Одиночество в большом городе

Самое подходящее слово, которым можно описать одиночество — это изоляция. В силу обстоятельств или черт характера человек становится изолирован от общества (семьи, друзей, коллег), и эта изоляция может быть как внутренняя, так и внешняя. Мы привыкли понимать одиночество как социальное явление: вот человек не имеющий жены, детей, друзей — он одинок. И в этом на первый взгляд нет ничего плохого, кто-то семейный может даже порадоваться за холостяка: подумать только, какая свобода действий! Ходи куда хочешь, делай что хочешь — сплошное удовольствие! Но, одиночество — это не просто видимое отсутствие близких. Это состояние души, которое зачастую воспринимается как трагедия и самим человеком, и теми, кто его окружает. При этом совершенно не обязательно речь идет о действительном отсутствии у человека близких. Можно быть внешне удачно женатым, воспитывать прекрасных детей, пользоваться уважением коллег и быть совершенно одиноким человеком. Жить в большом городе, каждый день встречаться с сотней людей, иметь огромный выбор, с кем провести время, и… страдать от одиночества.

Страдать от одиночества

Сама постановка вопроса «Страдать от одиночества» наводит на мысль о том, что человек не создан для этого состояния, это не естественное положение дел, а нечто приобретенное. Подтверждение этому мы находим в книге Бытия:

«Не хорошо быть человеку одному», — говорит Бог и создает для Адама «помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18)

А Екклесиаст, размышляя об одиночестве, говорит так:

«И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл.4:7-12).

Поэтому мы понимаем, что одиночество — это не то состояние, для которого мы созданы. Но при этом нет, наверное, ни одного человека в мире который не испытывал бы его.

Несколько лет назад смотрела какой-то фильм, и там озвучивались последние мысли умирающих людей. И они были таковы: «Мне одиноко». И хотя это художественный вымысел, в нем есть доля правды: самое важное событие в земной жизни мы встречаем в одиночестве.

Куда ведет одиночество

Иисус Христос, возможно, был самым одиноким Человеком на свете. За ним ходили толпы людей, но самые близкие, как говорится в Евангелие от Марка, считали его «вышедшим из себя», то есть умалишенным (Мк 3:21). Евангелист Иоанн свидетельствует, что «братья Его не веровали в Него» (Ин. 3:5). Многочисленные козни иудеев и осуждение на мучительную смерть своим же народом — вот что ждало Его. И проявлением глубочайшего одиночества — богооставленности — стал Его возглас на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Наше понимание «не–одиночества» заключается примерно в следующем: есть некто, кто полностью разделяет мои чувства, настроения, события, радости, скорби, болезни и все то, что наполняет мою жизнь. Но на это не способен ни один человек в мире, кроме меня самого. Да и мое восприятие моей же жизни искажено, замутнено всевозможными проявлениями страстей. И если даже я сам не могу здраво оценить и принять свою жизнь и самого себя, то как я могу требовать этого от ближнего? И почему сам не стремлюсь разделить с ним его ношу, не менее тяжкую, чем моя? Так и получается, что страдаю я не от одиночества, а от гордыни и болезненного эгоизма, замкнутости на самом себе и своих переживаниях. Поэтому первое, что можно предпринять, столкнувшись с одиночеством — перестать предъявлять близким свои завышенные требования, связанные с их соучастием в нашей жизни.

Иг. Нектарий (Морозов) говорит: «…способность человека ощущать себя одиноким является огромным благом — ведь именно это чувство должно привести его к Богу», и с этим вполне можно согласиться. Богооставленность — крайняя степень одиночества, после грехопадения ставшая такой же неизбежной в жизни даже самого праведного из праведников, и даже самого Господа Иисуса Христа. До грехопадения человек мог чувствовать присутствие Бога, мог общаться с Ним напрямую, но сейчас мало кто способен на это хотя бы в какой-то мере. Но потребность в богообщении никуда не делась, и поэтому, даже если человек окружен любящими и любимыми людьми, он все равно будет чувствовать эту утрату и пытаться ее возместить. Причем зачастую не всегда соответствующими потере способами, требуя повышенного внимания от близких или пытаясь заглушить боль от утраты Бога пустыми и зачастую опасными развлечениями. Но Бог — это тот самый Единственный, как говорят психологи «Значимый Другой», который разделяет с нами всю нашу жизнь, даже если нам это не всегда очевидно. Он Тот, кто по своей любви никогда не покидает и не предает нас, хотя сами мы и не способны ответить ему взаимностью. Поэтому так важно в моменты, когда мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, обратиться к Нему с молитвой.

Христианин помнит, что любая ситуация, в какую ни поставит нас Господь — к нашему благу. Митрополит Антоний Сурожский, отвечая на вопрос о том, как в трагических ситуациях усмотреть волю Божию и как находить в них свое место, говорил:

«Мы всегда можем принять тот факт, что Бог нас послал в уродливую обстановку с тем, чтобы мы в этой обстановке были как бы Его присутствием, Его глазами, Его состраданием… если я поставлен в какую бы то ни было обстановку, я в этой обстановке могу быть на своем месте, а не стараться вырваться из нее».

Эти слова вполне применимы и к ситуации одиночества: даже в нем можно быть на своем месте, как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе.

Может быть множество советов, как правильно воспользоваться ситуацией одиночества, чтобы однажды наконец выйти из нее. Часть из них нацелены на то, чтобы человек перестал страдать от одиночества и научился пользоваться возможностью уединения, которую оно предоставляет: найти себе дело по душе, заняться волонтерством, самообразованием, завести кота, в конце концов. Но самое главное, что может сделать человек в такой ситуации — перестать замыкаться на своих переживаниях и приобрести опыт богообщения, наполнить свою жизнь не сожалением о том, чего у него нет, а благодарностью за то, что есть.

АВТОР: Анна Бондарчук @anna.bondartschuk

Друзья, если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *