Что может случиться в самолете. Если стало плохо пассажиру самолета – кто поможет в критической ситуации? Опасность столкновения с другим лайнером

Наконец настало время отпусков, и многие из нас вот-вот окажутся в салонах крылатых машин, чтобы отправиться в теплые края. Правда, некоторые с тревогой ожидают авиаперелета, ассоциируя этот процесс с множеством неудобств.

Отекают ноги

Салон самолета - не то место, в котором мы можем свободно передвигаться, разминая конечности. К сожалению, отсутствие подвижности способствует застою крови в ногах , что в лучшем случае приведет к отеку, а в худшем - к тромбозу .

Этого можно избежать, время от времени разминая ноги и не давая крови застаиваться.

Меняются вкусовые предпочтения

Ученые выяснили, что во время перелета участки мозга, отвечающие за наши вкусовые предпочтения, начинают работать иначе. Даже заядлые сладкоежки на борту могут захотеть пиццы и томатного сока.

Из-за обезвоживания во время перелета наш организм вырабатывает меньше слюны . Это становится причиной того, что во рту активно множатся бактерии , вызывающие неприятный запах .

Избежать таких последствий можно, употребляя перед полетом исключительно здоровую пищу и захватив на борт мятную жвачку.

Возникают проблемы с кожей

Еще одно следствие обезвоживания - шелушение кожи и прыщи . Защитные функции нашей кожи притупляются в сухой среде «самолетного» воздуха, отсюда появляются разные проблемы с внешним видом.

Устранить такую неприятность можно, если захватить на борт немного увлажняющего крема .

Появляется головокружение

Во время полета может появиться головокружение, а также тошнота и рвота . Происходит это из-за того, что статичная картинка, которую мы видим, не совпадает с движением, которое ощущает наше внутреннее ухо , и организм испытывает стресс.

Уменьшить последствия такого диссонанса можно, выбрав места над крылом самолета, расположенные у иллюминатора.

Стул становится проблематичным

Отсутствие подвижности также может привести к запорам и метеоризму . Долгое сидение замедляет метаболизм , а смена давлений заставляет циркулировать газы в непривычном ритме.

Решить проблему можно, уменьшив калорийность рациона и периодически разминаясь во время полета.

Из-за изменения давления в самолете у нас закладывает уши . Если в это время ничего не предпринимать, воздух начнет сильнее давить изнутри, слух притупится и появятся болевые ощущения.

Избавиться от дискомфорта поможет жвачка или леденец . Они стимулируют выработку слюны, при глотании которой будет высвобождаться немного воздуха.

Неожиданно появляется зубная боль

Многие любители авиапутешествий замечали, что во время полета начинают болеть зубы . Причиной является все та же разница давлений, из-за которой воздух, попадая в мелкие отверстия, начинает давить на зуб изнутри.

Решить проблему можно, посетив стоматолога перед тем, как отправиться в путь.

Мы потребляем опасные бактерии

Несмотря на стремление авиакомпаний обезопасить воду, подаваемую на борту, в большинстве жидкостей можно встретить опасные кишечные бактерии.

Чтобы избежать заражения, во время перелета нужно употреблять только бутилированную воду и не допускать соприкосновения пищи с поверхностью столика.

Мы становимся более нервными

Даже те, кто не боится авиаперелетов, на борту самолета становятся серьезными и иногда даже злыми . Причина кроется в том, что во время полета от нас не зависит наша безопасность , и это вызывает беспокойство.

Отвлечься помогут интересная книга, фильм или крепкий сон.

Трагический случай с Артемом Чечиковым показал, что не всегда и пассажиры, и летные службы готовы к такой критической ситуации. «Милосердие.RU» рассказывает о том, кто и как может и обязан помогать пассажиру самолета.

/http://fedpress.ru/

По внутренним регламентам

Британская медицинская ассоциация давно призывала обратить внимание на здоровье авиапассажиров: эксперты ассоциации отмечали, что вопросами безопасности пассажиров воздушного транспорта с точки зрения их состояния никто не озабочен. А в США подсчитали, что ежегодно в Америке сердце останавливается у более чем 350 тысяч граждан, и в большинстве случаев это случается на борту самолета.

Случившаяся в Шереметьево трагедия, когда от внезапного сердечного приступа скончался челябинский студент Артем Чечиков, стала из ряда вон выходящим событием для столичного аэропорта. По словам главного врача Шереметьево Артура Бунина, пассажиров с сердечными приступами с самолетов снимают постоянно. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – уже 395. При этом в целом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Но смертельных случаев, как это произошло с Артемом Чечиковым, до этого не было.

При этом, по словам заместителя генерального директора Шереметьево Андрея Никулина, все службы аэропорта сработали слаженно и в рамках локальных распоряжений: «Мы приняли сигнал с борта в 04.33 утра. Уже через десять минут лайнер сел. Мы понимаем переживания пассажиров – самолет заруливал 10 минут, и они казались всем вечностью. Но пилоты сработали в рамках инструкций. Все было сделано четко, до секунды».

Надежда на попутчика

Вы летите в самолете, и вдруг вам или вашему близкому становится плохо. Что делать, к кому бросаться за помощью? К сожалению, пока вы в небе, – единственная надежда, как ни странно, не на экипаж, а на попутчиков.

Конечно, в первую очередь вы обратитесь к стюардессе. В самолете обязательно есть аптечка. Другое дело, что ее содержимое может не обеспечить поддержание больному нормального состояния. Причем не существует единых требований к авиакомпаниям по обеспечению даже простейшей медицинской помощью на борту самолета. Многие авиалинии самостоятельно решают эту проблему, но объем возможной помощи бывает самым разным.

Может ли экипаж – пилоты или бортпроводники – оказать медицинскую помощь пострадавшему? В Европе экипаж лайнера должен владеть навыками оказания первой помощи, однако про стандарты, по которым должна вестись такая подготовка, сказано очень мало. Наши экипажи, говорит Артур Бунин, также проходят обучение навыкам первой помощи. Но обучение длится всего три дня. Многому ли научишься за это время?

Получается, что если у пассажира случится внезапное острое отравление, начнутся роды, произойдет сердечный приступ, надеяться на стюардесс не приходится. «По правилам, бортпровордник или пилот обязаны сообщить по громкой связи о случившемся всем пассажирам самолета. И выяснить, есть ли на борту профессиональный врач, причем лучше – с конкретной специализацией», – говорит главврач Шереметьево.

По данным федеральной авиационной службы США и Международной организации гражданской авиации, смертность пассажиров на борту самолетов составляет 25,1 случаев на один миллион рейсов. Из них 13,1 случаев связаны с болезнями сердца.При этом 62 процента пассажиров, умерших на борту самолета, уже страдали сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Трудности перевода

Итак, на борту (о, счастье!) нашелся профессиональный медик, и пассажиру оказывают нужную помощь. Тем временем экипаж действует. Как поясняет замгендиректора аэропорта Андрей Никулин, борт тут же передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, диспетчеры оповещают руководителя полетов, тот связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, здесь готовится медицинская помощь.

Однако нужно учитывать неприятные нюансы. Как утверждает руководство аэропорта «Шереметьево», в случае с Артемом Чечиковым пилоты, действительно, передали диспетчерам, что у пассажира случился сердечный приступ и требуется немедленная посадка. «Но мы не получили информацию о том, что на борту проводятся реанимационные мероприятия. И поэтому не были готовы к такой ситуации», – утверждает Андрей Никулин. Хотя вдова Артема Елена Чечикова, а также пассажиры-очевидцы событий сообщили журналистам, что о том, что нужна реанимация, экипаж сообщил на землю.

Тем не менее, это расхождение в показаниях стоило жизни молодому студенту. По словам Никулина, испанские пилоты могли, говоря не по-русски, дать несколько искаженную информацию. Да и диспетчеры, возможно, как следствие, не так поняли экипаж. Видимо, в случае, если вы летите бортом иностранной компании, нужно лично проследить, какую информацию сообщает экипаж на землю, и если требуется серьезная помощь, добиться, чтобы об этом были проинформированы наземные службы.

Кто ждет на земле?

К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи. По словам Артура Бунина, медики – врач и фельдшер – поднялись на борт самолета не только с «зеленкой и йодом», как утверждают свидетели случившегося, но и с дефибриллятором. Но они не могут и не должны оказывать реанимационные действия.

«Наш медицинский персонал прибывает на борт, чтобы оценить состояние больного. Если нужна первая медицинская помощь, он ее оказывает. Дальше все зависит от ситуации – это может быть интоксикация, роды, инфекция – что угодно. В этой ситуации важно мнение квалифицированного врача. Наш персонал вызывает соответствующую помощь», – говорит Артур Бунин. По словам главного врача Шереметьево, так и было сделано в случае с Артемом Чечиковым. Медики аэропорта не стали вмешиваться в действия пассажира-реаниматолога, оказывающего реанимационные действия студенту. Через 15 минут была вызвана реанимационная бригада.

Есть и нюансы. Как поступить с больным инфекционными заболеваниями? А если пассажир летит из экзотической страны и, оказалось, стал переносчиком геморрагической лихорадки или малярии? Это опасно для окружающих, поэтому в аэропортах международных сообщений существуют специальные пункты санитарно-карантинного контроля.

Часто работники таких пунктов досматривают груз или опрашивают экипаж и пассажиров о состоянии здоровья. Переносчика опасной инфекции сначала изолируют, затем госпитализируют в инфекционное отделение больницы. Медпомощь будет оказана также всем, кто контактировал с этим пассажиром.

А вот в вызове бригады реаниматологов, пожалуй, кроется наибольшая сложность. Дело в том, что скорую помощь Шереметьево обязан вызывать из Москвы – ведь еще давно аэропорт был приписан к столице, и с тех пор эта подведомственность сохраняется. Хотя вызов скорой из Подмосковья не спасет ситуацию: по словам представителей аэропорта, в Лобне, ближайшем населенном пункте, вообще нет реанимобилей.

Реанимационная бригада может быть вызвана и пассажирами. Но в обязанность медиков аэропорта входит вызов врачей скорой помощи. При этом, поясняют в аэропорту, звонить все равно приходится по 911. Но в экстренной ситуации – которая и произошла с Артемом Чечиковым – можно воспользоваться прямым номером, что и сделали врачи Шереметьево. Однако скорая все равно ехала целый час. Причина такой задержки машины пока неизвестна.

Артем Бунин отмечает, что, по его данным, ни в одном аэропорту мира нет своей реанимации. В случае, когда требуется подобная специализированная помощь, аэропорт вызывает бригаду извне. Но, по словам замгендиректора Шеремтеьево Андрея Никулина, трагедия, произошедшая с Артемом Чечиковым, возможно, заставит пересмотреть существующую практику.

«Именно такие печальные случаи и вынуждают менять законодательство», – говорят в руководстве аэропорта. Здесь намерены инициировать такие изменения в законах и, возможно, удастся добиться появления реанимационной службы на территории аэропортов.

Юридическое подспорье

Опасаться, что бюрократические проволочки на земле помешают оперативным действиям медиков, не нужно. Анна Захаренкова, руководитель пресс-службы аэропорта Шереметьево, пояснила, что пограничники, действительно, поднялись на борт лайнера, чтобы проверить документы, но они общались с экипажем, а медики действовали параллельно и медпомощь Артему Чечикову не прекращала оказываться. К тому же, сев в российском аэропорту, любой зарубежный самолет оказывается уже в юрисдикции нашего аэропорта, и наши медработники имеют право действовать смело.

На территории аэропорта есть штатный психолог. Не стесняйтесь попросить психологическую помощь. Часто она бывает нужна даже не пострадавшему, а его близким, которые летели с ним. Помогите таким пассажирам найти психолога, который сможет успокоить людей и оказать, в том числе, практическую помощь (дать воды, организовать помощь с багажом, с питанием).

Тем не менее, может оказаться, что пассажир не получит должную медицинскую помощь. Или же наступит трагический финал. Что делать? Юристы советуют в любом случае не опускать руки. Адвокат Игорь Трунов убежден, что нужно требовать выплат материального и морального ущерба – причем можно это делать через суд, а можно и вести переговоры с самими компаниями-виновниками.

Адвокат советует не церемониться с определением суммы ущерба и требовать максимальный размер выплаты. Игорь Трунов вел многие дела по авикатастрофам и другим случаям, где люди получали увечья или гибли, и говорит, что во многих случаях заявляет по российским меркам баснословную сумму. Это 40 миллионов рублей. Однако если судить по западным стандартам, это даже мало.

«Эта сумма вытекает из решений Европейского суда по правам человека. У ЕСПЧ есть несколько решений, которые суд выносил по жалобам европейцев. Страсбург установил, что жизнь человека не может стоить дешевле 1 миллиона евро».

Конечно, наши суды взыскивают с виновников гораздо более скромные компенсации, но, по мнению адвоката, чем больше просит жертва, тем большая вероятность получить максимальный выигрыш.

Важно! Группа риска

Пассажирам нужно помнить, какие заболевания могут вызвать осложнения на 10-километровой высоте. Прежде всего, это сердечно-сосудистые заболевания: ишемическая болезнь сердца, стенокардия и гипертония. Противопоказано летать тем, кто недавно перенес инфаркт, инсульт или гипертонический криз (нужно выждать хотя бы полгода). Стоит помнить, что давление на борту самолета низкое, соответствует давлению на высоте около 2 000 метров над уровнем моря, из-за чего в кровь человека поступает меньше кислорода, а это опасно и для сердечников, и для пассажиров с повышенным внутричерепным давлением. Рискуют также пассажиры с патологией свертываемости крови.

Перелеты опасны для тех, кто страдает заболеваниями вен, тромбофлебитом, тромбозом – малоподвижное состояние во время полета приводит к застаиванию крови и отекам. Это чревато отрывом тромба.

Перепады давления во время полета могут плохо отразиться на состоянии людей, страдающих пневмонией, астмой. Отит может перетечь в аэроотит, опасны также гайморит и простой насморк – в этом случае нужно хотя бы использовать сосудосуживающие капли.

Нельзя летать тем, кто недавно перенес хирургические операции. Запрет на полет есть и для будущих мам: в разных авиакомпаниях разные правила, на борт могут не взять беременную женщину на сроке начиная с 36 недель (в некоторых компаниях – уже на 28-й неделе). А новорожденных детей можно перевозить в самолете только в сопровождении врача.

Помоги себе сам

Но можно же как-то перестраховаться в полете? Врачи советуют: если ваше заболевание в критической ситуации может потребовать срочного врачебного вмешательства, попросите вашего лечащего доктора дать письменные подробные рекомендации, переведите памятку на английский и несколько других языков и путешествуйте с этими правилами.

Это особенно актуально для больных диабетом, астмой, аритмиями, гипертонической болезнью. С собой лучше иметь нужные медикаменты в самолете. Подумайте не только о себе, но и о ваших близких, особенно пожилых, родителях, которые летят куда-то самостоятельно, без вашего сопровождения. Дайте им с собой такую памятку.

Кстати, о лекарствах. Нужно помнить, что в составе препарата обычно есть конкретное действующее вещество, которое имеет международное название. Именно его – а также все возможные аналоги – нужно внести в список важных препаратов, которые могут помочь при острой ситуации. Требования к перевозке медикаментов, а также шприцов, стоит уточнить у вашей авиакомпании заранее, до полета.

Если у вас аллергия на какие-то лекарства, анестезионные препараты, если в вашем организме есть импланты, титановые протезы – также внесите эту информацию в вашу памятку.

Если вы беременны, так же стоит взять выписку у вашего врача, со всеми нужными рекомендациями.

И самое важное – предупредите стюардессу о том, что вам может стать плохо в полете. Сообщите бортпроводникам, где находится ваша инструкция и необходимые списки.

Г лавврач аэропорта Шереметьево Артур Бунин говорит, что сердечный приступ, случившийся у пассажиров авиарейсов прямо в полете - вовсе не редкость. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – 395. При этом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Тебе очень повезет, если на борту случайно окажется врач, потому что бортпроводники, хоть и проходят медицинское обучение, сталкиваются с такими ситуациями крайне редко. Стюардесса сможет оказать первую помощь, но в серьезных случаях все равно потребуется профессионал. Медицинское обучение бортпроводников в разных авиакомпаниях немного отличается, но в среднем весь учебный процесс длится три дня, за которые стюардессам рассказывают только основы. Примерно на трети всех рейсов случайно оказывается врач в той или иной специализации, но и это не гарантия безопасности: например, ветеринар не сможет помочь справиться с панической атакой. Вот как скорее всего будут разворачиваться события, если тебе станет плохо на высоте 11 000 метров.

Как должен будет действовать экипаж

Как только происходит экстренная ситуация, борт сразу передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, которые оповещают руководителя полетов, а он уже связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, готовится медицинская помощь. К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи, так что, опять же, в экстренной ситуации тебя могут направить из аэропорта в больницу.

Не стоит паниковать

По статистике, большая часть проблем пассажиров со здоровьем - несерьезные. Тебя может укачать или стошнить, ты можешь почувствовать головокружение или даже упасть в обморок, но речь о жизни и смерти заходит крайне редко. Ты можешь чувствовать легкое головокружение, потому что воздух, поступающий в самолет на высоте 11 000 метров - разрежен, и в нем чуть меньше кислорода, чем в воздухе на земле. Кроме того, ты можешь чувствовать нехватку воды в организме по причине сухого воздуха в салоне самолета.

Как обезопасить себя

Чтобы экипаж самолета был готов прийти тебе на помощь, держи всех в курсе своих болезней. Например, если у тебя гипертония, ты можешь поинтересоваться, есть ли у стюардессы таблетки, понижающие давление. Если ты проинформируешь бортпроводников о том, что ты боишься летать, они помогут тебе справиться с волнением и избежать возможных проблем со здоровьем.

Перелет давно стало делом привычным. Многие люди воспринимают его как возможность поспать или посмотреть фильм, не думая о том, что под ногами тысячи метров пустоты. Однако узнав про ситуации, которые периодически могут возникнуть на борту самолета, даже самые стойкие к аэрофобии впадут в панику. Именно по этой причине персонал самолета до последнего нам ничего не рассказывают.

1. Пилот потерял сознание

Такая ситуация достаточно редкая, но бывает всякое. Один пилот с десятилетним стажем однажны признался, что перелетая через Атлантический океан они попали в зону сильной турбулетности. По неудачному стечени обстоятельств, в тот момент, когда его напарник пытался сесть в кресло, самолет сильно затрясло, и он ударил его локтем. Пилот потерял сознание на некоторое время, но благодаря тому, что в кабине пилотов находятся два человека, самолет спокойно продолжил свой полет. Естественно, о случившемся в тот момент знал только обслуживающий персонал лайнера, а пассажиры пребывали в счастливом неведении.

2. Опасность столкновения с другим лайнером

Мы, будучи пассажирами самолета, находимся в твердой уверенности, что столкновения самолетов в воздухе невозможно, благодаря центру управления полетов. Но на самом деле эта опасность возникает намного чаще, чем нам кажется. Один из летчиков, который предпочел остаться анонимным, рассказал, что много раз на его практике самолеты приближались друг к другу очень близко. А два раза ему пришлось совершать опасный резкий маневр, чтобы избежать столкновения. В это время пассажиры думали, что попали в зону сильной турбулентности. Однако по словам пилота, в салоне всегда есть несколько человек, которые подозревают неладное и начинают выспрашивать у стюардесс, что происходит.

3. Кабина в дыму

В этот жуткий момент пилоты самолетов находятся в специальных кислородных масках, чтобы не потерять сознание от отравления и практически всегда требуют разрешение на экстренную посадку. Тем временем в салоне самолета никто и не догадывается об опасной ситуации на борту. Один из пилотов одной британской авиакомпании поведал, чо во время этого происшествия у них также начало заканчиваться топливо, а приборной панели из-за дыма не было видно. К счастью, все обошлось, однако по маршруту следования они на всякий случай запрашивали аварийную посадку, которая не понадобилась.

4. Поломки

Самолет - это огромный сложный механизм. И совершенно нормально, когда в механизме что-то ломается. Ясно, что поломки бывают разными. Но в любом случае, пассажирам об этом не сообщается во избежание паники на борту. Один из анонимных пилотов рассказал, что однажды во время полета перед самой посадкой на крыле оторвалась часть элерона. Это было абсолютно неопасная поломка, однако пассажиры всполошились. Ведь по незнанию можно подумать что угодно, и болтающаяся железка на крыле может напугать очень сильно.

5. Молнии

Все знат, что современные самолеты устойчивы к ударам молнии, и поэтому можно не бояться. Кроме того, кажется, что вероятность попадания молнии в самолет крайне низка, но это не так. Каждый самолет как минимум раз в год сталкивается с этой ситуацией. Несмотря на безопасность во время полета, пассажиры часто очень пугаются, а на самолете остаются заметные следы от удара молнией. Кроме того, часто бывают ситуации, что пролетая через тучу, самолет сам провоцирует появления молний, хотя без него бы их возможно и не было. Гораздо опаснее не сама молния, а яркая вспышка от нее, которая может надолго ослепить пилотов, что превращается в серьезное препятстие для безопасного полета. Ведь временно потерявшие зрение пилоты могут не заменить вихрь или вертикальный поток воздуха, что представляет реальную опасность.

6. Боковой ветер при посадке

Сильный боковой ветер может стать реальным препятствием при посадке самолет. И, хотя пилотов обучают садить лайнер при таких условиях, это не гарантирует хорошего исхода. В этот момент страшно не только пассажирам, которые чувствуют все раскачивания и повороты самолета во время сопротивления, но и пилотам, которым важно сохранить самолет стабильным. Пилоты уверяют, что если опасность слишком велика, они не будут садить самолет в таких условиях.

7. Птицы

Очень красиво смотрится фото, когда самолет окутан стаей птиц. Но на самом деле эта ситуация крайне опасна. Самолет летит на такой огромной скорости, что даже мелкий камешек разнесет лобовое стекло и полчерепа пилоту, не говоря уже о птице. Чаще всего, опасность столкновения есть при посадке самолета и при его взлета на высоте до 100 метров, особенно если в этот период прицы совершают миграции и передвигаются большими стаями. Однако катастрофы и аварии с участием птиц, угрожающие жизни пассажиров, очень редки.

Летчики-блоггеры рассказывают пассажирам, чего на самом деле стоит и чего не стоит бояться в полете. Сезон отпусков в самом разгаре. Многие и рады бы рвануть куда -нибудь к морю, но страх перелета пересиливает желание погреться на южном солнышке. История с крушением под Смоленском лайнера с президентом Польши на борту еще больше усилила этот страx: если падают борты № 1, то надеяться на надежность простого гражданского самолета и подавно не стоит. Но авиаторы иного мнения: самолет - это самый безопасный транспорт. Летчики-блоггеры, устав от пьяных истерик на борту, решили бороться с аэрофобией пассажиров, рассказав, почему не страшны воздушные ямы, и что у лайнера в полете должно «стучать, греметь и мигать». Идея пришла в голову бывшему военному летчику, а ныне капитану воздушного судна гражданской авиации Алексею КОЧЕМАСОВУ , известному в Интернете под ником «летчик-леха». Поддержали его и коллеги из других авиакомпаний. Турбулентность - это нормально Больше всего пассажиров пугает, когда самолет попадает в зону турбулентности. На языке пилотов это «болтанка». Самолет начинает подтряхивать, а иногда он и вовсе «прыгает» то вверх, то вниз и тревожно «машет крыльями». - Болтанка может возникнуть как в облаках, так и вне их. Это будет турбулентность ясного неба, - рассказывает Алексей Кочемасов. - Облака для самолета - то же, что ухабы на дороге для машины. Если нет ветра, температура равномерно распределена по высотам, влажность и давление равномерны. Полет спокоен и безмятежен. А если тучи и ветер, есть разница в температуре восходящих и нисходящих потоков, то, скорее всего, в полете будет трясти. Над горами и большой водой трясет всегда, но не обязательно сильно. Но самолеты проектируют с расчетом на зоны турбулентности. Поэтому бояться, что самолет, попав в воздушную яму, развалится, не стоит. Ничего у него не отвалится и не оторвется. Опасна ли болтанка для самолета? Может ли он рухнуть? - Болтанка неприятна для многих, но она не опасна, - успокаивает летчик. - Однако полеты в зоне сильной турбулентности не приветствуются. Пилоты стараются избежать попадания в турбулентность, а если и попадают, то стремятся выскочить из этих зон как можно быстрее. Заход в зону турбулентности не бывает неожиданным. Пилоты к ней готовы и знают маршруты обхода или выхода. Что на самом деле опасно К опасным метеоявлениям летчики относят: грозу, обледенение, сдвиг ветра и его микропорывы (еще их называют микровзрывами), шквал, пыльная или песчаная буря, облака пепла от вулканов (могут подниматься на высоту до 14 километров), смерчи, сильные ливневые осадки, сверхвысокие и сверхнизкие температуры. Если за окном что-то из перечисленного, то погода признается нелетной. Если экипаж сталкивается с таким метеоявлением на рейсе, то действует по инструкции. Грозы Бывают разными: фронтальными (теплый воздух вытесняет холодный), орографическими (воздух поднимается вдоль горных склонов), внутримассовыми (при неравномерном прогревании приземного слоя воздуха), сухими (без выпадения осадков).

Половина всех гроз продолжается не более часа. Полеты в зоне грозовых облаков опасны: там наблюдаются мощные восходящие и нисходящие потоки воздуха до 20 - 30 м/сек., более интенсивное обледенение, разряды молнии, град, сильные ливневые дожди, плохая видимость. - Мы про грозы знаем и стараемся туда не лезть, - уверяет Алексей Кочемасов. - У самолета есть локатор, который хорошо видит грозовые очаги. В зависимости от плотности облаков на его экране грозовой объект высвечивается различными цветами. Слабая облачность - едва зеленый цвет, более плотные облака - ярко-зеленый, грозовые облака - ярко-красный цвет, облака, содержащие градообразования (лед), - пурпурно-красный. Сдвиг ветра и сильная болтанка - темно-вишневый. В зависимости от цвета на локаторе экипаж решает: идет ли он по заданному маршруту или выбирает новый.

Обледенение Это очень опасно. Внешние и лобовые поверхности самолета покрываются льдом. Лайнер становится похож на креветку из супермаркета. Обледенение происходит при полете в атмосфере с переохлажденными каплями воды. При обледенении перестают работать законы аэродинамики: самолет молниеносно тяжелеет, ухудшаются несущие свойства крыла, лайнер становится неуправляемым. Иногда может обледенеть и двигатель. Авиация умеет бороться с этим явлением. Наиболее сильное обледенение возникает у земли или даже на самой «бетонке». При опасности «замерзнуть» еще в аэропорту (снег, дождь при минусовой температуре, иней , гололед) самолет перед вылетом обязательно обрабатывают противообледенительной жидкостью. Обливают все: крылья, хвост, стабилизатор. - Если меня облили жидкостью, которая эффективна в течение получаса, а я прорулил по аэродрому и простоял перед полосой дольше, то я не полечу. Я вернусь и снова обольюсь! - уверяет наш консультант. - И пусть пассажиры матерят авиакомпанию и «честят по маме» командира. Жизнь дороже! В воздухе обледенение менее вероятно, но если возникает, то более интенсивно. Здесь уже работает экипаж: запускает противообледенительную систему, обдающую замерзшие части горячим воздухом. Когда-то с этой бякой боролись, поливая корпус чистым спиртом. На борт поднимали до 200 литров этой бесценной жидкости и брызгали на стекло, как на автомобиле: перед лобовым стеклом стоял бачок и спецрычажок. Если противообледенительная система не справляется, то пилоты покидают опасную зону облачности. - Разворачиваемся и улепетываем так, чтобы пятки сверкали! - признается Кочемасов. ЛИКБЕЗ Полет идет нормально, если: При рулении вы чувствуете вибрацию и скрип колес. Это выпускаются закрылки-предкрылки, проверяются гидросистема и тормоза. Закрылки двигаются для того, чтобы увеличить подъемную силу. После взлета они убираются обратно. Перед посадкой снова выпускаются. При запуске двигателей освещение и кондиционеры резко выключились, а потом включились. Это источники питания переключились от внешнего генератора к генератору на борту. После взлета под полом что-то стучит и скрипит - это убираются шасси. После взлета и перед началом снижения двигатель работает тише. Это уменьшилась тяга двигателей - так и должно быть. Во время болтанки крыло «машет». Все в порядке - крылья лайнера гибкие и проектируются с расчетом на турбулентность. В иллюминаторе что-то мигает. Это работают проблесковые маячки, установленные на крыльях. Часто их свет отражается от облаков, создавая иллюзию молнии. После приземления раздается «задувающий» звук - это реверс тяги двигателя при помощи струи воздуха замедляет бег самолета. Приземлившись, самолет резко тормозит и вибрирует. Чем короче полоса, тем резче остановка. В дождь самолет «шмякается» о бетон - жесткая посадка обеспечивает лучшее сцепление с асфальтом. Вибрация - это срабатывает противоюзовое устройство, которое предотвращает скольжение. А В ЭТО ВРЕМЯ Разгорается скандал: австралийские стюардессы увидели в Интернете постеры с обнаженными девушками в салоне самолета и оскорбились. Бортпроводницы с Зеленого континента считают, что подобное фото вызывает всплеск насилия по отношению к работницам авиатранспорта, т. к. некоторые пассажиры начинают воспринимать их как сексуальный объект. Авторство фото приписывают одной из российских авиакомпаний, но ее руководство категорически отказывается признать этот факт. Кто же на самом деле сделал и вывесил в Сети скандальные ню, до сих пор неизвестно. КСТАТИ На взлете экипаж читает «молитву» Перед вылетом пилоты запускают все системы, необходимые для безопасного перелета. И после каждого выполненного действия читают Карту Контрольных Проверок. Этот документ - своеобразная «библия» для экипажа или, как ее называют сами летчики, «молитва». В результате ее чтения проверяют, все ли сделано правильно, чтобы в случае чего вовремя исправить неполадки. Продолжение - в следующем выпуске еженедельника.