Христианство в Индии

Население Индии — 1,3 миллиарда человек. И это значит, что каждый шестой человек на планете Земля живет в этой стране. 2,4 миллиарда человек — примерно столько людей считают себя христианами. Это примерно каждый третий землянин. Огромное количество людей, которое трудно себе представить. И вряд ли можно предположить, что эти общности нигде не пересекаются.

Недавно я смотрела видео с праздника в христианской общине Индии. Я наблюдала, как они молятся и радуются: какие они нарядные, как они сидят на покрытом коврами полу помещения, служащего им храмом, и поют свои гимны, сопровождая их звуками бубнов, барабанов и хлопков в ладоши. Я видела, насколько происходящее отличается от того, что происходит за богослужением у нас. Отличается настолько, что, если бы меня не предупредили, что то, что я вижу, имеет непосредственное отношение к Православию, я бы даже об этом не подумала. Но я смотрю на этих удивительных людей и в который раз убеждаюсь, что какими бы разными мы ни казались, есть Тот, Кто дал нам возможность называть друг друга братьями и сестрами.

Это католики. Да, они тоже есть в Индии

Первые христиане Индии

Общепризнанный факт: христианство попало в Индию задолго до того, как распространилось по территории большинства европейских стран. Однако вопрос о том, кто принес сюда Благую весть, многие считают открытым.

Предание связывает появление первых христиан в Индии с апостолом Фомой. Считается, что апостолы распределили территории для проповеди с помощью жребия, и Индия выпала именно Фоме. В 52 году он прибыл в Кодунгаллур на малабарском берегу (сейчас это штат Керала), проповедовал там и основал несколько христианских общин. По этой версии апостол закончил свою земную жизнь мученически — был убит брахманом (представителем высшего слоя индуистского общества, возможно, священнослужителем) и погребен на месте нынешнего католического собора святого Фомы в Мадрасе.

Святитель Димитрий Ростовский, который также связывает его миссию с территорией Индии, предлагает более конкретную версию мученической кончины апостола: Фома был убит местным правителем Муздием за то, что его проповедь внесла в раздор в царскую семью: жена Муздия отказалась от супружеского общения со своим мужем. Как бы то ни было, христиане апостола Фомы верят, что именно он был первым проповедником Евангелия в Индии. Кстати, второе их название — «насрани» — предположительно происходит от слова «ноцрим» («которые из Назарета» на иврите, по родному городу Иисуса Христа). На Ближнем Востоке это слово применялось для обозначения христиан.

У древних историков и таких церковных писателей, как Григорий Богослов и Иероним Стридонский, сомнений в том, что первым проповедником христианства в Индии был апостол Фома, не было. А вот современные историки связывают появление христианства в Индии с именем другого Фомы — Канского (на языке малаялам — Кнай Томман). Этот торговец из Эдессы по благословению Патриарха Антиохийского в середине IV века отправился в морское путешествие с 72 христианскими семьями и епископом Иосифом и высадился на малабарском побережье, спасаясь от преследований персидского царя Шапура II, проводившего антихристианскую политику.

Изображений Фомы Канаита почти нет в интернете. Вот, единственное, что удалось найти

Исследователи считают, что этого человека «спутали» с апостолом Фомой, и результатом этой путаницы стало особое отношение к последнему со стороны индийских христиан. А этот временной разрыв в 300 лет между деятельностью апостола Фомы и Фомы Канского дает повод говорить о том, что ни одна церковь в Индии не может считать себя прямой наследницей апостола, ведь все это время в ней не было священства.
Так или иначе, к моменту первых контактов с европейскими христианами и Великих географических открытий христианские общины Индии пребывали в каноническом единстве с Сирийской церковью уже почти тысячу лет.

Альфред Великий

Первые контакты с европейскими христианами

В IX веке Альфред Великий, первый король Англии, дал обет, что в случае победы над викингами отправит богатые дары к дальним христианским святыням. В том числе и к месту упокоения апостола Фомы. И англосаксы, добравшиеся с этой целью до побережья Индии, нашли здесь вполне процветающую и уважаемую общину местных христиан. Их сообщения вошли в Англосаксонские хроники. Насрани также упоминаются Марко Поло в его «Книге чудес света» (конец XIII в.). Великий путешественник сообщает о том, что посетил в Индии гробницу апостола Фомы. Примерно к этому же времени относится свидетельство неутомимого францисканского миссионера Джованни Монтекорвино, который посетил «страну апостола Фомы» и обратил в христианство около сотни индийцев.
Чуть позже в Индии появились французские католические миссионеры. Проповедь Иордануса Каталани, в будущем первого католического епископа Индии, имела огромный успех. С его именем связывают оживление религиозной жизни местных христиан и обращение ко Христу тысяч индийцев.

Время Великих географических открытий

Однако самые впечатляющие результаты миссии по праву принадлежат португальцам. По большому счету во многом благодаря им абсолютное большинство индийских христиан и сегодня — католики.
В конце XV века с экспедицией Васко да Гамы к малабарскому берегу пристали корабли с португальскими миссионерами. К этому моменту местная церковь следовала восточно-сирийскому обряду. Поэтому, помимо обращения в христианство местных жителей, одной из задач миссии была латинизация литургического обряда христиан апостола Фомы. Итогом стало образование большой римско-католической общины.

Васко да Гама

Дальше христианство распространилось в Гоа (в 1518 году здесь уже существовал первый францисканский монастырь), где местное колониальное правительство поддержало деятельность миссионеров, предоставив крещеным некоторые льготы. Но нужно понимать, что это привело не только к распространению Благой вести по территории Индии, но и имело обратную сторону: появились так называемые «рисовые христиане», которые совмещали христианство со старыми местными обычаями. Так как это было расценено как угроза чистоте христианства, в Индии была учреждена инквизиция, невероятная по своей жестокости.
Ее для Индии требовал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, личность масштабнейшая и достойная нашего внимания.

иезуитский миссионер Франциск Ксаверий

Он родился в Испании 7 апреля 1506 года в семье зажиточного крестьянина, который получил докторскую степень по юриспрудении и служил тайным советником и министром финансов при дворе короля Наварры. Мать миссионера была единственной наследницей двух аристократических наваррских родов. В 1525 году Франциск Ксаверий отправился учиться в Париж и получил степень магистра искусств. В 1529 году случилось одно из основополагающих событий в его жизни — знакомство с Игнатием Лойолой, — с которым несколько лет спустя они с еще несколькими товарищами основали Общество Иисуса (иезуитского ордена). В 1537 году Франциск Ксаверий был рукоположен в священника. В 1540 году именно он написал устав ордена.

Игнатий Лойола — основатель ордена иезуитов

В это же время по просьбе португальского короля Ватикан решил направить в Индию миссионеров. Это дело поручили Франциску Ксаверию, и в 1541 году, в свой 35-ый день рождения, он отплыл из Европы на корабле «Сантьяго» и больше сюда не вернулся. Оставшуюся жизнь он провел в Индии, на Молуккских островах (сейчас это территория Индонезии) и в Японии.
Несмотря на сложности, миссия Франциска Ксаверия была успешной. Достаточно сказать, что за первые три года только на южном побережье Индии было построено примерно 40 храмов.

В 1545 году Франциск Ксаверий на время покинул Индию ради проповеди на Молуккских островах, но через два года вернулся. А в 1549 году этот вдохновенный проповедник был уже у берегов Японии. Здесь он тоже провел около двух лет и основал несколько католических общин. К январю 1552 года Франциск Ксаверий вернулся в ставшую уже родной Индию, но ненадолго: в апреле уже 46-летний опытный путешественник отправился в Китай, где скончался практически в одиночестве на острове Шанчуань в конце того же года, так и не попав на материковую часть страны.
Тело Франциска Ксаверия было доставлено в Гоа, который служил опорным пунктом для его миссии. Оно находится там и по сей день. Его мощи католики почитают нетленными. Франциск Ксаверий был прославлен католической церковью как святой. Ведь именно ему, первому миссионеру от иезуитов, католическая церковь обязана своим распространением в Азии.

статуя Франциска Ксаверия

Франциск Ксаверий вел проповедь среди бедных слоев населения Индии, однако это вызывало противодействие со стороны индийской аристократии. Поэтому его последователи решили изменить тактику и проповедовать высшим слоям индийского общества.

После утраты португальцами влияния в Индии и прихода сюда Британской империи началось переселение католиков вглубь страны, что привело к еще большему распространению католицизма. Кроме того, в Индию прибыли ирландские переселенцы, которые тоже были католиками. Еще один пик роста ждал католическую Индию на рубеже XIX–XX веков, когда крещение стали массово принимать представители низших каст. Этот «демографический взрыв» потребовал от Католической церкви даже учреждения нескольких метрополий.

На протяжении сотен лет епископами у католиков Индии традиционно оставались европейцы. Только в XX веке, а точнее в 1923 году, во епископа был рукоположен первый индиец. К 1960 году преобладание европейцев в этой сфере закончилось. Сейчас большинство католических епископов страны являются индийцами, а Католическая церковь имеет очень разветвленную структуру в этой стране. И это понятно: именно католиками являются более 17 миллионов индийцев (2,4 % всего населения, или 70 % всех христиан страны). К слову, в Гоа католицизм — крупнейшая христианская конфессия (к ней относится не менее четверти населения). И это можно считать живым свидетельством успешности миссии первых португальских проповедников, в том числе Франциска Ксаверия.

Протестанты

Принято считать, что протестантские миссионеры появились в Индии в XVIII веке. И хотя до этого здесь и бывали англиканские священники, проповедь Евангелия и обращение в христианство местных жителей не было их целью. А вот в 1706 году в Индию прибыли лютеране Бартоломей Цигенбальг и Генрих Плютшау, и это была уже самая настоящая миссионерская деятельность. Цигенбальг перевел Новый Завет на тамильский язык и напечатал его в организованной миссионерами типографии. Свою проповедь он сочетал с социальным служением, которое сталкивалось с категорическим неприятием со стороны местных аристократов и то приводило миссионера тюрьму, то делало объектом заговоров, в том числе с целью убийства. Однако смерть Бартоломея Цигенбальга не была насильственной: подвело здоровье. Проповеднику было всего 36 лет, когда он скончался.

Бартоломей Цигенбальг

Лютеране оставались главными протестантскими проповедниками в Индии вплоть до конца XVIII века. А в 1793 году сюда прибыл баптист Уильям Кэри, посвятивший своей миссии 40 лет жизни. Он тоже соединял проповедь с социальным служением: прилагал усилия к запрету детских жертвоприношений и знаменитого обычая самосожжения вдовы на похоронах мужа, поощрял межкастовые браки.

Уильям Кэри

Англиканцы, методисты, пресвитериане в XIX уже имели своих миссионеров в Индии. В середине XIX века прибыли даже мормоны, но их миссия провалилась.
В начале XX века в Индии появились пятидесятники. Примерно тогда же начался процесс объединения разных протестантских церквей по географическому принципу — в Церковь Южной Индии (крупнейшее объединение, почти 6 млн человек) и Церковь Северной Индии (2,4 млн человек). Кроме того, большинство лютеран входят в Объединенную евангелическо-лютеранскую церковь Индии. Есть общины и у евангелистов, баптистов, пятидесятников и даже квакеров. Последних насчитывается примерно тысяча. В стране действуют также адвентистская и новоапостольская церкви.

Православие в Индии

Православие в Индии — возможно, самая малочисленная христианская конфессия. В 2004 году к православным относились примерно 5 тысяч человек, что для страны с населением в 1,3 миллиарда человек меньше, чем капля в море. Сейчас в Индии есть действующие приходы Русской православной церкви и Константинопольского патриархата.
В 2006 в Нью-Дели начато строительство храма апостола Фомы. Храм заложен на территории российского посольства. Его прихожане — наши соотечественники, постоянно или временно живущие в Индии. Однако строительство храма еще не закончено, поэтому богослужения проходят в частном секторе посольства в небольшой комнатке. Случаются выездные богослужения: например, для православных в Гоа.

Совсем недавно в Индии появился еще один приход. В 2018 году в Санкт-Петербурге был рукоположен во иерея Климент Нехамайиа, коренной индиец. После обучения в Санкт-Петербургской духовной академии отец Климент вернулся на родину и сейчас несет свое нелегкое служение в качестве настоятеля прихода в честь Живоначальной Троицы в г. Чандрапур. По данным группы ВКонтакте, сейчас там проживает 270 православных индийцев.
На этом можно было бы закончить рассказ о православии в Индии, но в стране есть еще одна церковь, называющая себя православной. Это Маланкарская сирийская православная церковь. Она ведет свою историю от апостола Фомы. Несмотря на название, эта церковь по сути не является православной, так как отрицает IV и последующие Вселенские Соборы. В V веке она принадлежала к восточно-сирийскому патриархату.

Португальцы в ходе своей миссии предприняли попытки латинизации местной церкви, но это привело к расколу: в 1665 году часть христиан присоединилась к Сиро-яковитской церкви. На протяжении XVIII века предпринимались попытки вернуть их в лоно римско-католической церкви, но все они были безуспешны. В дальнейшем церковь потрясло еще несколько расколов, пока в 1996 году Верховный суд Индии не вынес решение, что в Индии существует только одна православная церковь, независимая, но признающая духовное верховенство Сирийского патриарха.

Что касается отношений с Русской православной церковью, то еще в 1851 году представитель Маланкарской церкви приезжал в Константинополь для переговоров о сближении с Православной греко-российской церковью. А в 1933 году в Индию приехал русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский). Он прожил в Индии 18 лет, но своей главной цели — обратить в православие членов Маланкарской церкви — так и не достиг. Тем не менее Маланкарскую церковь можно назвать очень дружелюбной по отношению к Русской православной. Так, храм Девы Марии в Дели Малабарский католикос подарил Московскому Патриархату, а другие храмы Маланкарской церкви могут беспрепятственно использоваться Русской Церковью в миссионерских и богослужебных целях.

Сложности христианской миссии

Как и в любой точке мира, проповедники христианства сталкивались и сталкиваются в Индии со сложностями и ограничениями, связанными с привычным, традиционным укладом жизни, существовавшим задолго до принятия Благой Вести. В Индии таким препятствием стала кастовая система, глубоко укорененная в индуистской традиции, но заимствованная местными христианами. Она была одним из факторов, влиявшим на успешность проповеди первых миссионеров, с ней пытались бороться протестантские проповедники. В наше время кастовая система подверглась критике со стороны не только рядовых индийских христиан, но даже со стороны папы Римского Иоанна Павла II. И до сих пор эта тема остается одной из болевых точек христиан страны. Ведь по разным оценкам до 80 % христиан Индии относятся к касте «неприкасаемых» — самой дискриминируемой группе населения. А учитывая, что в отличие от «неприкасаемых» индусов, буддистов и сикхов, они не получают никакой государственной поддержки и льгот, можно представить себе, насколько плачевно может быть их положение.
Оно является таковым не только в отношении внешних людей, но и в отношении членов одной общины.

Для христиан из низших каст предусмотрены отдельные места в храме, чаши для причащения, отдельные участки на кладбищах. Есть даже отдельные церкви для «неприкасаемых». Мальчиков не допускают прислуживать в алтаре, они также не могут быть чтецами. При этом абсолютное большинство должностей в католических церквях занимают представители высших каст. Само собой, это же относится и к священству — большинство католических священников и епископов к дискриминируемым кастам не относятся.

Кастовая система — отнюдь не единственное препятствие, которое встречают на своем пути миссионеры. Конфликты с представителями других религий — это повседневность для многих христиан Индии. Каждый год нападениям подвергаются тысячи христиан. Противостояние индуистов и христиан настолько остро, что выражается не только в «бытовых» столкновениях и политической борьбе, но и в прямом и опасном экстремизме. Один из самых известных трагических случаев — гибель протестантского миссионера Грэма Стэйнса и двух его сыновей от рук индуистского экстремиста. Известны также погромы 2008 года, в ходе которых были убиты около 60 христиан, а 25 000 человек остались без крыши над головой. Неудивительно, что статистика о количестве христиан в стране в разных источниках отличается: есть большое количество «скрытых» христиан, которые по разным причинам вынуждены тайно исповедовать свою веру.

Однако какой бы напряженной ситуация ни казалась и какие бы опасения она ни вызывала, факт остается фактом: без малого 2000 лет христианство живет в Индии и влияет на все сферы жизни страны. Это не просто неотъемлемая часть истории. Это живая вера миллионов людей, многие из которых готовы рисковать своим семейным, социальным положением, здоровьем и даже жизнью ради Господа.

АВТОР: Анна Бондарчук (@anna.bondartschuk) РЕДАКТОР: Александра Покидова (@allejandrine)

Вам также могут понравиться эти статьи:

Книги о жизни первых христиан

Православие в Нидерландах

Во что верят православные

One Reply to “Христианство в Индии”

  1. Очень интересно.
    Всегда знала, что христианство и в Индии есть, но никогда не слышала подробно о том, откуда оно там появилось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *