Профанация. Дорого.

“Дорогие мои, последние пару лет я сопровождаю паломнические поездки, ну, знаете, верующие люди ездят по библейским городам со священником, и они меня научили, как правильно выбирать икону и какие слова говорить, когда прикладываешь ее к саркофагу. Если хотите, я все вам расскажу”, – примерно так началась наша экскурсия в Миру Ликийскую (современное название города – Демре), в храм, где когда-то служил св. Николай.

Почти всю дорогу до места назначения исторические и географические – вполне нейтральные – справки перемежались “эксклюзивной информацией” о прикладывании икон, которые, конечно же, продаются прям там, на месте (очень намоленные, изготовленные монахами в Бари и на Афоне со СПЕЦИАЛЬНЫМИ молитвами и постом – обязательно возьмите себе и родным!), к разным местам саркофага, в котором был похоронен св. Николай. И все это время я испытывала почти физическую боль от происходящего. Настолько, что в какой-то момент мой муж не смог на это больше смотреть и предложил мне послушать музыку.

Дальше – больше. Когда мы все-таки приехали в Демре, нас завели в магазин, заставленный иконами (в основном, св. Николая, но и Богородицы, и Христа), закрыли за нами дверь и предложили послушать презентацию сотрудницы, которая “поможет вам подобрать икону под любую вашу потребность!”. И понеслась: хотите зарабатывать больше денег? Берите образ Богородицы “Экономисса” (“Домостроительница”), очень помогает в бизнесе! Нет детей, но очень хочется? Обязательно вот эту возьмите, да-да, именно в такой технике выполненную, вы знаете, от нее все беременеют (за кадром остается трехзначная стоимость иконы в долларах)! Для защиты всего рода возьмите вот такую, да, это родовая икона, ее можно детям по наследству передавать. И, конечно, не забудьте взять иконы для родных и близких, их тоже надо обязательно приложить к саркофагу (правда, мощи в нем уже давно не находятся: их перевезли в Бари – этот факт турки не скрывают, но и не особо подчеркивают), и все у вас тогда будет хорошо.

И вот я стояла в этом цирке с конями и иконами и плакала. От злости, от обиды, от бессилия и от стыда. От того, что все эти люди, которые зачем-то называют себя православными, кинулись за волшебными иконами, амулетами от всех бед, которые и для бизнеса, и для беременности, и для защиты рода – у кого что болит, как говорится. От того, что храм Божий, пусть полуразрушенный и действующий всего два раза в год, превратили в место торговли, и это стало возможным только потому, что мы сами, “православные”, а на самом деле язычники – и по-другому это не назвать, создали спрос на подобное.

Конечно, язычество (обрядоверие, потребительское отношение к Богу, нежелание выстраивать личные отношения с Ним, отсутствие даже мысли такой!), прикрывающееся христианством, – это не новость в нашем мире. Такой “откат” имел место еще в 7-8 веках, а может и раньше. Да что там: ведь и иконоборчество изначально возникло как борьба с поклонением иконам как идолам (теперь мы, конечно, понимаем, что это не было адекватным ответом на ситуацию, но сам факт!). Так в чем, казалось бы, проблема?

В ложном образе, который имеют и транслируют эти “православные” прикладыватели икон к саркофагам. В том, что люди, пока далекие от Бога и от Церкви, видят вместо православия эту профанацию – и становятся еще дальше от нас. Я могу их понять: я сама когда-то предпочитала “верить в душе”, потому что собирание икон, мощей, свечей, платков и прочего, суеверия и причудливые сочетания лунного и церковного календаря, которые я наблюдала в собственной семье, казались мне странными, бессмысленными и неубедительными. Я думала, что если быть православным – это вот так, то я, пожалуй, пас.

Мне повезло встретить адекватных верующих людей, благодаря общению с которыми я пересмотрела свое отношение к православному сообществу, заинтересовалась, стала читать, узнавать – и вот я здесь. Мне повезло, а большинству людей может не повезти, и именно поэтому я делюсь с вами своей болью.

Православие НЕ ОБ ЭТОМ! Даже если вы видели то же, что видела я, пожалуйста, знайте: это не имеет никакого отношения к православию (и к христианству вообще). Это чистой воды язычество, как бы оно себя при этом ни называло. Мы верим в живого Бога, Который нас любит, а не в магию икон. Мы верим в то, что Иисус Христос Своей жертвой на кресте искупил все грехи мира, чтобы нас спасти, а не в постановку свечей по фэн-шуй для сбычи мечт. Мы стремимся к общению с Богом, а не к бездумному повторению каких-то таинственных фраз (ничего не понятно, зато как звучит!), которые обязательно принесут здоровье, любовь, деньги, квартиру и т.д, потому что гид так сказал, а в магазине подтвердили. Мы живые: мы думаем, изучаем, сомневаемся, проверяем, иногда злимся и раздражаемся, но учимся любить, стараемся радоваться каждому моменту и за все благодарить. Мы открыты к диалогу. Пожалуйста, знайте это! И в следующий раз, когда станете свидетелем такой картины, вспомните, что это – не православие. Вспомните – и расскажите об этом другим.

Автор: Екатерина Вострякова (@kath_hallywell)

5 Replies to “Профанация. Дорого.”

  1. Наконец об этом сказали вслух!Как я рада!!

    У меня тоже печальный случай был. На работу пришла очень благочестивого вида женщина,юбка в пол,платок,продавала иконы и рассказала про них!И вот ее рассказ-дома над входом нужно повесить Умягчение злых сердец,стрела на иконе направленная вниз очищает тех кто входит в дом,такие иконы над входом в каждую церковь…Мне показался странным рассказ,но я поверила. Откуда было знать человеку,который не ходил в церковь эти вещи? Купила иконы,но дала неправильную плату,по ошибке,меньше чем они стоили. Мучалась угрызениями совести и послала деньги с покаянным письмом в монастырь, послушницей которого якобы была эта женщина… Мне пришёл ответ ,что таких не знают!!! Теперь я понимаю,что это был какой-то спектакль,но факт остаётся фактом…. языческие вещи под личиной православия.

    Екатерина,спасибо вам за статью!

  2. К сожалению, даже в Вифлееме так. Я конечно с лёгкой полуулыбкой слушала продавщицу, которая говорила, что нужно сказать, когда освящаешь, что даже священника не нужно, ведь тут такое место…. Но самое главное, это конечно же иконы, на каждый случай разная… Самое любопытное — существуют «женские» и «мужские» иконы))) я уже знала, что сказать, и просто призналась, глядя в глаза, что для меня это очень дорого и денег с собой нет:) сразу удалось уйти. Но на самом деле печально это все, а ведь многие верят….

  3. Автор затрагивает важную проблему в своей статье. Акцентировать мне хочеться на том, что все таки люди сами потребители. Это проще, легче, быстрее что ли… Работая в тонной лавке часто пыталась людям обьяснить, что вот… мне над дверью повесить, ну чтоб охраняла, ну как там называеться… это не православие, не из этой серии, как говориться. Мы молимся Пресвятой Богородице, чтобы она нас оберегала. И икона это не оберег и не амулет какой то(( Еще печальнее, когда люди спрашивают. ,, А мне вот что заказать лучше псалтирь или сорокоуст? И начинаешь обьяснять, что нет понятия,, лучше,,. Это разные молитвы. ,, Ну мне чтоб посильнее,,. Отвечаю, что и ,,посильнее,, тоже нет такого понятия. Что это не верный подход, заказать требу, поставить галочку, грубо говоря,, жертву принести,,. Я тебе вот Боженька — а ты мне дай что я хочу. Достаток дай, здоровье, у кого что. Многие зляться, говоря — вы что мне тут девушка пропоаелуете, я же сказала вас — мне что посильнее. Таким я отвечаю — сами решайте что будете заказывать. И все. Люди заказывают, разговор на этом заканчивается. Другие задумываються, начинают задавать вопросы, рассказывать, спрашивать. Тогда диалог продолжаю. Очень печально, что в самих людях развито,, потребление,,. И от Бога они только хотят чего-то материального. Тема актуальна. Жду продолжения в следующих публикациях))

  4. Автор затрагивает важную проблему в своей статье. Акцентировать мне хочеться на том, что все таки люди сами потребители. Это проще, легче, быстрее что ли… Работая в иконной лавке часто пыталась людям обьяснить, что вот… мне над дверью повесить, ну чтоб охраняла, ну как там называеться… это не православие, не из этой серии, как говориться. Мы молимся Пресвятой Богородице, чтобы она нас оберегала. И икона это не оберег и не амулет какой то(( Еще печальнее, когда люди спрашивают. ,, А мне вот что заказать лучше псалтирь или сорокоуст? И начинаешь обьяснять, что нет понятия,, лучше,,. Это разные молитвы. ,, Ну мне чтоб посильнее,,. Отвечаю, что и ,,посильнее,, тоже нет такого понятия. Что это не верный подход, заказать требу, поставить галочку, грубо говоря,, жертву принести,,. Я тебе вот Боженька — а ты мне дай что я хочу. Достаток дай, здоровье, у кого что. Многие зляться, говоря — вы что мне тут девушка пропоаелуете, я же сказала вас — мне что посильнее. Таким я отвечаю — сами решайте что будете заказывать. И все. Люди заказывают, разговор на этом заканчивается. Другие задумываються, начинают задавать вопросы, рассказывать, спрашивать. Тогда диалог продолжаю. Очень печально, что в самих людях развито,, потребление,,. И от Бога они только хотят чего-то материального. Тема актуальна. Жду продолжения в следующих публикациях))

  5. Не поняла как отредактировать комментарий. В итоге второй раз получилось. Некоторые слова с ошибками(

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *