Ненужный Завет

Для начала о честности, прежде всего перед собой: Ветхий завет полностью я пока не прочла. И поэтому я пишу эту статью, отвечаю на вопрос, вначале адресованный мне. Потому что, исходя из опыта уже прочитанного, очень легко занять поучающую позицию, и тогда внимание читателя можно потерять. А я хочу быть честной и с вами: не убеждать только ради этой одной цели, а говорить из позиции искренней рекомендации, пропущенной через сердце и разум. И, прежде чем начать, мне будет важно обозначить вот что: сейчас я буду отвечать на поставленный вопрос не из позиции «надо», а из понятного, близкого мне «необходимо», которым я прониклась, выстраивая свой дальнейший ответ для вас.

Необходимость №1

Кроется в словах самого Христа: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). В Новом завете, в Евангелии от Иоанна, есть указание на необходимость изучать именно Ветхий завет. Ведь именно словом «Писание» он назывался и воспринимался древними христианами, поскольку Новозаветных текстов на тот период времени ещё не существовало. Так можем ли мы пренебрегать заповедью Христа, важность которой Он подчёркивает в Новом завете?

Необходимость №2

Без Ветхого завета сложно понять Новый. Да, пусть мы часто прочитываем апостольские послания, пусть даже кто-то воспринимает их как краткое изложение важных мест Ветхого завета, но это далеко не так. Да, действительно, самое главное в них сказано, но полностью ли мы понимаем смысл, отсылки, воспринимаем ли истинное значение, понятное христианам ветхозаветных времён? Скорее всего, если и понимаем, то только приблизительно. Например, если я уже упоминала Евангелие от Иоанна, то возьмём оттуда и такую цитату: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Скажите как нам, людям Нового завета, понять, о чём здесь говорится? Только если разобраться в ветхозаветном понимании жертвоприношения. Ведь крёстная смерть (как жертва) — это главное в Евангелии, без чего не обрело бы свой истинный смысл и Воскресение. Но сознание современного человека понимает «жертву» не так, часто в это понятие вкладывается гибель напрасно (например, жертва наводнения, политической системы). И едва ли в голове сможет уложиться, что жертва может иметь смысл. А для нас, православных, решающий.

Необходимость №3

Ветхий завет как встреча с Богом. Очень показательно объяснить это можно на примере Псалтири. Только вчитайтесь, в какой многогранности отражены движения души, как честно человек предстоит перед Творцом! Слабый, израненный грехом, порой притеснённый ближним, но настолько близкий к Богу. Настолько, что не скрывает перед ним ни одно даже самое ужасающее в нашем восприятии чувство или даже намерение. Вот, где можно черпать пример бесконечного доверия, честности, упование на Отца нашего Небесного!

Необходимость №4

Ветхий завет даёт чёткое представление нам о Боге, который не только действует в истории, но и раскрывается в истории людей, а, следовательно, познаётся, причём опытным путем. Зачем в первой же главе Евангелия от Матфея приводится настолько подробная родословная Христа? Чтобы говорить с читающими на одном языке, которые жили в той культуре, для которых это был не перечень имён, а священная история. А для нас это уже напоминание, некое обращение к нашей душе проникнуться событиями этой священной истории, понять, где наше место во всём этом. Ведь многое, что мы переживаем, что происходит с нами, прежде в духовной жизни, происходило и с Авраамом, и с Исааком, и с другими.

Необходимость №5

Ветхий завет как назидание. На страницах ветхозаветных книг мы можем наблюдать разные истории из жизни святых подвижников, пророков, учителей, царей. Очень точно, последовательно и во всём многообразии раскрываются последствия греха в жизни человека. И столь трагична ситуация самого Адама, знавшего о последствиях, но не имеющего ещё представления о всей тяжести греха и необратимости, неискоренимости без прихода Нового Адама, под которым понимается Христос. Поэтому, если резюмировать, сделать главный вывод, нам необходимо читать Ветхий завет, чтобы разобраться, за каким же Адамом нам следовать. Ведь власть «ветхого человека» в нас столь велика и доныне, хотя мы и имеем все средства ко спасению, но нам не хватает чёткого понимания сути. Понимания, выходящего за пределы формы (по которой так привычно двигаться в духовной жизни), но входящего в область личных взаимоотношений с Богом, познание Которого и начинается с ветхозаветных книг.

Автор: Анна Гонтовенко @ann_bringinglight

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *