Не есть мясо или, все-таки, людей

В моей советской семье верили в Бога “в душе”, постилась только бабушка, а когда я ребёнком спрашивала её, зачем нужно поститься, она отвечала так: «Вот я хочу что-то съесть, рука сама тянется, а потом вспоминаю, пост же –– нельзя! И вот в этот момент о Боге вспомнила. И отказалась от чего-то во имя Него. И так каждый раз. Вот и думаю о Нем постоянно, получается». Такое детское объяснение я использую и сама, когда ещё далёкие от Церкви люди спрашивают меня, для чего я пощусь. Чтобы думать о Боге чаще.

Потом, уже осознанно придя к вере, я поняла, что пост –– это, конечно, не только и не столько про еду. Это предельное внимание к своему внутреннему миру, к своим словам, к поступкам и отношению к людям. Пост – это воспитание в себе воли, он позволяет преодолеть себя, своё «я», и начать лучше слышать Бога. Шанс найти тот путь, который возвращает нас к Господу.

И тут появляется такой соблазн:

если еда –– не главное в пост, а главное –– это духовное очищение, то можно и не ограничивать себя в еде?

Мол, если я настроился правильно духовно, то могу и шашлык съесть?
И правда, кто из нас не слышал этих фраз:
«Главное – людей не есть»
«За еду никто не будет в аду»
«Кружку молока выпей — кровь у людей не пей»?

Думаю, каждый православный хоть раз размышлял на эту тему.

Так в молоке ли дело?

Нет, не в молоке, а в том, что тренировка духа невозможна без тренировки тела. Еда в пост – это, действительно, не главное. Но и не второстепенное! Это наш личный опыт, наша внутренняя дисциплина, наша собственная аскеза.

«Пост, – пишет преподобный Исаак Сирин, – прогоняет диавола, удаляет злые помыслы, просветляет ум, возносит… к престолу Божию»

То есть, питание – инструмент, который настраивает нас на молитву и правильные мысли.

В молитве Ефрема Сирина мы просим Господа в Великий Пост помочь нам освободиться от духа праздности и прийти к духу смиренномудрия и терпения. Можно ли освободиться от духа праздности, не ограничивая себя в еде?

Как гласит народная мудрость, «Сытое брюхо к молитве глухо». Находим похожую мысль и у преподобного Силуана Афонского:

«Я считаю, что кушать надо столько, чтобы после кушанья хотелось молиться, чтобы дух всегда горел и ненасытно стремился к Богу день и ночь»

Все это говорит о том, что душа и тело так тесно связаны между собой, что душа на самом деле становится легче и чище, когда тело добровольно ограничивается в своих потребностях. Еще святитель Василий Великий говорил, что «пост предпосылает молитву на небо…» и «… отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями».

Только человек, существенно ограничивавший себя в еде в течение нескольких недель, может ощутить в полной мере радость разговения, когда пасхальное яичко кажется самым вкусным лакомством на свете! На Пасху одинаково радуются и душа, и тело.

Важно еще помнить, что пост –– это не когда ты заказываешь в кафе блюдо из постного меню, это когда не делаешь из еды культа.

Само собой, на этом пути нас ждет множество искушений и преград. Например, доесть за ребенком молочную кашу и не готовить себе ничего отдельно, а лучше посвятить это время молитве. Но потом может оказаться, что еще недоеденными остались омлет и котлетка. И как быть?
Или, наоборот, можно весь пост провести у плиты, экспериментируя с растительным меню, балуя себя веганскими вкусностями и разносолами –– и тут вроде все формальные ограничения соблюдены, но можно ли считать это постом?
Получается, что понять, где же та самая грань между постом и его видимостью, бывает очень сложно.

Так что все-таки можно есть в пост, а что –– категорически нельзя?

Если с продуктами животного происхождения в целом все ясно, то с сухоядением и полным воздержанием от пищи –– сложнее. Даже введя этот вопрос в поисковик, мы найдём разную информацию. Если обратиться к Типикону (Богослужебный устав), в котором регламентирован монашеский пост, то мы увидим, что в дни особо строгого поста предписывается сухоядение или вообще полное воздержание от пищи.

Но этот устав писался для жителей Палестины 6-го века. В Православной церкви принята его более поздняя редакция (от 1695 года), но все равно, насколько актуальна такая мера поста людям, живущим в 21 веке? Да ещё и в российских реалиях, где почти все продукты привычного рациона проходят термическую обработку. Да и климат у нас совсем другой.

Согласно Типикону, в дни сухоядения монаху дозволено было есть орехи, изюм, инжир, маслины. Это довольно калорийное и сбалансированное питание, то есть цели излишне угнетать тела здесь не стоит, да и все эти продукты для них были обычными, повседневными Более того, даже в Типиконе встречаются оговорки «кто не может…» — значит, правила все-таки можно адаптировать, чтобы пост был человеку во благо.

Но с любыми послаблениями нужно быть начеку, ведь нам свойственно самооправдание. Вспомним хотя бы Адама: я не виноват, так сложились обстоятельства.

Поэтому очень важно научиться определять: сейчас я своего внутреннего человека воспитываю или балую?

Что есть большая аскеза: придя вечером домой, съесть йогурт, если больше ничего дома не оказалось, и забыть про еду или заказать доставку из ресторана и насладиться салатом из авокадо, киноа и трюфеля – главное, чтобы без растительного масла?

Что такое истинный пост?

На этот вопрос можно ответить словами преподобного Феодосия Киево-Печерского:

«Разум истинно постящегося христианина, подчас незаметно для него самого, становится способным ясно судить о предметах духовных. Такой человек отчетливо слышит голос совести, которая постоянно управляет его поведением»

Чтобы не заблудиться, важно почаще спрашивать себя: выбранная мера поста приближает меня к Богу или наоборот?

Ведь пост –– это не голодовка, пост –– это воздержание и сознательное ограничение того, что владеет нашими чувствами и желаниями и удаляет нас от Господа. Я, например, в пост отказываюсь ещё и от сахара, потому что очень велик соблазн «добирать» сладеньким. Это не написано в правилах поста, но я просто стараюсь быть честной с самой собой, потому что отказаться от мяса и молока мне ничего не стоит, а вот от сладкого –– очень сложно. Это мое внутреннее усилие.

Есть примеры, когда человек впервые решает держать пост –– и сразу строгий. Потом не выдерживает, раздражается больше обычного, потому что только о еде и думает, и быстро сдается. Так как же лучше поступить? Выбрать меру поста по силам, постепенно усложняя себе задачу, или сразу идти к батюшке за благословением на послабление? Считать ли нарушением поста съеденную постную вафлю,в составе которой обнаружил потом яичный порошок?

Очень важно соблюсти равновесие, чтобы душа и тело все-таки были в мире и дух возрастал, а тело не страдало. И помнить, что же на первом месте.

«Истинный пост, –– учит святитель Иоанн Златоуст, –– есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления»

Часто кажется, что это непостижимо, недосягаемо. Особенно, когда ты в начале пути, и каждый день снова не получается не раздражаться, не осуждать, не ругаться, смиряться, бороться с гордыней и другими своими пороками. И думаешь, что никогда не избавишься от тех грехов, в которых исповедуешься раз за разом. Но останавливаться нельзя, нужно стараться, как сказал Петр Мамонов, «комариными шажками в Царствие Небесное идти» –– делать, сколько можем, только не останавливаться.

Принимая осознанное решение поститься, мы встаём на путь борьбы со своими пороками, и, самое главное, – плоды работы над собой мы выносим из поста в повседневную жизнь. Так мы хотя бы на одну ступеньку можем стать ближе к Богу. И каждый следующий пост приносит свои плоды, которые помогают нам идти по этому пути.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:

«Пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом –– смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати»

А ведь Великий пост и есть путь подготовки к приятию благодати Пасхальных дней и встречи с воскресшим Христом.

АВТОР: Елена Бугрова

Вам также могут понравиться статьи:

«Пора валить!» или нужно ли бояться Второго Пришествия?

Молись, постись, страдай

Зона комфорта: выходить или нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *