и депрессии, поскольку в результате налаживания пищеварения оказывает благотворное влияние на разум и эмоции.

Травы, которые входят в этот препарат, удаляют газы из кишечника, снижают боль и вздутие. Они способствуют пищеварению и улучшают усвоение микроэлементов. Они помогают уменьшить аму, закупоривающую желудочно-кишечный тракт, и способствуют необходимой и нормальной перистальтике.

Травы в составе препарата "Дыхание Вселенной" богаты эфирными маслами, которые стимулируют нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана вайю - силы ваты, управляющие биохимическими процессами в желудке и кишечнике), обеспечивая пищеварение и не давая накапливаться непереваренным пищевым продуктам.

Рассасывая закупорки во всех каналах, шротах, они налаживают процессы в нервной системе и снимают спазмы и боль. Они улучшают общее настроение и праны в теле.

Воздействие на доши

Вата-ануломан. В состав входят травы, обладающие ветрогонным действием, приводят вату в естественное состояние, способствуя ее гармоничному движению в теле.

Капхашамак. Балансирует (уменьшает) капху (слизь) и выводит токсины из организма.

Ватагхна. Травы, входящие в состав формулы увлажняют, смазывают ткани, благодаря своим тяжелым качествам уменьшают вату на последнем этапе пищеварения, снимают патологии ваты, включая боли, онемение, слабость, головокружение.

Воздействие на агни

Дипан. Cтимулирует аппетит, выработку желудочного сока и других ферментов, способствующих перевариванию.

Пачан. Влияет на выработку ферментов, способствующих перевариванию в кишечнике.

Кримигхна. Обладает глистогонным, антибактериальным, противоамебным действием, нейтрализует пагубную флору, которая производит аму, снижает огонь пищеварения, нарушает выработку ферментов в желудке и кишечнике.

Воздействие на шроты

Ведана и стхапан. Снимает абдоминальные боли и колики.

Тикшна. Обладает способностью глубоко проникать в ткани, минуя блоки, созданные амой, практически мгновенно, не дожидаясь окончания процесса переваривания.

Биологически активная добавка к пище

Регулирует кровообращение, пищеварение, гормоны

«Дыхание вселенной» улучшает мозговое, сердечное и периферическое кровообращение, нормализует работу вегетососудистой и эндокринной систем, стабилизирует деятельность надпочечников и выработку гормонов. Регулирует деятельность нервной системы, способствует быстрому восстановлению после стрессов и является эффективным адаптогеном.

Улучшает тонус и эластичность кровеносных сосудов от самых крупных артерий до мельчайших капилляров. Способствует оттоку крови при венозных застоях, снимает спазмы и отеки, усиливает приток крови к конечностям, сердцу и мозгу, что способствует общему оздоровлению организма (особенно хорошо при перелетах). Снимает острые и хронические головные боли, чувство тяжести и головокружения при недостаточном венозном оттоке. Дает хороший эффект при мигрени, даже если болезнь продолжалась долгие годы, улучшает память, сон, предотвращает старческое слабоумие и разрушение психических способностей, в т. ч. при болезни Альцгеймера.

Обладает антиаритмическим действием, помогает при инсульте, инфаркте, предотвращает образование тромбов, снимает спазмы сосудов. Отличный антиоксидант, помогает при ишемии любого происхождения, рекомендуется при атеросклерозе. Положительно влияет на сосуды при диабете. Улучшая состояние сосудов и кровообращение в нижних конечностях, положительно влияет на суставы при артрозах.

Регулирует процессы выработки желудочного сока и ферментов, выводит из организма токсины и продукты неполного метаболизма, поэтому используется при заболеваниях пищеварительной системы.

Налаживает диалог между мозгом и эндокринной системой, способствует естественной регуляции выработки гормонов в нужном организму количестве, равно как и регуляции тонуса в соответствии с текущими задачами.

Содействует быстрому восстановлению после стрессов: гармонизирует работу надпочечников, снижает выбросы высокого адреналина, снимает внутреннее напряжение. При скачках в настроении стабилизирует, выравнивает психику и гормональный фон, помогает спокойно реагировать на происходящее, но не тормозит активность. При долгом употреблении эффект накапливается, человек приобретает способность анализировать жизненные ситуации и самого себя, принимать взвешенные решения, легко адаптироваться к обстоятельствам.

СОСТАВ

Органические компоненты в составе формулы направлены на гармонизацию работы пищеварительной и вегетативной нервной систем, улучшают кровообращение и обменные процессы в ЖКТ, мозге, сердце и конечностях. Растения выращиваются на плодородной чистой почве и обрабатываются по традиционной технологии, позволяющей многократно усилить их свойства и добиться комплексного действия.

Зира и анис полевой - два вида тмина, оздоравливающие пищеварительную, дыхательную и нервную систему. Обладают ветрогонным, мягким слабительным действием, снижают процессы брожения и окисления, выводят шлаки, снимают боли, успокаивают. Улучшают работу мозга, тонизируют психику.

Имбирь быстро проникает в ткани и сжигает токсины, улучшает метаболизм.Нормализует деятельность эндокринной системы, улучшает память. Снимает усталость и стресс, помогает при болезнях сердца, снимает боли в теле.

Амла (индийский крыжовник) - мощнейший тоник, иммуномодулятор и адаптоген, восстанавливающий после стрессов и напряженной работы. Придает телу молодость, чувствам - свежесть, уму - ясность. Укрепляет сосуды, используется при сердечных и нервных нарушениях.

Кориандр успокаивает ум, обезболивает, выводит токсины, охлаждает излишний жар в голове, стимулирует иммунитет и регенерацию клеток, уменьшает аллергию.

Асафетида повышает умственный и физический тонус, восстанавливает флору кишечника. Используется при болях в суставах и голове, параличах, судорогах, гинекологических заболеваниях.

ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

Плохое периферическое и мозговое кровообращение, головные боли, диабет.
Вегетососудистая (нейроциркулярная) дистония, вегетативные кризы, ишемия, сердечно-сосудистые заболевания.
Ментальные и психические проблемы, трудности в расслаблении, адаптации, беспокойство, фобии, страхи, депрессии, маниакально-депрессивный синдром.
Нарушения памяти, старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера.
Проблемы с циркуляцией жидкостей.
Брюшной колик, несварение желудка, слабое пищеварение, запоры, метеоризм.
Затрудненное дыхание, астма, аллергия.
Артриты, артрозы, пористость костей.
Гипертонус (в т. ч. матки), дисфункции половой системы.
Частые перелеты, перемещения и перемены в жизни.

АЮРВЕДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
«Дыхание вселенной»снижает вату (воздух), регулирует направление ее движения, выравнивает капху (слизь) и питту (огонь), увеличивает агни (метаболизм), сжигает аму (токсины). Улучшает метаболизм во всех тканях и органах, в т. ч. в органах пищеварения. Используется при заболеваниях вата доши (дисбаланс воздуха).

Неправильные привычки в питании и образе жизни ослабляют пищеварение, и в организме образуется ама. Ама блокирует каналы, загрязняет доши. Основное место локализации ваты - толстая и прямая кишка. Как правило, апана вайу (разновидность ваты, отвечающая за мочевыделение, дефекацию, менструацию, роды) движется вниз, но, заблокированная амой, она начинает двигаться вверх, вымещая прана вайу (вата, отвечающая за дыхание), питту, капху и аму в дыхательные пути и голову. Отсюда головные боли, повышение кислотности, метеоризм, ментальный дискомфорт. Вати направляет апана вайу в нормальное русло - вниз - и восстанавливает естественное течение всех дош.

Воздействие на доши
Вата-ануломан. Гармонизирует вату, способствует ее гармоничному движению.
Капха шамак. Уменьшает капху.
Ватагхна. Увлажняет, убирает излишки ваты на последнем этапе пищеварения.

Воздействие на агни
Дипан. Cтимулирует выработку желудочного сока и желудочных ферментов.
Пачан. Улучшает выработку ферментов в кишечнике.
Кримигхна. Нейтрализует пагубную флору.

Воздействие на шроты
Ведана стхапана. Снимает абдоминальные боли и колики.
Тикшна. Проникает в ткани, минуя аму.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Индивидуальная непереносимость.

СПОСОБ ПРИМЕНЕНИЯ
По 1–2 таблетки 2 раза в день после еды. Симптоматически либо курсами от 3–4 дней до 6 месяцев, перерыв между курсами 1 месяц.
Для стабилизации работы головного мозга: по 1–2 таблетки 2 раза в день после еды 2–5 месяцев.
При повышенной тревожности: по 2–3 таблетки 3–5 раз в день после еды до исчезновения симптомов.
При перелетах и переездах: по 2 таблетки каждые 3 часа.
В период беременности: принимать симптоматически (гипертонус матки, колики) короткими курсами до 2-х недель.
Дети (от 2-х лет): по 0,5 таблетки 2 раза в день после еды.

ФОРМА ВЫПУСКА
60 таблеток в пластиковом флаконе.