Богослужение и опера: знак равенства?

Вы были в итальянской опере? Если да, то вам, скорее всего, знакомо это чувство эстетического восторга! Великолепные наряды, прекрасная музыка, а какие волшебные голоса… Приходя в оперу, мы буквально окунаемся с головой в эту атмосферу. Даже если вы не знаете итальянский язык, это не может помешать вам восхищаться пением, костюмами и наблюдать за перемещением фигур по сцене. А теперь о грустном: я привел это сравнение потому, что именно так некоторые прихожане и «захожане» воспринимают наше богослужение.

Эстетика и восторг. Чудесный храм, красивое пение, необычные иконы —  все это создает особенную атмосферу. Вот выходят освященные благодатью священники под молитвенное пение хора, вот диакон важно вещает с амвона «паки и паки», вот хор заводит «ижехерувимы», и душа улетает куда-то в небеса. Разве это не тот же самый эстетический восторг?

Где ошибка?

Да, я не спорю, что внешняя атмосфера способна помочь настроиться на молитву. Мне самому нравится красивое пение семинарского хора. Но эстетика не может быть самоцелью богослужения. Задача ведь не в том, чтоб вызвать в вас душевный трепет. Наше богослужение — это соборная (общая) молитва верных и (если это Литургия) соединение со Христом в Таинстве Причастия. Эстетический восторг —  это не духовная жизнь. Каждый из нас призван активно участвовать в богослужении.

Как понять, что вы «буксуете на месте» и находитесь на уровне «богослужение=опера»?

Ошибка №1. Незнание богослужения.

Если вы ходите в храм и не знаете, что совершает священник или диакон в данный момент и зачем он это делает (хоть примерно), значит, для вас все происходящее совершается на уровне греческой мистерии —  священного представления. Богослужение надо знать. И нежелание делать хоть какие-то усилия —  это признак элементарной лени.

Выход: Посмотрите видео-лекции, почитайте литературу о богослужении, начните следить за происходящим по книге.

Ошибка №2. Пассивное выстаивание.

Знаете какие слова больше всего не нравятся священникам? «Вычитать» и «выстоять». Как же печально, что они вошли в наш лексикон. Это чудовищная подделка! Что значит «выстоять»? Это значит, что мое личное участие вообще не нужно. Мне главное отстоять положенные два часа и выполнить свой христианский долг. Однако, православное богослужение призывает каждого к активному участию в нем. Как вы думаете, для кого диакон выходит на амвон и к кому обращается, каждый раз говоря «паки и паки миром Господу помолимся»? Он говорит это собравшимся в храме. Он призывает всех помолиться о конкретных вещах: о стране, о земле, о мире во всем мире, о братьях и сестрах и т.д. Да и священник в алтаре молится именно от лица всех собравшихся. Везде в его молитве к Богу звучат «нас» и «мы». Предполагается, что весь храм в этот момент молится вместе с ним и с диаконом «едиными устами и единым сердцем».

Выход: Не молитесь о своем. Не стоит также читать всю службу «Иисусову молитву». Вслушивайтесь в слова диакона и священника. Следите за службой и молитесь все вместе о том, о чем просит диакон или о чем молится священник (книжка с последованием вам в помощь). Поверьте, служба раскроется перед вами и заиграет своей глубиной.

Ошибка №3. У меня молится душа.

Есть страшное заблуждение среди верующих. Некоторые думают, что эстетический восторг (благостное состояние) —  это молитва души. Мол, не нужно это ваше поповское мудрствование. Я прихожу в храм и чувствую, как моя душа молится, даже если мой разум вообще не участвует. Это самообман. Бог —  Личность. Молитва христианина — —  это разговор одной личности с другой. Это общение человека с Богом предполагает всегда совместную работу души и тела. И его можно сравнить с пловцом: чтобы плыть, надо правильно дышать и работать руками. Если не будет чего-то одного, то и плыть вы не будете, просто ляжете «звездочкой» на середине бассейна.

Православное богослужение хранит в себе огромный смысл и может принести пользу каждому человеку. Но не стоит превращать поход в храм в благочестивую оперетту будто бы для души. Пусть ваш разум и ваше сердце совместно участвуют в службе.

Автор: иерей Александр Данилов (@alsedanilov)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *