Старая, страшная и злая?

Что такое миф? Это некая идея, принявшая красивый или страшный облик. Ну, например. Есть идея: солнце двигается с востока на запад. Она облечена в красивый миф о том, как бог Солнца облетает небо на своей огненной колеснице. «Конечно, — скажете вы, — это все удел первобытных обезьян!» И будете жестоко неправы. Мы с вами используем мифы до сих пор. Они наполняют всю нашу жизнь, и мы просто не можем жить без них. Чтобы доказать это, мы с вами разберем парочку мифов о женщинах в Церкви.

В Церкви только злые старушки в черных одеждах

Ох уж этот живучий миф о том, что практически к каждому храму Русской Православной Церкви сразу же после освящения приставляется злая бабушка в самом темном углу, которая поджидает доверчивых захожан, чтобы их загнобить. Складывается впечатление, что смысл существования данной бабушки именно в этом. Я не спорю, подобные люди встречаются. Однако, согласитесь, что нетерпимость не привязана к возрасту. Ворчливость и злость не выдают вместе с пенсионным удостоверением. Эта озлобленность может возникнуть абсолютно в любом человеке вне зависимости от его веры или возраста.

Если копнуть еще глубже в суть этого мифа, то предполагается, что в храм ходят в подавляющем большинстве, люди в преклонном возрасте – старушки. Простите, но кого тогда я вижу регулярно у себя в храме? Призраков? Каждое воскресенье к нам в храм приходят люди абсолютно всех возрастов – от 2 месяцев до 80 лет. Я часто сталкиваюсь в своей блогерской деятельности с множеством замечательных, активных, молодых христианок. У них разный взгляд на политику, музыку, семью, одежду – но их объединяет Христос в Церкви. Они не призраки, а реальность.

Кстати, про одежду. Тут тоже в головах общественности все мрачно. Христианка, согласно этому стереотипу, всегда ходит в темном, длинном, мешкоподобном, бросающем в ужас и обязательно кроя XVI века. Причем, это одна из самых трудноубиваемых частей стереотипа: православный  — значит, страшный. Причем, эта женщина в черном мешке, словно бабайка: ею всех пугают, но никто её не видел. Даже касательно одежды подход у православных может быть разным. Кто-то, действительно, ультраконсервативен, а кто-то носит женские брюки и пр. Две стоящие в храме девушки могут иметь совершенно разные стили и вкусы в одежде. Но приходят в храм они точно не в черном мешке.

источник www.tatmitropolia.ru

В Церкви женщина – второсортное создание?

Церковь никогда не утверждала этого. Уже сегодня совершенно незаметно произошло то, чего никогда бы не смогли добиться борцы за права человека на митингах. И никто этого, вроде бы, не замечает. Женщины органично влились во многие сферы Церковной жизни, которые еще 100 лет назад им были закрыты. Например, псаломщица. Чтоб женщина читала Часы или Апостол, нельзя было и представить еще 100 лет назад. А сегодня это норма. И бабушки, и молодые девушки свободно читают в храмах на клиросе, и никто не считает это чем-то плохим. Или еще пример: сегодня женщины преподают в семинариях и без них невозможно представить учебный процесс. Некоторые женщины добиваются настоящих высот и становятся незаменимыми специалистами в церковной науке или проректорами духовных семинарий. Я уж молчу про православные женские общества, блоги православных девушек, про работу женщин в синодальных учреждениях и т.д.

Задумайтесь, друзья, почему никто в Церкви не выступает против этой «феминизации»? Просто потому, что весь этот процесс является нормальным и в рамках Учения Православной Церкви. Это доказывает, что никто и никогда не считал женщину второсортной.

Кто-то из вас может привести мне в пример семейное неравенство. Ведь муж глава семьи, согласно учению Церкви. Разве это не доказательство? Отвечу – нет. Православное учение о семье, опять же, не считает женщину ниже мужчины. Она равна ему. Патриархальный строй – он про распределение обязанностей, ролей, но не про командование. В семье главный Бог. Муж должен любить жену, как Христос любит Церковь. В такой любви нет неравенства, злобы или деспотии.

Миссионеры, мученицы, преподобные

А как на счет женщин-миссионеров? Тех, кого называют равными апостолам. Они шли в неизвестность, отказавшись от комфорта, семейной жизни и безопасности. Они шли в другие страны проповедовать Евангелие. Вы можете себе представить их смелость? Например, равноапостольная Нина. На рубеже III – IV  веков она проповедовала в Грузии и смогла своей проповедью обратить множество людей ко Христу. Помимо миссионеров, среди женщин были и мученицы – те, кто перед лицом смерти не отрекся от веры в Иисуса Христа. А еще были преподобные, бессребреницы, праведницы, благоверные княгини и царицы, и др. Их подвиг Церковь ставит в пример всем, в том числе и мужчинам.

Во Христе нет ни грека, ни иудея, ни русского, ни мужчины, ни женщины… Но во всем и во всех только Христос. И Церковь хранит это все 2000 лет. Чтобы увидеть это, достаточно выйти из своей зоны комфорта и посмотреть на лица девушек, женщин, бабушек, которые пришли на воскресную литургию. Они светятся.

Автор: иерей Александр Данилов (@alsedanilov)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *