Почему Россия не нуждается в отдельном «спасителе»: несколько слов о Николае II

Николай II — пожалуй, один из самых обсуждаемых российских правителей, чья жизнь и смерть до сих пор не дают покоя историкам и неравнодушным людям. Размышляя о судьбе последнего российского императора и его семьи, чья жизнь трагически оборвалась в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, легко уйти в крайности.

Для одних Николай II — «непутевый и слабохарактерный правитель», совершивший множество политических ошибок и просчетов, для других — «непогрешимый царь», святой и даже — «искупитель грехов русского народа», который заслоняет собой подвиг Христа. Так нужен ли России еще один, свой собственный «спаситель»? Об этом в своей книге «Хороший. Плохой. Святой. За что канонизирован Николай II» рассуждает Андрей Зайцев, публицист и филолог, редактор сайта журнала «Фома».

Слишком много любви, или почему Россия не нуждается в отдельном «спасителе»

Каждый, кто хоть раз читал древнегреческие мифы, помнит о том, что на горе Олимп жили боги. Самым главным был Зевс. Он отвечал за все стороны жизни человека. Потом шли боги рангом пониже с более четкой «специализацией». Артемида — богиня охоты, Афина — мудрости и военных побед, Гермес — торговли, Асклепий — исцеления. У каждого города, леса, озера были свои покровители. Каждый миг человеческой жизни, каждое его действие проходили под защитой того или иного божества.

Такая система отношений человека с богами называется политеизмом или многобожием. Она очень удобна, верующий со своими нуждами может прийти к конкретному небесному «специалисту» и попросить о помощи. Проблема лишь в том, что она не имеет ничего общего с христианством.

По учению Церкви, Всемогущ только Бог. Святые лишь подражают Христу и могут попросить Его помочь тому или иному человеку. По молитвам святых и Богородицы, к которым мы обращаемся, Бог помогает верующим.

К сожалению, некоторые христиане все-таки воспринимают святых как маленьких «божков», поэтому часто в храмах можно услышать такие вопросы: «Кому помолиться, чтобы муж бросил пить, а сын лучше учился в школе?» Правильный ответ: «Христу и тем святым, которые вам близки, которых вы любите». Человек не может с одинаковым усердием молиться тысячам святых. Христианин не может считать особое почитание того или иного святого критерием православности своего собеседника. Можно быть христианином и не чувствовать близости к Николаю II, блаженной Матроне Московской или любому другому праведнику, канонизированному Церковью.

И уж совсем недопустимо ставить кого-то из святых на место Христа. Считать его искупителем грехов человека или целого народа. К сожалению, с Николаем II произошла именно такая история.

Еще до его официальной канонизации Русской Православной Церковью появились люди, которые требовали от епископата особого почитания последнего русского императора и скорейшей канонизации царской семьи.

Царепоклонники стали сочинять странные «молитвы», в которых подвиг Николая II напрямую сравнивался с распятием Христа. Вот, например, апокрифический, не принятый Церковью тропарь «святому царю-искупителю»: «Жертве Христовей в подобие, яко агнец непорочный, волею ́ полагаешися во искупление Соборнаго греха измены Богоизбраннаго ́ Народа Русскаго, Царству в себе раздельвшемуся в себе же даруеши исцеление. О Cвятый Царю, искупителю Николае! Страдания твоя крестная славим, ими бо Царствие воскрешается во Славу Царя Бога Небеснаго и во спасение душ наших».

Этот текст содержит грубые догматические и исторические ошибки. Николай II подменяет собою Христа, делая «ненужными» Его крестные страдания, смерть и Воскресение для жителей России. Такое представление о роли последнего русского императора, по сути, обожествляет его, превращает в «бога». Отсюда и название последователей этого нехристианского культа Николая II.

Еще одним объектом религиозного поклонения царебожников стала идея монархии как якобы единственно возможной формы политического устройства государства и России как «особой» страны, задача которой — спасти мир от антихриста. У секты царебожников на рубеже тысячелетий появился так называемый «Чин всенародного покаяния», который проводился в подмосковном селе Тайнинском у памятника Николаю II.

Вот описание этого «чина» на одном из сайтов царебожников: «Русский народ совершил множество до сих пор нераскаянных грехов, главные из которых: богоотступничество, что привело к потере веры, клятвопреступление и как следствие — цареубийство. Эти грехи запустили механизм уничтожения русского православного народа на генетическом уровне, остановить который может только покаяние».

В христианстве не существует понятия коллективной вины. Человек не может каяться за других людей, а тем более отвечать за то, что случилось до его рождения. Никакой грех не может «запустить механизм» уничтожения любого народа. Каждый из нас сам портит свое здоровье или, наоборот, заботится о нем. Поэтому Церковь однозначно осудила идеи царебожия и всенародного покаяния, напомнив о том, что искупительной жертвы Христа достаточно для спасения человечества.

Тем не менее отголоски этого странного учения можно найти и в исторической литературе. П.В. Мультатули и другие авторы — сторонники версии о ритуальном убийстве царской семьи говорят о «екатеринбургской голгофе» или «святом семействе». Скорее всего, в этом случае речь идет о метафорах, восходящих к евангельским событиям, но разговоры о Николае II как о неудавшемся спасителе России, чья жертва была отвергнута, можно часто слышать в православной среде.

Почему же недопустимая для христианина идея о том, что Россия нуждается в отдельном спасителе, в своем мягком варианте имеет много сторонников, а почитание или непочитание Николая II рассматривается в качестве критерия православности или неправославности оппонента?

Концепция царебожия лучше всего представлена в книге митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа». По мнению владыки Иоанна, в мире существуют два типа власти. «От Бога» — это православная российская монархия и «по попущению Божию» — любая другая форма правления, которая является наказанием за грехи российского народа. Православный русский царь (Иван Грозный или Николай II) — борец с антихристом, а царство антихриста — антипод идеи «Святой Руси».

Радикальные царебожники считают монарха «непогрешимым», поскольку он был помазан на царство святым миром и получил Божью благодать. Это доведенное до крайности средневековое представление о монархе как о чудотворце, способном исцелять прокаженных и других больных.

Любые ошибки и преступления царя при таком подходе оправдываются либо «Божественным промыслом», который управляет историей страны и действиями его правителя, либо неприкосновенностью фигуры монарха как такового, либо расплатой за грехи отдельных людей, сословий или целых народов (как в случае с Иваном Грозным или Николаем II).

Разумеется, при таком подходе невозможна никакая критика монарха, и даже разговор о его человеческих привычках или слабостях вызывает гнев сторонников идеи царебожия, что лишний раз доказал громкий скандал вокруг фильма «Матильда».

Даже среди умеренных почитателей Николая II можно встретить людей, считающих недопустимой критику действий последнего русского императора и его семьи, поскольку он был канонизирован Русской Православной Церковью.К счастью, радикальные царебожники — это маргиналы, осужденные Церковью.

Гораздо чаще святость Николая II рассматривают как признание его политических или иных заслуг перед Россией, как свидетельство одобрения Церковью его действий как императора. И сторонниками, и противниками канонизация царской семьи рассматривается как политический и символический акт.

Отрывок из книги «Хороший. Плохой. Святой. За что канонизирован Николай II» издательства «Никея».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *