Христианство и секс

Совместимо ли христианство и секс? Интимные отношения в христианстве — это грех или благословение?

Сегодня вниманию наших читателей хотим представить небольшое исследование на весьма деликатную и сугубо интимную тему. В современном светском обществе эта тема настолько популяризирована, что большинство масс-медиа в погоне за рейтингами бесстыдно её эксплуатируют. В телевизоре и кино, в журналах и книгах, на рекламных плакатах и в витринах магазинов. Всюду она, вернее он – секс. В христианском сообществе наблюдается противоположная крайность: тему секса не то, что боятся поднимать, но и даже произносить это слово уже считается недопустимым. Как же тогда быть верующим супругам, находящимся в законном браке?  Постараемся разобраться в теме «Христианство и секс».

Секс между мужем и женой — грех?

Безусловно, были святые отцы (в большинстве своем монашествующие), интимные отношения даже между мужем и женой считали чем-то низменным. Так, к примеру, блаженный Августин называет чувство полового влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью». Святитель Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства». Даже святитель Игнатий Брянчанинов называет телесные удовольствия «наслаждением плотским, скотоподобным».

После подобных эпитетов и сравнений благочестивой семейной паре недолго и в уныние впасть. Может сложиться впечатление, что христианство и секс несовместимы. Но не будем отчаиваться, а обратимся к книге «Любовь и пустота» архимандрита Саввы Мажуко:

«Вот претензии монахов иногда оформляются в четкую позицию, главный элемент которой — подозрительное отношение к телесному общению супругов. Размышления на этот счет мы можем встретить у многих писателей-аскетов. Изданные и широко распространенные тексты смущают многих христианских супругов, но важно понять их происхождение: эти тексты — часть иноческих духовных упражнений, медитаций на темы тленности и греховного поражения человека и всего космоса, одним словом, монашеская дидактика как таковая хороша на своем месте, но возводить ее в абсолют неразумно и даже вредно».

Интимные отношения в Ветхом Завете

Безусловно, читая монашескую литературу, ожидать благосклонного отношения к телесной близости глупо. А теперь лучше обратимся к Ветхому Завету. Там есть удивительная книга – Песнь Песней Соломона. Эта книга по сути – гимн любви. В ней воспевается в том числе и красота телесной близости. Только послушайте, как поэтично и возвышенно описываются любовные чувства:

  • «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина» (Песн. 1:1);
  • «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4:7);
  • «О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! О, как много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше всех ароматов!» (Песн. 4:10);
  • «Округление бедр твоих, как ожерелье, …живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои – как два козленка, двойни серны…»

Кто-то может возразить, что издавна Песнь толковали аллегорически, как рассказ о любви Бога и избранного народа или Церкви. Но даже если и так, если с телесной любовью сравнивается общение с Богом, то такая любовь прекрасна, возвышенна и никак не может быть греховной! В противном случае подобное сравнение было бы просто кощунством.

Интимная близость в Новом Завете

В Новозаветные времена о безгреховности супружеских отношений писал апостол Павел. Так, в одном из посланий апостола Павла читаем: «Брак… честен и ложе непорочно» (Евр. 13:4).  «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане» (Песнь 9). Это уже Великий Канон Андрея Критского.

Святитель Григорий Богослов предупреждает, что если бы не супружеская любовь, то мир бы не увидел ни святых, ни пророков, ни царей:

«Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари.., потому что добрых не земля породила… но все они – порождение и слава супружества».

Для тех, кто еще сомневается, приводим первое правило поместного Гангрского собора:

«Аще кто порицает брак и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается или порицает оную, яко не могущую войти в Царствие: да будет под клятвою» (то есть отлучен от Церкви).

Вторя святым отцам прошлого, современная Православная Церковь также высказывает свое отношение к супружеским отношениям:

«Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, “единомыслие душ и телес” супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания…»

(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые Архиерейским Собором РПЦ в 2000 г.)

Когда можно, а когда нельзя вступать в супружеские отношения?

«Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг к другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости. И ничто так не убивает, не превращает ее в занятие любовью (не случайно это слово возникло по аналогии с занятием спортом), как отсутствие ограничений»

протоиерей Максим Козлов «О супружеских отношениях».  

В Церковном Уставе есть требования, согласно которым, необходимо воздержание от супружеской близости накануне воскресного дня (то есть вечер субботы), накануне двунадесятого праздника и постных среды и пятницы (то есть вечер вторника и вечер четверга), а также во время многодневных постов и подготовки к принятию Святых Христовых Таин. Но это идеальная норма. А прежде всего отцы церкви рекомендуют руководствоваться словами апостола Павла:

«Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (Кор. 7, 5-6).

Таким образом, церковь рекомендует супругам воздерживаться друг от друга только по взаимному согласию. А то бывает, что верующая жена решает строго соблюдать все посты (пищевой и телесный), не считаясь с мнением своего не постящегося мужа. Мол, я на посту, а он пусть терпит, нечего его баловать! Такое поведение может привести к расколу и разделению в семье. Принципиальная неуступчивость или ультиматум тут не позволительны.

Вот, что говорит Святитель Иоанн Златоуст:

«Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства… Жена не властна над своим телом, но есть и раба и вместе госпожа мужа. Если ты отклоняешься от должного служения, то оскорбляешь Бога.» (Беседа 19)

Согласно христианскому пониманию брака, муж и жена должны быть очень чуткими к интимным потребностями друг друга. Иногда это бывает сложно, но когда есть любовь, то любые просьбы суженого (суженой) только в радость!

Если воздерживаться, то обязательно по взаимному согласию супругов. На этом настаивает и святитель Тихон Задонский:

«Когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть тое с согласия обоих лиц, и на то время, пока искусят себя, могут ли сие бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают тако. Когда не могут, да сходятся паки во едино; не всем бо все дано».

Муж и жена несут ответственность друг за друга. Нельзя отворачиваться и игнорировать желания супруга/супруги. Получается, что половая близость есть долг, обязанность мужа к жене (и наоборот).  И тогда полушутливое выражение «супружеский долг» начинает восприниматься по-новому. После свадьбы две половинки соединяются, становятся одним целым. Теряется независимость, свобода и появляется ответственность за счастье и страдание другого человека:

«Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1Кор. 7:4).

Супружеские отношения допустимы только ради деторождения?

В ветхозаветные времена главной целью брака было продолжение рода. Оно и понятно, ведь ждали рождение Мессии. Если у супружеской пары не было детей, то это был позор. Считалось, что так Господь проклинает супругов за грехи. Даже праведным Иоакиму и Анне пришлось долгие годы терпеть презрение и насмешки окружающих, пока в глубокой старости у них не родилась Пресвятая Богородица.

С приходом Иисуса Христа взгляд на брак меняется. Цель — единство двух сердец, двух душ, двух тел и их общая любовь в Боге и к Богу. Апостол Павел сказал:

«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор. 7:2). 

Для лучшего понимания этого библейского текста обратимся к толкованиям святителя Иоанна Златоуста:

«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Не сказал <Павел>: для деторождения… Да не искушает, говорит, вас сатана… Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени»

(13, ч. 2, §19);

Итак, интимные отношения между супругами естественны, одобряемы Церковью и являются необходимым условием существования здорового и счастливого брака. Но, осознав это, нельзя впадать и в другую крайность – возводить секс на главенствующую позицию в семье.

«Мы знаем много всевозможных случаев, когда любовь вырождается, когда секс господствует. Это и есть разделение. И тогда получается карикатура на любовь… Любовь как глубочайшее влечение человека к человеку освящает эрос. Если эротика отделяется от любви, получается голый секс, который унижает человека. Секс не должен существовать без любви».

Протоиерей Александр Мень.

На опасность зацикливания на интимной стороне барка указывает и игумен Нектарий (Морозов) в своей книге «Таинство длиною в жизнь»:

«Но если в союзе люди концентрируются лишь друг на друге и всю надежду возлагают лишь друг на друга, то это рано или поздно приведет к опустошению, деградации чувства. Человеческие отношения через какое-то время оказываются исчерпанными, если за ними не стоит вечность. Почему иногда по-настоящему любящие люди спустя годы совместной жизни наскучивают друг другу, осознают, что уже не сближаются, как прежде, а отдаляются? Потому что они упираются в потолок в своих человеческих отношениях. А любовь — суть явление Божественное. Если же люди помнят о Том, Кто вложил чувства в их сердца, то совместная жизнь становится постоянным раскрытием этого удивительного дара».

Какими должны быть супружеские отношения в идеале говорит митрополит Антоний Сурожский. Он приравнивает телесный брак к таинству, к самой Евхаристии

«Надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей – не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему. И телесный брак, тоже по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих».  

Православная Церковь подчеркивает, что сексуальное удовлетворение в браке должно быть не самоцелью, а средством сделать любовь между мужем и женой полноценной и крепкой. Это итог полной духовной и душевной близости и телесного слияния.

Надо ли супругам просить благословения у духовника на интимные отношения?

Есть мнение, что верующим супругам по вопросам интимной жизни нужно обращаться к своему духовнику. К примеру, если семья пока не планирует детей, то нужно просить благословения у священнослужителя использовать барьерные (не абортивные) средства предохранения.

Вот как, например, на этот вопрос отвечает игумен Нектарий (Морозов):

«Не думаю, что это вообще дело священника — пытаться эту грань проводить: вот это можно, вот этого нельзя… каждая пара пусть сообразуется с собственной совестью, обсуждая это со своим духовником или не обсуждая».

Но и не каждая супружеская пара сможет подойти с подобными вопросами к своему духовнику. Как же тогда быть?

И здесь на помощь могут прийти матушки — жёны священнослужителей. Специально для наших читателей они поделились своим мнением.

Мария Атамасова @atmariya 
Мама шестерых детей и популярный блогер

Мне очень часто стали задавать вопросы о сексе и именно в семейной жизни: что грех, что не грех, когда грех, а когда можно, как, где, во сколько, короче, спрашивают обо всем. Я начала изучать этот вопрос очень тщательно и теперь имею ответ, основанный на том, что заповедовал Бог, что говорят апостолы и святые отцы. Так вот, секс в браке не просто не грех, а более того – проявление любви, доверия и особое таинство общения и единения между супругами. Он должен быть обязательно и должен быть в удовольствие обоим. Зачатие – это не цель близости, ни в коем случае! Иначе по такой логике у бездетных пар нет шансов. Меры допустимого в этих отношениях, а также вопросы воздержания в пост решаются ТОЛЬКО между супругами, без всяких третьих лиц.

Когда ко мне обращаются с такими вопросами, я советую мужу и жене поговорить, прислушаться друг к другу и определиться, как им выстроить свою интимную жизнь, чтоб она была обоим в удовольствие. С подробностями я никогда не буду лезть, так как мне кажется, ни одному мужу не понравится, если жена ему: «Я, вот, матушке из интернета рассказала все твои желания, и она мне сказала: это можно, а то нельзя, так что будем жить, как матушка сказала!» Мне кажется, это все равно, что пустить третьего в спальню. Такие советы могут и семью развалить.

Людмила Виноградова @vinogradova_ls
Многодетная мама и православный психолог

Супружеские отношения прежде всего существуют без детей, а дети – это плод любви, продолжение любви, продолжение заповеди «и будут двое одной плотью». Если в семье нет детей, ведь это не означает, что такая семья не имеет права на свое существование. Потому что прежде всего двое сочетались, чтобы быть вместе, чтобы им двоим было хорошо, чтобы любить.  С точки зрения психологии хорошие, устраивающие обоих супругов интимные отношения – половина успеха счастливых отношений. Конечно, это не главное, но играет большую роль в отношениях. И очень часто с подобной проблемой сталкивается именно православная семья, когда близость супружеская вытесняется под предлогом «поста или других благочестивых мотивов», а на самом деле это может быть просто бегством от физического общения. Такой подход приводит к разладу в семье.

С одной стороны, при отсутствии эмоциональной близости может происходить отдаление и физическое, а, с другой стороны, отсутствие физической близости рождает отстранение. Это очень взаимосвязанные между собой процессы, поэтому и решать возникающие проблемы необходимо всесторонне.

Когда между супругами нет физической близости – это отношения брата и сестры, друзей или добрых соседей, но никак не мужа и жены. Семейная пара сама может выбрать, в каком формате они хотят жить. Но надо понимать, что изменение формата влечет за собой последствия. При этом, имея супружескую близость, муж и жена одновременно могут быть и друзьями друг другу, и добрыми соседями, и компаньонами по какому-то делу. Таким образом, супружеская близость является тем, что может быть только между супругами, это то, что закрепляет союз.

Но, естественно, что в православной семье мы не останавливаемся на данном уровне общения, мы стремимся соединиться и душевно, и духовно. И такое объединение – залог того, что в преклонном возрасте или в состоянии болезни, когда физическая сторона отношений отходит, мы все равно едины душою. А единство Духа дает нам надежду на встречу и единение не только в этом мире, но и за гранью.

Вопросы, которые мне задают, чаще всего сводятся к «грешно или не грешно». То, что происходит в супружеской спальне, пусть и останется там, за закрытыми дверями. Это тайна. Получение удовольствия заложено в нас. Если бы физического влечения не было между Адамом и Евой, как бы они родили детей? Мужчина и женщина никогда бы не подошли друг к другу и общались бы исключительно, как друзья. Мужчина и женщина должны сконнектиться.

Алена Шашкова   @alenka_with_family
Многодетная мама и журналист

«Это тема деликатная, и решать ее должны только супруги. Больше никто. Но мы можем найти для себя ориентиры в священном писании. Так, апостол Павел говорит, что муж и жена не должны уклоняться друг от друга, только по взаимному согласию – для поста и молитвы. То есть в этом вопросе мы должны идти друг другу навстречу.  Но в семье должно быть и посильное воздержание.

Второй момент «ложе нескверно».  Я думаю, интуитивно каждый человек понимает, где эта граница, и не должен идти у своей похоти на поводу. Как и во всем, важен средний, умеренный путь.

Я знаю пары, которые живут по принципу «сколько Бог дает детей, столько у нас и будет». И восхищаюсь ими. Но не уверена, что этот вариант подходит всем.  Неспроста же в социальной концепции РПЦ прописаны допустимые методы контрацепции. Другой момент, что если случилась незапланированная беременность, то нужно будет ей … обрадоваться! Принять ребенка, как посланного Богом, хотя это и не всегда бывает легко.

Поэтому, с моей точки зрения, супружеские отношения возможны не только ради зачатия. А как способ выразить свою любовь.

 Автор:   Глафира Знаменская @glafira_znamenskaya

Дорогие друзья, если вам нравится то, что мы делаем, если вы хотите помочь нам или просто сказать «спасибо» за ежедневный профессиональный труд, поддержите нас финансово. 

Все полученные средства пойдут на гонорары авторам статей, улучшение работы сайта, а также на реализацию новых идей. 

Пожертвование можно отправить по номеру карты: 
5536 9138 4633 0682 (Данилов Александр Сергеевич)

Храни Вас Бог!

One Reply to “Христианство и секс”

  1. А я бы хотел привести несколько цитать из труда священномученика Мефодия Олимпийского, епископа Патарского «Пир десяти дев или о девстве»

    «А теперь необходимо, чтобы человек и с своей стороны действовал по образу Божию, так как мир еще стоит и устрояется; плодитесь, сказано и размножайтесь (Быт.1:28). И не следует гнушаться определением Творца, вследствие которого и мы сами стали существовать. Началом рождения людей служит ввержение семени в недра женской утробы, чтобы кость от костей и плоть от плоти, быв восприняты невидимою силою, снова были образованы в другого человека тем же Художником. Таким образом, нужно думать, исполняется изречение: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт.2:23)»

    «Рождение подобно образованию первой Евы из ребра и кости Адама. – В обыкновенном рождении Бог есть Создатель людей. На это, быть может, указывает и сонное исступление, наведенное на первозданного (Быт.2:21), предызображая услаждение мужа при сообщении, когда он в жажде деторождения приходит в исступление, расслабляясь снотворными удовольствиями деторождения, чтобы нечто, отторгшееся от костей и плоти его, снова образовалось, как я сказала, в другого человека»

    «как говорят нам опытные в брачном деле, вся мозговая и плодотворная часть крови, состоящая из жидкообразной кости, собравшись из всех членов, обратившись в пену и сгустившись, извергается детородными путями в животворную почву женщины справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *