Алкоголизм и прочие зависимости: болезнь или грех?

Темный длинный коридор со множеством дверей и поворотов. Среди сумрака серых стен еле слышны слабые шаркающие шаги. Лишь беспросветная тьма и шарканье шагов, в очередной раз уткнувшихся в стену…

Нет, это не кадр из дешевого фильма. Это один из возможных жизненных сценариев человека, которым управляет его зависимость. Есть ли иные сценарии зависимой жизни, и каковы они? Как быть тем, кто страдает от разного рода зависимостей (алкоголизма и прочих), как найти в себе решимость бороться? Как быть тем, чей близкий серьезно страдает? Где искать помощь? Попробуем разобраться.

Разбираться будем на примере задачки по физике. Но прежде чем приступить к решению, необходимо описать явление (в нашем случае — зависимость) четкими закономерностями и формулами. В физике, как и в жизни, ни одно явление не протекает самопроизвольно и спонтанно, все подчинено определенным законам. С рассмотрения ключевых «законов» и «формул» мы и начнем.

Основные «законы» жизни

В обществе существует очень четкая градация правил жизни, которыми следует руководствоваться каждому человеку, даже если он не православный. Эти правила со времен Ветхого завета сформулированы в Законе, данном людям Богом (Исход, Глава 20, стихи 1-21):

  • Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

В дополнение к ветхозаветным правилам каждому из нас дан свод правил Нового завета (Мф 5, 1-11):

  • Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  • Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  • Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  • Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  • Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  • Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  • Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Если первые 10 пунктов дают нам четкую градацию правил, что делать и чего не делать в отношениях с Богом и ближним, то вторые 9 пунктов их дополняют и показывают нам, какими мы должны стремиться быть каждый день своей жизни в Боге.

Отношение Церкви к алкоголизму

Не случайно свои размышления начинаю с перечня правил. Ведь невыполнение определенных правил влечет за собой обязательные последствия. Тема нашего разговора и затрагивает плоскость последствий, возникающих после невыполнения или нарушения определенных правил.

Мы поговорим о разного рода зависимостях и попробуем решить уравнение с множеством переменных, ответив на вопрос: пристрастия и зависимости — это болезнь или грех?

«Но где в Божиих заповедях упоминается про алко- и другие зависимости? Где сказано, мол, нельзя пить/курить и точка?» — справедливо может заметить каждый, и будет прав в своем вопросе. Ответ на него находится глубже.

Да, в Божиих заповедях и Заповедях Блаженств нет отдельной строки «не впадай в нехорошие зависимости, человече». Но там есть очень важные строки о том, что подчиняться «другим богам» перед лицом Его — табу, равно как и сотворять себе «кумира» — табу. Получается, что впадая в алкогольную зависимость, мы делаем именно то, что просил нас НЕ делать Бог?

В Ветхом Завете мы находим множество строк, почему лучше не впадать в страсть алкогольной зависимости: «Печь испытывает крепость лезвия закалкою; так вино испытывает сердца гордых — пьянством» (Сир. 31-30). Но со времен грехопадения человечество мастерски продолжает нарушать Закон Бога, при этом оперируя всевозможными «словозаменителями» греху (зависимости, расстройства и проч.).

Является ли алкогольная зависимость — грехом? Да.

Можно ли считать, что страдающий алкоголизмом — болен? Да, ведь грех — это болезнь души. Истинная жизнь души возможна только в Боге, а любые болезни души приводят к тому, что потребность в Боге стремится к нулю. Сама же душа человеческая искажается и мутирует. Душа заменяет здоровую потребность в Боге на нездоровую — потребность в грехе. Так начинается болезненный распад личности, порабощенной грехом.

В Писании есть много текстов про то, каким испытаниям подвергается гордое и упрямое сердце: пьянство, разврат, предательство, ложь и даже убийство. В какой еще более темный лабиринт может забрести человек, забывший о Боге? Ведь получается, что мы в земной жизни уже можем называться мертвецами, когда ставим свои желания выше Его Любви.
И здесь совершенно не важно о каких именно «желаниях» идет речь: выпить или скрыть правду, быть наркоманом или без конца раздражаться на своих близких, курить или врать, жить в блуде или гордиться.

Не бывает грехов версии «light»….

Помощь Церкви в борьбе с зависимостями

Как быть тем, кто уже страдает от болезнетворных зависимостей? Какие реальные методы помощи существуют? Церковь не остается равнодушной к решению проблемы помощи зависимым. Действующий Священный Синод РПЦ в 2014 году принял концепцию по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (Журнал №80 от 25.07.20014: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html). В документе говорится, что Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, которое сопровождается глубокими повреждениями психосоматического характера. Излечение от этого недуга невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Направления в работе по утверждению трезвости, сформулированные в документе, можно применить для помощи людям, страдающим от разных видов зависимостей.

Первое направление связано с утверждением идеи трезвости и трезвого образа жизни в современном обществе, особенно в семье, где происходит формирование личности. Братства, общества, общины трезвости и другие церковные организации способствуют возрождению традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей. Они ведут просветительскую деятельность, профилактику алкоголизма, формируя положительное отношение к трезвости как общественной ценности, участвуют в создании трезвой молодежной культуры, оказывают воздействие личным примером, в том числе организуя «праздники трезвости» и создавая «территории трезвости».

Второе направление охватывает работу с людьми, систематически употребляющими специфические вещества, и включает в себя просвещение этих людей, мотивирование для обращения к специалисту. Им оказывают социальную и психологическую помощь, в том числе в форме индивидуальных и семейных консультаций, вовлекают в общинную жизнь, в деятельность общественных объединений, клубов (спортивных, военно-патриотических и тому подобных).

Третье направление подразумевает социальную, трудовую, психологическую, медицинскую, семейную реабилитацию людей, которые страдают разного рода зависимостями. Для них создаются дома трудолюбия и центры реабилитации, группы само- и взаимопомощи, семейные клубы трезвости. Проводится индивидуальное консультирование людей, страдающих алкоголизмом, и их родственников, организуются курсы и школы по избавлению от алкогольной зависимости.

В каждой из этих форм работы применяются свои духовные, медицинские, психологические и социальные методы. При этом наибольшая эффективность достигается при их разумном сочетании. Важной частью реабилитации тех, кто страдает алкогольной зависимостью, является помощь их близким, для которых проводятся индивидуальные консультации, групповая работа и беседы священнослужителей и психологов.

Теперь вернемся к нашей задачке:
Дано: Болезненное состояние души, забывшей о Боге.
Найти: Способ выхода из болезни для заблудшей души; способ выхода из болезни для близких заблудшей души.
Решение: Необходимо отметить, что в нашей задачке есть множество «плавающих» переменных, ведь общего шаблона, как исцелиться зависимому и как не пострадать его близким — не существует. Но есть фундаментальный базис, на который можно опереться в любой неразрешимой ситуации — это Молитва, Вера, Надежда, Терпение, Прощение и Любовь. Любовь, та самая, которая «все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и….никогда не перестает» (1 посл. Коринф. 13-7,8).

Психологи утверждают, что без доброй воли самого зависимого спасение от болезни невозможно. Но тысячелетний опыт веры православной может привести в качестве свидетельств множество чудесных, нелогичных, нерациональных исцелений. Алгоритм действий для каждого, кто столкнулся с подобной проблемой заключается в самом важном — не отворачиваться, помочь по мере своих ресурсов, оставаться человеком в отношениях с зависимым.
Ответ: Всегда стоить помнить, что каждый в земной жизни проходит свой уникальный крестный путь: хронический алкоголик — свой, а каждый ближний хронического алкоголика (родители, жена, дети) — свой.

Нельзя сводить решение уравнения из множества переменных к нахождению единственного «корня», а именно — обвинить в болезни самого болящего, а для себя припрятать роль «без вины виноватого».
Проблема касается всех. Не будь равнодушным. Не теряй собственный человеческий облик, пока упрекаешь другого в том, что он давно потерял свой.

АВТОР: Виктория Ковалёва @vikovalyova_crochetory

Христос Воскресе, друзья! Если вам понравилась статья, поддержите, пожалуйста, наш миссионерский проект! Мы будем рады репостам и финансовой помощи. Пожертвование можно отправить по номеру карты:
4276 5500 8597 5608
Мария Григорьевна О.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *