«Червь в сердце»: как утешить ближнего?


Жизнь не состоит только из одних радостей и чтобы это осознать, мне потребовались годы. Но я благодарна Богу за каждый из них.

Почему-то общество диктует нам делать радостное лицо, даже если на душе кошки скребутся, нам советуют «держаться», всегда быть на позитиве и решительно заражать жизнерадостностью окружающих. Но однажды внутри что-то надламывается, и ты можешь выбрать только одно: или стать честным перед собой и людьми, или прирасти к маске «всегда и везде на позитиве». Задумываясь над этим, помня себя ту, прежнюю, убежденную последовательницу этой же тенденции, я всегда останавливаю себя, прежде чем идти на помощь ближнему. В данном случае для того, чтобы его утешить.

Боль и страдания или радость и благодарность?

Интуитивно всегда хочется выбирать второе. Это же лучше, это же по-православному. Но разве нам кто-то говорил, что жизнь будет всегда легкой и безоблачной? Или кто-то утверждал, что ее смысл только в этом и ради этого? Сразу уточню, что речь не о жизни в Вечности, а здесь и сейчас.

Каждому из нас, чтобы личностно вырасти, чтобы освободиться от оков эгоизма, гордыни и укоренившейся центрированности на самом себе, приходится и, не побоюсь этого слова, необходимо испить свою чашу страданий. Через боль человек очищается, смиряется т.е. принимает обстоятельства, которые не в силах изменить. А еще наша природа так устроена, что боль часто смягчает человека и делает его добрее. 

Более того, скажу, что сейчас я прохожу потрясающие православные волонтёрско-психологические курсы, где прежде всего каждого из нас делают «челоВеком» («тот, кто челом обращён в Вечность»). Учат снизойти со своего пьедестала и выйти навстречу ближнему, проникнуться его страданием, понять его. Так вот там мы часто уделяем внимание семантике слов. И как раз «страдание» интересно тем, что оно происходит от слова «страда», что означает период сбора урожая. То есть и страдание можно отнести ко времени жаркой, активной работы над собой. Времени, когда можно стать сильнее и душевно крепче.

Поэтому такие состояния для человека естественны. Стоит ли препятствовать человеку проходить их, преодолевая себя? Едва ли. Тем самым я сейчас хочу сказать о том, что, прежде чем решить утешить ближнего, мы должны принять, что отрицание страданий и боли — не тот путь, который надо выбрать. Утешая, мы исходим уже из данности жизненных обстоятельств каждого конкретного человека, как раз и ставя перед собой задачу помочь прийти ему к тому желанному, противоположному полюсу — радости и благодарности Богу за всё, даже скорби.

Желание утешить: что не сработает?

Позиция безучастного 

Скажите, вам же часто приходилось слышать фразы: «По грехам тебе», «страдать полезно»? Но за первой фразой, да и отчасти за второй тоже, на самом деле скрывается отстраненная позиция человека, который не вник в суть или который убежден, что Бог — это карающая личность, а не любящий Отец.

Понятно, что зачастую такие фразы слетают с уст случайно, необдуманно или же в желании немедленно «причинить добро» или «нанести помощь». Но стоит поставить себя на место другого, понять, утешили бы эти увещевания нас, облегчили ли состояние и привели бы к разрешению ситуации?

Жалость вместо «со-чувствия»

В психологии считается, что жалость унижает человека, поскольку она ставит жалеющего в позицию превосходства, в то время как сочувствие — это совместное чувствование, когда слушающий проявляет отзывчивое отношение к чужому чувству. Он демонстрирует, что занимает с ним примерно равную позицию, и готовность быть рядом не только в радости, но и в горе.

«Ценное» мнение из «Страны советов»

Прежде чем утешать, убедитесь, что человек просил о помощи, готов ее принять именно от вас, и она ему сейчас действительно нужна. Иногда с вами делятся чем-либо, просто ожидая, что вы выслушаете. Проговаривая что-либо, человек облегчает свое душевное состояние, словно уменьшая его силу и остроту. И часто единственное, что он готов принять от вас — это эмпатическое слушание (умение понять на уровне чувств и разделить их, уловить важные смыслы для человека, принять и понять его). Поэтому о том, давать ли советы, вы сможете узнать от самого человека, когда он об этом попросит. Если же совет дать все равно очень хочется, спросите. Ведь часто сохранить и установить хорошие, доверительные отношения удается, когда мы слышим другого, понимаем, в чем он нуждается именно сейчас. Из позиции «не навреди».

«Всё будет хорошо» и ложь

Сказать эту фразу очень хочется. Я понимаю, и мне она была привычной, потому что часто ее слышала, воспринимая как норму. Но если вдуматься, выходит, что мы лжем человеку. Почему? Во-первых, потому что мы — не Господь Бог, и мы не можем взять на себя право такого обещания. Во-вторых, мы не можем знать, как будет хорошо для этого человека. То, что мы понимаем как хорошее для себя, может быть даже во вред другому. 

Обесценивающая позиция

Фразы «Да ладно тебе!», «У меня такое было, сейчас расскажу», «А вот, знаешь, у знакомой такое случилось, так она…» не помогают, а обесценивают. Почему? Во-первых, то, что может показаться незначительным вам, может быть глубокого значимо и травматично для другого. Во-вторых, нет единого рецепта помощи, решения, потому бессмысленно приводить в пример опыт кого-либо. 

Так как же утешить ближнего? Резюмируем и дополняем

  1. Будьте честными перед собой и другими.
  2. Не отрицайте значимость и важность проблемы.
  3. Исходите из позиции «не навреди».
  4. Прежде чем что-либо предпринять, хотя бы ненадолго поставьте себя на место другого: вы хотели бы это услышать, принять, сделать?
  5. Вместо жалости выберите сочувствие.
  6. Будьте рядом. Давайте советы только когда их ждут.
  7. Не обещайте того, над чем не властны.
  8. Не обесценивайте.
  9. Выслушайте, разделите чувства, услышьте, что именно вам хотят сказать, безоценочно примите и постарайтесь понять.
  10.  Молитесь с ним и о нем. Просите Бога облегчить участь и промыслительно разрешить ситуацию ближнего.

Автор: Анна Гонтовенко @ann_bringinglight

2 Replies to “«Червь в сердце»: как утешить ближнего?”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *