Эмоциональное выгорание

«Выгорание в духовной жизни» – казалось бы, это звучит как оксюморон. Ведь обычно человек приходит к Богу как к источнику любви, за смыслом, за поддержкой – за всем тем, что дает ресурс, а не отнимает его. Тем не менее, эта проблема распространена настолько широко, что воспринимается как норма. Более того, она отлично вписывается в тот формат духовной жизни, к которому мы на сегодняшний день привыкли: мы все ленивые, мы все грешные, поэтому будем бороться с этой ленью теми способами, к которым привыкли еще со школьной скамьи: упорством и трудом.

Упорство и труд – важнейшие добродетели детства большинства из нас, ведь благодаря им проще всего стать хорошим в глазах учителей и родителей. В своих глазах. Именно они гарантировали одобрение и награду. Эта логика, в которой награда (а то и просто любовь), полагается за труд – заложена очень глубоко в психике практически каждого из нас, и логично, что такой подход часто нерефлексивно переносится на духовную жизнь.

Здесь есть проблема

Упорство и труд без соразмерной отдачи, без очевидного смысла являются причиной эмоционального выгорания. В детстве было порой нелегко, но всегда понятно: закончил четверть на пятерки – получил в подарок велосипед. Вел себя хорошо – пошел в цирк. Доел суп через страдания – заслужил мороженое. Упал и не заплакал – бабушка похвалила. Почему нельзя плакать? Почему хвалят, если не плачешь? Зачем доедать суп через силу? Да, иногда эти правила были лишены всякого смысла и даже жестоки. Тем не менее, это были правила, которые работали: за их исполнение каждый раз получаешь обещанную награду или хотя бы избегаешь наказания. Даже если непонятен смысл самого правила, важность его исполнения была очевидна. Этого достаточно, чтобы не «выгорать», а продолжать жить полноценной детской жизнью. А что с духовной жизнью? В духовной жизни не существует такой же четкой причинно-следственной связи, однако картина мира, в которой исполнение правил вознаграждается, а нарушение – наказывается, никуда не исчезает. В этом я вижу первую причину выгорания.

Другой причиной является то, что содержание правил, как и в детстве, часто играет второстепенную роль: основной задачей остается исполнять правила, довольствуясь стандартными, не всегда логичными, объяснениями: доешь суп – станешь большим и сильным, плакать нельзя, потому что мужик, хорошие оценки нужно получать, чтобы не стать дворником и так далее. Так и во взрослой религиозной жизни: поститься нужно, чтобы попечения о плоти не отвлекали от духовной жизни (например), долго готовиться к Причащению (с постом и чтением канонов) для того, чтобы не причаститься в осуждение.

Подчеркну, что такой подход к духовной жизни не обязательно исходит со стороны церкви как нечто обязательное, скорее дело в том, что запрос на правила со стороны самого человека зачастую более актуален, чем запрос на смысл. Это дает ощущение безопасности, более того – поначалу это даже необходимо, как ребенку нужны четкие правила и границы, чтобы научиться ориентироваться в мире. Однако если запрос на поиск настоящего смысла так и не возникнет, это может стать еще одной причиной выгорания.

К третьей причине выгорания я бы отнесла то, что люди склонны переоценивать свои внутренние ресурсы или вообще не учитывать то, что эти ресурсы ограничены. Это достаточно серьезная проблема, ведь при воцерковлении человеку вручается «стандартный пакет верующего», который предполагает серьезную нагрузку: установленное молитвенное правило два раза в день плюс последование ко Святому Причащению, посты – четыре раза в год длинные, два раза в неделю однодневные, посещение богослужений – еженедельно. Кроме этого в пакет входят представления о греховности того или иного поведения и даже мыслей и чувств (перечень бывает поистине чудовищен). На обслуживание этого пакета (здесь я намеренно использую такие приземленные термины) тратится не только внешние ресурсы (время), но и внутренняя психическая энергия. Если при этом человек не вкладывает во всё это личного смысла (о чем говорилось выше), считая своим долгом просто исполнять правила, чтобы заслужить спасение, то выгорание в данном случае неизбежно. При этом выгорание, разумеется, будет квалифицироваться как лень, с которой нужно бороться.

Например, нередко можно услышать примерно такое: я ленивый, потому что всегда могу найти целый час вечером на любимый сериал, а на 15 минут на молитву – не всегда. Здесь наглядно видно полное игнорирование того факта, что вопрос вообще не во временном ресурсе, а в своем внутреннем, психическом. Ведь время, потраченное на сериал, дает какие-то позитивные эмоции, а значит – ресурс, в то время как стандартное молитвенное правило, смысл чтения которого для человека не очевиден – отнимает последние силы, которых и так нет. И здесь открывается огромное поле не только для обвинения себя в лени, но и в том, что «сериал для меня важнее, чем Бог». Не очень благоприятная для психического здоровья ситуация.

В качестве еще одного, четвертого, фактора риска выгорания – не такого фундаментального, но тоже довольно неприятного – я бы выделила так называемое «информационное насилие». Это понятие иногда применяют по отношению к молодым матерям, которые, родив ребенка, страдают от обилия противоречивой и часто неправильной информации, и вместо того, чтобы радоваться жизни, налаживая контакт с новорожденным ребенком, тратят всю энергию на то, чтобы сделать всё «правильно». В век интернета, социальных сетей с бесконечными православными блогами, это справедливо и для новообращенного христианина – человека со всех сторон атакуют лавины представлений о правильном и неправильным. Все это может вызвать серьезную тревогу – неприятное, деструктивное чувство, которое смещает фокус с живых отношений с Христом на контроль над собственным поведением, мыслями, чувствами, на страх совершить ошибку и подумать лишнее.

Что делать?

Отказаться от иллюзии собственного всемогущества и поверить, наконец, во всемогущество и безусловную любовь Христа. Не бояться подвергать сомнению любые правила, стремиться найти в них настоящий смысл. Помнить, что «сила», которой берется Царство Божье – это не безропотное ношение неудобоносимых бремен в виде бесконечных правил, а усилие, направленное на то, чтобы довериться Христу, отказавшись от удобного предсказуемого мира причинно-следственных связей, где моё спасение зависит от исполнения закона.

АВТОР: Дарья Якуба @darja.kuba

Вам также могут понравиться статьи:

Почему умирает любовь?

«Червь в сердце»: как утешить ближнего?

Зона комфорта: выходить или нет?

3 Replies to “Эмоциональное выгорание”

  1. Спасибо за статью! Прошла в своё время все перечисленные уровни и выбралась. Шагаю дальше, ведь путь не близкий.

  2. Замечательная статья, про меня-точно! Эмоциональный результат получаешь только когда удается , хоть ненадолго, поверить во всемогущество Христа и Его безусловным любовь. Тогда мир в душе и радость. А чаще-уныние и самопорицание в лени:( Хочется почитать о том, как научиться полностью доверять Богу. Тем более в контексте личной ответственности за свою жизнь

  3. Спасибо, тема прямо моя. Стараюсь все делать «правильно», теряюсь в тысячах разных мнений и выгораю. Очень полезная статья, благодарю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *