Многожёнство в Ветхом Завете

Изучая Священное Писание Ветхого Завета, мы видим, что в давние времена мужчины имели несколько жён и наложниц. Попробуем разобраться и понять, почему такая форма отношений в тот исторический период имела место быть, ведь многие задают вопрос: «Неужели Бог поощряет многожёнство (полигамию), и как к этому вопросу относится Православная Церковь сегодня»?

Первым, кто взял себе двух жён, был Ламех, потомок Каина (Быт. 4:19). Каин ушел от лица Господня (Быт. 4:16). Его род был нечестивым, и его потомки делали всё вразрез с волей Божией. Если вы внимательно прочитаете родословие Каина (Быт. 4:17–22) и сравните его с родословием Адама по третьему сыну Сифу (Быт. 5), то обратите внимание, что в родословии праведников нет многоженцев. Однако повествуя об истории богоизбранного народа, книги Ветхого Завета говорят о многожёнстве, которое в течение нескольких столетий было характерно для потомков Авраама. Вспомним этого известного израильского патриарха. Он берет себе наложницу Агарь не потому, что так повелевает ему Господь, а по настоянию своей жены Сарры, которая не верит, что у неё, пожилой женщины, могут быть дети. Когда Авраам взял себе в наложницы Агарь, то, как видно из текста, Бог не приходил к нему 13 лет. Ведь Творец напоминает Аврааму о Своём всемогуществе дать ему потомство от Сарры и говорит, что он должен быть непорочным и ходить пред Богом. В этих словах Господь не приветствует поступок Авраама. Свою следующую жену Хеттуру Авраам вводит в дом только после смерти Сарры. Далее, Сын Авраама Исаак имеет единственную жену Ревекку. Две жены Иакова, Лия и Рахиль, — результат недоразумения и обмана. Итак, мы видим, что в Библии многожёнство предстаёт в очень неприглядном свете. Нет никакого «санкционирования» Богом многожёнства, а, напротив, показано, что это ведёт к потере мира в отношениях. Возникают семейные конфликты, зависть, ревность и нестроения.

Мы видим, как многожёнство появляется в среде израильтян в эпоху царей из-за некоего «культурного обмена» с язычниками — хананейскими народами, которые жили по соседству. Бог велел израильским царям «не умножать себе жен» (Втор. 17:17). Последствия непослушания Господу должны были быть очевидны людям. Но человек всегда учился на своих ошибках. Так, например, история Давида и Вирсавии показывает, что сластолюбие является причиной преступления, а семьсот жён и триста наложниц царя Соломона настолько развратили сердце мудреца, что он впал в идолопоклонство, разрушившее его мощное государство. Появившееся многожёнство в Ветхом Завете всегда шло параллельно с серьезными духовными проблемами человека.

А теперь стоит обратиться к началу того же Священного Писания Ветхого Завета. Творец создал мужчину и женщину:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 27-28).

Заметьте, сказано это мужчине и женщине — паре. Адам же, увидев жену, сказал:

«вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2: 23–24).

Опять видим подтверждение моногамии в браке. Причём если учесть, что это происходило в Эдемском саду, до ослушания Бога и грехопадения первых людей, то смело можно предполагать, что именно таким был Божественный замысел о муже и жене — семье. Об этом пишет и Аврелий Августин:

«То, что хорошая цель брака лучше достигается одним мужем с одной женой, чем одним мужем с несколькими женами, показано достаточно ясно самым первым союзом супружеской пары, которая была сотворена Самой Божественной Сущностью».

И это вполне подтверждает Христос уже в Новом Завете в Евангелии:

«Посему оставит человек отца своего и мать. И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10: 6–9).

Так и святитель Василий Великий пишет не только о многожёнстве, но даже и о третьем браке, что «такое состояние уже не называется брак, но многожёнство или даже умеренный блуд».

Таким образом, можно убедиться, что многожёнство является следствием повреждения человеческой природы после грехопадения. Первоначальный замысел Божий о муже и жене — моногамия. Полигамия в Ветхом Завете была явлением, характерным для многих народов на пути их исторического развития, однако она никогда не считалась Божественным установлением, нормой и идеалом для устроения семейной жизни. И сегодня, открывая современному человеку эту тему, хочется подчеркнуть неизменность христианского учения и Божественных истин, потому как «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

Автор: иерей Павел Марковский (pavel_markovsky)

3 Replies to “Многожёнство в Ветхом Завете”

  1. Отец Павел, здравствуйте! А как Вы прокомментируете ситуацию со второй женой Моиссея? После упрека Моиссея от Марина и Аарона в том, что Моиссей взял в жёны Ефиоплянку, сестра пророка была наказана Богом. Ситуация сложная для моего понимания. Спасибо за ответ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *