Кому-то мама, а кому-то и свекровь

По правде сказать, мне Господь в придачу с хорошим мужем дал хорошую свекровь, и сейчас мне даже пожаловаться не на что. Так сложилось, что мама моего супруга –– единственный человек во всей моей семье, с которым я могу съездить в отдаленный монастырь в паломническую поездку. И единственный взрослый член семьи, который ходит со мной на воскресные службы и который водил в храм моих детей, когда я болела. Но так было не сразу.

Оставит мужчина отца и мать

Отделение сына от мамы, какими бы мы все разумными людьми ни были, в большинстве случаев происходит болезненно, хотя и у всех по-разному. Наша мама, например, не могла никак оставить забот о собственном сыне, поэтому и нас не миновали лотки с готовой едой под дверью, которые я тогда воспринимала как личное оскорбление. Но когда я читаю и слышу истории про другие варианты взаимоотношений со свекровью, у меня шевелятся волосы, и я понимаю, насколько малой кровью мы отделались. Приведу примеры.

«Свекровь приходит к нам домой без предупреждения, с порога заявляет, что я неумеха, и начинает уборку в нашей квартире, перекладывает вещи, выкидывает их. Попытки ее остановить и объяснить, что она вмешивается не в свое дело, заканчиваются скандалом. Муж не вмешивается, говорит: “Это ваши дела, сами разбирайтесь”».

«Мы живем со свекровью, и она постоянно мне “помогает”. Что-то готовит, убирает, гуляет с ребенком, покупает продукты, а потом с милой улыбочкой говорит, что вот как приходится ей мучиться, Лизонька же ничего не умеет, и жалуется на усталость… Пытались с мужем ее образумить, а она: “Вы без меня пропадете! Я никому не нужна!” –– и плачет. И жалко ее, единственный сын все-таки, она его без мужа растила, и сил уже нет с этим мириться».

«А моя свекровь подговаривает мужа меня воспитывать. По ее мнению, я слишком самостоятельная для женщины, и меня нужно поставить на место. Муж уже замахивался на меня, но вовремя остановился. Я боюсь, что однажды он не сдержится и ударит меня».

Невестки страдают. Вместо «и жили они долго и счастливо» женщина получает постоянное напряжение, ежедневные упреки и раздражение. Но и свекровью быть тоже тяжело. И мне самой через какое-то время придется узнать, насколько. Потому что вот этот взрослый бородатый дядька остается для тебя сыночком, даже если требует не называть себя так приторно-ласково. А женщина рядом с ним –– она чужая, она ничего не смыслит в том, что хорошо и полезно для моего сына, и вообще пытается занять мое законное место рядом с ним. И я даже не могу представить (по естественным причинам), как тяжело быть мужчиной, любимые женщины которого не могут найти общий язык.

Есть в психологии такое понятие –– сепарация детей от родителей. Человек постепенно, начиная с глубокого детства, отделяется от родительской семьи и затем создает свою. Но на практике часто бывает так, что сын еще не отделился от матери, а уже прилепляется к жене. И вот тут появляются ревность, чувство вины, неуверенность в правильном выборе у супругов (или даже уверенность в неправильном), разворачиваются соревнования между женщинами. Вот уже мама, авторитет всей его жизни, манипулирует сыном, упрекая его в отсутствии любви к ней и настраивая против жены. Жена вдруг делает то же самое по отношению к свекрови. Постепенно напряжение выливается в открытый конфликт, и обе стороны требуют от мужчины признания своего первенства в его жизни. По-моему, это как раз то положение, которое называется “между двух огней”. И выглядит оно безвыходным, потому что, что бы ты ни сделал, ни сказал, ты причинишь боль как минимум одной из них.

Источник: http://hramiv74.ru/images/foto/85/venzanie_1.jpg

Учиться выстраивать отношения

Если говорить об отношениях между свекровью и невесткой, то нужно признать, что мало кто может сразу проявить христианскую любовь к ближнему, который вроде как отбирает у тебя самое дорогое –– твое дитя, если ты свекровь, или твоего мужа, если ты невестка. И вот здесь-то и стоит перед всеми участниками событий очень сложная задача: выстроить отношения в этом своеобразном любовном треугольнике так, чтобы он был максимально комфортным для всех. А для этого нужно, чтобы все были готовы признать, казалось бы, очевидное:

речь идет о взрослом мужчине, который совсем не дитя, способен (в идеале) самостоятельно принимать решения, и вот этот самостоятельный мужчина сам выбрал себе женщину и женился на ней.

Со стороны матери неприятие невестки –– это как минимум неуважение к его выбору. В конце-то концов, мамино воспитание, мамина личность немало влияют на то, какую спутницу жизни выбирает мужчина. Так что недовольной свекрови надо бы посмотреть внимательнее на себя, а не спускать всех собак на бедняжку, которая, вместо того, чтобы сосредоточиться на своей семье (и, между прочим, “составить счастье” ее сына), вынуждена тратить силы на отражение маминых атак.

Одна из первых заповедей, которая дана человеку Богом, звучит так:

«оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть»

Она дается практически в самом начале Ветхого Завета –– во второй главе книги Бытия. Старо? Но эти же слова повторит Господь Иисус Христос (МФ 19:5), на них же потом сошлется и апостол Павел в послании к Ефесянам, описывая то, какими должны быть отношения между мужем и женой. И это то, о чем должен помнить и чем должен руководствоваться в первую очередь муж.

Однако то, что у человека теперь есть жена, не значит, что у него больше нет мамы. Жена ее не заменяет (и не должна!) –– это разные роли. И не надо забывать, что это нам они –– свекрови, а нашим мужьям –– мамы. И в отношении мамы взрослый человек, как и ребенок, руководствуется заповедью о почитании родителей (которая, кстати, входит в 10 ветхозаветных заповедей и была также подтверждена Иисусом Христом). Только формы, в которых он выражает свою любовь и уважение к маме, тут будут уже совершенно другие, не как у ребенка.

Кому-то на первый взгляд может показаться, что эти две заповеди (оставить родителей и при этом почитать их) противоречат друг другу, но это не так. Соединение с женой ни в коем случае не отменяет необходимости с почтением относиться к матери, которая тебя вырастила. И если внимательно прочитать эти заповеди и вникнуть в них поглубже, можно увидеть, что в них заложены и идея о личных границах семьи, и идея о том, что и у этих границ есть границы. Это муж и жена –– единое целое, а родители отделены от своих детей. Но даже выросшие дети обязаны заботиться о своих родителях и относиться к ним с уважением. К тому же, не будем забывать, что Господь призывает христиан любить не только маму или только жену, а друг друга. В конце концов, все противостояние мамы и жены строится на предположении, что у мужчины нет достаточно любви для обеих. Любви-то может и достаточно, а вот смелости дать ясно понять маме, что он теперь одна плоть со своей женой, а жене –– что он уважает и любит свою родительницу, как-то не всегда хватает.

Источник: https://cdn-thegospelherald.netdna-ssl.com/data/images/full/25205/jpg.jpg

Руфь

В борьбе за личные границы семьи все-таки вспомним одну библейскую историю. Из Вифлеема Иудейского было вынуждено переехать одно славное семейство, состоящее из отца, матери и двух сыновей. Сыновья на новом месте жительства женились на местных женщинах. Но вот отец семейства умер, а за ним и оба сына. Осталась свекровь (Ноеминь) с двумя невестками –– Руфью и Орфой. Женщина решила вернуться на свою родину, и невестки пошли за ней. Сколько ни уговаривала она молодых еще женщин вернуться в свои родительские семьи, какие разумные доводы в пользу этого ни приводила, они настаивали на своем, «подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему». В конце концов Орфа послушалась свекровь и вернулась к своему народу. Руфь же проявила завидное упорство и не оставила Ноеминь. Так и вернулась свекровь в Вифлеем с одной невесткой, которая стала заботиться о ней, как родная дочь (так и обращалась к ней Ноеминь: «дочь моя»). А спустя некоторое время молодая женщина, послушав совета свекрови, выходит замуж за родственника Ноемини по мужу –– Вооза. И именно у них затем родится сын Овид, дедушка царя Давида.

Есть еще один момент в Евангелии, который наводит на мысли о том, какие на самом деле могут быть отношения между невесткой и свекровью.

Господь говорит:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Мф. 10:34-35).

Конечно, упоминание здесь пары «свекровь –– невестка» скорее связано с тем, что женщина, выходя замуж, покидала своих родителей и переходила под кров родителей мужа. Но почему здесь нет упоминания о разделении сына с матерью или даже жены с мужем? Именно это навело меня на мысль, что отношения между свекровью и невесткой имеют в себе огромный незамеченный и непризнанный потенциал, который может раскрыться со временем. Об этом же и история Руфи. Ведь именно верность, любовь, привязанность к свекрови, признание за ней права давать советы, ее опыта и мудрости, привели Руфь в дом Вооза. Разве это не проявление любви к ближнему, к которой призывает нас Господь? Конечно, ближние могут быть разными, и в какой-то момент может оказаться, что лучшим проявлением любви будет прекращение или сведение к минимуму общения с ними. Но я все-таки думаю: если бы женщины могли открыть друг другу сердца и перестать соревноваться за любовь мужчины (а если уж быть совсем честными с собой, то скажем прямо –– за власть над ним), они бы увидели, как много у них общего, какой огромный ресурс любви есть во всех участниках “боевых действий”. И как богаты могут быть отношения в семье, члены которой находятся на своем месте и связаны между собой христианской любовью, а не взаимными претензиями.

АВТОР: Анна Бондарчук @anna.bondartschuk

Вам также могут понравиться статьи:

Игра в женственность

Квест: сожги ведьму

Как утешить ближнего?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *