Православие и деторождение

Кажется, что может быть прекраснее новой жизни!? Все дети — от Бога, все мы — Божьи дети. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Быт.1:28). Воля Божья была на то, чтобы человек множился на земле. Но мы поставили себе много НО. И теперь сами пытаемся управлять Его Волей. Мы можем родить, но не хотим. Тогда придумываем средства контрацепции. Мы хотим родить, но не можем. Тогда решаемся на ЭКО, где также губим нерожденные жизни. Мы сами становимся богами и решаем, чему быть, а чего миновать. Рассуждать, конечно, всегда легко. А вот принять Божью волю о себе порой невозможно.

Happy family standing in the park at the sunset time. Concept of friendly family.

Но я начну с основы, несколько слов о православной семье. Важно понимать, что хорошо, если ребёнок приходит в этот мир в результате союза двух любящих людей. Тех, которые, уже построили свои отношения, могут понимать друг друга. В такие семьи, где оба супруга трудятся над отношениями. Или понимают, что семья — это труд, и их венцы — не только Царские, но и мученические. Они — одна плоть, и поэтому, сколько бы у них детей ни было, их семья будет крепкая и счастливая.

Потому что православная семья возникает не столько для рождения детей, сколько для возрастания во Христе. Вот как толкует выше приведённые слова из Бытия святой Василий Великий:

«”Размножайтесь!” К кому это относится? К тем, кто родились согласно Евангелию. “Наполняйте землю”. Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует».

Значит, брак — это необязательно рождение детей. Удивительна история Авраама и Сарры: у них большую часть их совместной жизни детей не было. Сарра не чаяла уже когда-нибудь родить. И всё это время они любили друг друга, нежно и с заботой о своей половине.
Конечно, трудно и больно тем, кому Господь детишек не даёт. Никакие слова не помогают осознать. Одна лишь боль, что не можешь родить продолжение себя.

Многие в погоне за ребёнком объезжают все чудотворные места, прикладываются ко святым мощам, но не чувствуют облегчение. Можно сказать: «Вера ваша слаба, у вас нет разговора с Богом». Бывает и так. Но бывает, и вера сильна, а всё равно всё тщетно. Вера-то есть, а доверие? Такие пары начинают думать, что Господь их за что-то наказывает. Здесь утешением может послужить жизнь святых семейств Иоакима и Анны и Захарии и Елисаветы. Они со всем смирением принимали волю Создателя и верили Ему. Всё возможно Господу, любые чудеса. Нужно только довериться Ему, принять свой нелёгкий путь.

Некоторые святые отцы предлагают в минуты отчаяния оглянуться по сторонам и понять, кому вокруг нужна помощь. Может, где-то есть брошенный ребёнок, и именно вы, ваш союз призван обогреть его и приласкать.


Паисий Святогорец пишет так:

«Многим людям Бог не даёт детей для того, чтобы, возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению».

Сколько таких чудесных случаев вокруг. Обогрели сироту, а через год уже кровного родили. Но это не лекарство, его не примешь три раза в день для облегчения симптомов. Желание взять малыша из детского дома должно идти из сердца от переизбытка любви. Когда уже не важно, кровный или рождённый сердцем.

Мы не знаем, почему Господь не даёт детей. Вполне возможно, Он от чего-то оберегает пару. И таких случаев много. Он приготовил для них лучшее. Он всегда готовит для нас лучшее. Ведь для Господа важно, как изменилась наша душа, пройдя все жизненные испытания. Научилась ли душа терпению, смирению и любви. Комфортно ли душе будет рядом с Богом.

Но вот Бог детишек дал, одного или двух. А дальше? А муж не хочет дальше. Или жена не желает снова рожать. Как поступать здесь? Идти на конфликт? Навряд ли это угодно Богу. Здесь нужно поступать по любви. Принять позицию другого о нежелании и подождать. Помолиться. Ведь Апостол Павел говорил: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор.7:3-5). Вот и ещё одно испытание, которое огранит нашу душу и приблизит её к бриллианту.

А если супруг против уже зародившейся жизни? То здесь компромиссов быть не может. Аборт — это преступление.
И позиция церкви на это счёт предельно ясна:

«С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно»

(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Но в этом же документе есть и другой момент:

«В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».

А что насчет многодетности? Должна ли православная семья быть многодетной?

Многодетность — это труд, который не каждому по силам в современном мире. Именно поэтому существуют уступки самим себе, на которые мы идем, рожая или не рожая детей. В конце-концов, Господь создал нас свободными в выборе.

У протоиерея Павла Великанова на эту тему есть очень хорошая статья, приведу из неё цитату:

«Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы — но не вынуждены. Они чётко должны понимать, на что идут. Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни, то сегодня большинство родителей — из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи. И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, — неправильно и нечестно».

Да, в сегодняшнем мире такие люди совершают настоящий подвиг. Многодетные семьи полноценны во всех смыслах. Какое они богатство соберут на небесах! Здесь воспитывается настоящее смирение и любовь. Я не верю, что они плодят нищету. Я верю, что они воспитывают людей, готовых прийти на выручку друг другу. Знающих цену хлебу. Ведь растёт человек один и не знает, что последний бутерброд нужно разделить с братом. Редко когда родители могут привить такие качества своему единственному чаду.

Возможно, звучит высокопарно, но всё же. Намеренно отказываться от рождения детей — это возделывать свой эгоизм. Вот для чего мы верим в Бога? По мне так, чтоб исправиться и обожиться. И таким войти в Царствие Небесное. И только материнские будни обнажают всю мою гниль, и я вижу, куда мне ползти. В противном случае что я скажу, когда предстану перед Христом? «Прости, но мне надо было строить карьеру, поэтому я не принимала твой дар новой жизни» или «Прости, я тяжело переношу беременности»? Да, можно возрастать духовно, и намеренно не имея детей, но это другой путь. Путь монашествующих. Меня же Господь поставил на моё место, и я возрастаю согласно моему положению.

Весь вопрос в том, насколько мы готовы не просто верить в Бога, а довериться Ему. Ведь если наше спасение — не дети, а научная диссертация, к примеру, то Господь и не даст нам третьего или пятого. Всегда нужно помнить, что без Бога мы не можем творить ничего. А особенно в таком чуде, как зарождение новой жизни.

У каждого свой путь спасения. В миру или в монастыре. В браке ли или в безбрачии. С большим или малым количеством детей, либо совсем без них. О каждом свой замысел у Бога. Мы не знаем, какой. Нам остаётся только его принять.

АВТОР: Александра Рулёва (@sasha_rulevaa)

Вам также могут понравиться эти статьи:

Как подготовить ребенка к Причастию?

Как утешить ближнего?

5 признаков того, что вы современный фарисей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *