Что такое табу. Что такое табу и нужны ли они нам? Табу термин

12Янв

Что такое Табу

Табу – это запрет на определенную деятельность, базирующийся на культурных или убеждениях.

Что такое ТАБУ — значение, определение, понятие простыми словами.

Простыми словами, Табу — это действия которые в большинстве случаев не запрещены законом, но их нельзя совершать, так как, это не принято, неприлично или аморально. Данные запреты работают только в конкретной общине или социальной группе.

Во многих культурах существуют свои виды запретов, даже если не используется такой термин как – табу.

В большинстве случаев табу относится к вещам, которые считаются священными и требуют специального особо трепетного обращения. Например, католики принимающие причастие, следят, что бы хлеб (Тело Христово ), ни в коем случае, не упал на землю, так как его считают священным.

Иногда запреты рассматривались как взаимодействие с чем-то нечистым. В некоторых культурах, девушек во время менструального цикла отстраняли от общества, запирали в отдельных помещениях, так как считали их нечистыми.

У многих запретов есть и более земные происхождения. Это относится к древним практическим советам по ведению жизненного быта.

Пример: нельзя есть свинину, нужно мыть ноги перед входом в помещение и так далее…

Подобные запреты имели практическую подоплеку в определенный период времени, когда медицина и гигиена была не на высоте. В современном мире, данных правил уже можно и не придерживаться, но они перекочевали в религию и стали определенным видом табу.

Что нужно знать о табу?

Влияние сакральных запретов в мире очень велико. Людям, которые планируют каким-то образом взаимодействовать с людьми из другой культурной группы, желательно ознакомится с культурой этих людей. Так как невинным на ваш взгляд действием, вы можете нарушить какой-то запрет и оскорбить представителей данного народа.

Гаспаров. Записи и выписки

Табу

♦ это слово есть у Даля (в "живом великорусском"): "у нас табашная торговля табу".

Словарь Ушакова

Табу

табу , нескл. , ср. (полинезийское). У первобытных народов - запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предмет.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Табу

♦ (ENG taboo)

(полинез. tapu - запрет)

лица, объекты или поведение, запрещенные религиозными учениями или практиками.

Тезаурус русской деловой лексики

Словарь Ефремовой

Табу

  1. ср. нескл.
    1. устар. Религиозный запрет, налагаемый на какое-л. действие, слово, предмет, нарушение которого - по суеверным представлениям - каралось сверхъестественными силами.
    2. Любой строгий запрет на что-л.

Табу

(полинезийское слово) словесное. Слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т. п.). Хозяин, мохнач, Потапыч (вместо медведь в языке промысловых охотников).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Табу

Табу

♦ Tabou

Священный запрет. Отсюда – желание его нарушить. Из любопытства, из дерзости, из хвастовства. Вот почему ясный закон, принятый после свободного обсуждения, лучше, чем табу.

Культурология. Словарь-справочник

Табу

(полинез. – запрет) – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре.

1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестествен­ными силами;

2) вообще – строгий запрет.

Энциклопедический словарь

Табу

(полинезийск.), в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм.

Словарь Ожегова

ТАБУ , нескл., ср.

1. В первобытном обществе: запрет, налагаемый на какоен. действие, слово, предмет, употребление или упоминание к-рых неминуемо карается сверхъестественной силой.

2. перен. Вообще запрет, запрещение. Наложить т. на чтон.

Словарь лингвистических терминов

Табу

(полинез. tapu). Означает особо (всецело) отмеченный (выделенный). Образовано в полинезийском из двух корней: ta – отмечать, pu – всецело: tapu >tabu . Запрет на слова, которые обозначают почитаемые или, напротив, "плохие" явления и понятия. Широко известны охотничьи табу на имена животных, являющихся предметом охоты. Во всех языках табуируются слова, связанные со смертью, особенно смертью вождя, правителя или вообще старшего и почитаемого человека.

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Табу

Табу́ - запрет на какие-либо действия, места, предметы и пр., имеющий религиозное, мистическое или мифологическое обоснование; за его нарушение должна последовать неминуемая кара со стороны неких сверхъестественных сил; особенно распространен у первобытных народов в некоторых языческих религиях.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Табу

Термин, заимствованный из религиозно-обрядовых учреждений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических религиозных запрещений - системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на известной ступени развития. Внешним признаком, общим всем явлениям категории Т., служит всегда сопутствующий им атрибут "священности", абсолютной божественной императивности (αγός, ιερός у греков, sacer y римлян, кодеш у евреев и т. д.). Громадное большинство запрещений и обрядов, созданных этой системой, являются иррациональными даже с точки зрения ее последователей, находя свое оправдание исключительно в категорическом императиве религиозного требования. Генезис этих запрещений кроется в суеверном стремлении первобытного человека оградить всякое разумное, с его точки зрения, религиозное правило или запрет целым рядом параллельных запретов в областях совершенно индифферентных, руководствуясь либо простой аналогией с основным запретом, либо желанием оградить основной запрет от самой даже отдаленной возможности нарушения. В Талмуде все подобные запрещения так и называются "оградами закона". Простейшим примером этих "оград" могут служить законы о субботе, для охраны святости которой была установлена целая масса запретов, ничего общего не имеющих с самим принципом субботнего отдыха (напр. запрет прикасаться к светильнику, носить платок в кармане и т. п.). В свою очередь каждое новое - созданное по аналогии или для ограждения старого - запрещение становилось предметом дальнейших распространительных запрещений. Санкцией и охраной подобных запрещений служило фетишистическое преклонение первобытного человека перед всем, что старо, традиционно, завещано отошедшими поколениями, и в особенности перед тем, что закреплено традиционным атрибутом Т. - священностью. Позже, когда в процессе религиозного творчества начинает участвовать тенденциозная и часто корыстная инициатива жреческого сословия и светской власти, система Т. образует из себя ткань регламентации, опутывающую все детали жизни, лишающую общество возможности свободного развития. Психология, создавшая Т., проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве, морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности. Классической страной, в которой система Т. получила свое полнейшее развитие, является Полинезия. По мнению Фразера, слово Т. образовалось из глагола: ta (отмечать) и наречия усиления pu, что вместе буквально должно означать: "всецело выделенный, отмеченный". Обычное значение этого слова - "священный"; оно указывает на "связь предмета с богами, отдаление от обычных занятий, исключительную принадлежность чего-нибудь лицам или предметам, почитаемым священными, иногда - "объект обета". В то же время Т. не заключает в себе обязательного морального элемента. Термин, противоположный Т., - nоа, т. е. всеобщий, обыкновенный. На родине Т. (от о-вов Гавайи до Новой Зеландии) система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что у нас называется официальной религией, законом, юридической моралью и правом. Прежде всего Т. применялось ко всему тому, что имело непосредственное отношение к божеству. Личность жрецов, храмы и их имущество были строжайшими Т., т. е. считались не только священными, но строжайше неприкосновенными. Далее, короли и начальники, ведшие свое происхождение от богов, были вечными Т. Все, что имело хотя бы малейшее отношение к их личности и имуществу, было священно и неприкосновенно. Даже имена их были Т.; подчиненным запрещалось произносить их. Если имя короля случайно звучало наподобие какого-нибудь общеупотребительного слова, то это последнее становилось запретным и заменялось новоизобретенным термином. Все, к чему прикасались короли или начальники, становилось тоже Т. и отчуждалось в пользу прикоснувшихся. То же действие имела капля крови короля, упавшая на землю или вещь (Нов. Зеландия). Тропа, по которой шел король, дом, в который он входил, превращались в Т.; по тропе запрещалось ходить, из дома необходимо было выбраться. Точно так же становилась Т. всякая вещь, которую король или начальник называл частью своего тела, - напр., сказав, что такой-то дом его спина или голова. Пища таких избранников была строжайшим Т.; отведавший ее, по убеждению полинезийцев, навлекал на себя неизбежную смерть. Предметом страха были не только общеплеменные или национальные божества, но и божества менее крупные, божества отдельных родов или семей. Правом провозглашать Т. пользовались поэтому не только жрецы, короли, вожди, но и отдельные селения, даже отдельные лица в качестве хранителей своих домашних и земельных богов. Отсюда возникло право отдельных лиц провозглашать Т. на свою землю, деревья, дома, отдельных селений - на свои поля во время жатвы. Эти два последних примера могут служить яркой иллюстрацией того, как даже на первых ступенях развития право собственности искало себе санкции в религиозных представлениях; атрибут "священности" этого права ведет свое начало еще от периода Т. Дни и сезоны, посвященные религиозным целям, обставлены были строжайшими Т. В обыкновенные дни Т. требовалось только воздерживаться от обычных занятий и посещать богослужения, но во время Т. чрезвычайных запрещалось даже разводить огонь, спускать лодки на воду, купаться, выходить из дому, производить какой бы то ни было шум. Запреты распространялись даже на животных: собаки не должны были лаять, петухи - кричать, свиньи - хрюкать. Чтобы помешать этому, гавайцы завязывали морды собак и свиней, а птиц сажали под тыкву или завязывали им глаза куском какой-нибудь ткани. На Сандвичевых о-вах за шум, произведенный в сезон Т., виновные подвергались смертной казни. Чрезвычайные Т. устанавливались во время приготовления к войне, перед большими религиозными церемониями, во время болезни вождей и т. п. Т. продолжались иногда годы, иногда несколько дней. Обычная продолжительность их была в 40 дней, но бывали Т., продолжавшиеся по 30 лет, в течение которых запрещалось стричь волосы. На все время Т. целые округа или острова становились как бы под карантин: даже приближаться к табуированной местности было строжайше запрещено.

Термин Т. у полинезийцев, как и у других народов, кроме значения "священный", имел и другое, противоположное - "проклятый", "нечистый". Генезис этого второго значения очень сложный. Первая причина кроется в том, что, кроме божеств добрых, сообщавших атрибут "священности", существовали и божества злые, причинявшие болезнь и смерть. Эти божества сообщали предметам и лицам страшные свойства, которых необходимо было избегать. Поэтому умерший и все, что имело отношение к нему, - дом, в котором он жил, лодка, на которой его перевозили, и т. д., - считалось отверженным, "нечистым", носящим в себе нечто опасное, губительное, и должно было быть неприкосновенно в силу своей губительности. Другим поводом к образованию этого значения служили строгие кары, следовавшие за нарушением Т. первого рода. Предметы и лица, считавшиеся "священными" в силу своего отношения к божеству и потому навлекавшие страшные бедствия на нарушивших их "священность" хотя бы простым прикосновением к ним, должны были в конце концов вызывать страх и даже отвращение. Известные роды пищи, считавшиеся запретными, должны были выработать инстинктивное чувство брезгливости. На практике Т. обоих родов сплошь и рядом ничем не различались. Так, лицо, очутившееся под Т. второго рода, т. е. как нечистое, не могло есть из собственных рук; его должны были кормить посторонние. Но в том же положении были и "священные" вожди, бывшие под вечным Т. первого рода: им не только запрещалось есть из собственных рук (их кормили жены), но они не могли принимать пищи в домах, а должны были есть на открытом воздухе. Множество Т. второго рода касались женщин; во время родов они считались "нечистыми". Совместная еда с мужчинами для них безусловно не допускалась. На о-вах Гавайских женщинам запрещалось употреблять в пищу мясо свиней, птиц, черепах, некоторые сорта рыбы, кокосовые орехи и почти все, что приносилось в жертву (ai-tabu - священная еда). Все эти роды пищи считались Т. (нечистыми) для женщин. Женщина, приготовлявшая кокосовое масло, подвергалась Т. на несколько дней и не могла прикасаться к пище. Вообще пища составляла предмет множества Т.; так, например, ее запрещалось носить на спине, иначе она становилась Т. (нечистой) для всех, кроме того, который носил ее запретным способом. Больше всего Т. второго рода вызывало все, что имело хотя бы отдаленное отношение к смерти и умершим. Не только прикасавшиеся к покойнику, но даже бывшие на похоронах становились Т. на продолжительное время. Кто убил врага на войне, тот на 10 дней лишался права общения с людьми и права прикасаться к огню. Два вида Т. заслуживают особого внимания, как относящиеся более к морали, чем к религии. Женщина до брака считалась nоа (доступной) для всякого мужчины; после брака она становилась Т. для всех, кроме своего мужа. Новорожденные пользовались Т. королей: все, к чему они прикасались, становилось их собственностью. Прикосновение к ребенку и питье воды из его рук считалось очистительным средством. Общественные Т. устанавливались либо посредством провозглашения, либо знаками (столб с бамбуковыми листьями). Частные Т. также устанавливались знаками (надрез на дереве означал Т. собственности). Соблюдение Т. охранялось репрессивными мерами (смертная казнь, конфискации имущества, разграбление садов, штрафы в пользу лиц, установивших Т. и т. д.) и страхом небесных кар (злой дух забирался в тело и поедал внутренности нарушителя Т.). Бывали случаи, когда люди, имевшие несчастие нарушить Т., умирали скоропостижно от одного страха перед неминуемой карой небесной. Этот страх давал повод людям сильным и власть имущим устанавливать с корыстной целью Т., разорительные для массы населения. Когда в 20-х годах прошлого века на Гавайских о-вах явились первые европейцы, на глазах у всех безнаказанно нарушавшие самые священные Т., народ с величайшей радостью последовал примеру некоторых членов королевского дома и раз навсегда освободил себя от страшного ига системы Т.

Т. - не специальный институт Полинезии: характерные черты его найдены почти у всех народов на известной ступени развития. Прежде всего мы встречаем его у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии находим даже самый термин Т. На Маркизовых о-вах среди множества других типичных Т. встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна капля ее не должна быть пролита в жилище. На о-ве Борнео, у даяков, эта система известна была под назв. Porikh. На о-ве Тиморе (Вост. Индийский архипелаг) так назыв. Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского Т., как, напр., запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдаленных друг от друга местах, напр. в Индии и в Сев. Америке (у одного из племен Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением Т. известны среди юкагиров на прибрежье Ледовитого океана (Иохельсон, "Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора"). У многих первобытных племен находим еще более резкие примеры Т., чем в классической стране Т., Полинезии; таковы, напр., запрещения говорить с родными братьями и сестрами, смотреть в лицо родственникам известных категорий близости и т. п. - запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные Т. вообще, т. е. тенденцию создавать "распространительные" ограничения вокруг основного запрета, имевшего свой raison d" ê tre (запрещение браков между родными братьями и сестрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к Т., но зато находим другие термины, близкие нашим: "грех" и "закон", которые имеют такую же силу, как и Т. Крайне характерные черты Т. находим у народов классической древности. У римлян слово sacer означало и "священный", и "проклятый". Так наз. feriae были настоящими сезонами Т.: всякая работа запрещалась, исключая таких случаев, как когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил известные слова (Salus, Semonia, S eia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под Т. (ferias observabat). Flamen dialis был огражден целой сетью Т. Ему запрещалось ездить на лошади, даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла, бобов, сырого мяса, плюща, гулять по винограднику, стричь волосы не рукой свободного человека; ногти и волосы его зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими Т. У греков άγος означало тоже, что sacer y римлян. В Гомеровский период цари, вожди, их имущество, оружие, колесницы, войско, часовые считались ιερός - священными. Во время войны рыба была Т.: ее запрещалось употреблять в пищу. Даже в мирное время ее дозволялось есть только в крайних случаях. В позднейший период атрибут άγος применялся к свиньям: на Крите эти животные считались священными, содержались при храмах, не приносились в жертву и не употреблялись в пищу; другие считали их "нечистыми". Греки никак не могли решить вопроса, питают ли евреи отвращение к свиньям или считают их священными. У Гомера свинопасы считались священными. Точно так же у арийских народов корова считалась то "священным", то "нечистым" животным. Это проливает свет на происхождение понятия о чистых и нечистых животных. У евреев особенно обильны черты Т. Соблюдение субботы обставлено было строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были Т. для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей были Т. (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались). Прикосновение к мертвым, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как "чистых" и "нечистых" и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу - характернейшие черты Т. - нигде не получили такого широкого развития, как именно у евреев. Самым типичным Т. у евреев является институт "назореев" (отделенных, посвященных). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма , и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время Т.). В Китае, Ассирии, Египте, древних американских государствах находим такую же систему Т., как у римлян и у евреев. Вообще наиболее типичные формы Т. встречаются у обществ, в которых уже выделилось сословие жрецов, у обществ с теократическим строем. J. G. Frazer первый свел воедино все факты, относящиеся к Т., и дал этому термину право гражданства в социологии; но он не указал, чем собственно Т. специфически отличается от религиозных запретов вообще и в чем заключается психический генезис этой системы. После Фразера много внимания Т. уделил Джевонс, но он, как и Фразер, придает этому институту слишком широкое значение, утверждая, что Т. было творцом морали. Хотя Т. на известной ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит Т. к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Проф. Той думает, что "Т. было формой, в которой часть нравственного закона нашла свое выражение". Во всяком случае, для прогресса Т. имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем "слова"), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской сласти. Ср. J. G. Frazer, "Taboo" (ст. в "Encycl. Brit.", т. XXIII, IX изд. и отд.); его же, "The Golden Bo ugh"; F. Β. Jevons, "An introduction to the history of Religon" (1895); Спенсер, "Обрядовые учреждения"; С. Η. Toy, "Taboo and Morality" ("Journal of the American Oriental Society", XII т., 1899 г.).

Что такое табу? Каково значение слова? Как звучит его определение? В чем его смысл? В данной статье будут раскрыты эти вопросы.

Определение этого слова существует в нескольких вариантах:

  • Табу – слово, означающее строжайший запрет на определённые действия, слова. Этот запрет обусловлен верой в то, что данные действия священны и совершение их будет караться высшими силами.
  • Это понятие, появившееся в первобытном мире, означало категорический запрет на действия, которые можно считать аморальными, по отношению к неприкосновенным личностям.
  • Это неправомерные действия людей, повлекшие за собой любого рода санкции по отношению к ним.
  • Табу – запреты, которые обусловлены определенными представлениями о том, что может нести угрозу обществу. Такое определение используется всеми народами.

Сегодня термин имеет такую формулировку: «то, о чем нельзя вести речь».

Значение в психоанализе

Психологи исследуют табу как бессознательную часть каждой личности. Такое значение рассматривал в своих работах , который крайне негативно отзывался о данном феномене. Он давал ему такое определение – нечто навязчивое и мешающее сознательной мотивировке.

Специалистам в области психологии приходится встречаться с такими пациентами, которые придумали и уверовали в какие-либо запреты, старательно выполняя их. То, что в этой отрасли науки называется чрезмерной навязчивостью, можно окрестить «болезнью табу». Такие запреты являются первой ступенью к ограниченной жизни с массой воздержаний, что можно назвать табу.

Существуют характеристики, согласно которым навязчивость и табу являются определениями схожими:

  • Такие запреты ничем не мотивированы. Человек не может четко назвать причины, ответить на вопрос: «Почему нельзя?»
  • Их исполнение происходит согласно убеждению, родившемуся внутри человека. Люди сами создают запреты и ограничивают свою жизнь.
  • Они причина церемоний и заповедей, которые вытекают из запрещенного.

Если провести параллель между людьми с современными проблемами и древними, скованными запретами, то есть бессознательными причинами, то можно обнаружить следующее. У людей всегда возникало стремление нарушить запрет, это желание было насколько сильным, что их сковывал страх. Страх неведомого наказания побеждал желание, закрепляя за собой значение «неприкосновенного».

По своей сути, табу являлось чем-то вроде ограждения от сильных людских соблазнов. Формулировка рассматриваемого термина говорит сама за себя, однако именно строжайший запрет разжигает жгучие искушения. Эти эмоции начинают мучить людей, нанося психике вред.

Ученые относят возникновение этого понятия к верованиям древних времен, тесно связывая их с таинственными обрядами шаманов, с поклонением тотемам. Сила самовнушения и страха перед «табу» была насколько сильна, что нарушивший его сгорал, как спичка, за считанные дни, будучи человеком полностью здоровым в физическом понимании.

Однако этот категорический запрет помогал первобытным людям в формировании культуры. Существовали запреты на воровство, убийство, инцест – действия, разрушающие структуру племени, превращающие людей в аморальных существ. Автор: Вера Чугуевская

Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.

Что такое табу?

Табу - это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное , недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое . Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.

Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения , которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы , но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти. До того, как слово попало в наш язык, понятие жестких ограничений существовало во всех религиях мира.

Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.

Табу в религии.

Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами , которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.

Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.

Первые научные исследования.

Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:

  • На запретные действия – общение с представителями других племен, принятие пищи и еды, обнажение лица, выход за границы определенной территории.
  • На людей или занятия – для правителей и представителей королевских династий, для носящих траур, беременных женщин, воинов, убийц, охотников и рыболовов.
  • На предметы или части человеческого тела – острые предметы, волосы (ритуалы во время стрижки) или кровь, голову как вместилище души человеческой, узлы и кольца.
  • На имена покойников, правителей, божеств .

Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому .

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.

Фрейд табу и амбивалентность.

Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить .

Фрейд привязывает понятие табу к теме , исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной . В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.

Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.

В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия , мысли, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.

Табу в наше время.

Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не , а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.

Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.

Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты . За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.

Нужны ли нам табу?

Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.

Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду . Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.

Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни , давая советы вроде:

  • Ты не должен из-за этого огорчаться…
  • Не бойся, лучше быть смельчаком…
  • Необходимо себя заставить…
  • Почему тебе в голову приходят такие глупые мысли…
  • Глупо волноваться по такому незначительному поводу…

Как распознать табу?

Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне . Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры, способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе :

  • Отношения с большой разницей в возрасте.
  • Счастье в повторном браке.
  • Незапланированные поступки.
  • Карьерный рост (особенно женщины).
  • Смену нелюбимой работы или уход в «свободное плавание».
  • Эксперименты и раскрепощенность в сексе.
  • Откровенный разговор с детьми, родителями.

И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для . Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.

Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким . Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.

Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться с ментальными «тараканами» в голове помогают . Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.

Выводы:

  • Табу – это религиозное понятие, которое сегодня перешло в плоскость этической и психологической морали.
  • Сексопатологи сформулировали основное правило запретов в сексе: если ваше поведение не вредит окружающим, нет причин для его осуждения.
  • Амбивалентность – противоречивое желание следовать запрету и одновременно его нарушить.
  • Чем больше необоснованных запретов, тем больше желания их нарушить.
  • Наши ограничения нас защищают, но забирают счастье.

Многим кажется, что современное общество лишено табу. Ничто не истинно, все разрешено. Остались ли темы, которые вызывают у людей неприятие и возмущение? Появились ли новые запреты, которых не существовало раньше? Какие существуют примеры табу в современном обществе?

Традиционный смысл табу

Табу означает строгий запрет на какое-либо действие, так как оно считается священным или несет в себе проклятье. Это нечто принадлежащее богам, недоступное простым смертным.

Термин ученые взяли из полинезийской культуры, но сама система наблюдалась у всех народов в том или ином своем проявлении.

На более поздней ступени развития общества запреты связывались с суевериями и приметами. Особенно такие ограничения были распространены в крестьянской среде. Так, нельзя было произносить вслух названия болезней, чтобы не навлечь их на себя.

Табу в Полинезии

Обитатели островов создали систему норм и ограничений, чтобы защитить то, что для них свято. Под запретом были тотемы, вещи в храмах, некоторые птицы, звери, растения, воды священных рек. Что-то нельзя было трогать, о чем-то говорить, кое-что употреблять в пищу.

Запреты распространялись и на тех, кто имеет прямую связь с богами. Все, до чего дотрагивался вождь, переходило в его собственность. Будь то дом, в который он входил, или любой ценный предмет.

Простые люди не имели права смотреть в глаза местной знати. Под страхом проклятья нельзя было перечить этим «наместникам богов».

Когда местное население увидело, что европейцы свободно нарушают их табу, и за этим не следует никакой небесной кары, многие полинезийцы начали нарушать свои запреты.

Современное понимание табу

Сегодня слово «табу» больше не имеет сакрального смысла и может рассматриваться как любой запрет, нарушение которого несет вред обществу. Хотя какой именно вред, не всегда ясно.

Так как табу - это результат развития общества, то они легко могут меняться со временем. В начале двадцатого века существовало табу на курение для женщин. Сейчас мы можем только пожать плечами, услышав про такой запрет.

По Фрейду, табу становится запретом после того, как оно было нарушено. Психоаналитик утверждал, что у человека в подсознании всегда живет желание сломать запреты и отдаться природным инстинктам. Примером табу в таком понимании является инцест. В животном мире это обычное дело, а у людей строго запрещено с древнейших времен.

Примеры табу, в современном обществе воспринимаемые как нечто обыденное или хотя бы не шокирующее:

  • сексуальная жизнь;
  • обнаженность;
  • функции человеческого организма;
  • убийство человека.

Развитие СМИ повлияло на то, что многие темы стали приемлемыми. Так, разговоры о сексе с 60-х годов прочно вошли в повседневную жизнь. Обнаженные тела мелькают на экранах, в ток-шоу обсуждаются интимные нюансы.

Примеры табу, которые потеряли актуальность - сексуальная связь до брака и матери-одиночки. В отличие от прошлых веков, эти реалии не вызывают ни у кого осуждения.

Табу на убийство все еще существует. Но во время войн его нарушение оправдывается и поощряется.

Также у людей могут существовать личные табу, зависящие от характера, воспитания и жизненных обстоятельств. Даже современная девушка сама может установить себе табу на секс до свадьбы. А кто-то будет густо краснеть, слушая анекдоты из разряда «сортирного юмора».

Все, что вызывает страх или отвращение - это примеры табу социальных норм. Мы не хотим говорить о СПИДе и отворачиваемся от грязных оборванных нищих.

Два примера табу в современной культуре

1. «Танец пчелок» очень быстро облетел весь интернет и вызвал бурю общественного возмущения. Дело в том, что несовершеннолетние девочки на сцене Дома культуры исполнили эротический танец в неоднозначных костюмах. В дело даже вмешались власти. Здесь сработало табу на детскую порнографию.

2. На режиссера Кирилла Серебренникова поступали общественные жалобы за «нецензурную брань и порнографию на сцене». И это также повлекло за собой вмешательство властей. И если в фильмах эти реалии давно считаются нормой, то в театре табу все еще сохраняются.

Табуированные темы и слова

«В доме повешенного не говорят о веревке» - эта пословица подсказывает, что не стоит говорить о вещах, способных вызвать бурную реакцию окружающих. Такими темами могут быть смертельная или венерическая болезнь, интимные подробности жизни.

Но говорящий всегда сам решает, соблюдать ему табу или можно его нарушать. Это может быть вызвано необходимостью или произноситься с целью провокации, но вся ответственность ложится на автора высказывания.

Нецензурная брань может спокойно восприниматься в баре. Но если вы решите составить из нее то вряд ли вам дадут договорить.

Современный мат во многом состоит из слов, носивших священный характер раньше. Так что его табуирование изначально было сакральным.

Сохранившиеся исторические табу

  • В Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как они считаются тотемными животными.
  • У бурятов табу связано с пространством и магией. Горы считаются святыми, и женщинам нельзя подниматься на самые высокие из них. Ведь женщины олицетворяют энергию земли, а мужчины - неба. Так что и для них существуют запретные места, соответствующие данной логике.
  • Бушмены не называют вслух имена умерших.
  • У этого народа существуют и пищевые табу. Из-за бедности возник запрет на выбрасывание еды. Из-за трусости шакала запрещено есть его сердце.
  • Еще один интересное табу бушменов - брак с женщиной, носящей имя матери или сестры жениха. Такие отношения считаются инцестом.
  • В Индии и Африке нельзя передавать что-то левой рукой, так как она считается нечистой.
  • Вагнер был любимым композитором Гитлера, и эта музыка часто играла в концентрационных лагерях. Что и породило негласное табу среди евреев на композиции Вагнера.
  • Во Франции больше ста лет существует запрет на поцелуи на перроне. Это связано с тем, что любвеобильные французы часто опаздывали на свои поезда. Сейчас за это уже не штрафуют, но табу сохранилось.
  • Во многих странах существует запрет на имена. Негодование общества вызывают люди, которые носят имена Люцифер, Гитлер, Каин, Иуда.
  • В странах со строгими нравами могут штрафовать за поцелуи в общественных местах и даже сажать в тюрьму.

Табу в современном обществе лишилось древнего сакрального смысла, теперь оно больше связано с нравственностью и моралью. И хотя много ведется разговоров об отсутствии всяких запретов, тем не менее люди не часто ходят по улице голыми, а дети не матерятся при своих учителях. Современная кара за нарушения - это общественное порицание, иногда тюремное заключение и штрафы. Но как известно, правила созданы для того, чтобы их нарушать...