Божественная диета

Едва ли не каждый православный христианин, идя по пути воцерковления, замечает, что происходит все в полном соответствии с известной русской пословицей: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Несомненно, прекрасно, если все трудности церковной жизни человек преодолевает с чьей-то помощью. Но что делать, если подсказать некому? Одним из первых этапов христианской жизни, порой становящимся и одним из самых сложных, является пост. Сегодня мы попытаемся разобраться, зачем человеку поститься и, самое главное, как не навредить себе, приобщаясь к аскетической жизни Церкви.

Так или иначе почти все верующие знакомы с понятием поста и в общих чертах понимают, о чем в дальнейшем пойдет речь. Поститься сейчас очень «модно». Даже большинство уважающих себя супермаркетов и кафе сегодня стараются предложить потребителям особые блюда и продукты с пометкой «можно в пост», а средства массовой информации в преддверии начала очередного церковного поста наперебой обсуждают проблему его пользы и вреда для здоровья человека. Нужно заметить, что зачастую эксперты-комментаторы представлены лишь сугубо светскими специалистами, которые воспринимают (и, соответственно, анализируют) лишь ту часть поста, которая касается ограничений в пище, а вот о духовной его составляющей речь практически не заходит. 

Церковь же знает несколько ступеней поста:

  1. отказ от мяса;
  2. отказ от молочного;
  3. отказ от рыбы;
  4. отказ от масла;
  5. лишение себя пищи полностью.

Именно потому, что в мир пришла новая интересная диета с благочестивым христианским колоритом, каждый христианин обязан понять суть происходящего с ним в дни того или иного поста.

«Почему мы постимся, а ты не видишь?» (Ис. 58:3) — вопрос, актуальный не только для современников пророка Исаии, но и для нас с вами.

Христос, пришедший в мир и принявший на Себя человеческую природу, показал ущербность фарисейского мировоззрения и особенно внешне-механическую точку зрения на средства спасения. Теперь для всех становится очевидным, что исполнение тех или иных предписанных законом обрядовых действий не является основанием для получения оправдания и спасения от Бога, о чем прекрасно свидетельствует нам известная притча о мытаре и фарисее. Свт. Иоанн Златоуст так говорит о посте:

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, пусть постится и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело». Да и на самом деле, «если бы в посте все дело было бы в еде, то святыми были бы коровы», по выражению Иоанна Дамаскина.

Пост — это не голодовка. Голодают у нас многие: и больные, и йоги, и просто нищие, но и Церковь никогда не говорит о посте, как об отказе от каких-либо продуктов. Всюду один призыв:

«Постящеся, братия, телесне, постимся и духовно» (слова одной из великопостных стихир).

Когда мы сталкиваемся с проблемами в духовной жизни, очень важно с вопросом «что делать?» обращаться к тем, кто прошел этот путь искушений. К святым, которые и есть те самые наши проводники в правильном направлении. Митрополит Иннокентий Московский в повествовании о святом Иоанне Лествичнике рассказывал, что последний употреблял во всякое время всякую пищу, даже мясо, но ровно столько, чтобы быть живым, и это не мешало ему стать святым.

Про митрополита Филарета (Дроздова) рассказывают такой случай. Как-то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. По долгу гостеприимства его надо было пригласить к столу, за которым подавали скоромное, а день был постный. Митрополит не подал вида и, дабы не смущать радушных хозяев, вкусил скоромного. Потому что снисхождение к немощи духовных своих ближних и любовь к ним он ставил выше, чем соблюдение поста. Иными словами, пытаясь угодить Богу, нужно помнить и слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). 

Конечно, все вышеприведенные примеры призваны не показать ненадобность поста, а еще раз подчеркнуть его главную задачу. Пост — это борьба! Пост помогает высвободить то, что живёт у нас внутри, делает нас внимательнее к движениям сердца. Если можешь соблюдать налагаемые постом ограничения в пище, — конечно, обязательно соблюдай, но не забывай при этом блюсти и самый главный пост — духовный, ведь только тогда твой пост будет угоден Богу. Если же твое физическое состояние и недуги не позволяют ограничений в пище, то не бойся есть все, что допустимо, но только без излишеств. При этом с особой строгостью и ревностью постись духом, не допускай греховных мыслей и поступков. И такой твой пост будет столь же приятен Богу, как тот, что сопровождается строгим аскетизмом в пище.

Есть множество святоотеческих проповедей и наставлений о посте, и через большинство из них красной нитью проходят две мысли: 

  1. Пост, в котором человек пытается поститься, но не исполняет заповедей Божьих, не имеет плодов.
  2. Крайности с той и другой стороны равно вредны: и излишество в отказе от пищи, и пресыщение чрева.

В конце концов, Господь ясно дал понять: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).

Автор: иерей Михаил Макаров (@makarov_ma_v)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *