Стоит ли провокация нашей реакции

Церковь во все времена своего существования подвергалась критике, провокациям и даже жестоким гонениям. По сравнению с прошлым 21 век является относительно спокойным временем для христианства. Но так ли это на самом деле? Ведь, не считая насущных проблем, на нас постоянно обрушиваются провокации из не православного мира. Должны ли мы реагировать на критику? И если должны, то как?

Источник: https://img2.goodfon.ru/original/2093×1395/1/35/devushka-portret-sleza-grust.jpg

Рейтинг любой ценой

Вспомним наши школьные годы. Ну над кем не потешались одноклассники? Не найдется, наверное, человека, которому друзья не придумывали прозвища относительно его ФИО, внешнего вида или поступков. А над кем смеялись меньше всего? Над тем, кто не реагировал. Над ним было бессмысленно потешаться. Провокация — это выведение на определенные, нужные обидчику эмоции. Целью всегда выступает реакция. Если реакции не следует, провокация бессмысленна.
Однако оставить без реакции некоторые выпады в сторону православной церкви достаточно сложно. А иногда и не нужно.

Скандал всегда привлекает внимание. Случается ли он на улице, освещается ли в СМИ. Внимание — это рейтинги, которые стоят миллионов. Когда мы слышим повышенные тона, невольно возникает желание обернуться к источнику. Приведем примеры.

В 2012 году случилось громкое и даже впоследствии уголовное дело панк группы «Pussy Riot» с их выступлением в Храме Христа Спасителя. Мало кого оно обошло стороной, настолько бурной была реакция общественности.

Фильм А.Учителя «Матильда» прогремел своей достаточно вольной интерпретацией жизненных событий последнего императора Николая II и его романа с балериной. За счет критики он получил широкую огласку.

Не единичны случаи заполучения внимания аудитории представителями поп– и рок—культур с помощью провокационных текстов песен и клипов на темы христианства. Популярная исполнительница Мадонна не раз эпатировала на эту тему. Нашей, русской действительностью такой «Мадонной» стал Сергей Шнуров с его неоднозначными клипами, высказываниями и поведением на концертах.

А недавний конфуз Ивана Урганта в его популярном шоу на федеральном канале до сих пор еще не улегся в обсуждениях на просторах интернета.

Источник: https://img.theepochtimes.com/assets/uploads/2016/05/26/shutterstock_379792786.jpg

Все эти примеры говорят о том, что цели провокаций достигнуты. Мы все хоть немного, но в курсе описанных выше событий. Чтобы за ними не пряталось: жажда популярности, агрессивный настрой или просто плоская шутка, — цель оправдывала средства. Скандал заставил общественность посмотреть в его сторону, а значит получены просмотры, лайки, огласка. Рейтинг и гонорар тоже получены.

Повод изнутри

Нет смысла скрывать, что сами представители православной церкви порой провоцируют своих же чад на скандалы и пересуды. Довольно резкие высказывания звучат в присутствии большой аудитории. С развитием соцсетей от нее очень сложно скрыться даже на необитаемом острове. А общественность с завидной быстротой разносит по всему интернет–сообществу, что в церкви людей смеют обижать, и прощать она никого не собирается. Анализировать сказанное, увы, тоже. Верные чада церкви пытаются отстоять свои позиции, но кончается все, как правило, словесной перепалкой, а иногда и откровенной бранью.

Защитников можно понять. Они знакомы с вероучением. Они живут церковной жизнью, знают Христа и то, что он имел ввиду. И могут быть даже не согласны с резкими высказываниями и личным мнением некоторых священников. Но общественность уже встала в позу, надула губки и ничего не хочет слушать. Потому что для них мнение отдельно взятого священника приравнивается к мнению всей церкви. Они никого «в этой самой вашей церкви» больше не знают.

Источник: http://s4.hostingkartinok.com/uploads/images/2013/02/744c219704ac1782e1789060f3849ff8.jpg

Неверие от незнания

Кто больше всего критикует священнослужителей и даже открыто попирает Христа? Те, кто не знаком ни с вероучением, ни с общиной, ни с устройством Русской Православной Церкви. Если мы не будем ходить в школу и открывать учебник по математике, мы не узнаем, что 2х2 = 4. Но если с широкого экрана нашего смартфона нам скажут, что 2х2 = 5, нам ничего не останется, как поверить.

Уровень религиозного сознания нашего общества очень низок. И это не удивительно, после 70-то лет жесточайших гонений на церковь. Поэтому, как правило, провокаторы и критиканы не в курсе вообще, что такое православие.

Те, кто являются верными церкви, не будут опускаться до провокаций на широкую публику. А в высказываниях и действиях тех, кто не в курсе, нет ничего конструктивного и как следствие стоящего внимания церкви.

Для начала нам нужно научиться выстраивать цивилизованный диалог. Высказывать свою четкую аргументированную позицию. Без оскорблений, высмеивания и склонения на свою сторону. И тогда провокаций станет в разы меньше. Просто неинтересно и невыгодно будет дразнить того, кто не поддается на эмоции.

Источник: https://terconpartners.com/wp-content/uploads/2017/10/iStock-157436428-1.jpg

Зерна от плевел

21 век — век чувств и эмоций. Со всех сторон нас призывают что-то ощутить. Каждый рекламный баннер приглашает почувствовать нечто. Православие же призывает нас снижать градус эмоций и не доверять чувствам, не проверив их плоды. Люди стали обидчивы и закрыты. Уже нельзя просто так сказать правду человеку. Это не толерантно. Уже нельзя быть не согласным с чьим-то мнением, это просто небезопасно в наше время. То же касается и нас с вами, братья и сестры.

Порою мы совсем не можем понять, где отличное от нашего мнение, а где надругательство над святыней. Бросаемся с огнем, мечом и сотней сообщений на своего оппонента, лишь бы доказать, что он глубоко заблуждается и, конечно, непременно будет гореть в аду за свое мнение. Мы, благородные воины Христовы, готовы спасать от геенны огненной всех, даже тех, кто об этом и не просил.

Иногда нам самим нужно сбавить пыл. А где-то даже вовсе не реагировать. Не множить просмотры и комментарии там, где нам кажется, нас оскорбляют. Не накручивать рейтинги провокационным видео.

На этот случай есть прекрасный указатель пути: «любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть и гонителей, и будете сынами Отца вашего, Господа на небе, ибо солнце Своё поднимает на злых и добрых, и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44-45).

Нужно с любовью относится прежде всего к человеку. Ведь ругается человек не от того, что у него светло в душе. И не от того, что у него в душе Бог. Или ругается он именно потому что решил, что Бог его «в душе». Только не знает, что Бог там совсем не тот.

Мы не знаем, почему человек заблуждается. И бранью, жаждой расправы мы вряд ли добьемся справедливости. Скорее всего наоборот, мы еще больше очерним Тело святой нашей Церкви. Потому что по нам кто-то будет судить о всех православных. Да, это большая ответственность. Так давайте будем нести ее осознанно.

Будем разделять просто иное мировоззрение, и даже его отсутствие от попирания наших святынь. Помните, в книге «Несвятые святые» о. Тихона Шевкунова описан момент, когда монахов, идущих по городу, высмеивает группа нетрезвых мужчин? И как мужественно они претерпевают все поношения, не поддаваясь на провокации, даже когда в них летят камни и комья грязи. Но вот когда дело доходит до попирания святынь, тут уж они не молчат.

Однако в нашей стране сейчас довольно просто быть православным. Наша реальность не идет ни в какое сравнение с тем, что было каких–то 50 лет назад. Когда отовсюду сыпались не только провокации и поношения, а прямые ограничения свободы и угрозы жизни. Совсем недавно минули времена, когда вера была верным путем на Голгофу. Вполне реальную, не только духовную, но и физическую Голгофу. Имеем ли мы право сейчас обижаться на некорректные высказывания? И устраивать войну из-за картинок у кого-то в аккаунте инстаграма?

Что говорит нам Христос

Часами можно рассуждать о реакции на разного рода провокации и высказывания. Но что же нам говорит главный наш путеводитель? Ведь на протяжении всей проповеди Христа его непрерывно провоцировали. Вслушивались в каждое его слово, всматривались в каждое его действие, только и желая найти повод осудить его.

«Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?
Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.
Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.
Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков — боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.
И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю».
(Мк. 11, 27-33)

Посмотрите, Господь не кидается ничего доказывать. Он отвечает вопросом на вопрос. А потом и вовсе отказывается давать ответ. Потому что это и не нужно, когда налицо провокация.

Приведем еще один момент из Евангелия:

«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». (Мф., 90 зач., 22, 15–22)

Как здесь кратко, не выходя на эмоции, Господь ставит на место провокаторов. Они не нашлись, что ответить. Ну а что тут ответишь, когда позиция оппонента настолько ясна и план уже провалился?

Истина рождается в диалоге

Так как же все–таки быть, когда оскорбляют то самое святое, что есть в наших сердцах? Когда попирают любовь и даже не хотят узнать о ней правды?

  • Возможно, нам стоит четче формулировать свою позицию. Аргументировать, приводить цитаты и факты. Для этого изучать Писание и труды Святых отцов.
  • Не поддаваться на истерию и жажду отмщения. Высказать свою позицию. Может быть, разъяснить заблуждающимся, где они не правы. Но не вступать в перебранки. Не множить рейтинги провокаторам, зарабатывающим на этом деньги.
  • Не выходить из себя, не поддаваться эмоциям, дабы не очернять всю православную церковь. В конце концов, «бисер» у нас сегодня и так в дефиците.
  • И, наконец, не таить обиды.

Больше обращать свой взор внутрь себя. Ведь православие — это всегда фокус на внутреннее, а не на внешнее. И, может быть, когда мы обратим свой взор на свои несовершенства, мы сможем гораздо спокойнее реагировать на ту неправду, которой столько много вокруг Христа с самого его Рождества и по сей день.

АВТОР: Анастасия Куркова

ФОТО: https://img2.goodfon.ru/original/2093×1395/1/35/devushka-portret-sleza-grust.jpg

Друзья, если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *